Научная статья на тему 'Влияние отношения принятия ребенка-инвалида на социальную адаптацию родителей'

Влияние отношения принятия ребенка-инвалида на социальную адаптацию родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети-инвалиды / родители ребенка-инвалида / семьи с детьми-инвалидами / соци-альная адаптация / проблемы семей с детьми-инвалидами / факторы социальной адаптации / технологии со-циальной работы / disabled children / parents of a disabled child / families with disabled children / social adaptation / problems of families with disabled children / factors of social adaptation / technologies of social work

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Екатерина Викторовна Камышова

Актуальность исследования обусловлена высоким риском социальной дезадаптации родителей детей-инвалидов, влекущей за собой многие негативные последствия, в том числе трагические отказы от воспитания из-за сложностей с формированием отношения принятия диагноза ребенка и несвое-временного оказания взрослым необходимой комплексной помощи. Цель исследования – обосновать вли-яние принятия ребенка-инвалида на социальную адаптацию родителей и выработать рекомендации по раз-витию их поддержки для формирования подобного отношения и профилактики отказов от таких детей. Но-визна исследования – выявлены факторы, способствующие и препятствующие формированию у родителей отношения принятия ребенка-инвалида, определено его значение для их социальной адаптации. Изучен опыт социальной работы по формированию и сохранению у родителей такого типа отношения к ребенку, а также предложены рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of the Acceptance Attitude of a Disabled Child for the Social Adaptation of Parents

The relevance of the study is due to the high risk of social maladaptation of parents of disabled children, which entails many negative consequences, including tragic abandonment due to difficulties in forming an attitude of acceptance of the child’s diagnosis and untimely provision of necessary complex assistance to them. The aim of the study is to substantiate the impact of adopting a disabled child on the social adaptation of parents and to develop recommendations in the field of social work on the development of their support for the formation of such an attitude and the prevention of abandonment of such children. The novelty of the study is that the factors that contribute to and hinder the formation of parents’ attitude to accept a disabled child are revealed, and its im-portance for their social adaptation is determined. The experience of social work on the formation and preservation of this type of attitude towards the child among parents has been studied, and recommendations for its further improvement have been proposed.

Текст научной работы на тему «Влияние отношения принятия ребенка-инвалида на социальную адаптацию родителей»

Научная статья УДК 364.044.43

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.11

Влияние отношения принятия ребенка-инвалида на социальную адаптацию родителей

Екатерина Викторовна Камышова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени

Н.П. Огарёва, Саранск, Россия, ekamyshоva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9719-7107

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена высоким риском социальной дезадаптации родителей детей-инвалидов, влекущей за собой многие негативные последствия, в том числе трагические отказы от воспитания из-за сложностей с формированием отношения принятия диагноза ребенка и несвоевременного оказания взрослым необходимой комплексной помощи. Цель исследования - обосновать влияние принятия ребенка-инвалида на социальную адаптацию родителей и выработать рекомендации по развитию их поддержки для формирования подобного отношения и профилактики отказов от таких детей. Новизна исследования - выявлены факторы, способствующие и препятствующие формированию у родителей отношения принятия ребенка-инвалида, определено его значение для их социальной адаптации. Изучен опыт социальной работы по формированию и сохранению у родителей такого типа отношения к ребенку, а также предложены рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

Ключевые слова: дети-инвалиды, родители ребенка-инвалида, семьи с детьми-инвалидами, социальная адаптация, проблемы семей с детьми-инвалидами, факторы социальной адаптации, технологии социальной работы

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Камышова Е.В. Влияние отношения принятия ребенка-инвалида на социальную адаптацию родителей // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 111-116. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.11.

