приглашение i
к дискуссии!
1УДК 159.9 ББК 88.8
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА
НА ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА И УСПЕШНОСТЬ В СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. С. Шемет, Л. В. Густова, С. С. Шемет, В. И. Парфентьев, О. И. Парфентьева
В статье предлагается новый теоретический подход к эмпирическим исследованиям влияния особенностей рождения ребенка на волевые качества и успешность в спортивной деятельности. Приводится сравнение родовой и спортивной деятельности. Выделяется восемь типов рождения, на основании которых выводятся психотипы детей, рожденных разными способами (натальный психотип). Представленные результаты эмпирических исследований позволяют выделить особенности рождения как самостоятельный фактор спортивного отбора, несводимый к биологическим и социальным факторам.
Ключевые слова: рождение, тип рождения (натальный тип), натальный психотип, спортивная деятельность, учебно-тренировочная деятельность, готовность к деятельности, волевые качества.
INFLUENCE OF FEATURES OF THE CHILD'S BIRTH ON VOLITIONAL QUALITIES AND SUCCESS IN SPORTS ACTIVITY
I. S. Shemet, L. V. Gustova, S. S. Shemet, V. I. Parfentiev, O. I. Parfentieva
This study introduced a modern theoretical approach to empirical research of influence of the childbirth features on volitional characteristics and success in sports activity. Comparison of the birth and sports activity was shown in this article. The authors emphasized various psycho-types of children (natal psycho-type) based on the eight types of childbirth. Results of this study allow to conclude that the highlighted childbirth features are self-consistent factors of sports selection that are not simplified to biological and social factors.
Keywords: birth, type of birth (natal type), natal psycho-type, sports activity, training activity, readiness for activity, volitional qualities.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в перинатальной психологии накоплен большой теоретический и эмпирический материал о влиянии типа рождения на психическое и физическое развитие человека, однако до сих пор в спортивной психологии подобные исследования не проводились. Данное исследование является шагом к решению важной задачи психологии - исследования ранних детерминант,
обуславливающих психологические особенности поведения и деятельности человека. Данное исследование посвящено изучению влияния особенностей рождения ребенка на волевые качества и успешность в спортивной деятельности.
Согласно изученным теоретическим подходам, одной из первых и важнейших детерминант освоения любой человеческой деятельности, в том числе и спортивной, служит
биологическое рождение. В работах ведущих исследователей влияния рождения на поведение и деятельность З. Фрейда (1990, 2006), О. Ранка (2009), С. Грофа (1990), Ш. Уорда, А. Хантера (1970), Г. Г. Филипповой (2002), И. Н. Добрякова (2010), Г. Н. Голубевой (2010) И. С. Шемет (2006, 2010, 2013) говорится, что успешный результат рождения закрепляет двигательные паттерны рождения как некую схему, приводящую к успеху. Так, С. Гроф (1990) считает, что рождение - это в первую очередь преодоление, и это определение полностью совпадает с общепсихологическим определением понятия «воля».
Одним из самых существенных в жизни человека является опыт рождения, который, по сути, представляет собой момент формирования врожденных поведенческих актов и это называется в психологии феноменом им-принтинга.
Исследованиями импринтинга занимались многие ученые России, США, Европы - Л. Г. Воронин (1965), С. С. Ташаев (2006), Г. Хорн (1988), Hess, Eckhard (1973), Jaynes, J. (1957). Данные специалисты утверждают, что первые впечатления, которые человек получает, появляясь на свет, лежат в основе информационной программы всей дальнейшей жизни, именно в этот период кодируются базовые поведенческие модели.
Импринтинг (фиксация в памяти, запечат-ление) принято называть специфической формой обучения, то есть фиксацией первой сенсорной и вербальной информации, некоторых информационных параметров, в рамках которых будет осуществляться дальнейшая жизнь, программа дальнейшего поведения. Какими будут эти информационные установки деятельности, зависит от особенностей самого процесса рождения.
Характерными особенностями импринтин-га, отличающими его от других форм научения, являются преимущественное проявление его на ранних этапах постнатального (послеродового) развития, чрезвычайно быстрое осуществление научения (иногда без выраженного подкрепления) относительная необратимость результатов и значительное влияние, оказываемое импринтингом на последующее развитие поведения животных.
И. С. Шемет (2010) считает, что рождение -это первый акт проявления воли, воли к жизни, а особенности первичного волевого акта предопределяют развитие волевых качеств в будущем. От типа рождения зависят особенности психического развития индивида и его психологических характеристик, значимых для спортивной деятельности: волевых качеств, эмоциональной устойчивости, мотивации, способностей.
Теоретическую часть исследования, представленного в статье, влияния особенностей рождения ребенка на волевые качества и успешность в спортивной деятельности, провели И. С. Шемет и Л. В. Густова.
И. С. Шемет (2010) выделяет ряд компонентов родовой деятельности, которые позволяют объяснить рождение через психологические категории деятельности:
1. Важнейшим признаком родовой деятельности является целенаправленная активность.
2. Рождение - это самая первая попытка деятельности у человека, что говорит о существенном влиянии этой деятельности на психическое развитие, а особенности родовой деятельности в значительной степени обуславливают дальнейшую жизнедеятельность.
3. Мотивация. Родовая деятельность не может быть однозначно отнесена ни к одной из потребностей, хотя в том или ином виде удовлетворяет их все. Родовая деятельность, как пра-образ деятельности, реализует и некую пра-потребность человека, лежащую в основе всех других потребностей - базовая потребность в выживании, желание жить и быть - воля к жизни. Воля к жизни реализует потребность в выживании и проявляется в виде деятельности в период рождения человека. Далее эта базовая потребность развивается, дифференцируется и феноменологически проявляется в других потребностях: физиологических, социальных и др. Однако потребность в выживании и желание жить остается как генеральная пружина, суперфактор, определяющий силу других мотиваций.
4. Структура потребностей человека представляет собой временную развертку интегрированной потребности в выживании, в наибо-
лее концентрированном виде проявленной при рождении человека.
