Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Субочева А.О., Рязанцева М.В., Якушова Е.С.

Цель исследования заключалась в изучении изменений в здоровье и образе жизни российских студентов в условиях пандемии. Полученные выводы основываются на статистическом анализе эмпирических результатов социологического исследования (объем выборки составил 289 человек). Авторами были сформулированы пять гипотез, из которых в итоге полностью подтвердились две: о взаимосвязи понятия «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) и атрибутов ЗОЖ; о несоответствии реального образа жизни студентов Финансового университета концепции ЗОЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Субочева А.О., Рязанцева М.В., Якушова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF COVID-19 PANDEMIC ON THE STUDENT’S HEALTH AND LIFESTYLE IN RUSSIA

The aim of our research was to study changes in the student's health and lifestyle in the pandemic period. The summaries were based on the statistical analysis of the sociological research (the sample size was 289 people). The authors formulated five hypotheses, two of which were fully confirmed: about the link between student's attitudes to the concept of a healthy living (HL) and the attributes of HL, and about the discrepancy between the real lifestyle of students of the Financial University and the concept of HL.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В РОССИИ»

Социальные аспекты и последствия пандемии COVID-19

© Коллектив авторов, 2021 УДК 614.2

Субочева А. О., Рязанцева М. В., Якушова Е. С. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В РОССИИ

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 125993, Москва, Россия

Цель исследования заключалась в изучении изменений в здоровье и образе жизни российских студентов в условиях пандемии. Полученные выводы основываются на статистическом анализе эмпирических результатов социологического исследования (объем выборки составил 289 человек). Авторами были сформулированы пять гипотез, из которых в итоге полностью подтвердились две: о взаимосвязи понятия «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) и атрибутов ЗОЖ; о несоответствии реального образа жизни студентов Финансового университета концепции ЗОЖ.

Ключевые слова: пандемия; COVID-19; здоровье; здоровый образ жизни; образование

Для цитирования: Субочева А. О., Рязанцева М. В., Якушова Е. С. Влияние пандемии COVID-19 на здоровье и образ жизни студентов в России. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(спец-выпуск):779—783. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-779-783 Для корреспонденции: Субочева Алла Олеговна; е-mail: aosubocheva@fa.ru

Subocheva A. O., Ryayantseva M. V., Yakushova E. S. THE IMPACT OF COVID-19 PANDEMIC ON THE STUDENT'S HEALTH AND LIFESTYLE IN RUSSIA

Financial University under the Government of the Russian Federation, 125993, Moscow, Russia

The aim of our research was to study changes in the student's health and lifestyle in the pandemic period. The summaries were based on the statistical analysis of the sociological research (the sample size was 289 people). The authors formulated five hypotheses, two of which were fully confirmed: about the link between student's attitudes to the concept of a healthy living (HL) and the attributes of HL, and about the discrepancy between the real lifestyle of students of the Financial University and the concept of HL.

Keywords: COVID-19; pandemic; health; lifestyle; healthy living; education

For citation: Subocheva A. O., Ryayantseva M. V., Yakushova E. S. The impact of COVID-19 pandemic on the student's health and lifestyle in Russia. Problemi socialnoigigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(Special Issue):779—783 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-779-783

For correspondence: Alla O. Subocheva; е-mail: aosubocheva@fa.ru

Source of funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Received 02.02.2021 Accepted 21.04.2021

Введение

Через год после начала пандемии стало ясно, что коронавирусная инфекция оставит неизгладимый след на развитии всего человечества, и последствия коронакризиса еще долго будут напоминать о себе в разных сферах экономики. Пандемия COVID-19 не только привела к огромным человеческим жертвам во всем мире и стала беспрецедентной проблемой для национальных систем здравоохранения, образования, рынка труда и мировой торговли, но и радикально изменила образ жизни миллионов людей. В период пандемии практически все из нас в той или иной мере столкнулись с ограничением свободы передвижения, проблемой сокращения доходов, невозможностью получения плановой медицинской помощи. Учебные заведения по всему миру были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Онлайн-обучение имеет свою специфику, поэтому все участники учебного процесса были вынуждены решать проблемы финансового, технического, методического и даже психологического характера. Огромное количество исследований посвящено проблеме снижения качества образования, однако, на наш взгляд, не менее актуальной темой исследования является анализ влияния пандемии на физи-

ческое и психическое здоровье молодого поколения, которое определяет человеческий потенциал нашей страны в будущем.

