Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
638
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барышникова Елена Викторовна, Устинова Елена Алексеевна

Введение. Статья посвящена исследованию психологической готовности старших дошкольников к обучению в общеобразовательной организации. Цель исследования. Теоретическое обоснование и эмпирическое исследование уровня психологической готовности старших дошкольников к обучению в общеобразовательной организации. Методика и организация исследования. Исследование психологической готовности старших дошкольников проводилось на базе дошкольной образовательной организации Курчатовского района г. Челябинска. Выборку исследования составили 32 старших дошкольника. Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, эксперимент, тестирование. Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа психолого-педагогической литературы обоснована важность исследования психологической готовности старших дошкольников к обучению в образовательной организации. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки старших дошкольников к обучению в общеобразовательной организации. Выводы. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет сформулировать вывод о важности дальнейшего исследования в этом направлении и целенаправленной работы по формированию различных компонентов психологической готовности старших дошкольников к обучению в общеобразовательной организации. Основные теоретические положения и выводы статьи могут быть полезны педагогам и психологам сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барышникова Елена Викторовна, Устинова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN TO TRAINING IN THE GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Introduction. The article is devoted to the study of the psychological readiness of older preschoolers to study in a general educational organization. Purpose of the study. Theoretical justification and empirical study of the level of psychological readiness of older preschoolers to study in a general educational organization. The methodology and organization of the study. The study of the psychological readiness of older preschoolers was carried out on the basis of a preschool educational organization in the Kurchatov district of Chelyabinsk. The study sample consisted of 32 older preschoolers. Research methods: analysis, generalization, synthesis, experiment, testing. Results of the study and their discussion. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the importance of studying the psychological readiness of older preschoolers to study in an educational organization is substantiated. The results of the ascertaining experiment indicate the need for psychological and pedagogical support for the process of preparing older preschoolers for training in a general education organization. Conclusions. The conducted theoretical and empirical research allows us to formulate the conclusion about the importance of further research in this direction and purposeful work on the formation of various components of the psychological readiness of older preschoolers to study in a general educational organization. The main theoretical provisions and conclusions of the article can be useful for teachers and psychologists in the field of education.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Психологические науки

УДК 159.9.072

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Елена Викторовна Барышникова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Алексеевна Устинова, магистрант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию психологической готовности старших дошкольников к обучению в общеобразовательной организации. Цель исследования. Теоретическое обоснование и эмпирическое исследование уровня психологической готовности старших дошкольников к обучению в общеобразовательной организации. Методика и организация исследования. Исследование психологической готовности старших дошкольников проводилось на базе дошкольной образовательной организации Курчатовского района г. Челябинска. Выборку исследования составили 32 старших дошкольника. Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, эксперимент, тестирование. Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа психолого-педагогической литературы обоснована важность исследования психологической готовности старших дошкольников к обучению в образовательной организации. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки старших дошкольников к обучению в общеобразовательной организации. Выводы. Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет сформулировать вывод о важности дальнейшего исследования в этом направлении и целенаправленной работы по формированию различных компонентов психологической готовности старших дошкольников к обучению в общеобразовательной организации. Основные теоретические положения и выводы статьи могут быть полезны педагогам и психологам сферы образования.

Ключевые слова: готовность к школе, подготовка к школе, психологическая готовность, мотивационная готовность, учебная деятельность, обучение в школе, старшие дошкольники.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p474-477

STUDY OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN TO TRAINING IN THE GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Elena Victorovna Baryshnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Alekseevna Ustinova, the master's student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

Introduction. The article is devoted to the study of the psychological readiness of older preschoolers to study in a general educational organization. Purpose of the study. Theoretical justification and empirical study of the level of psychological readiness of older preschoolers to study in a general educational organization. The methodology and organization of the study. The study of the psychological readiness of older preschoolers was carried out on the basis of a preschool educational organization in the Kurchatov district of Chelyabinsk. The study sample consisted of 32 older preschoolers. Research methods: analysis, generalization, synthesis, experiment, testing. Results of the study and their discussion. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the importance of studying the psychological readiness of older preschoolers to study in an educational organization is substantiated. The results of the ascertaining experiment indicate the need for psychological and pedagogical support for the process of preparing older preschoolers for training in a general education organization. Conclusions. The conducted theoretical and empirical research allows us to formulate the conclusion about the importance of further research in this direction and purposeful work on the formation of various components of the psychological readiness of

older preschoolers to study in a general educational organization. The main theoretical provisions and conclusions of the article can be useful for teachers and psychologists in the field of education.

