Научная статья на тему 'Aктуальные проблемы и пути решения обеспечения успешной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов'

Aктуальные проблемы и пути решения обеспечения успешной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
251
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-медицинская реабилитация / дети-инвалиды / анкетный опрос / родители детей-инвалидов / social and medical rehabilitation / children with disabilities / questionnaires / parents of children with disabilities

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мищенко Н. Ю.

Аннотация. В статье раскрывается значимость социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов, приводятся данные по имеющемуся количеству детей-инвалидов в России на современной этапе. Выполнен анализ результатов анкетного опроса родителей детей-инвалидов, направленного на выявление проблем обеспечения успешной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов. Особое внимание уделено мероприятиям, направленным на повышение социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов. Цель исследования заключалась в разработке предложений обеспечения успешной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов и социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов. Результаты и их обсуждение. В процессе анализа результатов анкетного опроса родителей детей-инвалидов, были выявлены основные проблемы обеспечения успешной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов, связанные, в первую очередь, с имеющимися проблемами их физического и психического здоровья, которые усложняют социализацию и функционирование таких детей в обществе, а также существующей проблемы нехватки специалистов и недостаточного уровня знаний родителей детей-инвалидов о необходимости реализации мероприятий, способствующих повышению качества жизни ребенка с учетом его психоэмоциональных и физических особенностей. Определены основные критерии при выборе варианта социально-медицинской реализации ребенка: территориальная и транспортная доступность; малокомплектные группы; возможность медицинского сопровождения; наличие «узких» специалистов, если это специализированное учреждение (психолог, логопед и т.д.); позитивное отношение к детям-инвалидам; наличие «доступной среды» в месте пребывания ребенка. Выводы. На основании выявленных проблем и критериев, разработаны практические рекомендации, направленные на повышение социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аctual problems and solutions to ensure successful socio-medical rehabilitation children with disabilities

Annotation. The article reveals the significance of socio-medical rehabilitation of children with disabilities, given data on the existing number of children with disabilities in Russia at the pre-sent stage. An analysis of the results of a questionnaire survey of parents of disabled children was performed, aimed at identifying the problems of ensuring successful social and medical rehabilitation of children with disabilities. Particular attention is paid to measures aimed at improving the social and medical rehabilitation of children with disabilities. The purpose of the study was to develop proposals for ensuring the successful social and medical rehabilitation of children with disabilities and social support for families with disabilities. Results and its discussion. In the process of analyzing the results of the questionnaire survey of parents of children with disabilities, the main problems of ensuring the successful social and medical rehabilitation of children with disabilities were identified, primarily with the available problems of their physical and mental health, which complicate the socialization and functioning of such children in A society, as well as the existing problem of the lack of specialists and the insufficient level of knowledge of parents of children with disabilities about the need to implement measures that contribute to improving the quality of life of a child, taking into account his psycho-emotional and physical characteristics. Conclusions. Based on the identified problems and criteria, practical recommendations have been developed aimed at improving the social and medical rehabilitation of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Aктуальные проблемы и пути решения обеспечения успешной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов»

УДК 796. 035

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)2.01

Aктуальные проблемы и пути решения обеспечения успешной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов

Мищенко Н. Ю.1

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия

Е-mail: NUMishenko@yandex. ru

Аctual problems and solutions to ensure successful socio-medical rehabilitation children with disabilities

Mishchenko N. Yu.

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ural State University of Physical Culture», Chelyabinsk, Russia For communication with the author: e-mail: numishenko@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрывается значимость социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов, приводятся данные по имеющемуся количеству детей-инвалидов в России на современной этапе. Выполнен анализ результатов анкетного опроса родителей детей-инвалидов, направленного на выявление проблем обеспечения успешной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов. Особое внимание уделено мероприятиям, направленным на повышение социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов.

Цель исследования заключалась в разработке предложений обеспечения успешной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов и социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов.

