Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ГОТОВНОСТЬ К ЖИЗНЕННЫМ ПЕРЕМЕНАМ'

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ГОТОВНОСТЬ К ЖИЗНЕННЫМ ПЕРЕМЕНАМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ / ДОБРОВОЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батурина Наталья Владимировна, Вяткина Вера Владимировна

В статье представлены результаты исследования влияния особенностей личности на готовность к переменам лиц, сменивших регион постоянного проживания. Все участники исследования являются добровольными мигрантами, рассматривающими переезд, как возможность самореализации. Участниками исследования стали 72 человека в возрасте от 22 до 55 лет. В результате психологического тестирования с помощью методики «Личностная готовность к переменам» и Пятифакторного опросника 5PFQ было установлено, что наиболее значимыми личностными особенностями, влияющими на выбор и готовность к жизненным переменам, являются такие свойства личности, как экстраверсия, контроль, вовлеченность, активность, общительность, понимание, теплота, настойчивость. Все они повышают готовность личности к переменам, - а именно увеличивают значения страстности (повышенного жизненного тонуса), находчивости, уверенности в своих силах, оптимизма. И напротив, такие свойства как тревожность, напряженность, депрессивность препятствуют проявлению энергичности, решительности, находчивости, способности решать новые, ранее не встречавшиеся задачи, ограничивая в целом готовность личности к переменам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Батурина Наталья Владимировна, Вяткина Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PERSONALITY TRAITS ON READINESS FOR LIFE CHANGES

The article presents the results of the study of personality characteristics on the propensity to change of persons who have changed their region of permanent residence. All participants in the study are voluntary migrants who consider moving as an opportunity for self-realization. The study participants were 72 people aged 22 to 55 years. As a result of psychological research, it was found that the most significant personality traits that affect the choice and readiness for life changes are personality traits such as extraversion, control, involvement, activity, sociability, understanding, warmth, perseverance. All of them increase the readiness of the individual for change - they increase the values of passion, vitality, resourcefulness and selfconfidence. And on the contrary, such properties as anxiety, tension, depression prevent the manifestation of energy, determination, resourcefulness, limit a person's readiness for change.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ГОТОВНОСТЬ К ЖИЗНЕННЫМ ПЕРЕМЕНАМ»

REFERENCES

1. Borzova, O.M. (2019), "Psychological readiness for educational activity of older preschoolers, World of Science: Pedagogy and Psychology, No. 6, available at: https://mir-nauki.com/PDF/73PSMN619.pdf (accessed 30 November 2021).

2. Bustamante, A. (2017), "Approaches to learning and school readiness in Head Start: Applications to preschool science, Learning and Individual Differences, V. 56, pp. 112-118.

3. Nizhegorodtseva, N.V. (2016), "History and current state of the problem of readiness for learning", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, No. 5. pp. 216-223.

4. Semenova, T.S. (2020), "Psychological readiness for school as a basis for the well-being of first-graders at the beginning of education", Bulletin ofpractical psychology of education, No. 3, pp. 115-123.

5. Shaul, S. (2014), "The role of the executive functions in school readiness among preschool-age children", Reading and Writing, V. 27, No. 4, pp. 749-768.

Контактная информация: e.v.baryshnikova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2022

УДК 159.9.072.422

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ГОТОВНОСТЬ К ЖИЗНЕННЫМ

ПЕРЕМЕНАМ

Наталья Владимировна Батурина, кандидат психологических наук, доцент, Вера Владимировна Вяткина, ассистент, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния особенностей личности на готовность к переменам лиц, сменивших регион постоянного проживания. Все участники исследования являются добровольными мигрантами, рассматривающими переезд, как возможность самореализации. Участниками исследования стали 72 человека в возрасте от 22 до 55 лет. В результате психологического тестирования с помощью методики «Личностная готовность к переменам» и Пятифак-торного опросника 5PFQ было установлено, что наиболее значимыми личностными особенностями, влияющими на выбор и готовность к жизненным переменам, являются такие свойства личности, как экстраверсия, контроль, вовлеченность, активность, общительность, понимание, теплота, настойчивость. Все они повышают готовность личности к переменам, - а именно увеличивают значения страстности (повышенного жизненного тонуса), находчивости, уверенности в своих силах, оптимизма. И напротив, такие свойства как тревожность, напряженность, депрессивность препятствуют проявлению энергичности, решительности, находчивости, способности решать новые, ранее не встречавшиеся задачи, ограничивая в целом готовность личности к переменам.

