Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАБОТОДАТЕЛЕМ И РАБОТНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАБОТОДАТЕЛЕМ И РАБОТНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ / ПОВЕДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исраилова Залина Руслановна, Шибзухова Лаура Анзоровна, Шибзухов Тимур Анзорович

В статье анализируются особенности организационного поведения и его влияние на межличностное взаимодействие внутри организации с целью уменьшения вероятности конфликтов внутри предприятия между работниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исраилова Залина Руслановна, Шибзухова Лаура Анзоровна, Шибзухов Тимур Анзорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ORGANIZATIONAL BEHAVIOR ON INTERPERSONAL RELATIONSHIPS BETWEEN THE EMPLOYER AND EMPLOYEES IN THE ORGANIZATION

The article analyzes the features of organizational behavior and its impact on interpersonal interaction within the organization in order to reduce the likelihood of conflicts within the enterprise between employees.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАБОТОДАТЕЛЕМ И РАБОТНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_8_4_359 УДК 331

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАБОТОДАТЕЛЕМ И РАБОТНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Исраилова Залина Руслановна,

кандидат экономических наук, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Ali-vahaev@mail.ru

Шибзухова Лаура Анзоровна,

магистрант первого года обучения, Институт права, экономики и финансов, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, г. Нальчик, Россия, e-mail: laulau27@mail.ru

Шибзухов Тимур Анзорович,

студент, Государственный университет управления, г. Москва, Россия, e-mail: timur_shibzukhov@mail.ru

В статье анализируются особенности организационного поведения и его влияние на межличностное взаимодействие внутри организации с целью уменьшения вероятности конфликтов внутри предприятия между работниками.

Ключевые слова: сотрудники; поведение; организация; управление.

UDC 331

THE INFLUENCE OF ORGANIZATIONAL BEHAVIOR ON INTERPERSONAL RELATIONSHIPS BETWEEN THE EMPLOYER AND EMPLOYEES IN THE ORGANIZATION

Israilova Zalina Ruslanovna,

Candidate of Economic Sciences, Chechen State University Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: Ali-vahaev@mail.ru

Shibzukhova Laura Anzorovna,

Master's student of the first year of study, Institute of Law, Economics and Finance, Kabardino-Balkarian State University. named after H. M. Berbekova, Nalchik, Russia, e-mail: laulau27@mail.ru

Shibzukhov Timur Anzorovich,

student, State University of Management, Moscow, Russia, e-mail: timur_ shibzukhov@mail.ru

The article analyzes the features of organizational behavior and its impact on interpersonal interaction within the organization in order to reduce the likelihood of conflicts within the enterprise between employees. Keywords: employees; behavior; organization; control.

Организационное поведение - это процесс изучения и понимания поведения отдельных лиц в организации. Это часть процесса управления, направленного на повышение эффективности организаций посредством понимания и контроля поведения людей [1, с. 214].

Ключевые элементы организационного поведения включают такие, как люди, структура, технологии и окружающая среда [4, с. 160]. Рассмотрим их подробнее.

1. Люди. Это разные сотрудники, работающие в организации. Они работают либо индивидуально, либо в группах и составляют всю рабочую структуру организации. Это очень важный фактор, поскольку у компаний нет альтернативы, доступной вместо своих сотрудников. Сотрудники помогают в достижении целей организации. Ими нужно управлять и обращаться с ними должным образом. Менеджеры должны изучать и понимать характер своих сотрудников. Это поможет в развитии лучших отношений между работниками и работодателями. Производительность в конечном итоге улучшится, если правильно учитывать этот элемент.

2. Структура. Связана с ролями и взаимоотношениями различных людей, работающих в организации. Важно, чтобы роли и обязанности каждого человека, работающего в организации, были четко определены. Это позволяет повысить эффективность работы сотрудников, правильно распределить работу между людьми. Сотрудники, получая работу в соответствии со своими навыками, добиваются большей эффективности и помогают в достижении целей лучшим образом. Таким образом, структура играет важную роль в развитии надлежащей сети взаимоотношений между работодателем и сотрудником.

3. Технология. Это технология, с помощью которой сотрудники могут эффективно выполнять свои задачи. Технология упрощает задачу и работу людей. Включает в себя различные машины, методы, инструменты и ресурсы. Требования к технологиям зависят от характера выполняемой работы и масштаба операций. Технологии играют важную роль в повышении качества работы и снижении про -изводственных затрат. Однако использование технологий накладывает определенные ограничения на свободу работы людей. Это

требует соблюдения различных условий и положений.

