Научная статья на тему 'Внутренняя среда организации как основа стратегического анализа'

Внутренняя среда организации как основа стратегического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19241
1458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ПЕРСОНАЛ / ТЕХНОЛОГИИ / СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ORGANIZATION / INTERNAL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION / GOALS AND OBJECTIVES OF THE ENTERPRISE / ORGANIZATIONAL CULTURE / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / PERSONNEL / TECHNOLOGY / ORGANIZATION STRATEGY / STRATEGIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулимова Е. А., Степанова А. И.

В данной статье представлены основы и сущность внутренней среды организации, приведены основные характеристики элементов внутренней среды организации, а также определена важность внутреннего анализа предприятия. Организация представляет собой открытую систему, состоящую из групп лиц, которые взаимодействуют друг с другом для достижения своих целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий. Интеграция организации в среду, в которой она функционирует, показывает, что организация находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, а также то, что эти отношения позволяют проявлять внутренний динамизм организации. Деятельность организации является результатом постоянного взаимодействия между организацией и ее средой. Внутренняя среда предприятия представляет собой источник ее жизненной энергии. Она содержит в себе ресурсы, обеспечивающие необходимое функционирование организации. Процесс изучения внутренней среды организации позволяет оценить возможности предприятия. Проводя анализ по выявлению сильных и слабых сторон организации, руководство может укрепить и увеличить свои преимущественные качества и избежать дальнейших проблем и угроз существованию предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The internal environment of the organization as the basis of strategic analysis

This article presents the basics and essence of the internal environment of the organization, provides the main characteristics of the elements of the internal environment of the organization, and also determines the importance of internal analysis of the enterprise. The organization is an open system consisting of groups of individuals who interact with each other to achieve their goals using material, legal, economic and other conditions. The integration of the organization into the environment in which it operates shows that the organization is in constant interaction with the environment, as well as the fact that these relations allow the organization to display internal dynamism. The organization’s activities are the result of ongoing interaction between the organization and its environment. The internal environment of the enterprise is a source of its vital energy. It contains the resources that provide the necessary functioning of the organization. The process of studying the internal environment of the organization allows you to evaluate the capabilities of the enterprise. By conducting an analysis to identify the strengths and weaknesses of the organization, management can strengthen and increase their superior qualities and avoid further problems and threats to the existence of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Внутренняя среда организации как основа стратегического анализа»

Внутренняя среда организации как основа стратегического анализа

Сулимова Елена Александровна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», [email protected]

Степанова Анастасия Игоревна

студент факультета менеджмента, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», [email protected]

В данной статье представлены основы и сущность внутренней среды организации, приведены основные характеристики элементов внутренней среды организации, а также определена важность внутреннего анализа предприятия. Организация представляет собой открытую систему, состоящую из групп лиц, которые взаимодействуют друг с другом для достижения своих целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий. Интеграция организации в среду, в которой она функционирует, показывает, что организация находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, а также то, что эти отношения позволяют проявлять внутренний динамизм организации. Деятельность организации является результатом постоянного взаимодействия между организацией и ее средой. Внутренняя среда предприятия представляет собой источник ее жизненной энергии. Она содержит в себе ресурсы, обеспечивающие необходимое функционирование организации. Процесс изучения внутренней среды организации позволяет оценить возможности предприятия. Проводя анализ по выявлению сильных и слабых сторон организации, руководство может укрепить и увеличить свои преимущественные качества и избежать дальнейших проблем и угроз существованию предприятия.

Ключевые слова: организация, внутренняя среда организации, цели и задачи предприятия, организационная культура, организационная структура, персонал, технологии, стратегия организации, стратегический анализ.

Внутренняя среда организации представляет собой совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, контролируемых ею самой. Это элементы организации, объединенные культурой предприятия.

