Научная статья на тему 'Влияние "один пояс, один путь" на глобальные дисбалансы в Азии: текущее состояние и перспективные направления'

Влияние "один пояс, один путь" на глобальные дисбалансы в Азии: текущее состояние и перспективные направления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ДИСБАЛАНСЫ / ОПОП / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / "МЯГКАЯ СИЛА" / СТО / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ФИНАНСИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аржаев Ф.И.

Глобальные дисбалансы один из ключевых вопросов современной экономической мысли. Глобальная валютно-финансовая система (ГВФС) входит в период болезненных трансформаций вследствие деятельности ведущих валютно-финансовых институтов. Развитие китайской инициативы «Один пояс, один путь» одно из основных направлений внешней политики КНР, инструмент реализации политики «мягкой силы». Исследование демонстрирует то, что китайский мегапроект «Один пояс, один путь» представляет собой действенный инструмент разрешения глобальных дисбалансов, но при этом создает риски образования новых. Инициатива проанализирована с точки зрения того, как она влияет глобальные дисбалансы и того, какую роль играет в трансформации ГВФС. Предложена стратегия развития ОПОП с учетом интересов всех участников и концепция создания системы сдержек и противовесов в Азии на основе многостороннего сотрудничества и создания альтернативных центров силы. Это позволит создать инструмент, совершенствующий ГВФС в азиатском регионе, не обладающий явной политической составляющей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние "один пояс, один путь" на глобальные дисбалансы в Азии: текущее состояние и перспективные направления»

Влияние «Один пояс, один путь» на глобальные дисбалансы в Азии: текущее состояние и перспективные направления

см со £

Б

а

2 о

Аржаев Федор Игоревич

аспирант, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», fifiar@yandex.ru

Глобальные дисбалансы - один из ключевых вопросов современной экономической мысли. Глобальная валютно-финансовая система (ГВФС) входит в период болезненных трансформаций вследствие деятельности ведущих валютно-фи-нансовых институтов. Развитие китайской инициативы «Один пояс, один путь» - одно из основных направлений внешней политики КНР, инструмент реализации политики «мягкой силы». Исследование демонстрирует то, что китайский мегапроект «Один пояс, один путь» представляет собой действенный инструмент разрешения глобальных дисбалансов, но при этом создает риски образования новых. Инициатива проанализирована с точки зрения того, как она влияет глобальные дисбалансы и того, какую роль играет в трансформации ГВФС. Предложена стратегия развития ОПОП с учетом интересов всех участников и концепция создания системы сдер-жек и противовесов в Азии на основе многостороннего сотрудничества и создания альтернативных центров силы. Это позволит создать инструмент, совершенствующий ГВФС в азиатском регионе, не обладающий явной политической составляющей.

Ключевые слова: Глобальные дисбалансы, ОПОП, Центральная Азия, инвестиции, «мягкая сила», СТО, безопасность, человеческий капитал, фи-нансиализация

Китайский мегапроект «Один пояс, один путь» - один из самых амбициозных проектов XXI века. Его коридоры проходят в Юго-Восточной и Центральной Азии, проходят через Ближний Восток и Восточную Европу. Морской Шелковый путь помимо уже названных регионов охватывает страны Восточной Африки и Персидского залива. Очевидно, что основная задача ОПОП - транзит грузов из КНР в страны ЕС и попутная доставка их на крупные рынки сбыта (известно, что значительная часть внешней торговли КНР приходится на страны ЮВА1). Тем не менее, помимо логистической функции ОПОП в последнее время стал выполнять задачи распространения китайского влияния в Азии, а также превратился в мощный инвестиционный инструмент, своего рода «зонтичный бренд», под которым КНР увеличивает свои иностранные активы. В связи с этим, необходимо поставить вопрос о том, насколько ОПОП выгоден другим странам. Цель этого исследования - частично ответить на вопрос выгодности ОПОП через призму того, решает ли он глобальные дисбалансы.