5. Базовая потребность человека - это потребность в выживании, а родовые схватки матери - это первое значительное препятствие в жизни, угроза выживанию, то соответственно, родовая деятельность - первое активное преодоление внешних препятствий, первое проявление воли.
6. Родовая деятельность являет волю к жизни человека, желание и способность преодолевать препятствия. Воля как базисное свойство человека дифференцируется в онтологическом развитии и преобразуется в волевые качества личности как устойчивые характеристики, либо в волевые процессы как динамические структуры.
7. С точки зрения деятельностного подхода рождение может рассматриваться как пра-образ деятельности.
Таким образом, сравнение процесса рождения и спортивной деятельности обнаруживает общность их характеристик, что позволяет рассмотреть процесс рождения как базовую матрицу и прототип спортивной деятельности. В то же время спортивная деятельность является символическим продолжением, завершением, реализацией процес-
са рождения. При этом закономерности спортивной деятельности конкретного спортсмена будут зависеть от заложенных у него перинатальных матриц, то есть от особенностей его рождения. Данное сравнение представлено нами в табл. 1.
Проанализировав особенности рождения человека и способы родовспоможения, мы разработали восемь натальных типов (типов рождения).
1-й натальный тип. Родившиеся при помощи метода кесарева сечения по медицинским показаниям, то есть операция по извлечению плода проведена до начала родовой деятельности, до начала схваток (женщина заранее знает о предстоящей операции).
2-й натальный тип. Родившихся при помощи метода экстренного кесарева сечения, когда операция кесарева сечения была предпринята после начала родовой деятельности (после начала схваток, в случае если не получилось родить естественным путем).
3-й натальный тип. Родившиеся раньше срока на 27-36 неделе беременности (недоношенные).
4-й натальный тип. Естественные, нормальные роды продолжительностью от 4 до 12 часов и весе от 3 до 4 кг.
Особенности спортивной деятельности Особенности рождения (родовой деятельности)
Огромная внутренняя мотивация субъекта деятельности В основе родовой деятельности огромная мотивация субъекта к жизни
Высокая конкурентность и агрессивность социальной среды Рождение имеет этап противостояния с агрессивной внешней средой (маткой)
Спортивная деятельность это процесс взаимодействия спортсмена и тренера Рождение представляет собой процесс взаимодействия ребенка и матери
Наличие конкретной значимой цели, требующей полной мобилизации. Достижение цели (победа) приносит огромное моральное удовлетворение Процесс рождения имеет конечную цель: заканчивается победой, выходом плода за пределы матери, связан с ощущением удовлетворения и облегчения
Основной смысл спортивной деятельности — самореализация Смысл рождения — первая и важнейшая самореализация
Спортивная деятельность связана с наличием и преодолением физической боли и эмоциональных потерь, необходимостью значительных физических и моральных усилий Рождение связано с физической болью. Рождение связано с риском для жизни. Рождение требует системной мобилизации
Спортивная деятельность включает в себя два различных по интенсивности типа деятельности — тренировочную и соревновательную Рождение имеет интенсивный характер протекания по сравнению с предыдущим утробным периодом
Спортсмен одновременно выступает в качестве и субъекта, и объекта деятельности, осуществляет деятельность, направленную на себя Ребенок одновременно выступает в качестве и субъекта, и объекта родовой деятельности — он рождается и его рожают
Таблица 1
Сравнение особенностей спортивной деятельности и процесса рождения по И.С. Шемет (2010)
5-й натальный тип. Сложные роды, когда рождение шло с выдавливанием, наложением щипцов, обвитием пуповиной, ножками вперед или ягодицами вперед.
6-й натальный тип. Переношенные на 2 недели и более.
7-й натальный тип. Затяжные роды, длящиеся более 16 часов.
8-й натальный тип. Родившиеся в процессе стремительных родов продолжительностью от 0 до 3 часов.
Таким образом, мы видим, что натальные типы существенно отличаются друг от друга по количеству и качеству психологического и физического опыта, полученного в процессе биологического рождения:
Развивая идеи И. С. Шемет, сравнивая родовую и спортивную деятельность, Л. В. Густова выводит еще один общий признак, от которого зависит успешность этих видов деятельности -состояние готовности к ее выполнению. Существующие типы рождения отличаются друг от друга по степени готовности субъекта к выполнению деятельности, то есть готовности ребенка к появлению на свет, и готовности матери к родовой деятельности - субъектов родовой деятельности.
Вопрос о готовности к деятельности стал предметом исследований физиологов, психологов с начала XX в. Тогда вопросы готовности начали разрабатываться с позиции теории рефлексов И. П. Павлова (2001) и с позиции теории установки Д. Н. Узнадзе (2001), также в других психологических теориях. Выявлением физиологических, нейрофизиологических и психологических механизмов регуляции и саморегуляции поведения занимались Н. А. Берн-штейн, А. Р. Лурия, П. К. Анохин (1949). Со второй половины ХХ в. проблемой готовности занимались спортивные психологи Ф. Генов (1982), А. Ц. Пуни (1949), Г. И. Савенков, В. Ф. Со-пов (2010) и др.
И. П. Павлов (2001) говорил о наличии в физиологическом плане представления об опережающем возбуждении и назвал это состоянием «предупредительной деятельности» - постоянное стремление высокоспециализированных организмов к развитию ими будущих приспособительных актов, когда организм должен подготовить себя по сигналу к предстоящим
событиям для того, чтобы их можно было результативно осуществлять.
П. К. Анохин (1949) создал теорию «опережающего возбуждения», которую в последствии назвал «акцептор результата действия» -механизм прогноза возможных результатов своего поведения. Согласно данной способности головного мозга, каждый организм создает такие приспособительные реакции, которые ему необходимы для поддержания взаимоотношений со средой.
Обобщая психологические определения понятия готовности к деятельности О. В. Михайлов (2007), отмечает, что «готовность рассматривается как первичное, фундаментальное исходное условие успешного выполнения деятельности любой сложности. По своей сути готовность представляет степень мобилизации всех внутренних ресурсов человека в целях наиболее эффективного решения определенных задач» [1].
