Научная статья на тему 'Religious influence of personality and activities of athlete'

Religious influence of personality and activities of athlete Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХИКИ / RELIGIOUSITY / SPIRITUALITY / PERSONAL QUALITIES / RELIGIOUS SYSTEM / INTEGRATION OF PSYCHICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шемет Ирина Сергеевна, Густова Людмила Владимировна

Formulation of the problem of religious influence on the athlete's personality and activity is in the present paper. The authors present their approaches to the phenomenon of religion, and the results of a series of empirical research on the relationship of the individual levels of religiosity with the results of sporting activities, personal qualities of athletes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

В настоящей статье осуществляется постановка проблемы религиозного влияния на личность и деятельность спортсмена. Приведены авторские подходы к феномену религиозности, а также результаты серии эмпирических исследований по выявлению взаимосвязи индивидуального уровня религиозности с результатами спортивной деятельности, личностными качествами спортсменов.

Текст научной работы на тему «Religious influence of personality and activities of athlete»

деятельности матери на стратегии родительского поведения с целью оптимизации условий для развития детей в современном российском обществе.

Библиографический список

1. Матвеева О.М. Становление нравственности будущих предпринимателей в системе высшего

профессионального образования как педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1. - С. 267-273.

2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2002. - 350 с.

3. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. -М.: Ин-т социологии РАН, 1998.

УДК 159.923

Шемет Ирина Сергеевна

доктор психологических наук, профессор Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, г. Москва irashemet@yandex.ru

Густова Людмила Владимировна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ludagustova@yandex.ru

РЕЛИГИОЗНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНА

В настоящей статье осуществляется постановка проблемы религиозного влияния на личность и деятельность спортсмена. Приведены авторские подходы к феномену религиозности, а также результаты серии эмпирических исследований по выявлению взаимосвязи индивидуального уровня религиозности с результатами спортивной деятельности, личностными качествами спортсменов.

Ключевые слова: религиозность, духовность, личностные качества, религиозная система, интеграция психики.

Спортивная психология направлена на формирование определённого идеала личности спортсмена, который можно обобщённо обозначить как здоровая, самоорганизующаяся, саморазвивающаяся личность, обладающая высоким уровнем субъектности. Как отмечает профессор С.Д. Неверкович, - «Физкультурная и спортивная деятельность развивает такие черты личности, как настойчивость, упорство, инициативность, стремление «постоять за себя» [1]. Эти черты практически не зависят от вида спорта. Данные идеалы и ценности присущие спорту как системе социального воспитания и восходят к древнегреческому идеалу совершенствования человека, развитие его духовных и физических качеств, то есть стремления к богоподобию. Данная традиция была продолжена советской педагогикой в концепции гармонично развитой личности, и продолжается в настоящее время А.А. Передельским в концепции формирования нравственного и духовного здоровья личности средствами физической и спортивной культуры.

Социализация в современной России представляет собой интенсивную христианизацию общества, вектор которой противоположен ценностям спорта. Если мы возьмём и сравним по любому параметру вектор развития психики, который закладывается спортом и закладывается христианством, то увидим, что они противоположны. Возвышение духа - унижение духа, активность - пассивность, вызов - смирение, доминирование - подчинение, бесстрашие - страх.

Проблема влияния религиозности спортсменов на эффективность спортивной деятельности не изу-

чена. Для исследования религиозного влияния нами проведён теоретический анализ понятий религиозности и духовности с позиции интегративного подхода к психике. Духовность рассматривается нами как способность психики человека управлять жизнью и поведением. Религиозность рассматривается нами как включённость (адаптированность) к требованиям религиозной системы. Большинство религий постулирует собственные исключительные права на духовное совершенствование, отрицают путь духовного развития вне религии. Это приводит к зависимости человека от религиозной системы, отказу от собственных духовных исканий. Высокая субъектность предполагает повышение независимости человека от внешних влияний, к какому бы уровню психики они не прикладывались. В этой связи религиозная адаптация является неким этапом развития духовности, за которым должна последовать рефлексия этого влияния, диалектическое отрицание и выход духа за пределы конфессиональной границы, с целью поиска собственных духовных ориентиров. С точки зрения концепции интеграции психики, религиозная адаптация не является необходимым условием развития духовности, а является реальным современным фактором психологического влияния, последствия которого нелинейны и нуждаются в системном анализе.

