УДК 37.012.85
ВЛИЯНИЕ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ.
Манина Ирина Ивановна- магистр психологии, соискатель ФГБНУ «Психологический институт РАО», преподаватель КПК в области медиации, Москва.
Аннотация.
В статье рассматривается формирование смысложизненных и ценностных ориентаций подростков в особых условиях, приводятся данные исследований и выводы по влиянию особых условий на формирующуюся личность.
Ключевые слова: смысловые, ценностные ориентации, подростки, исследования, семья, жизнь.
INFLUENCE OF SPECIAL CONDITIONS ON THE FORMATION OF SEMANTIC AND VALUE ORIENTATIONS IN ADOLESCENTS.
Irina Ivanovna Manina-master of psychology, candidate OF fgbnu "Psychological Institute of RAO", KPK teacher in mediation, Moscow.
Abstract.
The article deals with the formation of life-meaning and value orientations of adolescents in special conditions, provides research data and conclusions on the impact of special conditions on the emerging personality.
Keywords: semantic, value orientations, teenagers, research, family, life.
В современной педагогической практике невозможно эффективно и на уровне современных культурных требований строить педагогическую деятельность без интенсивного внедрения научных знаний и достижений информационных технологий.
Поскольку педагогическая деятельность состоит в общении ученика и учителя, в установлении между ними контакта, то возникает необходимость в разработке инновационных способов полноценного, бесконфликтного, доверительного общения между учителем и учеников, взрослым и подростком и эффективном использовании этих способов для развития педагогических процессов.
Одной из современных педагогических проблем является тот факт, что учебный материал усваивается подростками не так, как хотелось бы учителю, и не в таком объёме, как требует ФГОС.
Вторая педагогическая проблема - различие обучения и развития личности в системе обучения. Нам всем знакома ситуация, когда подросток учится, но очень слабо развивается. Возникает потребность в проведении дополнительных занятий, использующих знания закономерностей развития интеллекта, личности, способностей подростка.
На что следует обратить внимание при работе с подростками в сложившихся условиях - пандемии коронавируса и режима полной самоизоляции?
Предметом исследования в данном аспекте является формирование и развитие личности, а затем - разработка методики как специально организованного педагогического процесса.
Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.
Предмет педагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.
Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития; разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшейпредпосылкой для определения способов и средств воспитания.
Отечественная педагогическая психология изучает индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность сотрудничества (Г.А. Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых ф.^Мерлин, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев и др.)[2] и многие другие.
Педагогическая психология располагает целым арсеналом научных методов: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности(творчества), тестирование пр. Рассмотрим подробнее эти методы исследований.
Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным.
Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (цели, мотивы, поведение, результаты деятельности). В данном исследовании были анализированы дневники испытуемых с их согласия.
Беседа — широко распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений(информации) о человеке в общении с ним. Беседы проводились как офф-лайн, так и он-лайн.
Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях.
Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.
Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической психологии. При проводимых исследованиях автором статьи был применён формирующий эксперимент.
Как подчеркивает А. В. Петровский[1], для педагогической психологии особый вариант естественного эксперимента — формирующий(обучающий) — является весьма важным. В эксперименте как методе исследования испытуемый не знает о его цели.
В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна учение рассматривается как приобретение знаний, умений, навыков (тогда какразвитие — приобретение способностей, новых качеств). П.Я. Гальперин определяет учение как усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий. Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым учение рассматривается как специфический вид учебной деятельности.
В теории А.Н. Леонтьева учение рассматривается (наряду с игрой и трудом) как тип ведущей деятельности, которая не только занимает большой период времени (часто до 15— 16 лет), но и в русле которой формируется сама личность ученика[1].
Поэтому, именно с подростками 14-16 лет имело смысл проводит регулярные ежемесячные занятия по формированию осознанности, смысложизненной и ценностной ориентации, бережного отношения к собственным ресурсным состояниям и обучению методам накопления сохранения жизненной энергии. В программу занятий были внесены: выполнение развивающих заданий, коммуникативные игры и упражнения, встречи с неординарными личностями, проектная деятельность. Встречи продолжались до марта 2020 года, а затем были прекращены в связи с чрезвычайной ситуацией. В Москве и Московской области был введён режим самоизоляции и дистанционное обучение в образовательных организациях.
Автор статьи обратил внимание на то, что при переходе на онлайн обучение и индивидуальное общение учителя с учеником уровень доверия подростков к взрослому увеличился, стало возможным более значительное педагогическое влияние на формирующуюся личность. Обсуждая по видеосвязи со своими учениками информацию о разразившейся пандемии, ссылаясь на данные СМИ, на разговоры с членами семьи, было выяснено, что у подростков укрепилось осознание того, что основополагающими ценностями являются: семья, здоровье и жизнь, взаимопомощь, сотрудничество, самодисциплина.
Анализ ответов подростков экспериментальной группы, посещавших занятия с октября 2019 по март 2020 годов по программе ПИ РАО под руководством Т.А.Поповой и группы студентов-стажёров, позволил сделать вывод о значительных изменениях в ценностных и смысловых ориентациях испытуемых.
Например: в сентябре 2019 года из 100% подростков только 50% отмечали значимость семьи, 30% - значимость здоровья и жизни, сотрудничество - 10 %;в январе 2020 года из 100% тех же испытуемых отметили соответственно: 70%-30% -30%, то в конце марта 2020 года 100% испытуемых уже отметили ценность семьи - 100%, значимость здоровья и жизни - 90%, сотрудничество - 70%.
В марте 2020 года испытуемые отметили осознанные дополнительно: ценность поддержки членов семьи и знакомых, чувство юмора и самодисциплину. Необходимость в самодисциплине определялась подростками, как способность самостоятельно заниматься, искать и перерабатывать необходимую информацию в Интернете, не отвлекаться в процессе изучения выбранной темы на компьютерные игры. Общение с друзьями стало занимать меньше времени, большую часть времени занимало общение с родителями, братьями и сёстрами, совместными играми и домашними делами. Многие подростки отметили, что они стали заниматься теми делами, на которые раньше не хватало времени: писать, вести дневники, рисовать, вышивать, вязать, выпиливать, общаться большес домашними питомцами. 10% опрошенных задумались о профессиональной ориентации и обратили внимание на профессии будущего.
Исходя из данных исследования, можно сделать вывод о том, что в ситуации пандемии, в режиме вынужденной самоизоляции, уровень осознанности подростков экспериментальной группы увеличился, ценностные и смысловые ориентации изменились. На формирование изменений оказали влияние: доверительное общение с взрослыми онлайн и оффлайн, предварительно проведённые занятия, организуемые ПИ РАО и обсуждение вопросов, связанных со смыслами и ценностями, минимизация отвлекающих факторов при общении.
Полученные результаты требуют осмысления и дальнейшего наблюдения. Результаты контрольной группы подростков в данной статье не приводятся. Отметим лишь то, что они отличаются от данных экспериментальной группы и автор статьи намерен продолжать исследования, о чём будет сообщено научному сообществу в следующих статьях.
Литература
1.Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. -М., 1981, с.101-110
2. Дубровина И.В.,Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология: / Сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. - Издательство: Академия. Серия: Высшее образование. 2003. 368 с.