Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АТТИТЮДОВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ'

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АТТИТЮДОВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
548
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дорофеева Нина Владимировна

В статье дается краткий анализ особенностей юношеского спорта как этапа становления профессиональной деятельности. Рассматриваются важнейшие этапы развития личности в спорте, а также первоначальное формирование позитивного отношения к спортивной деятельности. В тексте освещаются различные факторы, влияющие на особенности осуществления тренировочной и соревновательной составляющей спорта, и также подчеркивается важная роль формирования социальной установки на спорт у молодых атлетов. Отмечено, что установки имеют большое значение в процессе поведения человека относительно определенных объектов в контексте ситуации. Обзор отечественной и зарубежной литературы позволяет отметить взаимосвязь аттитюдов на спорт и особенностей взаимоотношений в семьях спортсменов. Подчеркивается значимость влияния воспитания, состава семьи, наличия сиблингов, материальный достаток, а также преемственность спортивной карьеры в семье. В ходе анализа данных отмечены положительные и отрицательные стороны влияния ближайшего окружения на формирование личности атлета, а также психологические особенности юных спортсменов в большом спорте. И также статье рассматриваются кризисные периоды перехода атлета во взрослый профессиональный спорт, при смене приоритетов у юных спортсменов, связанных с началом беспокойства по поводу будущей карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дорофеева Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE CHARACTERISTICS OF FAMILY RELATIONSHIPS ON THE FORMATION OF ATTITUDES IN YOUNG ATHLETES

The article analyzes the characteristics of youth sports as a stage in the formation of professional activity. The most important stages of personality development in sports are considered, as well as the initial formation of a positive attitude to sports activity. The text of the article highlights various factors affecting the features of the implementation of the training and competitive components of sports, and emphasizes the important role of the formation of a social attitude towards sports among young athletes. It is noted that attitudes are of great importance in the process of human behavior relative to certain objects in the context of a situation. A review of domestic and foreign literature makes it possible to note the relationship between attitudes to sports and the characteristics of relationships in the families of athletes. The importance of the influence of upbringing, family composition, the presence of siblings, material wealth, as well as the continuity of a sports career in the family is emphasized. During the analysis of the data, the positive and negative aspects of the influence of the immediate environment on the formation of the athlete's personality, as well as the psychological characteristics of young athletes in sports, were noted. And the article also examines the crisis periods of the athlete's transition to adult professional sports, with a change in priorities among young athletes, associated with the beginning of anxiety about their future career.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АТТИТЮДОВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ»

DOROFEEVA Nina Vladimirovna

THE INFLUENCE OF THE CHARACTERISTICS .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 159.9

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0088

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АТТИТЮДОВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

© Автор(ы) 2021

ORCID: 0000-0002-2857-2065

ДОРОФЕЕВА Нина Владимировна, аспирант

Московский государственный областной университет (141014, Россия, Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, e-mail: ninelca18@yandex.ru)

Аннотация. В статье дается краткий анализ особенностей юношеского спорта как этапа становления профессиональной деятельности. Рассматриваются важнейшие этапы развития личности в спорте, а также первоначальное формирование позитивного отношения к спортивной деятельности. В тексте освещаются различные факторы, влияющие на особенности осуществления тренировочной и соревновательной составляющей спорта, и также подчеркивается важная роль формирования социальной установки на спорт у молодых атлетов. Отмечено, что установки имеют большое значение в процессе поведения человека относительно определенных объектов в контексте ситуации. Обзор отечественной и зарубежной литературы позволяет отметить взаимосвязь аттитюдов на спорт и особенностей взаимоотношений в семьях спортсменов. Подчеркивается значимость влияния воспитания, состава семьи, наличия сиблингов, материальный достаток, а также преемственность спортивной карьеры в семье. В ходе анализа данных отмечены положительные и отрицательные стороны влияния ближайшего окружения на формирование личности атлета, а также психологические особенности юных спортсменов в большом спорте. И также статье рассматриваются кризисные периоды перехода атлета во взрослый профессиональный спорт, при смене приоритетов у юных спортсменов, связанных с началом беспокойства по поводу будущей карьеры.

Ключевые слова: спорт, юные спортсмены, семейные взаимоотношения, спортивные достижения, спортивная карьера, социальная установка.