Keywords: readiness for school, preparation for school, psychological readiness, motivational readiness, learning activities, schooling, older preschoolers.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования психологической готовности старших дошкольников является актуальной как для зарубежных, так и для отечественных педагогов и психологов. Учеными раскрываются этапы становления указанной проблемы, анализируется ее современное состояние, рассматриваются структурные компоненты психологической готовности и специфика ее формирования [3, 4, 5].

В исследованиях зарубежных ученых Шелли Шауль и Милы Шварц установлена взаимосвязь между управляющими функциями и навыками, формирующимися в дошкольном возрасте, а также определена их роль в формировании психологической готовности к обучению в школе [5].

Различные подходы в подготовке дошкольников к обучению в школе находят отражение в исследованиях Андреса Бустаманте, Лизы Уайт, Дэрила Гринфилда [2]. В своей статье ученые указывают на важность развития общеучебных навыков у дошкольников.

В отечественной психологии рассматриваемая проблема находит отражение в работах Н.В. Нижегородцевой [3]. В своей статье автор подробно раскрывает историю и современное состояние проблемы готовности к обучению дошкольников, определяет специфику представлений ученых о готовности к обучению в отечественной и зарубежной психологии, дает качественный анализ понятия «психологическая готовность».

Ученые О.М. Борзова и М.В. Данилова в своей статье анализируют различные подходы к определению компонентов психологической готовности к учебной деятельности старших дошкольников [1]. В исследованиях Т.С. Семеновой отмечается, что высокий уровень психологической готовности к обучению в общеобразовательной организации способствует благоприятной адаптации учащихся и определят их успешность обучения на последующих возрастных этапах [4].

Итак, изучение литературы по проблеме исследования позволяет отметить тот факт, что психологическая готовность дошкольников является предметом исследования как зарубежных, так и отечественных ученых.

С учетом сказанного целью исследования является теоретическое обоснование и эмпирическое исследование уровня психологической готовности старших дошкольников к обучению в общеобразовательной организации.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели в исследовании применялись следующие методы: анализ, обобщение и систематизация собранного теоретического материала, проведение констатирующего эксперимента, включающего проведение тестирования по методикам «Мотивационная готовность» В. А. Венгера и «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н. Семаго и М. Семаго.

Исследование психологической готовности старших дошкольников проводилось на базе дошкольной образовательной организации Курчатовского района г. Челябинска. Выборку исследования составили 32 старших дошкольника, из них 14 мальчиков и 18 девочек.

Как видно из рисунка, по методике Н. Семаго и М. Семаго у 34,4% (11 обследуемых) выявлена готовность к началу обучения. Как правило, у таких дошкольников отмечается благоприятная адаптация к образовательному процессу и положительная мотивация к процессу обучения. Условная готовность к обучению в общеобразовательной организации наблюдается у 50% старших дошкольников (16 обследуемых). Такие дошкольники имеют трудности при выполнении определенных заданий. Условная неготов-

ность к обучению в общеобразовательной организации отмечена у 15,6% (5 обследуемых). Неготовность к началу обучения у старших дошкольников не была выявлена (0% обследуемых).

Анализ результатов исследования по методике В. А. Венгера показал, что у 75% (24 обследуемых) сформирована мотивационная готовность к обучению. У 25% (8 обследуемых) мотивационная готовность к обучению в общеобразовательной организации не сформирована.

Результаты исследования по методике Результаты исследования по методике

Н. Семаго, М. Семаго В.А. Венгера

Готовность к началу обучения

Условная готовность к началу обучения ■ Мотивационная готовность сформирована

Условная неготовность к началу обучения ■ Мотивационная готовность не сформирована

Неготовность к началу обучения

Рисунок - Результаты исследования психологической готовности старших дошкольников

Таким образом, у старших дошкольников к началу обучения наблюдается достаточный уровень развития только мотивационной готовности и несформированность познавательного, эмоционального и волевого компонентов психологической готовности к обучению в общеобразовательной организации.

