Научная статья на тему 'Влияние особенностей родительского отношения на подростковую агрессию'

Влияние особенностей родительского отношения на подростковую агрессию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / AGGRESSIVENESS / ADOLESCENCE / CHILD-PARENT RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Адеркас Антон Максимович, Скуратова Ксения Андреевна

Исследование посвящено проблеме агрессивности у подростков. Рассматриваются причины агрессивности у подростков. Исследуется влияние и роль отдельных факторов особенностей семейного воспитания на проявление подростковой агрессивности. По итогам исследования созданы модели для прогнозирования влияния этих факторов. Данная статья имеет практическое значение, указывая на какие особенности детско-родительских отношений должен обращать внимание психолог при работе с агрессивными подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Адеркас Антон Максимович, Скуратова Ксения Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research is dedicated to the problem of adolescent aggressiveness. The reasons of adolescent aggressiveness are also discussed. The research also examines the impact and role of certain features of family education on the adolescent aggressiveness. Based on the findings of the study, the models were built to predict the impact of these factors. This article can be applied in practice underlining on which features of child-parent relationship should be considered by a psychologist dealing with aggressive adolescents.

Текст научной работы на тему «Влияние особенностей родительского отношения на подростковую агрессию»

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ПОДРОСТКОВУЮ АГРЕССИЮ

Адеркас Антон Максимович, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

E-mail: anton.aderkas@gmail.com

Скуратова Ксения Андреевна, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

E-mail: st013890@student.spbu.ru

Аннотация. Исследование посвящено проблеме агрессивности у подростков. Рассматриваются причины агрессивности у подростков. Исследуется влияние и роль отдельных факторов особенностей семейного воспитания на проявление подростковой агрессивности. По итогам исследования созданы модели для прогнозирования влияния этих факторов. Данная статья имеет практическое значение, указывая на какие особенности детско-родительских отношений должен обращать внимание психолог при работе с агрессивными подростками.

Abstract. The research is dedicated to the problem of adolescent aggressiveness. The reasons of adolescent aggressiveness are also discussed. The research also examines the impact and role of certain features of family education on the adolescent aggressiveness. Based on the findings of the study, the models were built to predict the impact of these factors. This article can be applied in practice underlining on which features of child-parent relationship should be considered by a psychologist dealing with aggressive adolescents.

Ключевые слова: конфликтность, агрессивность, подростковый возраст, детско-родительские отношения.

Key words: aggressiveness, adolescence, child-parent relationships.

Повышение агрессивности у детей в подростковом возрасте - это одна из самых частых трудностей, с которой сталкиваются семьи. Подавляющее большинство проблем, с которыми родители приводят подростков к психологам прямо или косвенно связаны с их агрессивностью и враждебностью. Именно этот возраст вызывает самые большие сложности как для самых тинэйджеров, так и для их родителей.

Мы считаем, что подростковый возраст следует рассматривать как особый период в жизни человека, отделенный от детства и зрелости.

Именно такую позицию описывала Л.И. Божович: в социальном отношении подросток схож с маргиналом, он уже не принадлежит к сообществу детей, но и взрослое сообщество его не принимает. Из этого проистекают противоречия в поведении подростков. Они активно стремятся к эмансипации, но при этом нуждаются в одобрении и поддержке родителей [1, с. 228]. Л.С. Выготский также указывал на противоречия этого возраста. В этом возрасте девушки и юноши активно пытаются влиться в культуру взрослых, но параллельно этому происходит и индивидуализация, формирования своего уникального «я» [2].

Подобные внутренние противоречия приводят к непониманию при взаимоотношениях с родителями и выливаются в повышенную враждебность и агрессивность.

Переходя к описанию агрессии, следует отметить, что на сегодняшний день существуют различные понимания этого явления. Р.С. Немов использует понятия враждебность и агрессивность как равнозначные. По определению этого автора, агрессия - это поведение определенного человека по отношению к другим людям, которое направлено на причинение им неприятностей, нанесения вреда [3].

В противоположность этому А. Басс разделил понятия враждебности и агрессии между собой. Враждебность он определял как реакцию отношения, которую сопровождают негативные чувства и негативные оценки окружающей действительности. Агрессию же он понимал как ответную реакцию, способную причинить вред другому существу [6; 7; 8]. Именно эту позицию мы использовали в своем исследовании.

В исследовании приняло участие 24 подростков. Из них 13 являются девушками и 11 являются юношами. Возраст испытуемых составляет от 13 до 16 лет.

Для оценки агрессивности была использована методика «Опросник агрессивности и враждебности» А. Басса и Э. Дарки (BDHI), в адаптации для детей и подростков Г.А. Цукерман [5, с. 174].

Для исследования особенностей родительского воспитания применялась методика «Родителей оценивают дети» Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса в модификации для детей и подростков И.А. Фурманова и А.А. Аладьина [4, с. 238].

Изучение влияния факторов проводилось методом регрессионного анализа (пошагово) в программе IBM SPSS Statistics 23.