Готовность к деятельности понимается [2-5] интегральное состояние, отражающее степень соответствия характеристик человека как индивида, личности и субъекта требованиям той или иной деятельности и оптимальным моделям функционирования человека в той или иной сфере его жизнедеятельности и обеспечивающее целенаправленную активность субъекта в преодолении внутренних и внешних противоречий и творческой реализации планов и программ деятельности.
Относительно спортивной деятельности готовность - это психическое состояние, которое характеризуется совокупностью признаков. Совокупность признаков готовности к соревнованию включает: готовность идейную, моральную, функциональную, психическую и специальную (физическую, техническую, тактическую, теоретическую) в их единстве (Со-пов В. Ф., 2010).
Родовая деятельность, как и спортивная, связана с мобилизацией всех внутренних ресурсов человека по преодолению внутренних и внешних противоречий и реализации программы деятельности. Так ребенок и мать посылают сигнал о том, что они готовы к рождению, либо за них это делают другие, путем стимулирования родовой деятельности, путем
операционного вмешательства в случае кесарева сечения.
Характеристика сигналов готовности к выполнению родовой деятельности при различных типах рождения разработана с учетом двух показателей:
Первый показатель - сигнал готовности к родовой деятельности исходящий от субъектов данного процесса - матери и ребенка.
Второй показатель - природа взаимодействия субъектов родовой деятельности в диаде «Мать - Дитя» или в триаде «Мать - Дитя -Врач».
Характеристика сигналов готовности к родовой деятельности при различных типах рождения, по Л. В. Густовой, представлена в табл.2.
Из таблицы видно, что в случае кесарева сечения по медицинским показаниям до начала родовой деятельности сигнала готовности к родовой деятельности нет ни от матери, ни от ребенка, весь процесс рождения происходит за счет внешнего вмешательства. В случае преждевременных родов раньше срока на 27-36 неделе сигнал готовности к родовой деятель-
ности присутствует у матери и отсутствует у ребенка, констатируется полная неготовность и несформированность функциональных систем организма, а следовательно, несформирован-ность функциональной психологической системы деятельности. Процесс рождения носит внезапный характер.
Естественные нормальные роды продолжительностью от 4 до 12-14 часов начинаются сигналом готовности к родовой деятельности от матери и от ребенка, деятельность осуществляется естественным путем без сбоя в программе. В случае сложных родов сигнал готовности к родовой деятельности есть от матери и от ребенка, однако этот сигнал утрачивается, происходит сбой, отказ от деятельности и завершение деятельности происходит при помощи внешнего вмешательства третьего субъекта - выдавливания, наложения щипцов, применения вакуум-экстрактора.
При переношенной беременности сигнала готовности к родовой деятельности нет ни от матери, ни от ребенка, при сформированно-сти функциональных систем организма выявляется неготовность к выполнению родовой
Таблица 2
Характеристика сигналов готовности к родовой деятельности у различных натальных типов, по Л. В. Густовой
Натальный тип Сигнал готовности к родовой деятельности от ребенка (1 Субъект деятельности) Сигнал готовности к родовой деятельности от матери (2 Субъект деятельности) Внешнее вмешательство (3 Субъект деятельности)
1-й натальный тип. Кесарево сечение по медицинским показаниям до начала родовой деятельности +
2-й натальный тип. Кесарево сечение после начала родовой деятельности, экстренное + + +
3-й натальный тип. Преждевременные роды проходят раньше срока на 27—36 неделе +
4-й натальный тип. Естественные нормальные роды продолжительностью от 4 до 12—14 часов + +
5-й натальный тип. Сложные роды, с выдавливанием, обвитием пуповиной, ягодичным предлежанием или наложением щипцов + + +
6-й натальный тип. Переношенная беременность на 2 недели и более - - +
7-й натальный тип. Затяжные роды продолжительностью более 14 часов + + +
8-й натальный тип. Стремительные роды от 0 до 3 часов + + -
деятельности, что проявляется в нежелании рожать и/или рождаться, начало родовой деятельности происходит при помощи внешнего вмешательства - искусственно стимулируется медикаментами, прокалыванием плодного пузыря.
Затяжные роды продолжительностью более 14 часов. В данном случае сигнал готовности к родовой деятельности есть и от матери и от ребенка, но он очень слабый, процесс идет очень медленно.
Стремительные роды характеризуются сигналом готовности к родовой деятельности и от матери, и от ребенка, деятельность осуществляется очень интенсивно, без задержек в фазах рождения.
Данные теоретические подходы послужили основой для постановки цели нашего эксперимента - выявление взаимосвязи между наталь-ным типом и волевыми качествами у спортсменов различной квалификации и видов спорта. Мы представляем результаты двух исследований по выявлению взаимосвязи между наталь-ным типом и волевыми качествами, проведенных на различных выборках спортсменов.
Эмпирическую часть исследования, представленного в статье, провели С. С. Шемет (2014), В. И. Парфентьев (2013), О. И. Парфен-тьева.
Гипотеза исследования. Натальный тип является фактором, влияющим на развитие волевых качеств и успешности спортивной деятельности. Мы предполагаем, что фактором успешности в спорте, спортивного отбора, и спортивного долголетия является тип рождения человека, то есть определенная специфика биологического рождения.
Характеристика первой выборки: Всего в исследовании приняли участие 1226 опрошенных, среди них 613 матерей испытуемых, которые выступали в качестве экспертов по особенностям биологического рождения участников эксперимента и 613 человек составили экспериментальную выборку, из них 234 мужчин и 379 женщин, в возрасте от 10 до 60 лет, среди них 110 человек, не занимающихся спортом, и 503 спортсмена различной квалификации в 51 виде спорта.
Характеристика второй выборки. В исследовании приняли участие 33 футболиста 1996-
1997 г. р., также к исследованию были привлечены матери футболистов.
