И К И
ИМО
Н
НОК
Э Й О Н Н Е
ЕМ
Е
Р
В
О
С
Е Л
из
О
Р
П
Е
Ы
Н
л
Л
й
Т К А
УДК 339.5
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
И ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19
Маслова Жанна Николаевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела, д. филол. н., доцент, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается влияние непредвиденных глобальных условий на трансграничную электронную торговлю. Автором рассмотрены изменения, связанные с COVID-19 и кризисными явлениями в мировой экономике, которые отразились на действиях участников рынка электронной торговливРоссии,Китае,Европе, США, итеположи-тельные тенденции и трансформации, которые намечаются в данной сфере
Ключевые слова: дропшиппинг; трансграничная электронная торговля; пандемия COVID-19; цепочки поставок; торговая площадка; ритейл
MAJOR TRENDS IN THE DEVELOPMENT AND TRANSFORMATION OF CROSS-BORDER ELECTRONIC COMMERCE DURING THE COVID-19 PANDEMIC
Maslova Zhanna N.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head Researcher of Research Department, Doctor of Philology, Docent, e-mail: [email protected]
The paper examines the impact of unanticipated global environmental conditions on cross-border electronic commerce using the COVID-19 pandemic as an example. The author examines some changes related to the behavior of buyers and crisis events in the world economy, the actions of the participants of the e-commerce market in Russia, China, Europe and the USA, and outlines some trends of business process optimization in this sphere
Keywords: dropshipping; cross-border electronic commerce; COVID-19 pandemic; supply chain; trading platform; retail
Для цитирования: Маслова Ж.Н. Основные тенденции развития и трансформации трансграничной электронной торговли в период пандемии СОУЮ-19 // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 66-70.
Электронную коммерцию можно рассматривать в качестве двигателя глобального экономического роста. В задачи ВТамО как международной организации входит, в том числе, обеспечение безопасности трансграничной торговли и создание условий для ее устойчивого развития.
Согласно разработанным Рамочным стандартам для трансграничной торговли (Cross-Border E-Commerce Framework of Standards) [1] основными направлениями деятельности являются обмен предварительными электронными данными для эффективного управления рисками и расширенное содействие увеличению объемов трансграничных поставок малых и малоценных товаров от бизнеса к потребителю (B2C) и от потребителя к потребителю (C2C), принятие упрощенных таможенных процедур, сбор поступлений и возврат таможенных платежей в тесном партнерстве с участниками электронной торговли. Рамочными стандартами также поощряется использование оборудования для неинтрузивного контроля, анализа данных и других передовых технологий для поддержки безопасной, надежной и устойчивой трансграничной электронной торговли. Эти меры и ранее определялись как основные в эпоху поступательного развития мировой экономики, открытости границ, налаженной деятельности международных организаций. Однако пандемия во многом изменила социально-политическую и экономическую ситуацию в мире, что
сказалось, в частности, на трансграничной торговле и перспективах ее развития.
Если опираться на глобальный контекст, то ситуация выглядит следующим образом. В конце января 2020 г., когда в списках жертв пандемии ко-ронавируса были лишь 25 человек, аналитиками прогнозировался положительный эффект на электронную торговлю и на компании с ней связанные, например такие как Amazon (Амазон).
К этому моменту торговые электронные площадки столкнулись со всплеском спроса на маски и термометры. Такие ритейлеры, как Taobao, Suning, and JD.com занялись контролем цен на востребованные товары, а Alibaba заявил о субсидировании производителей масок для удержания цены [2]. К середине марта многие розничные площадки испытали всплески онлайн-продаж товаров, связанных с защитой от вируса, таких как чистящие средства и товары для здоровья. Онлайн-продажи товаров для здоровья выросли на 52 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество онлайн-покупателей увеличилось на 8,8 % с момента начала распространения коронавируса [3]. Первые три места продаж - медицинские маски (590 %, по сравнению с предыдущим периодом*), дезинфицирующее средство для рук (420 %*), дезинфицирующие салфетки (184 %*) [3].
К негативным факторам, влияющим на объем продаж, относятся страхи по поводу масштаба распространения вируса, неуверенность, заставляющая
людей сохранять деньги. Благодаря технологиям, онлайн-торговля в наши дни растет по объективным причинам - это с одной стороны. С другой стороны, соцсети нередко распространяют ложную информацию, и увеличивают страх, который, в свою очередь, влечет экономический ущерб.
