Научная статья на тему 'Реформа институциональной структуры иностранного инвестирования КНР: направленность и динамика'

Реформа институциональной структуры иностранного инвестирования КНР: направленность и динамика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / «ИДТИ ВОВНЕ» / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ / STATE CAPITALISM / STRATEGY "GOING OUT "

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова Марина Владимировна

В статье рассматривается реформа системы иностранного инвестирования с целью реализации стратегии «Идти вовне», которая направлена на оказание помощи китайским предприятиям, осуществляющим капиталовложения за рубежом. В процессе реформирования был принят набор мер, направленных на упрощение взаимодействия китайских компаний с государственными институтами, а также создана система поддержки исходящих ПИИ, прежде всего в форме льготных займов и налоговых льгот. Инвестиционная деятельность соответствуют макроэкономическим целям китайского правительства. Если период до 2010 года был в целом отмечен инвестиционной деятельностью, направленной на приобретение ресурсов и технологий, а также на завоевание доли иностранных рынков, то последующие пятилетние планы предполагают более масштабное присутствие китайского капитала за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reform of the Institutional Framework for OFDI in China: Focus and Dynamics

The article discusses the reform of the institutional framework of outward foreign direct investment that was launched in order to implement the strategy "Going out" aimed at supporting Chinese enterprises investing abroad. In the process of reform, a set of measures has been taken to simplify the interaction of Chinese companies with state institutions, as well as to establish a system of support for outward FDI, primarily in the form of soft loans and tax incentives. Investment activities are consistent with the macroeconomic objectives of the Chinese government. While the period up to 2010 was generally marked by investment activities aimed at acquiring resources and technologies, as well as gaining a share of foreign markets, the subsequent five-year plans suggest a larger presence of Chinese capital abroad.

Текст научной работы на тему «Реформа институциональной структуры иностранного инвестирования КНР: направленность и динамика»

БРИКС: государственное управление, политика,

экономика

Белоусова М.В.

Реформа институциональной структуры иностранного инвестирования КНР: направленность и динамика

Белоусова Марина Владимировна — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: marina.belousova@,web. de SPIN-код РИНЦ: 3509-2108

Аннотация

В статье рассматривается реформа системы иностранного инвестирования с целью реализации стратегии «Идти вовне», которая направлена на оказание помощи китайским предприятиям, осуществляющим капиталовложения за рубежом. В процессе реформирования был принят набор мер, направленных на упрощение взаимодействия китайских компаний с государственными институтами, а также создана система поддержки исходящих ПИИ, прежде всего в форме льготных займов и налоговых льгот. Инвестиционная деятельность соответствуют макроэкономическим целям китайского правительства. Если период до 2010 года был в целом отмечен инвестиционной деятельностью, направленной на приобретение ресурсов и технологий, а также на завоевание доли иностранных рынков, то последующие пятилетние планы предполагают более масштабное присутствие китайского капитала за рубежом.

Ключевые слова

Китай, прямые иностранные инвестиции, «Идти вовне», государственный капитализм.

Стремительное наращивание объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Китая меняет структуру мировой экономики и вызывает в некоторых странах, прежде всего на Западе, опасения относительно растущего влияния китайских предприятий на стратегические отрасли национальных экономик. Так, доля Китая в мировых ПИИ выросла с 1% в 1991 до 6% в 20091 и достигла отметки в 17% в 2016 году (Рисунок 1). Затем последовало резкое падение объемов ПИИ почти на 40% по сравнению с 2016 годом, и в конце 2017 года доля ПИИ из Китая составляла 11% от мировых ПИИ2.

1 Cometh the dragon // The Economist online. [Электронный ресурс] 12.11.2010. URL: https://www.economist.com/blogs/dailychart/2010/11/foreign direct investment (дата обращения: 25.03.2018).

2 McCaffrey C.R. How Chinese FDI will Transform the Global Economy // The Diplomat. [Электронный ресурс] 16.12.2017. URL: https://thediplomat.com/2017/12/how-chinese-fdi-will-transform-the-global-economy/ (дата обращения: 25.03.2018).

Рисунок 1. Иностранные ПИИ Китай3

Особенностью регионального распределения китайских ПИИ является круговая схема инвестирования, связанная с оттоком капитала в китайские оффшорные зоны под видом инвестиций, в первую очередь — в Гонконг4. Из оффшорных зон капитал частично возвращается в Китай под видом иностранных инвестиций, частично — направляется в другие страны в форме инвестиций, которые не учитываются статистикой как китайские ПИИ в конечную страну-реципиента5. Также существуют практика создания дочерних компаний в оффшорных зонах, которые выступают в качестве непосредственных инвесторов. Так, к примеру, в 2011 году Sinopec приобрел за 5,2 млрд долларов США 30%-ную долю в бразильском Galp Energia через дочернюю компанию Sinopec International Petroleum Exploration and Development Corporation (SIPC), зарегистрированную в Гонконге6. Эта инвестиция была зафиксирована как ПИИ в Гонконг, а не в Бразилию.

Как следует из Рисунка 2 и 3, Гонконг является крупнейшим получателем китайских ПИИ. Интересно, что он же является и крупнейшим инвестором в Китай, на который в 2015 году пришлось 90 млрд долларов США капиталовложений. Доля

3 Составлено по данным UNCTAD. Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock, annual, 1970-2016 // UNCTADSTAT Data Center [Official Site]. URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=96740 (дата обращения: 25.03.2018).

4 Кандалинцев В.Г. Сравнительный анализ ПИИ Китая, Индии и Японии // Восточная аналитика. 2012. № 3. С. 99. URL: https://cYberleninka.ru/article/n/sravnitelnYY-analiz-pii-kitava-indii-i-Yaponii (дата обращения: 25.03.2018).

5 Salidjanova N. Going Out: An Overview of China's Outward Foreign Direct Investment // USCC Staff Research Report. [Электронный ресурс]. March 2011. P. 19-23. URL: https ://www.uscc. gov/sites/default/files/Research/GoingOut.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

6 Hua J., Xu W., Wills K. Sinopec signs $3,5billion deal for Galp's Brazil oil asset // Reuters. [Электронный ресурс] 11.11.2011. URL: https://www.reuters.com/article/us-galp-brazil-sale/sinopec-signs-3-5-billion-deal-for-galps-brazil-oil-asset-idUSTRE7AA0ZF20111111 (дата обращения: 25.03.2018).

Гонконга как инвестора китайской экономики остается стабильно высокой7, что еще раз подтверждает масштабность круговых схем инвестирования.

