Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ФИЛОСОФИИ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИЛОСОФСКИХ НАУК'

ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ФИЛОСОФИИ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИЛОСОФСКИХ НАУК Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗМ / ТЕКСТ / ЧЕЛОВЕК / БЫТИЕ / МЫШЛЕНИЕ / МАТЕРИЯ / СОЗНАНИЕ / ПОПУЛЯРИЗАТОРСТВО / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

Рассмотрены главные вопросы классической философии и пять основных вопросов философии, выделяемых на современном её этапе, которые проанализированы в историческом и современном контекстах. Особое значение, по мнению многих философов, имеет вопрос о противостоянии реальности и текста, актуальный практически во всех областях знания. В естественных науках и связанной с ними математике описание реальности достаточно давно развивается независимо от соответствующих эмпирических исследований. В социальных и гуманитарных науках интерпретация реальности также далека от того, что есть на самом деле. Это наглядно демонстрируется сопоставлением текстов и реальности в социологии, политологии, литературе, живописи, кино, искусстве, культуре. Значительный след в изучении и интерпретации основных вопросов философии оставил Ф. Энгельс, но только в настоящее время его работы в России могут быть рассмотрены объективно. Многие тезисы Энгельса об общности жен, отмене отечества, национальности являются явными ошибками. Представления о классах, гибели капитализма, победе коммунизма в мире также оказались несостоятельными. К самому Энгельсу вряд ли можно предъявлять какие-либо претензии. Он был человеком своего времени, который по мере возможностей писал о том, как он понимал философию и её популяризацию, проблемы рабочего движения и внес огромный вклад в становление последнего. Его творчество было использовано тоталитарными режимами для оправдания своих политических и социально-экономических доктрин, среди которых, например, была и принятая на XXII съезде КПСС Третья программа КПСС, в которой объявлялось построение коммунизма в СССР к 1980 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE MAIN QUESTIONS OF PHILOSOPHY ON THE DEVELOPMENT OF MODERN PHILOSOPHICAL SCIENCES

The main questions of classical philosophy and the five main questions of philosophy highlighted at its present stage are considered. They are analyzed in the historical and modern context. Of particular importance, in the opinion of many philosophers, is the issue of the opposition between reality and the text, which is relevant in almost all areas of knowledge. In the natural sciences and related to them mathematics, the description of reality has been developing for a long time independently of the corresponding empirical studies. In the social sciences and humanities, the interpretation of reality is also far from what actually takes place. This is clearly demonstrated by the comparison of texts and reality in sociology, political science, literature, painting, cinema, art, and culture. F. Engels left a significant mark in the study and interpretation of the main questions of philosophy, but only at the present time his works in Russia can be considered objectively. Many of Engels’s theses about the community of wives, the abolition of the fatherland, nationality are obvious mistakes. The notions of classes, the death of capitalism, the victory of communism in the world also turned out to be untenable. It is hardly possible to make any claims to Engels himself. He was a man of his time, who, as far as possible, wrote about how he understood philosophy and its popularization, the problems of the labor movement, and made a huge contribution to the formation of the latter. His work was used by totalitarian regimes to justify their political and socio-economic doctrines, among which, for example, was the Third Program of the CPSU adopted at the 22 Congress of the CPSU, which announced the construction of communism in the USSR by 1980.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ФИЛОСОФИИ НА РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИЛОСОФСКИХ НАУК»

- ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ -

УДК 1/14

Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова

Влияние основных вопросов философии на развитие современных философских наук

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Рассмотрены главные вопросы классической философии и пять основных вопросов философии, выделяемых на современном её этапе, которые проанализированы в историческом и современном контекстах. Особое значение, по мнению многих философов, имеет вопрос о противостоянии реальности и текста, актуальный практически во всех областях знания. В естественных науках и связанной с ними математике описание реальности достаточно давно развивается независимо от соответствующих эмпирических исследований. В социальных и гуманитарных науках интерпретация реальности также далека от того, что есть на самом деле. Это наглядно демонстрируется сопоставлением текстов и реальности в социологии, политологии, литературе, живописи, кино, искусстве, культуре. Значительный след в изучении и интерпретации основных вопросов философии оставил Ф. Энгельс, но только в настоящее время его работы в России могут быть рассмотрены объективно. Многие тезисы Энгельса об общности жен, отмене отечества, национальности являются явными ошибками. Представления о классах, гибели капитализма, победе коммунизма в мире также оказались несостоятельными. К самому Энгельсу вряд ли можно предъявлять какие-либо претензии. Он был человеком своего времени, который по мере возможностей писал о том, как он понимал философию и её популяризацию, проблемы рабочего движения и внес огромный вклад в становление последнего. Его творчество было использовано тоталитарными режимами для оправдания своих политических и социально-экономических доктрин, среди которых, например, была и принятая на XXII съезде КПСС Третья программа КПСС, в которой объявлялось построение коммунизма в СССР к 1980 г.

Ключевые слова: реализм, текст, человек, бытие, мышление, материя, сознание, популяризаторство, интерпретация, инструментализм.

N. N. Kozhevnikov, V. S. Danilova

The influence of the main questions of philosophy on the development of modern philosophical sciences

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The main questions of classical philosophy and the five main questions of philosophy highlighted at its present stage are considered. They are analyzed in the historical and modern context. Of particular

КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: nnkozhev@mail.ru

KOZHEVNIKOV Nikolay N. - Doctor of philosophical science, Professor Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, r. Якутск, Россия.

DANILOVA Vera S. - Doctor of Philosophy, Professor Department of Philosophy, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.

importance, in the opinion of many philosophers, is the issue of the opposition between reality and the text, which is relevant in almost all areas of knowledge. In the natural sciences and related to them mathematics, the description of reality has been developing for a long time independently of the corresponding empirical studies. In the social sciences and humanities, the interpretation of reality is also far from what actually takes place. This is clearly demonstrated by the comparison of texts and reality in sociology, political science, literature, painting, cinema, art, and culture. F. Engels left a significant mark in the study and interpretation of the main questions of philosophy, but only at the present time his works in Russia can be considered objectively. Many of Engels's theses about the community of wives, the abolition of the fatherland, nationality are obvious mistakes. The notions of classes, the death of capitalism, the victory of communism in the world also turned out to be untenable. It is hardly possible to make any claims to Engels himself. He was a man of his time, who, as far as possible, wrote about how he understood philosophy and its popularization, the problems of the labor movement, and made a huge contribution to the formation of the latter. His work was used by totalitarian regimes to justify their political and socio-economic doctrines, among which, for example, was the Third Program of the CPSU adopted at the 22 Congress of the CPSU, which announced the construction of communism in the USSR by 1980.

Keywords: realism, text, man, being, thinking, matter, consciousness, popularization, interpretation, instrumentalism.

Введение

В отличие от классической философии, основные концепции которой незыблемо стояли веками и тысячелетиями, представители неклассического и постнеклассического её этапов стремились разобраться со своими основаниями гораздо быстрее.

Среди мыслителей, сформулировавших главные вопросы классической философии, обычно выделяют следующие: «Сущность человеческого счастья» (К. Гельвеций), «Социальное неравенство» (Ж. Руссо), «Могущество человека над природой благодаря науке и техническим изобретениям» (Ф. Бэкон), три фундаментальных вопроса И. Канта: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?». Эти главные вопросы составили основание методологии классической философии. Постнеклассическая философия переосмыслила их, например, К. Поппер рассматривал в качестве таких главных вопросов основные проблемы космологии, понимания мира и понимания нашего знания.

Основные вопросы философии

Т. И. Ойзерман выделяет пять основных вопросов философии: 1. принципиальное разграничение субъекта и объекта; 2. отношение духа к материи; 3. познаваемость и непознаваемость мира; 4. вопрос философского реализма; 5. что такое человек? [1].

Второй и третий из этих вопросов рассматривались совместно в «основном вопросе» философии, объявленным Ф. Энгельсом главным и единственным. Первая грань последнего -отношение мышления к бытию, первичность (вторичность) духа, сознания, с одной стороны, или материи, с другой. Подобная постановка вопроса, имевшая определенную актуальность для середины XIX века, в настоящее время устарела. Вторая грань этого вопроса о познаваемости и непознаваемости мира существовала в философии давно и имела несколько направлений: агностицизм, скептицизм, оптимизм. Интерпретация этих граней Энгельсом породила жесткое разделение материализма и идеализма, к чему история философии обычно не стремилась, предпочитая пограничные области и сопутствующие им оттенки.

