Б01: 10.31249/аре/2021.03.03
Семеко Г.В.1, 2021
Неолиберальный реванш Эммануэля Макрона
Аннотация. Франция в настоящее время переживает достаточно трудный период реформ, которые проводит президент Э. Макрон с целью вывести экономику из затяжной стагнации и восстановить «величие» страны в мире. Реформаторские инициативы Э. Макрона, базирующиеся на монетаристских рецептах и концепции экономики предложения, рассматриваются в контексте общемировой тенденции к либерализации экономики, начавшейся в 1970-е годы и охватившей большинство развитых и развивающихся стран. До сих пор перемены во Франции проходили медленно, с сильным опозданием по сравнению с другими европейскими странами и сопровождались массовыми протестами населения, поскольку шли вразрез с принципами послевоенной дирижистской социально-экономической модели. Франция прошла через продолжительный период либерализации и отступления государства, и французская модель рыночной экономики приобрела своеобразный гибридный характер: это уже не дирижистская, но еще и не либеральная модель классического (англосаксонского) типа. Президент поставил задачу довести до логического конца неолиберальную трансформацию французской социально-экономической модели путем реформирования не соответствующих современным вызовам институтов.
1 Семеко Галина Викторовна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН ([email protected]). 54
В статье анализируются наиболее важные реформы, которые были проведены французскими президентами до Э. Макрона, с целью сокращения государственного сектора, изменения трудового права и процедуры коллективных переговоров, уменьшения социальных расходов государства и т.д. Показывается роль Э. Макрона в проведении неолиберальных реформ в период президентства Ф. Олланда. Особое внимание уделено задачам и содержанию знаковых реформ Э. Макрона, в том числе реформы трудового законодательства, налоговой реформы, реформы государственной монополии в сфере железнодорожного транспорта, незавершенной реформы пенсионного обеспечения. По масштабу и значимости неолиберальных реформ президент превзошел своих предшественников. Это - несомненный прорыв в неолиберальной трансформации, который окажет влияние на дальнейшее развитие экономики страны.
Ключевые слова: Франция, социально-экономическая модель, либерализация экономики, неолиберальные реформы, Э. Макрон.
Введение
В мае 2017 г. в Елисейский дворец в Париже пришел очень амбициозный политический лидер Эммануэль Макрон. В своей предвыборной программе он заявил о намерении провести реформы в экономике, чтобы после стагнации вывести ее на траекторию стабильного роста. В основе его экономической программы лежат идеи экономического неолиберализма, которые реализовались во многих странах и стали главной идеологией процесса глобализации. Макрон продолжил стратегический курс преодоления стагнации, провозглашенный предшественниками, и при этом выбрал более авторитарный и радикальный способ достижения поставленной цели посредством «правильной неолиберальной модели».
Неолиберальная трансформация экономики Франции
Французская модель государства всеобщего благосостояния (франц. État-providence, т.е. государство-покровитель), сформировавшаяся во Франции после Второй мировой войны, в течение почти трех десятилетий рассматривалась как образцовая модель государственного капитализма. Главной отличительной чертой французской модели рыночной экономики был дирижизм, т.е.
55
ведущая роль государства: 1) как центра принятия решений, регулирования всей совокупностью социально-экономических отношений (в частности, посредством индикативного планирования); 2) как предпринимателя в базовых отраслях промышленности, инфраструктурном и банковском секторах; 3) как гаранта занятости и социальной защиты населения.
В 1970-е годы (после нефтяного кризиса 1973 г.) в экономическом развитии Франции, как и других промышленно развитых стран, наступил переломный момент. Французская экономика вступила в полосу затяжного кризиса, который привел к снижению темпов роста производства, инфляции, падению курса франка, серьезным макроэкономическим дисбалансам, повышению безработицы, падению производительности труда и конкурентоспособности. В сложившихся условиях дирижистская социально-экономическая модель оказалась несостоятельной, а традиционные кейнсианские рецепты антикризисного регулирования не давали желаемого результата.
Неолиберальный поворот, подразумевавший снижение налогового бремени и социальных взносов предпринимателей, дерегулирование экономики, повышение гибкости рынка труда, поддержку производственных инвестиций, подготовку квалифицированных кадров, приватизацию госсобственности, реформирование системы социальных пособий, ограничение вмешательства профсоюзов в дела компаний, сделался неизбежным. Необходимость реформ признавали многие французские политические лидеры, ученые и эксперты, независимо от их идейной приверженности. Примечательно, что преобразования проводились и при президентах-социалистах, и при правоцентристах. Однако начатая после нефтяного кризиса 1973 г. перестройка экономического механизма происходила медленно и осторожно из-за социальных протестов.
Единственным отступлением от неолиберального курса оказалось начало правления президента-социалиста Ф. Миттерана (1981-1995), когда правительство, возглавляемое социалистом П. Моруа (1981-1984), провело последнюю в современной истории страны серию национализации частных банков и финансово-
56
промышленных групп (1982) и приняло крупный пакет социальных мер, касающихся минимальной зарплаты, продолжительности рабочей недели, социальных пособий, пенсий (снижение возраста выхода на пенсию с 65 до 60 лет), оплаты отпуска. Изменения социальных и трудовых отношений были закреплены в законах Ору (les lois Auroux) (1982), в соответствии с которыми значительно расширились права профсоюзов и комитетов предприятий по контролю над финансовой и организационной деятельностью администрации предприятий и повышена безопасность труда.
Однако «левый эксперимент» Миттерана под давлением экономических проблем (бюджетный дефицит, инфляция, безработица, дефицит платежного баланса, девальвация франка) постепенно развернулся в сторону экономического неолиберализма. Это касалось приватизации госактивов. С конца 1990-х годов под давлением Европейского союза она стала распространяться на естественные монополии (газо- и электроснабжение, телекоммуникации, железнодорожный транспорт), а также на аэрокосмическую отрасль. По данным Национального института статистики и экономических исследований (INSEE), за 30 лет (1984-2013) число компаний, в которых государство контролировало более 50% капитала, уменьшилось почти в два с половиной раза (с 3500 до 1444), а численность их работников - на две трети (с 2350 тыс. до 800 тыс. человек)[БсЬоеп, Bigot, 2015].
Всеми правительствами проводилась политика жесткой экономии бюджетных средств со сворачиванием социальных программ; дерегулирование финансовых услуг, движения капитала, цен, валютных операций; либерализация рынка труда; реформирование системы социального страхования и пенсионного обеспечения; налоговые реформы со снижением обязательных отчислений предприятий; корректировка системы социального партнерства.
Особенно активно реформаторский курс проводился при Ж. Шираке (1995-2007) голлистом А. Жюппе и социалистом Л. Жоспеном. С именем А. Жюппе связаны сокращение компенсаций за лечение, замораживание зарплаты работникам госсектора, попытка реформирования пенсионного обеспечения. Последняя спровоцировала настолько сильный протест в обществе, что от нее
57
пришлось отказаться. Следующая попытка реформирования пенсионного обеспечения и социального страхования была предпринята в 2003 г. Но и тогда из-за массовых протестов правительству пришлось ограничиться частичными изменениями, касающимися медицинского страхования, а также правил предоставления некоторых социальных пособий (например, по безработице) [Les principales mesures.., 2010].
В годы правления Н. Саркози (2007-2012) был принят Закон о модернизации рынка труда и о праве расторжения бессрочного трудового соглашения с работником по взаимному согласию, что позволило упростить сильно зарегулированную процедуру увольнений (2008). Вводились максимальный и минимальный размеры компенсации, выплачиваемой работнику за увольнение без серьезной причины. Установление максимального предела дало возможность ограничить претензии уволенных работников по отношению к их работодателям.
В том же 2008 г. был принят Закон об обновлении социальной демократии и реформе рабочего времени. Отныне каждому профсоюзу вменялось в обязанность при ведении коллективных переговоров регулярно подтверждать свою репрезентативность на уровне предприятия, отрасли, национальном или межпрофессиональном. Устанавливался минимальный порог голосов, который профсоюз должен получить для участия в коллективных переговорах: на предприятии - не менее 10%.
Курс на сокращение госрасходов и бюджетного дефицита при Саркози был поддержан структурной реорганизацией администрации, сокращением численности госслужащих (принцип замены двух вышедших на пенсию работников одним), пенсионной реформой (повышение минимального возраста выхода на пенсию с 60 до 62 лет и отмена специальных пенсионных режимов для работников госсектора).