Ключевые слова: особенности личности, готовность к переменам, добровольная миграция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p477-484

INFLUENCE OF PERSONALITY TRAITS ON READINESS FOR LIFE CHANGES Natalya Vladimirovna Baturina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Vera Vladimirovna Vyatkina, the assistant, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk

Abstract

The article presents the results of the study of personality characteristics on the propensity to change of persons who have changed their region of permanent residence. All participants in the study are voluntary migrants who consider moving as an opportunity for self-realization. The study participants were 72 people aged 22 to 55 years. As a result of psychological research, it was found that the most significant personality traits that affect the choice and readi-

ness for life changes are personality traits such as extraversión, control, involvement, activity, sociability, understanding, warmth, perseverance. All of them increase the readiness of the individual for change - they increase the valúes of passion, vitality, resourcefulness and self-confidence. And on the contrary, such properties as anxiety, tension, depression prevent the manifestation of energy, determination, resourcefulness, limit a person's readiness for change.

Keywords: personality traits, readiness for change, voluntary migration.

ВВЕДЕНИЕ

Современное устройство общества, социально-экономическая ситуация и рынок труда требуют от человека качеств, которые не были так значимы пару десятков лет назад. Уходят из приоритета стабильность, постоянство, длительное служение делу. Появляется проектная деятельность, гибкий график, возможность работать онлайн. Востребованными оказываются люди, которые готовы работать в ненормированных условиях, режиме многозадачности. Новое время требует от человека постоянного выбора в условиях относительной неизвестности. Многим приходится сталкиваться несколько раз за жизнь со сменой работы, профессии, спутника жизни, городом и даже страной проживания - то, что прежде являлось выбором, совершенным раз и навсегда, оплотом стабильности. Теперь люди получают образование на краткосрочных курсах, а некоторые профессии появляются и исчезают в короткий промежуток времени. От человека требуется устойчивость к неизвестному, готовность принимать непостоянство и адаптироваться к переменам, быть гибким, спонтанным [5]. Всё это позволяет одним реализовать мечты, пробовать себя в различных качествах, совмещая работу, проекты, хобби и семью, другие оказываются в плену тревоги, страхов, перестают чувствовать твёрдую почту под ногами, страшатся будущего, ощущая себя на «обочине жизни». Показательным в этом смысле является процесс добровольной миграции населения. По данным Росстата с 2005 года (за исключением кризисных 2008-2009 годов) отмечается рост объемов и интенсивности внутренней миграции [10]. Причины смены мест жительства связывают со множеством факторов, влияющих на жизнь современного человека, таких как климатические, географические, политические, экономические, социальные особенности населённых пунктов [2]. При этом добровольная миграция практически не изучена с точки зрения психологии отдельного индивида, его личностных особенностей, подталкивающих к перемене города или страны в поисках более комфортной жизни. В настоящий момент времени проблема миграции является областью междисциплинарных исследований. Теоретические и эмпирические исследования миграции как в отечественной науке, так и зарубежной, в основном направлены на изучение факторов и причин миграции, социально-психологической адаптации, процессу аккультурации и проблемам взаимодействия в новых условиях [8]. Зачастую процесс миграции является вынужденным, ведущим к кризису идентичности. Следовательно, актуальным становится проблема разработки программ психологической помощи мигрантам, имеющим проблемы при культурной или социальной адаптации [4]. Многие авторы уделяют внимание адаптации личности к новым условиям жизни. Так, Овчинников А.А. выделил важные факторы для адаптации мигрантов: языковая свобода, физическое здоровье, отсутствие иждивенцев и востребованность на рынке труда и ряд других [9]. Значительно меньше изучена тема психологических предпосылок личности к перемене места жительства, к принятию неизвестности, как личностному выбору, к добровольной миграции.