Original article

The Impact of the Acceptance Attitude of a Disabled Child for the Social Adaptation of Parents

Ekaterina V. Kamyshova

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, ekamyshоva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9719-7107

Abstract. The relevance of the study is due to the high risk of social maladaptation of parents of disabled children, which entails many negative consequences, including tragic abandonment due to difficulties in forming an attitude of acceptance of the child's diagnosis and untimely provision of necessary complex assistance to them. The aim of the study is to substantiate the impact of adopting a disabled child on the social adaptation of parents and to develop recommendations in the field of social work on the development of their support for the formation of such an attitude and the prevention of abandonment of such children. The novelty of the study is that the factors that contribute to and hinder the formation of parents' attitude to accept a disabled child are revealed, and its importance for their social adaptation is determined. The experience of social work on the formation and preservation of this type of attitude towards the child among parents has been studied, and recommendations for its further improvement have been proposed.

Keywords: disabled children, parents of a disabled child, families with disabled children, social adaptation, problems of families with disabled children, factors of social adaptation, technologies of social work Funding: Independent work.

For citation: Kamyshova, E.V. (2023) The Impact of the Acceptance Attitude of a Disabled Child for the Social Adaptation of Parents. Theory and Practice of Social Development. (12), 111-116. Available from: doi:10.24158/ti-por.2023.12.11 (In Russian).

Введение. Актуальность проблемы обоснования влияния отношения принятия детей-инвалидов на социальную адаптацию родителей в современных условиях очевидна. На 1 января 2023 г. их численность в России составляла 722 тыс. человек, или 2,4 % от общего количества

© Камышова Е.В., 2023

несовершеннолетних (Щербакова, 2023). В Республике Мордовия - регионе, где проведено исследование, насчитывалось 2 447 детей-инвалидов (1,8 % детского населения)1. Минимальный уровень инвалидности у детей зафиксирован в Ленинградской области (6 на 1 000 человек), максимальный - в Чеченской Республике (109 на 1 000 человек) при среднероссийском показателе 24,2 на 1 000 человек (Щербакова, 2023).

Подавляющим большинством родителей в общей иерархии ценностей здоровье своих детей ставится выше собственного. Это одно из ключевых условий счастья - как личного, так и семейного. Родители хотят иметь здоровых детей, мечтают, чтобы они были лучше, успешнее, счастливее их самих. Поэтому появление в семье ребенка с врожденной или приобретенной инвалидностью - всегда острая драма для родителей. В ее основе - непроходящая боль, обусловленная причинами, характером и проявлениями заболевания несовершеннолетнего, поиском способов решения вызванных этим проблем, неясными перспективами в жизни ребенка, самих родителей, семьи в целом. Эта трудная ситуация меняет быт, влечет трансформацию родительских ролей, требует от матерей и отцов поиска новых внутренних и внешних ресурсов для решения особых проблем и задач, снижает уровень и качество жизни, провоцирует внутрисемейные конфликты и разводы. Все это часто приводит к социальной дезадаптации родителей детей-инвалидов, расширяя проблемное поле социальной работы.

Между тем в современной России деятельность социальных служб ориентирована, прежде всего, на поддержку детей-инвалидов. Не менее важная проблема социальной адаптации их родителей, от которых, собственно, зависит развитие и социальное самочувствие таких «особых» детей, нередко остается без должного внимания, что приводит к возникновению многих негативных последствий. Самые трагичные из них - отказы родителей от детей-инвалидов из-за того, что взрослые не смогли принять эту трудную жизненную ситуацию.

Методология и методика исследования. В апреле - июне 2023 г. нами было предпринято социологическое исследование с целью обоснования влияния принятия ребенка-инвалида на социальную адаптацию родителей и выработки рекомендаций в области социальной работы по развитию поддержки взрослых для формирования у них отношения принятия и профилактики отказов от таких детей.

Объект исследования - родители, воспитывающие ребенка-инвалида, предмет - принятие ребенка-инвалида как фактор социальной адаптации родителей в современном обществе.

Территориальные рамки исследования - Республика Мордовия.

Гипотезы исследования: 1) принятие есть наиболее конструктивный по содержанию, влиянию и последствиям тип родительского отношения к ребенку-инвалиду; 2) практика социальной работы по формированию отношения принятия ребенка-инвалида родителями требует серьезного совершенствования.