Вразрез с основным курсом на сокращение бюджетного дефицита шли многочисленные изменения в налогообложении, которые подрывали доходную базу бюджета и позволяли наиболее обеспеченным гражданам получать щедрые «налоговые подарки». В 2011 г. начальный порог налогооблагаемого имущества был по-
58
вышен с 800 тыс. до 1,3 млн евро [Fiscalité: Une valse.., 2012]. В итоге около 300 тыс. домохозяйств вышли из-под налогообложения. С 2012 г. ставка налога на имущество перестала рассчитываться по прогрессивной школе [ISF: François.., 2016].
Глобальный финансовый кризис 2008 г. внес существенные поправки в первоначальные реформаторские планы Саркози и стал триггером не предусмотренных в его экономической программе прагматичных решений по спасению банков, а последующая рецессия потребовала стимулирования роста и занятости. В целом экономическая политика Саркози характеризовалась непоследовательностью и противоречивостью. Курс на стимулирование совокупного предложения сменился политикой жесткой экономии, а в условиях финансового кризиса на первый план вышла риторика о необходимости государственного регулирования.
Двойственность позиции Саркози проявилась и в отношении французской социальной модели: с одной стороны, он осуждал ее за пагубные последствия для экономики (демотивация трудовой деятельности и инициативы, иждивенчество), с другой -восхвалял, называя «амортизатором кризиса» [Déclaration de M. Nicolas.., 2007; Déclaration de M. Nicolas.., 2012]. Английский экономист Б. Клиф (B. Clift) (Университет Уорвика) охарактеризовал такую позицию как «неолиберальный экономический патриотизм», смесь неолиберализма и более привыгчного для Франции государственного интервенционизма [Clift, 2012].
От неолиберального курса не удалось уйти и Ф. Олланду (2012-2017), хотя его предвыборная программа содержала социально ориентированные обязательства. Надежды левого электората на то, что приход президента-социалиста «возвратит величие идеям социализма» и создаст импульс для их реализации, не оправдались [Mahran, 2020]. В Национальном пакте по поддержке роста, конкурентоспособности и занятости (2012) предусматривалось сокращение издержек предприятий на рабочую силу. Вводился льготный «налоговыш кредит для поддержки конкурентоспособности и занятости»1.
1 Ставка налогового вычета С1СЕ на 2013 г. была установлена в размере 4% от общей суммы зарплаты работников, вознаграждение которых не более чем
59
Пакт ответственности и солидарности (2014) предусматривал сокращение обязательных отчислений предпринимателей на общую сумму в 40 млрд евро за период до 2017 г., в том числе снижение основной ставки налога на прибыль (l'impôt sur les sociétés) с 33,3 до 28% в 2017 г., а также «социального взноса солидарности корпораций» [Le Pacte de responsabilité.., 2014].
Олланд, как и Саркози, считал, что Франции необходима жесткая бюджетная политика, так как размер дефицита бюджета превышает допустимую по Маастрихтским критериям норму в 3% ВВП. В Программе стабилизации было предусмотрено сокращение госрасходов за 2015-2017 гг. на 50 млрд евро, из них 18 млрд приходилось на центральную администрацию, 11 млрд - на местные (территориальные) органы власти, 10 млрд - на систему медицинского страхования и 11 млрд на систему социального обеспечения [Programme de stabilité.., 2014, р. 4].
Неолиберальный курс в экономической политике Олланда получил развитие в двух документах, которые тесно связаны с именем Э. Макрона. Первый из них - это Закон о росте, активности и равенстве экономических возможностей от 6 августа 2015 г. Макрон, занимавший должность министра экономики в правительстве М. Вальса, был одним из главных его разработчиков. Основной целью закона стало дерегулирование экономической деятельности и расширение конкуренции в таких сферах, как торговля, транспорт, сектор свободных профессий. В нем была зафиксирована возможность приватизации флагмана военной промышленности - компании «Groupement industriel des armements terrestres» (GIAT) и ее филиалов. В рамках соглашения о слиянии с крупнейшим немецким частным производителем наземных вооружений «Krauss-Maffei Wegmann» (KMW) была приватизирована «дочка» GIAT. В объединенной группе французское государство и компания KMW имеют равные доли в капитале - по 50% [Décret n 2015-1586.., 2015].
Закон Макрона также разрешил сделки по передаче частному сектору компаний, эксплуатирующих инфраструктуру аэро-
в 2,5 раза превышает размер минимальной зарплаты (salaire minimum interprofessionnel de croissance, SMIC). 60
портов1, и автомобильные дороги. В 2015 г. половина акций аэропорта Тулуз-Бланьяк (Aéroport Toulouse-Blagnac) перешла китайскому консорциуму «Casil Europe» за 300 млн евро, в 2016 г. были проданы акции аэропортов Кот д'Азур и Лиона [Poingt, 2018; La commission des participations.., 2016, р. 22].
Другой важной вехой неолиберальной политики стал Закон о труде, модернизации социального диалога и обеспечении профессионального роста от 6 августа 2016 г., названный по имени министра труда Законом Эль Комри. Проект закона был подготовлен по распоряжению Олланда и активно лоббировался Макроном, который придавал первостепенное значение реформированию трудовых отношений. Макрон был инициатором нескольких важных положений закона, в частности, касающихся установления предельного размера возмещения, которое взимается с работодателя в пользу работника при неправомерном его увольнении, и уточнения понятия «экономическое увольнение».
В рамках этого закона президент-социалист сделал то, на что не решались его предшественники - внес ряд существенных изменений в Трудовой кодекс. В частности, работодателям была предоставлена возможность увеличивать продолжительность рабочей недели до 48 часов сверх официальной продолжительности 35 часов, менять условия предоставления отпусков, размер зарплаты и ставки за сверхурочные часы, а также заключать с работниками корпоративные коллективные соглашения, содержащие трудовые нормы, которые отличаются от норм, прописанных в отраслевых коллективных соглашениях.
Закон Эль Комри усиливал значение корпоративных коллективных соглашений в социальном диалоге. Предусматривалось постепенное распространение «мажоритарных коллективных соглашений» на уровне отдельных компаний и организаций [Négociation collective.., 2018]. Закон Эль Комри дополнил перечень причин увольнения: кроме экономических трудностей и техноло-
1 Ранее, в 2013 г., были проданы 9,5% акций парижских аэропортов [Poingt, 2018].
61
гических сдвигов ими стали прекращение деятельности предприятия и его реорганизация для сохранения конкурентоспособности.
Неолиберальная трансформация во Франции проходила медленно, с большим отставанием от других промышленно развитых стран. По образному выражению «The Economist», препятствием для реформ, в первую очередь, становилась «устрашающая мощь улицы» [Sarkozy's Thatcher.., 2007]. Социальные протесты заставляли власть пересматривать первоначальные проекты, отказываться от них или переносить на более поздние сроки. Тем не менее неолиберальные реформы «подобрались» к двум столпам дирижистской модели - регулированию трудовых отношений и системе социального обеспечения.
Реформы Макрона
Самым важным «неолиберальным прорывом» Э. Макрона считается реформа трудовых отношений, вторая по масштабу и значимости после законов Ору 1982 г.
Трудовая реформа. В концепции реформы трудового законодательства Макрона получили развитие основные идеи либерализации рынка труда, заложенные в Законе Эль Комри. Президент хотел «глубоко реформировать» Трудовой кодекс и как можно быстрее, для чего использовал процедуру президентских указов. В итоге изменения в Трудовом кодексе были узаконены столь быстро, что протестные выступления не успели развернуться1. Указы вводили в Трудовой кодекс более либеральные и гибкие правила, но при этом были сохранены важнейшие принципы, касающиеся минимальной зарплаты (SMIC), официальной продолжительности рабочей недели (35 часов), борьбы с дискриминацией.
