ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
© Бубновская О.В.*
Филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Артем
В статье представлено изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности студенчества, а также корреляционный анализ их ценностных и смысложизненных ориентаций.
Ценностные и смысложизненные ориентации являются наиболее интегративными характеристиками направленности личности как «стержня» всего психического облика [5; 6]. Выполняя ориентационную, мотивационную, целеполагающую, интеграционную, оценочную, социокультурную и нормативную функции, они составляют мотивационно-смысловые конструкты - «более обширные и комплексные субъективные образования», многоаспектные, динамичные, интегрирующие, структурные показатели личности, составляющие собственно человеческие, высшие аспекты мотивации [3; 6, с.60]. Интегративные тенденции усиливаются в юношеском возрасте, когда мотивационный компонент характеризуется большей обобщенностью (В.Г. Лисовский).
В целом, понятие «ценность» трактуется как значимые для личности (т.е. необходимые для удовлетворения потребностей) предметы и явления окружающей действительности (Н.А. Журавлева, О.М. Вовченко, М. С. Каган, Р. Перри, Т. Шибутани и др.). Человек ответственен за осуществление смысла и реализацию ценностей (В. Франкл).
Предметом нашего исследования выступили ценностные и смысложизненные ориентации студентов, их гендерный анализ. Задачи исследования включали определение иерархии ценностных ориентаций и уровня развития смысложизненных ориентаций; установление наличия или отсутствия статистически значимой взаимосвязи между смысложизненными и ценностными ориентациями студенчества.
В исследовании принимали участие 120 студентов первого курса очной формы обучения, в возрасте 17-18 лет. Из них 59 девушек и 61 юноша.
В качестве основных методов в работе использовались беседа, анкетирование и психодиагностическое тестирование, представленное «Диагностикой внутреннего конфликта» Е.Б. Фанталовой [7], методикой изучения ценностных ориентаций М. Рокича [2], тестом смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [4].
* Доцент кафедры Психологии и социальных технологий, кандидат психологических наук.
Сравнительный анализ представлен сопоставлением распределений, их основных показателей в рамках описательной статистики, а также выявлением и оценкой статистической значимости различий между группами силами индуктивной статистики (взаимопроверяемыми и взаимодополняемыми критериями).
В математической обработке данных используются как параметрические, так и непараметрические критерии с учетом их ограничений и требований. Корреляционный анализ осуществляется с помощью коэффициента корреляции, а сравнительный анализ - посредством многофункционального совмещенного критерия Фишера / Колмогорова-Смирнова.
В ходе исследования было установлено (табл.1), что наивысшие ранги из предложенных терминальных ценностей получили конкретные жизненные ценности, свидетельствующие о направленности на личную жизнь: счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей, здоровье. Ценности профессиональной самореализации занимают средние и низшие ранги.
Из инструментальных ценностей наивысший ранг получили ценности межличностного общения и ценности непосредственно - эмоционального мироощущения: ответственность, воспитанность, честность, жизнерадостность.
Все выше сказанное подтверждает, что структура ценностных ориентаций студентов отражает в первую очередь возрастные особенности и только потом - профессиональную принадлежность.
Таблица 1
Иерархии ценностей испытуемых
Терминальные ценности Ранг Инструментальные ценности Ранг
Активная деятельная жизнь 8 Аккуратность 6
Жизненная мудрость 9 Воспитанность 2
Здоровье 1 Высокие запросы 18
Интересная работа 6 Жизнерадостность 4
Красота природы и искусства 18 Исполнительность 9
Любовь 2 Независимость 12
Материально обеспеченная жизнь 5 Непримиримость к недостаткам 17
Наличие хороших и верных друзей 3 Образованность 5
Общественное признание 13 Ответственность 1
Познание 14 Рационализм 16
Продуктивная жизнь 12 Самоконтроль 7
Развитие 11 Смелость в отстаивании взглядов 11
Развлечения 16 Твёрдая воля 8
Свобода 10 Терпимость 10
Счастливая семейная жизнь 4 Честность 3
Счастье других 15 Чуткость 14
Творчество 17 Широта взглядов 13
Уверенность в себе 7 Эффективность в делах 15
Выявлена специфика соотношения ценности / доступности жизненно важных сфер для студенчества (табл. 2).
Таблица 2
Иерархия жизненно важных сфер
Наиболее ценные жизненно важные сферы: Любовь; Счастливая семейная жизнь; Здоровье. Наименее ценные жизненно важные сферы: Активная деятельная жизнь; Творчество; Красота природы и искусства.
Наиболее доступные жизненно важные сферы: Наличие хороших и верных друзей; Любовь; Познание. Наименее доступные жизненно важные сферы: Творчество; Интересная работа; Материально-обеспеченная жизнь.
Рассогласование мотивационно-личностной сферы студентов в большей степени представлено внутренними вакуумами, чем внутренними конфликтами (что имеем - не храним, а теряем - плачем).