Методологическую основу исследования составили социокультурный подход П.А. Сорокина (Сорокин, 2006) и Е.Р. Ярской-Смирновой (Ярская-Смирнова, 2005), а также социологические теории: малых групп Ч. Кули (Кули, 1994), социальной эксклюзии Э. Дюркгейма (Дюркгейм, 2008), семейной экосистемы человека З.Х. Саралиевой (Семейная экосистема человека ..., 2018) и ресурсная теория социальной работы З.П. Замараевой (Замараева, 2019).

Исследование проведено методами вторичного анализа исследований, анализа статистических данных, анкетирования, интервьюирования.

В качестве эмпирической основы исследования были использованы результаты:

1. анализа статистических данных Росстата, касающихся инвалидности детского населения России2;

2. вторичного анализа итогов исследований М.В. Вдовиной и Т.М. Мозговой (Вдовина, Мозговая, 2018), М.В. Вдовиной и Н.Н. Семочкиной (Вдовина, Семочкина, 2021), Е.С. Грининой (Гринина, 2019), А.А. Мальцевой (Мальцева, 2020), Ш.А. Симоновой и Н.В. Карпенко (Симонова, Карпенко, 2019);

3. первичных социологических опросов в форме:

- полуформализованного интервью родителей, имеющих детей-инвалидов. Респондентами выступили клиенты ГБУ РМ «Комплексный центр социального обслуживания по г.о. Саранск» (по Пролетарскому району). Опрошен 81 человек (по одному представителю от семьи), что составило 30,0 % от величины генеральной совокупности (270 семей). Выборка случайная. Среди опрошенных 69,1 % - матери, воспитывающие детей-инвалидов, 30,9 % - отцы. Представительство разных возрастных групп следующее: до 25 лет - 8,7 %, 26-30 лет - 25,9, 31-35 лет - 29,6, 36-40 лет -21,0, 40 лет и старше - 14,8 %. Основная часть респондентов имеет высшее образование - 56,8 %,

1 Положение инвалидов [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 24.11.2023).

2 Положение инвалидов ...

среднее профессиональное образование есть у 24,7 % опрошенных, незаконченное высшее -у 11,1, ученая степень - у 4,9, среднее - у 2,5 %. У 38,3 % респондентов имеется один ребенок (он же инвалид), 48,1 % опрошенных имеют двоих детей, 13,6 % - троих и более;

- анкетирование экспертов. Опрошены 48 человек - представители учреждений социальной защиты и социального обслуживания, а также научного сообщества Республики Мордовия, являющиеся профессионалами в социальной работе с семьями, в которых есть дети-инвалиды.

Результаты исследования. Суть социальной адаптации (несмотря на отличия в ее толковании как процесса, результата, технологии социальной работы) в общем сводится к приспособлению индивидов или социальных групп к изменившейся общественной, семейной, личной ситуации. В случае появления в семье ребенка c врожденной или приобретенной инвалидностью социальная адаптация нацелена на мобилизацию ресурсов, имеющихся как у отцов и матерей, так и у внешних субъектов, включенных в практику поддержки, для обеспечения приспособления родителей к изменившимся условиям жизни, освоения ими новых социальных ролей, функций, знаний и навыков.

Под принятием родителями ребенка-инвалида нами понимается такой уровень осознания матерью и отцом проблемной ситуации, который отражает признание психосоматических и социальных особенностей ребенка, проявление к нему позитивного и ответственного отношения, родительской любви и бескорыстной заботы, осознание его значимости в семье, сопереживание его чувствам, стремление оказывать необходимую помощь в связи с ограничениями жизнедеятельности.