Социальный диалог. Поправки, затрагивающие организацию социального диалога между работодателями и наемными работниками, ослабляли доминанту общенациональных коллективных соглашений. Работодателям предоставлялось право включать в
1 Проект пяти указов о реформе Трудового кодекса был представлен 31 августа 2017 г. премьер-министром Э. Филиппом и министром труда М. Пенико, а окончательные тексты были утверждены Советом министров 22 сентября 2017 г. 62
корпоративные соглашения собственные правила, отличные от правил отраслевого соглашения, в частности касающиеся условий труда (продолжительность рабочего времени, организация труда, вознаграждение за труд, надбавки и премии, условия профессиональной или географической мобильности внутри предприятия и т.д.). Отраслевые соглашения сохранили директивную силу в таких вопросах, как минимальная заработная плата, объединение фондов финансирования социального диалога (т.е. профсоюзов и предпринимателей), объединение фондов профессиональной подготовки, дополнительные коллективные гарантии, продолжительность труда, срочные (временные) трудовые договоры, профессиональное равенство мужчин и женщин, условия испытательного срока.
Поддержка малого бизнеса. Впервые во Франции приоритетом реформы Трудового кодекса стали микропредприятия и малые предприятия, на которых в стране трудятся более 6 млн человек. Ряд положений трудовой реформы имеют определенные выгоды для малого бизнеса. Так, установление предельного размера компенсации (выходного пособия) в случае неправомерного увольнения работника отвечает интересам мелких предприятий, которые, как правило, не имеют достаточных финансовых средств для возмещения убытков. Облегчалась процедура заключения коллективных соглашений. До сих пор мелкие и микропредприятия, в которых нет комитета предприятия, представляющего интересы трудового коллектива при заключении корпоративного коллективного соглашения, должны были соблюдать нормы коллективных соглашений отрасли. Теперь они могут вести переговоры обо всем, что не подпадает под отраслевые соглашения, непосредственно с работниками.
Трудовые договоры. Важные изменения были внесены в порядок использования срочных (временных) трудовых договоров (CDD) [Le CDD ou.., 2020]. Их значение в последние десятилетия постоянно возрастало: только один из четырех работников оформлялся по бессрочному договору. Срочный договор дает работодателям больше свободы в определении условий труда и возможность увольнения сотрудников без уважительных причин.
63
В связи с тем что некоторые вопросы, касающиеся временных договоров, были переданы на уровень отраслевых коллективных соглашений, работодатели могут применять нормативы отраслевых коллективных соглашений, отличающиеся от установленных в Трудовом кодексе. До указов 2017 г. продолжительность трудоустройства работника по временному договору, включая все продления договора, не могла превышать 18 месяцев. Продлевать такой договор можно было только два раза, но срок каждого дополнительного договора не мог превышать срок первоначального договора. После реформы общая продолжительность временного трудового соглашения и число продлений может определяться по отраслевому соглашению.
Добиться большей гибкости правил найма работников позволяет наличие зафиксированных законодательством разновидностей трудовых договоров, правила применения которых отличаются от базового, например, «договор о выполнении конкретной миссии» (CDD démission1). «Строительный», или «проектный, трудовой договор» (contrats à durée indéterminée de chantier ou d'opération) [Le contrat à durée indéterminée.., 2017], предусматривающий более гибкие условия, чем в базовом бессрочном трудовом договоре, может заключаться на время строительства или реализации конкретного проекта.
Увольнение работников. В Трудовой кодекс включена шкала выходных пособий. Их размер повышается по мере увеличения стажа работы на предприятии. До этого работник со стажем работы менее 10 лет имел право на выходное пособие в размере 1/5 своей заработной платы за год трудового стажа. Теперь этот показатель повышен до четверти. Еще одна мера, благоприятная для увольняемых работников, - снижение порога выслуги лет, начиная с которого выплачиваются выходные пособия, с 12 до 8 месяцев.
Расторжение коллективного соглашения (rupture conventionnelle collective, RCC) - новое положение Трудового кодекса, дающее
1 Трудовой договор, который может использоваться только для выполнения определенной временной задачи, именуемой «миссией», и только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом.
64
возможность прекратить действие трудового договора на основе взаимного согласия между работодателем и работником.
Социально-экономический комитет на предприятиях. Указ о новой организации социального и экономического диалога на предприятии предусматривает слияние трех институтов, представлявших интересы трудового коллектива на предприятии, - делегатов персонала, комитетов предприятия и комитетов по гигиене, здоровью и условиям труда - и образование объединенного органа -социально-экономического комитета (СЭК), выполняющего их функции. В состав СЭК входят работодатель (или его представитель) и выборные делегаты от персонала.
Хотя основной целью изменений, внесенных в Трудовой кодекс, несомненно, было повышение гибкости регулирования трудовых отношений и расширение свободы действий работодателей, определенное правовое переосмысление получили и такие важные для наемных работников темы, как защита их интересов на предприятиях, охрана труда и компенсации за повышенные профессиональные риски. Однако это не изменило негативного отношения к трудовой реформе большинства французов, которые восприняли ее как несправедливую, отражающую интересы предпринимателей. Об этом свидетельствовал, в частности, опрос, проведенный в декабре 2017 г. международной компанией «Ipsos», в котором приняли участие 401 руководитель предприятия и 1002 работника (см. табл.). Почти половина руководителей (47%, в том числе 69% руководителей компаний с 500 и более сотрудниками) считали, что реформа идет «скорее в правильном направлении», и только 9% - что она идет «скорее в неправильном направлении»; 39% не смогли определиться. Среди наемных работников лишь 24% считали, что реформа идет «скорее в правильном направлении», в то время как 42% (среди рабочих таковых было 53%) были убеждены в обратном - «скорее в неправильном направлении» и 34% не смогли дать оценку [La mise en application.., 2017, р. 21].
65
Таблица
Доля опрошенных, которые положительно оценили перечисленные положения Трудового кодекса (%)
Положение Трудового кодекса Руководители Наемные работники
Объединение органов, представляющих интересы работников на предприятии 76 43
Организация референдума на предприятиях с менее чем 20 работниками 70 73
Установление минимального и максимального размеров компенсации работнику за неправомерное увольнение 68 34
Включение положения о расторжении коллективного соглашения 66 32
Обсуждение корпоративного соглашения в отсутствие профсоюзных делегатов при участии представителя выборного персонала 62 39
Ответственность за несчастные случаи на производстве для работающих в удаленном режиме, на тех же условиях, что и работников, размещенных в помещениях работодателя 55 71
Разрешение экономических увольнений французским филиалам, которые находятся в трудном положении, даже если международная группа, которая владеет ими, работает с прибылью 32 16
Источник: [Ьа тиэе еп аррИсаНоп.., 2017, р. 25].
Как видно из таблицы, большинство руководителей поддержали шесть из семи перечисленных изменений, а большинство наемных работников - только два из семи (возможность проведения корпоративного референдума на предприятиях с менее чем
66
20 работниками, и ответственность за несчастные случаи на производстве для работающих в удаленном режиме).
Налоговая реформа 2018 г.
Налоговая реформа была реализована в рамках Закона о финансах 2018 г. и Закона о финансировании социального страхования 2018 г. Устанавливалось разделение налогообложения движимого и недвижимого имущества. Налог солидарности на имущество (ISF), распространявшийся на движимое и недвижимое имущество, был заменен налогом на недвижимость (IFI). При этом налогооблагаемая база не менялась - имущество стоимостью больше 1,3 млн евро.
С 1 января 2018 г. был введен фиксированный налог на доходы от движимого имущества (prélèvement forfaitaire unique, PFU)1 со ставкой 30%. Он применяется к подавляющему большинству финансовых продуктов (доходы от банковских вкладов, ссуд, облигаций, акций, участий в капитале, страхования жизни и т.д.) и направлен на стимулирование инвестиций. От введения 30%-ного налога на доходы от движимого имущества, несомненно, выиграют предприниматели и инвесторы, которые таким образом получили возможность погашать свои налоговые обязательства одним взносом. До реформы доходы от движимого имущества облагались по прогрессивной шкале подоходного налога (от 0 до 45%), а также социальными взносами в размере 15,5%. Таким образом, сумма обязательных отчислений могла достигать 60% дохода, теперь она не будет превышать 30% дохода.
Поддержку получили и микропредприятия с оборотом менее 5 тыс. евро благодаря отмене местного земельного налога на предприятия (la cotisation foncière des entreprises, CFE), а также независимые предприниматели с годовым доходом за первый год деятельности ниже 40 тыс. евро, которые с 1 января 2019 г. освобождены от социальных взносов. Интересам всех предпринимателей отвечает снижение налога на компании с 33 до 25% в 2022 г.