Кроме того, в настоящее время меняется роль университетов, которые, по мнению В. Фалькова, «должны не только передавать знания студентам, давать возможность заниматься им научными исследованиями, но и формировать культуру, в том числе культуру здорового образа жизни».

Цель данного исследования — изучение изменений в здоровье и образе жизни студентов в условиях пандемии.

Обзор литературы

Результаты исследования основываются на анализе отечественных и зарубежных публикаций по проблематике здорового образа жизни (ЗОЖ) и здоровья молодежи, статистическом анализе эмпирических результатов социологического исследования.

Понятие «образ жизни» было впервые введено А. Адлером, под ним он понимал «способ адаптации индивидуума к жизни». Тесным образом, с этим понятием связано понятие ЗОЖ, которое своими корнями уходит в Древнюю Грецию. Греки ценили гармонию между душой и телом, физической культу-

рой и интеллектом. И в России, и за рубежом к настоящему времени не сформировалось единого понимания данного термина. Во многом это обусловлено сложностью и многозначностью данного понятия. ЗОЖ рассматривается в нескольких аспектах: как степень социального благополучия, отражающего качество жизни, критерий эффективности деятельности государства в реализации мероприятий по его формированию и поддержанию, как особый стиль жизни индивида, в основе которого лежат представления о здоровье как о высшем благе, ценностные ориентации, установки, мотивы самосохра-нительного поведения [3].

Стиль, образ жизни определяются множеством факторов, одним из которых является вид деятельности (занятие). М. Я. Виленский, исследуя ценностные ориентиры студентов, отмечал, что система ценностей студентов, их отношение к собственному здоровью, с одной стороны, связаны с эмоциональными, когнитивными, волевыми особенностями личности студента, а с другой стороны, определяются уровнем активности личности, который, в свою очередь, отражает отношение личности к действительности [1, С. 15]. Важнейшим драйвером ориентации студента на ЗОЖ является его собственная активность. Программы обучения в системе высшей школы необходимо ориентировать на формирование таких свойств личности, как самодисциплина, самоконтроль, саморефлексия и др.

В период пандемии и дистанционного образования произошло смещение акцентов в образовании с воспитания на содержание. Большинство исследований М. Я. Виленского проводились на представителях поколения Х, и, возможно, отношение к собственному здоровью студентов, являющихся представителями другой генерации, отличается от отношения к здоровью представителей поколения Х. Несмотря на популярность в студенческой среде установки на ЗОЖ, некоторые исследования демонстрируют, что ценность здоровья для многих студентов является в значительной степени декларируемой. Согласно некоторым исследованиям, образ жизни некоторых студентов, заявляющих, что они ведут ЗОЖ, на самом деле таковым не является [1, с. 17]. Некоторые российские исследования демонстрируют различия в понимании студентами самого понятия ЗОЖ. Большинство современных студентов (более 80%), как, в частности, следует из исследования А. В. Лядовой, под ЗОЖ понимают те или иные мероприятия, направленные на поддержание здоровья (занятия спортом, следование распорядку дня, здоровое питание и др.). И лишь 6,5% студентов под ЗОЖ понимают «направленный на поддержание или восстановление здоровья стиль жизни» [2, с. 16]. Упомянутое выше исследование проводилось в 2016 г., в связи с чем представляется целесообразным исследовать возможные изменения в понимании ЗОЖ у нынешних студентов.

