DOI: 10.31249/ape/2022.01.08
Чернега В.Н. , 2022
Влияние пандемии коронавируса на экономику и внутриполитическую борьбу во Франции
Аннотация. В статье рассматриваются модальности борьбы французских властей с пандемией коронавируса, а также влияние последней на экономическую и политическую ситуацию в стране. Как и во многих других государствах, президент Э. Макрон и правительство вынуждены были маневрировать между необходимостью спасать человеческие жизни, избегать чрезмерной нагрузки на систему здравоохранения и не допускать катастрофического ухудшения положения в экономике. Глава государства, кроме того, должен был думать о перспективах своего переизбрания на президентских выборах 2022 г. В конечном счете была выбрана стратегия, сочетавшая некоторый отход от первоначального весьма строгого режима изоляции с массированной поддержкой государством экономики и уязвимых социальных категорий.
Автор показывает, что, хотя пандемийный кризис нанес удар по многим экономическим отраслям и вызвал определенное обострение социального неравенства, падение ВВП и рост социальной напряженности оказались меньше, чем прогнозировалось на начальном его этапе. Пандемия также «приглушила»
1 Чернега Владимир Николаевич - доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посланник, главный научный сотрудник ИНИОН РАН ([email protected]).
внутриполитическую борьбу. Протестные движения (особенно движение «желтых жилетов»), которые потрясли страну в 2018-2019 гг. и драматически отразились на личном рейтинге Э. Макрона, в целом сошли на нет. Популярность главы государства в 2020-2021 гг. несколько повысилась, что оставляет ему шансы в предстоящей борьбе за переизбрание, но не гарантирует его.
Ключевые слова: пандемия СОУЮ-19, Франция, поддержка экономики, активная социальная политика, президентские выборы 2022 г.
Франция в борьбе с пандемией
Первые случаи заболевания СОУГО-19 во Франции были официально зарегистрированы в январе 2020 г., первые случаи смерти от этой болезни - в следующем месяце. Вначале власти отреагировали на появление болезни лишь запретом мероприятий с числом участников более 5 тыс. человек. Однако в связи с быстрым распространением инфекции, по рекомендации только что созданного Научного совета по СОУГО-19, уже 14 марта были закрыты государственные и муниципальные службы, предприятия торговли и сферы услуг (кроме жизненно необходимых), культурные и спортивные учреждения, ясли, детские сады, школы и университеты, а также скверы и парки. Там, где это было возможно, рекомендовался перевод трудящихся на удаленную работу.
В то же время президент Э. Макрон и правительство не решились отменить первый тур муниципальных выборов, который состоялся 15 марта. Но второй тур, по настоянию Научного совета по СОУГО-19, был перенесен на более позднее время (в конечном счете он был проведен только 28 июня), а 17 марта в стране был установлен режим всеобщей «изоляции» («сопйпешеП:»), который был окончательно отменен лишь 2 июня. Во время действия этого режима граждане могли выходить из дому (на один час и в пределах одного километра от дома) только со специальным типовым сертификатом, в котором указывалась одна из перечисленных в нем уважительных причин, к примеру, выход в магазин за продуктами или занятие спортом. Работники жизненно необходимых производств и служб должны были при передвижениях иметь при себе еще и соответствующую справку от своих нанимателей. Все без исключения должны были носить защитные маски в местах 200
общественного пользования. Первое нарушение режима изоляции каралось штрафом в 153 евро, повторное - в 200 евро.
23 марта в стране был принят закон о введении чрезвычайной санитарной ситуации, который расширял полномочия правительства, региональных и муниципальных властей в борьбе с пандемией, - в частности, по мобилизации медицинского персонала, инфраструктуры и материальных средств. Помимо прочего, он предусматривал, что в целях борьбы с пандемией возможны «реквизиция любого имущества, служб и лиц, нужных для предотвращения санитарной катастрофы», а также «замораживание цен на жизненно необходимые товары, чтобы избежать напряжения на рынках или скорректировать ситуацию на них». Закон устанавливал наказание для физических лиц за отказ подчиниться «реквизиции» - от штрафа в 10 тыс. евро до шести месяцев тюремного заключения. Вместе с тем ужесточалось наказание за повторные нарушения режима изоляции: три нарушения в течение 30 дней карались штрафом в 3750 евро или шестимесячным тюремным заключением [Loi N 2020-290..., 2020]. Действие закона заканчивалось 11 мая, однако впоследствии он неоднократно продлевался, последний раз - 11 февраля 2021 г. (до 1 июня 2021 г.) [Loi N 2021160..., 2021].
Как и во многих других странах, во Франции первая волна пандемии выявила общую неготовность системы здравоохранения к подобным вызовам. Недоставало медицинского персонала, оборудованных помещений, койко-мест, особенно в реанимационных отделениях, тестов, аппаратов ИВЛ, специальной одежды, защитных масок. По поводу последних разразился скандал, когда выяснилось, что из 1,7 млрд масок, заготовленных в связи с эпидемией гриппа в 2009 г., к марту 2020 г. осталось всего 120 млн. Остальные маски, по решению санитарно-медицинских органов, были уничтожены «из-за истечения сроков хранения», причем последние партии - в феврале 2020 г., когда те же медицинские органы уже вовсю били тревогу в связи с распространением коронавируса [Bienvault, 2020]. В конечном итоге Франции пришлось срочно закупать маски, а также специальную одежду, ИВЛ и прочее оборудование за рубежом, главным образом в Китае.
Эти проблемы вкупе с неизученностью коронавируса и только начавшейся разработкой методов лечения сыграли свою роковую роль: в марте-апреле 2020 г., согласно официальным данным, во Франции от COVID-19 умерли 32 655 человек - пиковый показатель за все время пандемии [Nombre..., 2020]. Дефицит кой-ко-мест в реанимационных отделениях вынудил власти сначала развернуть в некоторых городах походные армейские госпиталя, позднее - переправить ряд пациентов с тяжелой формой болезни в Германию и Люксембург, где ситуация была значительно лучше.
В мае пандемия пошла на спад, что власти, естественно, записали на свой счет, хотя многие специалисты считали, что наряду с режимом изоляции и предпринятыми усилиями по мобилизации медицинского потенциала страны положительную роль сыграло наступление теплого сезона.
Однако вопреки прогнозам уже в августе, несмотря на жаркую погоду, число пациентов, пораженных коронавирусом, начало вновь расти. 23 октября общее число выявленных заболевших достигло 1 млн человек [Jarnoux, 2020]. Для борьбы с распространением заболевания в качестве превентивной меры ряд крупных городов по собственной инициативе установил комендантский час с 20 часов вечера до 6 часов утра. Президент Э. Макрон, который, как известно, был избран на свой пост в мае 2017 г. и должен был думать о перспективах переизбрания в 2022 г., несмотря на давление со стороны Научного совета по COVID-19, очень не хотел снова вводить режим изоляции, утомивший французов еще в марте-июне и нанесший значительный ущерб экономике. Однако 30 октября ему пришлось это сделать, хотя он постарался сочетать рестрикции с некоторыми послаблениями, в частности в сфере торговли и в учебных заведениях. В декабре была отменена обязанность иметь при себе специальный сертификат для выхода из дома в течение дня, до наступления комендантского часа. Вместе с тем комендантский час был распространен на всю территорию страны. С 20 марта 2021 г. он начал действовать с 18 часов.
