готовность к переменам у предпринимателей на различных стадиях развития бизнеса
Руденко В.Н.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, предметом которого выступила готовность предпринимателей к переменам. Выявлены специфические различия в индивидуальных особенностяхличности бизнесменов, бизнес которых находится на начальной стадии - «организация и запуск» и более зрелой стадии - «развитие и стабилизация».
Ключевые слова: предприниматель, готовность к переменам, бизнес стадии.
Готовность к переменам или «инновативная диспозиция личности» - это предрасположенность личности к изменениям и нововведениям. Так, в исследованиях О.С. Советовой было показано, что инновативная диспозиция (как обобщенная, так и конкретная) может быть связана с личностными свойствами. Это предположение и выступило в качестве теоретической предпосылки нашего исследования.
Для изучения готовности к переменам у предпринимателей на различных стадиях развития бизнеса были использованы следующие психологические методики: личностный опросник на готовность к переменам (Personal change-readiness survey, PCRS), методика Майерс-Бриггс в адаптации Абельской Е.Ф. (MBTI), опросник Зимбардо по временной перспективе в адаптации Сырцовой А. (Zimbardo Time Perspective Inventory, ZTPI); а так же ряд других анкет, направленных на изучение различных сторон ведения бизнеса. Всего опрошено от 60 до 105 предпринимателей (малый бизнес) - количество респондентов варьировалось в зависимости от количества заполненных методик и анкет (полный комплект состоял из шести).
Рассмотрим полученные исследовательские данные сквозь показатели индивидуальных черт, выявленных посредством опросника PCRS. Методика «Личностная готовность к переменам» - «Personal change-readiness survey» разработана канадскими учеными Ролником, Хезером, Голдом и Халом. Перевод и первичная апробация данной методики были проведены Н. Бажановой и Г.Л. Бардиер. Выбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений был осуществлен с привлечением двуязычных экспертов, в том числе и специалистов в области
психологии. Черты, измеряемые в этом опроснике, особенно важны при рассмотрении стрессовых ситуаций, возникающих в связи с переменами в различном контексте [1, с. 172].
Изучение корреляционных взаимосвязей семи шкал методики РСКБ со шкалами других методик, было дополнено исследованием внутренней валидности и факторной взаимосвязи шкал. Совокупность приемов позволила выделить в опроснике группы факторов, близких по характеру свойств. Таким образом, помимо показателей по конкретным шкалам и «общей готовности к переменам» (сумма баллов по всем шкалам), были выделены конструкты «страстно-находчивый тип готовности к переменам» (СНГ) и «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» (ТАГ), что созвучно представлениям М. Киртон, делившей людей в зависимости от стилей когнитивных процессов и мышления на адаптивных и новаторов.
Факторный анализ шкал методики показал, что в первый конструкт входят шкалы «страстность», «находчивость», «уверенность», «оптимизм»; во второй: «толерантность к двусмысленности», «адаптивность» и «смелость, предприимчивость». Ядром различий выделяемых конструктов явилась статистически значимая отрицательная взаимосвязь между шкалами «страстность» и «адаптивность» (N=68, р=-0,00405) и отрицательное напряжение на полюсах «страстность-находчивость» и «адаптивность-толерантность к двусмысленности». Шкалы «оптимизм» и «смелость, предприимчивость» добавлены в конструкты по степени наибольшей корреляционной близости, хотя и имеют положительные взаимосвязи со шкалами входящими в оба типа конструктов.
Верность принципа выделения конструктов внутри одной методики подтверждается их разнонаправленными связями со шкалами других опросников, и в первую очередь это проявилось в выраженности ориентации на будущее (шкала методики 7ТР1).
Зимбардо с коллегами основываясь на концепции жизненного пространства К. Левина выдели пять временных шкал, пять временных ориентаций личности которые могут доминировать в мыслях человека. Так, Левин рассматривал временную перспективу как видение индивидом своего будущего или прошлого в своем настоящем и предполагал, что когнитивная деятельность и эмоции о прошлом или будущем могут влиять на действия, эмоции и когнитивную деятельность в настоящем и на стремления в будущем [3, с. 292].
В методике представлены два аспекта ориентации на прошлое - негативное и позитивное прошлое, два аспекта ориентации на настоящее - гедонистическое и фаталистическое настоящее, а так же ориентацию на будущее. Последняя, характеризует наличие у респондентов целей и планов на будущее, а так же поведение направленное на выполнение этих планов и реализацию поставленных целей.
И как уже было указано выше «страстнонаходчивый тип готовности к переменам» и «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» обнаружили интересную взаимосвязь с ориентацией на будущее. Первый тип показал положительную взаимосвязь (N=62, р=0,00024), второй тип - отрицательную (р=-0,00396). Таким образом, в качестве промежуточного вывода можно отметить, что готовность к изменениям - это не только готовность реагировать на изменения, но и готовность реагировать определенным образом, где степень ориентации на будущее выступает определенного рода знаменателем. Сразу предполагаем, что бизнесмены первого типа - планируют изменения и создают события, а вторые используют более гибкую стратегию за счет снижения проактивности.