Результаты и их обсуждение. В процессе анализа результатов анкетного опроса родителей детей-инвалидов, были выявлены основные проблемы обеспечения успешной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов, связанные, в первую очередь, с имеющимися проблемами их физического и психического здоровья, которые усложняют социализацию и функционирование таких детей в обществе, а также существующей проблемы нехватки специалистов и недостаточного уровня знаний родителей детей-инвалидов о необходимости реализации мероприятий, способствующих повышению качества жизни ребенка с учетом его психоэмоциональных и физических особенностей.

Определены основные критерии при выборе варианта социально-медицинской реализации ребенка: территориальная и транспортная доступность; малокомплектные группы; возможность медицинского сопровождения; наличие «узких» специалистов, если это специализированное учреждение (психолог, логопед и т.д.); позитивное отношение к детям-инвалидам; наличие «доступной среды» в месте пребывания ребенка.

Выводы. На основании выявленных проблем и критериев, разработаны практические рекомендации, направленные на повышение социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов.

Ключевые слова: социально-медицинская реабилитация, дети-инвалиды, анкетный опрос, родители детей-инвалидов.

Annotation. The article reveals the significance of socio-medical rehabilitation of children with disabilities, given data on the existing number of children with disabilities in Russia at the present stage. An analysis of the results of a questionnaire survey of parents of disabled children was performed, aimed at identifying the problems of ensuring successful social and medical rehabilitation of children with disabilities. Particular attention is paid to measures aimed at improving the social and medical rehabilitation of children with disabilities.

The purpose of the study was to develop proposals for ensuring the successful social and medical rehabilitation of children with disabilities and social support for families with disabilities.

Results and its discussion. In the process of analyzing the results of the questionnaire survey of parents of children with disabilities, the main problems of ensuring the successful social and medical rehabilitation of children with disabilities were identified, primarily with the available problems of their physical and mental health, which complicate the socialization and functioning of such children in A society, as well as the existing problem of the lack of specialists and the insufficient level of knowledge of parents of children with disabilities about the need to implement measures that contribute to improving the quality of life of a child, taking into account his psycho-emotional and physical characteristics.

Conclusions. Based on the identified problems and criteria, practical recommendations have been developed aimed at improving the social and medical rehabilitation of children with disabilities.

Key words: social and medical rehabilitation, children with disabilities, questionnaires, parents of children with disabilities.

Введение. В настоящее время существует множество неблагоприятных тенденций в динамике состояния здоровья детского населения, а именно: повышение частоты врожденных и наследственных заболеваний; высокая доля детей, рожденных с травмами и патологиями центральной нервной системы; прогрессирующий рост хронических форм патологии и болезней аллергического генеза; увеличение частоты осложнений вирусных и паразитарных заболеваний [2].

Рост заболеваемости среди детей обуславливает нарастание инвалидизации детского населения. За последние 10 лет количество детей-инвалидов выросло на 110 тысяч. Согласно Федеральной службы государственной статистики число детей-инвалидов в России превышает 600 тыс. человек. И данный процент растет, несмотря на демографический спад [6]. Следовательно, увеличиваются и социально-медицинские проблемы, которые необходимо решать. В этом поможет социально-медицинская работа, которая в настоящий момент совершенствуется [4]. В ней появляются новые формы организации медико-социальной помощи в целом и применительно к отдельным контингентам больных.

Происходящий во всем мире процесс гуманизации общественных отношений определяет направленность социального отношения к людям с ограниченными возможностями, в том числе к детям, не только как к больным и немощным, но как к полноправным членам общества, имеющим свои права и индивидуальные возможности [1; 3].

Одной из главных проблем детей-инвалидов является нарушение их связи с миром, малое количество контактов с ровесниками, ограничение мобильности и общения с природой, недоступность культурных ценностей и многих форм образования [5].

При этом существует проблема нехватки специалистов и недостаточного уровня знаний родителей детей-инвалидов о необходимости реализации мероприятий, способствующих повышению качества жизни ребенка с учетом его психоэмоциональных и физических особенностей [7].

