#
ному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу. Поэтому конкурентоспособность определяется личностными характеристиками человека (профессионализм, ответственность за себя и других, настойчивость, мобильность, стремление к приобретению новых знаний, умений и навыков, владение несколькими профессиями, культурное поведение, эстетическое восприятие действительности и др.) и уровнем образованности, воспитанности, развитости человека.
Необходимым компонентом конкурентоспособности является овладение общественной и профессиональной культурой. В профессиональной сфере деятельности особенно важно осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, развитие способностей к творческому восприятию, пониманию и преобразованию окружающей действительности.
Таким образом, конкурентоспособность специалиста включает в себя общую и профессиональную образован-
ность, компетентность, культурный уровень, уровень
профессионального мастерства, делового общения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колобкова Н. Н. Формирование конкурентоспособности студентов экономического профиля: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2004.
2. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002.
3. Беляева А. П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного образования. -СПб.: Ин-т профобразования РАО, 2002.
4. Емельянова Л.А. Психология конкуренции и конкурентоспособности (на примере производственных организаций): Моногр. - М.: Изд.- во МГОУ, 2008.
ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
DEVELOPING STUDENTS' MEANING-OF-LIFE ORIENTATIONS IN CHILDREN'S SUPPLEMENTARY EDUCATION
С. И. Раманаускайте
В современном обществе проблема формирования смысложизненных ориентаций личности приобретает особую актуальность. Перспективной с точки зрения формирования смысложизненных ориентаций личности подростка является сфера дополнительного образования.
S. I. Ramanauskaite
In modern society the issue of developing meaning-of-life orientations becomes more and more important. The author argues that supplementary education has a lot of potential in developing teenagers' meaning-of-life orientations.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации личности, система ценностей личности, самовоспитание, самореализация, самоопределение.
Keywords: meaning-of-life orientations, value system, self-education, self-realization, self-determination.
В контексте глобальных мировоззренческих и методологических преобразований, происходящих сегодня в сфере отечественного образования, особую актуальность приобретают смысложизненные вопросы, стоящие перед подрастающим поколением. Научный анализ означенной проблемы позволяет инициировать поиск новой модели взаимодействия человека с его социокультурным окружением.
Одной из перспективных с точки зрения формирования смысложизненных ориентаций личности мы считаем сферу дополнительного образования. Опыт педагогической работы в областном Дворце творчества де-
116
тей и молодежи им. В. П. Поляничко г. Оренбурга (далее по тексту - Дворец) показал, что при взаимодействии воспитанника с произведениями литературы и искусства проявляются способы его мышления, эстетические и нравственные идеалы. Литература и искусство являются сложнейшей системой накопления человеческого опыта и «точкой отсчета» в развитии ценностных ориентиров и образцов высочайшего качества. Знакомясь с основами художественного творчества при помощи взрослых, ребенок имеет шанс овладеть навыками искусства и при этом личностно развиться. Но для большинства подростков общение с литературой и искус-
ством заканчивается с получением школьного аттестата о среднем образовании. В силу этого ориентация на дополнительное образование с целью повышения уровня развития ребенка средствами литературы и искусства приобретает особую значимость.
Доказано, что в системе дополнительного образования возможно создание для каждого ребенка оптимальных условий, в которых он мог бы при постоянном стимулировании творческой активности максимально обнаружить и развить личностные склонности, способности, задатки, разрешить нравственные конфликты, осознать собственное отношение к себе, к миру в контексте своего жизненного пути (А. Я. Журкина, И. В. Калиш, М. Б. Коваль, О. Е. Лебедев, А. И. Щетинская).
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру предполагает воздействие на эмоциональную сферу подростков, формирование мотивации, системы ценностей личности. В соответствии с этой целью педагоги определяют и реализуют стратегию воспитания, в которой гармонично сочетаются социальный опыт человечества (реальный мир) и сам ребенок, его субъектные потребности, представления и способности; выбранная стратегия определяет технологию, содержание, методы, формы и средства воспитания.
В практической работе с подростками мы использовали методы обучения и воспитания, имеющие значение для формирования смысложизненных ориентаций личности: тренинг, индивидуальная беседа с исповедальным актом, групповая беседа рефлексивного характера, беседы о великих людях, самопрезентация, иллюстрирование притч, сказок, произведений русских и советских писателей и т. п., создание художественного образа своего «Я», сюжетно-ролевая игра, игра-фантазия, игра-размышление, упражнения-ассоциации, решение нравственных задач. В творческих объединениях Дворца образовательная деятельность велась в соответствии с программой «Познай себя».
Педагогами Дворца разработана и внедрена в образовательный процесс технология личностного самоанализа. Это логически выстроенная система занятий с подростками в форме психологического практикума. Занятия проходят в группах личностного роста, а в случае необходимости - индивидуально. Технология позволяет выявить особенности осознания и восприятия подростками сущности понятия «достоинство человека». Осознание этого феномена в качестве смысложизненной проблемы связано с пониманием сущностных ипостасей человека. Цель технологии - подвести подростка к пониманию значимости собственной жизни.
На занятиях обсуждаются популярные сейчас лозунги. Например: «Стань лидером, стань успешным!». Вопрос: «А зачем, с какой целью?», «Какие жизненные смыслы несет в себе лозунг: цель оправдывает средства, способы ее достижения?» При обсуждении мотивов деятельности особое внимание уделяется потребности человека в самоутверждении: для подростка это актуально.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о сензитивности подростка к освоению сложных смысло-жизненных понятий и проблем.
