Научная статья на тему 'Влияние организационно-экономических факторов на эффективность деятельности региональной энергосбытовой компании'

Влияние организационно-экономических факторов на эффективность деятельности региональной энергосбытовой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1973
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ЭФФЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FACTORS / EFFECT / EFFICIENCY / ELECTRICITY SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцов Олег Николаевич

Рассмотрены факторы повышения эффективности деятельности региональных энергосбытовых компаний, приведена классификация факторов, предложен подход к оценке эффективности деятельности региональной энергосбытовой компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FACTORS ON EFFICIENCY OF A REGIONAL ELECTRICITY SALES COMPANY'S ACTIVITY

Factors which influence on efficiency of a regional electricity sales company's activity are considered in the article. The classification of factors is resulted, the approach to an estimation of efficiency of a regional electricity sales company is offered.

Текст научной работы на тему «Влияние организационно-экономических факторов на эффективность деятельности региональной энергосбытовой компании»

УДК 330.111.4

О.Н. СКВОРЦОВ

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГОСБЫТОВОЙ КОМПАНИИ

Ключевые слова: организационно-экономические факторы, эффект, эффективность, энергосбытовая деятельность.

Рассмотрены факторы повышения эффективности деятельности региональных энергосбытовых компаний, приведена классификация факторов, предложен подход к оценке эффективности деятельности региональной энергосбытовой компании.

O.N. SKVORSOV

THE INFLUENCE OF ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC FACTORS ON EFFICIENCY OF A REGIONAL ELECTRICITY SALES COMPANY'S ACTIVITY

Key words: organizational and economic factors, effect, efficiency, electricity sales.

Factors which influence on efficiency of a regional electricity sales company's activity are considered in the article. The classification of factors is resulted, the approach to an estimation of efficiency of a regional electricity sales company is offered.

В современных условиях рынок предъявляет к каждому субъекту финансово-хозяйственной деятельности достаточно жесткие рамки и условия для реализации их планов. Проблемы в экономике России лишь усиливают воздействие разных факторов на эффективность их деятельности. Для успешного функционирования предприятию необходимо не просто наращивать объемы производства и сбыта, важно повысить результативность бизнес-процессов системы, достичь максимального полезного эффекта при наименьших затратах и усилиях. В целях нахождения путей повышения эффективности деятельности предприятий возникает необходимость изучения факторов, оказывающих непосредственное влияние на результат деятельности предприятия, его финансовую устойчивость и способность реализовать свои цели и задачи.

Научные исследования, посвященные факторам повышения эффективности деятельности предприятий, в частности в энергосбытовой деятельности, убедительно свидетельствуют о том, что данная категория является весьма сложной, не получившей до настоящего времени полного разрешения.

Факторы - это элементы, порождающие то или иное явление либо определяющие последовательные стадии действия механизма. Это общее определение дает представление о чрезвычайно распространенном употреблении термина в научной литературе, настолько распространенном, что частое использование сделало его синонимом «причины». Фактор (в переводе с лат. factor - делающий, производящий) - движущая сила, причина какого-либо явления, процесса. Фактор является центральной движущей силой экономического прогресса, так как на совокупности факторов основана реализация резервов повышения эффективности. Резерв повышения эффективности деятельности предприятия можно сравнить с потенциалом системы. Производственный потенциал хозяйствующей системы есть совокупность ресурсов, предоставленных в ее распоряжение для созидательной деятельности [6].

Поскольку потенциал предприятия есть совокупность ресурсов предприятия и источников его пополнения, использование потенциала предприятия предполагает эффективное использование ресурсов предприятия через управляющее воздействие посредством организационно-экономических механизмов. Функционирование механизма происходит через воздействие и обратную

связь с управляемыми элементами и связывается с объективностью действия социально-экономических законов, закономерностей и принципов.

Факторы иногда путают с ресурсами как совокупности условий, потенциально необходимых для обеспечения производственного цикла. Ресурсы - это те потенциальные природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. В отличие от ресурсов, факторы - это реально вовлеченные в процесс хозяйственного использования элементы природной, материальной, демографической, финансовой или информационной среды. Другими словами, факторы повышения эффективности представляют собой производящие ресурсы.