Проверка гипотезы осуществлялась с помощью следующих методов:
Анкетирование. При помощи анкеты, применяемой в перинатальной психологии, мы выявляли тип рождения (естественный, с осложнениями или оперативным вмешательством), продолжительность родов, вес ребенка при рождении, количество родов по счету и др. Заполнение анкеты осуществлялось мамами испытуемых.
Стандартизированный психодиагностический опросник «Волевые качества личности» (ВКЛ) М. В. Чумакова.
Математические методы: математический метод процентного представления данных, многофункциональный статистический критерий ф - угловое преобразование Фишера, од-нофакторный дисперсионный анализ.
Проанализировав данные перинатальной анкеты, мы распределили обе выборки по восьми натальным типам (типам рождения), которые мы разработали совместно с И. С. Шемет. Натальные типы существенно отличаются друг от друга по количеству и качеству психологического и физического опыта, полученного в процессе биологического рождения:
1-й натальный тип. Родившиеся при помощи метода кесарева сечения по медицинским показаниям, то есть операция по извлечению плода проведена до начала родовой деятельности - 24 человека.
2-й натальный тип. Родившихся при помощи метода экстренного кесарева сечения, когда операция кесарева сечения была предпринята после начала родовой деятельности - 44 человека.
3-й натальный тип. Родившиеся раньше срока на 27-36 неделе беременности (недоношенные) - 59 человек.
4-й натальный тип. Естественные, нормальные роды продолжительностью от 4 до 12 часов - 323 человека.
5-й натальный тип. Сложные роды, когда рождение шло с выдавливанием, наложением щипцов, обвитием пуповиной, ножками вперед или ягодицами вперед, реанимацией - 22 человека.
6-й натальный тип. Переношенные на 2 недели и более - 14 человек.
7-й натальный тип. Затяжные роды, длящиеся более 16 часов - 34 человека.
8-й натальный тип. Родившиеся в процессе стремительных родов продолжительностью от 0 до 3 часов - 88 человек.
Распределение первой выборки (613 человек) по натальным типам, лиц, не занимающихся спортом и спортсменов, имеющих различную квалификацию от детских и юношеских разрядов до званий мастера спорта международного класса и звание заслуженного мастера спорта, представлено на рис. 1.
Проанализировав распределение наталь-ных типов в зависимости от спортивной квалификации на первой выборке (613 человек), нами были выявлены следующие закономерности:
1. Закономерность, что нормальные естественные роды, продолжительностью от 4 до 12 часов являются фактором, благоприятствующим спортивной деятельности. По мере роста спортивной карьеры в выборке значимо преобладают спортсмены, родившиеся в процессе естественных нормальных родов без осложнений продолжительностью от 4 до 12 часов. Данная закономерность является общей, поскольку не имеет половых различий и не зависит от вила cnoDTa. Что подтвеождается стати-
стически значимой динамикои прироста количества спортсменов, родившихся нормальным естественным путем.
2. В процессе спортивной карьеры отсеиваются спортсмены, имеющие осложненное рождение. На первых квалификационных этапах в спорте, когда идет включение спортсмена в соревнования более высокого уровня, либо наступает необходимость выполнения более высоких нормативов для перехода на следующий квалификационный этап, где надо проявлять напор, выносливость, волю, участие в конкурентной борьбе за победу, происходит выбывание спортсменов, имеющих осложненное рождение.
Спортсмены, имеющие 3-й натальный тип (рожденные недоношенными) первично выбывают из спорта на этапе получения спортивного разряда (юношеский, взрослый, КМС). Мы видим, что количество недоношенных сокращается с 21% до 7%. Вторая волна отсева рожденных недоношенными происходит на стадии получения спортивного звания (МС, МСМК, ЗМС) и сокращается с 7% до 2%.
На стадии перехода к получению спортивного звания полностью выбывают спортсмены, рожденные переношенными (6-й натальный тип) от 3% до 0%.
3. Также мы выявили, что практически половина (47%) из всех оебят. начавших заниматься
нет без разряда юн и
мсмк змс
■ 1 натальный тип
3 натальнь
'«^•4 натальнь
=>7 натальнь
Рис. 1. Распределение первой выборки (613 человек) по натальным типам в зависимости
от спортивной квалификации
Рис. 2. Динамика распределения натальных типов в группе футболистов 1996-1997 г.р.
спортом - это родившиеся в процессе нормальных естественных родов продолжительностью от 4 до 12 часов (4-й натальный тип).
4. Еще одна закономерность, которую мы выявили, заключается в том, что на стадии выбора спортивной деятельности разнообразие натальных типов, отклоняющихся от нормального естественного способа рождения, составляет 53%, - это кесарево сечение, преждевременные или переношенные роды, сложные роды с обвитием пуповиной или ягодичным предлежанием плода, и это по нашему мнению продиктовано, тем, что мотивация занятий спортом исходит от родителей или самого человека, собирающегося заниматься спортом, которые предполагают, что физические упражнения будут способствовать укреплению здоровья, развитию тела и преодолению недостатка здоровья и физической крепости, которые ребенок имеет с рождения. Это подтверждается.
При изучении частных закономерностей взаимосвязи натального типа и успешности спортивной деятельности было выявлено, что продолжительность процесса рождения и показатели веса при рождении никак не сказываются на успешности спортивной деятельности.
Динамика распределения второй выборки (33 футболистов 1996-1997 г. р.) по натальным типам в ходе исследования в период 2009-2012 гг. отражена на рис. 2.
Из графика видно, если что футболистов, имеющих 4-й натальный психотип (естественные нормальные роды продолжительностью 4-12 ч), было 52% в первом срезе, то через 4 года в четвертом срезе их стало 88%. В ходе спортивной карьеры у
футболистов за 4 года из команды выбыли представители 2-го натального психотипа (кесарево сечение после схваток), в первом срезе 12%, через 4 года 0%; представители 3-го натального психотипа (недоношенные) в первом срезе 6%, во втором срезе 0%; представители 5-го наталь-ного психотипа (сложные роды) 9% в первом срезе, а в четвертом срезе 0%; также отсеиваются представители 7-го натального психотипа (затяжные роды более 16 часов) 9% в первом срезе и 0% в четвертом срезе.