THE INFLUENCE OF THE CHARACTERISTICS OF FAMILY RELATIONSHIPS ON THE FORMATION OF ATTITUDES IN YOUNG ATHLETES

© The Author(s) 2021

DOROFEEVA Nina Vladimirovna, graduate student

Moscow Region State University (141014, Russia, Mytishchi, Vera Voloshina st., 24, e-mail: ninelca18@yandex.ru)

Abstract. The article analyzes the characteristics of youth sports as a stage in the formation of professional activity. The most important stages of personality development in sports are considered, as well as the initial formation of a positive attitude to sports activity. The text of the article highlights various factors affecting the features of the implementation of the training and competitive components of sports, and emphasizes the important role of the formation of a social attitude towards sports among young athletes. It is noted that attitudes are of great importance in the process of human behavior relative to certain objects in the context of a situation. A review of domestic and foreign literature makes it possible to note the relationship between attitudes to sports and the characteristics of relationships in the families of athletes. The importance of the influence of upbringing, family composition, the presence of siblings, material wealth, as well as the continuity of a sports career in the family is emphasized. During the analysis of the data, the positive and negative aspects of the influence of the immediate environment on the formation of the athlete's personality, as well as the psychological characteristics of young athletes in sports, were noted. And the article also examines the crisis periods of the athlete's transition to adult professional sports, with a change in priorities among young athletes, associated with the beginning of anxiety about their future career.

Keywords: sports, young athletes, family relationships, sports achievements, sports career, social attitude.

Введение.

Профессиональная жизнь спортсменов отличается особыми сложными условиями деятельности: повышенной интенсивностью и напряженностью, которые связаны с энергозатратным тренировочным и соревновательным процессом, в юношеском возрасте зачастую сопровождаемый образовательной, учебной деятельностью. В юношеском возрасте спортсмены выходят на новый уровень личностного становления, сталкиваясь с трудностями свойственные их сверстникам, но также они имеют отличительные особенности развития и формирования, связанные с особенностями спортивной деятельности: эмоциональные и физические перегрузки, травмы, частые спортивные сборы и т.д.

Постановка проблемы.

Наибольший интерес вызывают возрастные этапы, которые начинаются с 16 лет, т.к. в этом возрасте у молодых спортсменов происходит (или не происходит) становление их дальнейшей спортивной профессиональной деятельности. В данном возрасте формируется определенное устойчивое мировоззрение, складывается понимание своего места в окружающем социальном обществе, осуществляется профессиональное самоопределение. [1], [2]. Чтобы воспитать будущего спортсмена, необходимо направить детей к спорту, побудить их любить спорт и предоставить возможности. Известно, что уровень позитивного развития отношения к спорту отражает то, насколько человек преуспел в этом [3], [4].

Вопрос своеобразия и уникальности личности спор-

тсмена освещали такие авторы, как В.Л. Дементьев [1], Е.П. Ильин [2], В.В. Пужаев [1], Т.Н. Сахарова [1], К.В. Котенко [5], D. Carmichael [6], L. Gerlach [7], M.K. Christense [8]. Проблема семейных взаимоотношений спортсменов затронута в работах Д.К. Остапенко [9], М.Ю. Нохрина [10], И.Г. Станиславской [11], а также в иссделованиях зарубежных авторов - K.J. Sorensen [8], S. Erdner [12], H. Evren [13], C.J. Harwood, C G. Knight [14]. Изучением социальных установок занимались такие авторы, как П.Н. Шихарев [15], А.Г. Асмолов [16], А.А. Девяткин [17], M. Yanik [18], A. Moran [4], F. Kocak, S. Tuncel, F. Tuncel [19].

Важной областью в изучении личности атлета выступает тот аспект, каким образом выбрана и осуществляется его спортивная жизнь, какие факторы откладывают свой отпечаток на особенности его тренировочной и соревновательной деятельности, карьере в целом. При изучении личности в социальной психологии существенную роль играет вопрос анализа социальной установки. Если в ходе социализации демонстрируется способ усвоения и восприятия социального опыта, с его дальнейшим воспроизведением, то формирование социальных установок личности есть не что иное, как отражение того, как приобретенный социальный опыт преобразован человеком и проявляется в действиях и поступках [20]. Процесс же изменения социальной установки в одной из областей деятельности личности возможно проанализировать, рассмотрев изменения в самой деятельности [16].