1 Аналог «плоского» налога (flat tax), взимаемого в равной сумме со всех налогоплательщиков.
67
Снизить бремя обязательных отчислений предприятий позволила отмена с 1 января 2019 г. налогового кредита для поддержки конкурентоспособности и занятости (le crédit d'impôt pour la compétitivité et l'emploi, CICE). Снижены взносы на страхование по болезни, по безработице и на дополнительную пенсию [La suppression du CICE.., 2018].
Для простых граждан последствия налоговой реформы гораздо менее благоприятны. Порог выбросов, начиная с которого с владельца автомобиля взимается экологический налог, снижен со 130 до 120 г углекислого газа на километр (СО2/км), а прогрессивная шкала налога предусматривает повышение до 10 500 евро для автомобилей, у которых выбросы превышают 185 г СО2/км. Вместе с тем отдельные категории граждан смогут получить определенные выгоды от постепенной отмены (в течение трех лет - 20182020 гг.) налога на основное жилье (la taxe d'habitation), а также от отмены взносов наемных работников на страхование по безработице и по болезни при небольшом повышении общего социального взноса (ОСВ) (la contribution sociale généralisée, CSG)1 - на 1,7% с 1 января 2018 г.2 От повышения на 1,7% общего социального взноса, взимаемого со всех доходов физических лиц, пострадают пенсионеры, особенно имеющие недвижимость и доход от нее (например, сдающие жилье в аренду). Для работающих граждан повышение на 1,7% ОСВ с 1 января 2018 г. было компенсировано снижением социальных взносов по безработице и по болезни на 2,2% с 1 января 2018 г. и на 0,95% с октября 2018 г. [Saillard, 2018].
Реформа железных дорог
Национальная компания французских железных дорог (НКФЖД) со времени создания в 1937 г. являлась монополистом в области железнодорожных пассажирских и грузовых перевозок.
1 Налог, взимаемый с дохода физических лиц (в частности, с зарплаты), для финансирования Фонда социального страхования.
2 В связи с кризисом COVID-19 предусмотренный график снижения налога на основное жилье не удалось выполнить: к 2020 г. 80% домохозяйств были освобождены от этого налога, а для оставшихся 20% отмена была перенесена на 2023 г. [La taxe d'habitation.., 2020].
68
В последние десятилетия, притом что железные дороги работали все хуже и хуже, затраты государства на поддержку компании росли. За десять лет (2008-2017) они увеличились на 22%, достигнув 14 млрд евро год, - это больше, чем бюджет полиции и жандармерии вместе взятых.
До реформы НКФЖД имела статус государственного учреждения промышленного и коммерческого характера. Хотя деятельность таких учреждений регулируется нормами частного права, а отношения найма подчиняются Трудовому кодексу, их работники имеют статус государственных служащих со всеми привилегиями и льготами.
Закон о новом железнодорожном договоре от 27 июня 2018 г. предусматривал создание с 1 января 2020 г. объединенной государственной группы в области железнодорожного транспорта с юридическим статусом акционерного общества и со стопроцентным государственным капиталом, который не подлежит передаче. Самым болезненным итогом преобразования НКФЖД в акционерное общество стало прекращение с 1 января 2020 г. набора работников со статусом государственных служащих. Однако под давлением протестов железнодорожников было сделано исключение для работников, которые уже трудились в статусе государственных служащих в конце 2018 г. (т.е. 127 442 человека, или 89% персонала компании). Они сохранили этот статус и после реформы [La SNCF devient.., 2020]. Как полагают авторы железнодорожной реформы, она даст возможность снизить затраты и стимулировать инновации, в том числе внедрение цифровых технологий. Кроме того, реформа позволит ликвидировать монопольное положение НКФЖД на французском железнодорожном рынке, открыть его для других компаний, в том числе иностранных (европейских), и создать основы для развития конкуренции. В соответствии с договоренностью между Францией и ЕС с 2019 г. другим компаниям предоставлена возможность использовать железнодорожные линии НКФЖД.
69
План действий по развитию и преобразованию предприятий
Продолжением амбициозного президентского проекта либерализации экономики стал План действий по развитию и преобразованию предприятий (Le plan d'action pour la croissance et la transformation des enterprises, PACTE) [Le Pland'action.., 2019], утвержденный Законом о росте и трансформации предприятий от 22 мая 2019 г. (далее План). Чтобы добиться повышения конкурентоспособности французской экономики, авторы Плана озаботились устранением барьеров для роста предприятий и возвращения предприятиям центрального места в обществе, в частности путем внесения изменений в законодательство. В центре внимания Плана - мелкие и средние предприятия (МСП) и микропредприятия. Предусматривается упрощение бюрократических процедур, включая передачу предприятия новому собственнику, отмену требований о наличии банковского счета для создания микропредприятий с годовым оборотом ниже 10 тыс. евро и об обязательной стажировке граждан, желающих открыть микропредприятие (30 часов обучения основам управления, бухучета, правового обеспечения бизнеса).
Одним из знаковых положений Плана является разрешение на продажу долей в капитале компаний с госучастием. В частности, под удар попали три компании - компания по управлению аэропортами Парижа («Aéroports de Paris», ADP), компания по проведению национальных лотерей («la Française des jeux», FDJ) и вновь, как и в 2014-2015 гг., ведущая французская энергетическая компания «Engie» (бывшая «GDF Suez»). Доля государства в компании по управлению аэропортами Парижа опустится ниже 50%-ной отметки, в энергетической компании - ниже 33%, в компании по проведению национальных лотерей - с нынешних 72 до 20%. За счет приватизации трех компаний государство рассчитывает получить 10 млрд евро. В перечень отраслей, в которых требуется разрешение на иностранные инвестиции, были включены производство полупроводников, космического оборудования и дронов, искусственный интеллект, кибербезопасность, робототехника, системы хранения больших массивов данных.
70
Пенсионная реформа
Основная цель реформы - упростить пенсионную систему, включающую 42 пенсионных режима, и ее унифицировать. В новой системе, как указал Макрон в своей предвыборной программе, «каждый внесенный евро дает всем одинаковые права на получение пенсии», независимо от профессии и статуса [Le programme d'Emmanuel..., 2017, р. 13]. В середине 2018 г. планировалось провести реформу в жизнь. Однако ее пришлось несколько раз откладывать из-за движения «желтых жилетов», и только в декабре 2019 г. после трехмесячных переговоров с социальными партнерами и гражданами проект реформы был обнародован (Le projet de loi n 2623 instituant un système universel de retraite).
В универсальной системе размер пенсии будет зависеть только от накопленных баллов, которые пропорциональны взносам. Каждый работник будет накапливать баллы на протяжении всей своей трудовой деятельности и отслеживать их на своем пенсионном счете в режиме реального времени. «Стоимость» балла (в денежном выражении) будет устанавливаться в ходе согласования с социальными партнерами и утверждаться парламентом. При новой системе будут учитываться все годы трудовой деятельности, а не 25 лет с самой высокой зарплатой у работников частного сектора и последние шесть месяцев у государственных служащих, как в настоящее время. Применение новой системы начнется с поколения, рожденного в 1975 г. [Mazuir, 2020].
Переход к новой пенсионной системе предполагает отмену специальных пенсионных режимов, которыми пользуются работники некоторых крупных госпредприятий или целых отраслей, например энергетики, работники электро- и газораспределительных предприятий, общественного транспорта, госслужащие определенных профессий (военные и др.), а также нотариусы, работники Парижской оперы, театра «Комеди франсэз» и т.д. Такие режимы используют свои методы расчета размера взносов и пенсий и имеют определенные преимущества (включая ранний возраст выхода на пенсию) по сравнению с общим пенсионным режимом для работников частного сектора, который охватывает более 80% пенсионеров. В законопроекте о пенсионной реформе
71
предусмотрено постепенное прекращение действия специальных режимов начиная с 2025 г. [Réforme des retraites.., 2020]1.
В 2020 г. из-за пандемии коронавируса пенсионная реформа была приостановлена. Хотя Макрон рассчитывает реализовать реформу до окончания своего президентского срока, однако по мере приближения президентских выборов 2022 г. это мероприятие представляется все более политически опасным.