Из общих свойств готовности к изменениям в их взаимосвязи с временными перспективами, можно отметить, что оба типа (СНГ и ТАГ) отрицательно связаны с ориентацией на негативное прошлое (р=-0,00291 и р=-0,01088 соответственно) и ориентацией на фаталистическое настоящее (р=-0,00002 и р=-0,02882 соответственно). Иными словами, готовность к изменениям не терпит пессимизма и предопределенности.
Специфика 2-х типов готовности к изменениям также раскрывается благодаря данным полученным по методике Майерс-Бриггс. Напомним, что последняя позволяет определить принадлежность респондента к тому или иному полюсу четырех дихотомических шкал личностных предпочтений: экстра-
версии (Е) - интроверсии (I), сенсорики (Б) - интуиции (Ж), мышления (Т) - чувства (Р), организованности .) - гибкости (Р), и к одному из 16 личностных типов, образованных ими.
Так было выявлено, что «страстно-находчивый тип готовности к переменам» положительно связан с экстраверсией (N=60, р=0,00108), «толерантноадаптивный тип готовности к переменам» с интуицией (р=0,00028), а «общая готовность к переменам» -как с экстраверсией (р=0,00025), так и с интуицией (р=0,00024). Т.е. наиболее сильную совокупную готовность к изменениям, реализующую себя по обоим указанным типам готовности, показали следующие типы: «новатор» (ЕЖТР), «инициатор» (ЕЖТР), «предприниматель» (ЕЖ-.)) и «наставник» (ЕЖР_1).
Таким образом, «суммируя» полученные данные, кратко охарактеризуем типы готовности к переменам: «страстно-находчивый тип» экстравертен и характеризуется нацеленностью на будущее, «толерантноадаптивный тип» интуитивен и не опирается на будущее. По нашему мнению, данные типы обогащают и дополняют друг друга, если первый - активный, расширяющий пространство субъекта, то второй -стабилизирующий, поддерживающий целостность и идентичность субъекта. Преобладание одного типа над другим будет определять стиль реагирования на изменения, а так же, как мы предполагаем - преобладание стиля может сигнализировать о характере текущей деятельности. Разные бизнес ситуации, уровни развития бизнеса требуют от личности предпринимателя различных способностей и действий. Так было проведено дополнительное изучение корреляционных взаимосвязей шкал психологических методик со стадиями развития предпринимательских проектов.
В дополнительной анкете, предпринимателям было предложено определить стадию развития своих проектов. Мы использовали стадиальность предложенную экономистами Лазаревым В.Н. и Ведерниковым А.Ю и описанную в монографии «Методологические проблемы управления информационным взаимодействием (на примере региональной системы малого предпринимательства)» [2]. Стадии характеризуются следующими показателями информационного обмена (специфика информационного обмена выбрана в качестве ключевого индикатора развития и деления бизнеса на стадии развития).
1. Организация и запуск. Характеризуется необходимостью разработки стратегической модели ведения бизнеса, определения общих условий ведения деятельности и изучением параметров коньюктуры рынка.
2. Разработка и становление. Характеризуется необходимостью разработки ресурсной модели,
получению технико-экономической информации, поиском технологий, определении цены ресурсов и кредитов.
3. Развитие и стабилизация. Характеризуется необходимостью укрепления позиций на рынке, определением оперативной коммерческой информации, работа с потребностями потребителей, формирование структуры предложения и товарных запасов.
4. Стагнация и затухание. Предполагает завершение цикла. Специфика информационного обмена соответствует первой стадии.
5. Дополнительным корреляционным сравнением (вопросы о сложности работы с информацией) было установлено:
- стадия «организация и запуск» характеризуется сложностью применения знаний (N=84, p=0,04571);
- зрелая стадия «развитие и стабилизация» бизнеса не вызывает сложности применения знаний (p=-0,00784), в частности в связи с укреплением позиций на рынке (p=-0,00104) и работой с оперативной коммерческой информацией (p=-0,01687). Данной стадия ставит перед предпринимателями затруднения в оценке, анализе и защите информации (p=0,00803). Это касается как укрепления позиции на рынке (p=0,02007), так и работы с оперативной коммерческой информацией (p=0,00105), выявлением потребностей потребителей, разработке структуры предложения и формирования товарных запасов (p=0,00469). Более того, озвучим данные выходящие за рамки данных тезисов - работа с оперативной коммерческой информацией даже снижает престиж профессии (N=82, p=-0,00379), престиж оценивался по 10-ти бальной шкале.
Между психологическими характеристиками личности предпринимателей, в частности готовностью к изменениям и стадиями развития бизнеса, с их специфическим информационным обменом обнаружены корреляционные взаимосвязи.
