Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МАРКСИЗМА: ВЛИЯНИЕ ОКРУЖЕНИЯ, ВРЕМЕНИ. «КАПИТАЛ» В ХХ-ХХI ВВ'

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МАРКСИЗМА: ВЛИЯНИЕ ОКРУЖЕНИЯ, ВРЕМЕНИ. «КАПИТАЛ» В ХХ-ХХI ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ / ДИАЛЕКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / КАПИТАЛИЗМ / СОЦИАЛИЗМ / УТОПИЯ / ЛИЧНОСТИ / КАПИТАЛ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тобуков Павел Захарович

Исследовано становление личности Карла Маркса как ученого и борца за справедливость в широком смысле этого слова под влиянием общения с отцом Генрихом Марксом и отцом невесты фон Вестфаленом, а также наблюдения за жизнью трудящихся Германии. Показана роль изучения гегелевской системы философии еще в студенческие годы и редакторской работы, знакомства с Фридрихом Энгельсом, оказавшего влияние особенно в формировании материалистического понимания истории. Проанализированы личные психологические портреты К. Маркса и Ф. Энгельса. Дан ответ на вопрос: почему люди с разным характером и бытовыми условиями могли дружить, совместно разрабатывать ключевые теоретические проблемы социальной, диалектико-материалистической философии, политической экономии. Показаны некоторые проблемы, оставшиеся вне внимания К. Маркса, поскольку указанные белые пятна были связаны с уровнем развития современного Марксу капитализма в отличие от капитализма середины ХХ и начала ХХI вв. Подчеркнута негативная роль личности и партии в развале СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF MARXISM: THE INFLUENCE OF THE ENVIRONMENT AND TIME. “CAPITAL” IN THE 20TH - 21ST CENTURIES

The article investigates the formation of the personality of Karl Marx as a scholar and fighter for justice in the broad sense of the word under the influence of communication with his father Heinrich Marx and his bride’s father von Westfalen; also, some review of the life of working people in Germany is given. The personal psychological portraits of Karl Marx and Friedrich Engels are analyzed. An answer is given to the question of why people with different characters and living conditions could be friends, jointly develop key theoretical problems of social, dialectical-materialistic philosophy, political economy. Some problems that remained outside the attention of Karl Marx are shown, since these white spots were associated with the level of development of modern capitalism to Marx, in contrast to capitalism of the mid 20th - early 21st centuries. The negative role of the individual and the party in the collapse of the USSR is emphasized.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ МАРКСИЗМА: ВЛИЯНИЕ ОКРУЖЕНИЯ, ВРЕМЕНИ. «КАПИТАЛ» В ХХ-ХХI ВВ»

УДК 141.81

П. З. Тобуков

Из истории становления марксизма: влияние окружения, времени. «Капитал» в ХХ-ХХ1 вв.

г. Якутск, Россия

Аннотация. Исследовано становление личности Карла Маркса как ученого и борца за справедливость в широком смысле этого слова под влиянием общения с отцом Генрихом Марксом и отцом невесты фон Вестфаленом, а также наблюдения за жизнью трудящихся Германии. Показана роль изучения гегелевской системы философии еще в студенческие годы и редакторской работы, знакомства с Фридрихом Энгельсом, оказавшего влияние особенно в формировании материалистического понимания истории. Проанализированы личные психологические портреты К. Маркса и Ф. Энгельса. Дан ответ на вопрос: почему люди с разным характером и бытовыми условиями могли дружить, совместно разрабатывать ключевые теоретические проблемы социальной, диалектико-материалистической философии, политической экономии. Показаны некоторые проблемы, оставшиеся вне внимания К. Маркса, поскольку указанные белые пятна были связаны с уровнем развития современного Марксу капитализма в отличие от капитализма середины ХХ и начала XXI вв. Подчеркнута негативная роль личности и партии в развале СССР.

Ключевые слова: влияние, диалектика, социальная философия, капитализм, социализм, утопия, личности, капитал, закономерность.

P. Z. Tobukov

From the history of Marxism: the influence of the environment and time. "Capital" in the 20th - 21st centuries

Yakutsk, Russia

Abstract. The article investigates the formation of the personality of Karl Marx as a scholar and fighter for justice in the broad sense of the word under the influence of communication with his father Heinrich Marx and his bride's father von Westfalen; also, some review of the life of working people in Germany is given. The personal psychological portraits of Karl Marx and Friedrich Engels are analyzed. An answer is given to the question of why people with different characters and living conditions could be friends, jointly develop key theoretical problems of social, dialectical-materialistic philosophy, political economy. Some problems that remained outside the attention of Karl Marx are shown, since these white spots were associated with the level of development of modern capitalism to Marx, in contrast to capitalism of the mid 20th - early 21st centuries. The negative role of the individual and the party in the collapse of the USSR is emphasized.

