Научная статья на тему 'Влияние особых условий на формирование смысложизненных и ценностных ориентации подростков'

Влияние особых условий на формирование смысложизненных и ценностных ориентации подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысловые / ценностные ориентации / подростки / исследования / семья / жизнь. / semantic / value orientations / teenagers / research / family / life

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манина Ирина Ивановна

В статье рассматривается формирование смысложизненных и ценностных ориентаций подростков в особых условиях, приводятся данные исследований и выводы по влиянию особых условий на формирующуюся личность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SPECIAL CONDITIONS ON THE FORMATION OF SEMANTIC AND VALUE ORIENTATIONS IN ADOLESCENTS

The article deals with the formation of life-meaning and value orientations of adolescents in special conditions, provides research data and conclusions on the impact of special conditions on the emerging personality

Текст научной работы на тему «Влияние особых условий на формирование смысложизненных и ценностных ориентации подростков»

УДК 37.012.85

ВЛИЯНИЕ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ.

Манина Ирина Ивановна- магистр психологии, соискатель ФГБНУ «Психологический институт РАО», преподаватель КПК в области медиации, Москва.

Аннотация.

В статье рассматривается формирование смысложизненных и ценностных ориентаций подростков в особых условиях, приводятся данные исследований и выводы по влиянию особых условий на формирующуюся личность.

Ключевые слова: смысловые, ценностные ориентации, подростки, исследования, семья, жизнь.

INFLUENCE OF SPECIAL CONDITIONS ON THE FORMATION OF SEMANTIC AND VALUE ORIENTATIONS IN ADOLESCENTS.

Irina Ivanovna Manina-master of psychology, candidate OF fgbnu "Psychological Institute of RAO", KPK teacher in mediation, Moscow.

Abstract.

The article deals with the formation of life-meaning and value orientations of adolescents in special conditions, provides research data and conclusions on the impact of special conditions on the emerging personality.

Keywords: semantic, value orientations, teenagers, research, family, life.

В современной педагогической практике невозможно эффективно и на уровне современных культурных требований строить педагогическую деятельность без интенсивного внедрения научных знаний и достижений информационных технологий.

Поскольку педагогическая деятельность состоит в общении ученика и учителя, в установлении между ними контакта, то возникает необходимость в разработке инновационных способов полноценного, бесконфликтного, доверительного общения между учителем и учеников, взрослым и подростком и эффективном использовании этих способов для развития педагогических процессов.

Одной из современных педагогических проблем является тот факт, что учебный материал усваивается подростками не так, как хотелось бы учителю, и не в таком объёме, как требует ФГОС.

Вторая педагогическая проблема - различие обучения и развития личности в системе обучения. Нам всем знакома ситуация, когда подросток учится, но очень слабо развивается. Возникает потребность в проведении дополнительных занятий, использующих знания закономерностей развития интеллекта, личности, способностей подростка.

На что следует обратить внимание при работе с подростками в сложившихся условиях - пандемии коронавируса и режима полной самоизоляции?

Предметом исследования в данном аспекте является формирование и развитие личности, а затем - разработка методики как специально организованного педагогического процесса.

Объект познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Предмет педагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития; разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшейпредпосылкой для определения способов и средств воспитания.

Отечественная педагогическая психология изучает индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность сотрудничества (Г.А. Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых ф.^Мерлин, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев и др.)[2] и многие другие.

Педагогическая психология располагает целым арсеналом научных методов: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности(творчества), тестирование пр. Рассмотрим подробнее эти методы исследований.

Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным.

Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (цели, мотивы, поведение, результаты деятельности). В данном исследовании были анализированы дневники испытуемых с их согласия.

Беседа — широко распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений(информации) о человеке в общении с ним. Беседы проводились как офф-лайн, так и он-лайн.

Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях.

Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической психологии. При проводимых исследованиях автором статьи был применён формирующий эксперимент.

Как подчеркивает А. В. Петровский[1], для педагогической психологии особый вариант естественного эксперимента — формирующий(обучающий) — является весьма важным. В эксперименте как методе исследования испытуемый не знает о его цели.

