Научная статья на тему 'Влияние оценки педагога на эмоциональное благополучие дошкольников'

Влияние оценки педагога на эмоциональное благополучие дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3109
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ / ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / EMOTIONAL WELFARE / KINDS OF PEDAGOGICAL EVALUATION / FUNCTIONS OF PEDAGOGICAL EVALUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калишенко Валентина Дмитриевна

В статье рассматривается взаимосвязь между эмоциональным благополучием детей дошкольного возраста и видом и направленностью педагогических оценок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калишенко Валентина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of teacher's evaluation on emotional welfare of preschool children

This article is about the correlation between the young children emotional welfare and the kind and vector of pedagogical evaluation.

Текст научной работы на тему «Влияние оценки педагога на эмоциональное благополучие дошкольников»

10 Бычков В. В. 1) Русская средневековая эстетика. Х1-ХУП века. М.: Мысль, 1992; 2) Древнерусская эстетика. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2011.

11 См.,вчастности: БичковВ. 1)Эстетическиепредставленияв«Шестодневе»ИоаннаЭкзарха// Старобьлгарска литература. София, 1987. Кн. 21. С. 50-66; 2) Житие Константина как один из основных источников философско-эстетической мысли средневековых славян // Старобъ-лгарска литература. София, 1990. Кн. 23-24. С. 8-12.

12 Бычков В. В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.

13 Бычков В. В. 1) Эстетика. М.: Гардарики, 2002; 2) Эстетика. М.: КноРус, 2012.

14 Бычков В. В. Эстетическая аура бытия: Современная эстетика как наука и философия искусства. М.: Изд-во МБА, 2010.

15 См.: Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства. М.: Прогресс-традиция, 2012.

16 Бычков В. В. Эстетическая аура бытия: Современная эстетика как наука и философия искусства. С. 36.

17 Бычков В. В. Художественный Апокалипсис Культуры: Строматы XX века. М.: Культурная революция, 2008. Кн. 1—2.

18 Бычков В. В. Эстетическая аура бытия: Современная эстетика как наука и философия искусства. С. 399-732.

19 Бычков В. В. Эстетика. М.: КноРус, 2012. С. 271—474.

20 Маньковская Н. Феномен постмодернизма: Художественно-эстетический ракурс. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2009; Маньковская Н. Б., Бычков В. В. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. М.: ВГИК, 2011; Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Эстетические аспекты мультимедийное™ в искусстве // Вестник славянских культур. 2011. № 2. С. 24-34; 2011. № 3. С. 35^16.

21 Бычков В. В. 1) Эстетическая аура бытия. С. 733—759; 2) Эстетика. М.: КноРус, 2012. С. 477-515.

Общие вопросы психологии

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГА

НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В. Д. Калшиенко

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей, Российской академии медицинских наук в настоящее время наметилась устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей по многим показателям. Ежегодно увеличивается количество детей с невротическими и психосоматическими расстройствами. Одной из причин этого явления, по мнению медиков, являются неблагоприятные социальные факторы, к которым, в частности, относится недостаточная психологическая компетентность педагогов школ и дошкольных образовательных учреждений. Значительная часть воспитателей детских садов имеет высшее и среднее специальное педагогическое образование, и тем не менее, традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей, большинство педагогов дошкольных учреждений ещё до конца не осознало того, что, проводя в детском саду значительную часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьёзные психические нагрузки, что, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на их психическом здоровье, являющемся структурным компонентом общего здоровья человека, наряду с соматическим компонентом.

Исследования Л. И. Божович1, Л. С. Выготского2, А. В. Запорожца3 и др. свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребёнка определяется его эмоциональным благополучием.

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) в психологии рассматривается как характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. В психолого-педагогической литературе нет единого определения данного понятия, но в то же время все исследователи эмоциональной сферы человека к сущностным характеристикам эмоционального благополучия относят нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, достаточно высокую самооценку.

В исследованиях, направленных на изучение эмоционального развития детей дошкольного возраста (А. Д. Кошелева4, М. И. Лисина5, Г. Г. Филиппова6 и др.) эмоциональное благополучие рассматривается как базовое состояние, которое определяет позитивное отношение ребёнка к миру и к самому себе. Оно благоприятно сказывается на познавательной и эмоционально-волевой сфере дошкольника, формирует у него ориентацию на успех и достижение поставленных целей, способствует его полноценному нравственному развитию.

