Научная статья на тему 'Формирование смысложизненных ориентаций воспитанников учреждения дополнительного образования детей'

Формирование смысложизненных ориентаций воспитанников учреждения дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
MEANING-OF-LIFE ORIENTATIONS / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ / VALUE SYSTEM / САМОВОСПИТАНИЕ / SELF-EDUCATION / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раманаускайте С. И.

В современном обществе проблема формирования смысложизненных ориентаций личности приобретает особую актуальность. Перспективной с точки зрения формирования смысложизненных ориентаций личности подростка является сфера дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раманаускайте С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING STUDENTS MEANING-OF-LIFE ORIENTATIONS IN CHILDRENS SUPPLEMENTARY EDUCATION

In modern society the issue of developing meaning-oflife orientations becomes more and more important. The author argues that supplementary education has a lot of potential in developing teenagers meaningoflife orientations.

Текст научной работы на тему «Формирование смысложизненных ориентаций воспитанников учреждения дополнительного образования детей»

#

ному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. Поэтому конкурентоспособность определяется личностными характеристиками человека (профессионализм, ответственность за себя и других, настойчивость, мобильность, стремление к приобретению новых знаний, умений и навыков, владение несколькими профессиями, культурное поведение, эстетическое восприятие действительности и др.) и уровнем образованности, воспитанности, развитости человека.

Необходимым компонентом конкурентоспособности является овладение общественной и профессиональной культурой. В профессиональной сфере деятельности особенно важно осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, развитие способностей к творческому восприятию, пониманию и преобразованию окружающей действительности.

Таким образом, конкурентоспособность специалиста включает в себя общую и профессиональную образован-

ность, компетентность, культурный уровень, уровень

профессионального мастерства, делового общения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колобкова Н. Н. Формирование конкурентоспособности студентов экономического профиля: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2004.

2. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002.

3. Беляева А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного образования. -СПб.: Ин-т профобразования РАО, 2002.

4. Емельянова Л.А. Психология конкуренции и конкурентоспособности (на примере производственных организаций): Моногр. - М.: Изд.- во МГОУ, 2008.

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

DEVELOPING STUDENTS' MEANING-OF-LIFE ORIENTATIONS IN CHILDREN'S SUPPLEMENTARY EDUCATION

С. И. Раманаускайте

В современном обществе проблема формирования смысложизненных ориентаций личности приобретает особую актуальность. Перспективной с точки зрения формирования смысложизненных ориентаций личности подростка является сфера дополнительного образования.

S. I. Ramanauskaite

In modern society the issue of developing meaning-of-life orientations becomes more and more important. The author argues that supplementary education has a lot of potential in developing teenagers' meaning-of-life orientations.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации личности, система ценностей личности, самовоспитание, самореализация, самоопределение.

Keywords: meaning-of-life orientations, value system, self-education, self-realization, self-determination.

В контексте глобальных мировоззренческих и методологических преобразований, происходящих сегодня в сфере отечественного образования, особую актуальность приобретают смысложизненные вопросы, стоящие перед подрастающим поколением. Научный анализ означенной проблемы позволяет инициировать поиск новой модели взаимодействия человека с его социокультурным окружением.

Одной из перспективных с точки зрения формирования смысложизненных ориентаций личности мы считаем сферу дополнительного образования. Опыт педагогической работы в областном Дворце творчества де-

116

тей и молодежи им. В. П. Поляничко г. Оренбурга (далее по тексту - Дворец) показал, что при взаимодействии воспитанника с произведениями литературы и искусства проявляются способы его мышления, эстетические и нравственные идеалы. Литература и искусство являются сложнейшей системой накопления человеческого опыта и «точкой отсчета» в развитии ценностных ориентиров и образцов высочайшего качества. Знакомясь с основами художественного творчества при помощи взрослых, ребенок имеет шанс овладеть навыками искусства и при этом личностно развиться. Но для большинства подростков общение с литературой и искус-

ством заканчивается с получением школьного аттестата о среднем образовании. В силу этого ориентация на дополнительное образование с целью повышения уровня развития ребенка средствами литературы и искусства приобретает особую значимость.