В связи с вышесказанным, задача любой реабилитации, в том числе и социально-медицинской, заключается в формировании среды, исполняющей реабилитационную функцию и способствующей развитию потенциала ребенка с особенностями здоровья [8].

Цель исследования заключалась в разработке предложений обеспечения успешной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов и социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось методом анкетирования среди родителей детей-инвалидов на базе горно-лыжного центра «Райдер» г. Миасс, участвующих в программе «Лыжи мечты». Анкетирование проводилось в письменной форме, во время пребывания родителей в МКСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Миасского городского округа, в количестве 10 человек. Анкета включала в себя 11 вопросов, направленных на реализацию обозначенной цели. Возрастная категория респондентов варьировалась с 23 до 46 лет.

Результаты исследования. Анализ результатов анкетного опроса родителей детей-инвалидов показал следующее. Было выявлено, что в основном в семье есть два ребенка - 50 % респондентов, одного ребенка имеют 30 % респондентов, три ребенка - 10 % респондентов и более трех детей - 10 % респондентов (рисунок 1).

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

30%

г

50%

□ 1 ребенок

□ 2 ребенка

□ 3 ребенка

□ более 3-х детей

10%

10%

Рис. 1 «Количество детей в семье» На второй вопрос анкеты: «Возраст Вашего ребенка, имеющего ограничения в здоровье?», большинство респондентов - 40 % ответили - 4-7 лет, 20 % респондентов указали, что имеют ребенка-инвалида в возрасте 7-10 лет и 20 % респондентов - в возрасте 11-15 лет; 10 % родителей отметили, что имеют ребенка-инвалида в возрасте 1 -3 года (рисунок 2).

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

10%

40%

20% 20%

□ 1-3 года

□ 4-7 лет

□ 7-10 лет

□ 11-15 лет

Рис. 2 «Возраст ребенка, имеющего ограничения в здоровье» На третий вопрос анкеты: «Сколько лет Ваш ребенок имеет ограничения в здоровье?», большинство родителей - 70 % респондентов, ответили, что «с рождения»; 20 % респондентов отметили, что «до трех лет» и 10 % респондентов - «более трех лет» (рисунок 3).

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

70%

20%

10%

□ С рождения

□ до трех лет

□ более 3 лет

Рис. 3 «Сколько лет Ваш ребенок имеет ограничения в здоровье?»

На четвертый вопрос анкетного опроса: «Сколько времени Ваш ребенок занимается по программе «Лыжи мечты»?» - большинство родителей, или 30 % родителей ответили, что по программе «Лыжи мечты» ребенок занимается «один год», также 30 % респондентов ответили, что «четыре года», 20 % респондентов отметили, что ребенок занимается «два года» и также 20 % респондентов - «три года» (рисунок 4).

30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

30%

20% 2

30%

20%

□ 1 год

□ 2 года

□ 3 года

□ 4 года

Рис. 4 «Сколько времени Ваш ребенок занимается по программе

«Лыжи мечты»?»

На пятый вопрос анкетного опроса: «Какие ограничения жизнедеятельности имеются у Вашего ребенка?», большинство опрошенных родителей - 80 % респондентов ответили, что у ребенка имеются «опорно-двигательные нарушения», также, 80 % респондентов отметили, что существуют «множественные нарушения речи», 60 % респондентов сказали, что у ребенка выявлены «интеллектуальные нарушения», 50 % респондентов указали на имеющиеся «тяжелые нарушения речи», 30 % родителей отметили существующие «эмоционально-волевые нарушения». Кроме того, 60 % респондентов отметили, что у детей есть и «иные, сопутствующие нарушения», например такие, как нарушения зрения, слуха, а также неврологические и патопсихологические синдромы (рисунок5). $0%-