Эмоциональное неблагополучие определяется психологами как нарушение положительных связей ребёнка с окружающим миром и обусловливает возникновение у детей устойчивых негативных состояний (высокая тревожность, страх, фрустрация, подавленность и пр.), которые, в свою очередь, могут повлиять на развитие нежелательных черт характера, в частности, таких, как агрессивность, безразличие, недоверчивость. Кроме того, эмоционально неблагополучие часто приводит к психосоматическим расстройствам у дошкольников (В. В. Лебединский, О. С. Никольская)7.

В исследованиях по проблемам развития эмоциональной сферы дошкольников выделен ряд факторов, влияющих на эмоциональное благополучие детей. Одним из таких факторов является оценка педагога. В данной статье мы рассмотрим некоторые аспекты влияния оценочных воздействий педагога на эмоциональную сферу дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В психолого-педагогической литературе категория оценки относится к методам поощрения и наказания. Под педагогической оценкой подразумевается положительное или отрицательное суждение педагога о деятельности или личности ребёнка, выражающееся в форме одобрения, похвалы, замечания, порицания и т.д. Б. Г. Ананьев8 выделил две функции оценочных воздействий:

- ориентирующую, заключающуюся в том, что субъект посредством педагогической оценки осознаёт собственные знания, результаты своего учения;

- стимулирующую, определяющую собой переживание ребёнком успеха или неуспеха и являющуюся, таким образом, побуждением к деятельности.

Наиболее употребляемыми видами оценок в практике воспитания дошкольников являются:

- прямая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании либо действий, либо личностных качеств ребёнка и адресованная непосредственно ребёнку;

- косвенная оценка, выражающаяся в одобрении либо порицании определённых моральных качеств или поступков другого лица;

- предвосхищающая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании предстоящих действий ребёнка;

- отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности ребёнка.

Изучение работ Б. Г. Ананьева, А. И. Липкиной9, Р. X. Шакурова10 и ряда других авторов позволило выявить влияние каждого вида оценки на личность воспитанника.

Анализ практики позволил установить, что основным, наиболее часто встречающимся видом оценки является прямая оценка, адресованная непосредственно объекту воспитания. Это оценка содержит конкретное указание на недопустимость или правомерность какого-либо действия, или же в ней высказывается отношение непосредственно к личности ребёнка. По направленности эта оценка бывает положительной или отрицательной.

Исследователи, занимавшиеся вопросами влияния положительной и отрицательной оценки на формирование самооценки, уровня притязаний, отношения детей к выполняемым заданиям, пришли к выводу, что положительная оценка вызы-

вает у ребёнка чувство радостного переживания соответствия своих действий тем требованиям, которые ему предъявляют. Правомерность частого использования в воспитательной практике прямой положительной оценки подтверждается рядом психологических исследований. В частности, А. И. Давыдова11, исследовавшая вопрос о воле детей дошкольного возраста, утверждает, что у детей появляется волевое усилие, когда они близко видят успех. Автор указывает на то, что даже взрослым нужна большая сила воли, чтобы преодолеть неуспех в той или иной деятельности, а слабая воля ребёнка с этим справиться не может. Дети в лучшем случае становятся безразличными к делу, которым они не могут овладеть, или начинают относиться к нему отрицательно. При этих условиях не проявляется волевое усилие, необходимое при выработке привычек. Педагог должен не только помочь ребёнку достичь успеха, но и обязательно отметить этот успех положительной оценкой, вызвав у ребёнка радость и уверенность в своих возможностях, что, в свою очередь, способствует формированию у детей положительного образа Я и высокой самооценки, являющихся обязательными компонентами их эмоционального благополучия.

Несмотря на весь позитив прямой положительной оценки, в воспитательном процессе практически невозможно обойтись без прямой отрицательной оценки. Однако применительно к детям дошкольного возраста её использование должно быть ограничено, так как дошкольники легко ранимы и особенно чувствительны к тому, как к ним относятся взрослые. Известный психолог и педагог, богослов и философ В. В. Зеньковский12 в своей работе «Психология детства» писал: «Не надо забывать о чрезвычайной нежности, можно сказать — хрупкости детской души... Всякое неосторожное, неумелое прикосновение заставляет дитя уйти в себя <...> часто мы, даже не подозревая об этом, наносим тяжёлые раны детской душе, и тогда дети переживают глубокую, часто ими не сознаваемую, но тем более губительную для здоровья души драму». Р. X. Шакуров отмечает, что, получив отрицательную оценку, ребёнок часто испытывает чувство незаслуженной обиды, оскорбления и целый ряд других отрицательных эмоций. Особенно это касается случаев, когда педагог не разобрался в ситуации, не учёл мотивов, которыми руководствовался ребёнок. В этих случаях отрицательная оценка теряет свою ориентирующую функцию, более того, она приносит огромный вред, так как создаёт у детей опыт отрицательных отношений со взрослыми и сверстниками, способствует закреплению у них отрицательных мотивов поведения, а иногда и бессознательному стремлению избежать отрицательной оценки путём обмана. Анализ описанного в литературе опыта воспитательной работы показал, что сама по себе отрицательная оценка не разрушает эмоционального благополучия ребёнка, если она дана спокойным тоном, в доброжелательной форме, носит мотивированный характер. М. И. Лисина указывала на то, что, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, от его положения в группе сверстников, педагог может дать ему отрицательную оценку либо в присутствии других детей, либо индивидуально. Психологи утверждают, что отрицательно оценивать ребёнка перед другими детьми можно лить в тех случаях, когда у него достаточно высокое и устойчивое чувство собственного достоинства, а у педагога есть все основания полагать, что, испытав «падение», ребёнок будет