Заключение
За три с половиной года президентства Макрон успел сделать достаточно много, в частности провел главную, самую болезненную и непопулярную реформу рынка труда, внес ряд существенных изменений в систему налогообложения, запустил процесс разрушения государственной монополии в сфере железнодорожного транспорта и, наконец, вплотную подошел к реформированию пенсионной системы.
В интервью американскому журналу «Forbes» Макрон заявил, что будет следовать курсу реформ, несмотря на забастовки и протесты населения: «Я не откажусь и не уменьшу амбиции реформы, потому что другого выбора нет» [Lane, 2018]. Только таким, силовым путем, по его мнению, можно вывести Францию из «гибридной» модели рыночной экономики (согласно классификации французского экономиста Б. Амабля), соединяющей элементы неолиберальной и социал-демократической моделей [Amable, 2011].
В рамках «гибридной» модели государство обеспечивало баланс интересов капитала и труда, пытаясь поддерживать компромисс. Нарушение этого баланса в результате неолиберальной трансформации, влекущей за собой усиление рыночного начала, чревато серьезными социальными рисками. Это понимают не только противники, но и сторонники действующего президента.
1 После обнародования законопроекта о пенсионной реформе в декабре 2019 г. работники государственных транспортных компаний (SNCF и RATP), недовольные запланированной отменой специальных пенсионных режимов, начали забастовки, которые приняли широкие масштабы в Париже и продолжились в январе 2020 г.
72
Так, авторитетный французский экономист социал-либерал Филипп Агийон, профессор Коллеж де Франс, поддержавший Мак-рона на президентских выборах 2017 г. и разделяющий его взгляды на реформы, убежден, что «без социального компонента либерализм неустойчив в долгосрочной перспективе. Он порождает популизм» [Calignon, 2018].
Макрон продолжает придерживаться своей радикальной позиции и в условиях пандемии COVID-19. Об этом свидетельствует содержание плана подъема экономики, принятого в сентябре 2020 г. правительством Ж. Кастекса и рассчитанного на два года (20212022). В его основе лежит классический рецепт ускорения роста экономики за счет стимулирования предложения и инвестиций предприятий [France Relance, 2020]. Средства, которые будут выделены (100 млрд евро), распределяются по трем направлениям -экологический переход (30 млрд евро), конкурентоспособность предприятий (34 млрд), социальная и территориальная сплоченность (36 млрд). Что касается последнего направления, то на меры, непосредственно затрагивающие трудоспособное население (а не все население!), предполагается потратить достаточно скромную сумму: частичная занятость - 7,6 млрд, помощь молодежи - 3 млрд и помощь уязвимым категориям - 0,8 млрд евро [France Relance, 2020, p. 291-294]. План практически ничего не предусматривает для поддержки домохозяйств, кроме продления срочных трудовых договоров (что выгодно только тем, кто не потерял работу), и не затрагивает многие социально-экономические проблемы, обострившиеся в связи с пандемией, такие как усиление неравенства, безработица, снижение доходов населения и т.п.
Хотя еще рано оценивать последствия неолиберального реванша Макрона, особенно учитывая неопределенность ситуации с пандемией, тем не менее очевидно, что реформы скажутся на состоянии социальной сферы и доходах наемных работников и пенсионеров, пособиях безработных и социально уязвимых категорий населения. Ослабление регламентации в области трудовых отношений усилит ненадежность занятости, а повышение роли корпоративных коллективных соглашений может привести к распро-
73
странению практики включения в коллективный договор невыгодных для работников условий труда.
Трудно оценить и влияние многочисленных мер по поддержке предприятий на экономический рост. В ближайшей перспективе все будет зависеть от течения пандемии, которая углубляет кризисные тенденции, ведет к росту государственных расходов и задолженности. Еще сложнее делать прогноз на более отдаленную перспективу: здесь необходимо учитывать многочисленные внешние факторы. Важным внешним фактором является спровоцированная пандемией рецессия на мировом уровне, которая, безусловно, будет негативно влиять на открытую экономику Франции и отразится на росте производства. Чем дольше продлится пандемия, тем сильнее будет потребность в мерах по преодолению ее последствий, а не в неолиберальных преобразованиях. Не исключено, что Макрону в этой ситуации все же придется отказаться от некоторых первоначальных планов.
Литература
Amable B. Crise politique et crise systémique en France // Regards croisés sur l'économie. - 2011. - Vol. 2, N 10. - P. 25-37. - Mode of access: https: / / www.cairn.info/journal-regards-croises-sur-l-economie-2011-2-page-25. htm (Date of access - 11.01.2021).
Amable B. Une retraite sur des positions préparées à l'avance // Libération. - Paris, 2020. - 06.01. - Mode of access: https://www.liberation.fr/ debats/2020/01/06/ une-retraite-sur-des-positions-preparees-a-l-avance_1771809 (Date of access - 11.01.2021).
Calignon G. de. Philippe Aghion: «Il est possible de réduire le deficit sans casser la croissance» [Interview] Ц Les Echos. - 2018. - 22.08. - Mode of access: https: / / www.lesechos.fr/economie-france/conjoncture/philippe-aghi on-il-est-possible-de-reduire-le-deficit-sans-casser-la-croissance-137078 (Date of access - 08.03.2021).
Le CDD ou Contrat de travail à durée déterminée // Droit-finances [site]. - 2020. - Septembre. - Mode of access: https://droit-finances. comment camarche.com/contents/601-le-cdd-ou-contrat-de-travail-a-duree-determinee (Date of access - 11.01.2021).
Clift B. Chapitre 13. Les politiques économiques sous Sarkozy: Un patriotisme économique néolibéral? // Les politiques publiques sous Sarkozy / Sous la direction de J. de Maillard, Y. Surel. - Paris : Presses de Sciences Po, 2012. -P. 299-320. 74
La commission des participations et des transferts et les privatisations en France / Commission des participations et des transferts. - Paris, 2016. -Mars. - 32 p. - Mode of access: https://www.economie.gouv.fr/files/ cptexpo2016.pdf (Date of access - 11.01.2021).
Le contrat à durée déterminée (CDD) / Ministère du travail, de l'emploi et de l'insertion. - 2005. - 05.08. - Mode of access: https: / /travail-emploi.gouv.fr /droit-du-travail/les-contrats-de-travail/article/le-contrat-a-du ree-determinee-cdd (Date of access - 11.01.2021).
Le contrat à durée indéterminée de chantier ou d'opération / Ministère du travail, de l'emploi et de l'insertion. - 2017. - 09.10. - Mode of access: https://travail-emploi.gouv.fr/droit-du-travail/les-contrats-de-travail/article/ le-contrat-a-duree-indeterminee-de-chantier-ou-d-operation (Date of access -11.01.2021).
Déclaration de M. Nicolas Sarkozy, Président de la République, sur les efforts du gouvernement en faveur du modèle social français, à Mulhouse le 10 janvier 2012 // Présidence de la République [site officiel]. - 2012. - Mode of access: https://www.elysee.fr/nicolas-sarkozy/2012/01/10/declaration-de-m-nicolas-sarkozy-president-de-la-republique-sur-les-efforts-du-gouvernement-en-faveur-du-modele-social-francais-a-mulhouse-le-10-janvier-2012 (Date of access - 11.01.2021).
Déclaration de M. Nicolas Sarkozy, Président de la République, sur son projet en matière de politique de l'emploi et de protection sociale, à Paris le 18 septembre 2007 // Présidence de la République [site officiel]. - 2007. - Mode of access: https://www.elysee.fr/nicolas-sarkozy/2007/09/18/declaration-de-m-nicolas-sarkozy-president-de-la-republique-sur-son-projet-en-matiere-de-po litique-de-lemploi-et-de-protection-sociale-a-paris-le-18-septembre-2007 (Date of access - 11.01.2021).
Décret n 2015-1586 du 4 décembre 2015 instituant une action spécifique de l'Etat au capital de Nexter Systems SA // Le service publique de la diffusion du droit [site officiel]. - 2015. - 06.12. - Mode of access: https://www. legifrance.gouv.fr/jorf/id/J0RFTEXT000031566970/ (Date of access -11.01.2021).