Глобальные дисбалансы

Кратко охарактеризуем классификацию глобальных дисбалансов. Известно, что в основном выделяют 3: дисбаланс инвестиций, счета текущих операций и глобальный долговой дисбаланс2. Действительно, большая часть мировых проблем связана именно с ними. Тем не менее, необходимо дополнить эту схему информационным дисбалансом и финансиализацией экономик развитых стран. Это поможет более полно отразить влияние ОПОП на страны региона. Дисбаланс инвестиций (ПИИ) выражен тем, что большая часть мировых ПИИ идет из развитых стран и направляется в развитые страны, дисбаланс СТО представляет собой значительный профицит счета текущих операций развивающихся стран и его дефицит у развитых, а глобальный долговой дисбаланс заключается в том, что развитые страны предпочитают жить в долг, увеличивая свои обязательства перед всеми участниками международных экономических отношений (как другими государствами -развитыми и развивающимися, так и перед МНК и международными организациями). Помимо общеизвестных, автором выделены информационный дисбаланс, представляющий собой полное доминирование развитых стран над развивающимися в сфере производства и потребления информации (количество значимых патентов, количество пользователей Интернета, уровень образования, влияние СМИ, количество наиболее респектабельных рейтинговых агентств, капитализация компаний на биржах), а также дисбаланс финансиализации. Остановимся на втором подробнее. Очевидно, что преобладание финансового сектора над реальным стало отличительной чертой конца XX и начала XXI века. Не приходится сомневаться, что это явление наиболее выражено в развитых странах, по причине более развитых валютных и фондовых рынков. Тем не менее, в конечном счете это оно носит негативный характер в долгосрочном периоде. Это вызвано тем, что прибыльность спекулятивных операций выше, а часто даже значительно выше, чем прибыльность большинства секторов реальной экономики. С точки зрения разумного инвестора, склонного к риску, использование финансовых инструментов для получения дохода по капиталу более рационально, чем его использование для инвестиций в производство. Сегодня наблюдается рост сектора услуг, с сокращением доли промышленности в ВВП, на товарных биржах на единицу стоимости товара может приходиться до 10 единиц стоимости производных финансовых инструментов (деривативов)3, что, вкупе с развитием страхового рынка, вызывает отток капитала из реального сектора. Опасно это явление еще и тем, что спекулятивный капитал рано или поздно становится причиной кризисных явлений. Этот дисбаланс сложно преодолеть, более того, это и не требуется, главной задачей должно стать снижение доли спекулятивного капитала на фондовых рынках.

Охарактеризовав глобальные дисбалансы обратимся к тому, как инициатива ОПОП может помочь уменьшить влияние глобальных дисбалансов в странах регионов, которые она затрагивает.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

График 1. Приток ПИИ по регионам4

График 2. Баланс СТО по регионам7

Уменьшение классических глобальных дисбалансов

Сконцентрируемся на наиболее проблемных регионах и странах (Обратимся к Графику 1). Он демонстрирует приток ПИИ с 2010 года в интересующие нас регионы.

Анализировать отдельные страны в контексте исследования нерационально, поскольку приток ПИИ, например, в КНР по данным иМСТЮ5, составлял 4,8%, в Индию - 4,1%, а для некоторых стран этот показатель вообще нерепрезетати-

вен, например, для Индонезии он составил 77,97% за счет значительных колебаний год от года, что явно будет искажать картину. Средний рост притока ПИИ в страны ЮВА составил 3,6% за рассматриваемый период, что несколько меньше лидирующих стран региона, но выше, чем среднемировая динамика (за 2018 год -23%6). В странах Южной Азии также наблюдался бурный рост в 7,4%. График 2 демонстрирует торговый баланс регионов.

Очевидно, что наблюдается значительный рост профицита экспортно-им-

портных операций в Восточной и Юго-Восточной Азии, а также странах АСЕАН и БРИКС, тогда как Южная Азия находится в дефицитной зоне. Это происходит из-за того, что основной вклад в профицит вышеуказанных регионов вносит КНР, равно как Индия имеет значительный торговый дефицит, что сказывается на статистике региона Южной Азии. Что касается долгового обременения рассматриваемых регионов, то по сравнению с наиболее развитыми странами мира, долговое обретение которых достигает 309% ВВП (Нидерланды), а в среднем колеблется около значения в 100% ВВП для европейских стран, то оно сравнительно невысоко за исключением отдельных наименее развитых стран и стран Центральной Азии и колеблется в среднем около 30% ВВП8.