США

5,5%

Соединенное

Королевство Росс Австр{&%я 2,°% 2,3%

Прочие

2,5%

Британские Виргинские острова

1,3%

Сингапур

7,2%

Нидерланды

9,2%

Рисунок 2. Направления ПИИ из Китая в 2015 году. Исходящие ПИИ в 2015 году:

145,7 млрд долл. США (+18,3%)8

Соединенное Россия Королевство 1,3% 1,5%

Нидерланды 1,8%

Австралия

2,6%

Сингапур

2,9% США 3,7%

Британские

Виргинские Каймановы

острова острова

4,7% 5,7%

Рисунок 3. Направления ПИИ из Китая в 2015 году. Исходящие накопленные ПИИ на конец 2015 года: 1 097,9 млрд долл. США (+24,4%)9

7 Statistics of FDI in China in January-July 2017 // Ministry of Commerce People's Republic of China [Official Site] URL: http://english.mofcom. gov.cn/article/statistic/foreigninvestment/201612/20161202165831.shtml (дата обращения: 25.03.2018).

8 Источник: China Takes Global Number Two Outward FDI Slot: Hong Kong Remains the Preferred Service Platform // HKTDC Research. [Электронный ресурс] 11.11.2016. URL: http://service-industries-research.hktdc.com/business-news/article/Legal-Services/China-Takes-Global-Number-Two-Outward-FDI-Slot-Hong-Kong-Remains-the-Preferred-Service-Platform/rp/en/1/1X3LVXCX/1X0A804W.htm (дата обращения:

25.03.2018).

9 Источник: там же.

Более половины китайских ПИИ в Европу и США были реализованы за последние несколько лет. ПИИ из Китая в США возросли практически с нуля в 2005 году до отметки в 150 млрд. долларов США накопленных инвестиций в конце 2016 года10. В страны ЕС были инвестированы 79 млрд. долларов США по сравнению с менее чем 2,5 млрд. долларов США в 2010 году11. Так, к примеру, китайские ПИИ в Германию возросли за год в десять раз: с 1,3 млрд. долларов США в 2015 года до 12,1 млрд. долларов США в 2016 году12.

ПИИ в Австралию выросли в 2016 году по сравнению с 2015 на 11% и достигли отметки в 11 млрд долларов США, что является максимальным показателем с 2008 год. Накопленные ПИИ в Австралию составили в 2016 году около 90 млрд. долларов США. ПИИ в Бразилию увеличились в 2016 году за год в четыре раза — с 3,2 млрд долларов США в 2015 году до 12,1 млрд долларов США в 201613. В целом, исследование, проведённое Economist Intelligence Unit, которое рассматривает инвестиционную деятельность Китая в 57 странах, показывает, что до 2017 года китайские ПИИ росли как в страны с развитой, так и развивающейся экономикой. Китай увеличил объем инвестиций в страны, которые являются участниками проекта «Один пояс — один путь», такие как Малайзия или Казахстан.14

В последние годы важнейшим драйвером как роста, так и волатильности китайских ПИИ стала политика правительства КНР, направленная на расширение присутствия китайских корпораций за рубежом. С этой целью в 2001 году была утверждена стратегия «Идти вовне», в рамках которой последовало принятие ряда нормативно-правовых актов, направленных на создание институтов и механизмов, ключевой функцией которых была поддержка компаний, инвестирующих за рубеж. До

10 Chinese Investment Tripled in US in 2016, Doubled in Europe // Baker McKenzie. [Электронный ресурс] 06.02.2017. URL: https://www.bakermckenzie.com/en/newsroom/2017/02/chinafdi (дата обращения: 25.03.2018).

11 Seaman J., Otero-Iglesias M., Huotari M. Sizing up Chinese Investments in Europe // The Diplomat [Электронный ресурс] 01.03.2018. URL: https://thediplomat.com/2018/03/sizing-up-chinese-investments-in-europe/ (дата обращения: 25.03.2018).

12 Chinese Investment Tripled in US in 2016, Doubled in Europe // Baker McKenzie. [Электронный ресурс] 06.02.2017. URL: https://www.bakermckenzie.com/en/newsroom/2017/02/chinafdi (дата обращения: 25.03.2018).

13 Demystifying Chinese Investment in Australia // KPMG, University of Sydney. [Электронный ресурс] May 2017. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/au/pdf/2017/demystifying-chinese-investment-in-australia-may-2017.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

14 China Going Global Investment Index 2017 // Economist Intelligence Unit [Электронный ресурс] 2017. URL: http://pages.eiu.com/rs/753-RIQ-

438/images/ODI in China 2017 English.pdf?mkt tok=eyJpIioiTlRiNE5EWTFZakZoTlRkbCIsInQiüiJ4TW1t UHRFV09ielNXN1hlXC9HMTQ0VFkwYzVUTkpxMigraVZFUEZ4Y2gwTXJYYmV6QVwvSiBQNEFFVUxt eU9KüWJyeTI1S2M1UzZoWXFMSzF3biNBTERaVnVüZHV2bk5KWEdzTGdyYlF5K0FVdHlkamZCWUZ CYnhuNEJVWXhmMmRJIn0%3D (дата обращения: 25.03.2018).

1990-х годов Китай ограничивал отток капитала в любой форме для поддержания фиксированного валютного курса, а приоритетным направлением коммерческого кредитования в этот период были внутренние проекты. Помимо этого, внимание уделялось прежде всего привлечению капитала15. С 2000-х годов, опираясь на накопленные валютные резервы16, китайское правительство проводит ряд реформ, направленных на поддержку иностранного инвестирования17. Они связаны, в первую очередь, с упрощением бюрократических процессов, оказанием финансовой поддержки предприятиям, инвестирующим за рубеж, а также упрощением для них валютного режима. Помимо этого, ввиду участия китайских инвесторов в ряде проектов, связанных со спекулятивными капиталовложениями за рубежом, китайское правительство законодательно корректирует инвестиционную политику предприятий.

Настоящая статья выстроена по проблемному принципу. После характеристики стратегии «Идти вовне» рассматривается институциональная структура продвижения ПИИ. Далее представлен анализ ее законодательной основы, начиная с десятого пятилетнего плана, утвержденного в 2001 году. Рассматриваются также прочие нормативные документы, где сформулированы меры, направленные на реализацию государственной стратегии. После этого представлены количественные данные, характеризующие динамику и направленность стратегии «Идти вовне».

Стратегия «Идти вовне»

Стратегия «Идти вовне» была сформулирована в 1999 году и официально принята как часть государственного пятилетнего плана в 2001 году с целью помочь китайским предприятиям, инвестирующим за рубеж. По мнению китайского руководства, только таким образом можно было восполнить недостаток национальных природных ресурсов, развивать новые отрасли экономики, усиливать собственные

15 Liao S., Zhang Y. A new context for managing overseas direct investment by Chinese state-owned enterprises // China Economic Journal. 2014. Vol. 7. No. 1. P. 128.