Доказано, что в системе дополнительного образования возможно создание для каждого ребенка оптимальных условий, в которых он мог бы при постоянном стимулировании творческой активности максимально обнаружить и развить личностные склонности, способности, задатки, разрешить нравственные конфликты, осознать собственное отношение к себе, к миру в контексте своего жизненного пути (А. Я. Журкина, И. В. Калиш, М. Б. Коваль, О. Е. Лебедев, А. И. Щетинская).

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру предполагает воздействие на эмоциональную сферу подростков, формирование мотивации, системы ценностей личности. В соответствии с этой целью педагоги определяют и реализуют стратегию воспитания, в которой гармонично сочетаются социальный опыт человечества (реальный мир) и сам ребенок, его субъектные потребности, представления и способности; выбранная стратегия определяет технологию, содержание, методы, формы и средства воспитания.

В практической работе с подростками мы использовали методы обучения и воспитания, имеющие значение для формирования смысложизненных ориентаций личности: тренинг, индивидуальная беседа с исповедальным актом, групповая беседа рефлексивного характера, беседы о великих людях, самопрезентация, иллюстрирование притч, сказок, произведений русских и советских писателей и т. п., создание художественного образа своего «Я», сюжетно-ролевая игра, игра-фантазия, игра-размышление, упражнения-ассоциации, решение нравственных задач. В творческих объединениях Дворца образовательная деятельность велась в соответствии с программой «Познай себя».

Педагогами Дворца разработана и внедрена в образовательный процесс технология личностного самоанализа. Это логически выстроенная система занятий с подростками в форме психологического практикума. Занятия проходят в группах личностного роста, а в случае необходимости - индивидуально. Технология позволяет выявить особенности осознания и восприятия подростками сущности понятия «достоинство человека». Осознание этого феномена в качестве смысложизненной проблемы связано с пониманием сущностных ипостасей человека. Цель технологии - подвести подростка к пониманию значимости собственной жизни.

На занятиях обсуждаются популярные сейчас лозунги. Например: «Стань лидером, стань успешным!». Вопрос: «А зачем, с какой целью?», «Какие жизненные смыслы несет в себе лозунг: цель оправдывает средства, способы ее достижения?» При обсуждении мотивов деятельности особое внимание уделяется потребности человека в самоутверждении: для подростка это актуально.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о сензитивности подростка к освоению сложных смысло-жизненных понятий и проблем.

В системе воспитательной работы Дворца наиболее эффективными оказываются технологии артпедагогики, которые одновременно несут педагогическую, здоро-вьесберегающую и адаптивную функции, так как связаны с раскрытием внутренних сил воспитанника и позволяют развить творческое мышление, совершенствовать внимание, память; изучить свой жизненный опыт; самовыразиться, повысить самооценку, развить навыки принятия решений; выплеснуть негативные мысли и чувства; реализовать свою способность к творчеству.

В процессе практической деятельности нами были определены этапы формирования смысложизненных ориентаций личности в дополнительном образовании: познание культурных ценностей на примерах отечественного и мирового искусства; осознание значения ценностей в собственной жизни как нравственных ориентиров; создание в собственной творческой деятельности целей-образов (смыслообразов); постановка целей саморазвития, самосовершенствования, самореализации для дальнейшего оформления и реализации «Я-концепции» личности.

Применение метода «сквозных тем» занятий позволило выделить основные направления заданий, бесед и исследований по решению проблем становления личности подростка. Развитие интереса к искусству, формирование системы ценностей должны строиться на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности воспитанников, их эстетических идеалов. Поэтому подросткам предоставлялась свобода выбора: замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы.

