Научная статья на тему 'ТРИ ТЕЗИСА О МАРКСИЗМЕ. ТЕЗИС I: КАРЛ МАРКС И ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС: ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ'

ТРИ ТЕЗИСА О МАРКСИЗМЕ. ТЕЗИС I: КАРЛ МАРКС И ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС: ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
722
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧИЙ КЛАСС / ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА / МЛАДОГЕГЕЛЬЯНСТВО / ПОЛИТЭКОНОМИЯ / ПРОЛЕТАРИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АНТАГОНИСТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ / МАРКСИЗМ / ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Саввинов Андрей Саввич

В советское время считалось, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс являются творцами диалектического материализма. Правда, имя Маркса всегда подчеркивалось и даже сама философская система называлась марксизмом. А огромный труд Ф. Энгельса под названием «Положение рабочего класса в Англии» оставался как бы в тени. В постсоветское время проводится мысль, что Ф. Энгельс второй среди равных, вплоть до того, что иногда пишут Энгельс - тень Маркса. В настоящей работе автор утверждает тезис, согласно которому марксизм есть совместное творение двух равновеликих мыслителей. Если мы утверждаем, что Ф. Энгельс является учеником К. Маркса, то в равной степени К. Маркс является учеником Ф. Энгельса. Интеллектуальному симбиозу двух мыслителей способствовало одинаковое видение на сложившуюся философскую и политическую ситуацию того времени в Европе, что обосновывается своеобразным изоморфизмом между «положением рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса и «Тезисами о Фейербахе» К. Маркса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE THESES ABOUT MARXISM THESIS I: KARL MARX AND FRIEDRICH ENGELS: TWO SIDES OF THE SAME COIN

In the Soviet times, Karl Marx and Friedrich Engels were believed to be the founders of dialectical materialism. Indeed, the name of Marx has always been emphasized and even the philosophical system itself was called Marxism. Meanwhile, F. Engels’s enormous work entitled “The Condition of the Working Class in England” remained, as it were, in the shadows. In the post-Soviet times, the idea is held that F. Engels is second among equals, to the extent that Engels is sometimes written as a shadow of Marx. In this work, the author asserts the thesis according to which Marxism is a joint creation of two equal thinkers. If we claim that F. Engels was a Marx’s disciple, then K. Marx was equally an Engels’ one. The intellectual symbiosis of the two thinkers was facilitated by the same vision of the prevailing philosophical and political situation of that time in Europe, which is justified by a kind of isomorphism between F. Engels’ “The Position of the Working Class in England” and K. Marx’s “Theses on Feuerbach”.

Текст научной работы на тему «ТРИ ТЕЗИСА О МАРКСИЗМЕ. ТЕЗИС I: КАРЛ МАРКС И ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС: ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ»

УДК 141.81

А. С. Саввинов

Три тезиса о марксизме. Тезис I: Карл Маркс и Фридрих Энгельс: две стороны одной медали

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В советское время считалось, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс являются творцами диалектического материализма. Правда, имя Маркса всегда подчеркивалось и даже сама философская система называлась марксизмом. А огромный труд Ф. Энгельса под названием «Положение рабочего класса в Англии» оставался как бы в тени. В постсоветское время проводится мысль, что Ф. Энгельс второй среди равных, вплоть до того, что иногда пишут Энгельс - тень Маркса. В настоящей работе автор утверждает тезис, согласно которому марксизм есть совместное творение двух равновеликих мыслителей. Если мы утверждаем, что Ф. Энгельс является учеником К. Маркса, то в равной степени К. Маркс является учеником Ф. Энгельса. Интеллектуальному симбиозу двух мыслителей способствовало одинаковое видение на сложившуюся философскую и политическую ситуацию того времени в Европе, что обосновывается своеобразным изоморфизмом между «положением рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса и «Тезисами о Фейербахе» К. Маркса.

Ключевые слова: рабочий класс, промышленная революция, созерцательный материализм Фейербаха, младогегельянство, политэкономия, пролетарии, общественное производство, антагонистическое противоречие, марксизм, интегративное качество.

