Научная статья на тему 'Содержание технологии физического воспитания студенток специальной медицинской группы'

Содержание технологии физического воспитания студенток специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / АЭРОБИКА / МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Патрушева Лариса Викторовна, Токарь Елена Владимировна

В статье представлена технология физического воспитания студенток, имеющих отклонения в состоянии дыхательной системы. Содержательная часть технологии представлена тремя блоками: контрольным, экспертным и блоком управляющих воздействий. Особенностью представленной технологии является использование адаптированных средств оздоровительной аэробики, на основе методов моделирования и прогнозирования. Положительный эффект экспериментальной технологии на мотивационную сферу девушек, их психическое и физическое состояние, позволяет использовать ее в процессе физического воспитания учащихся вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Патрушева Лариса Викторовна, Токарь Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of the physical education method for the students of special medical group

The article deals with the physical education method of the students with deviations in respiratory system. The content of the physical education method includes control influence, expert power, and control action. This method is based on the adaptive means of the health-improving aerobics, modelling and prediction methods. Its positive effect on the girls’ motivation, their mental condition and physical state makes it possible to be applied in the process of physical education of the university students.

Текст научной работы на тему «Содержание технологии физического воспитания студенток специальной медицинской группы»

УДК 378.172

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Лариса Викторовна Патрушева, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Токарь, кандидат педагогических наук, доцент, Амурский государственный университет (АмГУ), г. Благовещенск

Аннотация

В статье представлена технология физического воспитания студенток, имеющих отклонения в состоянии дыхательной системы. Содержательная часть технологии представлена тремя блоками: контрольным, экспертным и блоком управляющих воздействий. Особенностью представленной технологии является использование адаптированных средств оздоровительной аэробики, на основе методов моделирования и прогнозирования. Положительный эффект экспериментальной технологии на мотивационную сферу девушек, их психическое и физическое состояние, позволяет использовать ее в процессе физического воспитания учащихся вузов.

Ключевые слова: физическое воспитание, технология, студенты, специальная медицинская группа, аэробика, методы моделирования и прогнозирования.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p137-141

CONTENT OF THE PHYSICAL EDUCATION METHOD FOR THE STUDENTS OF

SPECIAL MEDICAL GROUP

Larisa Viktorovna Patrusheva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,

Elena Vladimirovna Tokar, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Amur State University, Blagoveshchensk

Annotation

The article deals with the physical education method of the students with deviations in respiratory system. The content of the physical education method includes control influence, expert power, and control action. This method is based on the adaptive means of the health-improving aerobics, modelling and prediction methods. Its positive effect on the girls' motivation, their mental condition and physical state makes it possible to be applied in the process of physical education of the university students.

Keywords: physical education, method, students, special medical group, aerobics, modelling and prediction models.

Физическое воспитание в вузе является составной и неотъемлемой частью профессиональной подготовки и обучения студентов. Как показал анализ научной и методической литературы, вопросы организации и методики проведения занятий в специальной медицинской группе до сих остаются актуальными. Имеющиеся подходы к занятиям по физической культуре с данной категорией студентов, по разным причинам недостаточно учитывают нозологические особенности внутренней патологии студентов и уровень их физического состояния. Все эти факторы не обеспечивают эффективность учебных занятий по физической культуре для студентов специальной медицинской группы. В этой связи необходимо определить подходящие средства и методы физического воспитания для данного контингента студентов.

Средства физической культуры специальной направленности являются фактором оздоравливающего воздействия на организм студенток с функциональными нарушениями в состоянии дыхательной системы. В процессе физического воспитания студенток специальной медицинской группы поддержание длительной ремиссии происходит, за счет восстановления компенсаторных способностей организма. Использование на занятиях по физической культуре специально направленных упражнений, позволяют нормализовать функцию внешнего дыхания, улучшить бронхиальную проходимость, эвакуато-

рную функцию бронхиального дерева, научить управлению собственным дыханием [2].

Многие авторы рекомендуют использовать оздоровительную аэробику, как результативное средство, вызывающее интерес у студентов и оказывающее определенный оздоравливающий эффект. Классические виды аэробики рекомендуются для людей с нарушениями дыхательной системы [1].

Учитывая все вышесказанное, нами была разработана технология физического воспитания студенток с нарушениями функций дыхательной системы. Содержательная часть представленной технологии основана на использовании адаптированных средств оздоровительной аэробики, методов моделирования и прогнозирования и состоит из следующих блоков: контрольного, экспертного и управляющих воздействий (рис. 1).

