Научная статья на тему 'КИТАЙСКИЙ РЫНОК ОНЛАЙН-ТОРГОВЛИ'

КИТАЙСКИЙ РЫНОК ОНЛАЙН-ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1055
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
электронный рынок / цифровые технологии / конкуренция / коронавирус / цифровой шёлковый путь / electronic market / digital technologies / competition / coronavirus / digital silk road

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Пин, Ци Юн Лю, Тан Ци

В статье рассмотрены тенденции развития электронной торговли в Китае и ее значение для восстановления экономики после снятия карантинных мероприятий. Переход на цифровые технологии торговли стал фактором для выживания при чрезвычайных обстоятельствах (пандемии коронавируса). Определены мероприятия в дальнейшем развитии электронной торговли для преодоления экономического кризиса. Произведен анализ деятельности мировых гигантов электронной торговликомпаний eBay,Amazon и причина их ухода с китайского электронного рынка. Росту электронной коммерции в Китае способствует рост благосостояния китайского народа, согласно реализации государственных программ и достижение цели – построения зажиточного общества. Указаны актуальные тенденции дальнейшей цифровизации китайского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA ONLINE TRADE MARKET

The article considers the development trend of electronic commerce in China and its significance for economic recovery after quarantine measures are lifted. The transition to digital trading technology has become a factor for survival in extreme circumstances (coronavirus pandemics). Measures are identified in the further development of electronic commerce to overcome the economic crisis. The analysis of the activities of the global giants of e-commerce companies eBay. Amazon and the reason for their departure from the Chinese electronic market. The growth of e-commerce in China is promoted by the growth of the well-being of the Chinese people, according to the implementation of state programs and the achievement of the goal of building a prosperous society. Current trends of further digitalization of the Chinese market are indicated.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКИЙ РЫНОК ОНЛАЙН-ТОРГОВЛИ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10470 Ли Пин,

УДК327' 336 74 старший преподаватель Хулунбуирского университета

Д ' ' (г. Хайлар, КНР),

Ци Юн Лю,

доцент Хулунбуирского университета (г. Хайлар, КНР),

Тан Ци,

магистр Хулунбуирского университета (г. Хайлар, КНР),

e-mail:910502776@qq. com

КИТАЙСКИЙ РЫНОК ОНЛАЙН-ТОРГОВЛИ

Аннотация. В статье рассмотрены тенденции развития электронной торговли в Китае и ее значение для восстановления экономики после снятия карантинных мероприятий. Переход на цифровые технологии торговли стал фактором для выживания при чрезвычайных обстоятельствах (пандемии коронавируса). Определены мероприятия в дальнейшем развитии электронной торговли для преодоления экономического кризиса. Произведен анализ деятельности мировых гигантов электронной торговли- компаний eBay,Amazon и причина их ухода с китайского электронного рынка. Росту электронной коммерции в Китае способствует рост благосостояния китайского народа, согласно реализации государственных программ и достижение цели - построения зажиточного общества. Указаны актуальные тенденции дальнейшей цифровизации китайского рынка.

Ключевые слова: электронный рынок, цифровые технологии, конкуренция, коронави-рус, цифровой шёлковый путь.

Li Ping,

senior teacher of Hulunbuir University (Hailar, PRC),

Qi Yun Liu,

associate professor of Hulunbuir University (Hailar, PRC),

Tang Qi,

master of Hulunbuir University (Hailar, PRC)

CHINA ONLINE TRADE MARKET

Annotation. The article considers the development trend of electronic commerce in China and its significance for economic recovery after quarantine measures are lifted. The transition to digital trading technology has become a factor for survival in extreme circumstances (coronavirus pandemics). Measures are identified in the further development of electronic commerce to overcome the economic crisis. The analysis of the activities of the global giants of e-commerce companies eBay. Amazon and the reason for their departure from the Chinese electronic market. The growth of e-commerce in China is promoted by the growth of the well-being of the Chinese people, according to the implementation of state programs and the achievement of the goal of building a prosperous society. Current trends of further digitalization of the Chinese market are indicated.

Key words: electronic market, digital technologies, competition, coronavirus, digital silk

road.