Discours de M. Edouard Philippe, Premier ministre. Présentation de la méthode et du calendrier de la réforme ferroviaire. Hôtel de Matignon, 26 février 2018. - 2018. - Mode of access: https://www.ecologie.gouv.fr/sites/ default/files/Discours %20de%20M. % 20Edouard%20PHILIPPE%2C%20Premier %20ministre%20-%20Pr%C3%A9sentation%20de%20la% 20m%C3%A9thode% 20et%20du%20calendrier%20de%20la%20r% C3%A9 forme%20 ferroviaire %20-%2026.02.2018. pdf (Date of access - 11.01.2021).
75
Fiscalité: Une valse de cadeaux coûteux aux ménages aisés, en partie annulés en fin de mandat // Capital. - 2012. - 29.03. - Mode of access: https://www.capital.fr/economie-politique/fiscalite-une-valse-de-cadeaux-co uteux-aux-menages-aises-en-partie-annules-en-fin-de-mandat-708629 (Date of access - 11.01.2021).
France Relance / Ministère de l'économie, des finances et de la relance. -Paris, 2020. - 03.09. - 296 p. - Mode of access: https://www.economie.gouv.fr/ files/files/directions_services/plan-de-relance/annexe-fiche-mesures.pdf (Date of access - 11.01.2021).
Garrigues P. La privatisation d'Aéroports de Paris toujours en suspens / / La Croix. - 2020. - 23.07. - Mode of access: https://www.la-croix.com/Eco nomie/privatisation-dAeroports-Paris-toujours-suspens-2020-07-23-1201106077 (Date of access - 11.01.2021).
ISF: François Hollande a-t-il tenu parole? / / Sicavonline [site]. - 2016. -01.06. - Mode of access : https://www.sicavonline.fr/index.cfm?action= m_actu&ida=539189-isf-francois-hollande-a-t-il-tenu-parole (Date of access -11.01.2021).
Lane R. French President Macron says he will end France's notorious «exit tax» // Forbes. - 2018. - 01.05. - Mode of access: https://www.forbes. com/sites/randalllane/2018/05/01/exclusive-french-president-macron-says-he-will-end-frances-notorious-exit-tax/?sh=3c1b787d1d2b (Date of access -11.01.2021).
Mahran S. Lionel Jospin, un livre qui fait «pschitt»... // Le Point. - 2020. -07.09. - Mode of access: https://fr.news.yahoo.com/lionel-jospin-livre-fait-pschitt-140000649.html (Date of access - 12.01.2021).
Mazuir V. Réforme des retraites, version Macron: Ce qu'il faut savoir // Les Echos. - 2020. - 23.01. - Mode of access: https://www.lesechos.fr/eco nomie-france/social/reforme-des-retraites-version-macron-ce-qui-se-prepare-140500 (Date of access - 12.01.2021).
La mise en application de la loi travail dans les entreprises: Regards croisés entre chefs d'entreprise et salaries. Vague 12 / Ipsos. - Paris, 2017. -44 p. - Mode of access : https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/ documents/2017-12/cesi_vague12.pdf (Date of access - 11.01.2021).
Négociation collective: L'accord majoritaire généralisé depuis le 1 er mai / CFDT [site]. - 2018. - 02.05. - Mode of access: https://www.cfdt.fr/portail/ fiches-juridiques/dialogue-social/negociation-collective-l-accord-majoritaire-generalise-depuis-le-1er-mai-srv1_600532 (Date of access - 12.01.2021).
La négociation collective: Questions-réponses / Ministère du travail, de l'emploi et de l'insertion. - Paris, 2020. - 42 p. - Mode of access: https://travail-
76
emploi.gouv. fr /IMG /pdf/dgt_qr_negociation_collective_juillet_2020-2.pdf (Date of access - 11.01.2021).
Un nouveau pacte ferroviaire français // SNCF [site]. - 2018. - Mode of access: https: //www.sncf.com/fr/groupe/newsroom/nouveau-pacte-ferrovia ire-francais (Date of access - 12.01.2021).
Le Pacte de responsabilité et de solidarité / Ministère de l'économie, des finances et de la relance. - 2014. - 14.01. - Mode of access: https://www.econo mie. gouv.fr/pacte-responsabilite# (Date of access - 11.01.2021).
Le pacte ferroviaire: Ses bénéfices pour les clients et les français / SNCF. -2018. - 4 p. - Mode of access: https://medias.sncf.com/sncfcom/newsroom/ pdf/180330-infographie-benefices-clients.pdf (Date of access - 12.01.2021).
Pacte national pour la croissance, la compétitivité et l'emploi / Gouvernement, Premier minister. - Paris, 2012. - 06.11. - 50 p. - Mode of access: https://www.entreprises.gouv.fr/files/files/directions_services/politique-et-enjeux/simplifications/pacte-national-cce.pdf (Date of access - 12.01.2021).
Le Plan d'action pour la croissance et la transformation des entreprises / Ministère de l'économie, des finances et de la relance. - 2019. - Septembre. -78 p. - Mode of access: https://www.economie.gouv.fr/files/files/ 2019/PACTE_Juin2019/bro-a4-pacte.pdf (Date of access - 11.01.2021).
Poingt G. Quel gouvernement a le plus privatisé depuis 30 ans? // Le Figaro. - 2018. - 04.10. - Mode of access: https://www.lefigaro.fr/conjoncture/ 2018/10/04/20002-20181004ARTFIG00285-quel-gouvernement-a-le-plus-priva tise-depuis-30-ans.php (Date of access - 12.01.2021).
Les principales mesures de la réforme Fillon de 2003 H La retraite en clair [site]. - 2010. - 15.07. - Mode of access: https://www.la-retraite-en-clair.fr/retraite-france-monde/reformes-retraites-1993-2014/principales-mesu res-reforme-fillon-2003 (Date of access - 11.01.2021).
Le programme d'Emmanuel Macron. - 2017. - 30 p. - Mode of access: https://storage.googleapis.com/en-marche-fr/COMMUNICATION/Program me-Emmanuel-Macron.pdf (Date of access - 11.01.2021).
Programme de stabilité 2014-2017 / Ministère de l' économie, des finances et de la relance. - 2014. - 23.04. - 96 p. - Mode of access: https://www.performance-publique.budget.gouv.fr/sites/performance_publi que/files/files/documents/finances_publiques/ prog_stabilite/Pstab_2014-2017_ 042014.pdf (Date of access - 12.01.2021).
Réforme des retraites: Que deviennent les régimes spéciaux? // La retraite en clair [site]. - 2020. - 23.03. - Mode of access: https://www.la-retraite-en-clair.fr/retraite-france-monde/reforme-retraites-macron/reforme-re traites-deviennent-regimes-speciaux (Date of access - 12.01.2021).
77
Réforme droit du travail: «Loi El Khomri» ou «loi El Macron», ironise Mailly // Le point. - 2016. - 10.02. - Mode of access: https://www.lepoint.fr/ societe/reforme-droit-du-travail-loi-el-khomri-ou-loi-el-macron-ironise-mailly-10-02-2016-2016926_23.php (Date of access - 10.12.2020).
Réforme du Code du travail (réforme Macron) // Droit-finances [site]. -2020. - Août. - Mode of access: https://droit-finances.commentcamarche.com/ faq/61943-reforme-du-code-du-travail-reforme-macron (Date of access -12.01.2021).
Saillard L. Impôts 2018: Les gagnants et les perdants de la réforme // Le Revenu [site]. - 2018. - 10.03. - Mode of access: https://www.lerevenu.com/ impots-et-droits/impot-sur-le-revenu/impots-2018-les-gagants-et-les-perdants-de-la-reforme (Date of access - 12.01.2021).
Sarboraria J. Nouveau malus écologique: Ce qui change au 1 er mars 2020 // Capital. - 2020. - 28.02. - Mode of access: https://www.capital.fr/ auto/nouveau-malus-ecologique-ce-qui-change-au-1er-mars-2020-1363481 (Date of access - 12.01.2021).
Sarkozy's Thatcher moment // The Economist. - 2007. - 15.11. - Mode of access : https://www.economist.com/leaders/2007/11/15/sarkozys-that cher-moment (Date of access - 12.01.2021).