Но это маневрирование не помогло в борьбе с болезнью, тем более что в стране начал быстро распространяться «английский» штамм вируса, признанный более заразным и более опасным. По
сути, вторая волна пандемии перешла в третью. В результате 31 марта 2021 г. Э. Макрон был вынужден объявить об ужесточении режима изоляции с 5 апреля до 2 мая для населения и до 15 мая для предприятий торговли и сферы услуг. В целом, однако, режим был более мягким, чем в марте-июне 2020 г. К примеру, вне рамок комендантского часа, который теперь начинался с 19 часов, можно было выходить из дома без сертификата на неограниченное время и передвигаться в радиусе 10 км. Не были закрыты скверы и парки. В своем выступлении Э. Макрон заверил также, что будут приниматься новые меры по увеличению возможностей системы здравоохранения в борьбе с пандемией: в частности, число койко-мест в реанимационных отделениях, которое в предшествующий период было увеличено с 5 тыс. до 7 тыс., в ближайшие месяцы должно было быть доведено до 10 тыс. [Adresse..., 2021].
Но главный акцент в выступлении президента был сделан на необходимости ускорить вакцинацию населения. Следует отметить, что к этому времени все графики вакцинации, установленные правительством, были сорваны. Э. Макрон, известный своей приверженностью к углублению интеграции в Евросоюзе вплоть до придания ему черт конфедеративного объединения, возложил все надежды, связанные с закупкой вакцин, на Еврокомиссию, тем более что знаменитый Институт Пастера потерпел неудачу в создании соответствующего французского продукта. Однако, как известно, Еврокомиссия плохо справилась с этой задачей и американские вакцины Pfizer, Moderna и британская AstraZeneca поначалу поставлялись в государства - члены ЕС в недостаточном количестве. К тому же ряд государств приостановил использование вакцины AstraZeneca из-за редких случаев тромбоза глубоких вен у некоторых привившихся людей. Франция также приостановила использование этой вакцины, но лишь на четыре дня; тем не менее этого оказалось достаточно, чтобы многие граждане стали отказываться прививаться ею. В апреле 2021 г. по той же причине, что и в случае с AstraZeneca, под сомнением оказалась американская вакцина Johnson & Johnson. Между тем французские власти возлагали на нее особые надежды, поскольку для прививки этой вакциной достаточно одной инъекции.
Некоторые французские политики и СМИ, вдохновленные примером Венгрии, поставили в этой связи вопрос о приобретении российской вакцины «Спутник V». Но тут Э. Макрон повел себя непоследовательно. С одной стороны, 25 марта 2021 г. он заявил, что Россия и Китай используют свои вакцины для «распространения своего дестабилизирующего влияния в мире» [Moscou..., 2021], тем самым косвенно солидаризовавшись c евро-комиссаром по вопросам внутреннего рынка ЕС Т. Бретоном, ответственным за закупку вакцин, который, выступая 21 марта 2021 г. на французском телевидении, объявил, что «Спутник V» Евросоюзу не понадобится [Herrero, 2021]. С другой стороны, 30 марта во время совместной видеоконференции с А. Меркель и В. Путиным Э. Макрон выказал интерес к закупке данной вакцины, подчеркнув, однако, что сначала нужно дождаться ее сертификации Европейским медицинским агентством [Macron, Merkel..., 2021].
Как бы то ни было, к моменту вышеупомянутого выступления Э. Макрона 31 марта 2021 г. из 67 млн французов первую прививку получили лишь 8,51 млн (12,7%), вторую - 2,86 млн (4,3%). В первую очередь вакцинировались люди в возрасте старше 80 лет, затем - старше 75 лет (общее число людей такого возраста во Франции - 6,4 млн) [Vaccination..., 2021]. В соответствии с объявленным президентом графиком вакцинирования по возрастным категориям правительство взяло следующие обязательства: с 16 апреля 2021 г. начать прививать людей в возрасте 60-70 лет (к этому моменту число вакцинированных должно было достигнуть 10 млн человек), с 15 мая - в возрасте 50-60 лет (20 млн), с 15 июня -в возрасте моложе 50 лет (30 млн). В августе вакцинирование должно было охватить всех ранее не получивших прививку лиц старше 18 лет. Таким образом, к концу лета привиться должно было почти все взрослое население страны. Для достижения этой цели было открыто 1700 центров вакцинации и мобилизовано 250 тыс. человек персонала, в том числе военных медицинских работников, студентов-медиков, аптекарей и пожарных [Vaccins..., 2021].
Поначалу многие французы сомневались в реалистичности данных планов. Тем не менее к концу апреля 2021 г. стране удалось достичь высокого темпа по вакцинации первой прививкой.
Некоторое отставание по второй прививке, как заверяло Министерство здравоохранения, должно было быть преодолено в мае-июле.
Прежде чем перейти к рассмотрению влияния пандемии на французскую экономику, представляется целесообразным упомянуть некоторые ее социально-демографические последствия. По состоянию на 5 апреля 2021 г. заболевание COVID-19 было подтверждено у 4,83 млн французов. 96,8 тыс. умерли от него. Общая смертность в 2020 г. и в первые месяцы 2021 г. оказалась более чем на 9% выше, чем в 2019 г. [Coronavirus..., 2021]. Сократилась средняя продолжительность жизни: на шесть месяцев для женщин и на семь месяцев для мужчин, в результате она составила соответственно 85,1 и 79,1 года. На 31% уменьшилось число браков; одновременно, по разным оценкам, на 10-11% увеличилось число разводов. Усугубилась тенденция к снижению рождаемости, обозначившаяся еще в 2015 г.: в 2020 г. родились 736 тыс. детей (по сравнению с 753 тыс. в 2019 г. и 759 тыс. в 2018 г.) [Papon, Beaumel, 2021].
Последствия пандемии для экономики
Для Франции уже давно характерны низкие темпы экономического роста. Например, в 2016 г. темпы роста французской экономики составили 1,2%, в 2017 г. - 2,3, в 2018 г. - 1,8, в 2019 г. -1,5% [Tableaux..., 2020]. Страна также отстает от многих европейских государств в области развития цифровых технологий. В 2017 г. доход цифровой отрасли оценивался в 53,9 млрд евро, намного меньше, чем у соседних Германии или Великобритании [L'économie..., 2019, p. 15]. Вопрос о необходимости повышения темпов экономического роста и цифровой модернизации экономики активно обсуждался во время президентской предвыборной кампании в 2017 г. В ходе ее Э. Макрон неоднократно подчеркивал, что основная причина сложившегося положения дел - чрезмерная регламентация экономической деятельности со стороны государства, сковывающая предпринимательскую инициативу, притом что попытки модернизации «сверху» блокируются раз-
ветвленным и чрезвычайно бюрократизированным административным аппаратом.
После прихода к власти Э. Макрон предпринял ряд реформ в экономической, социальной и административной сферах, а также на рынке труда с целью создать более благоприятные условия для развития предпринимательства и инновационных процессов. Однако довести эти реформы до конца не удалось: они обострили накопившиеся за многие годы социальные проблемы, связанные, в частности, с понижением уровня жизни большинства населения, а также с определенной эрозией среднего класса, и вызвали мощные протестные движения. Выступления «желтых жилетов» в 2018-2019 гг. были настолько массовыми и длительными, что практически парализовали реформаторскую деятельность президента. Более того, на встречах с населением ему неоднократно пришлось признавать допущенные ошибки. Поскольку на эти встречи мог прийти любой, Э. Макрону довелось услышать немало острой критики в свой адрес и даже откровенно враждебных выпадов и требований о том, чтобы он подал в отставку.
Пандемия коронавируса не только нанесла болезненный удар по французской экономике, но и стала новым серьезнейшим вызовом для президента с точки зрения перспектив его переизбрания на этот пост. В системе Пятой республики глава государства обладает настолько большими полномочиями, что его иногда называют «республиканским монархом», однако в случае проведения неудачной политики именно на нем фокусируется все недовольство населения. Репутация Э. Макрона уже пострадала в начале пандемии из-за определенной непоследовательности в борьбе с ней и вышеуказанных проблем в медицинской области. Теперь многое зависело от того, как он справится с ролью кризисного экономического менеджера. Конечно, модальностями соответствующей политики занималось правительство, но общее руководство осуществлял президент и именно он принимал основные решения.