Таким образом, цель нашего исследования заключалась в определении влияния базовых свойства личности на готовность человека к жизненным переменам на примере добровольных мигрантов, которые решились на изменение и улучшение показателей жизнеобеспечения (карьера, условия жизни и т.д.).

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 72 человек в возрасте от 22 до 55 лет (средний возраст - 34 года), из них 49 женщин и 23 мужчины, добровольно сменившие город или регион проживания. Выборка была сформирована на основе результатов авторского анкетирования, направленного на выявление намерения поменять город или регион для постоянного проживания, а также установление психологических факторов добровольной миграции. В результате опроса было установлено, что большинство добровольных мигрантов рассматривают переезд, как возможность самореализации и начало новой жизни [1].

Исследование проводилось с использованием следующих психодиагностических методик: «Личностная готовность к переменам» (РСЯ8) ( А. Ролник, С. Хезер, М. Голд и К. Халл, в адаптации Н. Бажановой и Г. Л. Бардиер), психологическая диагностика базовых свойств личности осуществлялась с помощью Пятифакторного опросника 5РБр (в адаптации А.Б. Хромова). Для установления значимых взаимосвязей был применен корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена), выявление зависимости готовности к переменам от базовых свойств личности осуществлено с помощью однофак-торного дисперсионного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Первая задача данного исследования - это установление взаимосвязей между показателями методики «Личностная готовность к переменам» и Большой пятерки. В общей сложности проанализированы связи 25 показателей Большой пятерки (в анализ были включены все субшкалы первичных факторов) и 6 показателей методики «Личностная готовность к переменам». В результате анализа обнаружено 38 значимых связей из 144 возможных, что свидетельствует об актуальности исследования базовых свойств личности и их роли в принятии решения о жизненных переменах личности. Наибольшее количество значимых связей было выявлено между тремя показателями готовности к переменам («Страстность», «Находчивость» и «Уверенность») и субшкалами Большой пятерки. Для удобства представления данных в табл.1 указаны корреляции выделенных показателей и первичных факторов.

Таблица 1 - Взаимосвязь показателей личностной готовности к переменам и свойств личности у респондентов, сменивших место жительство (N=72)_

Показатели опросника 5PFQ Страстность Находчивость Уверенность

Экстраверсия - интроверсия 0,530** 0,417* 0,451**

Привязанность - отдаленнность 0,354*

Контролирование - естественность 0,376*

Эмоциональность - эмоциональная сдержанность -0,580**

Игривость - практичность 0,441**

Примечание: * - коэффициенты корреляции с уровнем значимости р<0,05; ** - коэффициенты корреляции с уровнем значимости р<0,01.

Так, из таблицы видно, что факторы «Экстраверсия - Интроверсия» (р<0,01, г=0,530) и «Контролирование - Естественность» (р<0,05 г=0,376), имеют положительную тесную связь с показателем «Страстность». Кроме первичных факторов, были обнаружены связи с показателями, входящими в эти факторы: «Общительность - замкнутость» (г=0,423*), «Активность - пассивность» (г=0,416*), «Аккуратность - неаккуратность» ( г=0,514**), «Настойчивость - отсутствие» (г=0,456**). Эти данные свидетельствуют о том, что энергичность, повышенный жизненный тонус, так необходимые человеку для того, чтобы справляться со стрессами в новой для него жизненной ситуации, помогают выстраивать эффективные коммуникации и преимущественно находиться в хорошем настроении. Свойства личности, входящие в фактор «Контролирование» позволяют добросовестно выполнять поставленные задачи, быть организованным и настойчивым при

достижении целей.

Показатель «Находчивость» также имеет значимую положительную связь (р<0,05; г=0,417*) с фактором экстраверсии и отрицательную (г=-0,580**) с фактором «Эмоциональность» и его субшкалами «Тревожность», «Напряженность», «Депрессивность», «Самокритика». Все перечисленные субшкалы имеют связь с уровнем значимости р<0,01. Такие данные свидетельствуют о том, что умение решать задачи нестандартно, видеть выходы из сложных ситуаций требуют большей эмоциональной стабильности. Следовательно, человек менее тревожный, депрессивный, без склонности обвинять себя, будет более успешен в новой для него среде, а его адаптация к новому месту жительства будет менее болезненной.