Принятие является, по мнению исследователей (Андрюшонкова, 2021; Симонова, Карпенко, 2019), особым типом родительского отношения к ребенку-инвалиду, во многом определяющим успех его реабилитации. Результаты нашего исследования показали, что это еще и наиболее конструктивный по содержанию, влиянию и последствиям тип отношения матери и отца к ребенку: с этим утверждением согласились 89,5 % опрошенных экспертов и 75,3 % родителей детей-инвалидов. Данный факт позволяет говорить о подтверждении первой гипотезы нашего исследования. Значительная часть опрошенных - 62,5 % экспертов и 55,6 % респондентов -назвали его ключевым фактором социальной адаптации родителей к данной ситуации; меньшая часть участников исследования - 37,5 % экспертов и 37,1 % респондентов - обозначили подобный тип отношения матери и отца к ребенку «одним из основных» среди подобных факторов.

Между тем первая реакция 77,8 % опрошенных нами родителей на информацию о детской инвалидности была шоком: «Мы с мужем очень хотели ребенка. Но другого... Здорового, умного, красивого. Когда врач произнес диагноз ребенка, мир рухнул» (Наталья, 35 лет). Еще 18,5 % родителей охарактеризовали свою первую реакцию на эту информацию как отрицание: «Даже верить не хотела в это! И никому не позволяла в это верить! Обвинила врачей в непрофессионализме. Подняла всех своих знакомых, чтобы перепроверить поставленный диагноз» (Марина, 44 года). Часть опрошенных - 3,7 % - до сих пор отказываются вспоминать «то, что пережито».

Большинство респондентов (85,2 %) указали, что их жизнь после рождения ребенка-инвалида разделилась на «до» и «после». Только 14,8 % участников исследования отметили, что серьёзных перемен в жизни не ощутили, объяснив это незначительными отклонениями в развитии ребенка, оптимистическим прогнозом врачей, помощью со стороны близких, уверенностью в том, что «все будет хорошо».

Для большинства респондентов в ходе адаптации к рождению «особого» ребенка самым сложным было, как и ожидалось, принять его инвалидность. Основная трудность состояла в приспособлении к общественному мнению, в отсутствии контроля над импульсивностью собственных поступков, в контроле желания обвинить всех или, наоборот, максимально изолироваться. Родители отмечали, что привыкали к диагнозу долго (33,3 %) или не привыкли до сих пор (7,4 %).

Тем не менее более половины респондентов (66,7 %) смогли, хотя и не без труда, принять инвалидность своего ребёнка и постепенно научились с этим жить. Еще 22,2 % опрошенных заявили, что «нормально относятся» к малышу, хотя у них и сохраняется чувство вины и сожаление о том, что ничего нельзя изменить. Между тем 11,1 % респондентов отметили скрытое отвержение ребенка. Они признались, что стараются заботиться о нем, но стесняются совместного пребывания на людях и ловят себя на мысли, что винят ребенка в своих жизненных неудачах: «Гляжу на него и понимаю, что из него никогда ничего не получится! Иногда кажется, что я его ненавижу. Боюсь, что дальше будет еще хуже (Ольга, 41 год).

В числе факторов принятия родителями ребенка-инвалида, по мнению участников исследования (как родителей, так и экспертов), первостепенное значение имеют следующие: взаимоподдержка в семье; помощь близких, друзей, знакомых; факт того, что ребенок был желанным; моральный долг, ответственность перед ребенком; примеры семей, которые нашли в себе силы решать аналогичные проблемы; своевременное получение профессиональной помощи медиков, психологов, специалистов по социальной работе, юристов, педагогов.

В качестве ключевых факторов, затрудняющих принятие инвалидности ребенка родителями и определяющих их отнесение к группе риска по фактору отказа от детей, в ходе исследования выявлены: хронический стресс; особая реакция со стороны окружающих, выражающаяся в неприятии, настороженности, социальной эксклюзии; наличие серьезных финансовых, материальных, жилищно-бытовых проблем, а также конфликтов в семье; отсутствие или несвоевременность квалифицированной помощи со стороны представителей «помогающих» профессий; упреки со стороны супруга, его родственников за рождение больного ребенка.