В четвертом срезе было выявлено, что футболисты, рожденные без осложнений в процессе нормальных естественных родов продолжительностью до 12 часов, - это 4-й натальный тип - представляют 88% выборки: это 17 футболистов, которые получили предложение о заключении контракта в профессиональный футбольный клуб. Также среди футболистов, с которыми заключили контракт в профессиональный футбольный клуб, 1 футболист имеет 8-й натальный психотип (6%) и 1 футболист имеет 1-й натальный психотип (6%). Что подтверждает гипотезу нашего исследования о
Рис. 3. Результаты психологической диагностики первой выборки (113 спортсменов) по опроснику «Волевые качества личности»
МП
нзтэльные психотипы i 4 натальный психотип
Рис. 4. Результаты психологической диагностики второй выборки (33 футболиста 1996-1997 г.р.) по опроснику М. В. Чумакова «Волевые качества личности»
том, что успешность футболистов 12-17 лет зависит от натального психотипа. Спортсмены, имеющие естественное рождение, продолжительностью 4-12 часов, - 4-й натальный психо-тип - более успешны в футболе, чем спортсмены остальных натальных психотипов.
Таким образом, эмпирически подтвердилось, что футболисты 4-го натального психотипа являются более успешными в спортивной деятельности, они перешли из детско-юношеского в профессиональный спорт. Результаты натального прогнозированию успешности спортивной деятельности футболистов 19961997 г.р. за период 2009-2012 г. практически сбылись в ходе нашего естественного лонги-тюдного исследования.
Далее мы провели диагностику волевых качеств на двух выборках спортсменов по опроснику «Волевые качества личности» М. В. Чумакова.
На первой выборке - 113 спортсменов в каждой спортивной квалификационной группе - мы сравнивали волевые качества между группами спортсменов, имеющих 4-й наталь-ный тип, то есть естественно рожденных, и спортсменов, имеющих остальные натальные типы (типы рождения).
На второй выборке - 33 футболиста 19961997 г.р. - мы также сравнивали волевые качества между группами спортсменов, имеющих 4-й натальный тип, то есть естественно рожденных, и спортсменов, имеющих остальные натальные типы (типы рождения).
Результаты психологической диагностики первой выборки (113 спортсменов) по опроснику «Волевые качества личности» отображены на рис. 3.
Из общевыборочных данных видно, что у спортсменов 4-го натального типа более разви-
ты волевые качества в целом, а особенно ответственность, решительность, инициативность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность и целеустремленность, и это не зависит от спортивной квалификации и вида спорта, а у спортсменов, имеющих остальные на-тальные типы, волевые качества развиты меньше. Все это получило статистическое подтверждение.
Из общевыборочных данных видно, что у спортсменов 4-го натального типа более развиты волевые качества в целом, а особенно ответственность, решительность, инициативность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность и целеустремленность, и это не зависит от спортивной квалификации и вида спорта, а у спортсменов, имеющих остальные натальные типы, волевые качества развиты меньше. Все это получило статистическое подтверждение.
Результаты психологической диагностики футболистов 1996-1997 г.р. (33 спортсмена) по опроснику «Волевые качества личности» отображены на рис. 4.
Психодиагностическое исследование волевых качеств футболистов 1996-1997 г.р. также показало, что у естественно рожденных по сравнению с другими натальными типами более развиты волевые качества, и это подтверждается статистически.
В результате проведенного исследования нами были подтверждены выдвинутые гипотезы и сделаны следующие выводы:
1. Натальный тип рождения является фактором, влияющим на успешность спортивной деятельности.
2. Группы спортсменов различной квалификации отличаются по преобладающим на-тальным типам.
3. Волевые качества являются опосредующей психологической характеристикой во взаимосвязи натального типа и успешности спортивной деятельности, поскольку у спортсменов 4-го натального типа более развиты волевые качества, и они более успешны в спортивной карьере.
На основании проведенного нами исследования мы можем утверждать, что воля закладывается в момент самого рождения, предопре-
Таблица 3
Сравнение характеристик натального психотипа по методике и эмпирически полученная характеристика
натального психотипа на выборке (2014)
Натальный психотип Кол- во чел. Характеристика натального психотипа по методике Эмпирически полученная характеристика натального психотипа на выборке Прогноз успешности спортивной деятельности
I Кесарево сечение по медицинским показаниям 1 Хорошие результаты в тренировочном процессе. Присущ страх борьбы, прямого столкновения и агрессии. Характерны психосоматические расстройства - заболевают перед ответственными мероприятиями, пассивны, не уверены в себе. Отсутствует мотивация к состязаниям. Отсутствуют напор и лидерские качества, неинициативны, несамостоятельны На тренировках и просмотрах показывает себя хорошо, слушает тренера, старается чувствовать других. В игре отскакивает от мяча. Слабый характер, если не получается — опускает руки Не подходит спорт высших достижений
II Экстренное кесарево сечение, после начала схваток 4 Победа может быть достигнута «чудесным образом», при удачно сложившихся обстоятельствах. Самостоятельно не удается довести борьбу до победы. Свойственна надежда на «чудо». Характерно ощущение тревоги и страх неожиданности. Не хватает личных психических и физических сил дойти до победы Хорошо развит интеллектуально, способен на нестандартные решения. Быстрый, шустрый, обладает всеми данными для игры на своей позиции, хорошо оснащен технически. Необязательный, не пытается преодолеть трудности, жалеет себя. Хроническая усталость. Ранимый, ведомый, добродушный. Средние способности Не подходит спорт высших достижений
III Преждевременные роды (недоношенные) 2 Физически не выносливы, слабое здоровье, есть эмоциональные проблемы. Характерны неготовность вести борьбу, чрезмерное волнение, низкая мотивация. Не могут находиться в условиях напряженной деятельности; труднообучаемы Нет спортивной злости. Плохие физические данные, медлителен. Ведомость, нет борьбы Подходит адаптивная физическая культура, занятия спортом не принесут высоких результатов