В этой связи стоит отметить, что Э. Макрон, по общему мнению французов, хорошо разбирается в экономических вопросах. В 2014-2016 гг. он был министром экономики, промышленности и
цифровых технологий и зарекомендовал себя на этом посту весьма компетентным руководителем. Но сейчас в качестве президента ему пришлось сдавать куда более серьезный экзамен, поскольку в случае неудачного результата неизбежно последовал бы новый социальный взрыв. В сложившейся ситуации Э. Макрон выбрал стратегию, сочетающую оказание экономическому сектору максимальной помощи со стороны государства с проведением активной социальной политики. По его инициативе правительство выработало широкий и дорогостоящий комплекс мер по поддержке предприятий, банков, других экономических и финансовых структур, а также уязвимых групп населения.
Рассмотреть полностью этот пакет в рамках настоящей статьи не представляется возможным, к тому же по мере развития пандемийного кризиса он менялся и дополнялся. По этой причине целесообразно упомянуть лишь те меры, которые кажутся наиболее важными. Среди них прежде всего следует отметить предоставление предприятиям прямых государственных кредитов, а также банковских кредитов и отсрочек выплат по кредитам под государственную гарантию на общую сумму в 300 млрд евро. Одним из первых крупных получателей такой помощи стала авиакомпания Air France-KLM, получившая в 2020 г. 7 млрд евро [Air France-KLM..., 2020]. Государство также взяло на себя значительную часть расходов по перестрахованию кредитов, ранее взятых предприятиями, в том числе для финансирования экспорта товаров и услуг.
Мелкие и средние предприятия из наиболее пострадавших отраслей (например, из ресторанного, туристического и гостиничного бизнеса) освобождались от уплаты налогов и социальных взносов на срок от четырех месяцев и более, крупным компаниям предоставлялась отсрочка по данным выплатам. Мелкие и средние предприятия, которые были закрыты в соответствии с решениями правительства в рамках режима изоляции, получали, кроме того, прямые ежемесячные выплаты «на расходы» - 1,5 тыс. евро для мелких предприятий, 10 тыс. евро для средних. Безвозмездную помощь в размере 1,5 тыс. евро в месяц могли получить также мелкие предприятия, продолжавшие работать, но терявшие до 50%
своего оборота. Всего к октябрю 2020 г. такими субсидиями воспользовались 1,6 млн предприятий. Для оказания подобной помощи самым мелким предприятиям (до 10 работников), представителям свободных профессий и самозанятым трудящимся в марте 2020 г. был создан специальный Фонд солидарности. Если две первые категории должны были заполнять специальный формуляр на сайте правительства, то самозанятые трудящиеся получали помощь автоматически [Reconfinement..., 2020].
Предприятия, которые оказались в трудной ситуации, но не закрылись и сохранили свой персонал, могли воспользоваться государственной помощью в рамках режима «частичной безработицы» (он действовал с 24 марта по 1 ноября 2020 г., потом с некоторыми изменениями неоднократно продлевался): государство выплачивало их работникам 80% прежнего заработка, остальные 20% доплачивал работодатель. Всего данным режимом были охвачены 6 млн трудящихся. К ноябрю 2020 г. такая помощь обошлась государственному бюджету в 34 млрд евро. Также были упрощены формальности для получения обычных пособий по безработице, продлен срок, в течение которого их выплачивали. Стоит указать, что минимальное пособие по безработице во Франции для работавших полное время (35 часов в неделю) на начало 2020 г. составляло 910 евро, максимальное - 7,5 тыс. евро. Ввиду чрезвычайных обстоятельств правительство также гарантировало с ноября 2020 г. по февраль 2021 г. минимальный доход в 900 евро для лиц, чередующих работу по кратковременным трудовым договорам с безработицей. Общий объем обычных пособий по безработице в 2019 г. превышал 40 млрд евро. Новые меры поддержки должны были добавить к этим расходам еще 10,7 млрд евро [Assurance..., 2020]. Что же касается работающих, то правительство, по инициативе президента, стимулировало работодателей с помощью налоговых и других льгот выплатить им в конце года премии - от 500 до 1500 евро («премия Макрона»). Кроме того, как и во многих других странах, дополнительные выплаты получили медики и другие работники медицинских учреждений, имевшие отношение к лечению больных COVID-19 (вся сумма незапланированных расходов
на здравоохранение во Франции составила в 2020 г. 12 млрд евро) [Heuclin, 2020].
Государство увеличило помощь малоимущим категориям населения, в частности семьям с детьми, имеющим низкие доходы. По размерам финансовой поддержки родителей с детьми Франция и до пандемийного кризиса занимала одно из первых мест в мире. Детские пособия, которые в случае наличия в семье более двух детей превышают 400 евро в месяц, выплачиваются независимо от дохода семьи с нулевого возраста и до 18 лет, а в случае, если дети учатся, - до 23 лет. Малоимущие семьи получают дополнительные пособия, например жилищные субсидии, выплаты на покупку одежды и обуви школьникам к началу учебного года или на отдых детей на каникулах. Многодетным малоимущим семьям (трое и более детей) обычно предоставляется социальное жилье с «умеренной квартплатой» (официальный термин) с правом выкупа его по цене ниже рыночной по истечении определенного периода. Ежегодные государственные расходы по этой статье составляют 100 млрд евро (более 4% ВВП). После введения режима изоляции малоимущие семьи (всего их насчитывалось 4 млн) были временно освобождены от необходимости платить за квартиру и представлять документы на продление указанных дополнительных пособий. Им также были выданы единовременные выплаты, в среднем составлявшие 350 евро. Кроме того, в случае острой нужды они могли обратиться в социальные службы за дополнительной помощью [Birchem, 2020; Semeraro, 2020].
Единовременную субсидию в размере 200 евро получили также 533 тыс. нуждающихся людей моложе 26 лет, а также 255 тыс. студентов, которые не могли рассчитывать на помощь родителей. Вместе с тем государство обязалось выплатить предприятиям по 4 тыс. евро за каждого принятого на работу молодого безработного (моложе 26 лет) и 500 евро на его обучение [Mise en place..., 2020].
Конечно, и в других странах принимались меры по поддержке экономики и оказывалась помощь уязвимым категориям населения. Но по масштабам предоставления такой помощи Франция оказалась в числе лидеров, в ЕС ее превзошла только Германия. К июню 2020 г., как указывал тогдашний премьер-
министр страны Э. Филипп, французское государство мобилизовало на эти цели 416 млрд евро [Crise..., 2020]. Правительство рассчитывало, что, как только пандемия пойдет на спад, реальные затраты станут меньше, а доходов будет больше. Но эти надежды оправдались лишь частично. Вторая волна пандемии, начавшаяся осенью 2020 г., потребовала хоть и меньших, но все же довольно значительных государственных финансовых вливаний. Полных данных обо всех потерях французского бюджета в 2020 г. пока еще нет. Но можно отметить, что в заявлении министра государственных счетов Франции О. Дюссо, сделанном в апреле 2021 г., говорилось, что невозвратные расходы Фонда солидарности, выплаты по частичной безработице и недополученные налоговые поступления в прошедшем финансовом году составили в совокупности 158 млрд евро [De Guigné, 2021].