16 Он составил 165,6 млрд. долларов США в 2000 году, по сравнению с 20,1 млрд. долларов США в 1993. Ср. Hu Y.W. Management of China's Exchange Reserves: a case study on the State Administration of Foreign Assets // Economic Papers 421. European Commission. [Электронный ресурс] July 2010. P. 5. URL: http://ec.europa.eu/economy finance/publications/economic paper/2010/pdf/ecp421 en.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

17 Реформу государственных институтов, задействованных в процессе зарубежного капиталовложения, можно условно разделить на три периода. Первый период (1984-1990 гг.) был отмечен в большей мере дискуссиями о влиянии инвестиций на социалистический уклад экономики и контролем объема инвестиций в рамках государственного планирования развития экономики. Ср. Zhang Y. China's emerging global businesses: Political economy and institutional investigations. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2003. Второй период (1991-2000) был тесно связан с реформированием государственных предприятий, которые на тот момент являлись основными акторами, осуществляющими иностранные инвестиции. Ср. Wong J., Chan S. China's outward direct investment: Expanding worldwide. // China: An International Journal, 2003. Vol. 1 No. 2. P. 273-301. Отличительной чертой третьего периода стала стратегия „Идти вовне".

транснациональные корпорации, чтобы стать полноценным игроком глобального экономического пространства.

Основная цель стратегии сформулирована как содействие иностранным инвестициям, которые отражают сравнительные преимущества Китая, и расширение областей, каналов и методов международного экономического и технологического сотрудничества18. Таким образом, можно говорить о трех основных причинах, по которым было принято решение создать институциональную систему управления зарубежными ПИИ: получение доступа к природным ресурсам, получение доступа к технологиям и расширение рынков сбыта19. Это имело два следствия. Во-первых, поддержка китайских конкурентоспособных корпораций в приобретении зарубежных активов обеспечила бы доступ к новым рынкам и технологиям, равно как и источникам природных и стратегических ресурсов. Во-вторых, внешнеэкономическая деятельность данных корпораций становилась дополнительным источником развития соответствующих отраслей национальной экономики20.

Институциональная структура продвижения ПИИ

В формировании политики продвижения иностранных ПИИ в Китае был задействован ряд государственных институтов, которые можно условно разделить на четыре уровня с точки зрения объема компетенций и осуществления контроля над инвестиционной деятельностью. Основным актором выступает Государственный Совет, который формирует основные направления внутренней и внешней китайской политики в форме пятилетних планов и основанных на них нормативных актов.

На втором уровне находятся институты, отвечающую за разработку документов, направленных на реализацию задач, поставленных Государственным Советом в отношении зарубежного инвестирования. Сюда относятся, в первую

18 Section on "Going Global" from the Tenth Five-Year Plan (2001-2005) // Bernasconi-Osterwalder N., Johnson L., Zhang J. Chinese Outward Investment: an Emerging Policy Framework // International Institute for Sustainable Development [Электронный ресурс] 2013. URL: http://www.iisd.org/pdf/2012/chinese outward investment.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

19 В качестве основных целей инвестирования за рубеж в литературе выделяют следующие цели: получение доступа к первичным ресурсам, получение доступа к технологиям, получение доли иностранного рынка и вывод производства с целью уменьшения расходов за счет дешевой рабочей силы за рубежом. Ср. Buckley P. The Determinants of Chinese Outward Foreign Direct Investment // Journal of international business studies. 2007. Vol. 38. No. 4. P. 499-518; Dunning J. Trade, Location of Economic Activity and the Multinational Enterprise: A Search for an Eclectic Approach // ed. by P.O. Hesselborn, B. Ohlin, M. Wijkamn, The International Allocation of Economic Activity. London: Palgrave Macmillan, 1997. P. 395-418. Очевидно, что мотив вывода производства не является значимым для китайских предпринимателей, что было подтверждено в ряде работ, напр. Xiaoxi Z., Daly K. The Determinants of China's Outward Foreign Direct Investment // Emerging Markets Review, 2011. Vol. 12. No. 4. P. 389-398.

20 Luo Y., Xue Q., Han B. How Emerging Market Governments Promote Outward FDI: Experience from China // Journal of World Business. 2010. No 45 (1). P. 68-79.

очередь, Государственный комитет по развитию и реформе и Государственная администрация по обмену валюты, по юридическому статусу приравненные к министерствам, а также Министерство коммерции.

К третьему уровню относятся функциональные отделы организаций и органов власти, задействованные в отдельных областях. В их обязанности входит оказание поддержки учреждениям второго уровня, к примеру, ликвидация правовых коллизий. Они оказывают значительное влияние на регулирование предметов их непосредственной деятельности. Так, вышеупомянутое исследование показало, что отделы в Комиссии по регулированию ценных бумаг Китая, Народном банке Китая и Министерстве финансов, в ведении которых находятся зарубежные капиталовложения, отвечают за разработку приблизительно 20% принимаемых норм.

На четвертом уровне находятся отраслевые министерства, которые наименее влиятельны в формировании и реализации политики зарубежного инвестирования. Помимо указанных учреждений значительную роль играют отделы, представляющие министерства в регионах, поскольку именно они отвечают за реализацию инвестиционной политики на соответствующем уровне21.

Основным правительственным актором, который отвечает за регулирование процесса подачи заявок на участие в зарубежных инвестиционных проектах, является Государственный комитет по развитию и реформе (в прошлом Государственная комиссия по развитию и реформам, которая, в свою очередь, является правопреемницей Государственной комиссии по планированию). Комитет представляет собой государственную структуру, которая планирует, регулирует и координирует экономическое развитие и промышленную политику. К его функциям относятся регулирование государственных инвестиций в национальные отрасли и развитие стратегий и целей, направленных на оптимизацию китайских зарубежных инвестиций.

Министерство коммерции было создано в 2003 году в результате реорганизации Министерства иностранной торговли и экономического сотрудничества, которое, в свою очередь, являлось преемником Министерства внешних экономических отношений и торговли. Помимо Министерства иностранной торговли и экономического сотрудничества вновь созданное (образованное) учреждение включило

21 Wenbin H., Wilk A. Analysis of China's overseas investment policies. Working Paper 79 // Center for International Foresty Research. [Электронный ресурс] 2011. P. 2.

URL: http://webdoc.sub.gwdg.de/ebook/serien/yo/CIFOR WP/WP79.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

в себя Государственную комиссию по вопросам экономической торговли и Государственную комиссию по развитию и планированию.