Keywords: influence, dialectics, social philosophy, capitalism, socialism, utopia, personality, capital, regularity.

Введение

Исследования истории марксизма занимают особое место в философии, экономических науках, политологии и социологии. Но есть в этих исследованиях белые пятна, впрочем как во всех социально-исторических научных работах.

В жизни научной и революционной деятельности двух основателей марксистской концепции мы тоже найдем много пропущенного исследователями. Но необходимо заметить, что

ТОБУКОВ Павел Захарович - кандидат философских наук, профессор Российской академии естествознания.

E-mail: philosofiausy@mail.ru

TOBUKOV Pavel Zaharovich - Candidate of Philosophical Sciences, Professor, Russian Academy of Natural Sciences.

зарубежные ученые оказались более скрупулезными. Список их работ исчисляется тысячами, поэтому нет необходимости перечислять их в краткой статье.

Особо обратим внимание на своеобразие эпохи, окружение и влияние среды, в частности семьи, друзей, в особенности отца Генриха Маркса, фон Вестфалена и других. Рано созревший ум К. Маркса с жадностью поглощал труды философов Англии, Франции и собственно самой Германии.

В ходе исследования биографии К. Маркса и Ф. Энгельса можно обнаружить один парадоксальный факт - это несовместимость, противоположность их психологического характера.

В этой связи в статье ставится ряд таких проблем, как изменения природы капитализма, начиная с XVI века до 1917 года и в последующие годы. Необходимо уточнить: что значит империализм как высшая стадия капитализма. Почему сегодня в развитых странах капитализма невозможна социально-политическая революция типа октябрьской, в чем роль личности в социальных переворотах. Требуется новый подход в оценке выдающейся работы Маркса «Капитал» в современных условиях.

Некоторые факторы становления личности гения

Формирование их личности (именно как защитников пролетариата и вообще угнетенных, обездоленных) началось еще раньше отчуждения от собственного благополучного, богатого сословия. Отказ имел свое основание, которое заложено в семейном воспитании. Ведь не каждый обеспеченный, богатый должен был придерживаться жестких родовых традиций в то время, когда почти все богачи жили по принципу «обогащайся». Среди этого «не каждого» всегда находились сострадательные люди, с болью в душе, (а не театрально, фальшиво) сочувствующие бедственному положению трудящихся. Так, именно отец юного К. Маркса оказал косвенное влияние на формирование пусть сначала смутных гуманистических взглядов сына, у которого затем эти взгляды оформились в научно обоснованную системосозидающую теорию. Умонастроения Генриха Маркса имели либерально-демократическую направленность. Это видно из того, что он ознакомил сына с произведениями Вольтера, Дидро, Локке и других мыслителей Запада.

Позже после защиты докторской диссертации он стал профессиональным журналистом (редактором «Рейнской газеты»). Из-за острых статей по социальным вопросам, негативной фразы о русском императоре Николае I закрыли газету после пяти месяцев редакторской работы. Журналистика помогла детально ознакомиться с жизнью обездоленных людей - пролетариев и беднейших крестьян, последних даже лишили права собирать хворост.

Генрих Маркс был этническим евреем, он был дальновидным человеком (обыватели сказали бы, что он хитроумный, предприимчивый). В то время принадлежность к еврейской национальности была не в почете. Поэтому он сменил свою иудейскую веру на протестанство и не колебался в смене религии. Самое главное, таким способом бывший Леви Мордехайн открыл дорогу своему второму сыну Карлу (первый сын умер в младенчестве). Генрих Маркс стал довольно известным адвокатом, и ему присвоили почетное звание юстицрата, которым удостаивали самых уважаемых юристов. Но известно, что Генрих в молодости посещал почти все запрещенные сходки [1]. Это уже о чем-то говорит.

Генрих Маркс хотел, чтобы Карл пошел по его стопам и стал юристом. А сын Карл, поступив на юридический факультет Боннского университета, затем перейдя в Берлинский университет, оказался в среде, где молодежь обсуждала проблемы классической немецкой философии, в частности философии Гегеля. Горячие диспуты оказали благотворное влияние на формирование философских интересов, они определили выбор его будущей профессии философа. Биографы подчеркивали, что молодой Маркс в университетские годы примкнул к младогегельянцам [2].

Но почему его, будущего великого экономиста, привлекла стезя философии? Он понимал, что философия, расширяя кругозор, помогает ответить на те или иные насущные искомые проблемы. Изначально Маркс, оказавшись в благодатной интеллектуальной творческой среде, сумел выхолить, инициировать свой критический ум, который не каждому молодому парню

дается. Благодаря упорству, трудолюбию Маркс сумел войти в сложнейший мир гегелевской объективно-идеалистической системы. Одновременно тщательно проработал труды французских и английских философов, с идеями которых ознакомился еще дома до поступления в Боннский университет. Немаловажную роль в формировании социально-философских размышлений сыграли и каждодневные наблюдения за жизнью людей физического труда, которые заставили смотреть на мир по-другому - формировалось совершенно новое миропонимание.