IV Естественные нормальные роды продолжительностью 4—12 часов 17 Обладают эмоциональными и волевыми преимуществами. Имеют открытый характер. Легко преодолевают трудности, достигают побед, выносливы. Обладают лидерскими качествами, добиваются поставленных целей, хорошо обучаемы. Характерна целеустремленность, храбрость, смелость, эмоциональная устойчивость Характерны работоспособность, справедливость, ответственность, подвижность, необидчивость, щедрость. Лидер, способен повести за собой, есть потенциал, выполняет установку тренера, старается работать над собой. Боец, в игре не боится атаки, проявляет смелость, инициативу. Явная мотивация играть в первом составе. Деятелен. Стабильность на хорошем уровне, одни из ведущих игроков. Знают себе цену Рекомендуются занятия спортом
Окончание таблицы 3
Натальный психотип Кол- во чел. Характеристика натального психотипа по методике Эмпирически полученная характеристика натального психотипа на выборке Прогноз успешности спортивной деятельности
V Сложные роды (с выдавливанием, обвитием пуповиной, применением щипцов/ вакуум, реанимации) 3 Всегда стремятся к цели. Хорошо тренируются. Охотно участвуют в соревнованиях. Выносливы в борьбе. Склонны придумывать себе препятствия, чтобы их преодолевать. Не испытывают удовлетворения от победы и не видят смысла жизни без борьбы. Страдают чувством несправедливости, склонны к депрессиям. Могут легко бросить дело. Нуждаются в успокоении и комфорте. Часто отвергают помощь сторонних лиц, чувствуют безысходность Хорошо проводят единоборства в игре, выносливы. С удовольствием посещают тренировки. Тело зажатое, часто получают травмы. Характерна подавленная злость, неразговорчивость Рекомендуются единоборства и экстремальные виды спорта
VI Переношенные на 2 недели и более Испытывают страх перед ответственными событиями. Характерна истеричность, нервные расстройства (вегетососудистая дистония) В экспериментальной выборке не было футболистов 6-го натального психотипа Занятия спортом не принесут высоких результатов
VII Затяжные роды, длящиеся более 16 часов 3 Имеют безграничное терпение, недисциплинированны, нуждаются в постоянной помощи и контроле со стороны. Не торопятся, тратят много времени на выполнение поставленной задачи Характерны трусость, отсутствие лидерских качеств, нет спортивной злости, старательны, со всеми дружат. Делают много лишних движений, быстро устают, в игре хватает на 15 минут. Постоянно нужно подгонять. Такой игрок спокойно, уверенно «отрабатывает время на поле», не спешит, не боец. Преобладает спокойное, слегка отрешенное эмоциональное состояние Занятия спортом не принесут высоких результатов
VIII Стремительные роды от 0 до 3 часов 3 Удачливы в тех видах деятельности, где необходима быстрая реакция. Нетерпеливы, имеют трудности в приобретении новых навыков. Не достигают результата из-за недостатка терпения Высокая скорость в игре, динамика. Хорошие физические данные, умные, хорошо развиты технически, тактически. Стремятся быть лидерами. Целеустремленные, не любят проигрывать. В футболе безошибочны, умелое взаимодействие с мячом, точные передачи. Отличные взаимоотношения и с командой, и с тренерами. Иногда наблюдается потеря концентрации, может быстро выдохнуться Рекомендуются занятия спортом, но из-за недостатка терпения могут не достигнуть результата, бросить спорт
деляя уровень развития волевых качеств человека в будущем, и это является альтернативным устоявшемуся мнению о том, что воля формируется только в ходе процесса социализации или педагогического процесса, в том числе процесса спортивной тренировки.
Согласно анализу теоретических и эмпирических исследований мы выяснили, что тип рождения влияет на развитие личностных качеств, значимых для спортивной деятельности, и решили разработать методику натального прогнозирования успешности спортивной деятельности.
В данной методике мы классифицировали психологические особенности личности и поведения, характерные для каждого из восьми натальных типов, то есть определили восемь натальных психотипов и указали, какие из них способствуют успешности спортивной деятельности, а какие нет. В методику включены 10 вопросов, касающиеся типа рождения, которые заполняет мать спортсмена.
Для натального прогнозирования необходимо сопоставить положительные и отрицательные характеристики спортсмена в процессе спортивной деятельности, полученные от эксперта - тренера или психолога, с особенностями его натального психотипа.
В случае если обнаруживается совпадение психологической характеристики спортсмена и феноменологии его спортивной деятельности, то можно с достаточной долей вероятности предположить, что проблемы спортивной деятельности вызваны натальным фактором. В данном случае можно рекомендовать спортсмену психологическую коррекцию натально-го опыта с целью повышения успешности спортивной деятельности.
В случае если натальный психотип и данные наблюдения спортивной деятельности не совпадают по феноменологии, то с большой долей вероятности можно предположить, что проблемы в спортивной деятельности вызваны другими, ненатальными факторами.
Преимущество данной методики заключается в том, что она позволяет быстро, не нагружая длительными процедурами, осуществлять долговременное прогнозирование успешности спортивной деятельности на основании психологической характеристики спортсмена по его натальному психотипу.
В табл. 3 сопоставлены натальный психотип каждого футболиста нашей выборки, полученный согласно методике натального прогнозирования успешности спортивной деятельности, и натальный психотип, который мы получили эмпирически, используя характеристики спортсмена в процессе спортивной деятельности, которые дал тренер-эксперт при помощи анкетирования и наблюдений психологов на нашей выборке.
Таким образом, эмпирически подтвердилось, что футболисты 4-го натального психотипа являются более успешными в спортивной деятельности, они перешли из детско-юношеского в профессиональный спорт. Результаты натального прогнозирования успешности спортивной деятельности футболистов 19961997 г. р. за период 2009-2012 гг. практически сбылись в ходе нашего естественного лонги-тюдного исследования.