На сегодняшний день основными функциями Министерства коммерции в области зарубежных капиталовложений являются разработка законодательных норм, направленных на регулирование ПИИ, а также утверждение проектов в области иностранного инвестирования. Министерство коммерции, кроме того, отвечает за проведение двусторонних и многосторонних переговоров по вопросам инвестирования, приведение в соответствие экономических и торговых законов Китая с международными соглашениями. Министерство также обеспечивает представительство страны в ВТО и прочих международных экономических организациях. Помимо этого, Министерство коммерции отвечает за политику иностранной помощи, имеющей отношение к финансированию и займам.

Государственная администрация по обмену валюты представляет собой государственный институт, первоочередными задачами которого являются разработка регулятивных документов в области управления рынками иностранных валют и надзора за ними, а также управление государственным резервом иностранных валют. Государственная администрация по обмену валюты была создана в 1979 году под эгидой Банка Китая и наделена компетенциями, которые ранее были распределены среди ряда учреждений.

Китайские инвесторы обязаны предоставить в данное учреждение разрешение, полученное от Министерства коммерции и Государственного комитета по развитию и реформе, прежде чем осуществить инвестирование в иностранной валюте. Государственная администрация по обмену валюты также несет ответственность за проверку источников иностранной валюты, находящейся на счетах инвестора.

Государственный Совет КНР, наряду с вышеперечисленными и прочими институтами, принял в 2001-2017 годах ряд документов, направленных на поощрение иностранного инвестирования в области, которые соответствовали реализации целей, поставленных в рамках пятилетних планов. Так, если в десятой и одиннадцатой пятилетках речь шла, в первую очередь, о получении доступа к рынкам, ресурсам и технологиям, то в двенадцатой и тринадцатой пятилетках Правительство Китая представило развернутую программу осуществления зарубежных капиталовложений, которые должны были стать интегральной частью национальной и мировой инвестиционной инфраструктуры.

«Идти вовне» в десятой и одиннадцатой пятилетках (2001—2010 гг.)

Основные первоначальные цели — содействие китайским конкурентоспособным корпорациям в приобретении зарубежных активов и доступ к рынкам и ресурсам как дополнительный источник развития соответствующих отраслей внутри страны — были закреплены в десятом пятилетнем плане и получили развитие в принятых на их основе документах. Одиннадцатая пятилетка продолжила и детализировала эти направления экономической политики.

В первую очередь, были приняты меры, направленные на поддержку зарубежных капиталовложений китайских предприятий с помощью ряда инструментов финансового и фискального характера, а также путем управления рисками, предоставления информации, оказания кредитной поддержки и заключения международных инвестиционных соглашений.

Экспортно-импортный Банк Китая (Эксим Банк) и Китайский Банк развития являются основными акторами в предоставлении льготных условий кредитования и специальных кредитных линий, созданных для поддержки экспортных отраслей. В рамках десятой пятилетки Эксим Банк совместно с Государственным комитетом по развитию и реформе принял в 2004 году «Уведомление о предоставлении льготных кредитов для реализации инвестиционных проектов в стратегических областях»,22 согласно которому отдельные приоритетные направления получали государственную поддержку в виде субсидированных кредитов. К ним относились, в первую очередь, проекты в области добычи ресурсов, а также проекты в области обрабатывающей промышленности и инфраструктуры, которые дали бы толчок экспорту национальных технологий, продуктов, оборудования и рабочей силы.

Помимо выделения областей стратегической направленности были определены географически привлекательные регионы. В 2004 году Министерство коммерции начало составлять списки стран и областей, которые имели приоритетное значение с точки зрения инвестирования китайских компаний. Они были собраны в «Каталог-руководство отраслей государств (территорий) для осуществления инвестиций». Он не носил обязывающего характера, однако компаниям, которые реализовывали инвестиционные процессы в соответствующих странах и отраслях, предоставлялось

22 Notice of the National Development and Reform Commission, the Export-Import Bank of China on Giving Credit Support to the Key Overseas Investment Projects Encouraged by the State/Circular on Supportive Credit Policy on Key Overseas Investment Project Encouraged by the State // Bernasconi-Osterwalder N., Johnson L., Zhang J. Chinese Outward Investment: an Emerging Policy Framework // International Institute for Sustainable Development [Электронный ресурс] P. 165. 2013.

URL: http://www.iisd.org/pdf/2012/chinese outward investment.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

приоритетное право на получение соответствующих государственных льгот в сфере кредитования, валютного регулирования, налогообложения, таможенного оформления и т.д.23 Помимо этого, Министерство коммерции с 2006 года начало публиковать «Справочники государств (территорий) по осуществлению инвестиций и сотрудничества», содержащие основную информацию об инвестиционном климате государств, которые могут являться реципиентами китайских инвестиций24. Эти информационные меры были подкреплены новой системой составления докладов об ограничениях, существующих в сфере капиталовложений.

Китайский Банк развития совместно с Государственным комитетом по развитию и реформе принял в 2005 году «Уведомление о предоставлении усиленной финансовой поддержки для реализации инвестиционных проектов в стратегических областях»25. В нем перечисляются проекты, имеющие стратегическое назначение в соответствии с уведомлением Эксим Банка, и оговариваются меры, которые Китайский Банк развития обязуется принять в области предоставления финансовой поддержки. Так, помимо ускоренного прохождения соответствующих проверок и выделения льготных кредитов предполагалось предоставление средне- и долгосрочных займов, не подкрепленных ценными бумагами и усиление сотрудничества с международными финансовыми организациями и/или ТНК, которые формируют иностранные займы и задействованы в реализации схем финансирования.

Далее ряд государственных институтов, в том числе Министерство коммерции и Государственный комитет по развитию и реформе, выпустил в 2006 году совместный документ под названием «Политика иностранного капиталовложения», направленный на реализацию предпочтений китайского правительства в области зарубежных капиталовложений26. Отрасли индустрии были разделены на три категории: те, в

(«Уведомление Министерства коммерции и Министерства иностранных дел о выходе «Каталога-руководства отраслей государств (территорий) для осуществления инвестиций» // Ministry of Commerce People's Republic of China [Official Site]. URL: http://www.mofcom.gov.cn/article/fgsjk/200407/20040702649684.shtml (дата обращения: 25.03.2018). Данный документ был изменен несколько раз и переиздан в 2005, 2007 и 2011 годах.

24 // The Central People's Government of the People's Republic of China [Official Site]. URL: http://www.gov.cn/gzdt/2006-09/10/content 383663.htm (дата обращения: 25.03.2018).