Надо еще добавить следующее: изучив философию своего великого предшественника, молодой Маркс уяснил для себя одну из главных идей Гегеля об ИЗМЕНЕНИИ. По Гегелю, изменяется нематериальный, невещественный окружающий мир, т. е. ИДЕЯ, которая, порождая свою противоположность, впоследствии возвращается в свое лоно, т. е. соединяется с ним. Создается некое единство (советские гегелеведы этот процесс называли «раздвоением единого», последнее завершается синтезом). Такой процесс продолжается постоянно, он вечен. Исходя из этой гегелевской идеи, над которой долго и упорно размышлял Маркс (еще будучи студентом), им же уже в зрелом возрасте была выстроена стройная научная система материалистической диалектики.

Младогегельянцы обсуждали широкий диапазон вопросов, в том числе вопросы религии, государства и права. Молодой Маркс активно включился в эти студенческие диспуты. Вот так он вступил на тернистый путь философской науки. Надо подчеркнуть, что Маркс, имея основательную домашнюю интеллектуальную базу, сумел своим критическим умом подойти к гегелевской системе философии. Гегель был для младогегельянцев вершиной развития философской мысли всего западного мира, он аккумулировал в себе почти все актуальные проблемы существования современного ему общества. Думается, что переосмысление всей гаммы идей Гегеля помогло Марксу совершить переворот во всех сферах философии - не будь гегелевской системы идеалистической философии и критического ума К. Маркса, не было бы обоснованной системы диалектико-материалистической философии, в том числе и, главным образом, материалистического понимания истории.

Думается, что домашнее воспитание, особенно отцовская интеллектуальная помощь (зерно, брошенное на благодатную восприимчивую юную голову), стали решающей силой в усвоении многих, в то время непонятных обывателю, идей мыслителей прошлых эпох, постоянные беседы с отцом формировали критический ум юноши - он духовно, умственно созрел рано. Вот что значит постоянный интеллектуальный контакт отца с ребенком.

Еще надо заметить особо значимую роль социальной среды, существующие социально-экономические противоречия так или иначе заострили внимание молодого Маркса на проблемы современного ему общества.

Не сбросим со счета влияние журналистики. Именно будучи редактором «Рейнской газеты», за очень короткое время сумел ознакомиться с реальным положением бедных слоев населения Германии. Это помогло в поисках причин обнищания. Желая разобраться в истинных причинах социально-экономической, политико-правовой несправедливости и т. д., Маркс начал понимать, что самая главная причина кроется в характере, природе способа производства, основанном на частной собственности. Здесь уже просвечивается призрак коммунистической идеологии. Но странно и удивительно то, что сам Маркс дал отрицательный ответ Ф. Энгельсу, когда тот заявил К. Марксу, что Маркс является коммунистом. Он сказал: «Я не знаю коммунизма, но можно ли так легко осуждать социальную философию, ставящую во главу угла защиту угнетенных?» [1, с. 180]. Энгельс, разумеется, сам был соавтором новейшей, качественно отличной социальной философии, симпатизируя острым газетным статьям Маркса, вправе был оценить своего будущего друга, занимавшего первое место в узловых теоретических проблемах как коммуниста. Маркс понимал, чтобы знать подлинный смысл «коммунизма», следует разработать научную теорию социализма, превратить утопию в науку. А пока этой теории не было.

Надо заметить, что Энгельс был увлечен «теорией» социализма, разработанной французскими социалистами. Уже это говорит об определенном влиянии друга на Маркса в обосновании теории научного социализма Марксом.

Кем бы ни были Маркс и Энгельс по духу, своему складу ума, умению аналитически и глубоко аргументированно мыслить, оба философы до мозга костей, они были мыслителями, которым не было (раньше и даже сегодня) равных, сопоставимых экономистов и философов среди их последователей.

В философии, политической экономии, социалистическом учении Маркс, Энгельс являются новаторами - первооткрывателями совершенно новой системы и метода научного мышле-