относиться к этому как к временной неудаче, у него сохранится установка на положительное отношение окружающих. Если же эта установка недостаточно развита, то отрицательная оценка не оказывает на ребёнка желаемого действия, а лишь подрывает его веру в возможность закрепить за собой положительную репутацию и тем самым подавляет его стремление к лучшему. Частое применение отрицательной оценки по отношению к ребёнку снижает его эмоциональный тонус, разрушает его доверительное отношение к педагогу, снижает самооценку, приводит к возникновению комплекса неполноценности. Особенно негативно на ребёнка действует отрицательная оценка его деятельности, перенесённая в личностный план (не «ты плохо сделал», а «ты плохой»). Такая оценка дезориентирует и депрессирует ребёнка. В то же время у остальных детей группы складывается негативное мнение о нём, которое бывает очень трудно изменить. Подобные ситуации часто приводят к конфликтам между детьми, а также отчуждению ребёнка от взрослого, т. е. разрушают эмоциональное благополучие ребёнка.

Значительное место в процессе воспитания детей дошкольного возраста занимает косвенная оценка, которая трактуется как выражение одобрения или порицания определённых моральных качеств и поступков другого лица. В психолого-педаго-гической литературе влияние косвенной оценки на детей объясняется следующим: мышление ребёнка-дошкольника ещё недостаточно развито. Оно носит нагляднообразный и наглядно-действенный характер, особенно в младшем дошкольном возрасте. Для того чтобы выполнить требования взрослых, ребёнок должен ясно представить то, что они от него требуют. Наблюдая видимый или воображаемый образец, ребёнок приобретает такого рода представления. Увидев на примере образца то, что ему предстоит сделать самому, он имеет возможность обратить внимание на своё собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека и таким образом осознать свои положительные и отрицательные качества и действия.

Косвенная оценка выделяет конкретные поступки другого лица, его качества (например, заботливость, правдивость), обозначает эти качества определёнными терминами, фиксирует на них внимание ребёнка и тем самым даёт ему возможность осознать их. Под влиянием косвенной оценки положительно оцениваемые образцы становятся привлекательными для детей, отрицательные же оценки вызывают у них негативное отношение к неодобряемым поступкам. Эта оценка ориентирует детей в осознании ими, что такое «хорошо» (положительно оцениваемый образец) и что такое «плохо» (отрицательно оцениваемый образец), стимулирует их к совершению положительных поступков, показывая, каким путём эти поступки можно совершить. Ребёнок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, как бы «примеривается» к ним и к той оценке, которую они получают. Это вызывает его положительно-эмоциональное отношение к «примериваемым» образцам, так как при этом он чувствует, что обладание такими достоинствами давало бы ему возможность гордиться ими перед окружающими людьми. Ориентируясь в своей деятельности на положительно оцениваемые образцы ребёнок корректирует свои действия, что позволяет ему избегать разного рода конфликтов как со сверстниками, так и с педагогами, что, в свою очередь, способствует его эмоциональному благополучию.

В то же время косвенная оценка может привести к негативным последствиям. Это происходит в тех случаях, когда в качестве положительного образца педагог демонстрирует детям «добродетели» кого-нибудь из членов группы на фоне отрицательной оценки остальных. Такое противопоставление нарушает доброжелательные отношения между детьми, вызывает ссоры, зависть и прочие негативные проявления, обусловливающие эмоциональное неблагополучие дошкольников.

Большое влияние на эмоциональное благополучие дошкольников оказывает предвосхищающая оценка.