В научной литературе существуют различные теоретические подходы к выделению факторов производства, их классификации и изменению роли отдельных факторов [9; 7, с. 61-64]. Классическая школа рассматривала в качестве факторов производства труд, капитал и землю. Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет рабочую силу, средства труда и предметы труда. На формирование современной теории факторов производства существенное влияние оказали различные направления неоклассического направления анализа (теории функционирования рыночного хозяйства и оптимального распределения ресурсов). С точки зрения неоклассической экономической теории факторы производства подразделяются на материальные и человеческие. В рамках данной концепции выделяют следующие факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность. «Экономисты неоклассической школы, - писал известный экономист В. Леонтьев, - убедительно показали, что эффективность представляет собой относительное понятие, что величина и распределенность некой массы продуктов, которая является наиболее эффективной для достижения данной экономической цели, может оказаться совершенно недостаточной с точки зрения другой цели» [2]. В современных условиях в качестве факторов производства также выделяют науку, информацию. Все большее значение в современном производстве приобретает экологический фактор, который выступает либо в качестве импульса экономического роста, либо как ограничитель его возможностей в связи с отрицательным воздействием на природную среду. Значительное влияние на эффективность деятельности предприятия оказывают факторы экономического роста. В отличие от факторов производства, факторы экономического роста - это фундаментальные элементы процесса экономического роста. Обычно выделяют следующие основные факторы экономического роста: население, инвестиции, инновации и внешний обмен. Способы классификации факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия и его результат, следующие:

1) в зависимости от среды воздействия: внутренние и внешние факторы;

2) в зависимости от уровня анализа экономических процессов: макроэкономические, мезоэкономические, микроэкономические факторы. В настоящее время применительно к условиям России целесообразно ввести факторы институционального уровня отдельных физических лиц как самостоятельных субъектов принятия экономических решений [5, с. 35-40];

3) в зависимости от функциональных подсистем предприятия: технологические, экономические, организационные, социальные, экологические факторы.

Классификация факторов повышения эффективности деятельности предприятия не ограничивается только приведенными подходами. Для каждой отрасли народного хозяйства и в конечном итоге предприятия вследствие их технико-экономических и организационных особенностей характерны специфические факторы повышения эффективности.

Рассматривая деятельность региональных энергосбытовых компаний, необходимо отметить, что в отечественной литературе уделено крайне мало внимания вопросам эффективности и факторам, оказывающим влияние на их деятельность. Исходя из необходимости подробного анализа таких факторов, отметим две наиболее важные функциональные подсистемы и одноименные факторы: организационные и экономические.

Совокупность факторов экономической подсистемы в обобщенном виде можно представить в виде элементов экономического механизма, которые в совокупности определяют финансовое положение предприятия. Выделяют следующие основные факторы данной подсистемы: цены и тарифы, кредиты, налоги, дотации, ассигнования из бюджета, страхование, стимулирование труда, затраты на осуществление деятельности, выручка от реализации. Экономические факторы для обеспечения высокоэффективного производства имеют решающее значение. Комплекс экономических факторов, по сути дела, должен обеспечить расширенное воспроизводство и платежеспособность предприятия. Прежде всего, должно быть обеспечено получение прибыли в объемах, позволяющих вести производство на принципах самофинансирования.

Совокупность факторов организационной подсистемы отражает организацию и управление деятельностью предприятия, прежде всего: структуру предприятия, организационную культуру, бизнес-процессы.

Деятельность энергосбытовой компании на региональном уровне настолько специфична, что в нынешних условиях спада экономики России влияние экономических и организационных факторов на конечный результат компании усиливается. Возникает двойственность влияния указанных факторов как совокупности экономико-организационного эффекта, либо как суммы частных эффектов от экономических и организационных факторов [8, с.62-64].

Если возможен расчет эффекта каждого или отдельного экономико-организационного фактора, то, рассматривая совокупный экономико-организационный эффект как сумму эффектов отдельных факторов, проводим декомпозицию, но не по частным показателям эффективности деятельности, а по отдельным эффектам конкретных экономико-организационных факторов.

Необходимость в декомпозиции совокупного экономико-организационного эффекта на частные экономические и организационные эффекты обусловлена также свойствами электроэнергии как товара:

1. Невозможность хранения и складирования электроэнергии. Если в отношении большинства товаров запасы готовой продукции влияют на совокупный спрос, то для электроэнергетики подобного воздействия просто не существует в силу отсутствия таковых из-за мгновенного характера производства и потребления. Потребление электроэнергии характеризуется мгновенной связью между производителем и конечным потребителем электрического тока.

