Научная статья на тему 'СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познание / творчество / ценность / доступность / нейтральная зона / внутренний вакуум / удовлетворенность потребностей / ценностный фон

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фанталова Елена Борисовна

Статья посвящена исследованию процессов познания и творчества у студентовпсихологов младших курсов С целью выяснения специфических особенностей этих процессов на данном контингенте была использована авторская ценностноориентированная система методик «Диагностика внутреннего конфликта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 159.9

СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Фанталова Елена Борисовна — кандидат психологических наук, профессор, Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Московский Государственный Психолго-Педагогический Университет», 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29

Аннотация.

Статья посвящена исследованию процессов познания и творчества у студентов-психологов младших курсов С целью выяснения специфических особенностей этих процессов на данном контингенте была использована авторская ценностно-ориентированная система методик «Диагностика внутреннего конфликта».

Ключевые слова: познание, творчество, ценность, доступность, нейтральная зона, внутренний вакуум, удовлетворенность потребностей, ценностный фон.

SEMANTIC REGULATION OF COGNITION AND CREATIVITY AMONG JUNIOR STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS

Fantalova Elena Borisovna- Candidate of Psychological Sciences, Professor, Federal Budgetary State Educational Institution of Higher Education "Moscow State University оf Psychology and Education "; 12705 Moscow, Street Sretenka, 29, e-mail : elenafantal@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the study of the processes of cognition and creativity among psychology students of junior courses. In order to clarify the specific features of these processes in this contingent, the author's value-oriented system of methods "Diagnostics of internal conflict" was used.

Keywords. cognition, creativity, value, accessibility, neutral zone, internal vacuum, satisfaction of needs, value background.

В процессе формирования человеческой личности уже с детства процессы познания и творчества имеют особое значение для развития мотивации и направленного интереса человека в изучении и освоении мира. Содержание их может быть связано как с руководством со стороны родителей, воспитателей, учителей, так и с собственным выбором, родившимся в процессе непосредственного опыта при получении знаний. Если познание рассматривается как процесс приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира, то творчество предполагает наличие способностей, знаний, умений, направленных на создание новых объектов, на самореализацию внутреннего потенциала, связанного с уникальностью, оригинальностью и новизной создаваемого продукта деятельности. Процессы познания и творчества неразрывно связаны между собой и во многом определяют профессиональный и личностный выбор будущих студентов.

Цель настоящей работы — выявить специфические особенности процессов познания и творчества у студентов-психологов младших курсов.

В процессе проведенного исследования мы стремились увидеть субъективное значение процессов познания и творчества на данном контингенте молодых лиц на фоне других предпочтений в их ценностно - мотивационной сфере. Исследовалось наличие внутреннего конфликта (ВК), внутреннего вакуума (ВВ) и нейтральной зоны (НЗ) . Эти психологические категории включены в общую ценностно-ориентированную систему автора «Диагностика внутреннего конфликта» (ДВК) [1, 2, 3 ]. Согласно первой методике этой системы, «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных

сферах» ( УСЦД), познание рассматривалось как возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также как интеллектуальное развитие, творчество — как возможность творческой деятельности. При попарном последовательном ранжировании в матрицах 12-ти понятий - ценностей по Рокичу по критериям «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д) можно было в итоговых подсчетах обнаружить три психометрических показателя: ВК, когда Ц значительно превышает Д, ВВ, когда Д значительно превышает Ц, и НЗ (нейтральная зона) , когда Ц и Д совпадают или расходятся незначительно. На выборке студентов 2-3 курса МГППУ (71 человек) было обнаружено, что Познание и Творчество по усредненным данным (диаграммы) попадают в область нейтральной зоны, периодически - в область внутреннего вакуума. Внутренних конфликтов, связанных с Познанием и Творчеством, у студентов младших курсов не наблюдается. Это указывает на тот факт, что для данного возрастного периода когнитивные ценности студентов в целом удовлетворены, а если и есть небольшая разница между Ц и Д, то превышение идет по показателю Д, обнаруживая тенденцию к внутреннему вакууму. С помощью самоотчетов, методики «Семь состояний» (2-ая методика системы ДВК) и других методик нами были раскрыты конкретные содержании внутренних вакуумов в сферах Познания и Творчества. Составленные нами тексты позднее вошли компьютеризированный вариант системы ДВК (база методик НС- Психотест, фирма Нейрософт). Остановимся на их содержании подробнее.