25 Circular about the Relative Issues on Offering More Financing Support to Key Overseas-invested Projects // Bernasconi-Osterwalder N., Johnson L., Zhang J. Chinese Outward Investment: an Emerging Policy Framework // International Institute for Sustainable Development [Электронный ресурс] 2013. P. 52. URL: http://www.iisd.org/pdf/2012/chinese outward investment.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

26 Outward Investment Sector Direction Policy & 2006 Catalogue of Industries for Guiding Outward Investment // Bernasconi-Osterwalder N., Johnson L., Zhang J. Chinese Outward Investment: an Emerging Policy Framework // International Institute for Sustainable Development [Электронный ресурс] 2013. P. 67. URL: http://www.iisd.org/pdf/2012/chinese outward investment.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

которых инвестиции запрещены, те, в которые они разрешены и те, в которые таковые поощряются.

К последним относились, в первую очередь, отрасли, связанные с добычей ресурсов, дефицитных для Китая и необходимых в соответствующих отраслях национальной промышленности, а также стимулирующие экспорт продуктов, оборудования или технологий, произведенных в Китае с упором на сравнительное преимущество. Также был сделан акцент на те направления, за счет которых китайские компании получили бы доступ к зарубежным нанотехнологиям, эффективным управленческим моделям и квалифицированному персоналу. Инвестиции, которые предполагалось направить в отрасли, не относящиеся как к приоритетным, так и не запрещеным, не получали государственную поддержку любого, в том числе финансового, характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее, в период с 2001 г. по 2010 г., был предпринят ряд шагов, направленных на упрощение бюрократического процесса согласования инвестиций, либерализацию валютного обмена и оказание финансовой поддержки инвесторам.

До 2000 г. все внешние инвестиции подлежали многоступенчатой системе регистрации, рассмотрения и утверждения, которая значительно тормозила процесс осуществления зарубежных капиталовложений. После 2000 г. был проведен ряд последовательных реформ, результатом которых стало упрощение схемы взаимодействия предпринимателей с государственными органами, ответственными за инвестиционную деятельность компаний. Это произошло в рамках принятия в 2004 г. Государственным Советом КНР «Решения о реформировании системы управления инвестициями», целью которого было упразднение старой системы и внедрение системы авторизации и учета. «Промежуточные меры по вопросам администрирования процесса проверки и разрешения на участие в зарубежных инвестиционных проектах», принятые Государственным комитетом по развитию и реформе, рассматривали конкретный порядок взаимодействия предприятий с государством. 27

В целом, ключевые реформы в этой области были направлены на поднятие пороговой отметки объемов реализуемых инвестиций, превышение которой требовало утверждения со стороны Государственного комитета по развитию и реформе, а также

27 Verification and Approval Procedures for OFDI/Interim Measures for the Administration of Examination and Approval of the Overseas Investment Projects // Bernasconi-Osterwalder N., Johnson L., Zhang J. Chinese Outward Investment: an Emerging Policy Framework // International Institute for Sustainable Development [Электронный ресурс] 2013. P. 43. URL: http://www.iisd.org/pdf/2012/chinese outward investment.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

децентрализацию процесса, позволяющую предприятиям проходить соответствующие процедуры в местных представительствах. К примеру, государственным корпорациям, осуществляющим инвестиции в размере до 30 млн. долларов США в проекты, связанные с полезными ископаемыми, или с задействованием иностранной валюты объемом менее 10 млн. долларов США, предписывалось передавать документы для постановки на учет в Государственный комитет по развитию и реформе, который в течение 7 рабочих дней обязывался выдать подтверждение.

Были также разграничены компетенции между институтами и упрощен процесс согласований за счет стандартизации бюрократических процедур. «Административные меры по утверждению зарубежных инвестиционных проектов»28, изданные Министерством коммерции в мае 2009 г., требовали от инвестора приобретения сертификата иностранного инвестирования, который являлся свидетельством утверждения заявки, давая возможности приобрести иностранную валюту и урегулировать таможенные вопросы. Бланк сертификата доступен на сайте Министерства коммерции.

Со стороны Государственной администрации иностранной валюты был предпринят ряд шагов в области обмена иностранных валют и либерализации режима их использования в инвестиционных целях, важнейшими из которых являлись отмена требования о возврате прибыли в национальную экономику, предъявляемого к китайским предприятиям, инвестирующим за рубеж, а также упразднение квот на объем иностранной валюты, предоставляемой в инвестиционных целях29.

В 2009 году произошли упорядочивание и дальнейшее упрощение уже существующих мер в рамках «Положений относительно управления иностранной валютой». 30

Measures for Overseas Investment Management // Bernasconi-Osterwalder N., Johnson L., Zhang J. Chinese Outward Investment: an Emerging Policy Framework // International Institute for Sustainable Development [Электронный ресурс] 2013. P. 76. URL: http://www.iisd.org/pdf/2012/chinese outward investment.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

Список нормативных документов, регулирующих операции с иностранной валютой, представлен на сайте Государственной администрации иностранной валюты: Catalogue of Existing Laws and Regulations in Effect on Foreign Exchange Administration (as of the end of June 2011) // State Administration of Foreign Exchange [Official Site]

URL: http://www.safe.gov.cn/wps/portal/lut7p/c4/04 SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP0os3gPZxdnX293QwN f 0tXA08zR9PgYGd3Yx8fE 2CbEdFAM9sw9Y!/?WCM GLOBAL CONTEXT=/wps/wcm/connect/safe web store/state+administration+of+foreign+exchange/rules+and+regulations/d0abab804964ab3e873fe77846008a2c (дата обращения: 25.03.2018).

30 Regulations on Foreign Exchange Administration of Overseas Direct Investments by Domestic Institutions // Bernasconi-Osterwalder N., Johnson L., Zhang J. Chinese Outward Investment: an Emerging Policy

«Идти вовне» в двенадцатой и тринадцатой пятилетках (2011—2020 гг.)

В двенадцатой пятилетке (2011-2015) предлагалось комбинированное использование стратегии «Приглашаем приходить» и «Идти вовне», в рамках которой уделялось равное внимание как капиталовложениям, поступающим извне, так и китайским инвестициям за рубежом, чтобы с максимальной пользой использовать возможности рынков и их ресурсов. Помимо этого, были выработаны приоритеты Китая относительно его роли в международных институтах, а также подчеркнута необходимость их реформирования.