Пандемия вызвала огромный интерес к исследованию ее влияния на образ жизни всего человечества [5] и студенческого сообщества, в частности [4,

Social Aspects and Consequences of COVID-19 Pandemic

6—9]. Ученые из разных стран изучают, как изменилась физическая активность, пищевое поведение, психическое состояние, режим дня и другие детерминанты образа жизни студентов в условиях самоизоляции и дистанционного обучения. Насколько нам известно, подобных исследований в России пока не проводилось. Это и предопределило выбор темы и постановку цели настоящего исследования.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие гипотезы:

Гипотеза H1: пандемия оказала негативное влияние на здоровье и образ жизни студентов.

Гипотеза H2: существует взаимосвязь между восприятием понятия «здоровый образ жизни» и атрибутами здорового образа жизни.

Гипотеза Н3: большинство студентов под ЗОЖ понимают мероприятия, направленные на поддержание здоровья.

Гипотеза Н4: восприятие ЗОЖ не меняется с течением времени.

Гипотеза Н5: реальный образ жизни студентов не соответствует ЗОЖ.

В рамках исследования были опрошены 289 человек (191 (66%) женщин, 98 (34%) мужчин, возраст 17—22 года) — студентов Финансового университета, программ подготовки бакалавриата по экономическим направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», из них: 1-й курс — 107 (37%) человек; 2-й курс — 19 (6%), 3-й курс — 107 (37%); 4-й курс — 57 (20%).

Социологический опрос был реализован с помощью анкетирования в онлайн-сервисе Google-фор-мы. Анализ эмпирических результатов осуществлялся с применением программы «SPSS». Уровень статистической значимости различий между независимыми выборками оценивался на основе непараметрического критерия х2.

Результаты

В ходе опроса было исследовано понимание респондентами понятия ЗОЖ. Студентам были предложены варианты ответа, отобранные по результатам анализа существующих определений данного понятия. Большинство студентов (45,7%) согласны с мнением, что ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека. Для 17% ЗОЖ отождествляется со спортом, сбалансированным здоровым питанием, следованием распорядку дня; 16,3% респондентов считают, что ЗОЖ — это поддержание своего тела и духа в хорошем состоянии. Рассматривают ЗОЖ как стиль жизни, направленный на поддержание здоровья, 12,8% опрошенных студентов. Анализ сопряженности ответов респондентов с помощью критерия х2 показал отсутствие взаимосвязи между пониманием ЗОЖ и полом респондента (х2 = 9,306; р = 0,231).

Был выполнен сравнительный анализ восприятия понятия ЗОЖ студентами Финансового университета и студентами медицинского университета,

Социальные аспекты и последствия пандемии COVID-19

которые участвовали в аналогичном исследовании в 2016 г. [2, с. 13]. Средний возраст респондентов обоих исследований различается несущественно: в исследовании А. В. Лядовой и соавт. — это 21 год. Средний возраст принявших участие в опросе студентов Финансового университета — 19,7 года. Сопоставление результатов двух исследований позволяет сделать вывод, что понимание ЗОЖ среди молодежи за последние 5 лет существенно изменилось. Если в 2016 г. для более 80% респондентов данное понятие отождествлялось исключительно с поддержанием своего организма (спорт, питание и др.), то нынешние студенты воспринимают данное понятие более комплексно — как концепцию и стиль жизни (около 59% опрошенных).

Одним из направлений исследования было изучение влияния пандемии СОУГО-19 на изменение образа жизни российских студентов. 41,9% респондентов ответили, что их образ жизни не изменился, 31,8% отметили негативные изменения в образе жизни, по мнению 26,3% опрошенных, их образ жизни во время пандемии стал более здоровым.

В ходе анкетирования были заданы вопросы относительно факторов, оказавших некативное и позитивное влияние на изменения в ЗОЖ. Респондентам разрешалось выбрать не более 3 вариантов ответа или добавить свой. Среди факторов, оказавших негативное влияние на изменение образа жизни студентов, на 1-м месте стоит пандемия (51,9%), на 2-м — обусловленные ей изменения в режиме учебы (47,1%). В значительно меньшей степени оказали негативное влияние качество и режим питания (22,1 и 37,0% соответственно), материальное положение (19,7%). В малой степени негативное влияние оказали отношения в семье (6,6%), жилищные условия (3,8%). Гендерные различия в оценке факторов статистически не значимы (х2Э = 121; р = 0,045).