Внутренняя среда включает организацию фирмы (ее структуру, культуру, механизмы контроля и стимулирования), ее сотрудников (человеческий капитал) и ее ресурсы (материальные и нематериальные активы). Каждый из этих элементов может быть силой, позволяющей менеджерам достичь целей предприятия, а может быть слабостью, которая затрудняет для менеджеров продуктивную работу по достижению целей предприятия.

Внутренняя среда организации является источником её энергии и главным фактором её жизнеспособности. Она включает в себя потенциал, необходимый для функционирования организации, но также может быть причиной её неэффективности, сбоев и трудностей в ней [5, с. 152].

Так, внутренняя организация фирмы может создать среду, в которой легко или же трудно работать. Это может быть просвещенная меритократия, то есть среда, которая дает множество возможностей для продвижения работников, вознаграждает квалифицированных и творческих менеджеров и способствует высокой производительности; или это может быть среда, которая наказывает тех, кто выступает за изменения, вознаграждает только тех, кто поддерживает статус-кво, и препятствует достижению высокой производительности.

Выделяют две части в составе внутренней среды: ресурсную и операционную. Ресурсная часть состоит из самих ресурсов, благодаря которым предприятие осуществляет свою деятельность. В состав этой части входят менеджмент, финансы и персонал. Операционная часть представляет собой совокупность процессов, которые преобразовывают ресурсы в товар. В нее входят процессы анализа целевых рынков, процессы проведения работ, направленных на получение новых знаний для создания новой продукции, процессы поставки ресурсов, производства товара и сбыта.

В организации существуют такие факторы или переменные, которые находятся под контролем организации, но могут влиять на бизнес-стратегии и другие решения, которые называются внутренними переменными организации. Это основные составляющие управления.

В качестве базовых внутренних переменных выделяют цели, задачи, структуру, технологию и людей. Ниже представлена модель взаимосвязи основных переменных внутренней среды организации (рис. 1) [2, с. 36-37].

Цели организации - это стратегические цели, которые устанавливает руководство компании для определения ожидаемых результатов и направления усилий сотрудников.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

Рис. 1. Основные переменные внутренней среды организации

Цель - это образ желаемого будущего, то есть модель состояния, на реализацию которого направлена деятельность, осуществляемая по алгоритму.

Есть много преимуществ в установлении организационных целей: они направляют усилия сотрудников, оправдывают деятельность и существование компании, определяют стандарты производительности, обеспечивают ограничения для достижения ненужных целей и функционируют как поведенческие стимулы.

Чтобы цели имели деловые достоинства, организации должны разработать стратегический план их выбора и достижения.

Постановка конкретных организационных целей может помочь компании измерить прогресс своей организации и определить задачи, которые должны быть улучшены для достижения этих целей.

Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми и своевременными. Устанавливая четкие, реалистичные цели, организация имеет более четкий путь к достижению успеха и реализации своего видения. Постановка целей и их достижение также могут помочь организации повысить эффективность, производительность и прибыльность.

Задачи организации. Выполнение цели организации возможно только при разделении её на части, то есть задачи, закрепляемые за определенными людьми.

Важно грамотно разделить цели на задачи, чтобы не нарушить целостности. В случае ошибки разделения функции могут повторяться, то есть некоторые отделы выполняют одни и те же задачи, или же может случиться так, что ни одно из подразделений не окажется ответственным за исполнение функции.

Традиционно рассматриваются задачи в трех категориях: задачи, связанные с людьми, с предметами и с информацией.

Структура организации определяет способ, которым направлена деятельность в организации таким образом, чтобы достичь конечной цели. Эти мероприятия включают делегирование задач, координацию, состав совета директоров, уровень профессионализации и надзор. Выделяют несколько видов структур организации.

Правовая структура - организационно-правовая форма. Все юридические участники предпринимательской деятельности имеют четко определенные организационно-правовые формы и могут осуществлять такие виды деятельности, как производство продукции, выполнение работ и оказание услуг [1, ч. 1, ст. 2].

Функциональная структура отражает виды деятельности, виды ресурсов, их особенности, способ

специализации и разделения труда, осуществляемые организацией для достижения своих целей.