Принятые меры, несомненно, позволили амортизировать удар, нанесенный пандемийным кризисом по экономике Франции. Наиболее масштабными последствия кризиса были в третьем квартале 2020 г., когда ВВП страны рухнул на 18,5% - рекордный показатель за весь период после Второй мировой войны. Помимо закрытия большинства предприятий сферы услуг, торговли, туризма, остановки ряда строек произошло значительное сокращение активности производственного сектора, транспортной отрасли, особенно авиации. Из-за резкого падения спроса очень серьезно пострадали авиастроение и автомобилестроение. Существенно уменьшился экспорт французской продукции за рубеж, в том числе таких традиционных имиджевых товаров, как вина, сыры, модная одежда, предметы роскоши. К счастью для Франции, доля экспорта в ее ВВП относительно невысока - 22%. Куда более значительное негативное воздействие на производственный сектор оказали длительные перебои в поставках различных импортных товаров - машин, оборудования, разнообразных деталей и компонентов (например, полупроводников и электронных чипов), полуфабрикатов, готовых товаров широкого потребления и некоторых видов сырья из других стран, особенно из Китая, Тайваня, Индии. В целом пандемийный кризис во Франции, как и во многих других государствах, ясно выявил возросшую в результате гло-
бализации уязвимость национальной экономики, связанную с переносом многих национальных производств в другие регионы и растягиванием технологических цепочек [Duc, Souquet, 2020].
В четвертом квартале 2020 г. французская экономика начала выправляться. Падение ВВП уменьшилось до 1,3% ; по итогам года оно составило 7,9% - значительно меньше, чем прогнозировало правительство несколькими месяцами ранее. Позитивную роль сыграло ускорение цифровой модернизации экономики, начавшееся после прихода Э. Макрона к власти. Произведенная цифровой отраслью стоимость уменьшилась лишь на 4,6%, поскольку потери в производственной и транспортной отраслях были частично компенсированы взрывным ростом электронной коммерции, а также продаж программных продуктов для обеспечения работы, учебы и медицинских консультаций в удаленном формате. Важно отметить также, что инфляция в 2020 г. во Франции составила всего 0,5%, а уровень безработицы, достигавший в 2019 г. 8,1%, увеличился лишь до 9%, причем в четвертом квартале он опустился до 8% [Fouquet, 2021; Au quatrième..., 2021].
В конце 2020 г. экономика страны вышла на траекторию роста. По расчетам правительства, в 2021 г. рост должен был составить около 6%. Однако третья волна пандемии и новые ограничения, введенные в апреле 2021 г. для населения, сферы торговли и услуг, вынудили Министерство экономики и финансов снизить ожидаемый показатель до 5%. Насколько этот прогноз реален, покажет время. С одной стороны, массовая вакцинация населения должна способствовать оживлению экономической активности. Французы накопили за время «изоляции» значительные средства, и можно ожидать, что в дальнейшем в стране вырастет потребление. С другой стороны, большинство предприятий по-прежнему нуждаются в помощи, а финансовые резервы государства (даже вместе с ожидаемым субсидированием со стороны Евросоюза - около 30 млрд евро) растут слишком медленно. Дефицит государственного бюджета, который в 2019 г. укладывался в норматив ЕС (3% ВВП), в 2020 г. превысил 9%. Государственный долг увеличился с 98% ВВП до 115% [Covid..., 2021]. Таким образом, возможности для заимствования государством новых средств существенно уменьшились.
Внутриполитическая борьба
Стоит напомнить, что президентские и парламентские выборы во Франции, состоявшиеся соответственно в апреле-мае и июне 2017 г., повлекли за собой радикальную перестройку ее партийно-политической системы. Традиционно доминировавшие на политической арене и сменявшие друг друга во власти правоцентристская партия «Республиканцы» (бывший «Союз за народное движение») и Социалистическая партия потерпели сокрушительное поражение. Кандидат от «Республиканцев», бывший премьер-министр Ф. Фийон, который считался фаворитом президентской гонки, из-за настигшего его коррупционного скандала не вышел во второй тур выборов. Такая же судьба постигла кандидата-социалиста Б. Амона, который, кстати, набрал втрое меньше голосов, чем Ф. Фийон. Во многом это было связано с тем, что находившийся в то время на посту президента Ф. Олланд, бывший первый секретарь Социалистической партии, закончил свое правление с рейтингом популярности всего в 22%. Более того, в 2014-2015 гг. его рейтинг опускался до 13% - абсолютный антирекорд с момента установления Пятой республики в 1958 г. [ЫаЪоЬ, 2017]. В конце концов Ф. Олланд был вынужден отказаться от выдвижения своей кандидатуры на новый срок.
Э. Макрон, который до выборов 2017 г. был практически неизвестен широкой публике как политик (он никогда не избирался ни в парламент, ни в другие выборные органы), заявлял, что разделение политических сил на правый и левый лагеря и борьба между ними изжили себя, и продвигал идею широкого и обновленного центристского объединения, которое могло бы сосредоточиться на проведении необходимых реформ, направленных на модернизацию страны. Вместе с тем его стратегия в ходе предвыборной кампании была направлена на то, чтобы во втором туре выборов встретиться с лидером крайне правого Национального фронта (с 2018 г. - Национальное объединение) М. Ле Пен, что в конечном счете и произошло. Такая расстановка сил наряду с прогрессистскими лозунгами Э. Макрона (модернизация и «социальный капитализм»), его критикой традиционных политических элит, его молодостью (39 лет) и поддержкой, кото-
рую оказывали ему основные СМИ и весь политический истеблишмент, позволила Э. Макрону одержать победу, набрав 66,1% голосов [Résultats..., 2017]. На последовавших спустя месяц парламентских выборах созданная им политическая партия «Вперед, Республика!» (La République en Marche!) завоевала 308 депутатских мандатов из 577. Вместе с союзным Демократическим движением (Mouvement démocrate), получившим 42 мандата, они сформировали прочное большинство в Национальном собрании, на которое Э. Макрон мог опереться при проведении реформ [Second tour..., 2017].
Однако на самом деле победа Э. Макрона не была такой внушительной. С учетом рекордного числа граждан, не принявших участия в голосовании во втором туре, а также множества незаполненных и испорченных бюллетеней, за него проголосовали всего 43,5% избирателей. При этом симптоматично, что среди рабочих, составляющих 27,2% населения, 65% предпочли поддержать М. Ле Пен [Anceau, 2020, p. 344-345]. Противники Э. Макрона из левого лагеря называли его «кандидатом богачей», и некоторые его шаги, например отмена «налога солидарности» на крупные состояния (он был трансформирован в налог на недвижимое имущество), казалось, подтверждали это мнение.
Выше уже отмечалось, что предпринятые Э. Макроном реформы стали причиной подъема мощных протестных движений, в частности движения «желтых жилетов», которое потрясло систему власти в стране. В ноябре 2018 г. рейтинг популярности президента составлял всего 23%. Спустя год он поднялся до 33%, но к марту 2020 г. опустился до 29% и несколько месяцев оставался на этом уровне. Трудности в борьбе с пандемией, вышеописанное маневрирование Э. Макрона в этой борьбе, обусловленное политическими причинами, привели к тому, что обвинения в некомпетентности и непоследовательности, адресованные исполнительной власти, звучали все громче. Критике подвергался и Научный совет по COVID-19 за слишком большую приверженность установленным эпидемиологическим правилам и протоколам лечения, в то время как чрезвычайная ситуация требовала определенной гибкости и более быстрого реагирования [Perrone, 2020, p. 117-165]. Сам
Э. Макрон неоднократно признавал, что формализм и медлительность государственного аппарата при осуществлении мер противодействия пандемии существенно снижали их эффективность.