Таблица 3
Частота представленности внутренних конфликтов и вакуумов
Внутренние конфликты Внутренние вакуумы
Счастливая семейная жизнь - 50% Красота природы и искусства, Наличие хороших и верных друзей, Познание - 50%
Материально-обеспеченная жизнь -50% Уверенность в себе, Творчество - 35%
Здоровье - 35% Свобода как независимость в поступках и действиях - 25%
Уверенность в себе - 25% Активная деятельная жизнь - 25%
Сравнительный анализ динамики ценностно-смысловой сферы личности в студенческом возрасте выявил статистически значимые различия особенностей мотивационно-личностной сферы студентов разных курсов (для р < 0.01). При этом следует учитывать, что динамика ценностей может носить общий (изменение ранговых и корреляционных структур ценностных ориентаций) и частный (парциальное изменение отдельных ценностей или блоков ценностных ориентаций) характер [1].
Следует отметить рост уровня рассогласования мотивационно-личностной сферы студенчества в процессе обучения (почти в 5 раз выше у выпускного курса по сравнению с первым курсом), а также пересмотр значимости / доступности жизненно важных сфер (от младших к старшим курсам):
- повышение значимости сфер «Познание», «Творчество», «Активная деятельная жизнь», «Наличие хороших и верных друзей» и снижение значимости сфер «Материально-обеспеченная жизнь», «Интересная работа» и «Свобода как независимость в поступках и действиях»;
- повышение доступности сфер «Творчество», «Познание», «Уверенность в себе как свобода от внутренних противоречий», «Красо-
та природы и искусства» и снижение доступности сфер «Интересная работа», «Материально-обеспеченная жизнь», «Счастливая семейная жизнь», «Любовь» от младших к старшим курсам).
Так как в данном возрасте обостряется потребность в полоопределенном поведении (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, В.Е. Каган, ГМ. Бреслав, Нартова-Бочавер и др.), отмечается идея различной психологиченской детерминации поведения мужчин и женщин, проанализируем гендерные особенности ценности и доступности различных жизненно важных сфер.
Выявлены следующие статистически значимые гендерные различия: значимость сфер «Здоровье» (р < 0,01), «Любовь» (р < 0,01), «Красота природы и искусства» (р < 0,05) и «Свобода» (р < 0,01); доступность сфер «Здоровье» (р < 0,01), «Уверенность в себе» (р < 0,01) и «Познание» (р < 0,05); проблемность сферы «Здоровье» (р < 0,05); наличие внутренних конфликтов с сферах «Здоровье» (р < 0,05), «Красота природы и искусства» (р < 0,05), «Познание» (р < 0,05) и «Уверенность в себе» (р < 0,01); наличие внутреннего вакуума в сфере «Счастливая семейная жизнь» (р < 0,05).
Итак, для мужской выборки наиболее значимой является сфера «Свобода» как независимость в поступках и действиях, а наиболее доступными -«Уверенность в себе» и «Познание». Менее свойственны внутренние конфликты (как рассогласование ценности - доступности) в сферах «Здоровье» и «Красота природы и искусства». Более характерно превышение доступности над значимостью в сфере «Счастливая семейная жизнь».
Для женской выборки наиболее значимыми сферами признаются «Красота природы и искусства» и «Любовь». Свойственно превышение значимо -сти над доступностью в сфере «Счастливая семейная жизнь». Менее доступными являются свобода от внутренних противоречий, сомнений, а также интеллектуальное развитие, т.е. сфер «Уверенность в себе» и «Познание». Более свойственны внутренние конфликты в сферах «Познание» и «Уверенность в себе». Проблемной признается и сфера «Здоровье».
Тест смысложизненных ориентаций включает в себя наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля. В результате проведенного исследования было установлено (табл. 4), что показатели девушек по всем шкалам превосходят результаты, полученные Д.А. Леонтьевым в конце ХХ века, и незначительно превосходят показатели юношей по субшкалам «Цели в жизни», «Процесс жизни и эмоциональная насыщенность жизни», «Локус контроля - Я». Показатели юношей существенно не отличаются от подобных данных. Следовательно, можно говорить о наметившейся тенденции в повышении осмысленности жизни у женщин, о большей их направленности на цели в будущем, о восприятии своей жизни как интересной и эмоционально насыщенной, вместе с тем и прожитый отрезок жизни, воспринимается как продуктивный.
Таблица 4
Показатели субшкал СЖО испытуемых
Шкала Юноши Девушки
1. Цели в жизни 30,07 31,20
2. Процесс жизни 31,64 31,71
3. Результативность жизни 25,85 25,71
4. Локус контроля - Я 22,03 20,47
5. Локус контроля - жизнь 29,16 29,88
6. Общий показатель ОЖ 103,56 102,98
При проведении корреляционного анализа были выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи между субшкалами теста смысложизненных ориентаций и ценностными ориентациями (критические значения коэффициента корреляции при p < 0,05 составляет 0,175, а при p < 0,01 -
0,230): шкала «Цели в жизни» коррелирует с Жизнерадостностью (гэмп. = = 0.2126); шкала «Процесс жизни» коррелирует (+) с Интересной работой (гэмп. = 0,20644), Свободой (гэмп. = -0,19271); шкала «Результативность жизни» коррелирует с Интересной работой (гэмп. = 0,178627), ценностью Счастливой семейной жизни (гэмп. = 0,257363), Уверенностью в себе (гэмп. = -0,18948); локус контроля - Я коррелирует со Свободой (гэмп. = -0,22162), Жизнерадостностью (гэмп. = 0,194282),отрицательно коррелирует с Независимостью (гэмп. = -0,19178); локус контроля - жизнь положительно коррелирует с Интересной работой (гэмп. = 0,20512), Исполнительностью (гэмп. = 0,193666), Ответственностью (гэмп. = 0,213181), Свободой (гэмп. = -0,20185), а Общая осмысленность жизни отрицательно коррелирует со Свободой (гэмп. = -0,18787).