Шкала «Уверенность» методики «Готовность личности к переменам» имеет высокую значимую связь с фактором экстраверсии (р<0,01) и его субшкалами «Общительность» (г=0,489**), «Поиск впечатлений» (г=0,388*), а также с фактором «Игривость» (р<0,01) и всеми его субшкалами: «Любопытство» (г=0,465**), «Артистичность» (г =0,372) и «Сензитивность» (г= 0,470**). Полученные данные можно интерпретировать следующим образом. Уверенный в себе и своих достоинствах индивид способен к спонтанным и неожиданным для окружающих поступкам. А кроме того, уверенный человек зачастую относится к жизни как к игре, проявляет интерес к различным ее сторонам. Он способен решиться на перемены из желания испытать свои силы, попробовать что-то более интересное и увлекательное для организации своей жизни.

Поскольку корреляционный анализ позволяет выявить только наличие связей между показателями, то для проверки гипотезы о влиянии свойств личности на готовность человека к переменам, - был проведен однофакторный дисперсионный анализ. Результаты представлены на рисунках 1-6. Наибольшее влияние на готовность личности к переменам оказал такой показатель пятифакторной модели личности, как «Экстраверсия - ин-траверсия».

Из рисунка 1 видно, что чем выше у человека показатели по шкале «Экстраверсия», тем статистически достоверно больше выраженность показателей по шкале «Страстность» (р<0,05) и «Находчивость» (р<0,05). Экстраверсия личности влияет на жизненный тонус и способность к креативным решениям в новых непривычных обстоятельствах. Также увеличение показателей по той же шкале «Экстраверсия» от низких до средних дает некоторое уменьшение показателей по шкале «Уверенность» методики «Готовность к переменам», однако при увеличении показателей от средних до высоких по «Экстраверсии» (р<0,05) приводит к увеличению показателей по шкале «Уверенность». Соответственно ярко выраженные экстраверты, открытые и легко устанавливающие новые связи люди, обладают большей верой в себя, свои достоинства и в возможность желаемого.

Поскольку каждый фактор методики «Большая пятерка» имеет ряд первичных факторов или граней, которые являются более конкретными чертами и позволяют полнее понять общий фактор, то было принято решение рассмотреть и некоторые из них. Так, из рисунка 2 видно, что увеличение показателей по шкале «Общительность» с низких до средних уменьшает значения по шкале «Страстность». Зато увеличение показателей общительности со средних до высоких статистически достоверно (р<0,01) увеличивает значения «Страстности». Примерно такое же влияние показатель «Общительность» оказывает на показатели «Находчивость» и «Уверенность». Другими словами, некоторое возрастание общительности до среднего уровня понижают значения страстности, то есть жизненного тонуса человека, а возрастающие значения от средних к высоким значительно увеличивают способность человека относится к жизненным задачам с энергичностью.

24

23

§ 22 Я £ 21

§ 20

М

ё 19

Я

5 18

¿С 17 16 15

1 2 3

Страстность ■ Находчивость ■ Уверенность

Рисунок 1 - Влияние шклы «Экстраверсия - интра-версия» на показатели «Страстность», «Находчивость», «Уверенность» методики «Личностная готовность к переменам»

23 22

е

ни21

е

5 20 н

2 19 е

5 18 —

д

е

р17 С

16 15

1 2 3

Страстность "Находчивость "Уверенность

Рисунок 2 - Влияние субшклы «Общительность - замкнутость» на показатели «Страстность», «Находчивость», «Уверенность» методики «Личностная готовность к переменам»

На рисунке 3 отображено выявленное в результате дисперсионного анализа статистически значимое влияние (р<0,05) компонента «Теплота» на показатели «Страстность» и «Уверенность». Увеличение значений по компоненту «Теплота», увеличивает значения шкал «Страстность» и «Уверенность». Следовательно, человек, склонный в большей степени с теплотой относится к окружающим, будет отличаться повышенной энергичностью и уверенностью в своих силах.