В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна учение рассматривается как приобретение знаний, умений, навыков (тогда какразвитие — приобретение способностей, новых качеств). П.Я. Гальперин определяет учение как усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий. Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым учение рассматривается как специфический вид учебной деятельности.

В теории А.Н. Леонтьева учение рассматривается (наряду с игрой и трудом) как тип ведущей деятельности, которая не только занимает большой период времени (часто до 15— 16 лет), но и в русле которой формируется сама личность ученика[1].

Поэтому, именно с подростками 14-16 лет имело смысл проводит регулярные ежемесячные занятия по формированию осознанности, смысложизненной и ценностной ориентации, бережного отношения к собственным ресурсным состояниям и обучению методам накопления сохранения жизненной энергии. В программу занятий были внесены: выполнение развивающих заданий, коммуникативные игры и упражнения, встречи с неординарными личностями, проектная деятельность. Встречи продолжались до марта 2020 года, а затем были прекращены в связи с чрезвычайной ситуацией. В Москве и Московской области был введён режим самоизоляции и дистанционное обучение в образовательных организациях.

Автор статьи обратил внимание на то, что при переходе на онлайн обучение и индивидуальное общение учителя с учеником уровень доверия подростков к взрослому увеличился, стало возможным более значительное педагогическое влияние на формирующуюся личность. Обсуждая по видеосвязи со своими учениками информацию о разразившейся пандемии, ссылаясь на данные СМИ, на разговоры с членами семьи, было выяснено, что у подростков укрепилось осознание того, что основополагающими ценностями являются: семья, здоровье и жизнь, взаимопомощь, сотрудничество, самодисциплина.

Анализ ответов подростков экспериментальной группы, посещавших занятия с октября 2019 по март 2020 годов по программе ПИ РАО под руководством Т.А.Поповой и группы студентов-стажёров, позволил сделать вывод о значительных изменениях в ценностных и смысловых ориентациях испытуемых.

Например: в сентябре 2019 года из 100% подростков только 50% отмечали значимость семьи, 30% - значимость здоровья и жизни, сотрудничество - 10 %;в январе 2020 года из 100% тех же испытуемых отметили соответственно: 70%-30% -30%, то в конце марта 2020 года 100% испытуемых уже отметили ценность семьи - 100%, значимость здоровья и жизни - 90%, сотрудничество - 70%.

В марте 2020 года испытуемые отметили осознанные дополнительно: ценность поддержки членов семьи и знакомых, чувство юмора и самодисциплину. Необходимость в самодисциплине определялась подростками, как способность самостоятельно заниматься, искать и перерабатывать необходимую информацию в Интернете, не отвлекаться в процессе изучения выбранной темы на компьютерные игры. Общение с друзьями стало занимать меньше времени, большую часть времени занимало общение с родителями, братьями и сёстрами, совместными играми и домашними делами. Многие подростки отметили, что они стали заниматься теми делами, на которые раньше не хватало времени: писать, вести дневники, рисовать, вышивать, вязать, выпиливать, общаться большес домашними питомцами. 10% опрошенных задумались о профессиональной ориентации и обратили внимание на профессии будущего.

Исходя из данных исследования, можно сделать вывод о том, что в ситуации пандемии, в режиме вынужденной самоизоляции, уровень осознанности подростков экспериментальной группы увеличился, ценностные и смысловые ориентации изменились. На формирование изменений оказали влияние: доверительное общение с взрослыми онлайн и оффлайн, предварительно проведённые занятия, организуемые ПИ РАО и обсуждение вопросов, связанных со смыслами и ценностями, минимизация отвлекающих факторов при общении.

Полученные результаты требуют осмысления и дальнейшего наблюдения. Результаты контрольной группы подростков в данной статье не приводятся. Отметим лишь то, что они отличаются от данных экспериментальной группы и автор статьи намерен продолжать исследования, о чём будет сообщено научному сообществу в следующих статьях.

Литература

1.Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. -М., 1981, с.101-110

2. Дубровина И.В.,Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология: / Сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. - Издательство: Академия. Серия: Высшее образование. 2003. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.