DOI 10.24411/2076-1503-2020-10480 УДК 339.3(045)
СЯО ЯНЬ ЦЗЫ.Р1Ю
Хулунбуирский университет (г. Хайлар, КНР) e-mail:xiaoyz1113@126.com
ЦЗЯНЧАО,PhD
Хулунбуирский университет (г. Хайлар, КНР) e-mail: mail@law-books.ru
ХА СИ БИ ЛИ ГЕ,
старший преподаватель, Хулунбуирский университет (г. Хайлар, КНР) e-mail:hasituhabi@ 126.com
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ
Аннотация. В статье приведеныфакторы влияния коронавируса на инициативу «Один пояс, один путь» и экономические последствия для стран-участниц.Указаны проблемные вопросы в дальнейшем развитии экономических коридоров «Экономического шелкового пути». положительные и отрицательные последствия пандемии, причины пересмотра темпов и масштабов инфраструктурных проектов.Выделены основные направления восстановления экономики стран-участниц инициативы. Рассмотрены перспективные направления дальнейшего развития данной инициативы в политическом, экономическом и социальном аспектах.Произведен анализ экономических показателей развития проекта «Экономического шелкового пути» за первый квартал 2020 года. В резолюции третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей13-го созыва (2020 г.) утверждены направления на активизацию продвижения инициативы «Один пояс,один путь».
Ключевые слова: инициатива,«Один пояс, один путь», пандемия, глобализация, протекционизм, либерализм.
XIAO YANZI, PhD JIANQ CHAO, PhD
HA SI BI LI GE
Hulunbuir University (Hailar, PRC)
INITIATIVE DEVELOPMENT OPPORTUNITIES «ONE BELT, ONE WAY» AFTER A PANDEMIA
Annotation. The article produced the factors of the influence of coronavirus on the initiative "One belt, one path" and the economic consequences for the participating countries. The problematic issues in the further development of the economic corridors of the Economic Silk Road are indicated. positive and negative consequences of the pandemic; reasons for revising the pace and scale of infrastructure projects. The main directions of economic recovery of the participating countries of the initiative are highlighted. The perceptual directions of the further development of this initiative in the political, economic and social aspects are considered. The analysis of economic indicators of the development of the project "Economic Silk Road" for the first quarter of 2020. The resolution of the third session of the All-China Assembly of People's Representatives of the 13th convocation (2020) approved directions for intensifying the promotion of the "One Belt, One Way" initiative.
Key words: "One Belt, One Way" initiative, pandemic, globalization, protectionism, liberalism.
Коронавирус оказал серьезное влияние на экономику стран-участниц инициативы «Один пояс, один путь» (которая включает «Морской Шелковый путь XXI века» и «Экономический пояс Шелкового пути»»), обу-
словленной тенденцией снижения экономического роста, показал уязвимость экономик различных стран. В связи с этим, странам нужно проанализировать роль государства в экономике, соотношение импорта и импортозамещения, найти
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
баланс, чтобы не усугублять экономические потери и уменьшить уязвимость экономики от последствий кризиса.
В тоже время ситуация с COVID-19 дала новый импульс для развития инициативы - обмениваться опытом относительно возможной новой волны пандемии коронавируса, развивать сотрудничество в области здравоохранения и научных разработок, гармонизировать цепочку поставок и развивать электронную коммерцию.Для дальнейшего продвижения инициативы «Один пояс, один путь» требуется доработка правовых, финансовых, таможенных и социальных аспектов данного проекта.
Цель исследования - анализ текущей ситуации и перспективы дальнейшего продвижения инициативы «Один пояс, один путь» с учетом экономических и политических возможностей.
С начала эпидемии COVID-19 Китай и страны вдоль «Одного пояса, одного пути» оказывали и оказывают друг другу помощь.Транспорт-ные коридоры, порты и логистические центры этих государств использовались для оказания медицинской помощи (поставка оборудования, приборов и медицинских принадлежностей) нуждающимся в поддержке странам-партнерам. Эти маршруты Китай назвал «Шелковым путем здоровья». Взаимосвязанные маршруты продолжают сохранять свои основные функции - обеспечивают
бесперебойную связь между Китаем и другими государствами мира, что служит доказательством тесной связи судеб всех государств и необходимость создания «Шелкового пути здоровья».
