Научная статья на тему 'Творческая эволюция взглядов К. Маркса (к 200-летию со дня рождения)'

Творческая эволюция взглядов К. Маркса (к 200-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
355
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. МАРКС / K. MARX / ТВОРЧЕСТВО / CREATION / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / КЛАССЫ / КАПИТАЛИЗМ / CAPITALISM / CLASS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васильев Вячеслав Александрович

В статье анализируется творческая эволюция взглядов Маркса, его критическое отношение к философии Гегеля и Фейербаха. Маркс создает материалистическое понимание истории и пролетарскую идеологию, новый диалектический метод. Он применяется к исследованию классовой борьбы, сущности капитализма и построению коммунистической формации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creative evolution of Marx’s ideas (to 200 hundred years since birthday)

In this article we analyze the creative evolution of Marx’s ideas, his critical attitude to philosophic concepts of Hegel and Feuerbach. Marx creates materialistic comprehension of the History and proletarian ideology, a new dialectical method. This method is applied in research of class struggle, essence of capitalism and in development of communistic formation.

Текст научной работы на тему «Творческая эволюция взглядов К. Маркса (к 200-летию со дня рождения)»

Общество вчера, сегодня, завтра

В.А. ВАСИЛЬЕВ доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философских наук Московского государственного лингвистического университета"

Творческая эволюция взглядов К. Маркса

(к 200-летию со дня рождения)

Анализируя творческую эволюцию взглядов Карла Маркса, следует помнить известное высказывание: «Философия есть эпоха, выраженная в мысли». В нём содержатся два важных методологических аспекта.

Во-первых, социально-культурный аспект, требующий учитывать исторически конкретную объективную реальность, в которой живёт и творит великий мыслитель. В 1840-1850-х гг. в ряде европейских стран происходят революционные выступления пролетариата. Рабочие Лиона вышли на баррикады с требованием «Жить, работая, или умереть в борьбе», усиливались протестные движения ткачей в Англии, шахтёров в Силезии. Обостряющиеся социальные конфликты в Германии подрывали остатки феодальных отношений. Страна стояла на пороге буржуазной революции. Особенно показателен опыт парижских коммунаров, впервые в истории установивших диктатуру пролетариата. Не только бурная общественная практика, но и новейшие открытия в естественных науках (клеточное строение живых организмов, закон сохранения и превращения энергии, учение Дарвина), теоретические источники (немецкая классическая философия, английская политическая экономия, французский утопический социализм) давали огромный материал для их философского обобщения.

Во-вторых, гносеологический аспект, т. е. деятельность личности, которая вступает в противоборство с устаревшими, но господствующими в общественном сознании мировоззрен-

* Васильев Вячеслав Александрович, e-mail: hrof.Vasiliev@ro.ru

ческими доктринами и выдвигает прогрессивные социально-философские идеи. Данное методологическое требование подтверждается творческой эволюцией взглядов К. Маркса.

Натура Маркса романтическая, духовно одаренная, со своими переживаниями, интересами, удачами и поражениями. Ничто человеческое, как он сам говорил, ему не было чуждо. Молодым человеком пробует себя на литературном поприще, пишет драмы «Оуланен», «Скорпион и Феликс», трагедию «Суланен», стихи «Неистовые песни», в которых чувствуется образ самого автора, готового к подвигам:

Не могу я жить в покое, если вся душа в огне,

Не могу я жить без боя и без бури, в полусне.

Так давайте в многотрудный и в далёкий путь пойдём,

Чтоб не жить нам жизнью скудной - в прозябании пустом.

Под ярмом постыдной лени не влачить нам жалкий век.

В дерзновенье и в стремленье полновластен человек.

Маркс посвящает лирические стихи своей невесте Жен-ни фон-Вестфален - девушке умной, образованной, первой красавицы Трира, которая станет его женой. Её родители имели широкие связи в высших кругах общества, старший брат занимал пост министра внутренних дел Пруссии (18501858 гг.). Маркс, получив юридическое образование, мог сделать прекрасную карьеру, жил бы в спокойствии и материальном достатке, но избрал путь борца за дело рабочего класса. Вместе с женой они пройдут жизненный путь во взаимной любви. Однако в их судьбе было и много драматизма, скитаний, были потери детей, средств к существованию. Преданный друг семьи Ф. Энгельс часто оказывал им финансовую помощь.