4. Окружающая среда. Является важной частью поведения организации. Существуют два типа среды, в которой существует организация: внутренняя и внешняя. Организация не может существовать в одиночку и является частью большой системы, содержащей множество элементов, таких как общество, семья, правительство и другие организации. Внутренняя среда относится к культуре организации, ее структуре и ресурсам. Различные политические, социальные, экономические, культурные и технологические факторы по-разному влияют на работу организации и нуждаются в надлежащем изучении.

Рассмотрим проблемы и возможности организационного поведения [2, с. 440].

1. Повышение качества и производительности.

Поддержание качества продукции является сложной задачей для каждой организации. Это движущая сила, с помощью которой компании могут привлекать все больше клиентов и удерживать их в долгосрочной перспективе.

Качество - это просто степень, в которой продукты способны удовлетворить потребности и желания клиента. Это основной фактор, который влияет на уровень удовлетворенности клиентов. Продукты более высокого качества легче удовлетворяют потребности и желания клиентов.

Каждая организация должна сосредоточиться на факторе качества, чтобы увеличить свою клиентскую базу. Основными измерениями, охватываемыми факторами качества, являются характеристики, надежность, долговечность, производительность, соответствие стандартам, ответы и репутация.

Менеджеры все больше внимания уделяют тому, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов в отношении качества. Чтобы повысить качество и производительность, они даже задействуют такие программы, как реинжиниринг. Этот метод в основном фокусируются на потребностях клиентов. Он также предполагает широкое вовлечение сотрудников в целях повышения производительности.

2. Работа с людьми из разных культур.

В каждой организации есть сотрудники, которые отличаются друг от друга с точки зрения расы, культуры, религии, пола и этнической принадлежности. Привлечение сотрудников с различными культурами помогает организациям привлекать новые таланты и возможности. Поддержание мира и сотрудничества между различными сотрудниками - сложная задача для каждой организации. Каждый сотрудник, работающий в организации, хочет сохранить свои ценности и культуру, хотя они могут противоречить некоторым правилам и положениям компании. Одно и то же решение организации может по-разному восприниматься людьми разной культуры. Поэтому менеджеры должны относиться к каждому сотруднику по-разному в соответствии с их индивидуальными особенностями, чтобы обеспечить сотрудничество и повысить производительность.

3. Повышение квалификации сотрудников.

Навыки людей необходимо время от времени улучшать. В сфере бизнеса всегда много изменений, которые происходят более быстрыми темпами с точки зрения технологий, среды и структуры. Эти изменения необходимо учитывать для достижения эффективности и повышения производительности. Сотрудники и руководители организации должны обладать необходимыми навыками, чтобы легко адаптироваться к этим изменениям. Неспособность принять изменения затруднит своевременное достижение поставленных целей. Существует в основном два набора навыков сотрудников, которые являются техническими и управленческими навыками. Поэтому менеджеры должны сосредоточиться на разработке надлежащей программы служебной аттестации, состоящей из различных программ обучения и развития для своих сотрудников. Это поможет им улучшить свои навыки.

4. Расширение прав и возможностей людей.

Расширение прав и возможностей сотрудников - еще одна сложная задача для каждой организации. Производительность сотрудников, как правило, снижается, когда они придерживаются строгих правил и положений, по сравнению с тем, когда им предоставлена некоторая свобода.

Делегирование соответствующей ответственности и полномочий сотрудникам раз-

ного уровня является важной и сложной задачей для менеджеров. Сотрудникам следует разрешать и поощрять участие в различных решениях, связанных с работой. Это улучшит отношения между работодателем и работником в организации, а также повысит приверженность сотрудников работе.

5. Стимулирование инноваций и изменений.

Сегодня каждый бизнес должен сосредоточиться на инновационных идеях, чтобы внести изменения и победить жесткую конкуренцию на рынке. Бизнес должен быть сосредоточен на том, чтобы отличать свой продукт от продукта конкурента. Это поможет привлекать больше клиентов. Бизнес потерпит неудачу и в конечном итоге будет вынужден закрыться, если не сможет сохранить гибкость в соответствии с требованиями рынка. ИТ-отдел всегда должен выводить на рынок инновационные продукты и услуги с минимальными затратами.

6. Проблема глобализации.

Сегодня глобализация бизнеса - это то, что растет во всем мире быстрыми темпами. Теперь операции бизнеса не ограничены одним конкретным местоположением или страной, а осуществляются на международном уровне.