348

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; в-Ш8Ы: 2712-8474

ДОРОФЕЕВА Нина Владимировна ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...

Вопросы исследования.

В работе нами освещен ранее не затрагиваемый аспект, касаемый вопроса социальной установки спортсменов на их профессиональную деятельность во взаимосвязи с семейными отношениями. Данный предмет до сих пор оставался вне поля изучения исследователей, и охватывает данные и результаты, отличающиеся от ранее полученных в области социальной психологии и психологии спорта.

Проблема отношения спортсменов к своей деятельности, разработанная в поле изучения результативности и мотивации спортсменов, в современной психологии не имеет системного и целеноправленного исследования, которое освещало бы вопрос особенностей взаимосвязи мира спорта и мира семьи в контексте выявления причины возникновения установки на спорт у молодых спортсменов.

Цель и задачи работы.

Целью нашей работы было выведение малоизученных механизмов семейных отношений и их влияние в отношении к профессиональной карьере юного спортсмена и спорту в общем.

В настоящее время большинство исследований, посвященных воздействию семьи на формирование отношения и установок к спорту у юных атлетов демонстрирует, что различные семейные особенности в той или иной мере оказывают влияние положительный или отрицательный характер их развития.

Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

•Осуществить теоретический анализ психологического содержания отношения юношей и девушек к спорту.

•Рассмотреть особенности межличностного общения и способов взаимодействия в семьях юношей и девушек спортсменов.

•Проанализировать взаимосвязь между социальной установкой на спорт и взаимоотношением в семье у спортсменов юношеского возраста.

•Сформулировать выводы на основе полученных результатов.

Методами исследования выступают изучение социологических, психологических, педагогических исследований в области психологии и спорта; обобщение, описание; критическая интерпретация подходов к решению проблемы взаимосвязи социальной установки на спорт и взаимоотношений в семье у спортсменов юношеского возраста в современном мире. Для качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления внутренних и внешних факторов особенностей процесса формирования социальной установки на спорт, отраженных этими исследованиями, используется метод контент-анализа.

Содержание.

С учетом современных представлений о социальной установке, нами взято за основу определение, согласно которому, социальная установка (аттитюд) есть устойчивое латентное состояние предрасположенности индивида к положительной или отрицательной оценке объекта или ситуации, которое сложилось на основе его жизненного социального опыта, влияющее на перцептивные, эмоциональные и мыслительные процессы и выражающееся в последовательности поведения (как вербального, так и невербального) относительно данного объекта в данной ситуации [15].

Известно, что установки формируются особенно в подростковом и юношеском возрасте (12-21 год) и что они принимают окончательную форму и становятся постоянными в зрелом возрасте (21-30 лет). Также известно, что во время периода обучения в университете или других учебных заведениях, который в целом совпадает с периодом юности, их отношение может претерпеть ряд изменений в зависимости от их опыта [18]. Установки чрезвычайно важны в плане социальной активности

молодёжи (соревнование, соперничество или взаимодействие) Установками задаются особенности выбора и реализации различных стратегий решения задач профессионального развития [17].

Социальная установка, и в частности установка на спорт, как и другие аттитюды, имеет трехкомпонентную структуру и выражается в том, что люди думают (когнитивный компонент); как они относятся эмоционально (аффективный компонент); что они делают, когда сталкиваются с целью (поведенческий компонент) в реальной жизни [4].

Интересным можно отметить тот факт, что формирование установки на спорт имеет значительные различия в зависимости от того, насколько регулярно люди занимались спортом. Было установлено, что те, кто регулярно занимается спортом, имеют более высокие показатели [3]. То есть в данном случае можно говорить о различиях между профессиональными спортсменами, каждый день жизни которых сопровождается длительными тренировками, и спортсменами-любителями, для которых спорт является побочным видом активности

[13].

1.Вовлечение в спорт и развитие личности.