2. Обязательное наличие инфраструктуры транспортировки электроэнергии. С этой точки зрения, электроэнергию можно рассматривать в качестве сетевого продукта.

3. Высокая степень однородности и единый поток электроэнергии. Это товар, который практически не поддается продуктовой или брэндовой дифференциации в классическом понимании.

Деятельность энергосбытовой компании является передаточным звеном между производителем и потребителем электроэнергии. Система сбыта электроэнергии конечным потребителям является последним звеном в цепочке создания стоимости в электроэнергетике и базовым источником формирования денежных потоков для всех видов деятельности в отрасли. При этом товар

энергосбытовой компании представлен не только самой электроэнергией, но и комплексом услуг по ее реализации конечному потребителю.

Рассматривая товар энергосбытовой компании как комплекс услуг по реализации электроэнергии, можно сказать, что одним из основных факторов является ценовой: уровень и дифференциация тарифов, возможность ценовой конкуренции за потребителя. В то же время существуют возможности дифференциации услуг по сбыту электроэнергии на основе повышения качества обслуживания потребителей, предоставления дополнительных услуг, консультаций, предоставления кредитов в случае временных трудностей потребителей. Однако ценовую конкуренцию как фактор влияния на деятельность энергосбытовой компании в некоторых случаях можно исключить, поскольку энергосбытовая деятельность в настоящее время имеет черты естественной монополии ввиду однородности электроэнергии как товара, хотя законодательно осуществляется на конкурентной основе. Причина тому - возможное отсутствие на региональном уровне конкурирующих сбытовых компаний либо технологической изолированности самой энергосистемы. В этом случае значительное влияние оказывает фактор затрат на осуществление энергосбытовой деятельности. Практика показывает, что в затратах на оказание услуг, связанных со сбытом электроэнергии, наиболее весомую долю составляет заработная плата - до 60%, социальные отчисления -до 20%, поскольку основной ресурс региональной энергосбытовой компании -персонал, грамотно исполняющий свои обязанности (табл. 1). Специфика энергосбытовой деятельности не требует значительных капитальных вложений в основные фонды, самыми значительными из которых могут быть здание (офисное помещение), транспорт, офисное оборудование и программные продукты. Их доля может составлять до 10% от общих затрат.

Таблица 1

Затраты на осуществление энергосбытовой деятельности

Статьи затрат % в затратах

1. Заработная плата 40-60

2. Начисления на зарплату 12-20

3. Аренда 2-10

4. Прочие расходы (эксплуатационные, налоги, обслуживание техники и т.д.) 10-46

Расходы на основные фонды имеют потенциал для снижения в случае приобретения их в собственность. Однако в этом случае возникает необходимость в кредитных ресурсах, обслуживание которых может превышать затраты на аренду основных фондов. Затраты линейно зависят от количества обслуживаемых потребителей электроэнергии. Причина тому - зависимость между количеством потребителей и затратами на заработную плату. Один сотрудник компании может обслуживать предельное количество потребителей электроэнергии, увеличение количества потребителей вынуждает увеличивать количество персонала. Кроме того, с увеличением количества потребителей увеличиваются прочие переменные издержки на обслуживание потребителей.

Другим важным экономическим фактором в энергосбытовой деятельности является выручка от реализации электрической энергии. Она равна произведению величины полезного отпуска электроэнергии в натуральном выражении, измеряемой в киловатт-часах, и величины сбытовой надбавки, установленной государственным органом регулирования. Выручка линейно зависит от величины полезного отпуска, поскольку величина сбытовой надбавки не подлежит изменению в течение периода регулирования. Выручка растет при увеличении объемов электропотребления потребителей. Рост электропотребления одного потребите-

ля имеет свои пределы, поэтому увеличение потребления в большинстве случаев зависит от увеличения количества потребителей. С другой стороны, на максимизацию потребления влияет цена электроэнергии, она вынуждает потребителей экономить электроэнергию в случае высоких цен. Прибыль как разница между выручкой от реализации продукции и полными затратами на осуществление энергосбытовой деятельности также линейно зависит от количества потребителей и будет расти при их увеличении. Зависимость выручки от реализации и полных затрат можно охарактеризовать таким понятием, как точка безубыточности. Это такой минимальный объем полезного отпуска электроэнергии потребителям, при котором выручка равна затратам. Запас прочности компании будет оцениваться произведением разницы между фактическим полезным отпуском и полезным отпуском в точке безубыточности в натуральном выражении на сбытовую надбавку. Запас прочности будет увеличиваться при снижении затрат и увеличении полезного отпуска электроэнергии. Рассмотрим это с помощью метода моделирования на примере производственного подразделения ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» (рисунок).