Мы обозначаем религии как системы духовного воспитания, которым присущи свои эталоны личности - модели идеального человека, которым приписываются конкретные личностные характеристики, особенности поведения и мышления. Набор личностных характеристик религиозного эталона зависит от того, какая идеология фундирует

конкретную религиозную систему. Религиозность как личностное качество формируется в религиозной деятельности, в процессе адаптации человека к определённой религиозной системе. Синонимом понятия религиозность является понятие набожность - глубокая вера в Бога, со строгим соблюдением всех религиозных обрядов и предписаний. Индивидуальный уровень религиозности понимается как мера выраженности религиозных качеств, степень включённости в религиозную деятельность, глубина набожности. Индивидуальный уровень религиозности можно продиагностировать по степени включённости человека в религиозную деятельность. Религиозность не является врождённым качеством личности, а формируется в религиозной деятельности и выступает в качестве неосознаваемого субъекта активности личности «Религиозно-го-Я», поскольку приобщение к религиозным системам происходит в период, когда онтогенетически сознание ещё не развито, что в позднем возрасте приводит к нерефлексивному и некритическому восприятию религиозной деятельности. Проведённый нами теоретический анализ феномена религиозности личности и религиозной деятельности лёг в основу серии эмпирических исследований религиозного влияния на личность и деятельность спортсмена.

1. Эмпирическое исследование индивидуального уровня религиозности

Характеристика выборки. Участниками стали студенты двух ВУЗов г. Москвы - Высшей школы экономики (ВШЭ) и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (РГУФКСМиТ) - всего 279 человек, из них 131 - юноши и 148 - девушки, в возрасте от 18 до 24 лет. Средний возраст респондентов 21 год.

Методы. Методика определения индивидуального религиозности И.С. Шемет, которая включала в себя 24 вопроса, касающиеся некоторых аспектов отношения к религии, степени включённости в ритуальное пространство и культовое служение, самооценки религиозности.

Анализ данных исследования показал, что среднее значение индивидуального уровня религиозности по всей выборке составляет 7 на шкале от 0 до 10, где что соответствует среднему значению по методике И.С. Шемет и говорит о среднем индивидуальном уровне религиозности студентов. Различий в показателях индивидуального уровня религиозности между студентами различных ВУЗов выявлено не было. Исследование показало, что к мусульманскому вероисповеданию относят себя 13, к буддизму - 2, к католицизму - 1, ни к какому вероисповеданию себя не относят - 24, к православному вероисповеданию - 239 респондентов.

Вначале нами было выявлено количественное (процентное) соотношение респондентов с низким,

средним и высоким индивидуальным уровнем религиозности: низкий - 30,6%; средний - 32,6%; высокий - 36,8%. Из результатов исследования видно, что в выборке примерно одинаково соотносится количество респондентов с низким, средним и высоким уровнем религиозности. Это говорит, что студенческая молодёжь значительно охвачена религиозным влиянием.

Согласно полученным данным выявлена следующая специфика включения человека в религиозную деятельность: 85% респондентов получили крещение в младенчестве по инициативе родителей, они же отметили высокий уровень религиозности своих близких родственников. Это подтверждает теоретические положения, о том, что религиозное влияние на личность начинается практически с рождения, когда онтогенетически сознание ещё не развито и минуется этап свободного выбора личности. При этом как показывают результаты исследования, в сознательном возрасте по своей инициативе крещены лишь 2% респондентов. Большая часть респондентов имеют дома иконы (79%), постоянно носят на себе крест или другой символ веры (61%), жертвуют деньги в пользу церкви (56%), имеют среди знакомых глубоко верующих или священнослужителей (52%), наряду с этим не могут четко сформулировать своё отношение к религии и к церкви, не могут развести для себя понятия «вера» и «церковь» и определить её значение в жизни (80%). Практически половина респондентов намерена крестить своих детей в будущем (48%). Респонденты выразили следующее отношение к церкви: положительное - 36%, отрицательное - 27%. Молится дома 32% опрошенных. 16% респондентов отметили, что окружающие их глубоко верующие люди и знакомые священнослужители пытаются приобщить их к церкви и вере. Посещают церковь 1 раз в неделю и чаще, соблюдают посты, а так же предполагают для себя путь религиозного служения 20% респондентов.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что у респондентов обнаруживаются бессознательные установки религиозной деятельности, следования религиозным традициям и нерефлексивное отношение к религии.