Среди факторов, оказавших позитивное влияние на изменения в ЗОЖ, большинство респондентов указали изменения в режиме учебы (39,8%), отношения в семье (38,1%), цифровизацию (33,2%), качество питания (31,8%), материальное положение (21,5%). Пандемию в качестве фактора, оказавшего позитивное влияние на ЗОЖ, указали 5,5% респондентов. Гендерные различия в оценке данных факторов статистически не значимы (хэ = 118,969 > Х2т = 117; р = 0,009).

Большинство респондентов (61%) оценили состояние своего здоровья как хорошее, 33% — как «удовлетворительное» и только 6% респондентов — как «плохое» или затруднились с ответом.

Выделяя наиболее значимые условия для сохранения здоровья, более половины опрошенных (52,5%) сделали выбор в пользу выполнения правил ЗОЖ. Самым непопулярным оказался вариант, связанный с культурой семьи, — всего 4,1%. Возможно, это объясняется тем, что нынешнее поколение больше заботится о своем здоровье, чем их родители, которые из-за неблагоприятной экономической ситуации в 1990-е и 2000-е гг. не могли себе позволить вести ЗОЖ, т. к. были вынуждены обеспечи-

вать семью, и поэтому не культивировали его в семье. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, необходимо провести отдельный опрос, в число респондентов которого войдут люди, принадлежащие к разным поколениям.

Также не вызвали особого отклика у респондентов ответы про наличие свободного времени и отсутствие физических и умственных перегрузок — оба этих варианта набрали по 7,1%. Вероятно, это связано с тем, что респонденты сейчас находятся в таком возрасте, когда они еще не обременены собственной семьей и располагают достаточным количеством времени, которое могут тратить по своему усмотрению. Кроме того, они уверены, что их молодой организм может достаточно легко справиться с перегрузками подобного рода. С другой стороны, почти каждый третий опрошенный (34,6%) считает, что эмоциональные перегрузки вредны для его здоровья. Студенчество — это важный период психологического взросления человека, в течение которого индивид учится управлять своими эмоциями и направлять их в созидательное русло. Юношеский максимализм постепенно должен уступить место рациональному восприятию себя и окружающей действительности. В данном случае стремление избегать эмоциональных перегрузок говорит о высоком уровне психологической зрелости участников анкетирования.

С целью проверки достоверности ответов относительно понимания термина ЗОЖ респондентам был задан вопрос, в котором им предлагалось выбрать 3 наиболее существенных его атрибута. Прежде всего, отметим согласованность ответов респондентов на разные, но схожие по смыслу вопросы (х2Э = 1095,094; р = 0,000). На 1-м месте по популярности оказался ответ «сбалансированное здоровое питание», его выбрали 63,4% респондентов, на 2-е место можно поставить сразу три ответа: «правильный режим труда и отдыха» (48,8%), отказ от вредных привычек (45,1%) и регулярная двигательная активность (43,4%). Кроме того, многие студенты (37,6%) включили в понятие ЗОЖ «психологическое благополучие». Наименее популярным оказался ответ, предполагающий проведение систематических диспансеризаций (1,7% респондентов). Это свидетельствует о том, что молодые люди недооценивают важность профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития соматических заболеваний.

Опрос показал, что подавляющее большинство опрошенных студентов (84,1%) считают, что для ведения ЗОЖ прежде всего нужна мотивация. При ее наличии можно обеспечить условия для соблюдения правил ЗОЖ: найти свободное время (45,8%) и приобрести необходимые знания (45,4%). В то же время молодые люди осознают, что ЗОЖ — это финансово затратная деятельность, которая включает в себя покупку качественных продуктов питания, оплату абонементов в фитнес-клубы, приобретение необходимой экипировки и т. д. Поэтому почти половина респондентов (48,8%) включила в свой вы-

Social Aspects and Consequences of COVID-19 Pandemic

бор такой вариант ответа, как наличие денежных средств. Также многие участники опроса (28,5%) обратили внимание на то, что трудно вести ЗОЖ без поддержки со стороны семьи и друзей.