Главное, философия Маркса и Энгельса - это диалектическое и материалистическое понимание мира, т. е. понимание мира в его развитии, изменении. Об этом очень четко разъяснил Энгельс в книге «Анти-Дюринг». Отчасти о понимании истории с позиции диалектики и материализма сказано: «Материалистическое понимание истории зиждется на том положении, что производство, а вслед за производством и обмен продуктов, служат основанием всякого общественного строя: что в каждом историческом обществе распределение продуктов, а с ним и расчленение общества на классы или сословия, зависят от того, как и что производится этим обществом и каким способом обмениваются производимые продукты. Отсюда следует, что коренных причин социальных переворотов нужно искать в изменении способа производства и обмена, другими словами Анти-Дюринг - не в философии, а в экономике данной эпохи» [3, с. 271]. Да, конечно, изменение способа производства и обмена - главное в историческом процессе, в этом изменении Энгельс видит коренные причины социальных переворотов (революций). Данная идея подтверждена на практике в России и других странах в ХХ в. Но есть и другие стороны социальных революций, это косвенная причина переворотов, а она кроется в философии, в частности в коренной ломке старых стереотипов под влиянием кризисных социально-экономических и политических ситуаций. К сему надо добавить стихийно формирующийся подсознательный протест масс. Психологией этих людей очень часто манипулируют более продвинутые, интеллектуально развитые личности, личности с положительным и даже с отрицательным знаком. В истории найдется немало примеров.

К сказанному еще надо добавить следующее: один исторический тип общества отличается от другого (сравнительно отсталого) уровнем и формой организации производства. Здесь следует подчеркнуть роль технологии, ведь переход от ремесленных цехов к большому промышленному производству в определенной степени был вызван благодаря сдвигу в познании, научном мышлении. С XVI века в Европе ученые работали над проблемой методологии научного мышления. Отчасти такими людьми были известные философы из числа физиков, математиков, механиков. А тогда до Маркса и Энгельса игнорированная роль надстроечного явления - философии, как одного из средств не только объяснения мира, но и формирования и повышения революционного настроения и сознания определенной части народа, крайне заинтересованной в коренной ломке существующего режима, означала сведение ее роли лишь только к одному созерцательному акту. Да, домарксова философия, как писал Маркс в 11-м тезисе о Фейербахе, только объясняла мир. А автор ставил другую задачу перед философией - помочь в преобразовании социального мира. Поэтому, как я полагаю, Энгельс оказался прав наполовину в своем разъяснении материалистического понимания истории: Маркс же решительно говорит о роли философии в изменении социального мира, а Энгельс отстраняет роль философии. Философия - есть предвестник революций.

Разумеется, велико влияние отцовского наставления. Необходимо упомянуть и влияние отца будущей жены Маркса барона фон Вестфалена - аристократа и члена Тайного совета. Он дружил с отцом Маркса Генрихом Марксом. Это служило поводом для личной беседы барона с юным Марксом, они нередко обсуждали произведения Сен-Симона, которого местный священник объявил еретиком за его из ряда вон выходящие идеи. Барон считался либералом и сторонником идей гуманизма. Обсуждали произведения выдающихся поэтов Шекспира и

Гомера [1]. Так что самым ближайшим окружением молодого Маркса, оказавшим непосредственное влияние демократическими и гуманистическими взглядами, были сам отец Генрих и будущий тесть барон фон Вестфален. Робер-Жан Лонге (правнук К. Маркса) упоминает о высокой образованности барона, который «говорил по-английски... без акцента... легко читал на греческом, латинском, французском, итальянском и испанском языках» [4, с. 41].

В год поступления Карла Маркса в гимназию Трира совершилась революция (1830 г.) и это оказало воздействие на ум впечатлительного Маркса. Там, в этом городе, бродил дух свободы, свободы против абсолютизма. Это были известные люди: директор гимназии И. Г. Виттен-бах, два городских советника Цетто и Лаутц, мэр Трира Вильгельм Хав, адвокат Бриксиус и другие. Они все приветствовали французскую революцию 1830 г. из-за гнета абсолютизма. В 1835 г. в Трире произошло событие, буквально поднявшее на дыбы весь либеральный круг города: Людвиг Калль выпустил маленькую брошюру, где подверг критике процесс обогащения привилегированных богачей и отметил обнищание трудящихся [4]. Там же написано: «К семнадцати годам. Маркс уже имел. по меньшей мере известные представления о политической жизни, о борьбе против абсолютизма, и эта борьба не могла не увлечь Карла, с его боевым, гордым и независимым характером, не терпящим насилия и несправедливости» [4, с. 45].

Влияние друга Ф. Энгельса

Библиографы не пишут об обратном влиянии Ф. Энгельса на К. Маркса. А напрасно. Представляется, что в дальнейшем развитии социально-политической концепции К. Маркса сыграла изданная в 1844 г. книга Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии в 1844 г.», где весьма детально, скрупулезно описаны ужасные бытовые условия рабочих Манчестера. Маркс ознакомился с этой работой Энгельса и, естественно, заинтересовался личностью автора. Конечно, они встречались раньше, до 1844 г., но этот год стал точкой отсчета их совместной работы до самой смерти Маркса. Прощальные слова Энгельса оказались поистине пророческими: «Имя его будет жить в веках так же, как и его дело!» (17 марта 1883 г.).