Несмотря на существенную поддержку, которую государство оказывало уязвимым категориям населения, пандемия, как и везде, обострила во Франции проблему социального неравенства. И речь не только о том, что, как обычно в периоды кризисов, бедные стали еще беднее, а богатые - еще богаче. Малоимущие, например, были вынуждены пережидать режим изоляции скученно, в маленьких квартирах, что увеличивало риск заболевания и порождало психологическую напряженность. Трудящиеся, которые могли работать в удаленном формате, оказались в преимущественном положении по сравнению с теми, кто должен был оставаться на рабочем месте, к тому же зачастую эти последние вынуждены были добираться до места работы на общественном транспорте. Представители ряда профессий, получающие низкую заработную плату, в частности кассиры в магазинах, доставщики покупок, мусорщики, ежедневно подвергались опасности заражения. Напротив, представители зажиточных слоев населения могли жить в загородных домах, избегая нежелательных контактов [Lambert, Cayouette-Rembliere, 2021, p. 19-25].
Правозащитные структуры били тревогу по поводу ограничений свобод и прав человека, особенно свободы передвижения, права на собрания, митинги, шествия. Конечно, это были временные рестрикции, но по мере того как борьба с пандемией затягивалась, высказывались опасения, что практика введения подобных ограничений может стать обычной, как уже произошло с другими ограничениями после волны терактов в 2015-2016 гг. Юристы-государствоведы указывали также, что необходимость оперативно реагировать на развитие пандемийного кризиса приводит к тому, что президент и правительство все чаще прибегают к указам и декретам, обходя парламент, который при принятии законов должен следовать достаточно длительным процедурам, и в результате нарушается жизненно важный для демократии баланс исполнительной и законодательной властей [Le Floch, 2021, p. 99].
Все эти факторы, естественно, вызывали недовольство населения, что проявилось, в частности, на муниципальных выборах 2020 г. (как было сказано выше, они прошли с временным разрывом более чем в три месяца: первый тур состоялся 15 марта, второй -28 июня). Партия президента «Вперед, Республика!» не смогла добиться даже того весьма скромного результата, который поставила себе целью, - завоевать 10 тыс. мандатов в муниципальных советах из общего числа в 500 тыс. Ее кандидатам не удалось также получить пост мэра ни в одном крупном городе, в то время как Национальное объединение М. Ле Пен, хоть и не блеснуло общим высоким результатом, смогло возглавить г. Перпиньян. Наибольших успехов добились «зеленые», но республиканцы и социалисты, в целом сохранившие прежние позиции на местах, показали, что их рано сбрасывать со счетов. Примерно так же для партии «Вперед, Республика!» закончились департаментские и региональные выборы 20 и 28 июня 2021 г. В любом случае эти выборы, при всей их специфике, могут служить своеобразным барометром настроений избирателей [Mars 2020 : la cote..., 2020; Caro, Le Borgne, 2020].
Парадоксальным образом, сам Э. Макрон по мере развития пандемийного кризиса смог несколько упрочить свои позиции. Хотя большинство французов довольно критически оценивали его действия по борьбе с распространением болезни, но, по их мнению, ситуация во Франции по сравнению со многими другими государствами была менее драматичной. В мае 2020 г. 56% французов заявляли, что испытывают финансовые трудности из-за режима изоляции, но одновременно рассчитывали, что государство не допустит резкого падения их уровня жизни [Le journal..., 2020]. В июле 2020 г., воспользовавшись низким результатом партии «Вперед, Республика!» на муниципальных выборах, Э. Макрон отправил в отставку весьма популярного и самодостаточного премьер-министра Э. Филиппа, имевшего несомненный политический потенциал, и заменил его технократом Ж. Кастексом. Судя по всему, новый премьер-министр более послушно осуществляет политическую стратегию Э. Макрона, целью которой является его переизбрание на президентский пост в 2022 г. По состоянию на апрель 2021 г. можно сказать, что расчет Э. Макрона оказался вер-
ным: если рейтинг Э. Филиппа временами превышал соответствующий показатель главы государства, то рейтинг Ж. Кастекса, как правило, отстает от него.
Таким образом, в конечном счете пандемия скорее сыграла президенту на руку. Политическая активность в стране, несмотря на высокий уровень социальной напряженности, все же «приглушена». Популярность Э. Макрона остается невысокой (с ноября 2020 г. она колеблется между 37 и 42%), но достаточной для того, чтобы он мог рассчитывать выйти во второй тур президентских выборов, которые должны состояться 10 и 24 апреля 2022 г. По мнению большинства французских экспертов, он сохраняет шансы на переизбрание, но оно отнюдь не предрешено.
Исходно стратегия Э. Макрона, судя по всему, сводилась к тому, чтобы встретиться во втором туре президентских выборов с М. Ле Пен, как и в 2017 г. Хотя за последнее время ей удалось сделать многое, чтобы «смыть» со своей партии Национальное объединение ярлык «правого экстремизма» и «популизма», а также расширить свою электоральную базу, в том числе за счет молодых избирателей роЬаппё8, 2021], у нее по-прежнему мало шансов привлечь на свою сторону большинство французов, не говоря уже об истеблишменте страны.
Однако на правом фланге М. Ле Пен внезапно возникла новая кандидатура - публицист и полемист Э. Земмур, выступающий с жестких националистических, «суверенистских» и антииммигрантских позиций, обещающий, в частности, не допустить «великого замещения» коренных французов приезжими мусульманами. По сути, он перехватил у лидера Национального объединения знамя «антисистемности». Сейчас Э. Земмур в гораздо большей степени, чем М. Ле Пен, выигрывает от фиксируемого в последнее время «поправения» электората и возросшей тяги французов к «большему порядку» в стране. Так, 58% избирателей поддержали наделавшее много шума обращение 20 отставных генералов к властям, опубликованное 25 апреля 2020 г., в котором они, ссылаясь на «угрозу гражданской войны», якобы возникшую в связи с ростом исламизма, молодежными волнениями в пригородах, появлением расово-этнических общин, отрицающих ценности
«французской цивилизации», призвали остановить «распад государства» [Une majorité..., 2021].
Таким образом, с точки зрения расстановки сил перед выборами М. Ле Пен и Э. Земмур взаимно ослабляют друг друга, тем самым открывая дорогу во второй тур другим кандидатам, в частности представителю «Республиканцев» В. Пекресс, которая, если верить последним опросам общественного мнения, может представлять реальную угрозу для Э. Макрона.
Литература
Adresse aux Français / / Elysée. - Paris, 2021. - 31.03. - URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2021/03/31/adresse-aux-francais-31-mars-2021 (date of access: 20.11.2021).
Air France-KLM obtient une aide de 7 milliards d'euros de l'Etat français // Air j. - Paris, 2020. - 25.04. - URL: https://www.air-journal. fr/2020-04-25-air-france-klm-obtient-une-aide-de-7-milliards-deuros-de-letat-francais-5219757.html (date of access: 20.11.2021).
Anceau E. Les élites françaises : des Lumières au grand confinement. -Paris : Passés/Composés, 2020. - 462 p.
Assurance chômage : le coût vertigineux de la crise sanitaire // Capital. -Paris, 2020. - 28.04. - URL: https://www.capital.fr/economie-politique/assu rance-chomage-le-cout-vertigineux-de-la-crise-sanitaire-1368686 (date of access: 20.11.2021).
Au quatrième trimestre 2020, le taux de chômage se replie à nouveau, à 8,0% / Institut de la statistique et des études économiques. - Paris, 2021. -16.02. - URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/5044459 (date of access: 20.11.2021).
Bienvault P. Où est passé le milliard de masques stockés en 2009? // La Croix. - Paris, 2020. - 24.03. - URL: https://www.la-croix.com/Sciences-et-ethique/ Sante/0u-passe-milliard-masques-stockes-2009-2020-03-24-1201085864 (date of access: 20.11.2021).