Большинство респондентов считают, что они недостаточно заботятся о своем здоровье — суммарная доля вариантов ответов «не вполне достаточно» и «недостаточно» составила 66,2%. В то же время около трети опрошенных (30,4%) полагают, что тех мер, которые они принимают для поддержания здоровья, достаточно. Гендерные различия при ответе на данный вопрос статистически не значимы.

Одним из факторов ЗОЖ является соблюдение режима питания. Студенты это осознают, но придерживаться этого правила удается только каждому четвертому опрошенному (26,1%). При этом каждый третий участник опроса (34,2%) признался, что питается нерегулярно, т. е. реже 3 раз в день. И дело здесь не в отсутствии денежных средств, а, скорее, в легкомысленном отношении к своему здоровью и нехватке времени в течение учебного дня. Во время перерыва, а зачастую и после окончания занятий многие молодые люди довольствуются кофе и фаст-фудом или едой из вендинговых аппаратов. В результате такого пищевого поведения болезни, связанные с неправильным питанием (наряду с болезнями глаз и сердечно-сосудистой системы), являются одними из самых распространенных среди студенческой молодежи. Полученные результаты подтверждают известный факт — молодые люди ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом не предпринимают должных усилий к сохранению и приращению этого капитала.

Анализ ответов о том, каким образом респонденты поддерживают свое здоровье, выявил следующие особенности:

1. Двигательная активность и режим дня. 52,5% опрошенных целенаправленно занимаются спортом или другими физическими активностями, 38,3% стараются больше ходить пешком. Тех, кому удается соблюдать режим дня, гораздо меньше — 16,6% респондентов. 13,6% опрошенных были вынуждены прекратить занятия спортом из-за пандемии.

2. Вредные привычки. 63,7% опрошенных студентов не курят, 19,7% — курят редко, по настроению или за компанию (причем процент курящих по настроению женщин выше, чем мужчин). Большинство студентов (77,5%) никогда или очень редко употребляют алкогольные напитки, включая пиво (1—2 раза в месяц — 38,4%, пару раз в год 24,6%, 14,5% — никогда). Только 3,4% респондентов употребляют алкогольные напитки (включая пиво) практически каждый день. Гендерные различия в ответах респондентов статистически не значимы.

3. Питание. 29,5% респондентов контролируют свой вес, но при этом только 22,4% соблюдают режим питания; 27,1% опрошенных принимают витамины, 52,5% респондентов ответили,

что в период пандемии стали чаще питаться, 34,9% студентов считают, что их пищевое поведение во время самоизоляции не изменилось. Снижение частоты приема пищи отметили 12,5% опрошенных.

4. Только 21 (7,1%) респондент утверждают, что ничего специально не делают для поддержания здоровья.

Обсуждение

Гипотеза В целом, можно сделать вывод о неоднозначном влиянии пандемии на здоровье и образ жизни студентов. Большинство студентов не отметили ухудшений в своем здоровье. Оценивая влияние пандемии на изменения в образе жизни, многие студенты полагают, что пандемия COVID-19 и обусловленные ею изменения в режиме учебы и питании негативно повлияли на их образ жизни. Добавим к этому необходимость следовать санитар-но-эпидемическим рекомендациям Роспотребнад-зора и Минздрава, которые соблюдают 97,6% опрошенных. С другой стороны, респонденты считают, что, благодаря дистанционному обучению, качество их питания улучшилось. 41,9% респондентов ответили, что во время пандемии их образ жизни не изменился. Это подтверждают и ответы на вопросы относительно вредных привычек: частота употребления алкогольных напитков и курения у большинства студентов не изменилась. Статистически значимых различий в ответах респондентов по ген-деру, факультету на основе анализа сопряженности ответов и критерия х2 не выявлено. Данная гипотеза не подтвердилась.