Выводы по результатам экспериментального исследования
1. Результаты психодиагностики, данные наблюдений психологов и экспертных оценок тренера особенностей личностных качеств и спортивной деятельности футболистов 19961997 г. р., полученные в нашем эксперименте, подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что естественное нормальное рождение без осложнений - 4-й натальный психотип -способствует успешности в спортивной деятельности и развитию волевых качеств.
2. Методика натального прогнозирования успешности спортивной деятельности обладает высоким прогностическим потенциалом для построения спортивной карьеры в футболе и может быть рекомендована для спортивного отбора.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Jaynes, J. Imprinting: The interaction of learned and innate behavior. The critical periods [Text] / J. Janes // J. of Comparative and Physiological Psychology. - 1957. - 50: 6.
2. Шемет, И. С. Интегративные психотехнологии в социальной работе [Текст] / И. С. Шемет; Костром. гос. ун-т. - Кострома: КГУ, 2004. - 226 с.
3. Воронин, Л. Г. Эволюция высшей нервной
деятельности [Текст] / Л. Г. Воронин. - М.: Наука, 1977. - 127 с.
4. Хорн, Г. Память, импринтинг, мозг [Текст] / Г. Хорн. - М.: Мир, 1988. - 344 с.
5. Hess, E. Imprinting: Early Experience and the Developmental Psychobiology of Attachment [Text] / E. Hess. - New York: Van Nostrand Reinhold, 1973.
6. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе [Текст] / З. Фрейд; пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. - М.: АСТ, 2006.
- 400 с.
7. Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений [Текст] / З. Фрейд; под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
8. Ранк, О. Травма рождения и ее значение для психоанализа [Текст] / О. Ранк. - М.: Когито-Центр, 2009. - 240 с.
9. Гроф, С. За пределами мозга [Текст] / С. Гроф. - М.: Изд-во Моск. трансперсонального центра, 1993. - 504 с.
10. Уорд, Ш. Развитие терапии родовых и внутриутробных травм [Электронный ресурс] / Ш. Уорд, А. Хантер. - Режим доступа: http:// www.childpsy.ru/lib/articles/id/10112.php (дата обращения: 17.09.2014).
11. Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст]: учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 240 с.
12. Добряков, И. В. Перинатальная психология [Текст] / И. В. Добряков. - СПб: Питер, 2010.
- 272 с.
13. Голубева, Г. Н. Этапы формирования активного двигательного режима ребенка в процессе адаптации к внешней среде [Текст] / Г. Н. Голубева // Фундаментальные исследования. - 2010. - № 9. - С. 156-157.
14. Шемет, И. С. Интеграция психики: концепция, метод, эксперимент [Текст] / И. С. Ше-мет. - М.: Редакцион.-издат. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006.
- 192 с.
15. Шемет, И. С. Влияние перинатального опыта на уровень эмоциональной интеграции у детей среднего дошкольного возраста [Текст] / И. С. Шемет, А. А. Морозова // Вестн. инте-гратив. психологии. Журн. для психологов. Вып. 11 / под ред. В. В. Козлова. - Ярославль: Аверс плюс, 2013. - С. 352-355.
16. Шемет, И. С. Рождение и деятельность [Текст] / И. С. Шемет // Вестн. интегратив. психологии. Журн. для психологов. Вып. 8 / под ред. В. В. Козлова. - Ярославль - М., 2010. - С. 104.
17. Ташаев, Ш. С. Влияние импринтинга в момент родов на последующую жизнь индивидуума. [Электронный ресурс] / Ш. С. Ташаев. - Режим доступа: http://www.iptp.ru/ publikacii/vliyanie-imprintinga-v-moment-rodov-na-posleduyuschuyu-zhizn-individuuma (дата обращения: 17.09.2014).
18. Павлов, И. П. Рефлекс свободы [Текст] / И. П. Павлов. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.
19. Узнадзе, Д. Н. Психология установки [Текст] / Д. Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
20. Проблемы высшей нервной деятельности [Текст]: сб. ст. / под ред. П. К. Анохина. - М.: АМН СССР, 1949. - С. 9-128.
21. Генов, Ф. Психология управления: Основные проблемы [Текст] / Ф. Генов; пер. с болг.; общ. ред. и вступит. ст. Б. Ф. Ломова,
B. Ф. Венды. - М.: Прогресс, 1982. - 422 с.
22. Пуни, А. Ц. К психологической характеристике предстартового состояния спортсмена [Текст] / А. Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры. - 1949. - № 7. - С. 519-526.
23. Сопов, В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте [Текст] / В. Ф. Сопов. - М., 2010. - 116 с.
24. Михайлов, О. В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития [Текст]: дис. ... канд. пси-хол. наук / О. В. Михайлов. - М., 2007.
25. Шемет, С. С. Лонгитюдное исследование взаимосвязи натального психотипа и успешности спортивной деятельности [Текст] / С.
C. Шемет // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5 (ч. 4). - С. 865-871.
26. Парфентьев, В. И. Исследование взаимосвязи типа рождения и успешности спортивной деятельности [Текст] / В. И. Парфентьев // Фундаментальные исследования. - 2013. -№ 6 (ч. 2). - C. 470-473.
REFERENCES
1. Jaynes J. Imprinting: The interaction of learned and innate behavior. The critical periods. J. of
Comparative and Physiological Psychology, 1957, 50: 6.
2. Shemet I. S. Integrativnye psikhotekhnologii v sotsialnoy rabote (Integrative psychological technologies in social work). Kostroma: KGU, 2004. 226 p.
3. Voronin L. G. Evolyutsiya vysshey nervnoy dey-atelnosti (Evolution of higher nervous activity). Moscow: Nauka, 1977. 127 p.
4. Khorn G. Pamyat, imprinting, mozg (Memory, imprinting, brain). Moscow: Mir, 1988. 344 p.
5. Hess E. Imprinting: Early Experience and the Developmental Psychobiology of Attachment. New York: Van Nostrand Reinhold, 1973.
6. Freyd Z. Osnovnye psikhologicheskie teorii v psikhoanalize (Basic psychological theories in psychoanalysis). Moscow: AST, 2006. 400 p.