Дружба на всю жизнь, совместная плодотворная научная работа и революционная деятельность двух великих граждан планеты. Разные характеры, но воспринимающие страдания трудящихся одинаково, мысли в унисон.

Разные характеры, но мысли в унисон

Вопрос: как могли так успешно, главное, совместно разработать абсолютно новые философские, экономические и социально-политические концепции две по характеру противоположные натуры, казалось бы, несовместимые по психологии личности? О Марксе пишет Роберт Хайлбронер: «... Маркс был неучтивым, завистливым, подозрительным и вспыльчивым» [1, с. 187]. Дальше пишет следующее: «Этот склочный и в высшей степени нетерпимый человек изначально сомневался во вменяемости любого, кто не принимал его аргументов. они (политические тексты - П.Т.) изобиловали грубостями и непристойностями. Маркса было нетрудно уличить в антисемитизме; а противников он называл «деревенщинами», «мошенниками» и даже «клопами» [1, с. 192]. «Он не был аккуратистом; по всему дому валялись груды бумаг; внутри в клубах разъедавшего глаза табачного дыма, закутанный в грязные одежды, восседал сам Маркс». Но родные и друзья любили его, «домашние же знали его как счастливого отца и любящего мужа», отношения с женой никогда не были испорчены даже после того случая, когда стала известна измена мужа со своей горничной Ленхен из Вестфалии, которая родила сына от Маркса, отказавшегося признать ребенка своим. Темная история. А может быть, вспоминая об этой «истории», на вопрос (шуточный), жены о «любимом изречении» Маркс словами Теренция написал: «Nihil humani a me a lienum puto» («Ничто человеческое не чуждо») [4, с. 102].

А Энгельс, напротив, «вполне мог сойти за представителя за люто ненавидимой им буржуазии. Высокий блондин. он с удовольствием охотился с собаками. Веселый и наблюдательный Энгельс обладал быстрым и гибким умом. Он отнюдь не гнушался маленьких радостей жизни вроде хорошего вина» [1, с. 171].

И в материальном отношении - они разные: Маркс был почти нищий, необеспеченный, из-за этого семья постоянно находилась в затруднительном положении. Он был всецело поглощен политической борьбой и разработкой новых концепций. В политике он революционер, соответственно, борец. В науке тоже борец, ищущий объективную истину. Смысл счастья видел в борьбе - он был счастливым человеком.

А Энгельс был довольно обеспеченный человек, в этом плане он относился к классу «люто ненавидимой им буржуазии»: имел фабрику и даже участвовал в манчестерской фондовой бирже. Он постоянно снабжал Маркса деньгами. Маркс был нехозяйственным семьянином, потому его семья страдала от постоянно преследующей нужды. Рассказывают, что из-за невыносимой нужды Маркс даже не мог выйти из дома: его пальто, ботинки были заложены, по причине отсутствия денег на почтовые марки он не мог отправить издателю свои рукописи статей. Он в своих письмах Энгельсу описывал свое материальное положение насколько оно стало невыносимо тяжелым: на лечение жены, дочери Женни и домработницы Ленхен «не имею денег» и т. д. Энгельс спасал, снабжая Маркса деньгами, ценными бумагами. А другой бы махнул рукой, к тому же Маркс никогда не выражал благодарность ни письменно, ни устно. Разумеется, это огорчало Энгельса. Энгельс отлично знал своего друга как человека сурового, непримиримого с идейными противниками (например, М. Бакунин, Бэм-Баверк и другие хулители). Враги на то и враги, они изображали Маркса очень грубым и нетерпимым. Сам Маркс в 1850 г. новой «Рейнской газете» писал: «Нашей является беспощадная критика, ... критика, направленная против мнимых друзей, чем против открытых врагов» (Б, 315). Фридрих Лесснер: «С известной точки зрения каждый политический борец должен быть нетерпимым...» [4, с. 194]. Энгельс так же относился к тем, кто искажал теорию Маркса. Он понимал великое значение «Капитала» (когда Маркс писал и издал 1 том, а другие тома были готовы в черновике), где дан блестящий диалектический анализ, а диалектика уводила Маркса в будущее. Апокалиптическое предсказание о экспроприировании экспроприаторов - смертный приговор капиталистической системе дан в этой колоссальной работе.

Именно понимая великое значение «Капитала» для рабочего революционного движения, Энгельс постоянно помогал Марксу и его семье.

Тем не менее духовные узы настолько были крепкими, чтобы не разорвать их из-за различия характера и материального положения. Объединяло двух титанов мысли общее дело - освобождение всех угнетенных мира. Они не скрывали это и потому в знаменитом «Манифесте» провозгласили: «Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения. общественного строя. Пролетариям нечего терять в ней (пролетарской, социалистической революции - П.Т) кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир» [6, с. 87-88].