Другой проблемой являются перебои в цепочке поставок. Так, согласно отчету Global Port Tracker, снизился импорт в крупных американских портах из-за закрытия заводов и ограничений на поездки в Китай, от которых зависит производство и выполнение заказов [3]. На конец апреля 2020 г. можно констатировать следующее: продавцы, которые производят или поставляют свои товары из Китая, не уверены, как вся эта ситуация повлияет на цепочку поставок или на спрос на их продукцию. Хотя положительным является то, что фабрики в Китае продолжают возвращаться в производственный режим и поставки налаживаются, но проблемы, влияющие на перемещение грузов, все еще существуют, например, отсутствие достаточного количества водителей грузовиков для перемещения грузов в китайские порты. Розничные продавцы работают как со своими поставщиками, так и с поставщиками транспортных услуг, чтобы обеспечить минимизацию сбоев [3], потому что вследствие пандемии в этой отрасли создается неопределенность цепочек поставок, отсюда нельзя предугадать спрос, и в любой момент может создаться ситуация неопределенности спроса.
В Европе, согласно исследованию, проведенному Немецкой ассоциацией ритейлеров, в начале марта из-за коронавируса 55 % интернет-ритейлеров уже испытали убытки в повседневной деятельности. Доверие потребителей к «made in China» в настоящее время подорвано, и 82 % всех онлайн-ритейлеров ожидают ухудшения ситуации [4]. Китай доминирует в цепочках поставок, и перед участниками рынка стоит задача поиска новых производителей, поставщиков сырья и товаров, расширения ассортимента продукции.
Произошла такая ситуация: вирус, который поставил под угрозу не только здоровье человечества, но и оказался способен оказывать негативный эффект на трансграничную торговлю в целом и на отдельные компании, подобные Амазон, в частности. Долгосрочные последствия пандемии пока неизвестны, и многие продавцы снижают свои прогнозы продаж на текущий год. Согласно опросу портала «Digital Commerce 360» в этих условиях 44 % ритейлеров страдают из-за задержки продукции, а 40 % - из-за нехватки запасов. Кроме того, многие продавцы розничной продукции изменили свой прогноз на 2020 г. с позитивного на негативный, поскольку предполагают, что продажи и выручка упадут; 36 % ритейлеров, опрошенных в мае текущего года, говорят, что их бизнес электронной коммерции упадет из-за коронавируса, но все же 26 % уверены, что электронная коммерция будет такой, как прогнозируется [3]. Большинство розничных
продавцов - 58 % - считают, что вирус повлияет на доверие потребителей, что может повлиять и на экономику в целом [3].
Проблемы с цепочками поставок, нехватка продукции и потенциальное снижение потребительского спроса также могут привести к замедлению роста электронной коммерции, если экономика пошатнется или войдет в рецессию.
Небезынтересен вопрос, как приспосабливается к новым условиям онлайн-бизнес. Пока ритей-леры рассматривают мир через раздвоенную линзу (онлайн и оффлайн), потребители уже давно стали «омниканальны» и используют интернет для принятия решений о покупке в оффлайн-режиме. Сегодня потребителей, как правило, меньше всего интересует взаимодействие с конкретным каналом, их интересует удобство, цена и иные особенности обслуживания.
В настоящее время активно решается проблема сохранения цепочек поставок. К 6 апреля 2020 г. в ряде европейских стран, включая Францию, Бельгию, Италию, Испанию и Германию было введено закрытие территорий. Это создало серьезную ситуацию для доставки товаров (значительные задержки или даже отсутствие доставки). В этой связи цепочка поставок и уровень запасов на складах оказались особенно уязвимы, особенно когда производство находится за рубежом или продукция импортируется, что является повсеместным для онлайн-продав-цов. Значимым событием на рынке трансграничной электронной торговли стала временная частичная приостановка сервиса Fulfillment by Amazon, который позволял большую часть обязанностей продавца по хранению, упаковке, доставке товаров переложить на компанию Amazon [5]. Хотя пандемия и не привела к запрету доставки посылок, она все же негативно отразилась на своевременной доставке грузов по всей Европе.