Birchem N. Une prime de 150 €, plus 100 € par enfant pour les plus précaires // La Croix. - Paris, 2020. - 14.04. - URL: https://www.la-croix. com/France/Exclusion/Coronavirus-Le-gouvernement-affine-projet-daide-pre caires-2020-04-14-1201089375 (date of access: 20.11.2021).
Caro I., Le Borgne B. Municipales 2020 : tous les partis revendiquent la victoire, mais qui a vraiment gagné les élections? // Franceinfo. - Paris, 2020. -02.07. - URL: https://www.francetvinfo.fr/politique/la-republique-en-mar
che/infographies-municipales-2020-tous-les-partis-revendiquent-la-victoire-ma is-qui-a-vraiment-gagne-les-elections_4029831.html (date of access: 20.11.2021).
Coronavirus : chiffres clés et évolution de la COVID-19 en France et dans le Monde // Santé publique. - Paris, 2021. - URL: https://www.santepu bliquefrance.fr/dossiers/coronavirus-covid-19/coronavirus-chiffres-cles-et-evo lution-de-la-covid-19-en-france-et-dans-le-monde (date of access: 20.11.2021).
Covid : le gouvernement abaisse sa prévision de croissance pour 2021 à 5% // Les Echos. - Paris, 2021. - 04.04. - URL: https://www.lesechos.fr/ economie-france/conjoncture /covid-le-gouvernement-abaisse-sa-prevision-de-croissance-pour-2021-a-5-1304166 (date of access: 20.11.2021).
Crise économique : les aides de l'État français en chiffres // Le Revenu. -Paris, 2020. - 10.06. - URL: https://www.lerevenu.com/placements/econo mie/crise-economique-les-aides-de-letat-francais-en-chiffres (date of access: 20.11.2021).
De Guigné A. 424 milliards d'euros, la facture astronomique du Covid-19 pour la France // Le Figaro. - Paris, 2021. - 13.04. - URL: https://www. lefigaro.fr/economie/422-milliards-d-euros-la-facture-astronomique-du-covid-pour-la-france-20210413 (date of access: 20.11.2021).
Duc C., Souquet C. L'impact de la crise sanitaire sur l'organisation et l'activité des sociétés / Institut de la statistique et des études économiques. -Paris, 2020. - 10.12. - URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/4994488 (date of access: 20.11.2021).
Fouquet C. Le PIB a plongé de 8,3% en 2020 // Les Echos. - Paris, 2021. -29.01. - URL: https://www.lesechos.fr/economie-france/conjoncture/covid-le-pib-a-plonge-de-83-en-2020-1285570 (date of access: 20.11.2021).
Herrero O. Covid-19 : peut-on se passer du vaccin Spoutink V? // Le Figaro. - Paris, 2021. - 23.03. - URL: https://www.lefigaro.fr/conjoncture/ covid-19-peut-on-se-passer-du-vaccin-spoutnik-v-comme-l-affirme-thierry-bre ton-20210323 (date of access: 20.11.2021).
Heuclin M. Covid-19 : ce que coûte à l'État la crise sanitaire et économique //La Tribune. - Paris, 2020. - 04.11. - URL: https://www. latribune.fr/economie/france/covid-19-ce-que-coute-a-l-etat-la-crise-sanitaire-et-economique-861516.html (date of access: 20.11.2021).
Jarnoux A. Coronavirus : les dates-clés de l'épidémie en France // France Bleu. - Paris, 2020. - 25.10. - URL: https://www.francebleu.fr/infos/ societe/coronavirus-les-dates-cles-de-l-epidemie-en-france-1603646805 (date of access: 20.11.2021).
Johannès F. Comment le Rassemblement national est devenu le premier parti de la génération des 25-34 ans // Le Monde. - Paris, 2021. - 05.04. - URL: https://www.lemonde.fr/politique/article/2021/04/05/le-rassemblement-na
tional-premier-parti-des-25-34-ans_6075574_823448.html (date of access: 20.11.2021).
Lambert A., Cayouette-Remblière J. La raison sanitaire ou l'impense des inegalites sociales // L'explosion des inégalités : classes, genre et générations face à la crise sanitaire / A. Lambert, J. Cayouette-Remblière (dir.). - Paris : Editions de l'Aube, 2021. - P. 19-45.
L'économie et la société à l'ère du numérique / Institut de la statistique et des études économiques. - Paris, 2019. - 158 p. - URL: https://www.msee. fr/fr/statistiques/4238635 (date of access: 20.11.2021).
Le Floch G. Covid-19, approches de droit public et de science politique. -Paris : Berger-Levrault, 2021. - 300 p.
Le journal du confinement : 17 mars - 10 mai, la France sous cloche // L'Humanité. - Paris, 2020. - 11.05. - URL: https://www.humanite.fr/le-journal-du-confinement-17-mars-10-mai-la-france-sous-cloche-688635 (date of access: 20.11.2021).
Liabot Th. Baromètre Ifop-JDD : Hollande, retour sur une impopularité record // Le j. du dimanche. - Paris, 2017. - 16.04. - URL: https://www.lejdd. fr/Politique/barometre-ifop-jdd-hollande-retour-sur-une-impopularite-record-3295022 (date of access: 20.11.2021).
Loi N 2020-290 du 23 mars 2020 d'urgence pour faire face à l'épidémie de covid-19 (1) // J. officiel de la République Française. - Paris, 2020. - 24.03, N 0072. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr./jorf/id//J0RFTEXT000 041746313 (date of access: 20.11.2021).
Loi N 2021-160 du 15 février 2021 prolongeant l'état d'urgence sanitaire // J. officiel de la République Française. - Paris, 2021. - 16.02, N 0040. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/J0RFTEXT000043134078 (date of access: 20.11.2021).
Macron, Merkel et Poutine ont discuté vaccination, Spoutnik V, mais aussi Navalny, Ukraine, nucléaire iranien, etc., selon l'Elysée // La Tribune. -Paris, 2021. - 31.03. - URL: https://www.latribune.fr/entreprises-finance/ industrie/chimie-pharmacie/macron-merkel-et-poutine-ont-discute-cooperation-sur-le-vaccin-spoutnik-v-entre-autres-881287.html (date of access: 20.11.2021).
Mars 2020 : la cote de confiance d'E. Macron repasse sous la barre des 30% // Elabe. - Paris, 2020. - 05.03. - URL: https://elabe.fr/barometre-mars-2020/ (date of access: 20.11.2021).
Mise en place de l'aide à l'embauche de 4000 euros / Ministère du travail, de l'emploi et de l'insertion. - Paris, 2020. - 06.08. - URL: https://tra vail-emploi.gouv.fr/actualites/presse/communiques-de-presse/article/mise-en-place-de-l-aide-a-l-embauche-de-4-000-euros (date of access: 20.11.2021).
Moscou : les vaccins ne sont pas des «outils d'influence» // Le Matin. -Lausanne, 2021. - 26.03. - URL: https://www.lematin.ch/story/moscou-les-vaccins-ne-sont-pas-des-outils-dinfluence-949487148938 (date of access: 20.11.2021).
Nombre de décès quotidiens : évolutions du nombre de décès entre le
I mars et le 30 avril 2020 / Institut de la statistique et des études économiques. -Paris, 2020. - 26.06. - URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/4500439? sommaire=4487854 (date of access: 20.11.2021).
Papon S., Beaumel C. Bilan démographique 2020 : avec la pandémie de Covid-19, nette baisse de l'espérance de vie et chute du nombre de mariages / Institut de la statistique et des études économiques. - Paris, 2021. - 29.03. -URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/5347620 (date of access: 20.11.2021).
