Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная услуга / государственные / муниципальные услуги / многофункциональный центр (МФЦ) / Единый портал государственных и муниципальных услуг / электронная услуга / пандемия COVID-19. / public service / state / municipal services / multifunctional center (MFC) / Unified portal of state and municipal services / electronic service / COVID-19 pandemic.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ванькаева Ольга Борисовна

В данной статье рассмотрены и проанализированы основные показатели удовлетворенности населения Республики Калмыкия качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в период пандемии COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE QUALITY OF PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA

This article examines and analyzes the main indicators of satisfaction of the population of the Republic of Kalmykia with the quality of state and municipal services during the COVID-19 pandemic.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ»

В01: 10.24412/2071-7830-2021-142-72-77 ВАНЬКАЕВАО.Б.

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ СОМ I)-19 НА КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ

КАЛМЫКИЯ

ВНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста,

Россия, о1уа)>апкае\'ащптаИ. г и

Аннотация, в данной статье рассмотрены и проанализированы основные показатели удовлетворенности населения Республики Калмыкия качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в период пандемии СОУГО-19.

Ключевые слова: государственная услуга, государственные / муниципальные услуги, многофункциональный центр (МФЦ), Единый портал государственных и муниципальных услуг, электронная услуга, пандемия СОУШ-19.

На сегодняшний день в Российской Федерации особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с формированием и развитием системы государственных и муниципальных услуг, а также повышением качества их предоставления населению. Правовая база данной системы была создана в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2]. В данном законе дано определение понятию «государственная услуга». Государственная услуга - это «деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги».

Определение «государственная услуга» означает деятельность органа, оказывающего государственную услугу, выражающуюся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или создание документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей. Поставщиками государственной услуги выступают органы государственной власти и / или местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, а также организация, оказывающая такую услугу на основании правового акта органа государственной власти или договора о выполнении работ или оказании услуг для государственных нужд.

Институтом комплексных исследований аридных территорий с 2014 года проводится мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Калмыкия. Социологическое исследование по оценке удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Калмыкия в 2020 году было проведено в условиях пандемии СОУШ-19.

Кризис, вызванный неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной инфекции, внёс коррективы в порядок предоставления государственных услуг. Многие

государственные и муниципальные услуги оказывались в электронном виде и продлевались в беззаявительном порядке.

Результаты мониторинга, полученные в докризисный период, позволяют говорить о том, что большинство целевых показателей качества предоставления необходимых населению услуг практически достигнуты. Повлияла ли неблагополучная ситуация по новой коронавирусной инфекции на качество предоставления государственных и муниципальных услуг, проанализируем, основываясь на результатах социологического исследования «Оценка удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг» за 2020 год [1].

Данные, полученные по итогам мониторинга, показывают, что уровень удовлетворенности качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в исследуемом году выше, чем в предыдущие годы (рис.1). Так, подавляющее большинство опрошенных (90,4%) положительно оценили качество предоставленных государственных/муниципальных услуг. Этот результат даже несколько выше показателя целевого достижения (к 2018 году - 90,0%).

8С 5.( ) 84 ,6 * 5, 6 & 1.0 Ю 4

/ :

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Рис. 1. Уровень удовлетворенности качеством предоставления государственных

и муниципальных услуг, в %

Положительные оценки населением важных показателей качества предоставления государственных / муниципальных услуг достаточно высоки. Например, удовлетворены:

• вежливостью персонала органов власти или учреждения, предоставляющего государственные услуги - 86,6%;

• профессионализмом персонала - 86,0%;

• внимательностью персонала - 84,6%;

• количеством обращений, которое потребовалось сделать для сбора, подачи запроса и получения результата услуги - 86,5%;

• количеством документов, необходимых для получения государственной услуги -89,0% опрошенных;

• условиями ведения приема посетителей в органе власти или местного самоуправления - 89,5%;

• временем ожидания в очереди на подачу запроса - 83,9%.

Важно отметить, что в условиях пандемии СОУШ-19 общий уровень удовлетворенности качеством предоставления государственных и муниципальных услуг значительно вырос.

Одной из ключевых задач по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг является сокращение временных издержек заявителей, т.е. минимизация времени, затрачиваемого гражданами республики на подачу запроса и получение результата по каждой государственной и муниципальной услуге.

Для выявления временных затрат на ожидание в очереди получателям государственных / муниципальных услуг предлагалось ответить на 2 вопроса: «Сколько времени Вы потратили на ожидание в очереди для подачи документов?» и «Сколько времени Вы потратили на ожидание в очереди для получения результата услуги?». Итоговые показатели временных затрат как на подачу запроса, так и на получение результата услуги рассчитаны нами как среднестатистические по всему массиву исследования.

По нашим подсчетам, среднее время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган власти для подачи документов на получение государственных услуг составило 16 минут, на получение результата услуг - 6 минут.

Следовательно, фактический показатель среднего ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти для получения государственной / муниципальной услуги (весь процесс получения услуги) составил 11 минут, что значительно ниже показателя достижения. Данный показатель также улучшился в сравнении с предыдущими результатами исследования (рис.2).