В научной литературе так или иначе говорится о наличии влияния отношений на установки и отношения атлетов к своей спортивной деятельности и карьере, указывая на общий положительный или же отрицательный характер этого воздействия, в отдельных случаях указывая на особенности взаимодействия как фактора формирования, так например: первым шагом в процессе развития установки юного спортсмена является процесс вовлечение ребенка в спорт. На этом начальном этапе (называемом, среди прочего, этапом инициации) родители имеют решающее значение [21]. Именно в семье существуют наиболее благоприятные условия для всестороннего развития личности. Эмоционально окрашенные, устойчивые, длительные отношения, существующие в семьях, выступают носителем и образцом поведения, поддерживают в самостоятельной деятельности [22], [23].

Если родители не ценят возможность участия в жизни спортивного сообщества или не имеют финансовых средств для предоставления спортивных ресурсов, вероятность увлеченности детей сравнительно низкая. Если родители не ценят спорт, маловероятно, что детям будет предоставлена возможность заниматься им или развивать позитивное отношение к участию в спортивной жизни. Одно из самых важных решений, которые родители могут принять в начале спортивной карьеры юного атлета относится к тому, в каком виде спорта будут участвовать их дети. Обычно родители знакомят своих детей с теми видами спорта, которыми занимались сами

[14]. Однако знакомство детей со спортом, в котором ранее участвовали родители, может привести к тому, что родители зачастую ожидают большего от своих детей, тем самым оказывая давление на ребенка, ожидая высоких результатов [24], [25].

2.Отношение к победе.

Большинство людей придерживаются мнения, что победа выступает в качестве единственного приоритета в спорте. Эта точка зрения воплощена в знаменитом замечании американского футболиста Винса Ломбарди о том, что «победа - это не все: это единственное» [26]. Оглядываясь вокруг, мы можем заметить, что такое отношение: «победа любой ценой» повсеместно распространено в современном спорте. Это проявляется в деятельности, которая варьируется от обмана на площадке, ковре, корте или же в школьном дворе, до незаконного употребления допинга в международной спортивной практике. И зарождение подобной мысли, как показывают исследования, тесно связано с тем, что во многом семья и ближайшее окружение начинающего спортсмена культивируют именно эту идею в процессе тренировочного и соревновательного процесса [4]._

DOROFEEVA Nina Vladimirovna

THE INFLUENCE OF THE CHARACTERISTICS .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-S474

Психологически такое отношение, как «победа любой ценой» контрпродуктивно по нескольким причинам. Во-первых, помимо сомнительного этического статуса, это отношение отвлекает спортсменов от их выступления. Как только атлеты становятся «ориентированными на результат» в соревновательной среде, их концентрация снижается, и их производительность страдает [5]. Во-вторых, такая победа не дает улучшить свои навыки [9]. Наконец, чрезмерная забота о победе приводит к нежелательным эмоциональным последствиям. Например, желание «победить любой ценой» усиливает страх [19].

3. Особенности семьи.

Анализ ряда отечественных исследований, свидетельствует о том, что многие прославленные в будущем спортсмены становились успешными в силу определенных особенностей своей семьи. К таким факторам относится: взросление в неполной семье; жизнь в многодетной семье (в данном случае, родители поощряют занятия спортом, обеспечивая одного из детей карьерным спортивным ростом, а также облегчая свои материальные затраты); нахождение в социально неблагополучной семье (наличие возможности избежать привычного круга общения), а также взросление в малообеспеченной семье (успешность дает молодому спортсмену больше возможностей) [10]. Спорт также играет огромную роль в качестве динамичного инструмента для предотвращения преступности среди молодежи [6], [7].

В ряде зарубежных исследований, отмечается еще один немаловажный фактор формирования установки на спорт у атлетов на начальном пути их становления, оказывающий влияние на всю последующую спортивную карьеру: несмотря на данные, показывающие, что спортивные результаты в раннем возрасте ненадежны в прогнозировании будущей способности успешно выступать в выбранном виде спорта, многие родители поощряют своих детей к специализации. Родители стремятся максимизировать спортивные навыки для будущих социальных, финансовых и образовательных благ и поощрений. К сожалению, реальность такова, что более 90% юных спортсменов никогда не достигнут самого высокого спортивного уровня [12], [27]. [28].