Организационная структура представляет собой организационное устройство, совокупность подразделений, взаимодействующих между собой для реализации поставленных целей предприятия. Выделяют несколько типов организационных структур: бюрократический (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная и другие), органический (бригада, команда, неформальные группы) и смешанный типы.

Технология - средство, с помощью которого происходит преобразование исходных ресурсов в готовую продукцию.

Выбор технологии определяется целью предприятия и вытекающими из неё задачами.

Используемая технология зачастую является основной характеристикой предприятия, которая определяет его специфику, то есть способ трансформации сырья в искомый товар.

Одними из самых известных классификаций являются классификация Джоаны Вудворд, британской исследовательницы управления, которая выделяла единичные, массовые и непрерывные технологии, и классификация социолога и теоретика организаций Джеймса Томпсона, выделявший многозвенные, посреднические и интенсивные технологии.

Люди являются наиболее ценным активом организации, поскольку успех или неудача организации в значительной степени зависит от людских ресурсов организации и от того, насколько грамотно ими управляют.

Методы управления человеческими ресурсами могут оказать огромное влияние на производительность. Чтобы люди были по-настоящему продуктивными, они должны быть связаны с видением, ценностями и стратегиями вашей организации и понимать, как они способствуют общему успеху организации. Наиболее успешные организации понимают, что для повышения их производительности необходима надежная кадровая практика, и ее необходимо рассматривать в рамках ваших стратегических направлений, структуры, систем и процессов.

Таким образом, внутренняя среда организации состоит из пяти переменных, которые оказывают непосредственное влияние на фирму. Более того, эти переменные можно изменить согласно потребностям и ситуации для того, чтобы приспособиться к динамической среде предприятия.

Внутренняя среда организации включает в себя такие элементы и системы, которые существуют внутри организации и над которыми организация имеет более прямой контроль. Ключевые внутренние элементы включают функциональные области человеческих ресурсов, исследования и разработки, производство, маркетинг, финансы и организационную культуру. Руководство должно тщательно проанализировать каждый из этих элементов, чтобы определить их сильные и слабые стороны с тем, чтобы можно было предпринять шаги для уменьшения любых недостатков и повышения любой силы.

В дополнение к функциональным областям, управление постоянно взаимодействует как по вертикали, так и по латеральным отношениям внутри организации. Вертикальные отношения вовлекают различных

начальников и подчиненных, а боковые отношения вовлекают коллег. Менеджер действует как связующее звено между подчиненными и начальством.

Он постоянно руководит, информирует и контролирует своих непосредственных подчиненных. Кроме того, поскольку он также несет ответственность за действия всех подчиненных ниже своего уровня, его отношения с подчиненными распространяются на подчиненных и так далее. Аналогичным образом, менеджер взаимодействует со своим непосредственным начальником и другими руководителями высшего звена, предоставляя им оперативные отчеты и получая от них информацию о любых изменениях в политике или различных процедурах.

Менеджер постоянно устанавливает и поддерживает боковые отношения со своими коллегами, и эти отношения могут быть формальными или неформальными по своей природе в отличие от его вертикальных отношений с начальством и подчиненными, которые всегда формальны.

Согласно Джону П. Коттеру, генеральные менеджеры обычно выделяют значительное время и усилия, когда они впервые приступают к своей работе, на развитие сети отношений сотрудничества между теми людьми, которые, по их мнению, необходимы для удовлетворения их новых задач.

Важно, чтобы успешные организации поддерживали эти взаимоотношения открытыми и честными, а двусторонние каналы коммуникации-открытыми и доступными. Сила позитивных и гармоничных отношений между всеми членами организации оказывает огромное влияние на эффективность организации.

Некоторые функциональные элементы во внутренней среде организации кратко объясняются следующим образом [4, с. 43-45]:

1. Людские ресурсы. Без квалифицированной рабочей силы организация обречена на провал. Человеческие ресурсы имеют решающее значение для успеха фирмы. Они отвечают за постановку целей, анализ внутренней и внешней среды, а также за выбор, реализацию и контроль стратегий и операций компании.