Пограничный контроль ужесточился, и, несмотря на то, что в Европе это отразилось на перемещении товаров лишь косвенно, тем не менее, возможные дополнительные проверки на пограничных переходах, как правило, приводят к задержкам поставок. Кроме того, правительства стран повсеместно заставили закрываться «непрофильные» магазины по всей Европе, (например, магазины одежды, цветочные магазины и т.д.). Ограничения коснулись также пунктов сдачи-приемки (Pick-Up and Drop-Off (PUDO) points), где потребители могли получить свой товар, в силу того, что многие из них располагаются в общественных местах и торговых центрах. Как следствие, участники рынка стали искать способы доставки непосредственно потребителю. Крупные логистические компании, такие как DHL, DPD, GLS, UPS разместили на своих сайтах странички с обновляемой информацией о возникающих ограничениях и меняющихся условиях [6].
Единые понятные всем правила перестали работать - в каждой европейской стране сложилась своя малопредсказуемая ситуация.
В отдельных местностях ряда государств и в некоторых странах Европы на начало апреля 2020 г. было объявлено, что сбор, хранение и доставка отправлений полностью остановлены до дальнейшего уведомления - это Италия, Франция, Германия.
В этой кризисной ситуации онлайн-продавцам предлагаются различные сервисы. Развитие трансграничной торговли сейчас находится на таком уровне, что существуют различные электронные площадки и инструменты, позволяющие управлять запасами продукции и цепочкой поставок. В ответ на введенные компанией Амазон ограничения продавцам, им приходится налаживать связи с другими транспортно-логистическими компаниями (Ships-a-lot [7]), использовать метод FBM (Fulfillment By Merchant), когда продавец контролирует весь процесс обработки и отгрузки товара. Вместо оплаты услуг в Amazon, продавец использует свои собственные ресурсы и отправляет товары непосредственно покупателю.
Еще один популярный вариант - переключение на прямые поставки или дропшип (dropshipping). Это метод управления цепью поставок, при которой продавец осуществляет розничную торговлю без промежуточного хранения товаров на своём складе. Интернет-магазины, работающие по этому методу, получают от поставщика или производителя товара возможность заказать его по более низкой цене, к которой собственник магазина может добавить свою наценку любой величины, каковая и составит его доход. Здесь также есть электронные сервисы, такие как Spocket [8], где можно найти поставщиков из Европы и США, что актуально для небольших интернет-магазинов.
Онлайн-продавцам предлагают также начать сотрудничество с офлайн-ритейлерами. Офлайн-ритейлеры в эти непростые времена испытывают значительные трудности, а работая вместе, в содружестве можно увеличить как свои продажи, так и расширить свою целевую аудиторию.
Принятие различных мер обусловлено и реакцией на изменение потребительского поведения. Общей тенденцией является тот факт, что клиенты переходят в онлайн-ритейл, чтобы избежать посещения магазинов, где существует повышенный риск заражения COVID-19. Здесь интересен опыт Китая, потому что в этой стране ситуация с вирусом начала развиваться раньше, и китайскому бизнесу пришлось раньше на нее реагировать. Например в марте, в Китае, по данным сервисной компании Meituan Dianping [9], продажи сырых продуктов питания, таких как овощи, мясо и морепродукты, выросли втрое. Другая китайская компания Ele. me, входящая в Alibaba Group, также подтвердила, что заказы на продукты питания почти удвоились, а в JD Daojia заявили, что продажи выросли почти в четыре раза [9].
Ряд компаний пищевой промышленности диверсифицировали свою деятельность. Так, китайская ветвь мирового производителя кондитерских
изделий использовала кризис в качестве катализатора для ускорения цифровой трансформации -они отменили офлайн-маркетинг на День святого Валентина и реинвестировали все ресурсы в цифровой маркетинг [9].
Предсказуемо выросли объемы сетей по доставке еды. Некоторые рестораны в условиях пандемии предлагают полуфабрикаты для своих клиентов, которые хотели бы оставаться дома и готовить сами.
Сети отелей, ресторанов и кинотеатров в Китае, испытавшие массовое падение количества посетителей или вовсе закрытие, перенаправили своих сотрудников для оказания услуг доставки в компанию Hema - первый в мире цифровой продуктовый супермаркет, принадлежащий Alibaba, который остро нуждался в рабочей силе. Другие омниканальные игроки, включая компании Ele, Meituan и другие, последовали этому примеру, заимствуя рабочую силу.