Часть ученых рассматривает влияние семьи под более широким углом. Указывается, что ряд психологических характеристик, таких как способность справляться и контролировать тревогу в соревновательном процессе, конкурентоспособность, трудолюбие и оптимизм, а также другие характеристики связаны с многочисленными влияниями [29]. Подчеркивается, что разные члены семьи по-разному влияют на развитие личности и установок в частности.

Например, братья и сестры влияют на развитие, предоставляя поддержку, обучая и предлагая обратную связь и критику, также немалую роль играет соперничество между братьями и сестрами (кроме преемственности спортивной карьеры между родителями и детьми, нередки случаи, когда сиблинги в семье занимаются одним и тем же видом спорта). Бабушки и дедушки -это важные образцы для подражания в отношении позитивных и здоровых ценностей и отношений. Влияние родителей характеризуется предоставлением поддержки и понимания. Родителям также приписывают, среди прочего, помощь в развитии внутренней мотивации, поддержание уверенности в себе, развитие позитивных установок, продолжении спортивной карьеры и придания своей деятельности элитарного статуса [14].

4. Переход на более высокий этап профессиональных достижений.

Взрослея, спортсмен переходит на следующую стадию развития, и влияние семьи видоизменяется. Родители продолжают быть важными субъектами взаимодействия и влиять на развитие спортсменов посредством оказания эмоциональной поддержки, но отмечается снижение прямого участия родителей [11]. Такое сокращение прямого участия может возникнуть из-за 350

того, что юные спортсмены начинают жить на расстоянии от семьи, или же из-за возрастания роли тренера на определенных ответственных стадиях спортивной деятельности. Тем не менее, родители по-прежнему играют важную роль, помогая спортсменам принимать решения относительно будущего [8].

Во время перехода во взрослый профессиональный спорт, который обычно происходит на этом этапе, может потребоваться существенная эмоциональная поддержка со стороны родителей. Такой переход может быть очень трудным для спортсменов, поскольку (по имеющимся данным) только 15-35 % спортсменов успешно справляются с этим этапом, переходя во взрослый спорт. Помощь родителей, братьев и сестер, вероятно, является ключевым фактором окружающей социальной среды, влияющим на успех этого перехода, особенно если спортсмены сталкиваются с трудностями и неудачами [30].

Здесь стоит также упомянуть о смене приоритетов у юных спортсменов, связанных с началом беспокойства по поводу будущей карьеры и учебной деятельностью, в ходе студенческого обучения. Юные спортсмены-студенты не могут найти достаточно времени для занятий спортом, и их сферы интересов становятся более ориентированными на развитие карьеры, что в свою очередь отражается на их отношение к спорту [30].

Выводы и заключение.

Таким образом, анализ современной отечественной и зарубежной литературы, позволяет, пусть и не в полной мере, отразить степень и важность некоторых особенностей семьи при формировании различных компонентов социальной установки, изучая поведение, эмоциональную и когнитивную деятельность юного спортсмена. От семьи во многом зависит эмоциональное состояние юного спортсмена перед выходом на старт, неразрешенные проблемы, скрытые обиды, конфликты могут влиять не только на спортивный результат, но и на травматизм в процессе соревнования. Особенности взаимоотношений в семье могут повлиять на характер спортивных отношений, и стать причиной изменения спортивных результатов. По нашему мнению, важным условием является характер взаимодействия в системе «ребенок-родитель» и его интенсивность.

Нам представляется важным дальнейшее, более детальное изучение данной проблемы. Необходимо точнее исследовать определенные характеристики семейного взаимодействия, сопоставляя их с особенностями спортивной карьеры юного атлета, расширяя представление о влиянии семьи за рамки описательного положительного или отрицательного типа влияния на установки спортсмена.

Таким образом, краткий обзор исследований влияния семьи на формирование социальных установок юных спортсменов показывает, что семья является незаменимым фактором психического здоровья и формирования психологической устойчивости к негативным воздействиям спортивной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дементьев В.Л., Пужаев В.В., Сахарова Т.Н. Самоопределение личности в процессе спортивной деятельности // Вестник экономической безопасности. - 2018. №1. С. 275-279.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. - М.: Питер, 2008. 352 с.

3. Akandere M., Bastug G., Akdogan Z. The Effects of The Social Environment and Economical State on Their Towards Sports in The Male Marathon Racers // Selcuk University Journal of Institute of Social Sciences. 2009. Vol. 22. pp. 459-466.

