Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ НА УРОВЕНЬ ИХ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ'

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ НА УРОВЕНЬ ИХ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл / смысложизненные ориентации / осмысленность жизни

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гумницкий Михаил Ефимович

Рассмотрено влияние на уровень осмысленности жизни специалиста компании формы взаимодействия с клиентами (очная и дистанционная) и особенностей профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ НА УРОВЕНЬ ИХ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ»

Третий вариант - это исходная неактуальность творческой деятельности, ее низкая ценность для некоторых людей, имеющих, однако, возможность творческого приложения своих сил и способностей.

Резюмируя полученные результаты исследования, можно заключить, что когнитивные ценности, а именно, познание и творчество, для студентов младших курсов в их возрастном периоде не достигают ведущего смыслообразования в их жизнедеятельности. В этот период самыми значимыми ценностями, сопряженными с внутренними конфликтами, являются для них любовь и счастливая семейная жизнь. Эти данные были опубликованы нами в предыдущей статье [4].

Литература

1. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова. -Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 72 с.: ил. - Режим доступа: по подписке. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278849 (дата обращения: 17..02.2022). -Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3999-3. - DOI 10.23681/278849. - Текст: электронный.

2. Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика / Е.Б. Фанталова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 141 с. : ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278848 (дата обращения: 17.02.2022). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3624-4. - DOI 10.23681/278848. - Текст: электронный.

3.Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n1/58926.shtml (дата обращения: 17.02.2022)

4. Фанталова Е.Б. Экзистенциальная регуляция любви в условиях внутреннего конфликта и внутреннего вакуума // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXVI Международного симпозиума. /Отв. ред.: Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО », 2021 - С. 287-290. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXVI-simpozium.pdf (дата обращения: 17..02.2022).

УДК 316.6

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ НА УРОВЕНЬ

ИХ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ

Гумницкий Михаил Ефимович - руководитель направления методологии Eqvanta,

Челябинск.

Аннотация.

Рассмотрено влияние на уровень осмысленности жизни специалиста компании формы взаимодействия с клиентами (очная и дистанционная) и особенностей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: смысл, смысложизненные ориентации, осмысленность жизни.

INFLUENCE OF THE FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF SPECIALISTS IN WORK WITH CLIENTS ON THE LEVEL OF THEIR MEANING OF LIFE

Gumnitsky Mikhail Efimovich - head of methodology Eqvanta Group, Chelyabinsk.

Abstract.

Influence on the level of meaningfulness of a special form of life with clients (face-to-face and distant) and the features of professional activity is viewed.

Key words: meaning, meaningful life orientations, meaningfulness of life.

Профессиональная деятельность сотрудников, работающих с клиентами, в современных организациях часто жестко регламентирована. Это может быть связано, как с необходимостью следовать определенному порядку действий при работе с клиентом, так и в части с наличием внутренних требований работы в организации (внешний вид, расположение документов и канцелярии и т.д.). Таким образом, взаимодействие сотрудника компании с окружающим миром (клиентами, партнерами и т.д.) ограничивается жесткими рамками, что создает барьеры для процессов смыслообразования, которые возникают у человека как ответ на актуальные требования здесь и сейчас [3].

Но при любой «зарегламентированности» профессиональной деятельности сотрудника, существуют в ситуации, где специалист может делать свой профессиональный выбор самостоятельно, исходя из внутренних побуждений и личностных смыслов. Существуют различные слои групповой активности, не предусмотренные в регламентах, а также взаимодействие членов группы с теми, кто находится вне группы [7].

Особенности профессиональной деятельности могут давать достаточную свободу выбора специалисту и мотивировать его к постановке целей, выбору способов достижений целей. Мотивация к постановке специалистом целей и осознанному подходу к выбору способов достижения целей является постановка сотруднику задач с четко определенными, измеряемыми, результатами, на которые он имеет возможность влиять. Наличие поставленных «сверху» целей без алгоритма их достижения заставляет сотрудника столкнуться и с ситуацией неопределенности, т.е. необходимости принимать риски своего выбора и оценивать его результат.

Возможность наполнять смыслом свою деятельность, свой прошлый опыт и ставить перед собой цели создает у человека ощущение наполненности жизни, придает ей интерес и содержание. Наоборот, потеря смысла формирует чувство неудовлетворенности жизнью, а в крайних случаях приводить к психическим и психосоматическим расстройствам [6].

Возникает вопрос о возможности и особенностях формирования и развития процессов смыслообразования у рядового специалиста в компании при различных регламентирующих требованиях.