Ко времени написания «Манифеста» Европа изнывала под игом реакционных режимов. В случае волнений простых работников правительства просили у Николая I подавить эти волнения масс, потому в последующем де Токвиль называл Россию «оплотом деспотизма в Европе» [1, с. 173]. Капитализм еще не стал (XIX в) «развитым», потому противоречия внутри капиталистических стран, например, Германии, Франции были настолько острыми и потому нетрудно было предвидеть Марксу и Энгельсу кто будет победителем в этой напряженной классовой борьбе. Они думали, что эти страны в будущем станут очагами пролетарских революций. Но времена меняются - пролетарская революция свершилась в России, поскольку она была самым слабым звеном капитализма - капитализм был еще более диким с колоссальными остатками феодализма, противоречия между трудом и капиталом проявились еще более остро: эксплуатация рабочих заводов и фабрик крайне невыносима, жилищно-бытовые условия хуже манчестерских 1844 года, заработная плата - самый мизер, душили рабочих штрафами за малейшую провинность, рабочий день длился порой до 12 часов в сутки. Средняя продолжительность жизни около 50 лет и то доживали самые здоровые и выносливые.

Капитализм реальный и многосложный

Маркс исследует экономическую систему капитализма вообще. Для него капитализм был общественно-исторической формацией без ступеней, стадий развития, капитализм «в чистом виде». Тем не менее в капитализме Маркс раскрыл его внутренние закономерности. Итог развития капитализма - его конец. Приговор приведется в исполнение продуктом самого капитализма - пролетариатом.

Нечистый, неабстрактный капитализм несколько иной, чем проанализированный Марксом капитализм вообще. Но и этот реальный капитализм не избежал судьбы абстрактного, что случилось в России в 1917 году (26 октября по старому стилю). О революционном движении в России основатели марксизма знали по разным источникам: к Марксу и Энгельсу приезжали русские революционеры, они и прислали теоретические материалы, отчеты и т. д. Маркс переписывался с русскими революционерами Николаем Даниельсоном и Германом Лопатиным, о последнем говорил: «В мире немного людей, к которым я испытываю такую привязанность и столь большое уважение» [4, с. 189]. Маркс получал информацию от Петра Лаврова и Дмитриевой. Переписывался со Львом Гартманом, Николаем Морозовым, Верой Засулич. Когда Марксу было за 50 лет, он стал постоянно следить за быстро развивающимся революционным движением в России. И принялся изучать русский язык и уже скоро читал в подлиннике сочинения Пушкина, Герцена, Чернышевского, Флеровского. Маркс собрал «огромное количество записей, ... множества документов о социально-экономических преобразованиях и революционном процессе в России, собранных им для внесения во второй и третий тома «Капитала» [5, с. 188]. В предисловии русского перевода «Капитала» (Плеханов) Маркс писал: «Россия является в настоящее время авангардом революционного движения в Европе» [6, с. 191]. Очень верное видение революционной ситуации России.

Пролетариат как могильщик капитализма после революции установит свою диктатуру и уничтожит частную собственность, что, как я упомянул, названо «экспроприацией экспроприаторов». Но Маркс не обратил внимание на крестьянство как союзника пролетариата. Идея была теоретически обоснована В. И. Лениным, и она была реализована в России. Крестьянство принимает активное участие в насильственном ниспровержении власти реакционной крупной буржуазии. А насчет этого пути захвата власти позднее, начиная с 1960-х годов, в СССР стали утверждать о другом способе низложения власти - мирном, так называемом парламентском пути. Практика показала иллюзорность этой идеи. Даже установление власти олигархов в России и то свершилось насильственным путем с применением танков и т. д.

Какова картина социализма - об этом Маркс и Энгельс не задумывались. Это не их задача. Они не заняли место утопических социалистов - не занимались пустой фантазией. Маркс выполнил основную задачу - выяснить закономерность получения прибавочной стоимости и к чему это приведет. В «Манифесте» о смерти капитализма сказано точнее и жестко.

Роль руководящей личности и народ

Социализм в СССР мог жить и процветать до сего дня. Здесь в вопрос гибели СССР и социалистического строя нельзя обойти молчанием проблему роли личности - отдельных лиц из властных структур. Во-первых, партия восполнила свои ряды политически, теоретически необразованными, неграмотными людьми. Она расширяла свои ряды вместо того, чтобы сузить свои ряды, как говорил В. И. Ленин, до «тонкого слоя». Во-вторых, руководители партии вместо того, чтобы заниматься чисто идеологической, политической работой, расширили свои полномочия (а отдельных руководителей каких-то организаций увольняют, сажают в тюрьмы за «расширение полномочий»). А рядовые коммунисты не подвергли критике секретарей ЦК КПСС, обкомов партии, членов ЦК, Политбюро, ЦК КПСС за то, что эти руководители фактически имели всю полноту власти и потому дублировали работы министерств, ведомств. В-третьих, расширили свои права в вопросах материального блага и т. д. Народ видел и молчал, а почему? Потому что за незначительное замечание в адрес руководства возьмут да накажут на всю катушку. В-четвертых, ЦК, Политбюро исключали альтернативность мнений, если таковые проявились, тут же подвергались суровой критике вплоть до изгнания из страны или ссылались, скажем, в Якутию. Это один из признаков отсутствия демократии или извра-