В системе воспитательной работы Дворца наиболее эффективными оказываются технологии артпедагогики, которые одновременно несут педагогическую, здоро-вьесберегающую и адаптивную функции, так как связаны с раскрытием внутренних сил воспитанника и позволяют развить творческое мышление, совершенствовать внимание, память; изучить свой жизненный опыт; самовыразиться, повысить самооценку, развить навыки принятия решений; выплеснуть негативные мысли и чувства; реализовать свою способность к творчеству.
В процессе практической деятельности нами были определены этапы формирования смысложизненных ориентаций личности в дополнительном образовании: познание культурных ценностей на примерах отечественного и мирового искусства; осознание значения ценностей в собственной жизни как нравственных ориентиров; создание в собственной творческой деятельности целей-образов (смыслообразов); постановка целей саморазвития, самосовершенствования, самореализации для дальнейшего оформления и реализации «Я-концепции» личности.
Применение метода «сквозных тем» занятий позволило выделить основные направления заданий, бесед и исследований по решению проблем становления личности подростка. Развитие интереса к искусству, формирование системы ценностей должны строиться на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности воспитанников, их эстетических идеалов. Поэтому подросткам предоставлялась свобода выбора: замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы.
В процессе исследования нами были определены критерии сформированности смысложизненных ориентаций воспитанников с учетом возрастных особенностей и творческого развития: уровень самосознания, наличие системы ценностей и идеалов, наличие целей, формирование модели собственного будущего.
Уровень самосознания мы рассматривали как совокупность знаний подростка о себе, его способностей к самопознанию, самообладанию, самостимулированию, самовоспитанию, самоотчету, рефлексии.
Наличие системы ценностей и идеалов предполагает сформированность внутренней шкалы ценностей. Личные ценности: «Я сам», семья, дом. Ценности «малой» родины: друзья, одноклассники, двор, улица, город. Ценности «большой» Родины: страна, народ, религия, культура. Общечеловеческие: человечество, планета, мир, любовь, красота и гармония.
Наличие целей показывает осмысленность жизни, то есть прогнозирование своего будущего на основе анализа настоящего: своих возможностей, способностей и склонностей.
Наше исследование показало, что дополнительное образование дает возможность значительно развить потребности подростка в самосовершенствовании, в формировании его смысложизненных ориентаций, духовной
117
#
и эстетической культуры. Учреждения дополнительного образования детей могут стать для подростка теми культурными, развивающими, образовательными и социальными центрами, в которых он, общаясь с лучшими образцами подлинной культуры, получает богатый эмоциональный опыт, учится сопереживать.
В ходе исследования нами доказано, что новые технологии формирования смысложизненных ориентаций подростков, воспитанников учреждения дополнительного образования влияют на устойчивую положительную динамику в повышении уровня удовлетворенности жизнью, ее эмоциональной насыщенности, уверенности в счастливом завтрашнем дне, на растущую потребность в саморазвитии, самореализации и самоопределении личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университет - школе, 2008.
2. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003.
3. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981.
4. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности: проблемы долгосрочного планирования. - М.: Наука, 1987.
5. Щуркова Н. Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. - М.: Педагогический поиск. - 2004.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
BASIC POINTS OF THE THEORY OF SCHOOLCHILDREN'S DEVELOPING MOTIVATION AND SELF-ORGANIZATION IN THEIR STUDIES
А. Т. Цветкова
В статье представлена разработанная автором теория формирования мотивации и самоорганизации на основе структуры учебной деятельности; педагогические технологии, включающие трехуровневые педагогические задачи, комплексы дидактических средств, необходимых для их решения, психолого-педагогические условия, а также критерии уровней мотивационно-самоорганизационных состояний обучаемых.
A. T. Tsvetkova
The article presents the author's theory of schoolchil-dren's developing motivation and self-organization on the basis of their learning structure; pedagogical techniques including three-level pedagogical problems and didactic means for solving them, psychological and pedagogical conditions, as well as the criteria of students' motivation and self-organization levels.
Ключевые слова и выражения: теория, мотивация, самоорганизация, структура, состояние, учебная деятельность, учащийся, формирование, уровень, урок физики, учебный процесс, педагогическая технология, педагогическая задача.
Keywords: theory, motivation, self-organization, structure, state, learning, student, development, level, physics lesson, learning process, pedagogical techniques, pedagogical problem.
Проблема заинтересованности учащихся в учении, мотивации учения актуальна всегда, во все времена, независимо от общественного строя, социальных факторов и условий. Мотивация - сложное, многоаспектное, многомерное образование - изучается в психологии, педагогике и в отечественных предметных методиках (частных дидактиках).
Сущность мотивации как психологической категории раскрыта в трудах Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, В. Ф. Моргуна, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и др. Психологи под мотивацией понимают «совокуп-
118
ность стойких мотивов поведения и деятельности» (Л. И. Божович, В. И. Ковалев, Я. Скалкова). Мотивация «включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотиваци-онные установки и т. д.» (В. Г. Асеев), определяет «направленность личности человека, наличие или отсутствие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека...» (Л. И. Божович), рассматривается как свойство, качество личности (В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.).
К настоящему времени в психологии выявлена сущность мотивации учения, ее состав, признаки, характери-