Положения, затрагивающие инвестиционную деятельность в двенадцатой пятилетке, были уточнены и расширены в двенадцатом «Пятилетнем плане относительно промышленной реформы и модернизации», сформулированном Государственным Советом КНР в 2011 г.31, а также в двенадцатом «Пятилетнем плане относительно входящих и исходящих прямых иностранных инвестиций», изданном Государственным комитетом по развитию и реформе в 2012 г.32 В то время как «Пятилетний план относительно промышленной реформы и модернизации» определил приоритетные инвестиционные направления для промышленных отраслей, в «Пятилетнем плане относительно входящих и исходящих прямых иностранных инвестиций» были изложены основные положения касательно институциональной структуры, призванной содействовать развитию зарубежных ПИИ. В первую очередь, подчеркивается роль Правительства КНР в трех основных областях:

1. поддержка активного участия китайских корпораций за рубежом в проектах, связанных с обеспечением природными ресурсами;

2. ускорение реализации технологической модернизации;

3. эффективное расширение присутствия на иностранных рынках.

Framework // International Institute for Sustainable Development [Электронный ресурс] 2013. P. 276. URL: http://www.iisd.org/pdf/2012/chinese outward investment.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

31 ^Ш^Ш^ШШШ («Пятилетний план относительно промышленной реформы и модернизации») // Ministry of Commerce People's Republic of China [Official Site]. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2012-01/18/content 2047619.htm (дата обращения: 25.03.2018)

32 SauvantK., SauvantK., Chen V. China's Regulatory Framework for Outward Foreign Direct Investment // China Economic Jouranl. 2014. Vol. 7. No. 1. P. 152.

Тринадцатая пятилетка (2016-2020 гг.) отличается от предыдущих по ряду аспектов33. Во-первых, значительно возросла роль КПК и, в частности, ее Генерального секретаря, Си Цзиньпина, что позволило назвать документ планом Си34. Во-вторых, изменились макроэкономические условия развития, в результате чего китайское правительство переосмыслило источники экономического роста. Осознание того, что тяжелая промышленность и производство низкокачественных товаров не являются ни долгосрочным источником роста, ни генератором рабочих мест, которые соответствовали бы запросам более образованной и квалифицированной рабочей силы, заставило сместить приоритеты в сторону инновационного развития.

В соответствии со смещением приоритетов, тринадцатая пятилетка подчеркивает необходимость реализации стратегий «Сделано в Китае 2025» и «Интернет плюс» как ключевых инициатив для продвижения на рынок продукции с высокой добавленной стоимостью. В них сформулированы требования ускорить переход Китая к высокотехнологичному производству35. Помимо этого, отдельно выделяется значимость проекта «Один пояс — один путь»36, который в рамках

33 13-я пятилетка (2016-2020 гг.) — важнейший этап построения в Китае общества малого благоденствия «сяокан» / Отв. ред. А.В. Островский; сост. П.Б. Каменнов. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2018.

34 Ср. Kennedy S., Johnson C.K. Perfecting China, Inc. // Centre for Strategic and International Studies. [Электронный ресурс] May 2016. URL: https://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs public/publication/160521 Kennedy PerfectingChinaInc Web.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

35 Стратегия «Идти вовне» была упомянута в «Отчете о работе правительства», который предшествовал тринадцатой пятилетке и перечислил направления, на которых впоследствии был сделан упор. Предполагалось ускорить реализацию стратегии, в первую очередь, за счет поддержки компаний в их инвестиционной деятельности, связанной с проектами в области развития инфраструктуры за рубежом и сотрудничеством с иностранными партнерами в сфере развития производственных возможностей. Перечисляются отрасли, которые впоследствии более подробно рассмотрены в пятилетке: железные дороги, электроэнергетика, коммуникации, строительное оборудование, автомобильная и самолетная промышленность, электроника и прочее оборудование, металлургия, строительные материалы. В этих отраслях предполагалось расширить существующую долю на иностранных рынках. С целью упрощения процесса инвестирования зарубежное капиталовложение предполагалось осуществлять в рамках ведения регистрации и учета инвестиций в соответствующих институтах. Далее, была озвучена необходимость расширить каналы использования иностранной валюты, улучшить качество оказания финансовых и информационных услуг, а также предоставлять защиту прав и интересов китайских предприятий за рубежом. Ср. Keqiang L. Report on the Work of the Government // The Wall Street Journal. [Электронный ресурс] URL: http://online.wsi.com/public/resources/documents/NPC2016 WorkReport English.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

36 Инициатива «Один пояс, одна дорога», впервые сформулированная в 2013 году, представляет собой проект по созданию глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры, который объединяет сухопутный экономический коридор «Экономический пояс Шелкового пути» и морскую часть «Морской Шелковый путь XXI века». В настоящий момент четкие маршруты, по которым пройдет новый Шелковый путь, до конца не разработаны. Известно, что «Экономический пояс Шелкового пути» проляжет через Центральную Азию и соединит восточные провинции Китая со странами Западной Европы. В целом, «Один пояс — один путь» состоит из шести экономических коридоров и шести каналов сообщения и распределения. Ср. Report on the Implementation of the 2015 Plan for National Economic and Social Development and on the 2016 Draft Plan for National Economic and Social Development // The Wall Street Journal. [Электронный ресурс]

тринадцатой пятилетки приобрел не только экономическое значение, но и рассматривается как дополнительный канал распространения образовательных и культурных ценностей Китая.

В отличие от предыдущих пятилетних планов, в тринадцатом плане политическое руководство страны отказалось от термина «Идти вовне» — вместо этого предполагается как активное участие китайских инвесторов в мировой экономике, так и масштабное привлечение иностранного капитала. Взаимодействию Китая с международным сообществом посвящена часть XI тринадцатого пятилетнего плана37 под названием «Открытие», которая включает в себя главы 49-52 и акцентирует такие аспекты открытости экономики как беспрепятственное передвижение участников производства, интеграцию рынков и формирование международного порядка с учетом интересов всех игроков.

Основной документ, который определяет актуальные инвестиционные направления, был выпущен совместно Государственным комитетом по развитию и реформе, Министерством коммерции, Народным банком Китая и Министерством иностранных дел в августе 2017 г. В рамках «Мнений относительно управления и регулирования направлений зарубежных капиталовложений» предлагается новая классификация отраслей экономики, в которых инвестиции запрещены, ограничены или поощряются. Интересно, что впервые к количественно ограничиваемым инвестициям относятся инвестиции спекулятивного характера, к примеру, в недвижимость, гостиницы, кинотеатры, развлекательные комплексы, спортивные

URL: http://online.wsi.com/public/resources/documents/NPC2016 NDRC English.pdf (дата обращения: 25.03.2018). На сегодняшний день существует целый пласт научных исследований относительно перспектив развития данного проекта и его влияния на различные области как в странах-участниках, так и в геополитической расстановке сил. Напр.: ВиноградовА.О. Новый тип отношений и новый шелковый путь. К вопросу о внешнеполитических инновациях Китая // Китай в мировой и региональной политике. История и современность, 2015. Т. 20. № 20. С. 69-87; Островский А.В. Китайский проект «Экономический пояс шелкового пути» как путь к международному экономическиому сотрудничеству // Азия и Африка сегодня, 2016. № 2 (703). С. 8-12; Уняев С.В. Китайский проект «Один пояс — один путь»: концепция, план, сотрудничество с Россией // Проблемы Дальнего Востока, 2015. № 4. С. 8-21; Blanchard J.M.F., Flint C. The Geopolitics of China's Maritime Silk Road Initiative // Geopolitics, 2017. Vol. 22. P. 223-245; Chung C.P., Voon T.J. China's Maritime Silk Road Initiative // Asian Survey, 2017. Vol. 53. No. 3. P. 416-449; Khurana G.S. China's Maritime Silk Road: Beyond Economics // Sakhuja, V.(ed.) Maritime Perspecitvs [Электронный ресурс] 2015.