Полезный отпуск, тыс. кВт-ч

График зависимости выручки от полезного отпуска электроэнергии

Производственная структура модели повторяет структуру ОАО «Чувашская энергосбытовая компания», уменьшенную в 12 раз. При построении модели были использованы данные о реальном объекте за 2009 г. (табл. 2).

Таблица 2

Экономические показатели производственного подразделения ОАО "ЧЭСК" за 2009 г.

Показатель Значение

Затраты на осуществление энергосбытовой деятельности, тыс. руб. 9333,142

Полезный отпуск, тыс.кВт-ч. 281742,798

Сбытовая надбавка ОАО «ЧЭСК», руб./ кВтч 0,0539

Выручка подразделения, тыс. руб. 15185,936

Полезный отпуск в точке безубыточности, тыс.кВт-ч. 173156,623

Запас прочности, тыс. руб. 5852,795

Рассмотрение такого фактора, как затраты на персонал, необходимо в совокупности с организационной структурой компании. Эффективное распределение

обязанностей персонала и построение грамотной структуры компании позволяют сэкономить на переменных затратах в обслуживании потребителей, максимизировать норматив обслуживания на одну единицу персонала и, следовательно, сэкономить на затратах на персонал. С другой стороны, необоснованное увеличение норматива обслуживания может привести к сбою системы. Сотрудник компании может просто не успеть оказать должное внимание потребителю, недоглядеть состояние его расчетов за потребленную электроэнергию. Все это приведет к низким и несвоевременным поступлениям платежей за электроэнергию, а кассовый разрыв будет вынуждать к привлечению кредитных ресурсов. Сложность еще в том, что оплата за электроэнергию, приобретаемую сбытовой компанией для продажи на розничном рынке электроэнергии, должна производиться ежедневно. Платежи от потребителей электроэнергии должны поступать в установленные договорами энергоснабжения сроки, однако на практике происходят задержки либо частичная неоплата. Кроме того, налог на добавленную стоимость оплачивается с отгруженной продукции, в том числе и неоплаченной потребителем. В этих случаях компания несет убытки в сумме процентов за привлеченные кредитные ресурсы. Собираемость и своевременность платежей за потребленную электроэнергию характеризуются уровнем реализации электроэнергии, который зависит от фактора платежеспособности потребителей. Чем выше уровень реализации, тем больше запас прочности компании. Следует также отметить, что экономия на заработной плате сотрудников компании оказывает неоднозначное влияние. Необоснованно заниженный оклад, отсутствие стимулирующих выплат могут привести к оттоку грамотных специалистов из компании, это, в свою очередь, повлияет на своевременность платежей потребителей. Потребуется время на восстановление бизнес-процессов в соответствии с интеллектуальным потенциалом персонала.

Значительное влияние на деятельность региональной энергосбытовой компании оказывают также факторы внешней среды, самые значимые из которых:

- снижение потребления электрической энергии в условиях ухудшения финансового положения предприятий региона;

- выход крупных потребителей электроэнергии на оптовый рынок электрической энергии и мощности либо переход на обслуживание к другим энергосбытовым организациям, что приведет к уменьшению доли поставки электроэнергии на розничном рынке;

- утверждение органами государственного регулирования тарифов, которые ниже, чем их экономически обоснованный уровень;

- инфляционный рост стоимости услуг производственного характера, сырья и материалов;

- изменение на законодательном уровне установленных правил сбыта электроэнергии;

- своевременность получения из Федерального бюджета РФ субсидий на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования. Несвоевременное получение средств из бюджета приводит к отрицательному сальдо денежного потока, отсутствию собственных оборотных средств для оплаты электроэнергии (мощности) контрагентам на оптовом рынке и организациям, оказывающим на розничном рынке услуги по передаче электроэнергии;

- изменение процентных ставок на привлечение кредитных ресурсов. Рост процентных ставок на рынке может привести к привлечению более дорогих кредитов для финансирования своей текущей деятельности и ликвидации кассовых разрывов.