Рынок электронной торговли в докоро-навирусный период демонстрировал ускоренное развитие. Пандемия и последовавший за ней карантин положительно повлияли на дальнейшее развитие электронной торговли, резко усилился интерес продавцов и покупателей к дистанционной торговле. Переход на цифровые технологии торговли стал фактором

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

для выживания при чрезвычайных обстоятельствах.

Электронная коммерция - сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций (рис.1)[1].

Компании, занимающиеся созданием интернет-магазинов

Платежные сети и услуги

цифрового кошелька обеспечивают обработку платежей

Транспортные и логистические компании обеспечивают доставку посылок

Интернет-магазины связывают покупателей и продавцов

Рис.1. Структура электронной коммерции

Лидерство в мировой торговли зависит от скорости внедрения цифровых технологий в торговую деятельность.Развитие электронной коммерции в мире происходит не равномерно. Первенство в данном направлении принадлежит США, но страны Азии обладают большим рыночным потенциалом.

В настоящее время, при выходе из экономического кризиса, для всех участников рынка электронной торговли необходимо:

• мгновенная реакция на любые перемены;

• быстро перестраиваться в соответствии с изменившимися условиями;

• сохранение качества существующих услуг;

• внедрять новые форматы сервисного обслуживания.

Ужесточилась конкуренция между гигантами электронной торговли (рис.2).

у Американская компания: предоставляющая услуги в областях интернет аукционов и интернет-магазинов

Pacebook социальный инструмент интфнет-магазина в Pacebook, Facebook Pay

azor -я reo Amazon. Доставка: от дронов и роботов-курьеров до оплаты с помощью битноин

Э РауРЫ Крупнейшая дебетовая международная электронная платёжная система

СЗо gle Google виртуальный голосовой помощник Google Assistan. Отел еживани е эл екгронной торговли

BaiS'Sd Таобао - китайская компания, предоставляющая веб-сервисы, основным из которых является поисковая система

У Alibaba AHbaba обладает собственной платежной системой под названием Aiipay, применяется ив Таобао

Tencent Китайская инвестиционная холдинговая компания, интернет-провайдер

Ki Instagram Checkout, позволяет потребителям приобретать товары мгновенно, прямо из приложения

Рис. 2. Гиганты электронной торговли

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Китайский рынок на фоне пандемии стал1. мощным полчком для роста онлайн-торговлине только в Китае, но и во многих странах мира. Онлайн- и офлайн-ритейлеры ускоренными темпами перешили на инновационные и инфраструктурные расширения.

На рынок КНР приходится наибольшая доля онлайн-продаж в мире. Рынок электронной торговли в Китае состоит из 3-х базовых сегментов:

• потребительского сектора (форматы В2С и С2С),

• корпоративного сектора (В2В);

• сектора государственных (муниципальных) закупок (B2G).

Нормативно-правовая база электронной торговли представлена такими документами:

• «Программа о развитии интернет-бизнеса в период «12-й пятилетки» (2011 г.);

• «Временные меры регулирования сетевой торговли товарами и соответствующими услугами» (2010 г);

• «Специальный план по развитию логистики в сфере электронной торговли (2016— 2020)» (2016 г.):

• «Налоговый циркуляр по электронной торговле» (2016 г.);

• Список импортируемых товаров трансграничной электронной розничной торговли (2016 г.):

• «Сделано в Китае — 2025» - повышении производительности с использованием цифровых технологий и «зеленых» стандартов;

• «Интернет плюс» - проведение компьютеризации всех имеющихся на территории КНР предприятийк 2025г.;

• Руководство по применению новых технологий в финансировании экономики на основе блокчейн (2019 г.) [2,3,4].

Уверенной позиции на китайском рынке, пока ещени одна иностранная компании не имеет, хотя неоднократные попытки были.

Американская транснациональная компания eBay, первая пыталась завоевать китайский рынок и в 2002 г. приобрела самый популярный в КНР на тот момент сайт электронной коммерции EachNet, который имел более 2 миллионов пользователей и 85% онлайн-рынка в КНР. В 2003 г. открылся интернет-магазин Taobao (^ЗИИ), основа-тельAlibabaGroup и составил серйозную конкуренцию EachNet.^ в 2006 reBay продал EachNet компании TomOnline[5,6].