Следует ли говорит о том, что ОПОП уменьшает влияние глобальных дисбалансов на страны-участницы проекта? Для этого стоит обратиться к предложенной выше классификации дисбалансов и дополнить ее систематизацией направления дисбалансов: Север-Север, Юг-Юг, Север-Юг, которая дает понимание того, как изменяется сама структура дисбаланса. Действительно, по рассмотренным дисбалансам (назовем их классическими) происходит медленное, но постепенное выравнивание ситуации, ряд стран, такие как КНР, Индия, Индонезия, Вьетнам и Тайланд по отдельным аспектам макроэкономической статистики догоняют развитые. ОПОП играет в этом процессе не последнюю роль - азиатские инвестиции в рамках инициативы растут, в 2017 году только Китайский банк развития привлек более 180 млрд. $9 в проекты развития инфраструктуры в странах ОПОП. Активное сотрудничество в энергетике и строительстве инфраструктуры явно улучшает экономическую ситуацию в наименее развитых и развивающихся странах региона. Значительные инвестиции получил Пакистан в рамках строительства Китайско-Пакистанского экономического коридора (46 млрд. $ -развитие инфраструктуры, 33 млрд. $ -энергетика10), Индонезия (строительство железной дороги Джакарта - Бандунг), Лаос (для его слаборазвитой экономики проект строительства железной дороги стоимостью 6 млрд. $ станет значительным подспорьем11), Греция (инвестиции в порт Пирей в размере 300 млн. евро в течение 5 лет и покупка его доли за 368,5 млн. евро12) и ряд проектов в Африке (опираясь на данные Фонда развития Китай-Африка, эта организация проин-

© £

Ю

5

Г

3

сч со £

Б

а

2 о

вестировала более 3,2 млрд. $ в африканские страны, но по отдельным оценкам сумма китайских инвестиций в африканские страны за последние 10 лет составила 100 млрд. $13). Все вышесказанное демонстрирует как минимум увеличение притока ПИи в наиболее проблемные регионы как в рамках проекта ОПОП, так и в качестве инструмента увеличения китайского влияния в мире (за 5 лет реализации проекта Китай проинвестировал 70 млрд. $ в проект14). За 5 лет реализации проекта для 25 стран-участниц Китай стал крупнейшим торговым партнером, а долговое обременение участников выросло незначительно (очевидно при анализе данных Всемирного Банка15 ). Тем не менее, пока неочевидно, но сами по себе структурные дисбалансы не могут исчезнуть, они просто трансформируются. Например, при рассмотрении ОПОП становится ясно, что многие проекты в Центральной Азии направлены на изменение вектора влияния на доминирование Китая в регионе. Проиллюстрировать сказанное можно анализом новых глобальных дисбалансов.

Рост новых глобальных дисбалансов

В отличие от классического понимания глобальных дисбалансов, представляющих «единый комплекс проблем, требующих глобального наднационального мониторинга, контроля и реформирования всей современной системы регулирования МфА», новые глобальные дисбалансы влияют на финансовые показатели деятельности государств опосредованно, разберем подробно взаимосвязь каждого из них с ОПОП.

Глобальный дисбаланс информации сегодня только начинает ярко проявляться. В первую очередь это выражается в увеличении количества патентных заявок из развивающихся стран. Особенно это касается КНР (по данным Всемирного банка, в 2017 году в КНР было зарегистрировано 1.209.000 патентов, что составило 57% от общемирового количества16). Тем не менее, основные патенты на наиболее сложную и высокотехнологичную продукцию все равно остаются у США, Японии, ФРГ и других развитых стран. Также, нельзя не упомянуть и то, что количество бакалавров и в целом качество китайского образования постоянно растет, о чем свидетельствуют международные рейтинги. Также растет количество пользователей сети интернет, в ЮВА темпами 3% населения ежегодно, в Центральной Азии в 2017 году еще 8% населения получили доступ к Интернету (здесь и ранее данные Всемирного Банка, обработанные авто-

ром)17 . Таким образом, кажется, сто наблюдается схожая динамика с классическими дисбалансами.