Рис. 1. Структурная схема технологии физического воспитания студенток с отклонениями в функциональном состоянии дыхательной системы

В контрольный блок включены такие показатели тестирования как: физическое развитие; физическая подготовленность, а так же уровень физического состояния, кото-

рый характеризует степень развития функциональных систем и возможностей организма. Для студенток, с функциональными нарушениями дыхательных функций важным фактором является определение показателей состояния системы внешнего дыхания. Для решения поставленных задач проводилось исследование посредством спирографии на аппарате «Ультраскрин» (Erich Jaeger, Германия). Использование данного оборудования помогло определить объем форсированного выдоха за одну секунду; форсированную жизненную емкость легких; пиковую объемную скорость выдоха и мгновенные объемные скорости выдоха на уровне 25, 50, 75% выдыхаемой ФЖЕЛ.

Все полученные показатели тестирования были проанализированы путем экспертной оценки и сопоставления фактических показателей с уровнем модельных характеристик. В настоящее время существуют различные технологии, позволяющие моделировать и осуществлять прогнозирование. Одной из таких прогрессивных технологий является программа Deductor, способная смоделировать, определить значимость различных факторов, а также произвести прогноз [5]. В данной программе используются: нейронные сети; многомерный анализ; самоорганизующиеся карты; спектральный анализ; деревья решений; и др.

Нами были разработаны базы данных, в которые были внесены результаты тестирования студенток специальной медицинской группы. Девушки имели положительный опыт улучшения функциональных показателей дыхательной системы. Данные таблицы необходимы для работы с программой [4].

На основе данных нейросетевого прогнозирования проводился «модельный эксперимент», в процессе которого, были определены показатели, имеющие наибольшее значение для улучшения физического состояния студенток с функциональными нарушениями дыхательной системы. Так, были выявлены наиболее значимые из них: бег 1000 м (100%), форсированная жизненная емкость легких - 58,9%, частота сердечных сокращений в покое - 58,8%; жизненная емкость легких - 41,1%, время восстановления после нагрузки - 25,3% (рис. 2).

Примечание: 1 - Бег 1000 м, с; 2 - форсированная жизненная емкость легких, л; 3 - частота сердечных сокращений в покое, уд/мин; 4 - ЖЕЛ, л; 5 - время восстановления после нагрузки, с.

Рис. 2. Значимые показатели, влияющие на уровень физического состояния

студенток

Далее, между указанными показателями осуществлялся корреляционный анализ, который позволил выявить причинно-следственные связи изменения различных качеств физического состояния студенток. Нами была установлена достаточно высокая корреляционная связь уровня физического состояния со следующими показателями: ФЖЕЛ (г=0,97); ЖЕЛ (г=0,86); ПОС (г=0,93); ОФВ1 (г=0,85); МОС75 (г=0,95); МОС50 (г=0,88); МОС25 (г=0,66); резервными возможностями дыхания на выдохе - проба Генчи (г=0,89) и на вдохе - проба Штанге (г=0,78); времени восстановления после нагрузки (г=-0,69); вре-

мени бега 1000 м (г=-0,81); ЧСС (г=-0,77); АД сист. (г=-0,73) [3].

Получив наиболее значимые показатели и корреляционные связи, нами была определена направленность содержательной части занятий физической культурой и выявлены подходящие средства физического воспитания, наиболее эффективные для студенток с данной патологией.

Так же при разработке технологии нами был учтен тот факт, что студенткам с функциональными нарушениями в состоянии дыхательной системы рекомендуются классические виды аэробики [1]. Наряду с этим, доказано, что использование повышенных дозированных нагрузок, путем постепенно наращиваемой интенсивности обеспечивает тренировочный и восстановительный эффекты для людей с отклонениями в дыхательной системе [2]. Учитывая все указанные положения, а так же рекомендации специалистов по использованию средств оздоровительной аэробики с данным контингентом студентов, предпочтения студентов в выборе того или иного вида оздоровительной аэробики, мы ввели в содержание физического воспитания классическую и степ-аэробику, с применением повышенных дозированных нагрузок. Для студентов с подобного рода отклонениями, нагрузки, выполненные выше ЧСС 150 уд/мин, являются повышенными.

Особенностью содержания оздоровительной аэробики являлось сочетание упражнений с произношением согласных звуков. Для данной категории студенток нами была модифицирована и адаптирована звуковая гимнастика И.В. Милюковой, Т. А. Евдокимовой (2004) [2]. Гимнастика с произношением звуков стимулирует откашливание, способствует усилению вибрации грудной клетки, и, соответственно отделению мокроты. Вибрация голосовых складок, при произнесении звуков, передается на дыхательные пути, легкие и от них - на грудную клетку. Считается, что такая вибрация позволяет расслабить спазмированные бронхи и бронхиолы.