А. S. Savvinov

Three theses about Marxism Thesis I: Karl Marx and Friedrich Engels: two sides of the same coin

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. In the Soviet times, Karl Marx and Friedrich Engels were believed to be the founders of dialectical materialism. Indeed, the name of Marx has always been emphasized and even the philosophical system itself was called Marxism. Meanwhile, F. Engels's enormous work entitled "The Condition of the Working Class in England" remained, as it were, in the shadows. In the post-Soviet times, the idea is held that F. Engels is second among equals, to the extent that Engels is sometimes written as a shadow of Marx. In this work, the author asserts the thesis according to which Marxism is a joint creation of two equal thinkers. If we claim that F. Engels was a Marx's disciple, then K. Marx was equally an Engels' one. The intellectual symbiosis of the two thinkers was facilitated by the same vision of the prevailing philosophical and political situation of that time in Europe, which is justified by a kind of isomorphism between F. Engels' "The Position of the Working Class in England" and K. Marx's "Theses on Feuerbach".

Keywords: working class, industrial revolution, Feuerbach's contemplative materialism, Young Hegelianism, political economy, proletarians, social production, antagonistic contradiction, Marxism, integrative quality.

Введение

28 ноября 1820 года родился Фридрих Энгельс - один из основателей диалектического материализма. Критический разум современности допускает право на жизнь любых идей, имеющих логическое обоснование и претендующих на оригинальность. Пример тому «Вторая скрипка коммунизма. Как топ-менеджер Энгельс готовил революцию» Андрея Сидорчука.

САВВИНОВ Андрей Саввич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г Якутск, Россия. Email: philosofiausy@mail.ru

SAVVINOV Andrey Savvich - Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of Philosophy Department, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Автор пишет: «Во времена торжества марксистского учения в России у Фридриха Энгельса был очень странный статус. Его профиль красовался на всех партийных съездах вместе с профилями Маркса и Ленина, однако он был в той тройке самой малозначительной фигурой. Да и побеждающее учение именовали «марксизмом-ленинизмом без всякого упоминания Энгельса», - и далее автор продолжает: - на самом деле Фридрих Энгельс в известной степени «виноват сам» - однажды признав первенство Маркса в вопросах, он превратился в верного оруженосца в ущерб собственным талантам и возможностям» [1].

«Второй» среди равных - статус Ф. Энгельса в советское время был не странным, а вполне определенным как один из основателей диалектического материализма. А название учения не всегда определяется именем создателя по простой причине - неблагозвучности имени, но это нисколько не означает малозначительность соавтора учения.

В СССР имена Маркса и Энгельса не были отделимы друг от друга, и всегда проводилась мысль, что они являются творцами диалектического материализма. Мысль о том, что Ф. Энгельс был последователем Маркса, более того, что он был «тенью» Маркса не допускалась.

В постсоветское время разделение имен Маркса и Энгельса становится обыденным делом для массового сознания. На то существуют определенные причины.

В замечательной статье П. Д. Чеснокова «Фридрих Энгельс - выдающийся теоретик марксизма» написаны слова, объективно отражающие реальное положение вещей. «Творческая жизнь Фридриха Энгельса (28 ноября 1820 - 5 августа 1895) на протяжении практически четырех десятилетий протекала в тесном сотрудничестве с Карлом Марксом. Это сотрудничество было, без сомнения, исключительно плодотворным по своим результатам и полезным для каждого из них. Поскольку жизнь двух друзей была подчинена общему делу - служению интересам людей труда, то никогда не вставал вопрос о том, чтобы подсчитывать, что в общей работе Ф. Энгельса и К. Маркса сделал один, а что - другой. Такой подсчет ни К. Маркса, ни Ф. Энгельса не интересовал, но одно можно смело утверждать, что объединенными усилиями двух друзей было сделано много больше, чем сделал бы даже в самых благоприятных условиях каждый из них в отдельности» [2]. Здесь по сути речь идет о формировании новой системы, отличающейся как система с «новым интегративным качеством, т. е. тем качеством, которое не присуще каждому из них в отдельности» [3, с. 388]. Скажем, кислород и водород при определенных условиях образуют воду. Но ни кислород, ни водород не обладают свойствами воды. Далее автор, скорее всего отдавая дань уважения традиционному подходу в оценке деятельности основателей диалектического материализма, пишет: «Так получилось, что в творческом тандеме Маркса и Энгельса заслуги К. Маркса всегда подчеркивались особенно жирной чертой, поскольку главные мысли... с особой тщательностью вынашивались К. Марксом». И, как бы оправдывая Ф. Энгельса, пишет: «.не будь на протяжении сорока лет рядом с К. Марксом Ф. Энгельса, многое из того, что было сделано и сделано блестяще К. Марксом, осталось бы либо незавершенным, либо, если и завершенным по форме, то не «столь совершенным по содержанию». Получается почти так: роль кислорода трудно переоценить для воды. Но то же самое можно сказать и по отношению к водороду.