Но стоит отметить, что значительной доле прироста показателей эти регионы обязаны именно импульсу, сопровождающему развитие ОПОП. В рамках инициативы планируется создание пояса интеллектуального развития, что долго в еще большей мере подтолкнуть менее развитые страны. При этом, значительная часть инфраструктуры, обеспечивающей этот рост производится ZTE и Huawei, основными производителями телекоммуникационного оборудования в Азии, занявшими долю американского и европейского рынка. Многие высоко-квалифицированнные кадры, задействованные в строительстве инфраструктуры в рамках уже упомянутых проектов - китайцы или выпускники китайских ВУЗов, а сырье, материалы и инструменты для строительства зданий, железных дорог, автомагистралей и портов компании из Поднебесной предпочитает использовать китайские. Таким образом, смещается вектор информационного дисбаланса -ранее речь шла о полной зависимости развивающихся стран от технологий развитых, сегодня можно говорить об их зависимости от китайских технологий.

Дисбаланс финансиализации также меняет вектор. На примере стран Центральной Азии рассмотрим, как это проявляется. Известно, что финансовые ресурсы в страны Центральной Азии до недавнего времени поставляли в основном Россия, Казахстан, Китай, Япония и в значительно меньшей степени Индия и западные страны (включая США через НКО). Соответственно, существовал паритет тяготения стран к 2 центрам - Евразийскому (Россия и Казахстан, Таможенный союз, сейчас ЕАЭС) и Восточному (КНР и Япония, которые делили сферы влияния с переменным успехом). С ростом китайских фондовых бирж и количества китайских МНК, в том числе ТНБ (по данным за 2017 год, 112 МНК с общей долей прибыли 24% от всей прибыли МНК в мире - данные Fortune 50018), китайский капитал стал активнее проникать в Центральную Азию, которая сегодня в финансовом смысле полночью полагается на китайские финансовые инструменты. Нельзя не упомянуть и про недавнее открытие международного финансово центра «Астана» (Astana International Exchange), одним из основных партнеров которого стала Шанхайская фондовая биржа. В частности, в его рамках создается площадка торговли в юанях19, что

значительно упростит процесс инвестирования и торговли в регионе для китайских компаний. В рамках рассмотрения этого дисбаланса стоит отметить и возросшую долговую зависимость стран Центральной Азии от КНР: 12,6 млрд $ составляет долг Казахстана перед Поднебесной, общий объем госдолга Кыргызстана 4,4 млрд $, из них Китаю - 1,7 млрд $, долг Таджикистана на начало 2018 года составил 1,2 млрд $ (большей частью «Эксимбанку» КНР)20. С учетом того, что КНР активно пользуется инст-рументариями экономического давления (политика «мягкой силы» в основном и состоит из этих инструментов), такая зависимость не уменьшает глобальный долговой дисбаланс, а увеличивает его, но теперь Центральная Азия должна не нескольким более развитым кредиторам, а одному. Также финансиализации затронула и КНР. Значительна доля теневого банкинга в стране, а крупнейшие биржи КНР расширяют список инструментов, с которыми они работают. Более того, наблюдается тенденция экспорта финансиализации из КНР, что свидетельствует о том, что и этот глобальный дисбаланс сменил вектор.

ОПОП выступает экспортным механизмом новых дисбалансов, поскольку является основой утверждения влияния Китая в мире. Сам по себе проект несет больше пользы, чем вреда, поскольку эффективно справляется с классическими дисбалансами, но требуется предпринять меры для снижения его эффекта на распространение новых дисбалансов.

Решение новых дисбалансов в рамках ОПОП

Как уже было сказано ранее, новые дисбалансы пока проявляются контурно, тем не менее, необходимо создать эффективный механизм их сдерживания. Сопряжение ЕАЭС и ОПОП могла бы стать противовесом распространению новых глобальных дисбалансов, но только при условии сильного ЕАЭС, что сегодня, к сожалению, не соответствует истине: помимо внутренних противоречий в организации, экономика Рф находится в кризисном состоянии, а санкции и ряд политических провокаций (дело Скрипалей, Керченский инцидент, «охота на ведьм» связанная с выборами в США и ряд других событий) подрывают ее политический вес. Соответственно, необходимо разработать не один, а несколько механизмов противодействия новым глобальным дисбалансам.