щения сути власти народа и для народа. Во всем этом явная вина КПСС, главным образом, ее руководства. Самый главный результат отчуждения партии от народа - развал СССР и гибель социализма в СССР и странах Восточной Европы. Социализм в нашей стране нельзя было назвать подлинным социализмом, где справедливость, ответственность должны были быть руководящими принципами, а их-то у нас не было. В-пятых, разговоры о том, что «идея социализма - утопическая, нереализуемая на практике, социализм - мечта коммунистов, оболванивающих чернь мечтой об равенстве, свободе и т. д.». Но неверие в идеи социализма - это есть ложь российских либералов и демократов. Очень странно не видеть то, что в стране был маленький отрезок социально-экономической, общественно-экономической формации под названием социализм. Если в СССР развалился социалистический строй со всеми его плюсами и значительно весомыми минусами, то были же тогда и есть сегодня Китай, Вьетнам, Северная Корея и Куба, которые еще живут в условиях социализма. Не отказались пока от выбранного ими пути развития. Если в СССР разрушен социализм, это еще не означает, что в мире социализм вообще невозможен. То, что социализм, хоть он был сильно извращен, изуродован в СССР, но он все же в таком виде был как кусок истории человечества. Кстати, в СССР была наиглупейшая привычка диктовать всем странам социализма тот метод, тот путь, который навязан народам СССР - иначе все «ревизионисты» и т. п. В-шестых, руководители Советского Союза ни в коем случае не должны были оторваться от руководимого ими народа - трудящихся масс. Процесс отрыва, отчуждения руководства от трудящихся - начало конца социализма, начало другой системы, которую многие приняли на «ура». В-седьмых, опыт постсоветского строя показал насколько сильно искажено теоретическое положение Маркса-Энгельса о роли личности (особенно о роли выдающейся) в истории. Я скажу о роли личности, руководящей в особенности в повседневной жизни страны. Опыт последних лет существования СССР, начиная с середины 50-х годов ХХ столетия, с очевидностью показал, что под руководством личностей с отрицательным знаком народ становится безликой, безразличной, апатичной, глухой и замкнутой массой. Манипулировать легче. О роли отрицательной личности, которая умеет мимикрировать там и тогда, где и когда ей это выгодно, в Советском Союзе не упоминали. Зря, поэтому я и пишу об отрицательной личности. Здесь необходимо заметить следующие моменты. Во-первых, личности с отрицательным знаком или с негативной личностной социальной установкой легко воздействуют на психологию масс, которые живут ожиданиями лучшей жизни. Им только дай установку, у них в тот же момент просыпается инстинкт беспощадного «сверх-человека». Во-вторых, наши руководители, как правило, не думали обращаться мыслью назад и делать выводы относительно того, что «пережито, сделано, испытано и тем временем перечувствовано» [7, с. 291]. Это было необходимо для корректировки концепций.

Разумеется, всего этого нет в «Капитале», «Манифесте коммунистической партии». Реальная жизнь оказалась чрезвычайно сложной и непрогнозируемой при командно-догматической системе мышления. Марксизм-ленинизм (неаутентичный) стал просто ширмой.

А вот «Капитал» оказал реальную помощь империалистам. Как? Умные, дальновидные крупные буржуа, например, Рокфеллеры, Дюпоны и другие для своих рабочих создавали и создают благоприятные материально-бытовые условия. На своих предприятиях постоянно вводили новейшие технологии, облегчающие труд рабочих. Тяжелый физический труд постепенно стал заменяться машинным производством с усовершенствованной технологией по сравнению с предыдущими годами. Рабочий день сократился до 8 часов в сутки. Среди рабочих появилась новая прослойка - «белые воротнички». Посильную помощь оказывали и сейчас оказывают профсоюзы (не сравнить с нашими профсоюзами всех времен). И вот до сих пор в головах трудящихся нет в помине мечты о замене капитализма другой формацией. Я имею в виду развитые страны капитализма, например, Англию, США, Германию, Японию, Францию, Канаду и др. «Призраки социализма» бродят только в отсталых странах. Промышленный прогресс имеет и другое следствие - растет число безработных, этот процесс имеет и другие последствия. Об этом говорил К. Маркс. Но такой же процесс идет и в Китае - более 100 млн безработных [8]. Коммунисты СССР уже с середины пятидесятых годов стали более

догматичными, чем Рокфеллеры иже с ними и китайские лидеры, хотя там уже бродит призрак, дух реформированного социально-политического и экономического строя - без коррупции, мафии, террора, репрессии, без противоречий между народами и т. д.