Perrone Ch. Y a-t-il une erreur qu'ils n'ont pas commise? - Paris : Editions Albin Michel, 2020. - 208 p.
Reconfinement : les mesures pour les entreprises / Ministère de l'économie, des finances et de la relance. - Paris, 2020. - 30.10. - URL: https://www.economie.gouv.fr/bruno-le-maire-presente-mesures-urgence-eco nomiques (date of access: 20.11.2021).
Résultats globaux du second tour de l'élection du Président de la République 2017 / Ministère de l'intérieur. - Paris, 2017. - 08.05. - URL: https://www.interieur.gouv.fr/Archives/Archives-elections/Election-presi dentielle-2017/Resultats-globaux-du-second-tour-de-l-election-du-President-de-la-Republique-2017 (date of access: 20.11.2021).
Second tour des élections législatives 2017 / Gouvernement.fr. - Paris, 2017. - 18.06. - URL: https://www.gouvernement.fr/second-tour-des-elections-legislatives-2017 (date of access: 20.11.2021).
Semeraro J.-V. La prime pour les jeunes de moins de 25 ans versée ce jeudi // Capital. - Paris, 2020. - 25.06. - URL: https://www.capital.fr/votre-argent/la-prime-pour-les-jeunes-de-moins-de-25-ans-versee-ce-jeudi-1373674 (date of access: 20.11.2021).
Tableaux de l'économie française : croissance-productivité / Institut de la statistique et des études économiques. - Paris, 2020. - 27.02. - URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/4277770?sommaire=4318291#consulter (date of access: 20.11.2021).
Une majorité de Français soutient la tribune des généraux, un désaveu pour le gouvernement de la gauche // Valeurs actuelles. - Paris, 2021. - 29.04. -P. 1.
Vaccination contre la Covid en France : au 31 mars 2021, près de
II 387 000 injections ont été réalisées / Ministère des solidarités et de la santé. -
Paris, 2021. - 31.03. - URL: https://solidarites-sante.gouv.fr/actuaIites/presse/ communiques-de-presse/article/ vaccination-contre-la-covid-en-france-au-31-mars-2021-pres-de-11-387-000 (date of access: 20.11.2021).
Vaccins : toutes les informations sur votre vaccination / Gouverne-ment.fr. - Paris, 2021. - URL: https://www.gouvernement.fr/info-corona virus/vaccins (date of access: 20.11.2021).
DOI: 10.31249/ape/2022.01.08
Chernega V.N., 2022 The impact of the pandemic on the economy and internal political struggle in France
Abstract. The article examines the modalities of the French authorities' fight against the coronavirus pandemic, as well as the impact of the latter on the economic and political situation in the country. As in many other countries, President E. Macron and the government were forced to maneuver between the need to save lives, avoid an excessive burden on the health care system and prevent a catastrophic deterioration in the economy. The head of state, in addition, had to think about the prospects for his re-election in the presidential elections in 2022. Ultimately, a strategy was chosen that combined a some departure from the previous, tough «regime of isolation» with massive state support for the economy and vulnerable social groups.
The author shows that although the pandemic crisis hit many economic sectors and caused a certain aggravation of social inequality, the drop in GDP and the growth of social tension turned out to be less than predicted at its initial stage. The pandemic also «muffled» the internal political struggle. The protest movements (especially the movement of the «yellow vests»), which shook the country in 2018-2019 and dramatically affected the personal rating of E. Macron, generally came to naught. The popularity of the head of state in 2020-2021 has slightly increased, which leaves him a chance in the upcoming struggle for re-election, but does not guarantee it.
Keywords: COVID-19 pandemic, France, economic support, active social policy, presidential elections in 2022.
1 Chernega Vladimir Nikolaevich - Sc.D. in Law, Extraordinary and Plenipotentiary Envoy, Principal Researcher INION RAS ([email protected]).
References
Adresse aux Français. (2021) / Elysée. - Paris. - 31.03. - URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2021/03/31/adresse-aux-francais-31-mars-2021 (date of access: 20.11.2021).
Air France-KLM obtient une aide de 7 milliards d'euros de l'Etat français. (2020) // Air j. - Paris. - 25.04. - URL: https://www.air-journal.fr/2020-04-25-air-france-klm-obtient-une-aide-de-7-milliards-deuros-de-letat-francais-5219757.html (date of access: 20.11.2021).
Anceau E. (2020). Les élites françaises : des Lumières au grand confinement. - Paris : Passés/ Composés. - 462 p.
Assurance chômage : le coût vertigineux de la crise sanitaire. (2020) // Capital. - Paris, 2020. - 28.04. - URL: https://www.capital.fr/economie-politique/assurance-chomage-le-cout-vertigineux-de-la-crise-sanitaire-1368686 (date of access: 20.11.2021).
Au quatrième trimestre 2020, le taux de chômage se replie à nouveau, à 8,0%. (2021) / Institut de la statistique et des études économiques. - Paris. -16.02. - URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/5044459 (date of access: 20.11.2021).
Bienvault P. (2020). Où est passé le milliard de masques stockés en 2009? // La Croix. - Paris. - 24.03. - URL: https://www.la-croix.com/Sciences-et-ethi que/Sante/Ou-passe-milliard-masques-stockes-2009-2020-03-24-1201085864 (date of access: 20.11.2021).
Birchem N. (2020). Une prime de 150 €, plus 100 € par enfant pour les plus précaires // La Croix. - Paris. - 14.04. - URL: https://www.la-croix.com/ France/Exclusion/ Coronavirus-Le-gouvernement-affine-projet-daide-precaires-2020-04-14-1201089375 (date of access: 20.11.2021).
Caro I., Le Borgne B. (2020). Municipales 2020 : tous les partis revendiquent la victoire, mais qui a vraiment gagné les élections? // Franceinfo. - Paris. - 02.07. - URL: https://www.francetvinfo.fr/politique/la-republique-en-marche/infographies-municipales-2020-tous-les-partis-revendi quent-la-victoire-mais-qui-a-vraiment-gagne-les-elections_4029831.html (date of access: 20.11.2021).
Coronavirus : chiffres clés et évolution de la COVID-19 en France et dans le Monde. (2021) / Santé publique. - Paris. - URL: https://www.sante publiquefrance.fr/dossiers/coronavirus-covid-19/coronavirus-chiffres-cles-et-evolution-de-la-covid-19-en-france-et-dans-le-monde (date of access: 20.11.2021).
Covid : le gouvernement abaisse sa prévision de croissance pour 2021 à 5%. (2021) // Les Echos. - Paris. - 04.04. - URL: https://www.lesechos.fr/
economie-france/conjoncture /covid-le-gouvernement-abaisse-sa-prevision-de-croissance-pour-2021-a-5-1304166 (date of access: 20.11.2021).
Crise économique : les aides de l'État français en chiffres. (2020) // Le Revenu. - Paris. - 10.06. - URL: https://www.lerevenu.com/placements/ economie/crise-economique-les-aides-de-letat-francais-en-chiffres (date of access: 20.11.2021).
De Guigné A. (2021). 424 milliards d'euros, la facture astronomique du Covid-19 pour la France // Le Figaro. - Paris. - 13.04. - URL: https://www.lefi garo.fr/economie/422-milliards-d-euros-la-facture-astronomique-du-covid-po ur-la-france-20210413 (date of access: 20.11.2021).
Duc C., Souquet C. (2020). L'impact de la crise sanitaire sur l'organisation et l'activité des sociétés / Institut de la statistique et des études économiques. - Paris. - 10.12. - URL: https://www.insee.fr/fr/ statistiques/4994488 (date of access: 20.11.2021).