Помимо сопряжения ЕАЭС и ОПОП значимым шагом к решению назреваю-

щих проблем станет активное вовлечение Нового банка БРИКС (НБР) в финансирование инфраструктурных проектов в рамках ОПОП. Бразилия, Россия, Индия и Южная Африка каждая имеет свои противоречия с КНР, что позволило бы сдержать смещение вектора влияния и, соответственно, дисбалансов в Азии в его сторону. Кроме того, это позволит привлечь новые ресурсы в наименее развитые страны региона и будет способствовать более прозрачному процессу финансирования проектов ОПОП.

ШОС в рамках инициативы уже играет значительную роль, но разумно создать Банк ШОС, расширив таким образом финансовые возможности организации, а также подкрепив сотрудничество в рамках инициативы партнерством в важнейших сферах безопасности и борьбы с террористической угрозой. Привлечение АСЕАН к проекту в качестве его внешнего контура (создание ЗСТ с ним теми странами-участницами ОПОП, которые этого еще не сделали) позволит активнее развитая торговые взаимоотношения, снизит дисбаланс СТО и оздоровит финансовое сотрудничество. Также этому может способствовать сотрудничество на двух или многосторонней основе между странами-участницами ОПОП в сфере борьбы с финансовыми преступлениями и унификация финансового законодательства (это может быть выражено тесным сотрудничеством ведомств, занимающихся финансовой разведкой, центральных банков и министерств финансов, переговорами по унификации налогового и банковского законодательства, а также проведением мероприятий, направленных на разъяснение финансового законодательства контрагентам из разных стран). Ряд из этих мер уже проводятся, но более тесное сотрудничество даст большие эффекты.

Нельзя не упомянуть и ряд мероприятий в сфере научного сотрудничества -создание совместных НИИ в проблемных отраслях (возможно, даже технопарков), расширение практики обмена студентами, совместные меры по расширению культурного сотрудничества и охране прав собственности. Также разумно расширить набор биржевых инструментов в рублях и рупиях на китайских фондовых биржах, равно как и в юанях на Московской. Ряд из вышеперечисленных мер существует или уже планируется к внедрению, но только стратегическое и планомерное их применение может стать ключом к уменьшению информационного дисбаланса.

Выводы

ОПОП - исключительно эффективный инструмент, снижающий влияние классических глобальных дисбалансов. Тем не менее, его основным минусом следует признать наличие предпосылок для развития новых глобальных противоречий. Во многом это связано с тем, что проект ОПОП - китайская инициатива и соответственно служит интересам КНР, расширяет его влияние и создает нового регионального, если не мирового гегемона. Политика «мягкой силы», активно применяемая Китаем во внешней политике показала себя эффективной, но также способствует расширению глобальных противоречий. Следует признать, что она гораздо менее травматизма для международных отношений и экономики стран, оказывающихся под влиянием КНР, чем политика грубой силы, применяемая США и имевшая разрушительные результаты в Ираке, Северной Африке, Афганистане и Северной Корее.

Решение проблемы возникновения новых глобальных дисбалансов лежит в создании системы сербке и противовесов КНР в Азии путем интеграции других мощных интеграционных объединений в инициативу ОПОП. Помимо этого необходимо налаживать активное сотрудничество в уже упомянутых сферах, создать альтернативный финансовый и интеллектуальный центр вне КНР, но с учетом его интересов. Это может быть выражено в совместном использовании разработок, расширении сотрудничества по торговле в национальных валютах, вовлечение китайских компаний в торги на национальных биржах, содействие властям КНР в борьбе с финансовыми преступлениями и выводу денег за рубеж и ряде других мер.

Этот формат задаст конструктивный трек развития для наименее развитых стран инициативы ОПОП и повысит международное влияние лидирующих. Помимо этого, повысится кризисоустойчи-вость азиатского региона, что особенно актуально ввиду нерешенности проблем, вызвавших мировой кризис 2008 года.

Литература

1. Merchandise trade matrix // UNCTAD Statistics URL: http://unctadstat.unctad.org/ wds/TableViewer/ tableView.aspx?ReportId=24738 (дата обращения: 18.01.19).

2. Звонова Е., Кузнецов А. Наднациональные подходы к регултрованию глобальных финансовых дисбалансов // Мировая экономка и международные отношения. - 2017. - №Том 61, №6. - С. 67-77.

3. Горбунова О.А. Мировойрынок производных финансовых инструментов: тенденции и перспективы развития: Актуальные проблемы развития международных валютных, кредитных финансовых отно-шенийв условиях глобализации и регионализации: сборник научных статей/ под ред. Е.А. Звоновои?. - М.: Финансовыйу-ниверситет, 2016. - с.174-178 с.

4. Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock // Unctad Statistics URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/ TableViewer/ tableView.aspx?ReportId=96740 (дата обращения: 18.01.19).

5. Рассчитано автором на базе Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock // Unctad Statistics URL: http:// unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/ tableView.aspx?ReportId=96740 (дата обращения: 18.01.19).

6. Доклад о мировых инвестициях 2018 // UNCTAD URL: https://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/ wir2018_overview_ru.pdf (дата обращения: 18.01.19).

7. Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock // Unctad Statistics URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/ TableViewer/tableView.aspx?ReportId=113 (дата обращения: 18.01.19).

8. External Debt // Central Intelligence Agency URL: https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/rankorder/ 2079rank.html (дата обращения: 18.01.19).

9. «Один пояс - один путь» как практическая платформа для процветания всех стран // Газета Известия URL: https:/ /iz.ru/808958/reporter-financial-times-lian-dan/odin-poias-odin-put-kak-prakticheskaia-platforma-dlia-protcvetaniia-vsekh-stran (дата обращения: 18.01.19).

10. 5 главных проектов «Одного пояса - одного пути» // Вести Экономика URL: https://www.vestifinance.ru/articles/ 107815 (дата обращения: 18.01.19).

11. Трудные этапы большого пути BRI: «Один пояс» - много проблем» // Eurasia Daily URL: https://eadaily.com/ru/ news/2018/04/07/trudnye-etapy-bolshogo-puti-odin-poyas-mnogo-problem (дата обращения: 18.01.19).

12. COSCO купила акции управляющей компании порта Пирей // Вести Экономика URL: https://www.vestifinance.ru/ articles/73838 (дата обращения: 18.01.19).

13. Китайские инвестиции в Африке: практика Фонда развития Китай - Африка // Российский совет по международным делам URL: http://russiancouncil.ru/

О

3

ю

S

г

Ы

сч со £

Б

а

2 ©

analytics-and-comments/columns/africa/ kitayskie-investitsii-v-afrike-praktika-fonda-razvitiya-kitay-afrika/ (дата обращения: 18.01.19).

14. «Один пояс, один путь»: вторая пятилетка // Российская газета URL: https://rg.ru/2018/08/30/odin-poias-odin-put-vtoraia-piatiletka.html (дата обращения: 18.01.19).

15. International Debt Statistics // Всемирный банк URL: http:// datatopics.worldbank.org/debt/ids/ (дата обращения: 18.01.19).

16. Patent applications, residents // World Bank Data URL: https:// data.worldbank.org/indicator/IP.PAT.RESD (дата обращения: 18.01.19).

17. Individuals using the Internet // World Bank Data URL: https:// data.worldbank.org/indicator/ IT.NET.USER.ZS (дата обращения: 18.01.19).

18. Fortune 500 // URL: fortune.com/ fortune500/ (дата обращения: 18.01.19).

19. Китай заинтересован в астанинс-ком финансовом центре как «точке входа» в регион - эксперты // Инвест-Форсайт URL: https://www.if24.ru/kitaj-interes-k-fintsentru-astana/ (дата обращения: 18.01.19).

20. Долг с Востока. Как получилось, что Центральная Азия увязла в китайских кредитах // URL: https://goldenfront.ru/ articles/view/dolg-s-vostoka-kak-poluchilos-chto-centralnaya-aziya-uvyazla-v-kitajskih-kreditah/ (дата обращения: 18.01.19).

Ссылки:

1 Merchandise trade matrix // UNCTAD Statistics URL: http://unctadstat.unctad.org/ wds/TableViewer/ tableView.aspx?ReportId=24738 (дата обращения: 18.01.19).

2 Звонова Е., Кузнецов А. Наднациональные подходы к регултрованию глобальных финансовых дисбалансов // Мировая экономка и международные отношения. - 2017. - №Том 61, №6. - С. 6777.

3 Горбунова О.А. Мировойрынок производных финансовых инструментов: тенденции и перспективы развития: Актуальные проблемы развития международных валютных, кредитных финансовых отно-шенийв условиях глобализации и регионализации: сборник научных статей/ под ред. Е.А. Звоновои?. - М.: Финансовыйу-ниверситет, 2016. - с.174-178 с.