Познание (расширение своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)

Содержание внутреннего вакуума Состояние внутреннего вакуума по отношению к Познанию может быть обусловлено различными причинами. Во-первых, оно может быть связано с дезактуализацией познания как ценности в силу не только удовлетворения потребности в познании, но и определенной избыточности потока информации, психологического переутомления, неспособности активно и стенично реагировать на все то, что связано с познанием, некоторой "пресыщенностью" интеллектуальной деятельностью.

Во-вторых, возможна также ситуация разочарования в познании: по отношению к этой интеллектуальной деятельности возлагались большие надежды как в плане "нахождения себя", обретения своей идентичности, так и в плане построения карьеры, социального продвижения, материального обеспечения. В силу обстоятельств это не было достигнуто, познание не оправдало себя, не принесло достойных плодов и, таким образом, обесценилось, хотя и осталось доступным.

В-третьих, возможна наиболее простая ситуация, когда познание не претерпело периода обесценивания, поскольку в силу социальных и личностных установок, вообще никогда не составляло определенной ценности для человека. Наоборот, оставаясь всегда доступным, оно представляло собой определенную "обузу", "комплекс неполноценности" в силу отсутствия к нему своего, подлинного интереса, но при одновременном наличии такого интереса и достижений в познании у других людей.

Творчество (возможность творческой деятельности).

Содержание внутреннего вакуума

Состояние внутреннего вакуума по отношению к творчеству в совокупности может быть обусловлено тремя психологическими факторами, охватывать три варианта.

Первый - это дезактуализация творческой деятельности в связи с ее постоянной реализацией, повседневным присутствием, возможной избыточностью, усталостью, неосознанным требованием чего-то более простого и легкого.

Второй вариант - это разочарование в творчестве как не оправдавшим надежды, желания, не позволившим в силу различных причин реализовать свои возможности, способности, хотя и оставшимся по-прежнему доступным для приложения своих сил и энергии.

Третий вариант - это исходная неактуальность творческой деятельности, ее низкая ценность для некоторых людей, имеющих, однако, возможность творческого приложения своих сил и способностей.

Резюмируя полученные результаты исследования, можно заключить, что когнитивные ценности, а именно, познание и творчество, для студентов младших курсов в их возрастном периоде не достигают ведущего смыслообразования в их жизнедеятельности. В этот период самыми значимыми ценностями, сопряженными с внутренними конфликтами, являются для них любовь и счастливая семейная жизнь. Эти данные были опубликованы нами в предыдущей статье [4].

Литература

1. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова. -Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 72 с.: ил. - Режим доступа: по подписке. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278849 (дата обращения: 17..02.2022). -Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3999-3. - DOI 10.23681/278849. - Текст: электронный.

2. Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика / Е.Б. Фанталова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 141 с. : ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278848 (дата обращения: 17.02.2022). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3624-4. - DOI 10.23681/278848. - Текст: электронный.

3.Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n1/58926.shtml (дата обращения: 17.02.2022)

4. Фанталова Е.Б. Экзистенциальная регуляция любви в условиях внутреннего конфликта и внутреннего вакуума // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXVI Международного симпозиума. /Отв. ред.: Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО », 2021 - С. 287-290. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXVI-simpozium.pdf (дата обращения: 17..02.2022).

УДК 316.6

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ НА УРОВЕНЬ

ИХ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ

Гумницкий Михаил Ефимович - руководитель направления методологии Eqvanta,

Челябинск.

Аннотация.

Рассмотрено влияние на уровень осмысленности жизни специалиста компании формы взаимодействия с клиентами (очная и дистанционная) и особенностей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: смысл, смысложизненные ориентации, осмысленность жизни.

INFLUENCE OF THE FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF SPECIALISTS IN WORK WITH CLIENTS ON THE LEVEL OF THEIR MEANING OF LIFE

Gumnitsky Mikhail Efimovich - head of methodology Eqvanta Group, Chelyabinsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.