Рассуждая о том, каким образом принятие инвалидности помогло им в адаптации к новой реальности, опрошенные респонденты-родители сообщили, что в результате получили силы для преодоления психологического кризиса, изменили свое мировоззрение и поведение в конструктивную сторону, вышли на новый уровень развития, овладели необходимыми знаниями, навыками и умениями. А самое главное - респонденты отметили, что именно отношение принятия помогло сформироваться новой системе ценностей, необходимой для личностного и семейного развития, выстраивания и сохранения близких и деятельных отношений с «особенным» ребенком.

Эксперты, отвечая на вопрос о влиянии отношения принятия на социальную адаптацию родителей детей-инвалидов, подчеркнули его роль в обретении ими себя в новой реальности, формировании способности и готовности к решению проблем и эмоциональных переживаний, вызванных данной трудной жизненной ситуацией. Отмечается, что это укрепляет связь с ребенком, помогает лучше адаптироваться к проблеме, сплачивает семьи. Также указывается, что именно после принятия начинается осознание ситуации, формирование адекватного и конструктивного к ней отношения, продолжение нормальной личной, семейной, профессиональной жизни, развитие в себе способностей и готовности к решению проблем и эмоциональных переживаний, вызванных детской инвалидностью.

Все это указывает на важность задачи развития таких форм социальной работы, которые способны помочь в формировании и сохранении стойкого отношения принятия детей-инвалидов у родителей.

В России такого рода помощь предоставляется в комплексных центрах социального обслуживания, реабилитационных центрах для инвалидов, учреждениях социальной защиты, медицинских организациях, психологических службах, правовых консультациях, а также в общественных структурах. По аналогии с передовым опытом западных стран в отечественной практике внедряется технология социального сопровождения, нацеленная, в том числе, на формирование и поддержание у родителей стойкого отношения принятия детей-инвалидов.

Министерством труда и социальной защиты РФ реализуется Комплексный межведомственный план по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям1, разработаны методические рекомендации и информационные материалы. При учреждениях социальной защиты действуют отделения ранней социальной помощи, специалистами которых на основе межведомственного взаимодействия на ранних этапах выявляются признаки нарушения здоровья детей в целях предупреждения инвалидности и поддержки родителей.

Соответствующая работа проводится и в перинатальных центрах, детских поликлиниках, центрах социальной помощи семье и детям. Кроме того, все больше родителей обращаются к специалистам частной практики, объясняя это тем, что к ним проще и быстрее попасть (в случае с ребенком-инвалидом, особенно в период раннего детства не упустить время - это главное). Поддержка родителей осуществляется в форме индивидуальных бесед, тренингов, групп взаимопомощи, где они могут поделиться своими переживаниями и победами, обменяться опытом, задать вопросы и, главное, получить поддержку и одобрение, что важно для развития их активности и поддержания веры в свои силы. В практику социальной работы с родителями детей-инвалидов внедряются также технологии «передышки», «социализированного вхождения» и др.

Востребованность такой работы подтверждает мнение опрошенных нами экспертов. Так, 62,5 % из них отметили, что родители детей-инвалидов обращаются в социальные службы «часто», 37,5 % респондентов дали ответ «иногда». Вместе с тем, заявляя о потребности в социальной, социально-правовой, социально-педагогической и иной помощи, не все родители готовы признаться в том, что им непросто принять инвалидность своего ребенка и есть проблемы с приспособлением к этой ситуации. То, что в практике социальной работы такие обращения происходят «часто», отметили лишь 56,3 % опрошенных, еще 26,2 % из них выбрали вариант ответа «иногда», а 12,5 % респондентов указали, что это случается «крайне редко».

Однако выявлено, что многие родители не обращаются за помощью в социальные службы, боясь столкнуться с бюрократизмом и непониманием. Это подтверждается и исследованием М.В. Вдовиной и Н.Н. Семочкиной, согласно результатам которого родители детей-инвалидов, испытывая эмоциональные перегрузки, «постепенно перестают обращаться и не хотят каждый

1 Развитие ранней помощи в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Минтруд России. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/29?ysclid=lpel9paayi424660534 (дата обращения: 24.11.2023).

