Научная статья на тему 'Готовность к переменам у предпринимателей на различных стадиях развития бизнеса'

Готовность к переменам у предпринимателей на различных стадиях развития бизнеса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
578
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ / БИЗНЕС СТАДИИ / BUSINESSMAN / PERSONAL CHANGE-READINESS / BUSINESS STAGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руденко Владимир Николаевич

В статье представлены результаты эмпирического исследования, предметом которого выступила готовность предпринимателей к переменам. Выявлены специфические различия в индивидуальных особенностях личности бизнесменов, бизнес которых находится на начальной стадии «организация и запуск» и более зрелой стадии «развитие и стабилизация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Руденко Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Businessmen''s readiness for changes at various stages of business development

Results of the empirical research which subject is readiness of businessmen for changes are presented in article. Specific distinctions in individual features of the businessmen's person which business is at an initial stage «the organisation and start» and more mature stage «development and stabilisation» are revealed.

Текст научной работы на тему «Готовность к переменам у предпринимателей на различных стадиях развития бизнеса»

готовность к переменам у предпринимателей на различных стадиях развития бизнеса

Руденко В.Н.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, предметом которого выступила готовность предпринимателей к переменам. Выявлены специфические различия в индивидуальных особенностяхличности бизнесменов, бизнес которых находится на начальной стадии - «организация и запуск» и более зрелой стадии - «развитие и стабилизация».

Ключевые слова: предприниматель, готовность к переменам, бизнес стадии.

Готовность к переменам или «инновативная диспозиция личности» - это предрасположенность личности к изменениям и нововведениям. Так, в исследованиях О.С. Советовой было показано, что инновативная диспозиция (как обобщенная, так и конкретная) может быть связана с личностными свойствами. Это предположение и выступило в качестве теоретической предпосылки нашего исследования.

Для изучения готовности к переменам у предпринимателей на различных стадиях развития бизнеса были использованы следующие психологические методики: личностный опросник на готовность к переменам (Personal change-readiness survey, PCRS), методика Майерс-Бриггс в адаптации Абельской Е.Ф. (MBTI), опросник Зимбардо по временной перспективе в адаптации Сырцовой А. (Zimbardo Time Perspective Inventory, ZTPI); а так же ряд других анкет, направленных на изучение различных сторон ведения бизнеса. Всего опрошено от 60 до 105 предпринимателей (малый бизнес) - количество респондентов варьировалось в зависимости от количества заполненных методик и анкет (полный комплект состоял из шести).

Рассмотрим полученные исследовательские данные сквозь показатели индивидуальных черт, выявленных посредством опросника PCRS. Методика «Личностная готовность к переменам» - «Personal change-readiness survey» разработана канадскими учеными Ролником, Хезером, Голдом и Халом. Перевод и первичная апробация данной методики были проведены Н. Бажановой и Г.Л. Бардиер. Выбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений был осуществлен с привлечением двуязычных экспертов, в том числе и специалистов в области

психологии. Черты, измеряемые в этом опроснике, особенно важны при рассмотрении стрессовых ситуаций, возникающих в связи с переменами в различном контексте [1, с. 172].

Изучение корреляционных взаимосвязей семи шкал методики РСКБ со шкалами других методик, было дополнено исследованием внутренней валидности и факторной взаимосвязи шкал. Совокупность приемов позволила выделить в опроснике группы факторов, близких по характеру свойств. Таким образом, помимо показателей по конкретным шкалам и «общей готовности к переменам» (сумма баллов по всем шкалам), были выделены конструкты «страстно-находчивый тип готовности к переменам» (СНГ) и «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» (ТАГ), что созвучно представлениям М. Киртон, делившей людей в зависимости от стилей когнитивных процессов и мышления на адаптивных и новаторов.