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

50

6

0%

%

30%

7

□ опорно-двигательные нарушения

□ тяжелые нарушения речи

□ интеллектуальные

□ эмоционально-волевые

I множественные нарушения

□ иные

Рис. 5 Ограничения жизнедеятельности ребенка На шестой вопрос анкеты: «Считаете ли Вы возможным посещение Вашим ребенком развивающих занятий вне дома?» все родители - 100 % респондентов ответили, что «Да», видят в этом необходимость (рисунок 6) и лишь 20 % респондентов, ответили, что «не всегда» в этом есть необходимость (рисунок 6).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

□да

□ нет

□ не всегда

Рис. 6 Возможность посещения ребенком развивающих занятий вне дома На седьмой вопрос анкеты: «Посещает ли Ваш ребенок образовательную организацию?», все 100 % респондентов ответили, что «ребенок находится на домашнем обучении» и лишь 30 % респондентов отметили, « что посещает образовательную организацию» (рисунок

7).

Рис. 7 Количество детей, посещающих образовательную организацию На восьмой вопрос анкеты: «Проходит ли Ваш ребенок курс социальной реабилитации?» - 70 % респондентов ответили, что «да, в поной мере», 20 % указали, что «ребенок не достаточно социализирован» и 10% респондентов отметили, что «нет, не проходит курс социальной реабилитации» (рисунок 8).

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

X"

70%

20%

0%

□ Да, в полной мере

□ Нет

□ Недостаточно социализирован

Рис. 8 Количество детей, проходящих курс социальной реабилитации

На девятый вопрос анкеты: «Чем Вы руководствуетесь при выборе варианта социализации Вашего ребенка?», 100 % респондентов (родителей) отметили все предложенные критерии при выборе варианта социализации своего ребенка:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- территориальная и транспортная доступность;

- малокомплектные группы;

- возможность медицинского сопровождения;

- наличие «узких» специалистов, если это специализированное учреждение (психолог, логопед и т.д.);

- позитивное отношение к детям-инвалидам;

- наличие «доступной среды» в месте пребывания ребенка.

На десятый вопрос анкетного опроса: «От каких государственных учреждений Вы бы хотели получить помощь для полноценной социализации и адаптации Вашего ребенка?», 100 % респондентов ответили, что хотели бы получить помощь от «учреждений дополнительно образования», 90 % - от образовательных учреждений (детского сада, общеобразовательной школы) и 90 % респондентов - от социальных учреждений (рисунок 9).

Рис. 9 Количество родителей, желающих получать дополнительную помощь от государственных учреждений для полноценной социализации и адаптации ребенка

На одиннадцатый вопрос анкеты: «Как Вы считаете, Ваш ребенок социализирован?» 70 % респондентов ответили, что считают, что ребенок «социализирован в полной мере», 30 % респондентов ответили, что «недостаточно социализирован» (рисунок 10).

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

70%

X

30%

□ да, в полной мере

□ Недостаточно

□ нет

0%

Рис. 10 Количество детей, социализированных к внешнему миру, по мнению их родителей

На основе полученных результатов анкетного опроса родителей детей, имеющих ограничения в состоянии здоровья, могут быть даны следующие практические рекомендации, направленные на повышение результативности социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов [9 ]:

1 Разработать систему по предоставлению широкого спектра услуг для детей с ограниченными возможностями в г. Миассе с целью восстановления двигательных возможностей, организации досуга;

2 Обустроить тротуары, съезды, оборудовать придомовые территории, площадок для отдыха на пешеходных путях, обустроить пандусы, поручни для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры;

3 В Отделении дневного пребывания один раз в неделю проводить конкурсы, тренинги, соревнования, состязания, мероприятия с детьми с ограниченными возможностями в общественно - значимых местах и на дому;

4 Проводить совместные мероприятия детей с ограниченными возможностями со сверстниками и молодежью города;

5 Приобрести компьютерное оборудование и программное обеспечение, облегчающее познание окружающего мира детьми с ограниченными возможностями;

6 Повысить уровень знаний работников социальной сферы. Укрепить профессиональные навыки руководства социальной помощи МГО в ходе сотрудничества с партнерами.