При исследовании деятельности педагогов, работающих с талантливыми детьми, выявлено, что встреча с неопределенностью «порождает новую систему ресурсов -личностных компетенций... А регламентированность, ориентация лишь на профессиональные инструментальные компетенции мешает творческой продуктивности» [5]. В другом исследовании рассматривалась взаимосвязь позитивного представления о себе с формированием целеустремленности в жизни и ее осмысленности [1]. Также выявлена отрицательная взаимосвязь между синдромом профессионального выгорания и шкалами теста СЖО [8].

Можно предположить, что факт успешного достижения поставленной цели в профессиональной деятельности формирует уверенность в своих силах и оказывает влияние на возможность управлять своей жизнью. При этом решение профессиональных задач, где не требуется делать выбора, где все сводится к правильному выполнению регламента, может приводить к некой отстраненности специалиста. Он может сказать сам себе: «я только соблюдаю инструкцию, но от меня ничего не зависит». Формируется некая пассивность при постановке целей, «неприсвоение» результатов своей работы, что снижает способность к процессам смыслообразования.

Цель данного исследования: выявить различия в уровне осмысленности жизни у специалистов по работе с клиентами в зависимости от особенностей организации профессиональной деятельности. Гипотезы:

1. Форма работы с клиентами (очная или дистанционная) не влияют на уровень осмысленности жизни специалистов.

2. Целевые установки, предъявляемые к специалистам, работающим с клиентами, со стороны руководства, изменяют уровень осмысленности жизни специалистов.

В исследовании приняли участие 108 специалистов, работающих с клиентами, которые объединены в три группы.

Первая группа - 36 специалистов-кассиров и работников торгового зала, работающих непосредственно с клиентами. Основными их задачами являются обслуживание клиентов на кассе, консультация по товарам и выкладка товара. Второстепенной задачей является продажа определенных видов товаров.

Вторая группа - 36 специалистов контактного центра, которые работают с клиентами дистанционно (отвечают на входящие звонки от клиентов). Основными их задачами являются консультирование клиентов и быстрое оформление заявки на финансовые услуги. Второстепенной задачей является продажа дополнительных услуг.

Третья группа - 36 специалистов по предоставлению финансовых услуг, работающих непосредственно с клиентами в офисе продаж. Основными их задачами являются качественное консультирование клиентов и быстрое оформление заявки на финансовые услуги. Отличие данной группы от других - наличие жестких планов по суммам заявок, по суммам продаж дополнительных продуктов и по доле явки клиентов, которые оставили онлайн-заявку, после звонка им данного специалиста.

Стаж работы сотрудников во всех трех группах находится в диапазоне от 1 до 5 лет. Средний стаж в первой группе составляет 2,01 года. Во второй группе - 2,11 лет. И в третье группе - 2,56 лет. Можно сделать вывод, что сотрудники уже прошли этап адаптации в организации, знают и понимают особенности работы.

Первую и вторую группу объединяют процессный характер работы - им необходимо качественно и быстро обслуживать клиентов, а целевые показатели по продажам для них являются вторичными. Различиями являются формат работы - очный или дистанционный.

Третью и вторую группы объединяют предоставляемые услуги - это сотрудники одной и той же компании. При этом они имеют различный формат работы (очный и дистанционный) и различные целевые установки. Вторая группа ориентирована, в первую очередь, на быстрое и качественное выполнение определенного алгоритма, а третья - на выполнение целевых показателей по продажам.

В исследовании использован тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолика в русскоязычной адаптации Д.А. Леонтьева [4]. Также описание данной методики представлено в более ранней работе автора [2].

Для проверки гипотез предварительно проведена проверка на соответствие полученных результатов нормальному распределению по критерию Колмогорова-Смирнова. Так как распределение не всех показателей соответствует нормальному, для дальнейшего сравнения выборок необходимо использовать непараметрические критерии. В нашем случае использован критерий Манна-Уитни.

Для проверки первой гипотезы проведено сравнение распределения показателей групп специалистов-кассиров и специалистов контактного центра. По результатам сравнения не выявлено значимых различий между этими группами. Таким образом, первая гипотеза принимается: форма взаимодействия с клиентами (очная или дистанционная) не влияет на уровень осмысленности жизни специалистов.

Для проверки второй гипотезы проведем сравнение первой и третьей группы и второй и третьей группы респондентов. По результатам сравнения выявлены различия по всем шкалам теста СЖО.

При сравнении группы специалистов-кассиров и группы специалистов офисов продаж выявлены различия между распределениями показателей шкалы «Общий уровень осмысленности жизни» на уровне закономерности (и = 413, р<0,001). С остальными шкалами теста СЖО различия выявлены на уровне тенденций (р<0,05).

При сравнении группы специалистов контактного центра и группы специалистов офисов продаж выявлены различия между распределениями показателей шкал «Локус контроля - жизнь» (и = 384) и «Общий уровень осмысленности жизни» (и = 370) на уровне закономерности (р<0,001). С остальными шкалами теста СЖО различия выявлены на уровне тенденций (р<0,05).

