Научная статья на тему 'Анализ инструментов интернет-маркетинга для продвижения на рынке Китая'

Анализ инструментов интернет-маркетинга для продвижения на рынке Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1236
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / РЫНОК КИТАЯ / РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ / MARKETING / MARKETING STRATEGY / MARKETING TOOLS / E-COMMERCE / CHINA MARKET / RUSSIAN COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пингин Д.В., Кузьмина А.Д.

В статье рассмотрены тенденции развития международного рынка Интернет-торговли. Затронуты вопросы, связанные с расширением российского бизнеса электронной коммерции в Китае. Более того приведен анализ наиболее распространенных в Китае инструментов интернет-маркетинга, подходящих для продвижения российских фирм сферы интернет торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CHINESE INTERNET-MARKETING TOOLS FOR PROMOTING RUSSIAN E-COMMERCE FIRMS AT THE CHINA MARKET

The article discusses trends in the development of the international e-commerce market and the issues of expansion of Russian e-commerce business to China. Moreover, article includes analysis of internet-marketing tools, that are most popular in China and can be used for promoting Russian e-commerce firms.

Текст научной работы на тему «Анализ инструментов интернет-маркетинга для продвижения на рынке Китая»

АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ

НА РЫНКЕ КИТАЯ

Д.В. Пингин1, магистр

А.Д. Кузьмина , канд. экон. наук, доцент

1Санкт-Петербургский государственный экономический университет Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Россия, г. Санкт-Петербург)

Б01:10.24411/2411-0450-2019-11090

Аннотация. В статье рассмотрены тенденции развития международного рынка Интернет-торговли. Затронуты вопросы, связанные с расширением российского бизнеса электронной коммерции в Китае. Более того приведен анализ наиболее распространенных в Китае инструментов интернет-маркетинга, подходящих для продвижения российских фирм сферы интернет торговли.

Ключевые слова: маркетинговая стратегия; маркетинговые инструменты; Интернет-маркетинг; социальные медиа; рынок Китая; российские компании.

Глобализация международного рынка и мировая цифровизация бизнеса приводят к кардинальным изменениям в области ри-тейла. Данная тенденция наблюдается и в России, где отечественные компании заинтересованы в развитии своей внешнеэкономической деятельности, в том числе и при помощи выхода на новые масштабные рынки потребительского сбыта.

Приведенная статистика на рисунке 1 демонстрирует, что доходы от продаж в электронной торговле растут каждый год и данная тенденция сохраняется до 2021 года, что указывает на то, что сфера Е-сошшегее занимает серьезное место в цифровой экономике.

Стоит также отметить, что по данным компании Admitad, Китай лидирует среди стран, ведущих электронную торговлю.

Понятие электронной коммерции достаточно обширно, по сути, она включает в себя все финансовые и торговые транзакции, которые осуществляются при помощи цифровых технологий.

Рынок электронной коммерции стремительно развивается, что можно увидеть на рисунке 1.

Доход от продаж в 2017 году составил $600 млрд в Китае, доход США $475 млрд, Японии - $105 млрд, Великобритания -$103 млрд, Германия - $57 млрд, Россия -$18 млрд [2].

Такое положение на мировом рынке связано с тем, что процессы формирования рынка Интернет-торговли в Китае начались еще с начала 2000-х гг., а на протяжении последнего десятилетия, становится

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Продажи Трлн.$

Рис. 1. Доходы от продаж в сфере E-commerce в мире [1]

примером для европейских и американских конкурентов [3].

Таким образом, рынок Китая является перспективным и интересным для российских предпринимателей, в связи с чем, становятся актуальными не только вопросы выбора форм выхода на международный рынок, но и вопросы определения маркетинговой стратегии на международном рынке, а в дальнейшем - выбора инструментов для реализации основных направлений маркетинговой стратегии. Так, в части продвижения, особое внимание следует уделить анализу и последующему отбору маркетинговых инструментов для продвижения российских компаний сферы Интернет-торговли на рынок КНР. Целью научной статьи является анализ инструментов интернет-маркетинга для продвижения на китайский рынок.

Прежде всего, необходимо определить понятие интернет-маркетинга.

М. В. Акулич дает такое определение: «интернет-маркетинг рассматривается в качестве направления маркетинга. При его реализации применяются все компоненты традиционного маркетинга, но в интернет-среде. Интернет-маркетинг (онлайн-маркетинг) можно рассматривать и как часть электронной коммерции» [4].

Далее обратимся к статистическим данным для определения наиболее перспективных средств интернет-маркетинга в Китае, а также приведем описание его особенностей и специфики. На рисунке 2 представлен анализ количества пользователей наиболее популярных китайских приложений.

l5OO lOOO 5OO O

lO83

BO3

800

5BO

446

Количество пользователей млн.

Ба1ёи Уоики Бта Weibo Рис. 2. Количество пользователей на разных платформах популярных в Китае [5, 6]

Можно обратить внимание, что самые популярные приложения в Китае по общему количеству пользователей это: WeChat (1 место), QQ (2 место), Baidu (3 место), Уоики (4 место), Sina Weibo (5 ме-

сто). Однако, если взять за основу анализ количества пользователей в день, то ситуация среди приложений изменяется, как показано на рисунке 3.

lOOO 5OO O

6l9

ll6

39

Количество пользователей (млн. в день) WeChat Baidu Бта Weibo ■ Уоики

Рис. 3. Количество пользователей в день [5, 6]

На данной диаграмме Бта Weibo занимает 5 место, а Youku 4 место, следовательно, несмотря на большее количество пользователей, меньше людей заходит на

Уоики на ежедневной основе, тем не менее, данный инструмент все еще актуален. Остальные приложения не потеряли своих позиций.