В юности Маркс готовился стать, как и его отец адвокатом. Окончив гимназию, он поступил в университет, сначала в Бонне, а затем в Берлине, где слушал курс юридических и финансовых наук, но больше всего его увлекали философия и история. В тот период гегелевская философия поддерживалась правительственными чиновниками, её преподавали в университетах и Маркс формировался в значительной степени под влиянием работ государственного философа. Учение Гегеля было внутренне противоречиво, что делало возможным использовать эту противоречивость различными группировками в политической и идеологической борьбе. «Правые гегельянцы» опирались

на консервативные идеи, которые оправдывали монархию. «Левые гегельянцы», в число которых входил Маркс, были решительными радикалами в политике и вольнодумцами в религии, не принимали гегелевский консерватизм, но усматривали в его диалектике принцип исторического развития.

Вопреки воле отца Маркс не желал быть адвокатом и готовил себя к профессорской деятельности. Но, обучаясь в университете, он наблюдал политическую и духовную цензуру, преследование преподавателей за их либерально-демократические, критические по отношению к религии и государству взгляды. Для получения диплома об окончании университета (1841 г.) Маркс представил рукопись на тему «Отличие натурфилософии Демокрита от натурфилософии Эпикура». Находясь ещё под влиянием гегелевской философии, он считал, что изучение атомарного материализма позволяет глубже понять историю греческой философии. В учении Эпикура им выделяется самопроизвольное отклонение атомов как показатель принципа самодвижения, который в переносе на человеческую деятельность проецирует связь необходимости и свободы.

В том же году выходит в свет работа Л. Фейербаха «Сущность христианства», в ней с позиции материалистической философии Бог предстаёт как фантастическое отражение человеческой сущности. В условиях прусского государства поставить под сомнение божественное происхождение религии, которая выступала духовной основой монархии, означало критику политики. Книга оказала позитивное влияние на мировоззрение Маркса. Он приветствовал материалистическую позицию Фейербаха, которая усилила его сомнение в истинности гегелевской философии, непосредственно связанной с религией. И в то же время Маркс осознаёт созерцательный характер материализма Фейербаха, отсутствие связи его учения с общественной практикой. Данная оценка содержится в «Тезисах о Фейербахе» (1845 г.), один из которых звучит так: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»1.

Особое значение в творческой эволюции взглядов Маркса имеет его работа в «Рейнской газете» (1842-1843 гг.). В ней Маркс публикует статьи о свободе печати, о бедст-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 1.

венном положении крестьян-виноделов, о краже леса и др. В Германии усиливалась борьба между капиталистическим укладом и остатками феодального общинного землевладения. Суды были завалены уголовными делами о незаконном захвате земельных угодий, о нарушении неприкосновенности лесов. К Марксу как редактору газеты приходили крестьяне с жалобами на то, что они собирают в лесу хворост, чтобы обогреть свою хижину, но за подобное деяние их штрафуют или сажают в тюрьму. Маркс ещё с позиций гегелевского рационализма, в котором государство являлось воплощением разумной, нравственной идеи, образно раскрывает соотношение бедности и богатства. Дерево с его крепкими корнями принадлежит богатому, а бедняк инстинктивно тянется к обломанным сучьям как милостыне природы. Поэтому «как не подобает богатым претендовать на милостыню, раздаваемую на улице, точно так же не по -добает им претендовать на эту милостыню природы. В самой своей деятельности беднота обретает свое право»1.

Однако то, что утверждается в гегелевской философии права относительно прусской монархии как воплощения разума, замечает Маркс, не соответствует действительности. Крестьянин, обеспечивая себя хворостом, одновременно очищает лес и нарушает закон. Следовательно, юридические законы выражают не всеобщий интерес, а интересы собственника. Маркс ещё с чисто идеологических, нравственных позиций выступил с резкой критикой в защиту политически и социально обездоленных бедняков. Газета, являясь либерально-буржуазным органом, постепенно наполнялась революционно-демократическим содержанием. Прусское правительство поставило вопрос о её закрытии, и Маркс вынужден был покинуть редакцию. Потеряв работу, он эмигрировал во Францию, которая ещё сохраняла свои революционные традиции.

Реалии жизни, выступления рабочих за свои права подводили Маркса к пересмотру философско-мировоззренчес-ких убеждений, направляли его интерес к более глубокому исследованию социально-экономических проблем. В 1844 г. под редакцией К. Маркса и А. Руге в Париже стал издаваться общественно-политический журнал «Немецко-французский ежегодник», который нелегально переправлялся в

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с. 130.