Средние значения по всем шкалам теста СЖО в группе специалистов офисов продаж по сравнению с остальными двумя группами выше. Также доля специалистов офисов продаж с высоким уровнем осмысленности жизни выше по сравнению с другими группами. В частности, для показателя по шкале «Общий уровень осмысленности жизни» высокий уровень имеют 25% специалистов-кассиров, 22,22% специалистов контактного центра и 66,67% специалистов офисов продаж. Можно сделать вывод, что специалисты офисов продаж имеют более высокие показатели осмысленности жизни, чем специалисты других групп.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что содержание профессиональной деятельности специалиста организации значимо влияет на уровень осмысленности жизни. Если деятельность характеризуется четкими измеримыми требованиями, на которые сотрудник может повлиять, то повышается осмысленность его деятельности во всех аспектах: оценка прошлого опыта, осмысленность текущих действий, наличие осмысленных целей, возможность влиять на события и управлять ими. Профессиональная деятельность, особенностью которой является процессный характер, то есть соблюдение алгоритмов и регламентов, характеризуется низкой потребностью у сотрудника в самостоятельном выборе действий для достижения профессиональных целей. Все действия заранее определены, поэтому обдумывать свои профессиональные решения, выбирать лучшие варианты для достижения целей не требуется, поэтому нет места и внутренней потребности у сотрудника в поиске смысла в выполняемых ежедневных профессиональных обязанностях. Это отсутствие внутренней потребности в процессах смыслообразования распространяется и на внепрофессинальную деятельность.

Литература

1. Абдурасулов Д. А. Я-концепции и смысложизненные ориентации молодежи / Д. А. Абдурасулов, М. Назирли // Научные исследования XXI века. - 2020. - № 2(4). - С. 309-314.

2. Гумницкий М. Е. Изучение ценностно-смысловой сферы личности: обзор дидактического инструментария / М. Е. Гумницкий // Цифровая трансформация образования. Актуальные вопросы. Инноватика и эксперимент. Междисциплинарное сетевое взаимодействие: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Москва, 18-21 августа 2020 года. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. - С. 3038.

3. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 1996. - № 4. - С. 35-44.

4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

5. Личностные и экзистенциально-психологические ресурсы классных руководителей, работающих с одаренными детьми / Н. В. Маркина, Е. Л. Солдатова, И. Л. Качуро,

А. Гаврилюк // Образование и наука. - 2021. - Т. 23. - № 1. - С. 102-135. - DOI 10.17853/1994-5639-2021-1-102-135.

6. Лэнгле А. Концепция смысла В. Франкла - вклад в психотерапию. / А. Лэнгле // Экзистенциальный анализ. №1. - Москва, 2009. - С. 47-77.

7. Петровский, В. А. Деятельностное опосредствование межличностных отношений: феномены, сущность / В. А. Петровский // Социальная психология и общество. -2011. - № 1. - С. 5-16.

8. Чернякевич Е. Ю. Исследование эмоционального выгорания в связи со смысложизненными и карьерными ориентациями у представителей социономических профессий / Е. Ю. Чернякевич, Э. В. Погодина // Вестник университета. - 2020. - № 1. - С. 195-202. - DOI 10.26425/1816-4277-2020-1-195-202.

УДК 159.92

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Васькина Ю.Д. адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Россия, Москва E-mail: milyukova.jd@mail.ru

Чуманов Ю.В. старший преподаватель-методист факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук Россия, г. Москва E-mail: yvc@mail.ru

Аннотация.

В статье раскрывается актуальность исследования проблемы смысла жизни и смысложизненных ориентаций. Основной акцент авторы делают на важности формирования смысложизненных ориентаций у молодых специалистов ОВД, что, в свою очередь, оказывает большое влияние на успешность профессиональной деятельности, преодоление профессиональных трудностей в процессе служебной деятельности молодых специалистов ОВД. Представлены психологические технологии их формирования.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, смысл жизни, молодые специалисты органов внутренних дел, психологические технологии, нравственные ценности, сотрудник ОВД.

PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF LIFE-MEANING ORIENTATIONS AMONG YOUNG SPECIALISTS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Vaskina Yu. D. adjunct of the Faculty of Training of scientific, pedagogical and Scientific personnel of the Moscow State University of the Interior of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. J. Kikot Russia, Moscow E-mail: milyukova.jd@mail.ru

Chumanov Yu. V. senior teacher-methodologist of the Faculty of Training of scientific, pedagogical and Scientific personnel of the Moscow State University of the Interior of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. J. Kikot, candidate of Psychological Sciences Russia, Moscow E-mail: yvc@mail.ru

Abstract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.