Поэтому крайне важно, чтобы процесс отбора и удержания персонала был эффективным. Имеются несомненные и многочисленные свидетельства того, что компании, проводившие стратегии быстрого роста без надлежащего обеспечения наличия достаточных людских ресурсов, потерпели неудачу и закрылись.

2. Научные исследования и разработки (НИОКР). Технология меняется так быстро, а окружающая среда настолько динамична, что только целенаправленные усилия сотрудников по исследованиям и разработкам могут держать организацию в тонусе и на переднем крае своей отрасли. Усилия НИОКР могут включить разработку нового изделия, улучшение в качестве продукции, контроль за уровнем издержек и технологию производственного процесса.

Отдел НИОКР должен также осуществлять мониторинг внешней среды с точки зрения конкурентных стратегий, разработки заменителей, нарушения патентных прав и т.д. в целях защиты интересов собственной организации. Эффективные каналы связи между НИОКР и другими функциональными областями имеют решающее значение для эффективности и успеха организации.

3. Производство является причиной существования любой производственной организации. Это одна

из основных функциональных областей бизнеса, которая оказывает сильное влияние на другие функциональные области, особенно маркетинг и финансы. Если производственный отдел производит относительно высококачественную продукцию при относительно низких затратах, это поможет маркетинговой функции в увеличении продаж и, следовательно, доли рынка.

Нагрузка на финансовую функцию снижается за счет увеличения денежного потока, и работники гордятся качеством своей продукции. Наоборот, слабая производственная функция может отрицательно повлиять на маркетинг продукта, вызывая финансовую утечку и создавая моральные проблемы среди сотрудников.

4. Маркетинг. Маркетинговая функция тесно связана с производственной, потому что сотрудники отдела маркетинга анализируют потребительский спрос и иногда создают такой спрос на данный продукт. Анализ включает потребности, представления и предпочтения целевых рынков, приводящие к формулированию стратегий ценообразования, коммуникации и распределения относительно продукта. Соответственно, руководство должно постоянно следить за внешней средой в связи с изменениями демографических показателей, изменениями вкусов и предпочтений потребителей и стратегиями продвижения конкурентов.

5. Финансы. Финансовая функция включает в себя анализ, планирование и контроль финансовых результатов деятельности организации. Организации должны быть способны привлекать капитал, когда это необходимо, и должны обеспечивать здоровую ситуацию с денежными потоками.

Департамент финансов и бухгалтерского учета обеспечивает, чтобы все финансовые вопросы решались путем надлежащего и периодического аудита счетов и информирования руководства о финансовом состоянии организации.

Финансовый департамент взаимодействует со всеми другими функциональными областями в связи с тем, что все другие департаменты должны вносить свой вклад в удовлетворение своих финансовых потребностей и расходов, и предоставляет высшему руководству информацию по таким статьям, как балансы, отчеты о прибылях и убытках, ведомости нераспределенной прибыли, анализ и прогнозы движения денежных средств.

Финансовая функция несет основную ответственность за приобретение капитальных ресурсов, а также за контроль и распределение финансовых ресурсов.

6. Организационная культура. Культура организации - это система общих убеждений и отношений, которая развивается внутри организации и направляет поведение ее членов в понимании того, что организация означает, как она производит продукцию и что она считает важным [3, с. 114-115]. Корпоративная культура состоит из норм, ценностей и неписаных правил поведения организации, а также преобладающих стилей управления, приоритетов, убеждений и межличностного поведения. Вместе они создают климат, который влияет на то, насколько хорошо люди общаются, планируют и принимают решения.

Культура является основой внутренней среды организации, сильная культура заставляет сотрудников чувствовать себя лучше в своей организации и в том, что они делают, тем самым заставляя их работать

X X

о

го А

с.