Гипотеза ^ Как показали результаты опроса, для большинства студентов ЗОЖ отождествляется с отказом от вредных привычек, сбалансированным здоровым питанием, регулярной двигательной активностью. Данные три фактора чаще всего были выбраны респондентами одновременно (11,1% респондентов). Гендерные различия и различия между факультетами в ответах респондентов статистически не значимы. Данная гипотеза подтвердилась.

Гипотезы Щ и Н4. Сравнительный анализ результатов настоящего исследования с результатами исследования А. В. Лядовой и соавт. [2] показал, что понимание ЗОЖ среди молодежи за последние 5 лет существенно изменилось. Если в 2016 г. для более 80% респондентов данное понятие отождествлялось исключительно с поддержанием своего организма (спорт, питание и др.), то нынешние студенты воспринимают данное понятие более комплексно — как концепцию и стиль жизни (около 59% опрошенных). Статистически значимых различий в ответах респондентов по гендеру, факультету на основе анализа сопряженности ответов и критерия х2 не выявлено. Таким образом, гипотезы Н3 и Н4 также не подтвердились.

Гипотеза Н5. С одной стороны, половина опрошенных (52,5%) целенаправленно занимается спортом или другими физическими активностями, причем делает это регулярно (каждый день или не-

Социальные аспекты и последствия пандемии COVID-19

сколько раз в неделю). С другой стороны, 66,2% респондентов ответили, что они недостаточно заботятся о своем здоровье. Прежде всего, это проявляется в нерациональном питании (77,64%) и несоблюдении режима дня (83,4%). Гендерные различия и различия по факультетам и курсам в ответах респондентов статистически не значимы. Данная гипотеза подтвердилась.

Заключение

Рано или поздно коронавирус отступит, а проблема сбережения здоровья обучающихся никогда не потеряет своей актуальности. По итогам опроса мы видим, что современная молодежь осознает необходимость ЗОЖ и уже делает определенные шаги в этом направлении, задача вуза — создать условия для поддержания этой деятельности. Считаем, что одной из причин того, что большинство студентов Финансового университета придерживаются ЗОЖ : является грамотная организация физического воспитания в учебное и внеучебное время, а также наличие у вуза современной спортивной материально-технической базы, которую, к сожалению, не все учебные заведения могут себе позволить. В то же время наиболее уязвимое место в образе жизни современного студента — это нерациональное питание. Чтобы исправить эту ситуацию, следует активнее вести просветительскую работу по вопросам здорового питания и влияния пищевого поведения на качество жизни. Хорошим примером реализации комплексного подхода к улучшению здоровья студентов является международная программа «Здоровый кампус», которая помогает входящим в нее вузам обмениваться знаниями, опытом и передовыми практиками в области студенческого здравоохранения.

Параллельно с социально-экономическим развитием страны и повышением темпов жизни растет понимание важности охраны здоровья населения. Поэтому даже в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации стратегически важно продолжать реализовывать на государственном уровне комплексные программы по поддержке студенческой молодежи, чтобы мотивировать ее на сохранение и преумножение своего здоровья как важного элемента человеческого капитала. Только в этом случае Россия сможет преодолеть демографический кризис и получит здоровые высококвалифицированные кадры, крайне необходимые для развития экономики.

Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский М. Я. Здоровый образ и стиль жизни студента: методологический анализ // Педагогическое образование и наука. 2009. № 3. С. 15—18.

2. Лядова А. В., Лядова М. В. Здоровый образ жизни как ценность: взгляд молодежи // Казачество. 2016. № 22. С. 13—17.

3. Наймушина А. Г., Беккер Н. Р. Феноменология и принципиальные отличия двух терминов: здоровый стиль жизни и здоровый образ жизни // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2020. № 2. С. 200—208.