Каждое учебное занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной частей. В подготовительной части применялись общеразвивающие упражнения. В основной - аэробика повышенной интенсивности в сочетании со звуковой гимнастикой, правильным дыханием, а также силовые упражнения. В заключительной части учебного занятия, для ускорения восстановительных процессов и снятия напряжения, использовались упражнения на растягивание (стретчинг), самомассаж, релаксацию. Наибольшее значение было уделено комплексам специальных упражнений, для улучшения дыхательных функций. На каждом занятии данные упражнения выполнялись в течение 10 минут. Следует отметить, что в процессе занятия студентки осуществляли самоконтроль и вели дневники, в которых фиксировали пульс, артериальное давление, контролировали самочувствие и правильное дыхание. Тем более это имеет особое значение на занятиях с повышенной интенсивностью нагрузки. При помощи пульсометров студентки определяли реакцию сердца на нагрузку в процессе выполнения упражнений [3].

В результате проведенных исследований, нами было выявлено, что занятия оздоровительной аэробикой повышенной интенсивности, в сочетании со звуковой гимнастикой, дают высокий положительный эффект на показатели функции внешнего дыхания. Так, в экспериментальной группе произошло достоверное снижение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя на 4,7%, улучшение показателей вентиляционной функции легких (времени задержки дыхания на выдохе - на 11,1%; МОС25 - на 8,4%; ОФВ1 -на 5,9%), выносливости - на 9,2%. Положительное воздействие предлагаемой технологии на мотивационную сферу девушек, их психическое и физическое состояние, дает возможность использовать ее в процессе физического воспитания студентов высших учебных заведений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисицкая, Т.С. Аэробика : теория и методика : в 2 т. Т. I / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М. : Федерация аэробики России, 2002. - 232 с.

2. Милюкова, И.В. Лечебная гимнастика при заболеваниях органов дыхания : учеб. пособ.

/ И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. - М. : Эксмо : Сова, 2004. - 112 с.

3. Поздеева, Л.В. Технология физического воспитания студенток с отклонениями в функциональном состоянии дыхательной системы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Поздеева Лариса Викторовна ; Дальневосточная гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2009. - 24 с.

4. Сизоненко, К.Н. Физическая реабилитация студентов с болезнями органов дыхания в высших учебных заведениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сизоненко Константин Николаевич ; Дальневосточная гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2003. - 24 с.

5. Deductor : аналитическая платформа [Электронный ресурс] / BaseGroup. Рязань, 19952014 // Режим доступа: http:// www.basegroup.ru. - Дата обращения 30.03.2014.

REFERENCES

1. Lisickaya, Т^. and Sidneva L.V. (2002), Aerobic : Theory and methodology, Vol. 2, Russian Federation aerobics, Moscow.

2. Milukova, I.V. and Evdokimovа Т.А. (2004), Therapeutic exercises for respiratory diseases, publishing house "Eksmo", Moscow.

3. Pozdeeva, L.V. (2009), Technology of physical education of students with disabilities in the functional state of the respiratory system, dissertation, Khabarovsk.

4. Sizonenko, K.N. (2003), Physical rehabilitation of students with respiratory diseases in higher education, dissertation, Khabarovsk.

5. Deductor (1995-2014), Base Group Labs, Ryazan, available at: http:// www.basegroup.ru.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.03.2014.

УДК 797.21

ИНТРОДУКЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ СПАСАТЕЛЕЙ МЧС

Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе преобразования отдельных малоэффективных технических элементов. Сформулировано понятие замещающих упражнений преобразующей направленности. Выявлено, что эффективное формирование навыков прикладного плавания возможно на основе дифференцирования средств обучения, различающихся по широте охвата преобразуемых элементов. Установлено, что применение в образовательном процессе преобразующих упражнений снижает педагогические затраты на обучение техническим элементам прикладного плавания. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие изменения процессуальных показателей обучения.

Ключевые слова: прикладное плавание, замещающие упражнения преобразующей направленности, процессуальные критерии эффективности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p141-144

INTRODUCTION USE OF SUBSTITUTE EXERCISES OF TRANSFORMATIVE ORIENTATION IN APPLIED SWIMMING TRAINING OF RESCUERS

Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St. Petersburg

Annotation

The article explores the capabilities of the applied swimming training on the basis of the transformation of single inefficient technical elements. The notion of substitution exercises of transformative orientation is formulated. Feasibility of effective formation of the applied swimming skills on the basis of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.