4. Moran A. Attitudes to the Sport: Implications for Everyday Life // Studies An Irish Quarterly Review. 1995. Vol. 84, No. 333. pp. 45-52.

5. Котенко К.В. Оценка адаптационных возможностей организма профессиональных спортсменов // Физиотерапевт. - 2013. № 4. С. 28-39.

6. Carmichael D. Youth Sports vs. Youth Crime // Fairplay for Children. 2011.Vol. 8. pp. 2-7.

7. Gerlach L. Telecommunications and Sports: The future of sports in american society // Speech. Academic Search Premier. 2011.Vol. 6. pp. 56-65.

8. Christensen M. K., Sorensen J. K. Sport or school? Dreams and dilemmas for talented young Danish football players // European Physical Education Review. 2009. Vol. 15. pp. 115-133.

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ДОРОФЕЕВА Нина Владимировна ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...

9. Остапенко Д.К. Представления о смысле жизни подростков, занимающихся спортом // Спортивный психолог. 2015. №3. С. 55-59.

10. Нохрин М.Ю. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы системы подготовки юных дзюдоистов к ответственным соревнованиям // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. №3. C. 73-79.

11. Станиславская И.Г. Представления спортсменов о семейных взаимоотношениях//ВестникБФУ. 2013. № 11 С. 105-113.

12. Erdner S. The Relationship Between Family Communication Patterns and the Self-Efficacy of Student-Athletes // Communication & Sport. 2017. Vol. 4. pp. 1-22.

13. Evren H. The Factors Affecting Faculty of Sport Sciences Students' Attitudes towards Sports // §enturk Universal Journal of Educational. 2019. Vol. 3. pp. 272-277.

14. Harwood C. G., Knight C. J. Parenting in youth sport: A position paper on parenting expertise // Psychology in Sport and Exercise. 2015. Vol. 16. pp. 24-35.

15. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.: Деловая Книга, Институт психологии РАН, КСП+, 2000. - 448 с.

16. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: Наука, 1979. -230 с.1Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2010.

- 280 с.

17. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века. - Калининград: Изд-во Калининградского государственного университета, 1999. - 309 с.

18. Yanik M. Attitudes of University Students Towards Sport // Journal of Education and Training Studies. 2018. Vol. 6, No. 5; pp.16-24.

19. Kocak F., Tuncel S., Tuncel, F. Determination of Attitudes of Students Studying at The University Sports Departments // Towards in Ankara Sustainability in Sport, Spormetre, Ankara University Faculty of Sport Sciences. 2015. Vol. 13(1). pp. 29-39.

20. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2010. - 280 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Wylleman P., Lavallee D. A developmental perspective on transitions faced by athletes // Psychology of Sport and Exercise. 2004. Vol. 5. pp. 21-33.

22. Колбасина К. Ю., Алимпиева А. В. Установка студентов вуза на самосохранительное поведение в отношении питания: опыт эмпирического исследования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология.

- 2012. №11. C. 115-124.

23. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

24. Винченко С.Н. Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей //Мать и дитя в Кузбассе. - 2017. №4(71). С. 20-24.

25. Knight C. J., Holt N. L. Parenting in youth tennis: Understanding and enhancing children's experiences // Psychology of Sport and Exercise. 2015. Vol. 15. pp. 155-164.

26. Russe J. Vince Lombardi. P: Gardners Books, 2012. P.96.

27. Loprinzi P.D., Cardinal B.J., Loprinzi K.L., Lee H. Benefits and environmental determinants of physical activity in children and adolescents // Obes Facts. 2012. Vol. 5. pp. 597-610.

28. Merkel D. L. Youth sport: positive and negative impact on young athletes // Open Access J Sports Med. 2015. Vol. 4. pp. 151-160.

29. Михайлова А.А. Технологии контроля за состоянием организма спортсменов // Здоровая семья. - 2011. №3. С. 64-65.

30. Morgan T. K., Giacobbi P. R. Towards two grounded theories of the talent development and social support process of highly successful collegiate athletes // The Sport Psychologist. 2006. Vol. 20. pp. 295-313.

Статья поступила в редакцию 10.08.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.