4. Cao W., Fang Z., Hou G. et al. The psychological impact of the COVID-19 epidemic on college students in China // Psychiatry Res. 2020. Vol. 287. P. 112934. DOI: 10.1016/j.psychres.2020.112934

5. Haleem A., Javaid M., Vaishya R. Effects of COVID-19 pandemic in daily life // Curr. Med. Res. Pract. 2020. Vol. 10, N 2. P. 78—79. DOI: 10.1016/j.cmrp.2020.03.011

6. Luciano F., Cenacchi V., Vegro V., Pavei G. COVID-19 lockdown. Physical activity, sedentary behaviour and sleep in Italian medicine students // Eur. J. Sport Sci. 2020. P. 1 — 10. DOI: 10.1080/ 17461391.2020.1842910.

7. Majumdar P., Biswas A., Sahu S. COVID-19 pandemic and lock-down: cause of sleep disruption, depression, somatic pain, and increased screen exposure of office workers and students of India // Chronobiol. Int. 2020. Vol. 37, N 8. P. 1191 — 1200. DOI: 10.1080/ 07420528.2020.1786107

8. Odriozola-Gonzalez P., Planchuelo-Gomez A., Irurtia M. J., de Luis-Garcia R. Psychological effects of the COVID-19 outbreak and lockdown among students and workers of a Spanish University // Psychiatry Res. 2020. Vol.290. P. 113108. DOI: 10.1016/j.psy-chres.2020.113108

9. Son C., Hegde S., Smith A. et al. Effects of COVID-19 on college students' mental health in the United States: interview survey study // J. Med. Internet Res. 2020. Vol. 22, N 9. P. e21279. DOI: 10.2196/ 21279

Поступила 02.02.2021 Принята в печать 21.04.2021

REFERENCES

1. Vilensky M. Ya. Healthy lifestyle and image of student: methodo-logic. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. 2009;(3):15—18. (In Russ.)

2. Lyadova A. V., Lyadova M. V. Healthy lifestyle as a value: the view of youth. Kazachestvo. 2016;(22):13—17. (In Russ.)

3. Naimushinaa A. G., Becker N. R., Bakiyeva E. M. Phenomenology and fundamental differences between the two terms: healthy lifestyle and healthy lifestyle. Zdorovye cheloveka, teoriya i metodika fi-zicheskoy kul'tury i sporta. 2020;(2):200—208. (In Russ.)

4. Cao W., Fang Z., Hou G. et al. The psychological impact of the COVID-19 epidemic on college students in China. Psychiatry Res. 2020;287:112934. DOI: 10.1016/j.psychres.2020.112934

5. Haleem A., Javaid M., Vaishya R. Effects of COVID-19 pandemic in daily life. Curr. Med. Res. Pract. 2020;10(2):78—79. DOI: 10.1016/ j.cmrp.2020.03.011

6. Luciano F., Cenacchi V., Vegro V., Pavei G. COVID-19 lockdown. Physical activity, sedentary behaviour and sleep in Italian medicine students. Eur. J. Sport Sci. 2020:1—10. DOI: 10.1080/ 17461391.2020.1842910.

7. Majumdar P., Biswas A., Sahu S. COVID-19 pandemic and lock-down: cause of sleep disruption, depression, somatic pain, and increased screen exposure of office workers and students of India. Chronobiol. Int. 2020;37(8):1191 —1200. DOI: 10.1080/ 07420528.2020.1786107

8. Odriozola-Gonzalez P., Planchuelo-Gomez A., Irurtia M. J., de Luis-Garcia R. Psychological effects of the COVID-19 outbreak and lockdown among students and workers of a Spanish University. Psychiatry Res. 2020;290:113108. DOI: 10.1016/j.psychres.2020.113108

9. Son C., Hegde S., Smith A. et al. Effects of COVID-19 on college students' mental health in the United States: interview survey study. J. Med. Internet Res. 2020;22(9):e21279. DOI: 10.2196/21279

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.