Германию. Из-за политической цензуры удалось издать только один номер. В нём Маркс опубликовал статью «К еврейскому вопросу» - об эмансипации евреев, лишенных в Германии политических прав. Некоторые его идейные товарищи считали, что человек должен принести в жертву «привилегию веры», чтобы иметь возможность получить всеобщие права человека. Так, например, поступил в своё время отец Маркса, приняв протестантизм. Для Маркса свобода выбора религии - это личное дело каждого гражданина и государство не должно влиять на его решение. Поэтому освобождение от идеологической цензуры и политического гнёта возможно только в результате буржуазной революции1. Подобные идеологические призывы Маркс развивает в работе «Введение в критику гегелевской философии права». В ней рассматриваются отношения между частной собственностью, государством и гражданским обществом, демократией и конституционной монархией. Он пишет о всемирно-историческом назначении пролетариата, о роли революционной теории в преобразовании общества: «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной

2

силой, как только она овладевает массами» .

Маркс окончательно порывает с абстрактной, оторванной от жизни гегелевской философией, переходит на позиции материализма, признав девиз: нужно исходить из «логики дела», а не из «дела логики». Он переоценивает назначение философии. Её роль не ограничивается познанием мира, а должна служить делу его преобразования с позиций рабочего класса. «Подобно тому, как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие»3. Отныне Маркс действует как революционер-социалист, идеолог пролетариата.

Увлечённо занимаясь социальными интересами, экономикой, Маркс в «Экономическо-философских рукописях» (1844 г.) поднимает проблему отчуждения. В отличие от Гегеля, для которого отчуждение определяется мировым ду-

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 399.

2 Там же, с. 422.

3 Там же, с. 428.

хом, процессом самопознания в соответствии с тождеством бытия и мышления, Маркс увязывает его с общественным разделением труда, с частной формой собственности. Созданный производителем товар отчуждается от него, становится самостоятельной силой, порой делающей человека зависимым от им же созданного продукта. Маркс выводит отчуждение из отношения рабочего к своему труду, который является общественным отношением.

Радикально новым в творческой эволюции Маркса становится разработка философско-диалектической методологии и использование ее при исследовании общественных отношений. Маркс погружается в критическое изучение работ социалистов-утопистов (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн), экономистов-классиков (Д. Рикардо, А. Смит), в результате которого появляется начальное обоснование социализма, сущности и структуры экономических отношений. Эти разработки затем найдут своё воплощение в «Капитале».

В 1844 г. состоялась встреча К. Маркса с Ф. Энгельсом, который был ему известен как автор работы «Положение рабочего класса в Англии» и дружба с которым продолжалась до кончины Маркса. Показательна переписка друзей-единомышленников с сентября 1844 г. по 10 января 1883 г., она содержит 1386 писем. Это ценный материал о творческом сотрудничестве великих ученых. Совместно с Энгельсом пишутся работы «Святое семейство» (1845 г.), «Немецкая идеология» (1845-1846 гг.). В них показывается несостоятельность идеалистических воззрений на движущие силы человеческой истории, которые якобы определяются юридическими законами, сменой форм общественного сознания (религией, моралью). В противоположность подобным воззрениям выдвигается материалистическое понимание истории: не сознание определяет общественное бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание. Человеческая история предстаёт не в виде абстрактных логических категорий, а как деятельность преследующего свои цели человека. Государство определяется экономическим строем и само оказывает воздействие на общественную жизнь1.

В 1847 г. выходит книга «Нищета философии» - реакция на работу П. Прудона «Философия нищеты», в которой

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 102.

содержится претензия на новое слово в экономике, философии с позиций мелкого буржуа. Полемика с Прудоном имела важное философско-методологическое, социально-политическое значение, ибо в Европе возрастало забастовочное движение рабочих, на которых идеология прудонизма оказывала своё влияние. Маркс подвергает жёсткой аргументированной критике мелкобуржуазные идеи Пру-дона. Критическая аргументация осуществляется на основе впервые разработанной научно-мировоззренческой системы с опорой на диалектику, с выявлением важнейших положений материалистического понимания истории. Философская позиция Маркса и Энгельса неразрывно связывалась с интересами пролетариата, в деятельности которого они принимали самое активное участие. Будучи членами общества «Союз коммунистов», они написали «Манифест Коммунистической партии», революционность которого начиналась словами: «Призрак бродит по Европе. Призрак коммунизма». Это была стратегическая программа объединения международного пролетариата для решения задач преобразования общественных отношений.