4 Данные UNCTAD - Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock // Unctad Statistics URL: http:// unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/

tableView.aspx?ReportId=96740 (дата обращения: 18.01.19).

5 Рассчитано автором на базе Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock // Unctad Statistics URL: http:// unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/ tableView.aspx?ReportId=96740 (дата обращения: 18.01.19).

6 Доклад о мировых инвестициях 2018 // UNCTAD URL: https://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/ wir2018_overview_ru.pdf (дата обращения: 18.01.19).

7 Данные UNCTAD - Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock // Unctad Statistics URL: http:// unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/ tableView.aspx?ReportId=113 (дата обращения: 18.01.19).

8 Рассчитано автором на основе данных External Debt // Central Intelligence Agency URL: https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/rankorder/ 2079rank.html (дата обращения: 18.01.19).

9 «Один пояс - один путь» как практическая платформа для процветания всех стран // Газета Известия URL: https:/ /iz.ru/808958/reporter-financial-times-lian-dan/odin-poias-odin-put-kak-prakticheskaia-platforma-dlia-protcvetaniia-vsekh-stran (дата обращения: 18.01.19).

10 5 главных проектов «Одного пояса - одного пути» // Вести Экономика URL: https://www.vestifinance.ru/articles/ 107815 (дата обращения: 18.01.19).

11 Трудные этапы большого пути BRI: «Один пояс» - много проблем» // Eurasia Daily URL: https://eadaily.com/ru/ news/2018/04/07/trudnye-etapy-bolshogo-puti-odin-poyas-mnogo-problem (дата обращения: 18.01.19).

12 COSCO купила акции управляющей компании порта Пирей // Вести Экономика URL: https://www.vestifinance.ru/ articles/73838 (дата обращения: 18.01.19).

13 Китайские инвестиции в Африке: практика Фонда развития Китай - Африка // Российский совет по международным делам URL: http://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/columns/africa/ kitayskie-investitsii-v-afrike-praktika-fonda-razvitiya-kitay-afrika/ (дата обращения: 18.01.19).

14 «Один пояс, один путь»: вторая пятилетка // Российская газета URL: https://rg.ru/2018/08/30/odin-poias-odin-put-vtoraia-piatiletka.html (дата обращения: 18.01.19).

15 International Debt Statistics // Всемирный банк URL: http://

datatopics.worldbank.org/debt/ids/ (дата обращения: 18.01.19).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Patent applications, residents // World Bank Data URL: https:// data.worldbank.org/indicator/IP.PAT.RESD (дата обращения: 18.01.19).

17 Individuals using the Internet // World Bank Data URL: https:// data.worldbank.org/indicator/ IT.NET.USER.ZS (дата обращения: 18.01.19).

18 Fortune 500 // URL: fortune.com/ fortune500/ (дата обращения: 18.01.19).

19 Китай заинтересован в астанинс-ком финансовом центре как «точке входа» в регион - эксперты // Инвест-Форсайт URL: https://www.if24.ru/kitaj-interes-k-fintsentru-astana/ (дата обращения: 18.01.19).

20 Долг с Востока. Как получилось, что Центральная Азия увязла в китайских кредитах // URL: https://goldenfront.ru/ articles/view/dolg-s-vostoka-kak-poluchilos-chto-centralnaya-aziya-uvyazla-v-kitajskih-kreditah/ (дата обращения: 18.01.19).

The impact of the "One Belt, One Road" on global imbalances in Asia: current state and promising directions Arzhayev F.I.

Financial University under the Government of the

Russian Federation Global imbalances are one of the key issues of modern economic thought. The development of the initiative is one of the main tracks of China's foreign policy and a tool of conducting «soft power» policy. The global monetary and financial system, as a result of the actions of leading financial institutions, is entering a period of painful transformations. The development of the Chinese Belt and Road Initiative is ne of the key directions the PRC foreign policy, an instrument of implementation of the "soft power" policy. The study demonstrates that the Chinese megaproject «One belt, one road» is an effective tool for the resolution of global imbalances, but it creates risks of the new ones. The article offers the strategy of OBOR development that takes into account interests of all participants and the concept of creation of system of checks and balances in Asia on basis of multilateral cooperation and formation of alternative centers of power. It allows to create an instrument of perfecting the global monetary and financial system in Asia, that won't contain an explicit political constituent. Key words: Global imbalances, OBOR, Central Asia, investment, "soft power", CAB, security, human capital, financialization

References

1. Merchandise trade matrix // UNCTAD Statistics

URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/ TableViewer/tableView.aspx?ReportId=24738 (appeal date: 01/18/19).