Schoen N., Bigot J.-F. En 2013, 88 sociétés sous contrôle direct de l'État emploient directement ou indirectement plus de 800 000 salariés // INSEE Première. - 2015. - N 1541. - 4 p. - Mode of access: https://www.insee.fr/fr/ statistiques/1288081 (Date of access - 12.01.2021).
La SNCF devient une société anonyme: Ce que ça change // Le Dau-phiné Libéré. - 2020. - 01.01. - Mode of access: https://www.ledauphine. com/france-monde/2020/01/01/la-sncf-devient-une-societe-anonyme-a-partir-de-ce-1er-janvier (Date of access - 11.01.2021).
SNCF Réseau / Cour des comptes [site]. - 2018. - 04.12. - Mode of access: https://www.ccomptes.fr/fr/publications/sncf-reseau (Date of access -12.01.2021).
La suppression du CICE au 1 er janvier 2019 et son remplacement par un allègement des charges sociales employeurs / Direction générale des finances publiques. - 2018. - Septembre. - Mode of access: https://www.impots.gouv.fr/portail/files/media/1_metier/2_professionnel/ suppression_cice/fiche_information_suppression_cice_janvier_2019.pdf (Date of access - 11.01.2021).
La taxe d'habitation: Comment ça marche? / Ministère de l'économie, des finances et de la relance. - 2020. - 30.11. - Mode of access: https://www. economie.gouv.fr/particuliers/taxe-habitation (Date of access - 11.01.2021).
78
DOI: 10.31249/ape/2021.03.03
Semeko G.V.1, 2020 Emmanuel Macron's neoliberal revenge
Abstract. France is currently going through a rather difficult period of reforms carried out by President Emmanuel Macron in order to bring the economy out of prolonged stagnation and restore the country's «greatness» in the world. Macron's reform initiatives, based on monetarist recipes and the concept of supply-side economics, are considered in the context of the global trend towards economic liberalization that began in the 1970 s and included most developed and developing countries. Until now, changes in France have been slow, with a great lag from other European countries and accompanied by mass protests of the population, because they run counter to the principles of the post-war dirigiste socio-economic model. France went through a long period of liberalization and retreat of the state, and the French model of the market economy has acquired a kind of hybrid character: it is no longer a dirigiste, but also neither a liberal model of the classical (Anglo-Saxon) type. The President set a task to bring the neoliberal transformation of the French socioeconomic model to its logical end by reforming institutions that do not meet modern challenges.
The article analyzes the most important reforms that werecarried out by French presidents before E. Macron, in order to reduce the public sector, change labor law and collective bargaining procedures, reduce social expenditures of the state, etc. The role of E. Macron in neoliberal reforms during the presidency of F. Hollandeis shown. Particularattention is paid to the tasks and content of E. Macron's landmark reforms, including the reform of labor legislation, tax reform, the reform of the state monopoly in the field of railway transport, and the incomplete pension reform. The President has surpassed his predecessors in terms of the scale and significance of neoliberal reforms. This is unquestionably major breakthrough in neoliberal transformation, which will have an impact on the further development of the country's economy.
Keywords: France, socio-economic model, economic liberalization, neoliberal reforms, E. Macron.
1 Semeko Galina Viktorovna - Ph.D. in economics, leading researcher, INION RAS ([email protected]).
79
References
Amable B. (2011). Crise politique et crise systémique en France // Regards croisés sur l'économie. - Vol. 2, N 10. - P. 25-37. - Mode of access: https: / / www.cairn.info/journal-regards-croises-sur-l-economie-2011-2-page-25. htm (Date of access - 11.01.2021).
Amable B. (2020). Une retraite sur des positions préparées à l'avance // Libération. - 06.01. - Mode of access: https://www.liberation.fr/debats/2020/ 01/06/une-retraite-sur-des-positions-preparees-a-l-avance_1771809 (Date of access - 11.01.2021).
Calignon G. de. (2018). Interview de Philippe Aghion // Les Echos. -Paris. - 22.08. - Mode of access: https://www.lesechos.fr/economie-france/conjoncture/philippe-aghion-il-est-possible-de-reduire-le-deficit-sans-casser-la-croissance-137078 (Date of access - 08.03.2021).
Clift B. (2012). Chapitre 13. Les politiques économiques sous Sarkozy : Un patriotisme économique néolibéral? // Les politiques publiques sous Sarkozy / Sous la direction de J. de Maillard, Y. Surel. - Paris : Presses de Sciences Po. - P. 299-320.
Déclaration de M. Nicolas Sarkozy, Président de la République, sur les efforts du gouvernement en faveur du modèle social français, à Mulhouse le 10 janvier 2012. (2012) / / Présidence de la République [site officiel]. - Mode of access: https://www.elysee.fr/nicolas-sarkozy/2012/01/10/declaration-de-m-nicolas-sarkozy-president-de-la-republique-sur-les-efforts-du-gouverne ment-en-faveur-du-modele-social-francais-a-mulhouse-le-10-janvier-2012 (Date of access - 11.01.2021).
Déclaration de M. Nicolas Sarkozy, Président de la République, sur son projet en matière de politique de l'emploi et de protection sociale, à Paris le 18 septembre 2007. (2007) // Présidence de la République [site officiel]. - Mode of access: https://www.elysee.fr/nicolas-sarkozy/2007/09/18/declaration-de-m-nicolas-sarkozy-president-de-la-republique-sur-son-projet-en-matiere-de-po litique-de-lemploi-et-de-protection-sociale-a-paris-le-18-septembre-2007 (Date of access - 11.01.2021).
Décret n 2015-1586 du 4 décembre 2015 instituant une action spécifique de l'Etat au capital de Nexter Systems SA. (2015) // Le service publique de la diffusion du droit [site officiel]. - 06.12. - Mode of access: https://www. legifrance.gouv.fr/jorf/id/J0RFTEXT000031566970/ (Date of access -11.01.2021).
Discours de M. Edouard Philippe, Premier ministre. Présentation de la méthode et du calendrier de la réforme ferroviaire. Hôtel de Matignon, 26 février 2018. (2018). - Mode of access: https://www.ecologie.gouv.fr/sites/ de-
80
fault/files/Discours %20de%20M. % 20Edouard%20PHILIPPE%2C%20Premier %20ministre%20-%20Pr%C3%A9sentation%20de%20la% 20m%C3%A9thode% 20et%20du%20calendrier%20de%20la%20r% C3%A9 forme%20 ferroviaire %20-%2026.02.2018. pdf (Date of access - 11.01.2021).
Fiscalité: Une valse de cadeaux coûteux aux ménages aisés, en partie annulés en fin de mandate. (2012) // Capital. - 29.03. - Mode of access: https://www.capital.fr/economie-politique/fiscalite-une-valse-de-cadeaux-co uteux-aux-menages-aises-en-partie-annules-en-fin-de-mandat-708629 (Date of access - 11.01.2021).
France Relance. (2020) / Ministère de l'économie, des finances et de la relance. - Paris. - 03.09. - 296 p. - Mode of access: https://www.economie. gouv.fr/files/files/directions_services/plan-de-relance/annexe-fiche-mesures. pdf (Date of access - 11.01.2021).
Garrigues P. (2020). La privatisation d'Aéroports de Paris toujours en suspens //La Croix. - 23.07. - Mode of access: https: / / www.la-croix. com/Economie/privatisation-dAeroports-Paris-toujours-suspens-2020-07-23-1201106077 (Date of access - 11.01.2021).
ISF: François Hollande a-t-il tenu parole? (2016) // Sicavonline [site]. -01.06. - Mode of access : https://www.sicavonline.fr/index.cfm? action=m_ actu&ida=539189-isf-francois-hollande-a-t-il-tenu-parole (Date of access -11.01.2021).
La commission des participations et des transferts et les privatisations en France. (2016) / Commission des participations et des transferts. - Paris. -Mars. - 32 p. - Mode of access: https://www.economie.gouv.fr/files/ cptexpo2016.pdf (Date of access - 11.01.2021).
La mise en application de la loi travail dans les entreprises: Regards croisés entre chefs d'entreprise et salaries. Vague 12. (2017) / Ipsos. - Paris. -44 p. - Mode of access: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ ct/news/documents/2017-12/cesi_vague12.pdf (Date of access - 11.01.2021).