В отношении третьего вопроса Т. И. Ойзерман подчеркивает его противостояние как материализму, так и идеализму. Он также подчеркивает, что четвертый вопрос не имеет отношения к противоположности «материализм - идеализм». Следует отметить, что в настоящее время, по мнению многих философов, наиболее важным среди основных вопросов становится вопрос о противостоянии реальности и текста, актуальный практически во всех областях знания. В естественных науках и связанной с ними математике описание реальности уже достаточно давно развивается независимо от эмпирического исследования последней. В социальных науках интерпретация реальности также далека от того, что есть на самом деле. Социальные эксперименты ХХ столетия над народами целых стран наглядно демонстрируют это. Гуманитарные науки также демонстрируют кардинальные изменения языков и текстов в литературе, живописи, кино, искусстве, культуре, которые пытались интерпретировать изменяющуюся

реальность. Большинство из этих попыток сформировали весьма спорные тексты реальности и представления о них.

В качестве пятого основного вопроса философии Ойзерман повторяет фундаментальный вопрос Канта. Человек до сих пор не обрел соответствующего места в мире, продолжает разрушительно взаимодействовать с ним. Человек часто склоняется к примитивным клише и штампам для интерпретации жизни вместо имеющихся в его распоряжении пластов духовной мысли. Он нуждается в новом гуманизме, способном сформировать универсальный взгляд на все происходящее в мире.

Исследование основных вопросов философии является важнейшим методологическим приемом современной мысли, который позволяет на основе универсального основания связывать различные философские концепции и методологические подходы. Значительный след в изучении и интерпретации основных вопросов философии оставил Ф. Энгельс, поскольку его точка зрения во многих странах в течении нескольких десятков лет считалась непререкаемой. Однако в настоящее время работы Ф. Энгельса могут быть рассмотрены объективно.

Интерпретация Ф. Энгельсом основных вопросов философии

«Энгельс Фридрих... один из основоположников марксизма, организатор и руководитель первых международных коммунистических и социал-демократических организаций. Родился в семье текстильного фабриканта. Не окончив гимназии, по настоянию отца начал заниматься коммерцией. Усиленно занимался самообразованием» [2, с. 440]. Ф. Энгельс оставил противоречивое наследие. В рассмотренных выше основных вопросах философии он способствовал разграничению материализма и идеализма, углублению их противостояния как не имеющих точек взаимодействия. Такой антагонизм возник в философии относительно недавно, например, все древнегреческие философы эллинского периода, по свидетельству А. Ф. Лосева, были стихийными материалистами, а ярлыки типа «Платон - объективный идеалист» появились уже в Новое время.

Можно выделить несколько аспектов, характеризующих творчество Энгельса.

Широкую известность приобрели примеры об общности жен, отмене отечества, национальности, являющиеся явными ошибками. «Коммунистам нет надобности вводить общность жен, она существовала почти всегда. Буржуазный брак является в действительности общностью жен. Коммунистам можно было бы сделать упрек разве лишь в том, будто они хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жен официальную открытую» [3, с. 124]. Эти выводы и доводы принесли много вреда. Как пишет А.И. Солженицын, идея «общности жен» очень нравилась революционным матросам в Петрограде 1917 года. Относительно отечества «Манифест Коммунистической партии» отвечает так: «Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни» [3]. Реалии XX и XXI столетий показывают, что отечество, национальность отнюдь не отмирают, более того их позиции по многим направлениям усиливаются. Основной тезис марксизма о борьбе между буржуазией и пролетариатом также не является определяющим, поскольку в настоящее время изменились сами предмет и структура противостояний. В современных условиях многие аспекты политической борьбы связаны не с левыми и правыми, а присущи противостоянию «консервативной глубинки» населения разных стран и образованной части населения крупных городов.