В целом, по результатам исследования существенных половых различий в индивидуальном уровне религиозности выявлено не было. Однако значимым показателем 11% между мужской и женской выборкой стала разница в степени выражения отрицательного отношения к религии, наиболее негативное отношение высказывали девушки, их ответы были более развёрнутыми и содержательными. Согласно концепции интеграции психики И.С. Шемет уровень развития испытуемых на стадии духовной интеграции оценивается как « -1» на шкале от -2 до +2, то есть признание верховной власти, ритуальное отношение к Богу, всё это гово-

Таблица 1

Коэффициенты корреляции индивидуального уровня религиозности и факторов личности опросника Р. Кэттелла (выделенные значения значимы на уровне a<0,05)

В Факторы личности опросника Р. Кэттелла

А В С Е F G Н К L М N О Q1 Q2 Q3 Q4

14-18 -0,02 -0,23 -0,23 -0,42 -0,13 0,42 -0,44 0,21 0,44 0,04 -0,23 0,59 0,22 -0,12 0,09 0,36

19-30 0,18 0,15 -0,02 -0,39 -0,31 0,3 -0,15 -0,02 0,2 -0,13 -0,28 0,45 0,09 0,19 -0,06 0,4

31-50 -0,22 0,1 0,17 -0,25 -0,38 -0,01 -0,16 0,02 -0,02 -0,15 -0,14 0,19 -0,11 0,24 0,34 0,4

50-65 0,13 0,06 -0,04 -0,3 -0,16 0,33 0,1 0,15 0,48 0,17 0,14 0,45 0,04 -0,1 0,51 0,1

Общ -0,03 0,04 0,01 -0,35 -0,26 0,25 -0,14 0,07 0,24 -0,04 -0,1 6 0,42 0,05 0,12 0,21 0,4

Примечание: в 1 столбце таблицы обозначено: В - возраст; 14-18, 19-30, 31-50, 50-65 и общ. - возрастные группы

Таблица 2

Коэффициенты корреляции индивидуального уровня религиозности и факторов личности опросника Р. Кэттелла (выделенные значения значимы на уровне a<0,01)

В Факторы личности опросника Р. Кэттелла

А В С Е F О Н К L М N О Q1 Q2 Q3 Q4

14-18 -0,02 -0,23 -0,23 -0,42 -0,13 0,42 -0,44 0,21 0,44 0,04 -0,23 0,59 0,22 -0,12 0,09 0,36

19-30 0,18 0,15 -0,02 -0,39 -0,31 0,3 -0,15 -0 0,2 -0,13 -0,28 0,45 0,09 0,19 -0,06 0,4

31-50 -0,22 0,1 0,17 -0,25 -0,38 -0,01 -0,16 0,02 -0,02 -0,15 -0,14 0,19 -0,11 0,24 0,34 0,43

50-65 0,13 0,06 -0,04 -0,3 -0,16 0,33 0,1 0,15 0,48 0,17 0,14 0,45 0,04 -0,1 0,51 0,1

Общ -0,03 0,04 0,01 -0,35 -0,26 0,25 -0,14 0,07 0,24 -0,04 -0,16 0,42 0,05 0,12 0,21 0,36

Примечание: в 1 столбце таблицы обозначено: В -группы.

рит о некоторой дезинтеграции, степени рассогласования духовного уровня психики испытуемых [4].

2. Экспериментальное исследование взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств у спортсменов

Гипотеза экспериментального исследования. Если религиозность (набожность) как самостоятельное качество формируется в религиозной деятельности, то это приводит к актуализации определённых личностных качеств. У людей с высоким и низким уровнем религиозности набор актуализированных личностных качеств будет различным. При этом мы предположили, что при высоком индивидуальном уровне религиозности личностные качества будут соответствовать эталону, лежащему в идеологической основе религиозной системы, в которую включён конкретный человек, и, наоборот, у людей с низким уровнем религиозности, актуализированные личностные качества будут слабо соответствовать, либо вообще не соответствовать эталону.

Характеристика выборки - 140 человек относящих себя к православному вероисповеданию -из них 70 респондентов женского и 70 респондентов мужского пола. В возрасте от 14 до 65 лет. Мы разделили её на четыре возрастных группы: 1 группа: от 14 до 18 лет, 2 группа: от 19 до 30 лет, 3 группа: от 31 до 50 лет и 4 группа: старше 50 лет.

возраст; 14-18, 19-30, 31-50, 50-65 и общ. - возрастные

Проверка гипотезы осуществлялась при помощи: методики определения индивидуального уровня религиозности И.С. Шемет [4; 5]; 16-факторного личностного опросника Рэймонда Кэттелла (Форма А, которая включает 187 вопросов); математико-статистических методов обработки данных.