Fouquet C. (2021). Le PIB a plongé de 8,3% en 2020 // Les Echos. -Paris. - 29.01. - URL: https://www.lesechos.fr/economie-france/conjoncture/ covid-le-pib-a-plonge-de-83-en-2020-1285570 (date of access: 20.11.2021).
Herrero O. (2021). Covid-19 : peut-on se passer du vaccin Spoutink V? // Le Figaro. - Paris. - 23.03. - URL: https://www.lefigaro.fr/conjoncture/covid-19-peut-on-se-passer-du-vaccin-spoutnik-v-comme-l-affirme-thierry-breton-202 10323 (date of access: 20.11.2021).
Heuclin M. (2020). Covid-19 : ce que coûte à l'État la crise sanitaire et économique // La Tribune. - Paris. - 04.11. - URL: https://www.latribune.fr/ economie/france / covid-19-ce-que-coute-a-l-etat-la-crise-sanitaire-et-economi que-861516.html (date of access: 20.11.2021).
Jarnoux A. (2020). Coronavirus : les dates-clés de l'épidémie en France // France Bleu. - Paris. - 25.10. - URL: https://www.francebleu.fr/infos/ societe/coronavirus-les-dates-cles-de-l-epidemie-en-france-1603646805 (date of access: 20.11.2021).
Johannès F. (2021). Comment le Rassemblement national est devenu le premier parti de la génération des 25-34 ans // Le Monde. - Paris. - 05.04. -URL: https://www.lemonde.fr/politique/article/2021/04/05/le-rassembleme nt-national-premier-parti-des-25-34-ans_6075574_823448.html (date of access: 20.11.2021).
Lambert A., Cayouette-Remblière J. (2021). La raison sanitaire ou l'impense des inegalites sociales / / L'explosion des inégalités : classes, genre et générations face à la crise sanitaire / A. Lambert, J. Cayouette-Remblière (dir.). -Paris : Editions de l'Aube. - P. 19-45.
L'économie et la société à l'ère du numérique. (2019) / Institut de la statistique et des études économiques. - Paris. - 158 p. - URL: https://www. insee.fr/fr/statistiques/4238635 (date of access: 20.11.2021).
Le Floch G. (2021). Covid-19, approches de droit public et de science politique. - Paris : Berger-Levrault. - 300 p.
Le journal du confinement : 17 mars - 10 mai, la France sous cloche. (2020) // L'Humanité. - Paris. - 11.05. - URL: https://www.humanite.fr/le-journal-du-confinement-17-mars-10-mai-la-france-sous-cloche-688635 (date of access: 20.11.2021).
Liabot Th. (2017). Baromètre Ifop-JDD : Hollande, retour sur une impopularité record // Le j. du dimanche. - Paris. - 16.04. - URL: https://www.lejdd.fr/Politique/barometre-ifop-jdd-hollande-retour-sur-une-impopularite-record-3295022 (date of access: 20.11.2021).
Loi N 2020-290 du 23 mars 2020 d'urgence pour faire face à l'épidémie de covid-19 (1). (2020) // J. officiel de la République Française. - Paris. - 24.03. -N 0072. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr./jorf/id//J0RFTEXT00004174 6313 (date of access: 20.11.2021).
Loi N 2021-160 du 15 février 2021 prolongeant l'état d'urgence sanitaire. (2021) // J. officiel de la République Française. - Paris. - 16.02. - N 0040. - URL: https: / / www. legifrance. gouv. fr/j orf / id/J0RFTEXT000043134078 (date of access: 20.11.2021).
Macron, Merkel et Poutine ont discuté vaccination, Spoutnik V, mais aussi Navalny, Ukraine, nucléaire iranien, etc., selon l'Elysée. (2021) // La Tribune. - Paris. - 31.03. - URL: https://www.latribune.fr/entreprises-finan ce/industrie/chimie-pharmacie/macron-merkel-et-poutine-ont-discute-coope ration-sur-le-vaccin-spoutnik-v-entre-autres-881287.html (date of access: 20.11.2021).
Mars 2020 : la cote de confiance d'E. Macron repasse sous la barre des 30%. (2020) // Elabe. - Paris. - 05.03. - URL: https://elabe.fr/barometre-mars-2020/ (date of access: 20.11.2021).
Mise en place de l'aide à l'embauche de 4000 euros. (2020) / Ministère du travail, de l'emploi et de l'insertion. - Paris. - 06.08. - URL: https://travail-emploi.gouv.fr/actualites/presse/communiques-de-presse/article/mise-en-place-de-l-aide-a-l-embauche-de-4-000-euros (date of access: 20.11.2021).
Moscou : les vaccins ne sont pas des «outils d'influence». (2021) // Le Matin. - Lausanne. - 26.03. - URL: https://www.lematin.ch/story/moscou-les-vaccins-ne-sont-pas-des-outils-dinfluence-949487148938 (date of access: 20.11.2021).
Nombre de décès quotidiens : évolutions du nombre de décès entre le 1 mars et le 30 avril 2020. (2020) / Institut de la statistique et des études
économiques. - Paris. - 26.06. - URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/ 4500439? sommaire=4487854 (date of access: 20.11.2021).
Papon S., Beaumel C. (2021). Bilan démographique 2020 : avec la pandémie de Covid-19, nette baisse de l'espérance de vie et chute du nombre de mariages / Institut de la statistique et des études économiques. - Paris. -
29.03. - URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/5347620 (date of access: 20.11.2021).
Perrone Ch. (2020). Y a-t-il une erreur qu'ils n'ont pas commise? - Paris : Editions Albin Michel. - 208 p.
Reconfinement : les mesures pour les entreprises. (2020) / Ministère de l'économie, des finances et de la relance. - Paris. - 30.10. - URL: https:// www.economie.gouv.fr/bruno-le-maire-presente-mesures-urgence-economiques (date of access: 20.11.2021).
Résultats globaux du second tour de l'élection du Président de la République 2017. (2017) / Ministère de l'intérieur. - Paris. - 08.05. - URL: https://www.interieur.gouv.fr/Archives/ Archives-elections/Election-presi dentielle-2017/Resultats-globaux-du-second-tour-de-l-election-du-President-de-la-Republique-2017 (date of access: 20.11.2021).
Second tour des élections législatives 2017. (2017) / Gouvernement.fr. -Paris. - 18.06. - URL: https://www.gouvernement.fr/second-tour-des-elections-legislatives-2017 (date of access: 20.11.2021).
Semeraro J.-V. (2020). La prime pour les jeunes de moins de 25 ans versée ce jeudi // Capital. - Paris. - 25.06. - URL: https://www.capital.fr/vot re-argent/la-prime-pour-les-jeunes-de-moins-de-25-ans-versee-ce-jeudi-1373674 (date of access: 20.11.2021).
Tableaux de l'économie française : croissance-productivité. (2020) / Institut de la statistique et des études économiques. - Paris. - 27.02. - URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/4277770?sommaire=4318291#consulter (date of access: 20.11.2021).
Une majorité de Français soutient la tribune des généraux, un désaveu pour le gouvernement de la gauche. (2021) // Valeurs actuelles. - Paris. -
29.04. - P. 1.
Vaccination contre la Covid en France : au 31 mars 2021, près de 11 387 000 injections ont été réalisées. (2021) / Ministère des solidarités et de la santé. - Paris. - 31.03. - URL: https://solidarites-sante.gouv.fr/actualites/ presse/communiques-de-presse/article/vaccination-contre-la-covid-en-france-au-31-mars-2021-pres-de-11-387-000 (date of access: 20.11.2021).
Vaccins : toutes les informations sur votre vaccination. (2021) / Gouvernement.fr. - Paris. - URL: https://www.gouvernement.fr/info-corona virus/vaccins (date of access: 20.11.2021).