В Германии происходит буржуазная революция, и Маркс в 1848-1849 гг. активно работает в «Новой рейнской газете», которая стала по своему содержанию революционно-демократической, массовой. Информация стекалась из различных стран, что делало газету политической трибуной европейского пролетариата. Совместно с Энгельсом было написано и опубликовано около 200 статей, заметок, посвященных важным политико-социальным проблемам. В одной из них Маркс предпринял яростную атаку против прусского монарха Фридриха-Вильгельма IV, характеризуя его как человека мстительного и жестокого, предателя национальных интересов. Против подобных тиранов, утверждал Маркс, пролетариат обрушит свой революционный гнев.

На страницах газеты впервые увидела свет работа Маркса «Наемный труд и капитал», в основу которой были положены лекции, прочитанные в декабре 1847 г. в Немецком рабочем обществе в Брюсселе. Она помогала классовому воспитанию пролетариата, давала экономически обоснованное теоретическое оружие в его справедливой борьбе, способствовала пропаганде идей научного социализма, служила идеологической основой международного объединения рабочих. После победы контрреволюции Маркс подвергся

судебному преследованию за призывы к вооруженному сопротивлению правительству, но был оправдан. Затем он эмигрировал в Англию, где жил до своей кончины.

Пролетарские идеи всё в большей степени овладевают Марксом. Он пристально изучает социальную структуру, анализирует классовые отношения, назначение классовой борьбы пролетариата. Следует отметить, что в общественном сознании сложилось мнение, что учение о классовой борьбе создано Марксом. Данное утверждение не совсем справедливо. Заслуга в обосновании борьбы классов как движущей силы человеческой истории принадлежит французским историографам Ф. Минье, О. Тьерри, Ф. Гизо. Что касается Маркса, то им были творчески развиты следующие важные положения: происхождение классов определяется не имущественным неравенством, а общественным разделением труда. Классовая борьба не заканчивается победой буржуазии, а доводится до диктатуры пролетариата, которая в свою очередь создает условия для

1

отмирания всяких классов .

Новый этап творческого развития личности Маркса проявился в научно обоснованном видении материалистического понимания истории, которое содержится в работе «К критике политической экономии. Предисловие» (1859 г.): «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще...На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 427.

развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции... Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» .

В период оживления европейского демократического движения Маркс вновь погружается в практическую общественную деятельность, ставя задачу объединить международное рабочее движение вооружив его революционной теорией. Маркс принимает активное участие в создании I Интернационала (сентябрь 1864 г.). Он отдавал все свои силы делу Интернационала, что имело лично для него то печальное последствие, что вызвало задержку в работе для заработка и усилило прежнюю нужду2.

В 1867 г. в Гамбурге публикуется первый том главного труда Маркса «Капитал», последующие тома будут изданы Энгельсом после смерти Маркса. В «Капитале» обосновывается сущность капиталистического производства, которая состоит в получении прибавочной стоимости. Увеличение прибавочной стоимости становится возможным при удлинении рабочего дня, что приводит к борьбе наёмных рабочих за его сокращение, или в результате употребления части прибавочной стоимости не на причуды капиталиста, а на совершенствование производства. Накопление капитала ускоряет вытеснение рабочих машинным производством, создавая два противоположных социальных полюса: на

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 6-8.

2 См.: Меринг Ф. Карл Маркс. Его жизнь и деятельность. М., 1934, с. 286.

одном скапливается богатство, на другом - нищета. «Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют»1. Из экономических законов капиталистического производства делается вывод о замене его социализмом.

Учение Маркса о прибавочной стоимости - объективная основа капиталистической экономики, которая создаёт огромное социальное неравенство. Так, согласно журналу «Forbes» в 2018 г. совокупное состояние 102 российских бизнесменов оценивается в 410,8 млрд. долл. При том, что примерно 15% населения живёт за чертой бедности. В наиболее обеспеченных странах правительство стремится не допускать чрезмерной социальной дифференциации. Постоянно происходит информационная агитация о «классовом мире», реформаторская «подкормка» социальных слоёв, чтобы не допустить открытых политических выступлений, а если подобные происходят, то их жестоко подавляют.

О защите интересов экономически господствующего класса государственной машиной предупреждал ещё Маркс, анализируя гражданскую войну во Франции и опыт Парижской коммуны. Для защиты страны от прусского агрессора можно было вооружить рабочих, научив их военному искусству на самой войне. Но вооружить Париж значило поддержать революцию, что привело бы к победе рабочего над французским капиталистом. «Вынужденное выбирать между национальным долгом и классовыми интересами, правительство национальной обороны не колебалось ни минуты - оно превратилось в правительство национальной измены»2. Оно объединилось с противником, чтобы совместно подавить восставших коммунаров.