Факторный анализ шкал методики показал, что в первый конструкт входят шкалы «страстность», «находчивость», «уверенность», «оптимизм»; во второй: «толерантность к двусмысленности», «адаптивность» и «смелость, предприимчивость». Ядром различий выделяемых конструктов явилась статистически значимая отрицательная взаимосвязь между шкалами «страстность» и «адаптивность» (N=68, р=-0,00405) и отрицательное напряжение на полюсах «страстность-находчивость» и «адаптивность-толерантность к двусмысленности». Шкалы «оптимизм» и «смелость, предприимчивость» добавлены в конструкты по степени наибольшей корреляционной близости, хотя и имеют положительные взаимосвязи со шкалами входящими в оба типа конструктов.

Верность принципа выделения конструктов внутри одной методики подтверждается их разнонаправленными связями со шкалами других опросников, и в первую очередь это проявилось в выраженности ориентации на будущее (шкала методики 7ТР1).

Зимбардо с коллегами основываясь на концепции жизненного пространства К. Левина выдели пять временных шкал, пять временных ориентаций личности которые могут доминировать в мыслях человека. Так, Левин рассматривал временную перспективу как видение индивидом своего будущего или прошлого в своем настоящем и предполагал, что когнитивная деятельность и эмоции о прошлом или будущем могут влиять на действия, эмоции и когнитивную деятельность в настоящем и на стремления в будущем [3, с. 292].

В методике представлены два аспекта ориентации на прошлое - негативное и позитивное прошлое, два аспекта ориентации на настоящее - гедонистическое и фаталистическое настоящее, а так же ориентацию на будущее. Последняя, характеризует наличие у респондентов целей и планов на будущее, а так же поведение направленное на выполнение этих планов и реализацию поставленных целей.

И как уже было указано выше «страстнонаходчивый тип готовности к переменам» и «толерантно-адаптивный тип готовности к переменам» обнаружили интересную взаимосвязь с ориентацией на будущее. Первый тип показал положительную взаимосвязь (N=62, р=0,00024), второй тип - отрицательную (р=-0,00396). Таким образом, в качестве промежуточного вывода можно отметить, что готовность к изменениям - это не только готовность реагировать на изменения, но и готовность реагировать определенным образом, где степень ориентации на будущее выступает определенного рода знаменателем. Сразу предполагаем, что бизнесмены первого типа - планируют изменения и создают события, а вторые используют более гибкую стратегию за счет снижения проактивности.

Из общих свойств готовности к изменениям в их взаимосвязи с временными перспективами, можно отметить, что оба типа (СНГ и ТАГ) отрицательно связаны с ориентацией на негативное прошлое (р=-0,00291 и р=-0,01088 соответственно) и ориентацией на фаталистическое настоящее (р=-0,00002 и р=-0,02882 соответственно). Иными словами, готовность к изменениям не терпит пессимизма и предопределенности.

Специфика 2-х типов готовности к изменениям также раскрывается благодаря данным полученным по методике Майерс-Бриггс. Напомним, что последняя позволяет определить принадлежность респондента к тому или иному полюсу четырех дихотомических шкал личностных предпочтений: экстра-

версии (Е) - интроверсии (I), сенсорики (Б) - интуиции (Ж), мышления (Т) - чувства (Р), организованности .) - гибкости (Р), и к одному из 16 личностных типов, образованных ими.

Так было выявлено, что «страстно-находчивый тип готовности к переменам» положительно связан с экстраверсией (N=60, р=0,00108), «толерантноадаптивный тип готовности к переменам» с интуицией (р=0,00028), а «общая готовность к переменам» -как с экстраверсией (р=0,00025), так и с интуицией (р=0,00024). Т.е. наиболее сильную совокупную готовность к изменениям, реализующую себя по обоим указанным типам готовности, показали следующие типы: «новатор» (ЕЖТР), «инициатор» (ЕЖТР), «предприниматель» (ЕЖ-.)) и «наставник» (ЕЖР_1).

