УДК 796.011;796.41
ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ
НА УСПЕВАЕМОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК ВУЗА
Л.В. Патрушева
Разработана экспериментальная методика с избирательным использованием средств и методов физического воспитания для студенток. Наряду с общепринятыми видами (легкая атлетика, подвижные и спортивные игры) использовалась оздоровительная аэробика (классическая и степ-аэробика) повышенной интенсивности, с произношением согласных звуков, в сочетании с дыханием, упражнениями на растягивание (стретчинг), самомассажем, релаксацией. Определена степень воздействия экспериментальной методики на уровень заболеваемости студенток и их успеваемость.
Ключевые слова: оздоровительная аэробика, двигательная активность, студентки, здоровье, учебная успеваемость.
Важнейшей задачей, поставленной перед вузами, является создание такой системы обучения, которая обеспечит будущим специалистам, наряду с теоретической и практической подготовкой по специальности, оптимальное состояние здоровья и высокую работоспособность [1]. Одной из приоритетных задач физического воспитания студенток является сохранение и укрепление здоровья. Однако в процессе обучения в вузе происходит снижение функциональных резервов организма, что отражается на общем состоянии здоровья и проявляется ростом заболеваемости. На 1-й курс вузов России поступают здоровыми лишь 16 % студентов [1]. Количество студентов специального медицинского отделения увеличивается от первого курса к третьему [8].
Повышение мотивации студентов к занятиям физическими упражнениями во многом зависит от применения популярных видов двигательной активности. Оздоровительную аэробику многие авторы рекомендуют применять как эффективное средство, вызывающее интерес у студенток, а также оказывающее определенный оздоровительный эффект
[4, 7].
Одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания студенток является разработка методики, основанной на применении средств оздоровительной аэробики.
Содержание физического воспитания студенток разрабатывалось с учетом рекомендаций ныне действующей программы физического воспитания для вузов. Особенностью экспериментальной методики являлось избирательное использование средств и методов физического воспитания для студенток. Наряду с общепринятыми видами (легкая атлетика, подвижные и спортивные игры), была включена оздоровительная аэробика (классическая и степ-аэробика) повышенной интенсивности, с
произношением согласных звуков, в сочетании с дыханием, упражнениями на растягивание (стретчинг), самомассаж, релаксация.
Планирование процесса физического воспитания студенток осуществлялось с учетом их учебной деятельности. В основу был положен годичный образовательный цикл, состоящий из двух семестров: осеннего и весеннего. Оздоровительная аэробика в процессе физического воспитания студенток, в каждом семестре проводилась с учетом трех этапов: подготовительного, тренировочного и поддерживающего. Продолжительность выполнения упражнений аэробной тренировки -20 минут, силовой - 10 минут на каждом учебном занятии. Интенсивность нагрузки возрастала постепенно.
Каждое учебное занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной частей. В подготовительной части применялись общеразвивающие упражнения. Особенностью основной части занятия являлось комплексное использование аэробики повышенной интенсивности, с произношением согласных звуков, в сочетании с дыханием и другими видами физических упражнений. Для ускорения восстановительных процессов и снятия напряжения, в заключительной части учебного занятия, использовались упражнения на растягивание (стретчинг), самомассаж, релаксация.
Во всех периодах студентки осуществляли самоконтроль, который имеет особое значение на занятиях с повышенной интенсивностью нагрузки. Определяли пульс, артериальное давление, контролировали правильное дыхание. Студентки были снабжены пульсометрами, при помощи которых определяли реакцию сердца на нагрузку в процессе выполнения упражнений. Все результаты фиксировались в дневнике самоконтроля.
Для определения степени воздействия экспериментальной методики на уровень заболеваемости студенток 2-го курса до и после эксперимента был проведён анализ посещаемости пар, пропусков отмеченных в журналах учета посещаемости, на основании медицинских справок, освобождающих от занятий. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии методики на здоровье студенток. Общая заболеваемость в экспериментальной группе у студенток снизилась с 7 до 4,2 дней. В контрольной группе после эксперимента этот показатель снизился незначительно (рисунок).
Снижение заболеваемости, по нашему мнению, в экспериментальной группе является результатом перекрестной адаптации [6] это обусловлено эффектом стимулирования иммунной системы физическими упражнениями, что повышает устойчивость организма к болезнетворным факторам, воздействующим на организм человека.
Вдо эксперимента (июнь 2014 г.)
■после эксперимента (июнь 2015 г.)
Динамика пропусков учебных дней по болезни, в среднем на одну студентку в период с сентября 2013 г. по июнь 2014 г. и с сентября
2014 г. по июнь 2015 г.
Физические нагрузки вызывают перестройки различных функций организма, воздействуют на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, объем переработанной информации [5]. Всякая двигательная активность приводит к повышению обменных процессов в организме. Известно, что оптимально подобранные нагрузки увеличивают умственную и физическую работоспособность [2].
Для того чтобы определить степень влияния предложенной нами методики на учебную успеваемость, были изучены показатели среднего балла в течение учебного года. Для выявления общей успеваемости в КГ и ЭГ суммировались данные по всем предметам в один усреднённый показатель (табл. 1).
Таблица 1
Уровень успеваемости студенток АмГУ до эксперимента
Группы Уровень успеваемости Средний балл
Отлично Хорошо Удов. Неудов.
К-во % К-во % К-во % К-во % М±m
КГ 2 16,6 4 33,3 5 41,6 1 8,3 3,58±0,26
ЭГ 3 25,0 3 25,0 5 41,6 1 8,3 3,67±0,28
В начале исследования выявлено, что успеваемость студенток, участвующих в эксперименте составила 3,6 балла. Из них оценку «отлично» - имеют 20,8 % студенток, «хорошо» - 25,0 %, «удовлетворительно» - 45,0 %, «неудовлетворительно» - 8,3 %.