Творчески анализируя революционные ситуации, Маркс и Энгельс предостерегали от такого развития событий, когда к власти могут прийти представители класса, для господства которого еще не созрели объективные условия. «Самым худшим из всего, что может предстоять вождю крайней партии, является вынужденная необходимость

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 773.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 17, с. 321-322.

обладать властью в то время, когда движение еще недостаточно созрело для господства представляемого им класса и для проведения мер, обеспечивающих это гос-подство»1. Тогда выдвигаемая от имени этого класса политическая доктрина, не имея под собой реальной социально-экономической основы, обречена на поражение.

Когда произошло восстание граждан Парижа, Маркс понимал его обречённость на поражение, но приветствовал дерзновенную смелость Коммуны. Её члены были выбраны на основе всеобщего избирательного права. Они, как и все чиновники, были ответственны и в любое время сменяемы. Не только городское управление, но и вся инициатива, принадлежавшая доселе государству, перешла к Коммуне. Её первым декретом было уничтожение постоянного войска и замена его вооруженным народом. Начиная с членов Коммуны, сверху донизу, общественная служба должна была исполняться за заработную плату рабочего2. Всякие привилегии высшим государственным чинам упразднялись. Коммуна сделала правдой лозунг всех буржуазных революций - дешевое правительство. Были уничтожены две самые крупные статьи расходов: на постоянную армию и на чиновничество. Все учебные заведения стали бесплатными для народа и независимыми от церкви. Судейские чины, как и прочие должностные лица, должны были впредь избираться открыто, быть ответственными и сменяемыми. Принятые коммунарами декреты говорят о сломе буржуазной государственной машины и построении диктатуры пролетариата. Творчески проанализировав причины поражения Парижской коммуны, Маркс делает вывод о невозможности победы социалистической революции в отдельно взятой стране. Эта победа может быть достигнута только в результате одновременного осуществления революции во многих наиболее развитых в промышленном отношении капиталистических странах.

Творческий подход Маркса к возможной перспективе коренного изменения буржуазного уклада проявился в «Критике Готской программы» (1875 г.). В ней развивается учение о социалистической революции, о союзе рабочего класса с другими слоями трудящихся, о роли государства

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 422-423.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 17, с. 342.

после взятия пролетариатом политической власти. «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата.»1. Маркс формулирует две стадии становления коммунистической формации. На первой - общество только начинает выходить из капитализма и поэтому сохраняет ещё родимые пятна старого уклада. На второй стадии раскрываются основные черты коммунизма: «исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются Полным потоком, лишь тогда. общество сможет написать на своём знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!»2.

Маркс прошёл сложный путь в своём творчестве как философ, экономист, революционер. Своим студенческим увлечением философией он был обязан гегелевскому учению, но вскоре осознал его консервативно-государственную пристрастность. С появлением антропологического материализма Л. Фейербаха Маркс становится активным сторонником его учения и в то же время позитивным критиком, усматривая недостаточно последовательное проведение материалистической философской линии до понимания человека и общества. Маркс творчески относился к философским, экономическим парадигмам своего времени и обогащал научную методологию, которая позволяла ему выявить сущность капиталистического производства, обосновать историческую необходимость коммунистической формации. Он соединял свои мировоззренческие убеждения с практикой общественных отношений, посвящая себя как учёного великому делу - служению рабочему классу.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 27.

2 Там же, с. 20.

Васильев В.А. Творческая эволюция взглядов К. Маркса (к 200-летию со дня рождения). В статье анализируется творческая эволюция взглядов Маркса, его критическое отношение к философии Гегеля и Фейербаха. Маркс создает материалистическое понимание истории и пролетарскую идеологию, новый диалектический метод. Он применяется к исследованию классовой борьбы, сущности капитализма и построению коммунистической формации.

Ключевые слова: К. Маркс, творчество, философия, экономика, классы, капитализм.

Vasiliev V.A. The creative evolution of Marx's ideas (to 200 hundred years since birthday). In this article we analyze the creative evolution of Marx's ideas, his critical attitude to philosophic concepts of Hegel and Feuerbach. Marx creates materialistic comprehension of the History and proletarian ideology, a new dialectical method. This method is applied in research of class struggle, essence of capitalism and in development of communistic formation.

Keywords: K. Marx, creation, philosophy, economics, class, capitalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.