URL: http://www.maritimeindia.org/View%20Profile/Maritime%20Perspective%2015.pdf (дата обращения: 25.03.2018); Khurana G.S. China, India and „Maritime Silk Road": Seeking a Confluenc. Maritime Affairs: Journal of the National Maritime Foundation of India, 2015. Vol. 11 No. 1 P. 19-29.

37 The 13th Five-Year Plan for Economic and Social Development of the People's Republic of China // National Development and Reform Commission [Official Site]

URL: http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201612/P020161207645765233498.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

клубы и т.д., а также инвестиции, направленные на создание паевых инвестиционных фондов со спекулятивным профилем.

Помимо разграничения инвестиций на три категории, были подняты пороговые показатели инвестиций для получения разрешения со стороны Государственного комитета по развитию и реформе, произошла дальнейшая стандартизация и формализация процесса подачи и рассмотрения заявок. С другой стороны, был расширен масштаб надзорных мер, который позволяет Государственному комитету по развитию и реформе наблюдать за осуществлением инвестиционного проекта вплоть до его завершения. Помимо различных форм взаимодействия в период до реализации проекта инвестор обязан предоставить отчет о завершении проекта в течение 20 дней после его закрытия.

Китайское Правительство также наладило канал масштабного государственного финансирования, направленного на поддержку указанных инициатив. В ноябре 2016 года Китайский банк развития заявил, что предоставит около 45 млрд. долларов США для реализации программы «Сделано в Китае 2025» в период тринадцатой пятилетки. Китайское Правительство также учредило Национальный фонд для финансирования интегральных схем в размере 20 млрд. долларов США, фонд для финансирования передовых промышленных технологий в размере 6 млрд. долларов США и фонд для осуществления инвестиций в развивающиеся отрасли экономики. Объем кредитования Эксим Банка, связанного с финансированием зарубежных проектов, вырос в 2016 году на 44% — до 170 млрд. долларов США, при этом основная часть банковских ссуд выдавалась под реализацию проекта «Один пояс — один путь», а также проектов в сферах промышленности и 1Т-технологий38.

«Идти вовне» в цифрах

ПИИ из Китая выросли с 0,55 млрд. долларов США в 2000 до 68,81 млрд. долларов США в 2010 году; объем накопленных инвестиций составил в 2010 году порядка 317 млрд. долларов США по сравнению с 3,73 млрд. долларов США в 2000 году. При этом, если на сделки в области слияний и поглощений в 2000 году приходилось 0,47 млрд. долларов США, то в 2010 году этот показатель вырос до 30 млрд. долларов США, что составило около половины всего объема ПИИ39.

38 China Exim Bank lends more to help China firms go global // Xinhuanet.com. [Электронный ресурс] 29.01. 2017. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2017-01/29/c 136019897.htm (дата обращения: 25.03.2018).

39 Pei C., Zheng W. China's Outbound Foreign Direct Investment Promotion System. Heidelberg: Springer Verlag, 2015. P. 10.

В период двенадцатой и тринадцатой пятилетки ПИИ из Китая продолжали расти. Во время двенадцатой пятилетки они выросли по сравнению с периодом предыдущего плана в 2,3 раза и достигли отметки в 118,02 млрд. долларов США в 2015 году40. В 2016 году объем ПИИ составил беспрецедентные 170,1 млрд. долларов США, что означало рост на 44% по сравнению с 2015 годом41, за счет которого Китай стал вторым в мире иностранным инвестором и крупнейшим экспортером капитала42. За этим последовало резкое падение ПИИ в 2017 г. — почти на 30% (до 120 млрд. долларов США)43.

Одной из причин негативной динамики стала вышеупомянутая политика государства, направленная на ограничение спекуляций и создание препятствий для оттока капитала. По словам главного экономиста Standart Chartered Plc в Гонконге Д.Шуанга, именно жесткие меры контроля за движением капитала стали причиной падения объемов инвестиций44. Так, к примеру, была отменена сделка на 14 млрд. долларов США, в рамках которой Anbang Insurance намеревалась приобрести гостиничный бизнес Starwood Hotels and Resorts. Anhui Xinke New Materials, китайская металлургическая компания, вела переговоры о покупке Voltage Pictures, американской продюсерской компании, на сумму в 350 млн долларов США, однако неожиданно объявила о том, что сделка не состоится45. В Австралии, где ПИИ Китая в проекты, связанные с коммерческой недвижимостью и инфраструктурой, лидировали с отрывом (36% и 28% соответственно) от общего объема инвестиций в 2016 году46, возникли

40 Official of the Department of Outward Investment and Economic Cooperation of the Ministry of Commerce Comments on China's Outward Investment and Economic Cooperation in 2015 // Ministry of Commerce People's Republic of China [Official Site]. URL: http://english.mofcom. gov.cn/article/newsrelease/policyreleasing/201602/20160201251488.shtml (дата обращения: 25.03.2018).

41 MOFCOM Department Official of Outward Investment and Economic Cooperation Comments on China's Outward Investment and Cooperation in 2016 // Ministry of Commerce People's Republic of China [Official Site]. URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/newsrelease/policyreleasing/201701/20170102503092.shtml (дата обращения: 25.03.2018).

42 China becomes world's second-largest source of outward FDI: report // Xinhuanet.com. [Электронный ресурс] 08.06.2017. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2017-06/08/c 136350164.htm (дата обращения: 25.03.2018).

43 China's Outbound Investment Slumped in 2017 as Deals Scrutinized // Bloomberg News. [Электронный ресурс] 16.01.2018. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-01-16/china-s-outbound-investment-slumped-in-2017-as-deals-scrutinized (дата обращения: 25.03.2018).

44 Там же.