В творчестве Ф. Энгельса отсутствуют фундаментальные идеи, которые являются наиболее важным критерием, характеризующим философию или научные концепции мыслителя. Так человечество более двух тысяч лет развивает концепции Платона и Аристотеля. Первый противопоставил материальный мир миру идей. Основные концепции Аристотеля: «бытие как единство аналогии», десять категорий, действующие причины, самозарождение жизни сохранили свое значение до настоящего времени. То же самое можно сказать об основных идеях И. Канта, основных представителей эмпириокритицизма и более близких к нам по времени

Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Г. Гадамера. Идеи Энгельса недолго сохраняли своё значение. Его формы движения, представления о происхождении жизни, человека не соответствуют науке и философии XX и XXI веков. Они вызывали вопросы у многих ученых и в XIX столетии. Представления о классах, гибели капитализма, победе коммунизма в мире также оказались несостоятельными.

Чтение книг Ф. Энгельса - занятие лёгкое, хотя обычно работа с философскими книгами представляет собой значительные трудности. Даже исследование диалогов Платона, несмотря на элементы художественной литературы, является очень непростым. Трудно читать Аристотеля, Канта, неокантианцев. Что касается Гуссерля, Хайдеггера, то работать с их текстами особенно трудно. Возникает много новых понятий, смыслов в старых понятиях. Многие абзацы и предложения приходится перечитывать, пока не появится зацепка, позволяющая сделать следующий шаг. Легкость чтения трудов Энгельса была ориентирована на ожидания читателя, которым они адресовались, то есть на популяризаторство, упрощенную интерпретацию философских систем, прежде всего системы Гегеля.

Значение наследия Ф. Энгельса

К самому Энгельсу вряд ли можно предъявлять какие-либо претензии. Он был человеком своего времени, который по мере возможностей писал о том, как он понимал философию и её популяризацию, проблемы рабочего движения и внес огромный вклад в становление последнего. Однако здесь следует обратить внимание на следующее.

Популяризаторство бывает разным. Можно идти от глубоких знаний проблем к их более простому изложению. Такой подход для науки демонстрировали, например, Айзек Азимов, Ричард Доккинз. Для философии Нового времени ярким популяризатором был Куно Фишер, а для античной философии - А. Ф. Лосев. Интересно отметить, что Г. Гегель изложил свою философскую систему на трех уровнях по мере убывания сложности: «Наука логики», «Философия природы» и «Пропедевтика». Последняя была написана для гимназистов, поскольку в 1808-1816 гг. Гегель был директором гимназии в Нюрнберге, где пытался разъяснять развиваемую им систему своим подопечным. Многие философы создавали свои курсы по истории философии, которые служили им подспорьем в освоении предмета своего исследования. Такое направление популяризаторства включает в себя интеллектуальные, а во многих случаях и духовные катализаторы, ориентированные на целостность и универсальность, и является ключевым элементом приобщения к фундаментальному знанию.

Популяризаторство Энгельса имеет другое направление и идет от запросов представителей рабочего движения, включая их лидеров, то есть снизу вверх. Это открывало возможности для разного рода искажений, а затем и откровенного шельмования. Проделывать нечто подобное, например, с Кантом невозможно. Во-первых, его систему необходимо хотя бы в общих чертах понимать, а во-вторых, упростить её практически нельзя. Поэтому Канта и других «сложных» философов просто исключили из серьезного рассмотрения на протяжении значительного периода существования СССР, объявив идеалистами. Приписывание неугодным философам наименований оппортунист, ревизионист, метафизик широко использовалось для всех, кто не укладывался в избранную догму. Однако Энгельс часто обращается к Канту, но не к его философии, а к докритическому естественнонаучному периоду - догадке о небулярном происхождении Солнечной системы. Более того среди трех великих открытий в естествознании XIX в. догадка Канта считается Энгельсом самой важной. Однако, во-первых, она была высказана в середине XVШ века, а, во-вторых, среди перечня великих открытий XIX в. им не упоминается самое главное - открытие электромагнитного поля. О Фарадее Энгельс пишет, как о человеке, доказавшем превращение магнетизма в электричество, что неправильно [4].