7. Freyd Z. Psikhologiya bessoznatelnogo: sbornik proizvedeniy (Psychology of the Unconscious: collection of works). Ed. M. G. Yaroshevskiy. Moscow: Prosveshchenie, 1990. 448 p.
8. Rank O. Travma rozhdeniya i ee znachenie dlya psikhoanaliza (Birth trauma and its significance for psychoanalysis). Moscow: Kogito-Tsentr,
2009. 240 p.
9. Grof S. Zapredelami mozga (Beyond the brain). Moscow: Izd-vo Mosk. transpersonalnogo tsen-tra, 1993. 504 p.
10. Uord Sh., Khanter A. Razvitie terapii rodovykh i vnutriutrobnykh travm (Development of therapy of birth and fetal injuries). Available at: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10112. php (accessed 17.09.2014).
11. Filippova G. G. Psikhologiya materinstva: ucheb. posobie (Psychology of maternity: manual). Moscow: Izd-vo In-ta psikhoterapii, 2002. 240 p.
12. Dobryakov I. V. Perinatalnaya psikhologiya (Perinatal psychology). Saint-Petersburg: Piter,
2010. 272 p.
13. Golubeva G. N. Etapy formirovaniya aktivnogo dvigatelnogo rezhima rebenka v protsesse adap-tatsii k vneshney srede (Stages of formation of the active motor regimen of a child in the process of adaptation to the environment). Funda-mentalnye issledovaniya (Fundamental studies), 2010, No. 9, pp. 156-157.
14. Shemet I. S. Integratsiyapsikhiki: kontseptsiya, metod, eksperiment (Integration of the psyche: concept, method, experiment). Moscow: Redaktsion.-izdat. tsentr Konsortsiuma «Sotsi-alnoe zdorovye Rossii», 2006. 192 p.
15. Shemet I. S., Morozova A. A. Vliyanie perina-
talnogo opyta na uroven emotsionalnoy inte-gratsii u detey srednego doshkolnogo vozrasta (Influence of perinatal experience on the level of emotional integration of children of middle preschool age). Vestn. integrativ. psikhologii. Zhurn. dlya psikhologov (Herald of integrative psychology. Journal for psychologists). Iss. 11. Ed. V. V. Kozlov. Yaroslavl: Avers plyus, 2013, pp.352-355.
16. Shemet I. S. Rozhdenie i deyatelnost (Birth and activity). Vestn. integrativ. psikhologii. Zhurn. dlya psikhologov (Herald of integrative psychology. Journal for psychologists). Iss. 8. Ed. V. V. Kozlov. Yaroslavl - Moscow, 2010, pp. 104.
17. Tashaev Sh. S. Vliyanie imprintinga v moment rodov na posleduyushchuyu zhizn individuuma (Influence of imprinting at the moment of delivery on the subsequent life of the individual). Available at: http://www.iptp.ru/publikacii/vliyanie-imprint-inga-v-moment-rodov-na-posleduyuschuyu-zhizn-individuuma (accessed 17.09.2014).
18. Pavlov I. P. Refleks svobody (Freedom reflex). Saint-Petersburg: Piter, 2001. 432 p.
19. Uznadze D. N. Psikhologiya ustanovki (Psychology of attitude). Saint-Petersburg: Piter, 2001. 416 p.
20. Problemy vysshey nervnoy deyatelnosti: sb. st. (Problems of higher nervous activity: collection of articles). Ed. P. K. Anokhin. Moscow: AMN SSSR, 1949, pp. 9-128.
21. Genov F. Psikhologiya upravleniya: Osnovnye problemy (Psychology of management: The main problems). Transl. from Bulgarian. Moscow: Progress, 1982. 422 p.
22. Puni A. Ts. K psikhologicheskoy kharakteris-tike predstartovogo sostoyaniya sportsmena (On the psychological characteristics of sportsman's readiness for action). Teoriya i praktika fizicheskoy kultury (Theory and practice of physical culture), 1949, No. 7, pp. 519-526.
23. Sopov V. F. Teoriya i metodika psikhologicheskoy podgotovki v sovremennom sporte (Theory and methods of psychological training in modern sport). Moscow, 2010. 116 p.
24. Mikhaylov O. V. Gotovnost k deyatelnosti kak akmeologicheskiy fenomen: soderzhanie i puti razvitiya (Readiness for activity as an acmeo-logical phenomenon: the contents and the ways of development). Moscow, 2007.
25. Shemet S. S. Longityudnoe issledovanie vzai-mosvyazi natalnogo psikhotipa i uspeshnosti sportivnoy deyatelnosti (Longitudinal study of the relation between natal psycho-type and success in sports activity). Fundamentalnye issle-dovaniya (Fundamental studies), 2014, No. 5 (p. 4), pp. 865-871.
26. Parfentyev V. I. Issledovanie vzaimosvyazi tipa rozhdeniya i uspeshnosti sportivnoy deyatelnosti (Study of the relation between type of birth and success in sports activity). Fundamentalnye issledovaniya (Fundamental studies), 2013, No. 6 (p. 2), pp. 470-473.
Шемет Ирина Сергеевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва e-mail: [email protected]
Shemet Irina S., Dr. Habil. in Psychology, Professor, Department of Psychology, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow e-mail: [email protected]
Густова Людмила Владимировна, практический психолог e-mail: [email protected] Gustova Ludmila V., Applied Psychologist e-mail: [email protected]
Шемет Софья Сергеевна, аспирантка кафедры психологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва e-mail: [email protected]
Shemet Sophia S., Post-Graduate Student, Department of Psychology, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow e-mail: [email protected]
Парфентьев Владимир Иванович, преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва e-mail: [email protected]
Parfentiev Vladimir I., Lecturer, Department of Natural Science Disciplines, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow e-mail: [email protected]
Парфентьева Ольга Ивановна, аспирантка кафедры физиологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва e-mail: [email protected]
Parfentieva Olga I., Post-Graduate Student, Department of Physiology, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow e-mail: [email protected]