Из рисунка 4 видно, что увеличение показателей по шкале «Настойчивость», являющегося гранью вторичного фактора «Контролирование - естественность» статистически достоверно влияет на показатели по шкалам «Страстность» и «Находчивости» (р<0,05). Причем, в первую очередь, увеличение по шкале «Настойчивость» ведет к небольшому спаду значений «Страстность» и «Находчивости», но чем выше показатели «Настойчивости», тем больше увеличиваются значения «Страстность» и «Находчивости». Чем выше показатели по шкале «Настойчивость», тем статистически достоверно больше выраженность компонентов «Оптимизм», отвечающий за способность смотреть в будущее светло, верить в лучший исход сложных проблем (р<0,05).

21

е20 и

н

Й 19

ч а н

2 18

е н

д17

е р

С16 15

1 2 3

Страстность ■Уверенность

Рисунок 3 - Влияние субшклы «Теплота - равнодушие» на показатели «Страстность», «Уверенность» методтики «Личностная готовность к переменам»

22 21

8 20 ч

на19

ее18

н

д

а 17

16 15

1 2 3

Страстность ■ Находчивость ■ Оптимизм

Рисунок 4 - Влияние субшклы «Настойчивость - отсутствие настойчивости» на показатели «Страстность», «Находчивость», «Оптимизм» методтики «Личностная готовность к переменам»

Из рисунка 5 следует, что чем выше показатели по шкале «Тревожность», являющегося первичным компонентом фактора «Эмоциональность - сдержанность», тем статистически достоверно ниже выраженность компонентов «Уверенность» (р<0,05) и «Находчивость» (р<0,05). Индивид, легко поддающийся тревоге склонен «осторожничать», проявлять опасливость и меньшую решительность, а следовательно быть менее

изобретательным и рискованным в решении новых задач, менее уверен в своих силах. Следует отметить, что такое же влияние на «Находчивость» и «уверенность» оказали шкалы «Депрессивность» и «Напряжённость».

Рисунок 6 показывает, что увеличение показателей по шкале «Любопытство», которая является субфактором пятого крупного фактора «Игривость - практичность» личностного опросника «Большая пятерка», увеличивает значения показателей по шкалам «Смелость, предприимчивость» (р<0,01) и «Адаптивность» (р<0,05) (рис. 22). Другими словами, человек с развитым любопытством в большей степени готов к риску, а также способен проявлять гибкость и перестраиваться в новых ситуациях. Отметим, что влияние на показатель «смелость, предприимчивость» оказал такой фактор, как «Артистичность» (р<0,05). Следует отметить, что рост значений показателя «Артистичность» от низких к средним, увеличивает значение показателя «Смелости». Но когда значение показателя «Артистичность» становятся высокими, значения смелости снижаются. Другими словами человек, в меру способный к игре и артистичности больше проявляет смелость, готов поступать рискованно, нестандартно, неожиданно.

23

ё22 и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I? 21

^

" 20

&

О 18

17

1 2 3

Находчивость ■ Уверенность

Рисунок 5 - Влияние субшклы «Тревожность - беззаботность» на показатели «Страстность», «Находчивость», «Оптимизм» методтики «Личностная готовность к переменам»

20 18

5 14

н з 12

е е

не 10

д

е р8

° 6

4

1 2 3

Смелость, предпринимательство Адаптивность Новизна проблемы

Рисунок 6 - Влияние субшклы «Любопытство - консерватизм» на показатели «Смелость», «Адаптивность», «Новизна проблемы» методтики «Личностная готовность к переменам»