60

50

40

30

20

10

51

ЧЛ46.5

■Фактический показатель среднего ожидания в очереди

Время ожидания для подачи документов

-Врямя ожидания на получение результата услуги

2014 2015 2016 2017 2018 2019

2020

Рис. 2. Временные показатели

Доля представителей бизнес-сообщества, получавших государственную услугу для целей предпринимательства, в выборочной совокупности составила 9,8 % респондентов, это вполне репрезентативно для бизнес-сообщества республики. Показатель числа обращений для получения одной государственной (муниципальной) услуги составил 2,07, что практически соответствует показателю целевого достижения (рис.3).

3.65

2.26

1.66 Щ

2.09

2.17 ■59

2.45 Щ

2.07

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

2020 г. Целевой показатель

Рис. 3. Показатель среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества

в динамике, количество раз

Уровень информированности получателей услуг о наличии многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг - 93,5 %. Между тем, опыт обращения в МФЦ за 2019-2020 годы был у 45,5 % из числа опрошенных граждан (рис.4).

120

100

80

60

40

20 -

57.7

"i

90.2

73.0

I

88.4

t

1.6

I 1

91.2

1

1.8

UX3"

I

И Знают □ Обращались

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Рис. 4. Уровень информированности получателей услуг о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)

Показатель опыта обращения в многофункциональные центры, на наш взгляд, ниже предшествующего года в связи с введением режима самоизоляции и предоставления государственных услуг в электронной форме.

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, привнес значительные изменения во многие сферы жизнедеятельности. Сфера предоставления государственных и муниципальных услуг не стала исключением. Во время режима самоизоляции электронное предоставление государственных и муниципальных услуг стало крайне важным в жизни людей, чем когда-либо. Ведь на сегодняшний день получение услуг в электронном виде - вопрос не столько удобства, сколько безопасности и сохранения здоровья граждан. 75

89.í

В некотором смысле текущий кризис возложил особую ответственность на систему предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Пандемия COVID-19, по нашему мнению, протестировала эти услуги, определив, могут ли они удовлетворить потребности населения, когда личные посещения стали небезопасными.

Полученные результаты показали, что уровень информированности получателей услуг о Едином портале государственных и муниципальных услуг составил 89,8 % (рис. 4). Доля тех, кто имел опыт использования ресурсов портала (из числа информированных) за период 2019-2020 годы, составил 60,9 % от общего числа опрошенных. Это в 2,5 раза больше чем предыдущий результат. Такой резкий рост показателей обусловлен тем, что в период проведения социологического исследования большинство государственных и муниципальных услуг получались в электронном виде.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

42.1

■щ-

w-

72.í

70.í

71.6

тт

66. д

1

.я 0.6

;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4

ТТ

1 N

0.9

И Знают □ Обращались

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Рис. 5. Уровень информированности получателей услуг о Едином портале государственных и муниципальных услуг

В ходе исследования мы обнаружили, что большинство граждан могут пользоваться цифровыми государственными услугами и считают сервис удобным, так как на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Калмыкия обеспечен круглосуточный доступ к информации и получению услуг в электронной форме).

Однако у определенной части респондентов неспособность пользоваться государственными услугами онлайн вызывала беспокойство. Причинами, вызывающими беспокойство, были указаны: «медленный» интернет, отсутствие подключения к сети Интернет, возникновение трудностей при использовании онлайн-портала, отсутствие оргтехники и гаджетов.

Результаты исследования доказывают тот факт, что доступ к государственным услугам может быть расширен за счет повышения технологической грамотности граждан и информирования людей о существующих онлайн-услугах посредством использования таких каналов, как телевидение и социальные сети.

Следует отметить, что Министерством цифрового развития Республики Калмыкия в целях информирования граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде в местах массового пребывания граждан и в

76

общественных учреждениях Республики Калмыкия установлены цифровые вывески с централизованным управлением в отделах МФЦ, в спорткомплексе «Ойрат-Арена», в Республиканской больнице им. П.П. Жемчуева, в филиале № 2 Городской поликлиники (1 мкр.), в Отделе социальной защиты населения по г. Элиста.

Комплексный анализ удовлетворенности качеством предоставления государственных / муниципальных услуг, проведенный по результатам массового опроса получателей услуг, позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство услогополучателей удовлетворены качеством полученных услуг, а кризис, вызванный пандемией COVID-19, показал, насколько эффективно данная система может функционировать в чрезвычайных ситуациях.

Вместе с тем, пандемия COVID-19 стала дополнительным стимулом для улучшения качества оказания государственных и муниципальных услуг и, на наш взгляд, рассматривается органами исполнительной власти как основание для реальных фундаментальных изменений.

1. Аналитическая записка «Оценка удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Калмыкия» за 2020 год по теме государственного задания БНУ PK «Институт комплексных исследований аридных территорий» / Институт комплексных исследований аридных территорий. 2021. 86

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12177515/#ixzz6QrU8McKF (дата обращения: 01.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.