7 Привлечь волонтеров, некоммерческие организации и общественные объединения к оказанию услуг, направленных на реабилитацию и развитие социальных контактов детей с ограниченными возможностями и семей с детьми инвалидами.

8 Создать условия для внедрения и реализации новых, инновационных социально-психологических методик и включение новых видов индивидуальной и коллективной деятельности для детей с ограниченными возможностями.

9 Создать практики сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в межреабилитационный период.

10 Разработать меры по обеспечению преемственности социально-реабилитационных мероприятий внутри семей детей с ограниченными возможностями здоровья.

11 Увеличить меры по обеспечению реализации технологий медико-социальной реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Выводы: 1 С целью выявления проблем социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов была разработана анкета и проведено анкетирование среди родителей детей-инвалидов на базе горно-лыжного центра «Райдер», участвующих в программе «Лыжи мечты» в количестве 10 человек (г. Миасс). Анкета включала в себя 11 вопросов, направленных на реализацию обозначенной цели. Возрастная категория респондентов варьировалась с 23 до 46 лет.

2 В процессе анализа результатов анкетного опроса родителей детей-инвалидов, были выявлены основные проблемы обеспечения успешной социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов, связанные с имеющимися проблемами их физического и психического здоровья, которые усложняют социализацию и функционирование таких детей в обществе. Определены основные критерии при выборе варианта социально-медицинской реализации ребенка: территориальная и транспортная доступность; малокомплектные группы; возможность медицинского сопровождения; наличие «узких» специалистов, если это специализированное учреждение (психолог, логопед и т.д.); позитивное отношение к детям-инвалидам; наличие «доступной среды» в месте пребывания ребенка.

3 На основании выявленных проблем, разработаны практические рекомендации, направленные на повышение социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов, с помощью которых, на наш взгляд, удастся помочь детям с ограниченными возможностями здоровья преодолеть социальные барьеры и успешно интегрироваться в общество.

Список литературы

1. Болдина М. А. Современные подходы к социально-педагогической поддержке детей-инвалидов и их семей / М. А. Болдина, Е. В. Деева, О. Г. Шадский // Вестник ТГУ. 2020. №188. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-sotsialno-pedagogicheskoy-podderzhke-detey-invalidov-i-ih-semey (дата обращения: 05.03.2023).

2. Инвалидность и смертность - доминанты, снижающие жизненный потенциал и безопасность общества : монография / А. Г. Лукашов, М. Н. Ситкин, Л. А. Заросликова [и др.] ; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Северный государственный медицинский университет. - Архангельск : Солти, 2007. - 376 с.

3. Мищенко Н. Ю. «Будем учиться вместе!»: обучение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в вузах и на факультетах физической культуры [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. Ю. Мищенко, П. Я. Дугнист ; АлтГУ, Каф. физ. воспитания. - Барнаул : АлтГУ, 2019. - 1 DVD-R (1,5 Мб). - № гос. регистрации 0321902968. -Текст : электронный.

4. Мищенко Н. Ю. Условия организации и проведения практики для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях вуза физической культуры // Среднее профессиональное и высшее образование в сфере физической культуры и спорта: современное состояние и перспективы развития : материалы Всерос. науч. -практич. конф., посвященной 50-летию ФГБОУ ВО «УралГУФК» (26 марта 2020 года) / Под ред. М. В. Габова. - Челябинск : «Уральская Академия», 2020. - С. 9-13.

5. Проблемы детской инвалидности в современной России / А. А. Баранов, Л. С. Нама-зова-Баранова, Р. Н. Терлецкая, Е. В. Антонова // Вестник Российской академии медицинских наук. - 2017. - Т. 72, № 4. - С. 305-312.

6. Статистика по детям инвалидам в РФ. - URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения 05.03.2023).

7. Сычёва Н. В. Актуальные вопросы системы социальной реабилитации детей-инвалидов / Н. В. Сычева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - №4 (40). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-sistemy-sotsialnoy-reabilitatsii-detey-invalidov (дата обращения: 05.03.2023).

8. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник / Е. И. Холостова. - М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. - 905 с.

9. Цикалюк М. В. К вопросу о проблемах детей с ограниченными возможностями и их семей / М. В. Цикалюк // Система ценностей современного общества. - 2008. - №4. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-problemah-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-i-ih-semey (дата обращения: 05.03.2023).

References

1. Boldin M. A., Deeva E. V., Shadsky O. G. Sovremennye podhody k sotsial'no-pedagogicheskoj podderzhke detej-invalidov i ih semej [Modern approaches to the socio-pedagogical support of children with disabilities and their families]. Bulletin of TSU. 2020. # 188. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/sovremennye-podhody-k-sotsialno-pedagogicoy-podderzhke-detey-invalidov-i-ih-Semey. (in Russ.).

2. Invalidnost' i smertnost' - dominanty, snizhajuschie zhiznennyj potentsial i bezopasnost' obsch-estva : monografija [Disability and mortality - dominants that reduce the life potential and security of society: monograph] / A. G. Lukashov, M. N. Sitkin, L. A. Zasolikov [et al.]; Federal Agency for Health and Social Development, Northern State Medical University. Arkhangelsk: Solty, 2007. 376 p. (in Russ.).

3. Mishchenko N. Yu. P. Ya. Dugnist «Budem uchit'sja vmeste!»: obuchenie studentov s invalid-nost'ju i ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v vuzah i na fakul'tetah fizicheskoj kul'tury [El-ektronnyj resurs]: ucheb. Posobie [«We will study together!»: Teaching students with disabilities and disabilities in universities and at the faculties of physical culture [Electronic resource]: textbook. Manual]. Barnaul: AltSU, 2019. 1 DVD-R (1.5 MB). No. state. Registration 0321902968. Text: Electronic. (in Russ.).

4. Mishchenko N. Yu. Uslovija organizatsii i provedenija praktiki dlja studentov-invalidov i studentov s ogra-nichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja (OVZ) v uslovijah vuza fizicheskoj kul'tury [The conditions for organizing and conducting practice for students with disabilities and students with disabilities (disabilities) in the conditions of the university of physical education]. Secondary vocational and higher education in the field of physical education and sports: current state and development prospects: Materials All -Russian. Scientific and practical. Conf., dedicated to the 50th anniversary of the FSBEI in UralguFK (March 26, 2020) / Ed. M.V. Gabova. Chelyabinsk: «Ural Academy», 2020. Pp. 9-13. (in Russ.).

5. Problemy detskoj invalidnosti v sovremennoj Rossii [Problems of children's disability in modern Russia]. A. A. Baranov, L. S. Namazov-Baranova, R. N. Terletskaya, E. V. Antonova. Bulletin of the Russian Academy of Medical Sciences. 2017. T. 72. No. 4. Pp. 305-312. (in Russ.).

6. Statistika po detjam invalidam v RF [Statistics on children with disabilities in the Russian Federation]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disa-bilites/# (date of circulation 05.03.2023). (in Russ.).

7. Sycheva N. V. Aktual'nye voprosy sistemy sotsial'noj reabilitatsii detej-invalidov [Actual issues of the system of social rehabilitation of children with disabilities] Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical University. 2018. No. 4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-sotsialnoy-reabilitatsii-detey-invalidov (date of application: 05.03.2023). (in Russ.).

8. Kholostova E. I. Sotsial'naja rabota: istorija, teorija i praktika : uchebnik [Social work: history, theory and practice: textbook] M.: Publishing house Yuraite; Ida Yuraite, 2011. 905 p. (in Russ.).

9. Cycalyuk M. V. K voprosu o problemah detej s ogranichennymi vozmozhnostjami i ih semej [On the question of the problems of children with disabilities and their families] System of values of modern society. 2008. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-problemah-detey-s-ograni-chennymi-vozmozhnostyami-i-IH-SEMEY (date of 03.03.2023). (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.