Китайская косметическая компания Lin Qingxuan была вынуждена закрыть 40 % своих магазинов, переместив всех консультантов по красоте в виртуальное онлайн-обслуживание клиентов, благодаря чему компания добилась роста доходов на 200 %, по сравнению с предыдущим годом [9].
Аналогичные процессы по развитию электронной торговли происходят в Италии - стране, где пандемия приобрела значительный масштаб, что привело к полному закрытию отдельных территорий. Например, в регионе Ломбардия, куда был временно запрещен въезд и выезд граждан, сосредоточено производство обуви, производители которой объявили о создании видеокаталогов, виртуальных шоу-румов, инструкций, об онлайн-встречах с покупателями и онлайн-конференциях [10]. Однако обувь относится к специфичным товарам, и многие покупатели отказываются от покупок, не видя обувь лично, и, несмотря на развитие электронной торговли и омни-канальности, в этой сфере общей тенденцией, скорее всего, будет наблюдаться сокращение объемов продаж и пересмотр коллекций в сторону их сокращения. Опыт итальянских обувщиков показывает, что не каждый бизнес можно безболезненно переместить в виртуальную среду, при этом есть мнение, что даже после открытия торговых центров люди в них не вернутся в прежнем количестве [11]: изменятся логистические цепочки, и правила передвижения по стране и за ее пределами будут иными.
В России в сфере электронной торговли на момент активного развития пандемии (апрель 2020 г.) зафиксированы оптимистичные настроения в плане роста числа покупателей, спроса на товары, перевода сотрудников многих компаний и организаций на удаленный режим работы. Так, российские продавцы отмечают рост спроса на детские товары и товары общего потребления [11], хотя следует отметить, что российский рынок электронной торговли относительно небольшой. «Доля онлайн-торговли от общего объема розничной торговли в России за 2019 г. выросла на 0,3 процентного пункта и достигла 2 %. Такие данные приводит
Федеральная служба государственной статистики; ... самая высокая доля онлайн-продаж в минувшем году (5,3 %) была зафиксирована в Новосибирской области» [13].
На российской почве в условиях пандемии действуют противоречивые факторы - количество «посылок из-за рубежа, получаемых в России в рамках трансграничной электронной торговли, снизилось в первом квартале 2020 г. на 22 %, по сравнению с тем же периодом прошлого года» [13]. В первом квартале 2020 г. границу пересекли 71,9 млн посылок (для сравнения - 92,2 млн в первом квартале 2019 г.). Поступления в бюджет составили 360 млн руб. (214 млн руб. - опять-таки первый квартал 2019 г.) [13]. Следует отметить, выросли таможенные сборы из-за снижения порога беспошлинной онлайн-торговли. По-прежнему основным поставщиком товаров является Китай -на него пришлось более 90 % почтовых отправлений, далее следуют Великобритания, Финляндия, страны Евросоюза, США [13].
В России отмечается рост продаж в аптечном сегменте, участники электронного рынка готовятся к увеличению онлайн-продажи лекарств. Состоявшееся подписание В.В. Путиным указа о возможности дистанционной продажи безрецептурных лекарств может увеличить объем рынка электронной торговли на 20 - 30 % [11].
Приходится констатировать, глобализация сильно повлияла на структуру экономики и производства. Это привело к тому, что в условиях глобального кризиса многие связи оказались разрушенными, находятся под угрозой международные цепочки разделения труда - например, в fashion-индустрии кризис привел к остановке и разрыву глобальных цепочек поставок [11]. В то же время за последнее десятилетие возникло много технологий, которые способны создать новые рынки.
Электронная коммерция в настоящее время решает ряд проблем в режиме реального времени и потенциально спасает жизни людей по всему миру. Оптимистичный сценарий заключается в том, что цифровая сторона розничного бизнеса способна расти более быстрыми темпами, чем предсказывали предыдущие прогнозы. В это трудное для мира время электронная коммерция продемонстрировала свою надежность и оказалась способна ответить на вызовы, которые еще годом ранее бизнесом не предполагались и не учитывались. Это позитивный момент для достижения долгосрочных целей цифровой трансформации общества.