X

го т

о

м о м о

о

CN О

сч

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

больше для достижения организационных целей. Соответственно, одной из основных обязанностей менеджеров является формирование системы ценностей организации и направление сотрудников к пониманию важности таких ценностей.

Стратегический анализ - это процесс проведения исследования компании и ее операционной среды для формулирования стратегии. Определение стратегического анализа может отличаться от академической или деловой перспективы, но процесс включает несколько общих факторов:

- выявление и оценка данных, относящихся к стратегии компании;

- определение внутренней и внешней сред для анализа;

- использование нескольких аналитических методов, таких как анализ пяти сил Портера, SWOT-анализ и анализ цепочки создания стоимости.

Рассмотрим понятие стратегии. Стратегия - это план действий менеджеров по достижению общей цели компании и других дочерних целей. Это то, что определяет успех компании. Следующее руководство дает обзор стратегии организации ее реализации и процессов, которые приведут к успеху.

Видение, миссия и ценности. Для разработки стратегии компании необходимо очень четкое понимание того, что она собой представляет. Стратеги должны рассматривать следующее:

- видение - формирование картины будущего, в которой будут определены основные направления деятельности;

- миссия - некая отправная точка, которая определяет цель существования компании или место бизнес-подразделения в общей корпоративной архитектуре;

- ценности - фундаментальные убеждения организации, отражающие ее обязательства и этику.

Получив глубокое понимание видения, миссии и ценностей компании, стратеги могут помочь компании пройти стратегический анализ.

Целью стратегического анализа является анализ внешней и внутренней среды организации, оценка текущих стратегий, а также формирование и оценка наиболее успешных стратегических альтернатив.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы процесс стратегического управления начался, менеджерам требуется провести внутренний анализ. Он включает в себя идентификацию сильных и слабых сторон организации путем анализа его компетенций. Для того, чтобы стратегии были эффективными, организация должна использовать и расширять сильные стороны, а также уменьшать или устранять её слабые стороны. Таким образом, это поможет организации достигнуть высоких результатов.

Внутренний анализ компании является одним из внутренних методов оценки состояния организации. Он предполагает анализ основных элементов внутренней среды организации, о которых уже упоминалось ранее.

Чтобы получить более подробную информацию о возможностях компании и потенциальных препятствиях, целесообразно использовать SWOT-анализ. SWOT - это аббревиатура сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats). Этот популярный инструмент используется для понимания или решения не-

скольких вопросов, таких как идентификация внутренних факторов, идентификация возможностей и угроз, сопоставление внутренних факторов с внешними для формулирования общей стратегии, понимание организации и так далее. Сильные и слабые стороны проекта или организации являются внутренними факторами, а возможности и угрозы - внешними.

Сильные стороны - это особенности вашего бизнеса, которые позволяют работать эффективнее конкурентов. Сила - это ресурс, преимущество, которое помогает фирме лучше обслуживать клиента по сравнению с конкурентами.

В процессе исследования сильных сторон предприятия целесообразно ответить на следующие вопросы: «Что получается хорошо?»; «Какие есть преимущества над конкурентами?»; «В чем основное отличие от конкурентов?».

Слабые стороны-это области, которые можно улучшить. Для их поиска можно задать следующие вопросы: «Что получается плохо?»; «Что может быть лучше?»; «Чего следует избегать?»; «Что приводит к проблемам?».

Сильные стороны обеспечивают выживание и рост фирмы, в то время как слабые замедляют или препятствуют росту и угрожают ее выживанию. Сильная инфраструктура, хорошая организация продаж, хорошие ИТ-системы, тщательно отобранные поставщики, лояльные клиенты, высокая репутация среди инвесторов и широкой общественности, хорошая организация для обслуживания клиентов и так далее являются некоторыми примерами сильных сторон. Отсутствие их полностью или частично является слабостью компании.