2. Zvonova E., Kuznetsov A. Supranational

approaches to the regulation of global financial imbalances // World Economy and International Relations. - 2017. - № 61, № 6. - p. 67-77.

3. Gorbunova O.A. World market of derivative

financial instruments: trends and development prospects: Actual problems of development of international monetary, credit and financial relations in the context of globalization and

regionalization: a collection of scientific articles / ed. E.A. Ping. - M .: Financial University, 2016. - pp.174-178 p.

4. Foreign direct investment: Inward and outward

flows and stock // Unctad Statistics URL: http:/ /unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/ tableView.aspx?ReportId=96740 (appeal date: 01/18/19).

5. Calculated by the author on the basis of Foreign

Direct Investment: Inward and outward flows and stock // Unctad Statistics URL: http:// unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/ tableView.aspx?ReportId=96740 (appeal date: 01/18/19 ).

6. World Investment Report 2018 // UNCTAD URL:

https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ wir2018_overview_ru.pdf (appeal date: 01/18/ 19).

7. Foreign direct investment: Inward and outward

flows and stock // Unctad Statistics URL: http:/ /unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/ tableView.aspx?ReportId=113 (appeal date: 01/18/19).

8. External Debt // Central Intelligence Agency

URL: https://www.cia.gov/library/publications/ the-world-factbook/rankorder/2079rank.html (appeal date: 01/18/19).

9. "One belt - one way" as a practical platform for

the prosperity of all countries // Izvestia newspaper URL: https://iz.ru/808958/ reporter-financial-times-lian-dan/odin-poias-odin-put- kak-prakticheskaia-platforma-dlia-protcvetaniia-vsekh-stran (circulation date: 01/ 18/19).

10. 5 main projects of "One belt - one way" // Conduct Economy URL: https:// www.vestifinance.ru/articles/107815 (access date: 01/18/19).

11. The difficult stages of the long journey BRI: «One belt» - many problems «// Eurasia Daily URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/04/07/ trudnye-etapy-bolshogo-puti-odin- poyas-mnogo-problem (appeal date: 01/18/19).

12. COSCO bought shares of the management company of the port of Piraeus // Vesti Economy URL: https://www.vestifinance.ru/articles/ 73838 (appeal date: 01/18/19).

13. Chinese investments in Africa: the practice of the China-Africa Development Fund // Russian Council on International Affairs uRL: http:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ columns/africa/kitayskie-investitsii-v-afrike-praktika- fonda-razvitiya-kitay-afrika / (appeal date: 01/18/19).

14. «One Belt, One Way»: the second five-year plan // Russian newspaper URL: https://rg.ru/ 2018/08/30/odin-poias-odin-put-vtoraia-piatiletka.html (appeal date: 18.01 .nineteen).

15. International Debt Statistics // World Bank URL: http://datatopics.worldbank.org/debt/ids/ (appeal date: 01/18/19).

16. Patent applications, residents // World Bank Data URL: https://data.worldbank.org/indicator/ IP.PAT.RESD (appeal date: 01/18/19).

17. Individuals using the Internet // World Bank Data URL: https://data.worldbank.org/indicator/ IT.NET.USER.ZS (access date: 01/18/19).

18. Fortune 500 // URL: fortune.com/fortune500/ (appeal date: 01/18/19).

19. China is interested in the Astana financial center as a "point of entry" to the region - experts / / Invest-Forsyth URL: https://www.if24.ru/ kitaj-interes-k-fintsentru-astana/ (appeal date: 18.01. nineteen).

20. Debt from the East. How is it that Central Asia is bogged down in Chinese loans // URL: https://goldenfront.ru/articles/view/dolg-s-vostoka-kak-poluchilos-chto-centralnaya-aziya-uvyazla-v-kitajskih-kreditah/ (the date of circulation: 01/18/19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.