Логика раздельного рассмотрения элементов системы неизбежно приводит к рассуждениям типа: «Конечно, Энгельс в письмах товарищам жаловался, что на своей должности чувствует себя предавшим дело революции. Эти жалобы похожи на выпрашивание индульгенции: если б Энгельс действительно считал, что делает нечто нехорошее, он нашел бы другой способ заработка (и получал гораздо меньше денег и социальных привилегий, без сомнения). Еще одним способом заработать индульгенцию для комфортной жизни капиталиста была «необходимость» содержать Маркса, светоча революционной философии» [4]. Чесноков в своей статье, выделяя Энгельса как критически мыслящего исследователя, отмечает его тяготение к самым талантливым младогегельянцам Л. Фейербаху и К. Марксу. Фейербаху он посвятил специальную брошюру. «Учеником, соратником и последователем Маркса он в конечном итоге стал», - пишет автор.

Таким образом, автор статьи «Фридрих Энгельс - выдающийся теоретик марксизма» считает встречу К. Маркса и Ф. Энгельса, состоявшуюся в 1844 году, как встречу гениального учителя с талантливым учеником, а стало быть в их дальнейшем творческом содружестве первенство отдается К. Марксу, как учителю, определившему дальнейшую творческую жизнь ученика. Но тогда ставится под сомнение тезис об Энгельсе, как о равноправном творце диалектического материализма.

Встреча равновеликих

Дело не в учительстве или ученичестве как таковом, но если мы все же говорим об этом, то в рамках системной логики Ф. Энгельс является учеником К. Маркса в той же мере, в какой К. Маркс является учеником Ф. Энгельса.

Зададимся вопросом: встреча Карла Маркса и Фридриха Энгельса была встречей учителя и ученика или была встречей равновеликих мыслителей, хотя и очень молодых?

Первая встреча К. Маркса и Ф. Энгельса состоялась в ноябре 1842 года в Кельне в редакции «Рейнской газеты». Считается, что встреча была довольно прохладной, она и не могла быть теплой в контексте их будущего творчества, поскольку это была встреча двух индивидов-объектов, недовольных собственным созерцательством в фейербаховском смысле и младогегельянством других. Зато вторая встреча мыслителей через два года была желанной, это была встреча уже двух равновеликих мыслителей-субъектов, которые уже преодолели собственные созерцательность и младогегельянство.

В течение двух лет Фридрих Энгельс сочетал свое коммерческое образование с жизнью, трудом и бытом британских рабочих. Он вступил в контакт с организацией рабочих «Союз справедливых». Пишет статьи о коммунизме на Европейском континенте, в следующем году публикует «Положение в Англии», статьи для немецко-французского Ежегодника, издаваемого К. Марксом и его другом Арнольдом Руге в Париже [5]. Статьи для Ежегодника положили начало обширной переписки двух мыслителей. Статья Ф. Энгельса «Наброски к критике национальной экономики», нацеленная на выявление противоречий капиталистического общества, появившаяся в начале 1844 года, оказала сильное воздействие на Карла Маркса, и, как считают многие исследователи, Карл Маркс начал систематическое изучение истории политической экономии [5].

Встреча двух мыслителей в августе 1844 года в Париже положила начало их интеллектуальному симбиозу. Считается, что Ф. Энгельс после возвращения в Германию написал свой труд «Положение рабочего класса в Англии», изданный в 1845 году. Но этот объемный труд не мог появиться за короткое время даже из-под пера гениального человека. Скорее всего, этот труд в общих четах уже был готов в голове Ф. Энгельса еще до встречи с К. Марксом в Париже. Вот почему два мыслителя в течение 10 дней составили план совместной творческой работы с разделением труда на все последующие годы. Действительно, можно показать, что основные идеи большого труда Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» хорошо согласуются с тезисами Карла Маркса о Фейербахе. Тезисы о Фейербахе были написаны К. Марксом весной 1845 года в записной книжке и были опубликованы Ф. Энгельсом в 1888 году в приложении к книге «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Энгельс писал: «Это первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения» [6].