Для успешной деятельности организации, внешние и внутренние факторы должны быть связаны и объединены, а результаты анализа должны помочь понять связь между этими факторами. После завершения анализа секторов экономики, установления уровня конкуренции и влияния каждой из конкурентных сил в оценке будущих перспектив, выявления возможных изменений в организации и внутреннего анализа, необходимо суммировать все вышеперечисленное и оценить.

Таким образом, выбор стратегии определяется различными факторами. Преимуществам организации отводится решающая роль в выборе стратегии. В итоге, организация должна выбрать стратегию, которая приведет к росту и эффективному достижению результатов.

Подводя итог, отметим, что внутренняя среда играет большую роль в деятельности организации. Сочетание ресурсов и возможностей определяет хорошую стратегию компании. Если предприятие хочет быть успешным на рынке, руководству необходимо в полной мере понять, какие факторы оказывают влияние на его развитие. Внутренняя среда содержит в себе совокупность факторов, оказывающих огромное влияние на деятельность компании. Она содержит в себе такие факторы и элементы, благодаря которым организация функционирует, а внутренний анализ помогает оценить состояние организации, что позволяет компании увидеть все её преимущества и недостатки и выбрать наиболее успешную стратегию достижения целей компании. Поэтому изучение и анализ внутренней среды считается важнейшей задачей предприятия перед принятием любого стратегического решения.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 26 мая 2019 года (+ сравнительная таблица изменений). - М.: Эксмо, 2019.

- 896 с.

2. Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства / А.П. Агарков - М.: Дашков и К, 2017. -272 с.

3. Блинов, А.О. Теория менеджмента / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова - М.: Дашков и К, 2018. - 304 с.

4. Королев, В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / Всероссийская академия внешней торговли; под ред. В.И. Королева. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017.

- 624 с.

5. Сулимова Е.А., Мазур Э.О. Влияние основных элементов внутренней среды организации на эффективность ее деятельности // Инновации и инвестиции. 2019. № 11. С. 152-155.

References

1. Civil Code of the Russian Federation. Parts of the first, second,

third and fourth. Text as amended on May 26, 2019 (+ comparative table of changes). - M .: Eksmo, 2019 . - 896 p.

2. Agarkov, A.P. Organization Theory. Organization of production

/ A.P. Agarkov - M .: Dashkov and K, 2017 . - 272 p.

3. Blinov, A.O. Management Theory / A.O. Blinov, N.V. Ugryumova - M .: Dashkov and K, 2018 . - 304 p.

4. Korolev, V.I. Management Basics: Textbook / All-Russian Academy of Foreign Trade; under the editorship of IN AND. Queen. - M.: Master: INFRA-M, 2017 . - 624 p.

5. Sulimova EA, Mazur E.O. The influence of the main elements

of the internal environment of the organization on the effectiveness of its activities // Innovations and Investments. 2019.No 11.P. 152-155.

The internal environment of the organization as the basis of strategic analysis

Sulimova E.A., Stepanova A.I.

Plekhanov Russian University of Economics

This article presents the basics and essence of the internal environment of the organization, provides the main characteristics of the elements of the internal environment of the organization, and also determines the importance of internal analysis of the enterprise.

The organization is an open system consisting of groups of individuals who interact with each other to achieve their goals using material, legal, economic and other conditions.

The integration of the organization into the environment in which it operates shows that the organization is in constant interaction with the environment, as well as the fact that these relations allow the organization to display internal dynamism. The organization's activities are the result of ongoing interaction between the organization and its environment.

The internal environment of the enterprise is a source of its vital energy. It contains the resources that provide the necessary functioning of the organization.

The process of studying the internal environment of the organization allows you to evaluate the capabilities of the enterprise. By conducting an analysis to identify the strengths and weaknesses of the organization, management can strengthen and increase their superior qualities and avoid further problems and threats to the existence of the enterprise.

Key words:organization, internal environment of the organization, goals and objectives of the enterprise,

organizational culture, organizational structure, personnel, I

technology, organization strategy, strategic analysis. I

O

A

X

ro m

о

M

о

M

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.