Применение предвосхищающей оценки в педагогической литературе рассмотрено довольно подробно. Авторы указывают на то, что, как правило, в подтексте этой оценки положительно или отрицательно оценивается личность ребёнка («у тебя всё получится, ты ведь очень внимательный и аккуратный» или «ничего у тебя не получится, ты очень невнимательный»), т. е. в предвосхищающей оценке содержится личностная оценка, которая оказывает влияние на самолюбие ребёнка, на его самооценку, формирует позитивное мнение о нём у окружающих. Положительная предвосхищающая оценка вызывает у дошкольника желание выполнять указания педагога, укрепляет его уверенность в собственных силах и правильности совершаемых поступков, повышает самооценку; отрицательная предвосхищающая оценка вызывает у ребёнка негативную реакцию по отношению к педагогу и его поручениям, неуверенность в собственных силах. Кроме того, отрицательная предвосхищающая оценка формирует у остальных членов группы негативно-пренебрежительное отношение к ребёнку, провоцирует конфликты между детьми, вызывает агрессию у детей. Таким образом, положительная предвосхищающая оценка способствует эмоциональному благополучию дошкольников, в то время как отрицательная предвосхищающая оценка разрушает его.

Отсутствие оценки как оценочного фактора было достаточно подробно изучено в исследованиях Б. Г. Ананьева, А. И. Липкиной, которые доказали, что неоце-нивание ведёт к формированию неуверенности в собственных силах и действиях, к потере ориентировки и на их основе приводит к известному частичному (в данном отношении) осознанию собственной малоценности. Б. Г. Ананьев указал на то, что в оценке поступков ребёнка, его знаний, их изложения к ребёнку в объективированной, социально значимой форме возвращается реальное действие собственного поступка, его действительное последствие. Он утверждал, что без оценки в педагогическом процессе ребёнок не может действительно осознать свой собственный поступок во всех его связях и последствиях, во всех его объективных результатах.

Оценочное воздействие неоценивания объясняется тем, что оно происходит в обстановке общего неоценивания одного при одновременном оценивании других и воспринимается в этих условиях этим одним как проявление избирательного к нему отрицательного отношения, пренебрежения, игнорирования. Отсутствие оценки, по мнению педагогов и психологов, является самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее ребёнка, заставляющее его строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные

его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намёков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и сверстников.

Исследования, направленные на изучение психического развития ребёнка, показали, что применительно к детям дошкольного возраста отсутствие оценки недопустимо. Ребёнку-дошкольнику необходима постоянная коррекция его действий взрослыми. Эту коррекцию как раз и осуществляет оценка педагога. Изучая вопросы становления морального сознания у дошкольника, Л. И. Божович,

С. Г. Якобсон, Р. К. Шакуров установили, что отсутствие оценки закрепляет неверные формы поведения детей. В поведении дошкольника ещё очень велик процент действий, не регулируемых его моральным сознанием. У дошкольников ещё не развито достаточное умение соотносить уже известные ему нормы с конкретной ситуацией, т. е. они ещё плохо владеют переносом моральных знаний на себя. Как плохие, так и хорошие поступки часто совершаются ребёнком неосознанно, без понимания их морального значения и смысла.

Отсутствие оценки тормозит формирование моральных понятий, развитие морального сознания, препятствует формированию правильных способов действия. В результате ребёнок часто совершает поступки, провоцирующие его конфликты с окружающими и, естественно, отрицательно оцениваемые педагогом. В то же время сам ребёнок не понимает, за что его порицают. Это вызывает у него растерянность, раздражительность, т. е. все те чувства, которые характеризуют эмоциональное неблагополучие.

Мы полагаем, что, учитывая как многогранность действия педагогической оценки на различные стороны воспитательного процесса, так и то, что каждая оценка обладает избирательным действием на личность и деятельность ребёнка, на характер его взаимоотношений со сверстниками, на его эмоциональную сферу, зная механизмы её действия на психику ребёнка, оценку можно целенаправленно использовать для создания условий, способствующих эмоциональному благополучию дошкольников.

1 Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

2 Выготский Л. С. Учение об эмоциях: историко-психологическое исследование // Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. В. В. Давыдова. М., 1982. Т. 2.

3 Запорожец А, В,, Неверович Я. 3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии. М., 1994.

4 Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003.

5 Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1974.

6 Филиппова Г. Г. Психология материнства: Ранний онтогенез. М., 1999.

7 Лебединский В. В., Никольская О. С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1986.

8 Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки II Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 2.

9 Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.

10 Шакуров Р. X. Самолюбие детей (дошкольный возраст). М., 1969.

11 Давыдова А. И. Опыт экспериментально-психологического исследования волевых проявлений у детей раннего возраста // Уч. зап. ЛГУ. 1956. Вып. 9, № 214.

12 Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. С. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.