Популяризаторство Энгельса допускало значительный произвол, например, в формулировке трёх законов диалектики, которые были названы Энгельсом «законами Гегеля» [5]. Однако на самом деле у Гегеля все изложено гораздо тоньше и глубже. Например, вместо «закона перехода количественных изменений в качественные» у Гегеля имеет место несколько фундаментальных этапов развития. Качество: чистое бытие - ничто, становление, возникновение

- прехождение (ничтожение), наличное бытие, нечто-иное, для-себя-бытие, одно - многое. Количество: дискретность - непрерывность, ограничение, единица - множество, величина, единство (квант) - численность, число, экстенсивная величина - интенсивная величина, порядок (градус), прямое отношение - обратное отношение, степенное отношение. Мера: специфическое количество, специфически самостоятельная мера, узловая линия мер, реальная мера, абсолютная неразличенность. Эти этапы представляют собой канву для серьезного научного исследования. Зато интерпретация Энгельса создает почву для дальнейших упрощений, которые быстро становились уже не научными и не философскими.

Энгельс и Маркс были поставлены тоталитарными режимами над всеми другими философами, включая Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Канта. Причем если у всех предшественников акцентировались ошибки, которые действительно имели место, то у Маркса и Энгельса все было объявлено абсолютно верным, предугаданным на десятилетия и столетия вперед. «Нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса» [6, с. 93].

Схема обоснования марксизма была такой: сначала обосновать объективность процессов в естествознании включая их осмысление, а затем опираясь на них перейти к социальной сфере. «Ленин опирается на соответствующие высказывания Энгельса. Но повсюду, учитывая иные условия идеологической борьбы, Ленин развивает аргументацию диалектического материализма несколько иначе, чем это делал Энгельс» [7]. Вот это «несколько иначе», причем безо всяких объяснений и приводило к ничем не обоснованным положениям и даже обманам. Один из них был очень наглядным для нашего поколения. В октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята Третья программа КПСС, которая завершалась фразой «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Все центральные газеты СССР вышли с этими словами на первых страницах, которым предшествовало «Партия торжественно провозглашает». И ведь никто не извинился за это провозглашение, в котором принимали участие огромное количество «ученых», чиновников и прочей обслуги. Следует отметить, что коммунизм обещали и до Хрущева. В своей речи на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года В. И Ленин говорил «... поколение, которому теперь 15 лет и которое через 10-20 лет будет жить в коммунистическом обществе.» [6].

Исследование творчества Ф. Энгельса получило всестороннее исследование в трудах советских исследователей, например, Б. М. Кедрова, который так преподносит мысли Энгельса. «Но если масса ученых придерживается материализма стихийно, то именно эта стихийность является условием, способствующим кризису физики. Поэтому выход из кризиса физики лежит в замене стихийного, а тем более метафизического материализма сознательным, последовательным, т.е. диалектическим материализмом. Итак, сопоставляя работы Энгельса и Ленина, мы видим, что эти работы отражают собой два различных периода развития естествоз-нания.Можно смело сказать, что по всем важнейшим вопросам философии естествознания Энгельс выступил как прямой предшественник Ленина, а Ленин - как прямой продолжатель идей Энгельса» [8]. Основоположники современной науки много писали о философии (Резер-форд, Бор, Эйнштейн, Гейзенберг, Шредингер и другие), но нигде в их трудах нет упоминаний об Энгельсе и его направляющей роли в развитии естествознания. Бор высоко ценил древнекитайскую философию. Эйнштейн был последователем Б. Спинозы и Э. Маха. Гейзенберг уделял особое внимание реальности и языку. Шредингер цитирует А. Швейцера, античных философов и ученых. Большинство советских ученых, опиравшихся на работы Энгельса, делали это или из страха, или из глубоко утвердившейся традиции.

Заключение

Многие направления философии, которые относят к инструментализму (прагматизм, опе-рационализм, конвенционализм и другие), пытались изменить мир, предпринимая для этого различные действия. Однако подобные попытки предпринимались задолго до этих систем. Платон ездил на Сицилию воспитывать тамошних тиранов. Аристотель в новых городах, возводимых Александром Македонским, где одних только Александрий были десятки, планиро-

вал организацию социальных отношений на основе «политии». Было написано много утопических романов с проектами гуманного общественного и политического устройства. Итогом всего этого стало осознание того, что никаких конкретных рецептов здесь не существует, также как и основного незыблемого вопроса философии.