По результатам исследования средний балл индивидуального уровня религиозности по всем возрастным группам составил 6 на шкале от 0 до 10, что соответствует среднему значению согласно методике И.С. Шемет [4; 5]. Это говорит о том, что респонденты находятся под умеренным религиозным влиянием.

Далее был произведён сравнительный анализ на выявление взаимосвязей индивидуального уровня религиозности и качеств личности по факторам Р. Кэттелла.

Результаты эксперимента отражены в таблицах 1 и 2.

Из данных таблиц видно, что выявлено 8 значимых корреляций индивидуального уровня религиозности и личностных качеств согласно факторам опросника Р. Кэттелла, при этом выделенные связи имеют значимость а<0,01 и а<0,05 согласно коэффициенту корреляции Пирсона. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что при высоком индивидуальном уровне религиозности (набожности) обнаружена тенденция к актуализа-

Таблица 3

Гр ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТИ ОПРОСНИКА Р. КЭТТЕЛЛА

А В С Е Б О Н К Ь М N О Q1 02 Q3 Q4

42 0,08 -0,17 -0,2 -0,01 -0,43 0,1 -0,02 0,07 -0,1 -0,19 -0,3 0,09 0,2 0,37 0,1 0,34

46 0,17 0,14 -0,1 -0,26 -0,13 0,19 -0,03 0,02 0,27 0,18 0,01 0,17 -0,16 0 0,09 0,13

Примечание: в 1 столбце таблицы обозначено: Гр - группа; 42 - количество человек группы с низким индивидуальным уровнем религиозности; 46 - количество человек группы с высоким уровнем религиозности.

ции таких личностных качеств как - подчиненность, сдержанность, высокая нормативность поведения, робость, подозрительность, тревожность, высокий самоконтроль, напряжённость.

Личностные качества, которые актуализируются при высоком индивидуальном уровне религиозности у людей, относящих себя к православному вероисповеданию, совпадают с эталоном, моделью идеальной личности и её качеств, которая формируется в христианстве как системе духовного воспитания и подтверждает гипотезу нашего исследования. Значимых различий во взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств по половым признакам обнаружено не было.

Для проверки следующей гипотезы о том, что у людей с высоким и низким уровнем религиозности набор актуализированных личностных качеств будет различным мы разделили выборку на две группы: 1 группа в количестве 42 человека - респонденты с низким индивидуальным уровнем религиозности; 2 группа в количестве 46 человек - респонденты с высоким индивидуальным уровнем религиозности. И провели сравнение этих групп между собой по выраженным личностным качествам. Результаты исследования отражены в таблице 3.

Из таблицы 3 видно, что при низком индивидуальном уровне религиозности существует 3 значимые корреляции с личностными качествами согласно следующим факторам личности опросника Р. Кэттелла, при этом выделенные связи имеют значимость а<0,01 согласно коэффициенту корреляции Пирсона: Б на шкале «сдержанность-экспрессивность»; Q2 на шкале «конформизм - нонконформизм»); Q4 на шкале «расслабленность - напряженность». Таким образом, согласно интерпретации опросника Р. Кэттелла можно составить примерную характеристику личности, у которой при усилении полярности в сторону низкой религиозности будет проявляться тенденция к актуализации таких качеств, как: жизнерадостность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность. Данные люди проявляют независимость, ориентированы на собственные решения, самостоятельны. Такой личности свойственна расслабленность, удовлетворенность, невозмутимость, спокойствие, уравновешенность.

В группе с высоким уровнем религиозности выявлена значимая взаимосвязь с двумя факторами личности опросника Р. Кэттелла: Е на шкале «подчиненность-доминантность»; L на шкале «доверчивость-подозрительность». Что так же подтверждает гипотезу о том, что при высоком индивидуальном уровне религиозности личностные качества будут соответствовать эталону, лежащему в идеологической основе религиозной системы, в которую включён конкретный человек. Полностью подтверждена гипотеза о том, что у людей с высоким и низким уровнем религиозности набор актуализированных личностных качеств будет различным. Согласно концепции интеграции психики И.С. Шемет уровень развития респондентов с высоким индивидуальным уровнем религиозности на стадии духовной интеграции оценивается как « - 1» , а у респондентов с низким индивидуальным уровнем религиозности оценивается как «0» или «+1» на шкале от -2 до +2 и показывает большую интеграцию психики у респондентов с низкой религиозностью [4, с. 119].