Проанализируем полученные статистически значимые корреляции ценностных и смысложизненных ориентаций по терминальным и инструментальным ценностям. Были выявлены корреляционные связи смысложизненных ориентаций с «Интересной работой», «Счастливой семейной жизнью», «Уверенностью в себе» и «Свободой», а также «Жизнерадостностью», «Исполнительностью», «Ответственностью» и «Независимостью».
- Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность. Восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом связано с «Интересной работой» (р < 0,05) и отрицательно связано (р < 0,05) со «Свободой» как самостоятельностью, независимостью в суждениях и поступках.
- Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Самооценка пройденного отрезка жизни, ощущение продуктивности и осмысленности прожитой ее части взаимосвязаны с «Интересной работой» (р < 0,05) и «Счастливой семейной жизнью» (р < 0,01), отрицательно связаны (р < 0,05) с «Уверенностью в себе» (внутренней гармонией, свободой от внутренних противоречий, сомнений).
- Общая осмысленность жизни имеет отрицательную корреляцию со «Свободой» (р < 0,05).
- Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью. Убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь отрицательно связана со «Свободой» (р < 0,05) и положительно - с «Интересной работой» (р < 0,05), а также с «Исполнительностью» (р < 0,05) и «Ответственностью» (р< 0,05).
- Локус контроля - Я или Я - хозяин жизни. Представление о себе как о сильной личности, способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, восприятие себя хозяином жизни отрицательно связаны со «Свободой» (р < 0,05), а также «Независимостью» (р < 0,05) и положительно - с «Жизнерадостностью» (р < 0,05).
- Цели в жизни. Наличие целей, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу связано с «Жизнерадостностью» (р < 0,05).
Итак, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом, убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, а также самооценка пройденного отрезка жизни как результативного, ощущение продуктивности и осмысленности прожитой ее части связаны с «Интересной работой». Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией взаимосвязана и со «Счастливой семейной жизнью».
Убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь связана с «Исполнительностью» (дисциплинированностью) и «Ответственностью» (чувством долга, умением держать слово). Наличие целей, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, что свойственно для целеустремленного человека, связано с «Жизнерадостностью».
Интересно, что неудовлетворенность прожитой частью жизни, самореализацией связана с «Уверенностью в себе», т.е. внутренней гармонией, свободой от внутренних противоречий, сомнений, а также со «Свободой» (самостоятельностью, независимостью в суждениях и поступках). Кроме этого «Свобода» связана с фатализмом, уверенностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, неудовлетворенностью своей жизнью в настоящем, низкой общей осмысленностью жизни. Неверие в свои силы контролировать события собственной жизни взаимосвязано с «Независимостью», т.е. способностью действовать самостоятельно, решительно и со «Свободой» (самостоятельностью, независимостью в суждениях и поступках).
Исследование смысложизненных и ценностных ориентаций требует расширенного, комплексного исследования, направленного на изучение
психологических механизмов образования ценностей, переживания и нахождения смысла жизни, выявления списка базовых ценностей. Также в дальнейшем необходимо проанализировать проблему расставления приоритетов в ценностном иерархическом ряду и формирования профессиональной готовности студенчества.
Следует отметить, что гармоничная структура смысложизненных и ценностных ориентаций существенно обуславливает высокую успешность в различных областях деятельности, способствует максимальному раскрытию индивидуальности человека, переживанию комфорта, полноты жизни и удовлетворенности ею (Д.А. Леонтьев).
Возраст 16-18 лет может рассматриваться как ценностно-смысловой мораторий, кризис в системе ценностей, связанный с последующей ступенью самоопределения и характеризующийся сменой внутрисистемных отношений между значимыми и доступными жизненными сферами (Д.В. Каширский).
Структура ценностных ориентаций студентов отражает в первую очередь возрастные особенности и только потом - профессиональную принадлежность. Можно отметить несогласованность профессиональных планов и жизненных целей молодежи, одной из причин которой является противоречивость и внепрофессиональная направленность ценностных ориентаций. При этом индивид выбирает ценности, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями (Е.И. Головаха).
Полученные данные требуют дальнейшего анализа и интерпретации, включая гендерный анализ и учет профессиональной принадлежности.
Список литературы:
1. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 334 с.
2. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 1992. - 17с.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999.
4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. - М.: Смысл, 1992. - 16 с.
5. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: учеб. пособие. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с.
6. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). - М.: Прометей, 1993. - 199 с.
7. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. -Самара: БАХРАХ; М., 2001. - 128 с.