В процессе исследования нами были определены критерии сформированности смысложизненных ориентаций воспитанников с учетом возрастных особенностей и творческого развития: уровень самосознания, наличие системы ценностей и идеалов, наличие целей, формирование модели собственного будущего.

Уровень самосознания мы рассматривали как совокупность знаний подростка о себе, его способностей к самопознанию, самообладанию, самостимулированию, самовоспитанию, самоотчету, рефлексии.

Наличие системы ценностей и идеалов предполагает сформированность внутренней шкалы ценностей. Личные ценности: «Я сам», семья, дом. Ценности «малой» родины: друзья, одноклассники, двор, улица, город. Ценности «большой» Родины: страна, народ, религия, культура. Общечеловеческие: человечество, планета, мир, любовь, красота и гармония.

Наличие целей показывает осмысленность жизни, то есть прогнозирование своего будущего на основе анализа настоящего: своих возможностей, способностей и склонностей.

Наше исследование показало, что дополнительное образование дает возможность значительно развить потребности подростка в самосовершенствовании, в формировании его смысложизненных ориентаций, духовной

117

#

и эстетической культуры. Учреждения дополнительного образования детей могут стать для подростка теми культурными, развивающими, образовательными и социальными центрами, в которых он, общаясь с лучшими образцами подлинной культуры, получает богатый эмоциональный опыт, учится сопереживать.

В ходе исследования нами доказано, что новые технологии формирования смысложизненных ориентаций подростков, воспитанников учреждения дополнительного образования влияют на устойчивую положительную динамику в повышении уровня удовлетворенности жизнью, ее эмоциональной насыщенности, уверенности в счастливом завтрашнем дне, на растущую потребность в саморазвитии, самореализации и самоопределении личности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университет - школе, 2008.

2. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003.

3. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981.

4. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности: проблемы долгосрочного планирования. - М.: Наука, 1987.

5. Щуркова Н. Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. - М.: Педагогический поиск. - 2004.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

BASIC POINTS OF THE THEORY OF SCHOOLCHILDREN'S DEVELOPING MOTIVATION AND SELF-ORGANIZATION IN THEIR STUDIES

А. Т. Цветкова

В статье представлена разработанная автором теория формирования мотивации и самоорганизации на основе структуры учебной деятельности; педагогические технологии, включающие трехуровневые педагогические задачи, комплексы дидактических средств, необходимых для их решения, психолого-педагогические условия, а также критерии уровней мотивационно-самоорганизационных состояний обучаемых.

A. T. Tsvetkova

The article presents the author's theory of schoolchil-dren's developing motivation and self-organization on the basis of their learning structure; pedagogical techniques including three-level pedagogical problems and didactic means for solving them, psychological and pedagogical conditions, as well as the criteria of students' motivation and self-organization levels.

Ключевые слова и выражения: теория, мотивация, самоорганизация, структура, состояние, учебная деятельность, учащийся, формирование, уровень, урок физики, учебный процесс, педагогическая технология, педагогическая задача.

Keywords: theory, motivation, self-organization, structure, state, learning, student, development, level, physics lesson, learning process, pedagogical techniques, pedagogical problem.

Проблема заинтересованности учащихся в учении, мотивации учения актуальна всегда, во все времена, независимо от общественного строя, социальных факторов и условий. Мотивация - сложное, многоаспектное, многомерное образование - изучается в психологии, педагогике и в отечественных предметных методиках (частных дидактиках).

Сущность мотивации как психологической категории раскрыта в трудах Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, В. Ф. Моргуна, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и др. Психологи под мотивацией понимают «совокуп-

118

ность стойких мотивов поведения и деятельности» (Л. И. Божович, В. И. Ковалев, Я. Скалкова). Мотивация «включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотиваци-онные установки и т. д.» (В. Г. Асеев), определяет «направленность личности человека, наличие или отсутствие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека...» (Л. И. Божович), рассматривается как свойство, качество личности (В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.).

К настоящему времени в психологии выявлена сущность мотивации учения, ее состав, признаки, характери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.