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что повышение индивидуального уровня религиозности отрицательно сказывается на личностных качествах и снижает уровень интеграции психики.

3. Экспериментальное исследование взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и эффективности спортивной деятельности

Обоснование выборки экспериментального исследования. Женщины-единоборцы в своей спортивной деятельности находятся в условиях идеологического конфликта. Он заключается в том, что ценности спорта, особенно борьбы, направлены на актуализацию и формирование волевых, по сути мужских, качеств - настойчивости, решительности, инициативности, лидерства, стремления «постоять за себя», вступают в противоречие с социальной ролью и личностными качествами, которые традиционно женщинам отводят религиозные конфессии - безволие, моральное и физическое страдание, смирение, жертвенность, зависимость, слабость, подчинение, отказ от борьбы. Включение в идеологически противоречивые системы духовного воспитания сказывается на личности спорт-сменок-единоборцев и результатах их спортивной деятельности.

Характеристика выборки. В исследовании приняло участие 34 спортсменки - это девушки-

юниорки сборной России по дзюдо, в возрасте от 16 до 19 лет, относящие себя к православному вероисповеданию.

Гипотеза эксперимента. В связи с тем, что идеология спорта и православной религии противоположны, то религиозность спортсменов будет отрицательно вилять на спортивный результат. Проверка гипотезы осуществлялась при помощи: методики определения индивидуального уровня религиозности И.С. Шемет [4; 5]; Оценка степени связи определялась по характеристике корреляционной связи, которая численно оценивалась с помощью коэффициента корреляции Пирсона.

На первом этапе эксперимента мы исследовали индивидуальный уровень религиозности у спортсменов. Среднее значение индивидуального уровня религиозности по данной выборке составило 5 на шкале от 0 до 10, что совпадает со средним значением индивидуального уровня религиозности, обозначенным в методике И.С. Шемет, и говорит о том, что спортсмены находятся под умеренным религиозным влиянием, не имеют устойчивого религиозного мировоззрения, бессознательно следуют религиозным традициям.

По данным исследования 76% инициированы в культ (крещены) в младенчестве по инициативе родителей, столько же респондентов отметили выраженную религиозность родителей. В сознательном возрасте по своей инициативе крещены 15% респондентов. Посещают церковь один раз в неделю и чаще 11% респондентов. В исследовании было выявлено, что 23% респондентов разводят для себя понятия «вера» и «церковь». Положительное отношение к церкви высказали 62%, отрицательное -никто из опрошенных.

С целью изучения взаимосвязи индивидуального уровня религиозности спортсменов и эффективности деятельности, выборка была разделена в соответствии с текущими рейтингами на: более успешных спортсменов - 15 человек (первые и вторые номера в каждой весовой категории) и менее

успешных - 19 человек (третьи, четвертые и пятые номера).

Выявлено, что среднее значение индивидуального уровня религиозности более успешных спортсменов равно 4,5, а у менее успешных спортсменов 6 на шкале от 0 до 10. Это значит, что религиозность и успешность находятся в обратной корреляции, то есть более успешные спортсмены на 25% менее религиозны. Различия статистически достоверны при достоверности (а<0,01) согласно коэффициенту корреляции Пирсона.

Таким образом, наша гипотеза о том, что в условиях идеологического конфликта системы спорта и православной религии религиозность спортсменов будет отрицательно вилять на спортивный результат, полностью подтвердилась. При высоком индивидуальном уровне религиозности спортсмену, относящему себя к православному вероисповеданию, на пути к победе приходится тратить большую часть психологического и физического ресурса на преодоление религиозных установок отказа от борьбы и смирения, что объясняет невозможность достижения им высокой эффективности спортивной деятельности.

Библиографический список

1. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта. - М.: Физическая культура, 2006. - 528 с.

2. Сафронов А.Г. Религиозные психопрактики в истории культуры: Монография. - X.: ХГАК, 2004. - 304 с.

3. Угринович Д.М. Психология религии. - М.: Политиздат, 1986. - 352 с.

4. Шемет И.С. Интеграция психики: концепция, метод, эксперимент. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. - 192 с.

5. Шемет И.С. Методика исследования религиозности // Психология XXI столетия. Т. 2 / под ред. В.В. Козлова. - Ярославль, МАПН, 2007. -С. 346, 304-305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.