раз для разных инстанций писать или пересказывать анамнез ребенка и историю их жизни с момента его рождения, чтобы не переживать свою боль заново» (Вдовина, Семочкина, 2021: 289). Исследователи отмечают, многие проблемы не решаются годами, продолжая усложнять жизнь семей (например, трудности с поиском нужного специалиста, бюрократизм и равнодушие чиновников) (Вдовина, Семочкина, 2021: 290).

Характеризуя уровень социальной работы по формированию родительского отношения принятия детей-инвалидов, и респонденты, и эксперты дали ему в основном средние и низкие оценки. Тем самым подтвердилась вторая гипотеза нашего исследования: практика социальной работы по формированию отношения принятия детей-инвалидов родителями нуждается в серьезном совершенствовании. Участниками обоих опросов отмечается, что их потребность в помощи на практике недооценивается, она предоставляется лишь как «сопутствующая» услуга при решении проблем детей-инвалидов. В числе наиболее острых трудностей называются также сложности с получением квалифицированной социально-психологической поддержки (особенно в сельской местности), охват ранней помощью не всех нуждающихся и в целом невысокий уровень раннего социального сопровождения. Последнее подтверждает исследование М.В. Вдови-ной и Т.М. Мозговой, которое вскрывает проблемы информационной, финансовой, территориальной доступности и кадровой обеспеченности ранней помощи (Вдовина, Мозговая, 2018). Ученые указывают среди прочего на нехватку мест в полустационарных реабилитационных отделениях социальных служб для детей-инвалидов, что затрудняет внедрение в практику работы технологии «передышки» для родителей. Отмечаются недостатки межсекторного, межведомственного, межорганизационного взаимодействия по проблеме.

Выводы. Влияние отношения принятия ребенка-инвалида на социальную адаптацию родителей состоит в том, что оно (пройдя в своем формировании ряд стадий и трансформировавшись от реакции шока, отрицания, гнева, депрессии собственно к принятию) помогает им в преодолении эмоционального кризиса, модификации мировоззрения и поведения. Одновременно это фактор, который позволяет родителям выйти на новый уровень социализации и развития, овладеть необходимыми знаниями и умениями. А самое главное - именно принятие своих «особенных» детей помогает формированию у матерей и отцов системы ценностей, позволяющей обеспечить их дальнейшее личностное, семейное и профессиональное развитие, выстраивание и сохранение конструктивных отношений в семье и предотвращение социального сиротства.

Для совершенствования социальной работы по формированию и сохранению отношения принятия родителями детей-инвалидов и профилактики отказов от них целесообразно: развитие практики ранней помощи, начиная с момента выявления детской патологии; повышение доступности квалифицированной социально-психологической помощи; открытие в регионах страны реабилитационных центров для детей-инвалидов и их родителей; обмен опытом подобной работы между субъектами РФ; усиление межсекторного, межведомственного и межорганизационного взаимодействия; повышение квалификации специалистов «помогающих» профессий по вопросам поддержки родителей детей-инвалидов; организация на базе социальных служб и общественных организаций «школ для родителей детей-инвалидов»; развитие практики подбора кураторов и волонтеров для обеспечения комплексного социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и т.д.

Список источников:

Андрюшонкова Я.Е. Формирование родительских компетенций в условиях учреждений и социального обслуживания детей-инвалидов // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2021. № 20. С. 37-42.

Вдовина М.В., Мозговая Т.М. Семья с ребенком-инвалидом: ресурсы ранней помощи (опыт социологического исследования) // Теория и практика общественного развития. 2018. № 9 (127). С. 11-17. https://doi.org/10.24158/tipor.2018.9.1.

Вдовина М.В., Семочкина Н.Н. Социальное здоровье семьи с ребенком инвалидом в период раннего детства и в школьные годы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № 2. С. 287-292. https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021 -29-2-287-292.