С учетом результатов исследования нами были разработаны практические рекомендации педагогам и психологам по подготовке старших дошкольников к обучению в общеобразовательной организации. Рекомендации ориентируют на формирование положительного эмоционального отношения у старших дошкольников к проведению учебных занятий в игровой форме и на развитие у них коммуникативных навыков и волевой регуляции.

ВЫВОДЫ

Проблема психологической готовности старших дошкольников требует дальнейшего исследования сформированности отдельных компонентов психологической готовности старших дошкольников к обучению в общеобразовательной организации и выявления психолого-педагогических условий их формирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борзова О.М. Психологическая готовность к учебной деятельности старших дошкольников / О.М. Борзова, М.В. Данилова // Мир науки: Педагогика и психология. - 2019. - № 6. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PSMN619.pdf (дата обращения: 23.11.2021).

2. Bustamante A. Approaches to learning and school readiness in Head Start: Applications to preschool science / А. Bustamante, L. White, D. Greenfield // Learning and Individual Differences. -2017. - V. 56. - P. 112-118.

3. Нижегородцева Н.В. История и современное состояние проблемы готовности к обучению / Н.В. Нижегородцева // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5. - С. 216-223.

4. Семенова Т.С. Психологическая готовность к школе как основа благополучия первоклассников в начале обучения / Т.С. Семенова // Вестник практической психологии образования. -2020. - Т. 17, № 3. - C. 115-123.

5. Shaul S. The role of the executive functions in school readiness among preschool-age children / S. Shaul, M. Schwartz // Reading and Writing. - 2014. - V. 27, No 4. - P. 749-768.

REFERENCES

1. Borzova, O.M. (2019), "Psychological readiness for educational activity of older preschoolers, World of Science: Pedagogy and Psychology, No. 6, available at: https://mir-nauki.com/PDF/73PSMN619.pdf (accessed 30 November 2021).

2. Bustamante, A. (2017), "Approaches to learning and school readiness in Head Start: Applications to preschool science, Learning and Individual Differences, V. 56, pp. 112-118.

3. Nizhegorodtseva, N.V. (2016), "History and current state of the problem of readiness for learning", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, No. 5. pp. 216-223.

4. Semenova, T.S. (2020), "Psychological readiness for school as a basis for the well-being of first-graders at the beginning of education", Bulletin ofpractical psychology of education, No. 3, pp. 115-123.

5. Shaul, S. (2014), "The role of the executive functions in school readiness among preschool-age children", Reading and Writing, V. 27, No. 4, pp. 749-768.

Контактная информация: e.v.baryshnikova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2022

УДК 159.9.072.422

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ГОТОВНОСТЬ К ЖИЗНЕННЫМ

ПЕРЕМЕНАМ

Наталья Владимировна Батурина, кандидат психологических наук, доцент, Вера Владимировна Вяткина, ассистент, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния особенностей личности на готовность к переменам лиц, сменивших регион постоянного проживания. Все участники исследования являются добровольными мигрантами, рассматривающими переезд, как возможность самореализации. Участниками исследования стали 72 человека в возрасте от 22 до 55 лет. В результате психологического тестирования с помощью методики «Личностная готовность к переменам» и Пятифак-торного опросника 5PFQ было установлено, что наиболее значимыми личностными особенностями, влияющими на выбор и готовность к жизненным переменам, являются такие свойства личности, как экстраверсия, контроль, вовлеченность, активность, общительность, понимание, теплота, настойчивость. Все они повышают готовность личности к переменам, - а именно увеличивают значения страстности (повышенного жизненного тонуса), находчивости, уверенности в своих силах, оптимизма. И напротив, такие свойства как тревожность, напряженность, депрессивность препятствуют проявлению энергичности, решительности, находчивости, способности решать новые, ранее не встречавшиеся задачи, ограничивая в целом готовность личности к переменам.

Ключевые слова: особенности личности, готовность к переменам, добровольная миграция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p477-484

INFLUENCE OF PERSONALITY TRAITS ON READINESS FOR LIFE CHANGES

Natalya Vladimirovna Baturina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Vera Vladimirovna Vyatkina, the assistant, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk

Abstract

The article presents the results of the study of personality characteristics on the propensity to change of persons who have changed their region of permanent residence. All participants in the study are voluntary migrants who consider moving as an opportunity for self-realization. The study participants were 72 people aged 22 to 55 years. As a result of psychological research, it was found that the most significant personality traits that affect the choice and readi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.