Таким образом, «суммируя» полученные данные, кратко охарактеризуем типы готовности к переменам: «страстно-находчивый тип» экстравертен и характеризуется нацеленностью на будущее, «толерантноадаптивный тип» интуитивен и не опирается на будущее. По нашему мнению, данные типы обогащают и дополняют друг друга, если первый - активный, расширяющий пространство субъекта, то второй -стабилизирующий, поддерживающий целостность и идентичность субъекта. Преобладание одного типа над другим будет определять стиль реагирования на изменения, а так же, как мы предполагаем - преобладание стиля может сигнализировать о характере текущей деятельности. Разные бизнес ситуации, уровни развития бизнеса требуют от личности предпринимателя различных способностей и действий. Так было проведено дополнительное изучение корреляционных взаимосвязей шкал психологических методик со стадиями развития предпринимательских проектов.

В дополнительной анкете, предпринимателям было предложено определить стадию развития своих проектов. Мы использовали стадиальность предложенную экономистами Лазаревым В.Н. и Ведерниковым А.Ю и описанную в монографии «Методологические проблемы управления информационным взаимодействием (на примере региональной системы малого предпринимательства)» [2]. Стадии характеризуются следующими показателями информационного обмена (специфика информационного обмена выбрана в качестве ключевого индикатора развития и деления бизнеса на стадии развития).

1. Организация и запуск. Характеризуется необходимостью разработки стратегической модели ведения бизнеса, определения общих условий ведения деятельности и изучением параметров коньюктуры рынка.

2. Разработка и становление. Характеризуется необходимостью разработки ресурсной модели,

получению технико-экономической информации, поиском технологий, определении цены ресурсов и кредитов.

3. Развитие и стабилизация. Характеризуется необходимостью укрепления позиций на рынке, определением оперативной коммерческой информации, работа с потребностями потребителей, формирование структуры предложения и товарных запасов.

4. Стагнация и затухание. Предполагает завершение цикла. Специфика информационного обмена соответствует первой стадии.

5. Дополнительным корреляционным сравнением (вопросы о сложности работы с информацией) было установлено:

- стадия «организация и запуск» характеризуется сложностью применения знаний (N=84, p=0,04571);

- зрелая стадия «развитие и стабилизация» бизнеса не вызывает сложности применения знаний (p=-0,00784), в частности в связи с укреплением позиций на рынке (p=-0,00104) и работой с оперативной коммерческой информацией (p=-0,01687). Данной стадия ставит перед предпринимателями затруднения в оценке, анализе и защите информации (p=0,00803). Это касается как укрепления позиции на рынке (p=0,02007), так и работы с оперативной коммерческой информацией (p=0,00105), выявлением потребностей потребителей, разработке структуры предложения и формирования товарных запасов (p=0,00469). Более того, озвучим данные выходящие за рамки данных тезисов - работа с оперативной коммерческой информацией даже снижает престиж профессии (N=82, p=-0,00379), престиж оценивался по 10-ти бальной шкале.

Между психологическими характеристиками личности предпринимателей, в частности готовностью к изменениям и стадиями развития бизнеса, с их специфическим информационным обменом обнаружены корреляционные взаимосвязи.

На стадии «развитие и стабилизация» на статистически значимом уровне проявляется толерантноадаптивный тип готовности к переменам (N=67, p=0,04427), а на стадии «организация и запуск» наблюдается обратная тенденция, стиль не выражен (p=-0,04519). Как было нами замечено, данная реакция в первую очередь связана со шкалой «tolerance for ambiguity». «Толерантность к двусмысленности» опирается на спокойное отношение к отсутствию ясных ответов, самообладание в ситуациях, когда не ясна суть происходящего или не ясен исход дела, когда не определены цели и ожидания, когда начатое дело остается незавершенным» [1, с. 45]. На наш взгляд, данный результат вполне закономерен

и вписывается в логику развития бизнеса - на первом этапе, предприниматель стремится уменьшить неопределенность, и у него как минимум должен быть достаточно четкий план действий по запуску дела. По мере же роста и развития бизнеса ясность действий, оценка бизнес-ситуации может затушевываться рутинизироваться.