Экономики многих стран-участниц инициативы переживают потрясения, связанные с пандемией. Последствия прослеживается в:
• остановке многочисленных проектов;
• волатильности на мировых финансовых и сырьевых рынках (обвал на фондовых рынках, обвал цен на нефть и др.):
• снижении объёмов перевозок транспор-тно-логистической отрасли:
• приостановлении деятельности туристической отрасли;
• сокращении объем оптовой и розничной торговли;
• в закрытии предприятий сферы услуг;
• снижении экспорта сырьевых товаров;
• ограничении международного передвижения;
• замедлении темпов роста мирового ВВП.
В тоже время пандемия не только ограничила экономическую активность в рамках инициативы, но и дала новый импульс для понимания дальнейшего направления в развитии экономик стран -участниц с учетом решения возникших проблем (рис. 1).
Проблемные вопросы в дальнейшем развитии экономических коридоров «Экономического шелкового пути»
* Китайско-Пакистанский* вопросы имплементации проекта и их урегулирования;
• усиление региональных вызовов, тормозящие развитие данного проекта (нет внутриполитического согласия в Афганистане, меры США и Индии по блокировке ШШ, военно-политическая напряженность между Индией и Пакистаном)
* Китай-Центральная Азия, Западная Азия -
+ приведение транспорт ной нор маг ивно-правовой базы в соответствие с современными реалиями общества
* Китай-Монголия-Россия -
* необходимость усиления нормативности и целенаправленности действий
* Китай-Юго-Восточная Азия -
* в данном направлении выделяются группы стран сторонников и прот пвннков Кит ая
+ противостояние китайских и американских геостратегических интересов
* Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма -
• устранение факторов местно-регионального и глобального уровней значимости
* Китай-Восточная Азия и Китая-Восточная Европа-
+ согласование интересов со странами ЕАЭС
Рис. 1 - Экономические коридоры «Экономического шелкового пути»[1, 2, 3] ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
В научных исследованиях,озвученных на конференциях и форумах последних месяцев 2020 года,выделяются проблемные аспекты восстановления экономики стран-участниц инициативы:
1. Постпандемическая глобализация, возможно во главе с Китаем;
2. Биполярное расстройство мировой системы, разрушение двухполюсной структуры мировых политических сил;
3. Парадигма глобализации сменяется глобализацией, соотношение национального превалирует над глобальным в постпандемической экономике. Страны отдают предпочтение устойчивости и надежности производства, а не экономии средств и эффективности посредством глобального аутсорсинга;
4. Неолиберальный консенсус фундаменталистского рынка сдает позиции, исчезли дискуссии об установках «жёсткой бюджетной экономии» и ограничениях общественной политики.
По первому аспекту, Китай сейчас восстанавливает и расширяет мощности производства, активизирует продвижение инициативы «Один пояс, один путь».
По данным министерства коммерции КНР, между Китаем и странами участниками проекта за четыре месяца 2020 года внешнеторговый оборот - составил 2,76 триллиона юаней, увеличившись на 0,9 процента в годовом выражении, а инвестиции - 4,2 миллиарда долларов США в 52 страны-участницы инициативы «Один пояс, один путь», что на 11,7 процента больше по сравнению с тем же периодом 2019 года. За аналогичный период количество рейсов авиаперевозок и грузооборот по маршруту регулярных грузовых железнодорожных перевозок «Китай-Европа» увеличились на 24% и 27% соответственно, по сравнению с 2019 годом. Доставлено почти 8 тыс. тонн защитных материалов (рис.2).
Авиарейсы и грузооборот ж/д перевозок «Китай-Европа» (тыс тонн груза)
Инвестиции (миллиард доларов США)
Внешнеторговый оборот (триллион юаней)
■ 6.46
ТЧ^ 4,2
3.76
— 2Л6 1 3.06
3,1
- 2020 ■ 2019
10
Рис. 2 -Экономические показатели развития инициативы «Один пояс, один путь» (январь -апрель)
С момента запуска проекта «Один пояс, один путь» (2013-2020 гг.) размеры прямых инвестиций Китая составили более 110 млрд долларов, а общий объем товарооборота Китая со странами участниками достиг 7,8 трлн долларов. В итоге запушено более двух тысяч совместных проектов.
Относительно второго аспекта (ликвидация биполярности),Китай в действительности стремится не только к экономическому, но и к военно-политическому лидерствуи ищет компромиссы с США [4]. Китай обладает семью из десяти круп-
нейших контейнерных морских портов мира. Россия предложила Китаю «сопряжение» своего Северного морского пути с аналогичным китайским проектом.Так, в конце 2019 г.Россия, Китай и Иранпровели совместные военно-морские учения.