Результаты

Следующие данные были получены при использовании методики «опросник агрессивности и враждебности» А. Басса и Э. Дарки (BDHI):

Таблица 2

Результаты методики «опросник агрессивности и враждебности» (BDHI)

Название шкалы Норма Среднее значение Среднее квадратичное отклонение

Физическая агрессия 2-3 2,92 1,847

Косвенная агрессия 2-3 2,77 1,092

Раздражение 2-3 2,69 1,316

Негативизм 2-3 3,31 1,494

Обидчивость 2-3 2,54 1,330

Подозрительность 2-3 2,23 1,423

Вербальная агрессия 2-3 2,46 1,506

Чувство вины 2-3 2,92 0,954

Следующие данные были получены при использовании методики «Родителей оценивают дети» (РОД):

Таблица 1

Результаты методики «Родителей оценивают дети» (РОД)

Название шкалы Норма Средний балл по выборке Среднее квадратичное отклонение

Гиперпротекция (Г+) 5 5,23 2,351

Потворствование (У+) 4 4,23 2,006

Гипопротекция (Г-) 6 4,23 2,386

Фобия утраты ребенка (ФУ) 6 4,23 1,092

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) 6 3,85 1,519

Неустойчивость стиля воспитания (Н) 4 3,54 1,05

Минимальность санкций (С-) 3 2,69 1,032

Проекция на ребенка собственных качеств (ПНК) 3 2,54 1,266

Чрезмерность требований-обязанностей (Т+) 3 2,54 0,776

Недостаточность требований-запретов (З-) 2 2,23 1,235

Вынесение конфликта в сферу воспитания (ВК) 3 1,92 1,256

Недостаточность требований-обязанностей (Т-) 3 1,92 1,605

Воспитательная неуверенность родителя (ВН) 2 1,85 1,068

Игнорирование потребностей ребенка (У-) 3 1,85 1,345

Чрезмерность требований-запретов (З+) 3 1,77 1,235

Название шкалы Норма Средний балл по выборке Среднее квадратичное отклонение

Неразвитость родительских чувств (НРЧ) 6 1,69 2,359

Чрезмерность санкций (С+) 3 1,46 0,967

Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) 3 1,46 1,506

Для изучения влияния особенностей семейного воспитания и построения моделей прогнозирования агрессивности и враждебности был использован метод регрессионного анализа (пошаговый) в программе IBM SPSS Statistics 23. В результате были получены формулы, приведенные ниже.

tslormal Р-Р Plot off Regression Standardized Residua] Dependent Variable: фиэическая_агрессия

Observed Cum Prob

Normal P-P Pilot of Regression Standardized Residual

Dependent Variable: косвеннэя_агрессия

Observed Cum Prob

Рис. 1 Графики регрессии: физическая агрессия и косвенная агрессия

Физическая агрессия = 0.36*(Гипопротекция) + 0.633*(Недостаточность требований - запретов) - 0.474

Косвенная агрессия = 0.322*(Гипопротекция) + 1.315 Негативизм = 0.556*(Чрезмерность санкций) - 1.571*(Чрезмерность требований-обязанностей) + 6.276

Раздражение = 0.629* (Потворствование) - 0.663*(Чрезмерность требований-обязанностей) + 3.104

Normal Р-Р Pilot of Regression Standardized Residual

Dependent Variable: негативизм

Observed Cum Prob

Normal P-P Plot of Regression Standardized Residual Dependent Variable: раздражение

Observed Cum Prob

Рис. 2 Графики регрессии: негативизм и раздражение

Рис. 3 Графики регрессии: обидчивость и подозрительность

Обидчивость = 0.437*(Проекция на ребенка собственных качеств) + 0.189* (Гиперпротекция) + 0.505

Подозрительность = 0.505*(Недостаточность требований-обязанностей) +

1.136

Вербальная агрессия = 0.531*(Гипротекция) - 0.619* (Чрезмерность требований-запретов) + 0.392*(Вынесение конфликта в сферу воспитания) -0.558*( Недостаточность требований-обязанностей) + 1.087

Чувство вины = 0.362*(Расширение сферы родительских чувств) + 1.087

Рис. 4 Графики регрессии: вербальная агрессия и чувство вины

Выводы

Результаты этого исследования демонстрируют влияние определенных особенностей семейного воспитания на проявления агрессивности у подростков. Было обнаружено, что большинство из них являются факторами, значимо влияющими на агрессивность. Причем некоторые из них, например, гипопротекция, влияют сразу на несколько проявлений агрессивности. На основании проведенного регрессионного анализа построены модели, позволяющие прогнозировать изменение агрессивности и враждебности при изменении особенностей семейного воспитания. Полученные результаты также могут быть применены на практике с агрессивными подростками. Например, они могут указать психологу, на какие особенности родительского отношения следует обращать внимание при психологической коррекции подростка.

Список использованных источников:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - СПб.: Питер 2013. - 400 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: Изд-во Смысл, Эксмо, 2013. - 512 с.

3. Немов Р.С. Общая психология: в 3 т.: Т. 3: Психология личности / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2014. - 752 с.

4. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.А. Велента - М.: Речь, 2006. - 360 с.

5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. - М.: Бахрах-М, 2011. - 672 с.

6. Brad J. Bushman, Harris M. Cooper, Kevin M. Lemke (1991). "Meta-analysis of factor analyses: an illustration using the Buss-Durkee Hostility Inventory". PSPB 17: 344-349.

7. Buss A.H., Durkee A. (1957). An inventory for assessing different kinds of hostility. Journal of Consulting Psychology, 21, 343-349.

8. Buss A.H., Perry M. (1992). The aggression questionnaire. Journal of Personality and Social Psychology, 63, 452-459.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.