История рабочего класса начинается с изобретения паровой машины в Англии Джеймсом Уаттом (1774-1784) как универсального двигателя [7], разрешившего проблему энергообеспечения страны. Это изобретение послужило мощным толчком к промышленной революции. В предисловии к своей книге Ф. Энгельс писал: «Эти изобретения (паровая машина и машина для обработки хлопка - А.С.) послужили, как известно, толчком к промышленной революции - революции, которая одновременно произвела полный переворот в гражданском обществе, Англия поэтому является также классической страной развития его главного результата - пролетариата. Только в Англии пролетариат может быть изучен во всех своих отношениях и со всех сторон» [8, с. 238, 243].

Центральное понятие новой философии

Исследование Ф. Энгельса было исключительно актуально по причине того, что промышленная революция назревала и происходила в таких развитых европейских странах, как Германия, Франция, Италия и в США, поэтому то, что происходило в Англии, ожидалось и в этих странах.

В современных условиях, в условиях когда господствует европейская цивилизация, атрибутивной характеристикой которой является наука и, прежде всего, естествознание, велика роль Ф. Энгельса как методолога науки. Научная деятельность имеет своим результатом научную картину мира. Если меняется естественнонаучная картина мира, тогда, по Энгельсу, это есть результат изменения естественнонаучной методологии.

Методология и результат исследования хорошо согласуются в его первом крупном научном исследовании. Энгельс пишет: «Последовательность, в которой должны быть рассмотрены различные отряды пролетариата, вытекает сама собой из выше изложенной истории его возникновения. Первые пролетарии появились в промышленности... поэтому мы, прежде всего, обратимся к промышленным рабочим. Добыча материала для промышленности, то есть сырья и топлива, приобрела значение лишь вследствие промышленного переворота и только тогда мог создаваться новый вид пролетариата, а именно рабочие угольных копей и рудников. В третью очередь развитие промышленности повлияло на сельское хозяйство. Мы также увидим, что . уровень развития различных рабочих находится в прямой зависимости от их связи с промышленностью, что, следовательно, промышленные рабочие лучше всех осознают свои интересы, горнорабочие уже хуже, а сельскохозяйственные рабочие еще почти совсем их не осознают. Таким образом на примере Англии, наблюдая это соответствие между рабочим движением и промышленным развитием, мы лучше поймем историческое значение промышленности» [8, с. 260].

Итак, главный результат, полученный Фридрихом Энгельсом, состоит в четком выделении промышленного рабочего класса - качественно нового сообщества людей, осознающего свои интересы и рождающегося в результате взаимодействия с промышленностью. По фактам, установленным Ф. Энгельсом, с этим сообществом можно непосредственно связать первый, третий и восьмой тезисы Маркса о Фейербахе. Величие и мощь Великобритании того времени - это результат деятельности промышленных рабочих. Другими словами, общественная производственная деятельность промышленных рабочих по сути является практической (восьмой тезис). И самое замечательное состоит в том, что самим общественным производством осуществляется воспитание людей, то есть происходит осознание самим рабочим классом своих интересов (третий тезис). Осознание общественного производства как практики позволяет преодолеть абстрактную деятельность младогегельянцев (десятый тезис) и одновременно фейербаховского созерцательного субъекта (с четвертого по седьмой, а также девятый тези-

Фридрих Энгельс увидел в промышленном рабочем классе не только самую сознательную часть пролетариев, но и тех, кто сможет стать могильщиком капиталистического общества. Проводя социологические исследования условий жизни и труда, он писал: «Я попытаюсь доказать, что английское общество ежедневно и ежечасно совершает нечто, с полным правом называемое на страницах английской рабочей печати социальным убийством. Я докажу, что общество знает, как вредно отзывается такое положение на здоровье и жизни рабочих и тем не менее ничего не предпринимает, чтобы улучшить это положение. Что общество знает, каковы последствия установленного им порядка, что, следовательно, его образ действий является не просто убийством, а убийством предумышленным». То есть сами богачи закладывают основу непримиримой вражды. И в качестве закономерного итога своего труда Энгельс пишет: «На одном я настаиваю: война бедных против богатых, которая теперь ведется косвенно и виде отдельных стычек, станет в Англии всеобщей и открытой. и по всей стране может раздаться боевой призыв: «Война дворцам, мир хижинам!», но тогда для богатых будет уже слишком поздно принимать меры предосторожности». Но, если промышленный рабочий класс станет