Контроль и управляющее воздействие на организационно-экономические факторы требуют выбора контрольных показателей энергосбытовой деятельно-

сти, оценивающих эффект от влияния частных экономических и организационных факторов, эффективность. Экономический эффект - это полезный результат экономической деятельности, измеряемый обычно разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на ее осуществление [1]. Однако сам по себе эффект недостаточно характеризует деятельность предприятия, так как не показывает, ценой каких затрат он получен. Зависимость затрат и эффекта характеризуется эффективностью. Эффективность является первой производной эффекта по затратам и подразумевает превышение получаемой выручки над затратами [11, с. 6]. В настоящее время разработано большое количество систем оценки эффективности предприятий. Каждая функция управления имеет свои показатели эффективности. Наиболее распространенным подходом к оценке эффективности деятельности предприятий является ресурсно-потенциальный [3, с. 80-85; 4, с. 2-8]. Он предполагает набор абсолютных и относительных показателей эффективности с выведением результирующего интегрального показателя эффективности. В энергосбытовой деятельности распространена оценка эффективности деятельности компании на показателях рентабельности с применением формулы DuPont [10] и выведением трех ключевых показателей эффективности: доходности собственного капитала, коэффициента срочной ликвидности и процента оплаты за услуги транспортировки электроэнергии.

Таблица 3

Финансовые показатели деятельности ОАО «Чувашская энергосбытовая компания»

№ п/п Наименование показателя 2006 г. факт. 2007 г. факт. 2008 г. факт. Темп роста,

(5/4) %

1 2 3 4 5 6

1 Выручка от реализации, тыс. руб. 4876030 5305198 6233985 117,5

2 Себестоимость, тыс. руб. 4750860 6082095 6685067 109,9

3 Чистая прибыль, тыс. руб. 85585 1321 243236 184 раза

4 EBIT , тыс. руб. 115198 24196 339049 14 раз

5 EBITDA , тыс. руб. 129110 41409 383173 9 раз

6 Норма чистой прибыли, % 1,76 0,02 3,90 195 раз

7 Норма EBIT, % 2,37 0,46 5,43 12 раз

8 Норма EBITDA, % 2,65 0,78 6,15 7,9 раза

9 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 17,2 17,3 11,8 68

10 Оборачиваемость дебиторской задолженности, дни 19,5 33,8 30,8 91

11 Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 68,9 24,7 22,7 91,90

12 Оборачиваемость кредиторской задолженности, дни 5,3 14,8 16,1 108,70

13 Коэффициент срочной ликвидности 2,3 1 1,8 180

14 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,34 0,19 0,34 179

15 Коэффициент Бивера 76,8 24,9 23,9 31,10

16 Коэффициент автономии 0,79 0,32 0,58 181,3

17 Соотношение заемного и собственного капитала 0,31 2,16 0,73 33,8

18 ROA, % 20 0,16 28,5 178 раз

19 ROE, % 30,8 0,4 95,97 185 раз

20 Дебиторская задолженность (свыше 12 месяцев), тыс. руб. 146696 146196 145792 99,7

21 Дебиторская задолженность (до 12 месяцев), тыс. руб. 159918 434030 475543 109,6

22 Оплата за услуги транспортировки э/э, % 100 100 100 100

На примере финансовых показателей деятельности ОАО «Чувашская энергосбытовая компания», представленных в табл. 3, можно сделать вывод, что такая оценка деятельности основана только на финансовых показателях эффективности системы в целом, когда проводится ретроспективный анализ финансового состояния предприятия и не отображается динамическая взаимосвязь с планируемыми (ожидаемыми) результатами и рычагами управления эффективностью. Кроме того, отсутствует оценка влияния частных экономических и организационных факторов. Коэффициент Бивера, отображающий оценку финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства, имеет малую пригодность на практике. Основной упор в модели У. Бивера сделан на показатели, отражающие, так или иначе, структуру средств (источников) предприятия, а показателей, отражающих динамику деловой активности, нет совсем.

Полагаем, что необходимо провести декомпозицию показателей эффективности по функциональным подсистемам, а также ввести оценку нефинансовых показателей.

Обобщение накопленного отечественного опыта и результаты проведенного автором экономического исследования позволяют сформулировать следующие выводы и предложения.

1. Оптимизация функционирования бизнес-процессов возможна через воздействие на различные факторы. Декомпозиция факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности компании, должна проводиться в зависимости от степени значимости и влияния факторов той или иной функциональной подсистемы. Так, например, в энергосбытовой деятельности наиболее значимы экономические и организационные факторы, позволяющие оценить именно внутренний потенциал компании и контролировать состояние системы в режиме реального времени. Также необходимо включить в процесс анализа те функциональные подсистемы предприятия, которые в перспективе нуждаются в оптимизации.