В целом результаты дисперсионного анализа свидетельствуют о том, что базовые свойства личности оказывают существенное влияние на готовность человека к переменам, к которым относится и такое явление как миграция.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя общий итог анализа исследования, можно сделать следующие выводы. Базовые свойства личности, такие как экстраверсия, контроль, вовлеченность, активность, общительность, понимание, теплота, настойчивость повышают готовность личности к переменам, - а именно увеличивают значения страстности (повышенного жизненного тонуса), находчивости, уверенности в своих силах, оптимизма. И напротив, такие свойства как тревожность, напряженность, депрессивность препятствуют проявлению энергичности, решительности, находчивости, способности решать новые, ранее не встречавшиеся задачи, ограничивая в целом готовность личности к переменам, к действиям в ситуации неопределенности. В меру артистичный человек, способный отнестись к проблемам как к игровому заданию, проявляет больше смелости и решимости, но если игра заменяет реальные действия, и становится доминирующей, то готовность к переменам снижается. А любая готовность к переменам, к функционированию в отсутствии точных данных, приводит к подвижности, легкости в принятии решения, в том числе и о смене места жительства. Таким образом, на примере добровольных мигрантов можно сделать вывод о том, что готовностью к переменам и способностью вынести их с меньшими пси-

и16

I 19

хологическими проблемами, способны люди с определенным набором базовых личностных свойств, таких как экстраверсия, активность, общительность, понимание, поиск впечатлений, теплота, контролирование, аккуратность, настойчивость, любопытство, артистичность, сензитивность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батурина, Н. В. Психологические факторы внутренней миграции населения России / Н. В. Батурина, В. В. Вяткина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2020. - Т. 25, № 28 (81). - С. 155-159.

2. Дробижева, Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания / Л. М. Дробижева // ПОЛИС. Политические исследования. - 2018. -№ 5. - С. 100-115.

3. Ишмухаметов Р. Р. Экопсихологический аспект проблемы миграционной готовности личности / Р. Р. Ишмухаметов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - № 6-1. - С. 12-16.

4. Киселева, Л. Т. Особенности эмоционального реагирования мигрантов как фактор, снижающий успешность адаптации / Л. Т. Киселева А. А. Овчинников, А. Н. Султанова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2016. - № 1 (90). - С. 9-14.

5. Леонтьев, Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности / Д. А. Леонтьев // Психологические исследования. - 2015. - Т. 40, № 8. - С. 2.

6. Леонтьев, Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д. А. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва : Смысл, 2002. - Вып. 1. - С. 56-65.

7. Леонтьев, Д. А. Психология выбора / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Овчинникова, Е. И. Расска-зова, А. Х. Фам. - Москва: Смысл, 2015. - 464 с.

8. Лупуляк, П. В. Факторы негативного самоощущения мигрантов в новой стране / П. В. Лупуляк, Н. В. Гришина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2020. - Т. 10. Вып. 2. - С. 128-141.

9. Овчинников, А. А. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов (литературный обзор) / А. А. Овчинников, А. Н. Султанова, А. С. Лазурина, Т. Ю. Сычева // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2018. - № 2 (98). - С. 89-96.

10. Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения // Социальный бюллетень. - 2018. - № 11 (май). - URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/16766.pdf (дата обращения 25.01.2022)

11. Татарко, А.Н. Индивидуальные ценности и социально-психологический капитал: кросс-культурный анализ / А.Н. Татарко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9, № 2. - С. 71-88.

12. Терещенко, Ж. А. Факторы миграционных процессов в современной России / Ж. А. Терещенко // Общество: социология, психология, педагогика. - 2011. - № 1-2. - С. 28-30.

13. Шамионов, Р. М. Характеристики субъективного благополучия личности в условиях миграции / Р. М. Шамионов // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы 2-й международной научно-практической конференции / отв. ред. В. В. Константинов. - Москва : Перо, 2014. - С. 193-199.

14. Maddi, S. R. The Search For Meaning / S. R. Maddi // Nebraska Symposium on Motivation / Eds. W. J. Arnold, M. H. Page. - Lincoln, NE: University of Nebraska Press, 1971. - P. 137-186.

REFERENCES

1. Baturina, N. V. and Vyatkina, V. V. (2020), "Psychological factors of internal migration of the Russian population", Psychopedagogy in Law Enforcement, V. 25, No. 28 (81), pp. 155-159.