Бизнес в настоящее время ведется за пределами национальных границ одной страны и представлен в разных странах мира. Продукты компаний продаются больше через различные онлайн-порталы через Интернет, а не через их физические торговые точки. Более быстрые транспортные и коммуникационные сети играют эффективную роль в предоставлении услуг клиентам через он-лайн-порталы. Присутствие компаний в Интернете становится наиболее актуальным требованием любого бизнеса. Например, Amazon проводит большую часть своих деловых операций по всему миру через свои интернет-порталы, а не через физические торговые точки.

7. Улучшение этического поведения.

Более этичное поведение в рабочей культуре является обязательным для организации, чтобы повысить ее производительность. Всегда следует следить за тем, чтобы сотрудники вели себя позитивно и соблюдали все правила и положения организации. Необходимо создать здоровую рабочую

среду для сотрудников с минимальной неопределенностью. Это поможет повысить их производительность и уменьшить конфликты. Должны быть даны четкие инструкции относительно того, какое поведение является правильным, а какое нет. Следует избегать любых неэтичных действий, таких как использование инсайдерской информации для личной выгоды. Менеджеры должны организовывать различные семинары, семинары и учебные программы, чтобы улучшить этическое поведение сотрудников.

8. Улучшение обслуживания клиентов.

Бизнес будет неудачным, если он не сможет хорошо относиться к своим клиентам и предоставлять им лучший сервис. Если у бизнеса будет большое количество довольных клиентов, это поможет ему получать большую прибыль в долгосрочной перспективе. Им необходимо развивать взаимопонимание со своими клиентами, чтобы легко распознавать их потребности и желания. Сотрудники должны встречаться с клиентами самым дружелюбным образом и стараться должным образом решить их проблему. Это поможет руководству в создании среды, ориентированной на клиента в бизнесе. Организационное поведение играет ключевую роль в установлении лучшего понимания сотрудников и, в конечном счете, клиентов.

Различные теории организации можно разделить на четыре большие категории: классическая теория, неоклассическая или поведенческая, теория системной организации (современная теория организации) и теория непредвиденных обстоятельств [6, с. 42]. Рассмотри их подробнее.

Классическая теория - это начало систематического изучения организаций. Эта теория в основном касалась анатомии формальных организаций. Организация рассматривается как машина, а люди - как различные компоненты этой машины. Следовательно, эффективность можно повысить, сделав каждого человека, работающего в организации, эффективным [3; 5].

Особенности классической теории организации:

- Разделение труда - это стержень, вокруг которого вращается классическая теория. Это подразумевает, что работа должна быть разделена, чтобы получить четкую специализацию с целью повышения произ-

водительности работников. Он основан на предположении, что чем больше конкретная работа разбита на простейшие составные части, тем более специализированным может стать работник при выполнении своей части работы. Чем более специализированным становится работник в своей конкретной работе, тем более эффективной будет вся организация. Разделение работы требует определения и дифференциации задач и их разделения на подзадачи.

- Департаментализация. За разделением работы следует распределение работы между лицами, ответственными за ее выполнение. Это требует объединения различных видов деятельности и рабочих мест в отделы, чтобы минимизировать затраты и облегчить административный контроль.

- Координация. Разделение труда должно быть сбалансировано единством контроля. В организации должен быть единый центр власти и контроля, чтобы можно было координировать различные работы, ведущие к конечному продукту. Каждый человек в организации связан с другими, и его функции влияют на другие функции. Следовательно, упорядоченная организация групповых усилий необходима для обеспечения единства действий в достижении общей цели. Между различными функциями должна быть гармония.

Неоклассическую теорию организации обычно отождествляют с движением за человеческие отношения, пионером которого был Элтон Мэйо. Основы этой теории были заложены экспериментами Хоторна, проведенными Майо и его коллегами. Эти эксперименты показали, что неформальная организация и социально-психологические факторы оказывают гораздо большее влияние на поведение человека, чем физиологические переменные. Эти выводы сосредоточили внимание на людях и их поведении в организациях. Поэтому неоклассическая теория широко известна как поведенческая теория организации или подход к человеческим отношениям.

Организация в общем представляет собой социальную систему, состоящую из нескольких взаимодействующих частей. Внутри формальной организации существует неформальная. Эти две теории влияют друг на друга. Человеческие существа взаимоза -

висимы. Их поведение можно предсказать с точки зрения действующих социальных и психологических факторов. Мотивация -сложный процесс. Многие социально-психологические факторы влияют на мотивацию людей на работе. Люди не всегда действуют рационально. Они часто ведут себя нерационально с точки зрения вознаграждения, которого они добиваются от работы. Часто существует конфликт между организационными и индивидуальными целями. Поэтому необходимо согласовать цели отдельного человека с целями организации. Командная работа необходима для эффективного функционирования организаций, но это не происходит автоматически и должно быть достигнуто.