На стадии «развитие и стабилизация» на статистически значимом уровне проявляется толерантноадаптивный тип готовности к переменам (N=67, p=0,04427), а на стадии «организация и запуск» наблюдается обратная тенденция, стиль не выражен (p=-0,04519). Как было нами замечено, данная реакция в первую очередь связана со шкалой «tolerance for ambiguity». «Толерантность к двусмысленности» опирается на спокойное отношение к отсутствию ясных ответов, самообладание в ситуациях, когда не ясна суть происходящего или не ясен исход дела, когда не определены цели и ожидания, когда начатое дело остается незавершенным» [1, с. 45]. На наш взгляд, данный результат вполне закономерен
и вписывается в логику развития бизнеса - на первом этапе, предприниматель стремится уменьшить неопределенность, и у него как минимум должен быть достаточно четкий план действий по запуску дела. По мере же роста и развития бизнеса ясность действий, оценка бизнес-ситуации может затушевываться рутинизироваться.
Выше озвученные результаты созвучны с данным полученными по шкале МВТ1 «организованность-гибкость». Если на стадии «организация и запуск» полюс смещен в сторону организованности (N=61, р=-0,00009), то на стадии «развитие и стабилизация» -уже в сторону гибкости (р=-0,01395). Явление может объясняться в двух направлениях: с одной стороны, изменение личности в процессе профессиональной деятельности, с другой - разные типы личности по разному трактуют и оценивают стадию развития предпринимательского проекта и информационные потребности.
Рассматривая стадии развития бизнеса через анализ специфических информационных потребностей, присущих этим стадиям обнаружен ряд взаимосвязей.
Высокая потребность в информации о потребностях потребителей, структуре коммерческого предложения, складских запасов сопровождается низкими показателями по шкалам «страстность» (N=65, р=-0,04189), «оптимизм» (р=-0,01881) и страстнонаходчивому типу готовности к изменениям (р=-
0,04062), а так же снижением ориентации на будущее (N=62, р=-0,00632) и увеличением ориентации на фаталистическое настоящее (р=-0,01485). Увеличение ориентации на фаталистическое настоящее так же сопровождается повышением потребности в информации, направленной на укрепление позиции компании на рынке (р=0,02184).
Высокая «общая готовность к изменениям» сопровождается снижением потребности в информации, способствующей определению общих условий ведения предпринимательской деятельности (р=-0,03997). Последняя информационная потребность положительно коррелирует с интроверсией (р=0,02737) - интроверты, по всей видимости, хотят «охватить и перенести» всю внешнюю информацию об условиях ведения бизнеса во внутрь.
Резюмируя выше сказанное, отметим главное. К переходу предпринимательского проекта в стадию «развитие и стабилизация», по полученным данным, у бизнесменов наблюдается выработка «толерантно-адаптивного стиля готовности к переменам». Появляется гибкость (за счет снижения организованности), вырабатывается толерантность к двусмысленности. В это же самое время снижается страстность, так необходимая в начальной стадии разработки проекта, что отчасти может свидетель-
ствовать о снижении первоначального мотивационного устремления.
В ходе развития бизнеса у предпринимателей наблюдается увеличение ориентации на настоящее и снижение ориентации на будущее. На стадии «развитие и стабилизация» поиск и анализ информации, изучение потребностей потребителей,структуры предложения и товарных запасов - выходит на первый план и становится одной из ключевых проблемных областей в деятельности. Все это происходит на фоне снижения оптимизма. Последний факт может быть связан как с общей тенденций профессиональной деятельности отечественных предпринимателей («усталость от бизнеса»), так и с текущей ситуации так называемого «мирового финансового кризиса».
Таким образом, изучение личностных черт и проявлений инновативной диспозиции предпринимателей может являться перспективным подходом в психологическом сопровождении деятельности бизнесменов в целях формирования и коррекции личностных механизмов инновационной деятельности. В данном случае, проведенное исследование показывает необходимость учета не только особен-
ностей субъекта деятельности, но и конкретной ситуации деятельности, стадии развития бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бажанова Н.А. Личностная готовность к переменам в контексте исследования феномена «ожидания» / Перевод и апробация опросника «Personal change-readiness survey» // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения (Приложение к журналу «Вестник РХГА», Т.2). - СПб.: Изд-во РХГА, 2005. - С. 169-178.
2. Лазарев В.Н., Ведерников А.Ю. Методологические проблемы управления информационным взаимодействием (на примере региональной системы малого предпринимательства). - Ульяновск: УлГТУ, 2000. - 127 с.
3. Сырцова А. Понятие временных ориентаций личности в ракурсе возрастной психологии - концептуальные основы исследования // «Ломоносов 2006». Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам. Тезисы докладов / Под общ. ред. В.Н. Сидоренко. - М.: МГУ, 2006. - С. 292-293.