Среди экспертов по цифровому маркетингу широко распространено мнение, что социальное дистанцирование и вынужденное пребывание дома смогут стимулировать электронную коммерцию [14]. Потребители будут переносить все больше покупок в интернет, поскольку и дальше будут стараться избегать общественных мест, а такие компании, как Amazon, службы доставки и онлайн-подразделения крупных розничных
сетей станут крупными бенефициарами в сложившейся ситуации.
Неизбежно развитие омниканальности. Предполагается, что в будущем и провинциальные магазины освоят доставку товаров на дом, учитывая, что на сегодняшний день доставка в России дорогая и это, несомненно, тормозит развитие электронной торговли. Другой прогнозируемой тенденцией является рост числа безналичных платежей и развитие бесконтактной доставки.
В России рынок электронной торговли скорее всего будет концентрироваться вокруг крупных компаний, потому что у них есть возможность выстраивать эффективную логистику и привлекать большой объем товаров на склад. В Европе эти объемы уже сконцентрированы у крупнейших мар-кетплейсов, через которые продается гигантский объем товаров [11].
Роль таможенных органов в трансграничной электронной торговле также велика. Они должны обеспечить прозрачность каждой цепочки поставок и эффективный государственный контроль в изменившихся условиях. Применительно к России среди самых существенных тенденций следует отметить изменения в структуре импорта с такими странами, как Турция, Казахстан, Белоруссия. Повышаются требования к безопасности перевозок, в том числе к обработке транспортных средств, к тому же с закрытием границ из-за COVID-19 грузы дольше находятся в пути. Как результат, для участников внешнеэкономической деятельности возникают дополнительные риски в виде несоблюдения условий контрактов или срывов поставок, что опять-таки заставляет таможенные органы, учитывая глобальную переориентацию рынков, гибко перестраивать свою деятельность под реальные вызовы времени.
Библиографический список:
1. Cross-Border E-Commerce Framework of Standards. URL: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/ public/global/pdf/topics/facilitation/activities-and-programmes/ecommerce/wco-framework-of-standards-on-crossborder-ecommerce_en.pdf?la=en
2. Tripathi V. Coronavirus - A Detailed Report on Causes and Impacts on Major Economies, Aviation and E-Commerce. Fracoso. URL: https://medium. com/fracoso/coronavirus-a-detailed-report-on-causes-and-impacts-on-major-economies-aviation-and-e-commerce-2793f99b34aa
3. Crets S. How the coronavirus is affecting online retailers. Digital commerce. // URL: https:// www.digitalcommerce360.com/2020/03/12/ coronavirus-affects-online-retailers/
4. Butcher S. How the coronavirus affects your e-commerce business. Sendcloud // URL: https://www.sendcloud. com/coronavirus-ecommerce/
5. Butcher S. Fulfilment-By-Amazon frozen: alternatives during COVID-19. Sendcloud. // URL: https://www. sendcloud.com/alternative-amazon-fba/
6. DNL. Corona in Europe. // URL: https://www.dhlparcel. nl/en/business/corona-europe
7. Ships-a-lot URL: https://www.ships-a-lot.com/
8. Spocket URL: https://www.spocket.co/
9. Karwatka T. What eCommerce Managers and Directors should know in the time of Coronavirus? Divante. // URL: https://divante.com/blog/what-ecommerce-managers-and-directors-should-know-in-the-time-of-coronavirus/
10. Hirschmiller S. Here's How Designers Are Fighting the Impact of the Coronavirus Inside Italy's Lockdown Zone. FN // URL: https://footwearnews.com/2020/focus/ designers/italy-lockdown-shoe-designers-fightring-covid-19-business-disruptions-1202944781/
11. Российский e-commerce в период пандемии. Федеральный бизнес-журнал. // URL: https://business-magazi ne.online/fn_38299.html
12. Росстат зафиксировал рост онлайн-торговли в России в 2019 году. ИА REGNUM // URL: https://regnum. ru/news/economy/2923103.html
13. Пандемия привела к сокращению в России зарубежных онлайн-покупок. ИА REGNUM // URL: https:// regnum.ru/news/economy/2923450.html
14. SterlingG.Coronavirusande-commerce:It'scomplicated. Marketing Land // URL: https://marketingland.com/ coronavirus-and-e-commerce-its-complicated-277480