Теория системной организации имеет недавнее происхождение, она была разработана в начале шестидесятых годов ХХ в. Она имеет концептуальную, аналитическую основу и в значительной степени опирается на данные эмпирических исследований. Рассматривает организации как систему. Система определяется как организованное или сложное целое; совокупность или комбинация элементов или частей, образующих сложное единое целое. Части системы известны как подсистемы. Различные подсистемы взаимосвязаны и расположены по некоторой схеме таким образом, что целое -это больше, чем сумма частей. Это делается для обеспечения эффективного функционирования системы в целом. Система имеет границу, которая поддерживает надлежащие отношения между системой и ее окружением.

Особенности теории системной организации следующие:

- Индивидуальный. Человек и его структура личности являются основной частью системы. Мотивы и установки индивида определяют, чего он ожидает достичь, участвуя в системе организации.

- Формальная организация. Это взаимосвязанная структура рабочих мест, предназначенная для регулирования действий отдельных лиц и других ресурсов в организации. Это требует, чтобы человек выполнял свою работу, а человек требует выполнения

своих ожиданий, выполняя работу. Часто существует несоответствие между целями организации и целями ее членов.

- Неформальная организация. Существует значительное взаимодействие между индивидом и неформальной группой, к которой он принадлежит. Неформальная группа требует от индивида соответствия установленным ею моделям поведения. Индивид, в свою очередь, стремится достичь своих целей, вступая в неформальную группу. Оба этих набора ожиданий взаимодействуют, что приводит к изменению поведения друг друга.

- Статус и роли. Каждая организация имеет предписанный шаблон ролей, которые, как ожидается, будут играть отдельные лица. Эти роли определяют их статус. Когда требования к человеку, предъявляемые формальными и неформальными организациями, противоречат друг другу, возникает ролевой конфликт. Становится необходимым слияние двух ролей. Процесс слияния - это сила, которая действует, чтобы объединить расходящиеся элементы вместе, чтобы сохранить целостность организации.

Теория непредвиденных обстоятельств является продолжением системной теории организации. Основная ее идея заключается в том, что не существует конкретного управленческого действия или организационного плана, который подходил бы для всех ситуаций. Скорее, дизайн и управленческие действия зависят от ситуации. Это зависит от ситуации и обстоятельств, поэтому теория непредвиденных обстоятельств также известна как ситуационная теория.

Теория непредвиденных обстоятельств -это современная теория организации, но у нее есть некоторые эмпирические доказательства. Теория непредвиденных обстоятельств - это счастливый брак между теорией и практикой.

Таким образом, организационное поведение - это термин, который полезен как для организации, так и для людей, работающих в организации. Это создает хорошие межличностные отношения между работодателем и работниками в организации. Работодатели получают полную подробную информацию о своих сотрудниках, работающих с ними.

Список литературы_

1. Балашов А. П. Теория менеджмента : учеб. пособие. М., 2019. 315 с.

2. Григорьев М. Н. Маркетинг и управление : учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2021. 559 с.

3. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства) : учебник. М. : КноРус, 2018. 77 с.

4. Музыченок В. В. Управление персоналом : учебник для студентов вузов. М. : Академия, 2019. 175 с.

5. Филиппова О. И. Основы экономики и предпринимательства : учебное пособие. М. : Academia, 2019. 288 с.

6. Янковская В. В. Планирование на предприятии : учебник. М. : ИНФРА-М, 2019. 424 с.

References _

1. Balashov A. P. Theory of management: textbook. manual. Moscow, 2019. 315 p.

2. Grigoriev M. N. Marketing and management: textbook for universities. 5th ed., reprint. and additional. Moscow: Yurayt, 2021. 559 p.

3. Kruglova N. Y. Fundamentals of business (entrepreneurship): textbook. Moscow: KnoRus, 2018. 77 p.

4. Muzychenko V. V. Personnel management: textbook for university students. Moscow: Academy, 2019. 175 p.

5. Filippova O. I. Fundamentals of Economics and Entrepreneurship: textbook. Moscow: Academia, 2019. 288 p.

6. Yankovskaya V. V. Enterprise planning: textbook. Moscow: INFRA-M, 2019. 424 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.