В контрольной группе средний балл равен 3,58, в экспериментальной группе 3,67 балла.
Внутри групп баланс положительных и неудовлетворительных оценок выглядит таким образом, что удовлетворительных оценок больше, чем остальных по отдельности.
Так, в контрольной группе, «удовлетворительную» оценку имели 41,6 % студенток, «хорошо» - 33,3 %, «отлично» - 16,6 %, «неудовлетворительную» - 8,3 %. В экспериментальной группе оценку «удовлетворительную» также имели - 41,6 % студенток, «хорошо» -25,5 %, «отлично» - 25,0 %, «неудовлетворительную» - 8,3 %.
В конце эксперимента в группах соотношение положительных и неудовлетворительных оценок изменилось (табл. 2, 3).
Таблица 2
Уровень успеваемости студенток АмГУ после эксперимента
Группы Уровень успеваемости Средний
Отлично Хорошо Удов. Неудов. балл
К-во % К-во % К-во % К-во % М±т
КГ 2 16,6 4 33,3 6 50,0 - - 3,67±0,22
ЭГ 4 33,3 5 41,6 3 25,0 - - 4,08±0,22
В контрольной группе общая успеваемость составила - 3,67 балла, что на 1,9 % лучше исходных данных.В экспериментальной группе оценки улучшились на 11,2 % (Р<0,05). Средний балл в экспериментальной группе равен 4,08 балла (Р<0,05). В экспериментальной группе увеличилось количество «отличных» и «хороших» оценок, тогда как в контрольной группе он остался примерно на прежнем уровне. В обеих группах «неудовлетворительных» оценок не наблюдалось.
Таблица 3
Уровень учебной успеваемости студенток АмГУ до и после эксперимента
Группы КГ ЭГ Разница Р
М±т М±т ед. %
Средний балл до эксперимента 3,58±0,16 3,67±0,13 0,09 2,5 >0,05
Средний балл после эксперимента 3,67±0,12 4,08±0,12 0,41 11,2 <0,05
Таким образом, можно заключить, что занятия физическими упражнениями оказали положительное воздействие на учебную успеваемость студенток. Об этом говорит тот факт, что в экспериментальной группе произошли положительные изменения, так как на занятиях использовались оздоровительная методика, предпочтение которой отдали студентки. Так, в экспериментальной группе средний балл успеваемости равен - 4,08, выше, чем в контрольной группе на 11,2 % (3,67). Положительные результаты исследования указывают на эффективность разработанной методики.
Список литературы
1. Виленский М.Я., Манаков Н.Е. Комплексный педагогический контроль за физическим воспитанием студентов вузов // Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи: сб. науч. трудов / под ред. В.В. Васильевой, В.И. Жолдак. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1988. С. 45-54.
2. Булич Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов: ученые записки. СГУ, 2011. 320 с.
3. Коваленко Т.Г. Биоинформационные технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: автореф. дис ...канд. пед. наук. Волгоград, 1999. 54 с.
4. Логачева В.В. Ритмическая гимнастика в вузе: учеб. пособие /
B.В. Логачева. М.: ГАУ, 1996. 45 с.
5. Любаев А.В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь // Молодой ученый. 2015. № 18.
C. 423-425.
6. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоровье, 1988. 216 с.
7. Соколова И.В. Ритмическая гимнастика как фактор здорового образа жизни: автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2000. 24 с.
8. Уваров В.А., Ковалёв Н.К., Булавина Т.А. Анализ изменения физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов за последнее десятилетие (1988-1999) // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: матер. Межд.. конф. М.: МГУ, 2000. Ч. 1. 256 с.
Патрушева Лариса Викторовна, канд. пед. наук, доц., Р-Ь-¡чатаИ.ги, Россия, Амурская область, Благовещенск, Амурский государственный университет
IMPACTIMPROVINGAEROBICSONPROGRESSINGAND HEALTH OF UNIVERSITY
STUDENTS
L. V. Patrusheva
One of the conditions formation and improvement mechanisms of adaptation to mental stress It is a physical activity. Optimally matched mode motor activity, physical exercise, a positive impact on mental processes, the formation of mental stability to intense intellectual activity and academic performance of students.
In order to increase their motivation to physical exercises recommend the use of popular forms of physical activity. Improving aerobics one such effective means, this is of interest to students, and provides some healing effect.
Key words: improving aerobics, physical activity, student, health, educational achievement.
Patrushevа LarisaViktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, P-L- Vi@mail. ru, Russia, Amur Region, Blagoveshchensk, Amur State University
УДК 796.011
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НЕДОСТАТКАМИ
О.И. Петрук, М.С. Леонтьева
Рассмотрены возможности использования комплексной методики коррекционного физического воспитания детей-сирот с нарушениями интеллекта. Разработаны педагогические условия комплексной методики адаптивного физического воспитания детей-сирот с интеллектуальными недостатками: индивидуально-дифференцированный подход, контроль динамики вторичных отклонений.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, социальная реабилитация, дети-сироты, интеллектуальные недостатки.
Проблема поиска эффективных средств социальной реабилитации умственно отсталых детей-сирот школьного возраста, как объект научного анализа, активно разрабатывается в последние годы. Сформулированы некоторые новые теоретические положения системы обучения и воспитания, расширились педагогическая классификация и типология, обновились механизмы ранней дифференциальной диагностики и психолого-педагогического сопровождения данной категории детей
[1-3].
Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта предполагает воздействие на все психические процессы, сглаживая, выравнивая их, решая, таким образом, образовательные, коррекционные,