Выше озвученные результаты созвучны с данным полученными по шкале МВТ1 «организованность-гибкость». Если на стадии «организация и запуск» полюс смещен в сторону организованности (N=61, р=-0,00009), то на стадии «развитие и стабилизация» -уже в сторону гибкости (р=-0,01395). Явление может объясняться в двух направлениях: с одной стороны, изменение личности в процессе профессиональной деятельности, с другой - разные типы личности по разному трактуют и оценивают стадию развития предпринимательского проекта и информационные потребности.

Рассматривая стадии развития бизнеса через анализ специфических информационных потребностей, присущих этим стадиям обнаружен ряд взаимосвязей.

Высокая потребность в информации о потребностях потребителей, структуре коммерческого предложения, складских запасов сопровождается низкими показателями по шкалам «страстность» (N=65, р=-0,04189), «оптимизм» (р=-0,01881) и страстнонаходчивому типу готовности к изменениям (р=-

0,04062), а так же снижением ориентации на будущее (N=62, р=-0,00632) и увеличением ориентации на фаталистическое настоящее (р=-0,01485). Увеличение ориентации на фаталистическое настоящее так же сопровождается повышением потребности в информации, направленной на укрепление позиции компании на рынке (р=0,02184).

Высокая «общая готовность к изменениям» сопровождается снижением потребности в информации, способствующей определению общих условий ведения предпринимательской деятельности (р=-0,03997). Последняя информационная потребность положительно коррелирует с интроверсией (р=0,02737) - интроверты, по всей видимости, хотят «охватить и перенести» всю внешнюю информацию об условиях ведения бизнеса во внутрь.

Резюмируя выше сказанное, отметим главное. К переходу предпринимательского проекта в стадию «развитие и стабилизация», по полученным данным, у бизнесменов наблюдается выработка «толерантно-адаптивного стиля готовности к переменам». Появляется гибкость (за счет снижения организованности), вырабатывается толерантность к двусмысленности. В это же самое время снижается страстность, так необходимая в начальной стадии разработки проекта, что отчасти может свидетель-

ствовать о снижении первоначального мотивационного устремления.

В ходе развития бизнеса у предпринимателей наблюдается увеличение ориентации на настоящее и снижение ориентации на будущее. На стадии «развитие и стабилизация» поиск и анализ информации, изучение потребностей потребителей,структуры предложения и товарных запасов - выходит на первый план и становится одной из ключевых проблемных областей в деятельности. Все это происходит на фоне снижения оптимизма. Последний факт может быть связан как с общей тенденций профессиональной деятельности отечественных предпринимателей («усталость от бизнеса»), так и с текущей ситуации так называемого «мирового финансового кризиса».

Таким образом, изучение личностных черт и проявлений инновативной диспозиции предпринимателей может являться перспективным подходом в психологическом сопровождении деятельности бизнесменов в целях формирования и коррекции личностных механизмов инновационной деятельности. В данном случае, проведенное исследование показывает необходимость учета не только особен-

ностей субъекта деятельности, но и конкретной ситуации деятельности, стадии развития бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бажанова Н.А. Личностная готовность к переменам в контексте исследования феномена «ожидания» / Перевод и апробация опросника «Personal change-readiness survey» // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения (Приложение к журналу «Вестник РХГА», Т.2). - СПб.: Изд-во РХГА, 2005. - С. 169-178.

2. Лазарев В.Н., Ведерников А.Ю. Методологические проблемы управления информационным взаимодействием (на примере региональной системы малого предпринимательства). - Ульяновск: УлГТУ, 2000. - 127 с.

3. Сырцова А. Понятие временных ориентаций личности в ракурсе возрастной психологии - концептуальные основы исследования // «Ломоносов 2006». Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам. Тезисы докладов / Под общ. ред. В.Н. Сидоренко. - М.: МГУ, 2006. - С. 292-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.