могильщиком капиталистического общества, тогда нужна другая философия, основанная на производстве материальных жизненных благ. А это уже ориентация на одиннадцатый тезис Маркса о Фейербахе. Необходимо заметить, что главное понятие, выявленное в исследованиях Ф. Энгельса под названием «Положение рабочего класса в Англии», есть промышленный рабочий класс, с которым будут органично связаны категории и понятия диалектического и исторического материализма. Понятие «рабочего класса» в марксизме будет играть ту же роль, что и понятие «атома» в естествознании. К этому понятию восходят истоки идеи классовой борьбы и антагонистического характера противоречий между пролетариатом и буржуями.

Заключение

Труд Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» сыграл роль объективной предпосылки, подготовившей творческий симбиоз двух равновеликих мыслителей, будущих творцов марксизма.

Литература

1. Сидорчук, А. «Вторая скрипка» коммунизма. Как топ-менеджер Энгельс готовил революцию. - URL : https://aif.ru/society/history/vtoraya_skripka_kommunizma_kak_top-menedzher_engels_gotovil_ revolyuciyu. - Текст : электронный.

2. Чесноков, Г. Д. Фридрих Энгельс - выдающийся теоретик марксизма. URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/fridrih-engels-vydayuschiysya-teoretik-marksizma. - Текст : электронный.

3. Алексеев, П. В. Философия: учебник. Изд. перераб. и доп. / П. В. Панин, А. В. Панин. - Москва : Проспект, 1998. - 568 с. - Текст : непосредственный.

4. Культурология, журнал 15.05.20/46414. URL : https://kulturologia.ru/. - Текст : электронный.

5. Энгельс, Ф. Биография. URL : https://wiki2.org/ru/Энгельс_Фридрих. - Текст электронный.

6. Маркс, К. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 371. - Текст непосредственный.

7. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - С. 56, 3-е изд. - Москва : Советская энциклопедия, 1984. - 1600 с. - Текст непосредственный.

8. Маркс, К. Том 2, изд. Второе / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Москва : Гос. изд. полит. лит-ры. - 1955. -652 с. - Текст непосредственный.

References

1. 1. Sidorchuk, A. «Vtoraja skripka» kommunizma. Kak top-menedzher Jengel's gotovil revoljuciju. -URL : https://aif.ru/society/history/vtoraya_skripka_kommunizma_kak_top-menedzher_engels_gotovil_ revolyuciyu. - Tekst : jelektronnyj.

2. Chesnokov, G. D. Fridrih Jengel's - vydajushhijsja teoretik marksizma. URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/fridrih-engels-vydayuschiysya-teoretik-marksizma. - Tekst : jelektronnyj.

3. Alekseev, P. V. Filosofija: uchebnik. Izd. pererab. i dop. / P. V. Panin, A. V. Panin. - Moskva : Prospekt, 1998. - 568 s. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Kul'turologija, zhurnal 15.05.20/46414. URL : https://kulturologia.ru/. - Tekst : jelektronnyj.

5. Jengel's, F. Biografija. URL : https://wiki2.org/ru/JengePs_Fridrih. - Tekst jelektronnyj.

6. Marks, K. / K. Marks, F. Jengel's. Soch. T. 21. S. 371. - Tekst neposredstvennyj.

7. Sovetskij jenciklopedicheskij slovar' / Gl. red. A. M. Prohorov. - S. 56, 3-e izd. - Moskva : Sovetskaja jenciklopedija, 1984. - 1600 s. - Tekst neposredstvennyj.

8. Marks, K. Tom 2, izd. Vtoroe / K. Marks, F. Jengel's. - Moskva : Gos. izd. polit. lit-ry. - 1955. -652 s. - Tekst neposredstvennyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.