Lane R. (2018). French President Macron says he will end France's notorious «exit tax» // Forbes. - 01.05. - Mode of access: https://www. forbes.com/sites/randalllane/2018/05/01/exclusive-french-president-macron-says-he-will-end-frances-notorious-exit-tax/?sh=3c1b787d1d2b (Date of access -11.01.2021).
La négociation collective: Questions-réponses. (2020) / Ministère du travail, de l'emploi et de l'insertion. - Paris. - 42 p. - Mode of access: https://travail-emploi.gouv.fr/IMG/pdf/dgt_qr_negociation_collective_juillet_ 2020-2.pdf (Date of access - 11.01.2021).
La SNCF devient une société anonyme: Ce que ça change. (2020) // Le Dauphiné Libéré. - 01.01. - Mode of access: https://www.ledauphine.com/
81
france-monde /2020/01/01/la-sncf-devient-une-societe-anonyme-a-partir-de-ce-1er-janvier (Date of access - 11.01.2021).
La suppression du CICE au 1 er janvier 2019 et son remplacement par un allègement des charges sociales employeurs. (2018) / Direction générale des finances publiques. - Septembre. - Mode of access: https://www. im-
pots.gouv.fr/portail/files/media/1_metier/2_professionnel/suppression_cice /fiche_information_suppression_cice_janvier_2019.pdf (Date of access -11.01.2021).
La taxe d'habitation: Comment ça marche? (2020) / Ministère de l'économie, des finances et de la relance. - 30.11. - Mode of access: https://www.economie.gouv.fr/particuliers/taxe-habitation (Date of access -11.01.2021).
Le CDD ou Contrat de travail à durée déterminée. (2020) // Droit-finances [site]. - Septembre. - Mode of access: https://droit-finances.commentcamarche.com/contents/601-le-cdd-ou-contrat-de-travail-a-duree-determinee (Date of access - 11.01.2021).
Le contrat à durée déterminée (CDD). (2005) / Ministère du travail, de l'emploi et de l'insertion. - 05.08. - Mode of access: https://travail-emploi.gouv.fr /droit-du-travail/les-contrats-de-travail/article/le-contrat-a-du ree-determinee-cdd (Date of access - 11.01.2021).
Le contrat à durée indéterminée de chantier ou d'opération. (2017) / Ministère du travail, de l'emploi et de l'insertion. - 09.10. - Mode of access: https://travail-emploi.gouv.fr/droit-du-travail/les-contrats-de-travail/article/ le-contrat-a-duree-indeterminee-de-chantier-ou-d-operation (Date of access -11.01.2021).
Le Pacte de responsabilité et de solidarité. (2014) / Ministère de l'économie, des finances et de la relance. - 14.01. - Mode of access: https:// www.economie.gouv.fr/pacte-responsabilite# (Date of access - 11.01.2021).
Le pacte ferroviaire: Ses bénéfices pour les clients et les français. (2018) / SNCF. - 4 p. - Mode of access: https://medias.sncf.com/sncfcom/newsroom/ pdf/180330-infographie-benefices-clients.pdf (Date of access - 12.01.2021).
Le Plan d'action pour la croissance et la transformation des enterprises. (2019) / Ministère de l'économie, des finances et de la relance. - Septembre. -78 p. - Mode of access: https://www.economie.gouv.fr/files/files/ 2019/PACTE_Juin2019/bro-a4-pacte.pdf (Date of access - 11.01.2021).
Le programme d'Emmanuel Macron. (2017). - 30 p. - Mode of access: https://storage.googleapis.com/en-marche-fr/COMMUNICATION/Program me-Emmanuel-Macron.pdf(Date of access - 11.01.2021).
82
Les principales mesures de la réforme Fillon de 2003. (2010) // La retraite en clair [site]. - 15.07. - Mode of access: https://www.la-retraite-en-clair.fr/retraite-france-monde/reformes-retraites-1993-2014/principales-mesu res-reforme-fillon-2003(Date of access - 11.01.2021).
Mahran S. (2020). Lionel Jospin, un livre qui fait «pschitt»... // Le Point. -07.09. - Mode of access: https://fr.news.yahoo.com/lionel-jospin-livre-fait-pschitt-140000649.html (Date of access - 12.01.2021).
Mazuir V. (2020). Réforme des retraites, version Macron: Ce qu'il faut savoir // Les Echos. - 23.01. - Mode of access: https://www.lesechos.fr/ economie-france/social/reforme-des-retraites-version-macron-ce-qui-se-prepa re-140500 (Date of access - 12.01.2021).
Négociation collective: L'accord majoritaire généralisé depuis le 1 er mai. (2018) / CFDT [site]. - 02.05. - Mode of access: https://www.cfdt.fr/ portail/fiches-juridiques/dialogue-social/negociation-collective-l-accord-maj oritaire-generalise-depuis-le-1er-mai-srv1_600532 (Date of access - 12.01.2021).
Pacte national pour la croissance, la compétitivité et l'emploi. (2012) / Gouvernement, Premier minister. - Paris. - 06.11. - 50 p. - Mode of access: https://www.entreprises.gouv.fr/files/files/directions_services/politique-et-enjeux/simplifications/pacte-national-cce.pdf (Date of access - 12.01.2021).
Poingt G. (2018). Quel gouvernement a le plus privatisé depuis 30 ans? / / Le Figaro. - 04.10. - Mode of access: https://www.lefigaro.fr/conjoncture/ 2018/10/04/20002-20181004ARTFIG00285-quel-gouvernement-a-le-plus-priva tise-depuis-30-ans.php (Date of access - 12.01.2021).
Programme de stabilité 2014-2017. (2014) / Ministère de l' économie, des finances et de la relance. - 23.04. - 96 p. - Mode of access: https:// www.performance-publique.budget.gouv.fr/sites/performance_publique/files/ files/documents/finances_publiques/prog_stabilite/Pstab_2014-2017_042014.pdf (Date of access - 12.01.2021).
Réforme des retraites: Que deviennent les régimes spéciaux? (2020) // La retraite en clair [site]. - 23.03. - Mode of access: https://www.la-retraite-en-clair.fr/retraite-france-monde/reforme-retraites-macron/reforme-retraites-de viennent-regimes-speciaux (Date of access - 12.01.2021).
Réforme droit du travail: «loi El Khomri» ou «loi El Macron», ironise Mailly. (2016) // Le point. - 10.02. - Mode of access: https://www. lepoi nt.fr/societe/reforme-droit-du-travail-loi-el-khomri-ou-loi-el-macron-ironise-mai lly-10-02-2016-2016926_23.php (Date of access - 10.12.2020).
Réforme du Code du travail (réforme Macron). (2020) // Droit-finances [site]. - Août. - Mode of access: https://droit-finances.commentcamarche. com/faq/61943-reforme-du-code-du-travail-reforme-macron (Date of access -12.01.2021).
83
Saillard L. (2018). Impôts 2018: Les gagnants et les perdants de la réforme // Le Revenu [site]. - 10.03. - Mode of access: https://www. lerevenu.com/impots-et-droits/impot-sur-le-revenu/impots-2018-les-gagants-et-les-perdants-de-la-reforme (Date of access - 12.01.2021).
Sarboraria J. (2020). Nouveau malus écologique: Ce qui change au 1 er mars 2020 // Capital. - 28.02. - Mode of access: https://www. capital. fr/auto/nouveau-malus-ecologique-ce-qui-change-au-1er-mars-2020-1363481 (Date of access - 12.01.2021).
Sarkozy's Thatcher moment. (2007) // The Economist. - 15.11. - Mode of access: https://www.economist.com/leaders/2007/11/15/sarkozys-that cher-moment (Date of access - 12.01.2021).
Schoen N., Bigot J.-F. (2015). En 2013, 88 sociétés sous contrôle direct de l'État emploient directement ou indirectement plus de 800 000 salariés // INSEE Première. - N 1541. - 4 p. - Mode of access: https://www. insee.fr/fr/statistiques/1288081 (Date of access - 12.01.2021).
SNCF Réseau. (2018) / Cour des comptes [site]. - 04.12. - Mode of access: https://www.ccomptes.fr/fr/publications/sncf-reseau (Date of access -12.01.2021).
Un nouveau pacte ferroviaire français. (2018) // SNCF [site]. -https://www.sncf.com/fr/groupe/newsroom/nouveau-pacte-ferroviaire-fran cais (Date of access - 12.01.2021).