Китайские ученные утверждают, что суть инициативы «заключается не только в развитии своей страны при помощи «Одного пояса, одного пути», но и в том, чтобы кардинально поменять картину экономического и политического мира,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
сместить вектор с «моно» на «поли» и стабилизировать экономическую ситуацию»[5, с.305].
Согласно третьему аспекту посткоронави-русная эпоха меняет парадигму глобализации. Коронавирус ударил по доверию между государствами и поставил под сомнение все принципы мировой глобализации.Сторонники глобализма -США, Германия и Франция, показали свой политический эгоцентризм, обеспечивая только свои интересы.«Очередная пандемия обнажает не только проблемы здравоохранения, но ставит вопросы о приверженности людей и государств солидарности, об их способности преодолевать разногласия, о соотношении между взаимовыручкой и корыстью»[6, с.11].
Китай и Россия предприняли меры помощи, расширяя свои экономические и транспортные сети по всему миру.Инициатива «Один пояс, один путь»предлагает миру новый путь, содержание которого озвучил председатель КНР Си Цзиньпин: «Мы призываем народы всех стран общими усилиями строить человеческое сообщество единой судьбы, создавать чистый и прекрасный мир, где царит долгосрочный мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и инклюзив-ность» [7].
Четвертый аспект - пандемия коронавируса принесла приговор рыночным механизмам саморегулирования экономики, неолиберализм показал свою отрицательную роль и дал толчок к усилению государственных функций управления. Особенности глобализации:
• допандемическая - «Невидимая рука» рынка - стремление каждого к богатству, ведет к богатству всего общества (рыночный механизм саморегулирования экономики);
• постэпидемическая-«Рука рынка оказалась не только невидимой, но она оказалась пустой» - усиливается протекционизм. Преимущества авторитарной модели - КНР
продемонстрировал быструю мобилизацию ресурсов общества в борьбе с пандемией корона-вируса, а неолиберализм показал свою отрицательную роль, где большая часть здравоохранения является частной.
В научных кругах происходят дискуссии по поводу путей восстановления экономики. предлагаются различные варианты и модели.
В научных обсуждениях выделяются различные направления дальнейшего развития инициативы «Один пояс, один путь», это:
• инновационное развитие - кризис воспринимается как возможность перехода экономики в состояние новой промышленной революции и создание интеллектуальной транспортной системы;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020
• скоординированное развитие - направленность экономического развития на обеспечение эффективного будущего, ориентированного на развитие человеческой личности;
• «зелёное» развитие - новый глобальный курс инновационного антикризисного развития для мировой экономики. «Проект должен включать и экологический блок: обмен мнениями относительно путей экологического развития; развитие сети экологического мониторинга; проведение экологической оценки; экологический контроль за реализацией инвестиционного проекта и экологический анализ результатов реализации инвестиционного» [8, с.71].
На третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва (2020 г.) утверждены направления на активизацию продвижения инициативы «Один пояс, один путь». Дальнейшая реализация данного проекта будет осуществляться «высококачественно», с соблюдением рыночных принципов и общепринятых международных правил.
Причины пересмотра темпов и масштабов инфраструктурных проектов:
• недостаток финансовых средств (основные средства сконцентрированы на восстановление своей экономики);
• сокращение объемов государственных кредитов странам-участницам инициативы (обязательное условие - возврат инвестируемых средств);
• инфраструктурные проекты громоздки и привязаны к конкретному участку земли;
• нулевая экономическая ценность незавершённого строительства;
• инвестиционные риски с реализацией проектов в странах с политической, экономической нестабильностью.
• иностранный инвестор лишен возможности диктовать свои условия, поскольку он заранее согласен инвестировать огромные средства в принимающую страну.
В Китае происходит структурная перестройка экономики, и упор делается на развитие наукоемких отраслей, на овладение новым шестым технологическим укладом (искусственный интеллект, развитие биотехнологии, разработка и внедрение новых медицинских технологий и др.) [9, с.356].В развитие цифровых технологий Китай аккумулировал большой опыт в производстве телекоммуникационного оборудования, достиг высокого уровня развития цифровой экономики, и в следствии этого был предложен проект «Цифровой Шелковый путь» [10, с. 18].