Далее рассмотрим каждое приложение в отдельности:

1) WeChat

WeChat, является самой популярной мобильной программой в Китае. Приложение разработано компанией ТепсеП;. Это не просто мессенджер, он включает в себя также и функции социальной сети, можно вести ленту с фотографиями и подписываться на разные новостные каналы. В WeChat есть персональные, подписные, сервисные и корпоративные аккаунты. Персональные в большей степени созданы для общения между людьми, подписные для компаний или звезд. Сервисные акка-унты больше направлены на работу с клиентами, связаны с интеграцией интернет-магазинов и приложений. Корпоративные аккаунты необходимы для обеспечения коммуникации между сотрудниками фирмы [5].

2) QQ

- это еще один популярный китайский мессенджер от ТепсеП;. Сегодня программа имеет множество полезных функций: групповые чаты, файлообменник, сервис хранения данных, сервис знакомств. В 00 не требуется регистрация по телефону как Wechat, но данные приложения достаточно похожи. 00 находится на втором месте после WeChat, поэтому данное приложение также важно для успешного продвижения на рынке Китая. Рекламные возможности 00: отправление рекламы в разные дискуссионные группы и друзьям, использование видеоформата и т. д. [5].

3) Baidu

Baidu - это самая крупная поисковая система в Китае. Отличительной особенностью является наличие Baidu Tieba, который является дискуссионным форумом на основе ключевых слов, где пользователи могут искать информацию через панель поиска. На этом форуме обсуждаются почти все возможные темы, что делает его еще одной перспективной платформой для компаний, начинающих заниматься маркетингом в социальных сетях в Китае. Также в Baidu есть встроенные мини-программы, которые можно использовать для разных функций. Программы поисковой системы

отличаются своей открытостью для сторонних создателей [7].

4) Youku

Youku - это китайский аналог Youtube. Это китайский видеохостинг на котором можно использовать «классические» методы рекламы, например, видеореклама In-Stream (транслируется до или во время видеоролика); медийные объявления (Размещаются справа от видео, похожи на обычную баннерную рекламу), вирусные видеоролики, текстовые ссылки и т. д. [5].

5) Sina Weibo

SinaWeibo, или Weibo, - это платформа для микроблоггинга в Китае, выпущенная в 2009 году. Сам Термин Weibo переводится как «микроблог» Weibo - один из самых популярных сайтов в Китае, который часто считается комбинацией Face-book и Twitter. Как и WeChat, Weibo - еще одна платформа, которую бренды обычно используют для маркетинга в социальных медиа в Китае. Использование Weibo играет важную роль для бизнеса, так как аудитория данного приложения только в 2018 году увеличилась на 100 млн. Weibo является серьезным источником информации для китайских пользователей [5].

Таким образом, китайский рынок Интернет-торговли является значительным сегментом мирового рынка e-commerce, в связи с чем актуален для российских производителей. Для компаний России, желающих выйти на данный рынок, важными маркетинговыми каналами являются такие социальные медиа, как WeChat, QQ, Youku, Sina Weibo, а также поисковая система Baidu. Количество инструментов, которые можно использовать в данных каналах интернет-маркетинга достаточно много, например, контекстная и медийная реклама, а также возможен маркетинг в социальных сетях и размещение видеорекламы на видеохостинге Youku. Использование того или иного инструмента зависит от целей цифровой маркетинговой стратегии, а также возможностей. Приведенные приложения и платформы довольно популярны в Китае и имеют большое количество активных пользователей. Правильное использование инструментов интернет-маркетинга в продемонстрированных мар-

кетинговых каналах позволит российским рынке интернет-торговли. компаниям закрепиться на китайском

Библиографический список

1. Global retail e-commerce sales 2014-2021 [Electronic resource]: Statista Access mode: https://www.statista.com/statistics/379046/worldwide-retail-e-commerce-sales/

2. e^mmerce продажи в мире по итогам 2017 года выросли на 23% до $2 290 млрд [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://belretail.by/article/esommerce-prodaji-v-mire-po-itogam-goda-vyirosli-na-do-mlrd

3. Олесик Т.А., Терновская А. Д. Рынок электронной торговли Китая // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - №4-1. - C. 112-114.

4. Акулич М.В. Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 352 с.

5. 10Most Popular Social Media Sites in China. [Electronic resource]: Dragon Social. Access mode: https://www.dragonsocial.net/blog/social-media-in-china/

6. Digital 2019 global. [Electronic resource]: We are social. Access mode: https://wearesocial.com/digital-2019-global

7. / Мини-программы Baidu, разработчики открыты для инноваций [Electronic resource]: Sohu. Access mode: http://www.sohu.com/a/239231302_114819

ANALYSIS OF CHINESE INTERNET-MARKETING TOOLS FOR PROMOTING RUSSIAN E-COMMERCE FIRMS AT THE CHINA MARKET

D.V. Pingin1, Master

A.D. Kuzmina2, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor 1St. Petersburg State University of Economics 2St. Petersburg Electrotechnical University "LETI" (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article discusses trends in the development of the international e-commerce market and the issues of expansion of Russian e-commerce business to China. Moreover, article includes analysis of internet-marketing tools, that are most popular in China and can be usedfor promoting Russian e-commerce firms.

Keywords: marketing; marketing strategy; marketing tools; e-commerce; China market; Russian companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.