Гринина Е.С. Особенности эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей с нарушениями развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 2. С. 196-211. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-2-196-212.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 2008. 400 с.

Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения России. М., 2019. 270 с.

Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 330-335.

Мальцева А.А. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. Т. 11, № 6. С. 7-16. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2020-6-7-16.

Семейная экосистема человека / под ред. З.Х. Саралиевой. Нижний Новгород, 2018. 225 с.

Симонова Ш.А., Карпенко Н.В. Сравнительное исследование психологических особенностей родителей детей-инвалидов и родителей здоровых детей // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2019. № 17. С. 134-146.

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006. 1176 с.

Щербакова Е.М. Инвалиды в России, 2023 год // Демоскоп Weekly. 2023. № 989-990. С. 1-30.

Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. СПб., 2005. 316 с.

References:

Andriushenkova, la. (2021) Formation of Parental Competencies in the Conditions of Social Service Institutions for Disabled Children. Sotsial'noe obsluzhivanie semei i detei: nauchno-metodicheskii sbornik. (20), 37-42. (In Russian).

Durkheim, E. (2008) Sociologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie [Sociology. Its subject, method, purpose]. Moscow. 400 р. (In Russian).

Grinina, E. S. (2019) Osobennosti emocional'nogo sostoyaniya zhenshchin, vospityvayushchih detej s narusheniyami razvitiya. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 16 (2), 196-211. Available from: doi:10.22363/2313-1683-2019-16-2-196-212. (In Russian).

Kuli, Ch. (1994) Pervichnye gruppy [Primary groups]. In: Amerikanskayasociologicheskaya mysl'. Moscow, рр. 330-335. (In Russian). Maltseva, A. A. (2020) Personal Features of Parents Raising Disabled Children. Russian Journal of Education and Psychology. 11 (6), 7-16. Available from: doi:10.12731/2658-4034-2020-6-7-16. (In Russian).

Saralieva, Z. H. (ed.) (2018) Semejnaya ekosistema cheloveka [The human family ecosystem]. Nizhnij Novgorod. 225 р. (In Russian). Shcherbakova, E. M. (2023) Invalidy v Rossii, 2023 god [Disabled people in Russia, 2023]. Demoskop Weekly. (989-990), 1-30. (In Russian).

Simonova, Sh. A. & Karpenko, N. V. (2019) A Comparative Study of the Psychological Characteristics of Parents Raising Disabled Children and Healthy Children. Sotsial'noe obsluzhivanie semei i detei: nauchno-metodicheskii sbornik. (17), 134-146. (In Russian). Sorokin, P. A. (2006) Social'naya i kul'turnaya dinamika [Social and cultural dynamics]. Moscow. 1176 р. (In Russian). Vdovina, M. V. & Mozgovaya, T. M. (2018) Family with a Disabled Child: Early Intervention Resources (a Sociological Survey). Theory and Practice of Social Development. (9 (127)), 11-17. Available from: doi:10.24158/tipor.2018.9.1. (In Russian).

Vdovina, M. V. & Semochkina, N. N. (2021) The Social Health of Family with Disabled Child during Period of Early Childhood and School Years. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine, Russian Journal. 29 (2), 287-292. Available from: doi:10.32687/0869-866X-2021 -29-2-287-292. (In Russian).

Yarskaya-Smirnova, E. R. (2005) Social'naya rabota s invalidami [Social work with people with disabilities]. St. Petersburg. 316 р. (In Russian).

Zamaraeva, Z. P. (2019) Resursno-potencial'nyjpodhod vsisteme social'nojzashchity naseleniya Rossii [Resource-potential approach in the social protection system of the Russian population]. Moscow. 270 р. (In Russian).

Информация об авторе Е.В. Камышова - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и социальной работы Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва, Саранск, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=618382

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author E.V. Kamyshova - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Sociology and Social Work, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=618382

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.