2. Drobizheva, L. M. (2018), "Russian identity: discussions in the political space and the dynamics of mass consciousness", Polis. Political Studies" Journal, No. 5, pp. 100-115.

3. Ishmuhametov R. R. (2009), "Ecopsychological aspect of the problem of personality migration readiness", Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application, No 6-1, pp. 12-16.

4. Kiseleva, L. T., Ovchinnikov, A. A. and Sultanova, A. N. (2016), "Features of the emotional response of migrants as a factor that reduces the success of adaptation", Siberian Herald of Psychiatry and

Addiction Psychiatry, No. № 1 (90), pp. 9-14.

5. Leontev, D. A. (2015), "The challenge of uncertainty as a central problem of personality psychology", Psihologicheskie issledovaniya, V. 40, No. 8, p. 2.

6. Leontev, D. A. (2002), "Personality in personality: personal potential as the basis of self-determination", Uchenye zapiski kafedry obshchej psihologii MGU imeni M. V. Lomonosova. Issue. 1, Smysl, Moscow, pp. 56-65.

7. Leontev, D. A., Ovchinnikova, E. Yu, Rasskazova, E. I. and Fam A. H. (2015), Psychology of choice, Smysl, Moscow.

8. Lupulyak, P. V. and Grishina, N. V. (2020), "Factors of negative self-perception of migrants in a new country", Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, V. 10, No. 2, pp. 128-141.

9. Ovchinnikov, A. A., Sultanova, A. N., Lazurina, A. S. and Sycheva, T. Yu. (2018), "Features of socio-psychological adaptation of migrants (literature review)", Siberian Herald of Psychiatry and Addiction Psychiatry, No. 2 (98), pp. 89-96.

10. "Population migration in Russia: trends, problems, solutions" (2018), Social'nyj byulleten', No. 11 (may), available at: http://ac.gov.ru/files/publication/a/16766.pdf (date of treatment 25/01/2022)

11. Tatarko, A. N. (2012), "Individual values and socio-psychological capital: cross-cultural analysis", Psychology. Journal of the Higher School of Economics, V. 9, No. 2, pp. 71-88.

12. Tereshchenko, Zh. A. (2011), "Factors of migration processes in modern Russia", Scientific Journal "Society: Sociology, Psychology, Pedagogics", No. 1-2, pp. 28-30.

13. Shamionov, R. M. (2014), "Characteristics of the subjective well-being of the individual in terms of migration", Socio-psychological adaptation of migrants in the modern world: materials of the 2nd international scientific and practical conference, Pero, Moscow, pp. 193-199.

14. Maddi, S. R. (1971), "The Search For Meaning", Nebraska Symposium on Motivation, University of Nebraska Press, Lincoln, NE, pp. 137-186.

Контактная информация: veraw@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.01.2022

УДК 796.011.3:159.9

СФОРМИРОВАННОСТЬ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Эльдар Асафович Алену-ров, кандидат социологических наук, доцент, Наталья Николаевна Маринина, старший преподаватель, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Ирина Викторовна Назарова, доцент, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация

Изучение влияния огромного потенциала физкультурно-спортивной деятельности на саморегуляцию поведения человека в различных ситуациях и профилактики различных девиаций представляет собой одну из важнейших задач научного сообщества не только в нашей стране, но и во всем мире. Цель исследования - изучение влияния различных уровней двигательной активности студентов на формирование уровней саморегуляции их поведения. Методы и организация исследования: исследование проводилось на базе кафедры ФК и ОБЖ МГППУ с 34 студентами различных направлений подготовки и специализаций. На начальном этапе, на основе данных предварительного тестирования, студенты были распределены на 3 группы уровней двигательной активности: низкий, средний и высокий. В исследовании применялась методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения». Результаты исследования и их обсуждение: в результате исследования выявилась прямая корреляция уровней саморегуляции поведения с возрастающими значениями данных фитнес-трекеров и предыдущего двигательного опыта студентов, которая подтверждалась соответствующим увеличением значимости. Студенты с низким и средним уровнем двигательной активности незначительно отличались между собой в сформированности персональной саморегуляции, а высокий уровень выявил и высокий уровень сформированности личной саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.