В СССР критиковать Энгельса, даже в микродозах, было невозможно, он был одним из апостолов новой догматической философии, скорее даже псевдо-религии. После перестройки и в настоящее время развитие философии в России и в других социалистических странах пошло сразу по многим направлениям, среди которых было как обращение к современным концепциям, так и возвращение многих забытых имен и направлений. Китай активно развивает направления, связанные с даосизмом, конфуцианством, нео-конфуцианством, пост-конфуцианством и т.п. В России исследуют концепции российских философов всех направлений, возрожден интерес к метафизике, феноменологии, философии культуры, философской антропологии и т.д. И в этом свете значение Энгельса значительно поблекло. Современный преподаватель высшей школы должен всесторонне исследовать наследие Энгельса и давать ему объективную оценку, особенно в контексте основных вопросов философии.

Основные вопросы философии являются одним из фундаментов современной философской и научной мысли, они должны развиваться, углубляться. С ними следует сверять современную философскую методологию.

Литература

1. Ойзерман, Т. И. Основные вопросы философии / Т. И. Ойзерман. - Текст непосредственный // Вопросы философии. - 2005. - № 11. - С. 37-47.

2. Новая философская энциклопедия в 4 тт. - Т. IV. - Москва : «Мысль», 2001. - 605 с. - Текст : непосредственный.

3. Маркс, К. Избранные произведения в трех томах / К. Маркс, Ф. Энгельс / Т. 1. - Москва : Политическая литература, 1970. - 642 с. - Текст : непосредственный.

4. Маркс, К. Полное собрание сочинений. Т. 1-50 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Москва : Политическая литература, 1955-1974. - Текст : непосредственный.

5. Маркс, К. Избранные произведения в трех томах. Т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Москва : Политическая литература, 1970. - 644 с. - Текст : непосредственный.

6. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений в 55 т. / В. И. Ленин. - [5-е изд.]. - Москва : Госполитиздат, 1958-1965. - Текст : непосредственный.

7. Кедров, Б. М. Фридрих Энгельс. Развитие его взглядов на диалектику естествознания / Б. М. Кедров. - Москва : Наука, 1970. - 160 с. - Текст : непосредственный.

8. Кедров, Б. М. Энгельс и диалектика естествознания / Б. М. Кедров. - Москва : Издательство политической литературы, 1970. - 471 с. - Текст : непосредственный.

References

1. 1. Ojzerman, T. I. Osnovnye voprosy filosofii / T. I. Ojzerman. - Tekst neposredstvennyj // Voprosy filosofii. - 2005. - № 11. - S. 37-47.

2. Novaja filosofskaja jenciklopedija v 4 tt. - T. IV. - Moskva : «Mysl'», 2001. - 605 s. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Marks, K. Izbrannye proizvedenija v treh tomah / K. Marks, F. Jengel's / T. 1. - Moskva : Politicheskaja literatura, 1970. - 642 s. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Marks, K. Polnoe sobranie sochinenij. T. 1-50 / K. Marks, F. Jengel's. - Moskva : Politicheskaja literatura, 1955-1974. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Marks, K. Izbrannye proizvedenija v treh tomah. T. 3 / K. Marks, F. Jengel's. - Moskva : Politicheskaja literatura, 1970. - 644 s. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Lenin, V. I. Polnoe sobranie sochinenij v 55 t. / V. I. Lenin. - [5-e izd.]. - Moskva : Gospolitizdat, 19581965. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Kedrov, B. M. Fridrih Jengel's. Razvitie ego vzgljadov na dialektiku estestvoznanija / B. M. Kedrov. -Moskva : Nauka, 1970. - 160 s. - Tekst : neposredstvennyj.

8. Kedrov, B. M. Jengel's i dialektika estestvoznanija / B. M. Kedrov. - Moskva : Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1970. - 471 s. - Tekst : neposredstvennyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.