2. В вопросе выявления наиболее эффективных организационно-экономических механизмов функционирования энергосбытовой компании одним из предпочтительных показателей для проведения анализа эффективности является совокупный организационно-экономический эффект, оценивающий частные экономические и организационные факторы, ресурсную и целевую эффективность. При этом совокупная организационно-экономическая эффективность функционирования системы в целом есть функция реализации потенциала системы.

3. В условиях рыночных отношений особое значение приобретает проблема учета и оценки количественных и качественных факторов (качество персонала, информации, структуры организации и т.д.), влияющих на эффективность функционирования предприятия. Решение этой проблемы предопределяет необходимость нового подхода к оценке эффективности деятельности, выбору системы показателей и методов оценки, позволяющих управлять бизнес-процессами не в ретроспективной форме, а с учетом долгосрочного планирования и в режиме реального времени. Все это позволит оптимизировать бизнес-процессы предприятия.

4. Эффективность предприятия должна оцениваться многокритериальным и многоуровневым образом, включая требования всех его контрагентов и самого предприятия как экономического субъекта. В итоге практически каждое предприятие должно рассматриваться с позиций некоторой интегральной эффективности, отражающей не только показатели деятельности системы в целом, но и с учетом декомпозиции по функциональным подсистемам: технологической, экономической, организационной, социальной, экологической. При этом эффективность компании в целом, не говоря уже об интегральной эффективности, может быть весьма сложной функцией от эффективности от-

дельных составляющих, а в большинстве случаев такую функцию построить просто невозможно, поскольку эффективность системы не выражается в виде функции только от эффективности подсистем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. При оценке эффективности важное место занимает оценка нефинансовых показателей. Финансовые показатели можно считать «поздними», так как они дают оценку работы компании только по итогам отчетного периода. Показатели, относящиеся к другим проекциям, можно считать «ранними», поэтому их оперативный анализ позволяет понять причины отклонений показателей той или иной проекции и принять превентивные меры.

Представляется, что рассмотренный автором подход поможет для дальнейших теоретических и практических изысканий по эффективности деятельности предприятий. Продолжением исследований должны стать исследования по разработке методики оценки эффективности деятельности региональных энергосбытовых компаний.

Литература

1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1999.

2. Брагинский С.В. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления / С.В. Брагинский, Я.А. Певзнер. М.: Мысль, 1991. 299 с.

3. Дежкина И. Оценка эффективности организационных структур управления / И. Дежкина, Г. Поташева // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 5. С. 80-85.

4. Золотов В. Методика оценки эффективности организационных структур управления / В. Золотов, Н. Федорова // Консультант директора. 1999. № 2 (86). С. 2-8.

5. Клейнер Г. Эффективность мезоэкономических систем переходного периода / Г. Клейнер // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 6. С. 35-40.

6. КураковЛ.П. Российская экономика: состояние и перспективы / Л.П. Кураков. М.: Логос, 1998. 575 с.

7. Курс экономической теории: учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. Минск: Мисанта, 2003. 496 с.

8. Пузов Е.Н. Инструментарий сравнительной оценки эффективности интегрированных компаний на основе экономико-организационных механизмов: дис. ... канд. экон. наук / Е.Н. Пузов. Н. Новгород, 2004. 173 с.

9. Сторчевой М.А. История теории факторов производства [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecsocman. edu.ru/db/msg/184383.html (дата обращения: 12.05.2009).

10.Хачидзе Г. ROE для РАО / Г. Хачидзе // Менеджмент. 2005. № 3. С. 108.

11.Чичелев М.Е. Эффект и эффективность в бюджетном процессе / М.Е. Чичелев // Финансы. 2007. № 1. С. 6-9.

СКВОРЦОВ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ - аспирант кафедры финансов, Чебоксарский кооперативный институт; заместитель директора, Новочебоксарский филиал ОАО «Чувашская энергосбытовая компания», Россия, Чебоксары (skvo8@mail.ru).

SKVORSOV OLEG NIKOLAYEVICH - post-graduate student, Cheboksary Cooperative Institute; Deputy Director, Novocheboksarsk branch of JSC «Chuvash electricity sales company», Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.