Заключение

1. Научную идеологию (систему социально-экономических, философских теорий), нацеленную на освобождение от гнета крупной буржуазии, в условиях капитализма создали представители демократически настроенной интеллигенции (в XIX в. Маркс, Энгельс). А сами пролетарии в силу тяжелых условий жизни и отсутствия образования не могли формировать научно обоснованную идею об изменении существующего государственного строя.

2. Определяющим фактором становления Маркса сторонником угнетенных масс и их идейным вождем были отец, будущий тесть, журналистика, рано созревший критический разум.

3. Ф. Энгельс оказал сильное идейное влияние на К. Маркса своими взглядами, на положение пролетариев Англии, Германии. Его духовное отчуждение от буржуазного окружения обусловлено в основном симпатией к пролетариату, а отсюда ненавистью к своему буржуазному сословию.

4. Идейное единство двух основателей нового социально-экономического, философского направления имели взаимоисключающие психологические характеристики и условия жизни. Это единение сцементировало их на всю жизнь. Главное - убежденность в правоте научных взглядов. Это имеет практическое значение в жизни рядовых граждан.

5. Капитализм во времена двух титанов мысли был иной, находился на низком уровне своего развития. Поэтому для данного уровня вполне оправданы - революция совершилась в России, где капитализм оказался слабым звеном во всей мировой системе капитализме. Сегодня капитализм оказался многоступенчатым.

6. «Капитал» К. Маркса стал учебником для сегодняшней крупной буржуазии. Но это не значит, что эта книга потеряла научную значимость, так как материалистическое понимание истории есть истина абсолютная.

Литература

1. Хайлбронер, Роберт Л. Философы от мира сего (Великие экономические мыслители: их жизнь, эпохи и идеи). Перевод с английского Ильи Файбисовича. - Москва : Колибри, 2008. - 431 с. - Текст : непосредственный.

2. Баландин, Р. К. Карл Маркс и «Капитал» в XXI веке / В чем ошибался родоначальник марксизма? - Москва : Вече, 2016. 320 с. - Текст : непосредственный.

3. Маркс, К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Москва : Издательство политической литературы, 1988. - Текст : непосредственный.

4. Лонге, Робер-Жан. Карл Маркс - мой прадед. - Москва : Прогресс, 1983. - 247 с. - Текст : непосредственный.

5. Маркс, К. Собрание сочинений, том 7. - Текст : непосредственный.

6. Маркс, К. Манифест коммунистической партии (150 лет Манифесту коммунистической партии) / Карл Маркс, Фридрих Энгельс. - Москва : ВАГРИУС, 1999. - Текст : непосредственный.

7. Шопенгауэр, А. Избранные произведения. Сост., автор вступительной статьи и примечания И. С. Нарский. - Москва : Просвещение, 1993. - 479 с. - Текст : непосредственный.

8. Питер Наварро. Грядущие войны Китая, после битвы и цена победы. Перевод с английского А. В. Козуляева. - Москва , Санкт-Петербург : ООО Вершина, 2007. - 270 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Hajlbroner, Robert L. Filosofy ot mira sego (Velikie jekonomicheskie mysliteli: ih zhizn', jepohi i idei). Perevod s anglijskogo Il'i Fajbisovicha. - Moskva : Kolibri, 2008. - 431 s. - Tekst : neposredstvennyj.

2. Balandin, R. K. Karl Marks i «Kapital» v XXI veke / V chem oshibalsja rodonachal'nik marksizma? -Moskva : Veche, 2016. 320 s. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Marks, K., Jengel's F. Anti-Djuring. Perevorot v nauke, proizvedennyj gospodinom Evgeniem Djuringom / K. Marks, F. Jengel's. - Moskva : Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1988. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Longe, Rober-Zhan. Karl Marks - moj praded. - Moskva : Progress, 1983. - 247 s. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Marks, K. Sobranie sochinenij, tom 7. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Marks, K. Manifest kommunisticheskoj partii (150 let Manifestu kommunisticheskoj partii) / Karl Marks, Fridrih Jengel's. - Moskva : VAGRIUS, 1999. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Shopengaujer, A. Izbrannye proizvedenija. Sost., avtor vstupitel'noj stat'i i primechanija I. S. Narskij. -Moskva : Prosveshhenie, 1993. - 479 s. - Tekst : neposredstvennyj.

8. Piter Navarro. Grjadushhie vojny Kitaja, posle bitvy i cena pobedy. Perevod s anglijskogo A. V. Kozuljaeva. - Moskva , Sankt-Peterburg : OOO Vershina, 2007. - 270 s. - Tekst : neposredstvennyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.