Политика КНР в постэпидемический период в отношении инициативы «Один пояс, один путь»:
• негативное влияние эпидемии на сотрудничество в рамках инициативы носит лишь временный и частичный характер;
• в долгосрочной перспективе сотрудничество в рамках инициативы, выдержав испытания пандемии, станет еще более устойчивым, энергичным и перспективным;
• в основе этой инициативы лежат кровные интересы народов стран-участниц и тяготение к совместному развитию является источником силы ее движения;
• дальнейшее строительство данного проекта продолжается на принципах совместного обсуждения, совместной реализации и совместного использования, с открытым, экологичным и антикоррупционным подходом.
Таким образом, в перспективе, для преодоления последствий пандемии и восстановления мировой экономики Китаю необходимо усилитьин-теграционные процессы со странами ЕАЭС. Инициатива «Один пояс,один путь» приобретает более продуктивную конфигурацию в экономическом, социальном, технологическом и других планах.
Список литературы:
[1] Козлов Д.И. Первые итоги и ближайшие перспективы реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь» // PolitBook. 2018. №2. С.156-164
[2] Замараева Н.А. КНР на Ближнем и среднем Востоке и в Южной Азии (проект Китайско-пакистанского экономического коридора) // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2019. №24.
[3] Васильев Л.Е. Некоторые аспекты политики Китая в Южной Азии // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2019. №24.
[4] Байсакалова М.Н. Правовые проблемы становления и функционирования международного транзитного коридора «Западная Европа -Западный Китай» // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2018. №5 (54).
[5] Ло Линянь Китайские политологи о реализации проекта «Один пояс -один путь» // Социально-гуманитарные знания. 2020. №1. с.300-305
[6] Громыко А.А. Коронавирус, как фактор мировой политики //Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН. 2020. №2. с.7-11.
[7] Доклад Си Цзиньпина на 19-м Национальном Конгрессе КПК [Электронный ресурс] -Режим доступа: CPCvowstowinbattleagainstpoverty (дата обращения 31.05.2020)
[8] Ашмарина Т.И. Великий Шелковый путь и экологический блок развития сельских территорий //Экономика сельского хозяйства России. Выпуск: № 3, 2018. с. 71-74.
[9] Янь Цзы Сяо, Ашмарина Т.И. Цифровые технологии в АПК Китая //Физика и современные технологии в АПК: Материалы XI Международной молодежной конференции - Орёл: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2020. с.355-360.
[10] Ашмарина Т.И., Хоружий Л.И. Сельское хозяйство и цифровой Шёлковый путь //Экономика сельского хозяйства России. Выпуск № 3, 2020, с. 16-19.
Spisok literatury:
[1] Kozlov D.I. First results and immediate prospects for the implementation of the Chinese initiative "One Belt, One Road" // PolitBook. 2018. No2. S.156-164
[2] Zamaraeva N.A. China in the Near and Middle East and South Asia (the project of the Sino-Pakistan Economic Corridor) // China in world and regional politics. History and modernity. 2019.No.24.
[3] Vasiliev L.E. Some aspects of China's politics in South Asia // China in world and regional politics. History and modernity. 2019.No.24.
[4] Baysakalova M.N. Legal problems of the formation and functioning of the international transit corridor "Western Europe - Western China" // Bulletin of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan. 2018. No5 (54).
[5] Luo Lingyan Chinese political scientists on the implementation of the project "One belt is one road" // Social and humanitarian knowledge. 2020. No. 1. p. 300-305
[6] Gromyko A.A. Coronavirus as a factor in world politics // Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. 2020. No2. with. 7-11.
[7] Xi Jinping Report at the 19th National Congress of the CCP [Electronic Resource] - Access Mode: CPC vows to win battle against poverty (accessed 31.05.2020)
[8] Ashmarina T.I. The Great Silk Road and the ecological block of rural development // Economics of Agriculture of Russia. Issue: No. 3, 2018.p. 71-74.
[9] Yan Zi Xiao, Ashmarina T.I. Digital technologies in the agricultural sector of China // Physics and modern technologies in the agricultural sector: Materials of the XI International Youth Conference - Oryol: Printing company Kartush LLC, 2020. p. 355-360.
[10] Ashmarina T.I., Khoruzhiy L.I. Agriculture and the Digital Silk Road // Agricultural Economics of Russia. IssueNo. 3, 2020, p. 16-19.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020