EachNet работал в основном на С2С-рынке, а Alibaba занимался преимущественно В2В-сег-ментом.

Особенности сайта Taobao:

Сайт бесплатный.

2. Доверительные отношения между пользователями.

3. Дизайн сайта в китайском стиле и с большим количеством ссылок.

4. Сотрудники носят имена вымышленных мастеров кунг-фу из исторического романа Цзиня Юна.

5. Регистрация только с помощью удостоверения личности и данных о банковском счёте.

6. Alipay важен в первую очередь не как платежная система, а как сервис, который помогает избежать мошенничества и наладить доверие между пользователями.

7. Наличие встроенного мессенджера Wangwang, с помощью которого покупатели и продавцы могут в реальном времени обсуждать детали заказа, жаловаться и торговаться.

Но нашему мнению, причины краха компании eBay следующие:

• упор был сделан на систему аукционов, которые действовали на подержанные, личные товары; а для китайца покупка таких товаров - символ бедности.Китайцы больше предпочитают совершать покупки по согласованной цене без каких-либо аукционных игр;

• негибкость в онлайн-платежах (оплата с помощью транзакций, почтовых переводов, кредитными картами);

• перенос технологической базы компании из Китая в США (перевод пользователей EachNet на платформу eBay US);

• китайское правительство не одобряло этот проект (частая блокировка интернет-страниц).

После провала eBayна китайский рынок в 2004 году вышла компания Amazon - гигант западного ритейла. Amazonприобретая крупнейший в Китае интернет-магазин Joyo.com и создает азиатское отделение Amazon.com. Однако после многих лет безуспешной конкурентной борьбы с Alibaba в апреле 2019 г. Amazonуходит из китайского рынка[7].

Китайский рынок онлайн-торговлипродол-жает превышать темпы роста американского рынка онлайн-торговли начиная с 2013 года. В 2018 году оборот онлайн-ритейла в Китае составил около $1,33трлн, а интернет-продажи физических товаров составили $1,03 трлн[8].

Китайская электронная торговля в 2019 году составила 55,8% мирового онлайн-ритейла. Основные компании электронного рынка КНР представлены на рис.3.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Рис. 3. Основные представители электронного рынка Китая (%)

Росту электронной коммерции в Китае способствует рост благосостояния китайского народа, который становятся более платежеспособными и разборчивыми.

На третьей сессия Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва утверждалось, «что несмотря на замедление роста экономики после эпидемии, все намеченные программы социальной помощи будут выполнены. Ранее на 2020 год было запланировано полное преодоление бедности и построение общества средней зажиточности» [9].

Очевидно, платежеспособность будет повышаться, и происходит смена эпохи «Сделано в Китае»на эпоху «Сделано для Китая». Главный упор делается на развитие внутреннего рынка, путем поддержания спроса на товары и услуги в самой КНР, технологическое развитие[10].

Китайделает юань резервной валютой, происходит ускоренное развитие цифровой экономики, искусственного интеллекта, облачных технологий, «Интернета Вещей», технологий «Больших Данных», спутниковой системы навигации, сверхбыстрой широкополосной связи IntemetPlus и пр.

Сельскохозяйственный банк уже начал работать с электронным юанем.который является первой цифровой валютой.

КНР выстраивает свою торговую стратегию исходя из актуальных тенденций времени:

1.Торговля без барьеров (мобильная коммерция, социальная коммерция, голосовые помощники, мессенджеры, дополненная реальность и др.).

2.Покупка одной кнопкой (универсальные корзины и кнопки «нажмите, чтобы купить»).

3. Прямые продажи от производителей.

4. Автоматизация фулфилмента.

5. Умное ценообразование.

6. Блокчейн технологии.

7. Омниканальные платформы.

В развитии электронной торговли ведущую роль играет реализация проекта «Цифровой Шелковый Путь», создание цифровых зон свободной торговли (упрощение режима таможенного регулирования, снижение барьеров для иностранных фирм при входе на китайский рынок и др.) [9, с.18].

Исходя из вышеизложенного делаем выводы, что электронная торговля Китая развивается самыми быстрыми темпами в мире. Сфера применения и эффективность цифровых технологий расширяются очень активно и несмотря на усиленный контроль (со стороны США) и замедленное развитие мировой экономики гиганты китайской электронной торговли завоевывают рынки завтрашнего дня.

Список литературы:

[1] Ли Пин. Развитие трансграничной электронной торговли в Хулунбуире //Проблемиоблко-во-анал^ичногозабезпеченняуправлшняпщ-приемницькок^яльнютю: матерiали II 1Мжнар. наук. - практ. конф. (м. Полтава, 23 штня 2020 р.) Полтава: Видавництво ПП «Астрая», 2020. с.636-639.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Олесик Т.А., Терновская А.Д. Рынок электронной торговли Китая // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №4-1. с.23-30

[3] Чайка И. Ю. Новеллы правового регулирования в сфере трансграничной электронной торговли в китайской народной Республике // Акту-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

альные проблемы российского права. 2016. №9 (70), с.45-49

[4] Прутовая О. А. Мировые аспекты развития электронной торговли // Наука и образование сегодня. 2018. №11 (34).с. 56-60.

[5] Янь Цзы Сяо, Ашмарина Т.И. Цифровые технологии в АПК Китая //Физика и современные технологии в АПК: Материалы XI Международной молодежной конференции - Орёл: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2020. с. 355-360.

[6] Ци Юн Лю Цифровая экономика Китая и проблемы бухгалтерского учета//Проблемиоблко-во-анал^ичногозабезпеченняуправлшняпщ-приeмницькоюдiяльнiстю :матерiали II Мiжнар. наук. - практ. конф. (м. Полтава, 23 штня 2020 р.) Полтава: Видавництво ПП «Астрая», 2020, с.467-470.

[7] Джан Л. Цифровая экономика Китая: возможности и риски // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. №2. с. 192-196.

[8] Джан Л. Цифровая экономика Китая: возможности и риски // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2019. №2. с. 192-196.

[9] Ашмарина Т.И., Хоружий Л.И. Сельское хозяйство и Цифровой Шёлковый Путь / Т.И. Ашмарина, Л.И. Хоружий //Экономика сельского хозяйства России. Выпуск № 3, 2020, с. 16-19.

[10] Шуйский В.П. Международная торговля в условиях цифровизации мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №7. с. 7- 12.

Spisok lite ratury:

[1] Li Ping. Development of cross-border electronic commerce in Hulunbuir // Problems of accounting and analytical support of business management Materials of the Second InternationalSciencePracti-calConference (the town of Poltava, 23rd of April,

2020) Poltava: Publishing House PE «Astraya», 2020. p.636-639.

[2] Olesik T.A., Ternovskaya A.D. China's e-commerce market // Economics and Business: Theory and Practice. 2017. No. 4-1.p.23-30

[3] Chaika I. Yu. Novels of legal regulation in the field of cross-border electronic commerce in the People's Republic of China // Actual problems of Russian law. 2016. No9 (70), p.45-49

[4] Prutovaya O. A. World aspects of the development of electronic commerce // Science and Education Today. 2018. No. 11 (34). p. 56-60.

[5] Yan Zi Xiao, Ashmarina T.I. Digital technologies in the agricultural sector of China // Physics and modern technology in the agricultural sector: Materials of the XI International Youth Conference -Oryol: Printing company Kartush LLC, 2020. p. 355360.

[6] Qi Yun Liu Digital Economy of China and Accounting Issues // Problems of accounting and analytical support of business management Materials of the Second International Science PracticalConfer-ence (the town of Poltava, 23rd of April, 2020) Poltava: Publishing House PE «Astraya», 2020, p.467-470

[7] Dzhan L. Digital economy of China: opportunities and risks // Bulletin of international organizations: education, science, new economy. 2019. No.2. p. 192-196.

[8] Dzhan L. Digital economy of China: opportunities and risks // Bulletin of international organizations: education, science, new economy. 2019. №2. with. p. 192-196.

[9] Ashmarina T.I., Khoruzhiy L.I. Agriculture and the Digital Silk Road / T.I. Ashmarina, L.I. Khoruzhiy // Agricultural Economics of Russia. Issue No. 3, 2020, p. 16-19.

[10] Shuisky V.P. International Trade in the Dig-italization of the World Economy // Russian Foreign Economic Bulletin. 2019. №7. p. 7-12

4

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

f

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.