45 Bradsher K. After W$225 Billion in Deals Last Year, China Reins in Overseas Investment // The New York Times [Электронный ресурс] March 12.01.2017. URL: https://www.nytimes.com/2017/03/12/business/dealbook/china-deals-capital-controls-hollywood.html (дата обращения: 25.03.2018).

46 Demystifying Chinese Investment in Australia // KPMG, University of Sydney. [Электронный ресурс] May 2017. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/au/pdf/2017/demvstifving-chinese-investment-in-australia-may-2017.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

опасения относительно возникновения «пузырей» в данных областях в том случае, если китайские инвесторы уйдут с рынка47.

Другой причиной сокращения объема ПИИ Китая явилось то, что темпы роста и объемы китайских инвестиций пугают правительства стран-реципиентов, прежде всего на Западе48. В качестве оснований для осторожного отношения к ним называют, в первую очередь, политические риски, поскольку инвесторами часто выступают государственные корпорации (или частные корпорации с непрозрачной структурой), которые, как предполагается, могут руководствоваться не только экономическими соображениями. Присутствуют и риски в области безопасности, поскольку Китай не является членом НАТО49. Предполагается, что Коммунистическая партия Китая может использовать экономическую мощь и активы в западных странах не только в качестве рычага для достижения политических целей, но и в качестве инструмента «мягкой силы» для легитимации коммунистической системы50. К примеру, Австралия объявила о намерении ужесточить инвестиционный режим для иностранных капиталовложений в электрические сети и сельскохозяйственные площади, которые являются целью китайских инвесторов51.

Помимо этого, очевидную роль в падении уровня китайских инвестиций играет политика американского президента Д. Трампа, администрация которого в ноябре 2017 г. инициировала реформу процедуры утверждения входящих инвестиций. Комитет по иностранным инвестициям США, который имеет право наложить вето на иностранные капиталовложения, предположительно несущие угрозу национальной безопасности,

47 Birtles B. China's curbs on overseas property deals could worsen Australian real estate drop-off // ABC News. [Электронный ресурс] 21.08.2017. URL: http://www.abc.net.au/news/2017-08-21/china-curbs-on-overseas-property-deals/8828450 (дата обращения: 25.03.2018); StuartE. Chinese investors pull out of Melbourne apartment market // ABC News. [Электронный ресурс] 25.05.2017. URL: http://www.abc.net.au/news/2017-05-25/chinese-investors-pull-out-of-melbourne-apartment-market/8557182 (дата обращения: 25.03.2018).

48 Coase R., Wang N. How China became capitalist. London: Palgrave Macmillan, 2013. P. 179.

49 Meunier S. Why China's Direct Investment Poses Political Challenges in Europe and the United States // ed. by J. Chaisse. China's Three-proning Investment Strategy: Bilateral, Regional and Global Tracks, London: Oxford University Press, 2018. URL: https://scholar.princeton.edu/sites/default/files/smeunier/files/meunier beware of chinese bearing gifts 100517.pdf (дата обращения: 25.03.2018); Fontanella-Khan J.Euronet claims security risks in Ant-MoneyGram bid // Financial Times. [Электронный ресурс] 09.04.2017. URL: https://www.ft.com/content/37dc5b3a-1bca-11e7-a266-12672483791a (дата обращения: 25.03.2018).

50 Anderlini J., Smyth J. West grows wary of China's influence game // Financial Times. [Электронный ресурс] 19.01.2017. URL: https://www.ft.com/content/d3ac306a-e188-11e7-8f9f-de1c2175f5ce (дата обращения: 25.03.2018).

51 Smyth J. Australia to tighten foreign investment rules amid China concerns // Financial Times [Электронный ресурс] 01.02.2018. URL: https://www.ft.com/content/308ca8d6-06f6-11e8-9650-9c0ad2d7c5b5 (дата обращения: 25.03.2018).

получил возможность более детально рассматривать предстоящие инвестиции, в первую очередь, в области технологий52.

Результаты этой реформы не заставили себя ждать. Ant Financial, дочерняя компания Alibaba, получила отказ в Комитете по иностранным инвестициям США на приобретение MoneyGram International за 1,8 млрд долларов США из соображений безопасности53. Инвестиционный банк Cowen, расположенный в Нью-Йорке, отменил инвестиционную сделку с CEFC China Energy на сумму 275 млн. долларов США, объяснив это задержкой в ее рассмотрении и риском отказа со стороны Комитета. В целом, на сегодняшний день 27 компаний США, которые являются объектами поглощения китайских компаний, ожидают разрешения на проведение сделки54.

Вышеописанная динамика роста отразилась на сделках слияний и поглощений китайских компаний за рубежом. Поступательно росли как количество сделок, так и их стоимость. В 2015 году китайские компании заключили 502 сделки слияний и поглощений по сравнению с 325 сделками в 2014 г. и впервые обогнали США по количеству подобных сделок в 2016 г., достигнув рекордной отметки в 932 сделки общей стоимостью в 220 млрд долларов США. Тем не менее, следуя негативному тренду 2017 года, количество сделок в области слияний и поглощений в первом квартале 2017 года резко сократились на 67% по сравнению с этим же периодом предыдущего года55.

Помимо количественного роста произошли качественные изменения в отраслевой направленности инвестиционных потоков. Несмотря на то, что проекты в области добычи ресурсов остались немаловажной статьей в инвестиционной структуре56, третичный сектор, к которому относятся сфера услуг и товаров конечного

52 Salladin A. It is time to update the US's inward investment review process // Financial Times. [Электронный ресурс] 16.01.2017. URL: https://www.ft.com/content/07a53b18-ca1f-11e7-ab18-7a9fb7d6163e (дата обращения: 25.03.2018).

53 McLannahan B. US doubts on China investments sink Ant Financial-MoneyGram deal // Financial Times. [Электронный ресурс] 03.01.2017. URL: https://www.ft.com/content/b893d7e0-f012-11e7-b220-857e26d1aca4 (дата обращения: 25.03.2018).

54 McLannahan B., Donnan S. Delays and suspicions dog China-US investments // Financial Times. [Электронный ресурс] 11.12.2017. URL: https://www.ft.com/content/386c3fbc-dc67-11e7-a039-c64b1c09b482 (дата обращения: 25.03.2018).

55 China 2017 Economic Report // Embassy of Switzerland in the People's Repbulic of China. [Электронный ресурс] June 2017. URL: http://www.sinoptic.ch/embassy/textes/eco/20170624 China Annual.economic.report.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

56 Для анализа нефтегазовой отрасли Китая на примере компании CNPC и CNOOC см. Митина Н.Н., Хуэй Д. Перспективы развития нефтегазовой отрасти в Китайской Народной Республике // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 62. С. 41-55. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk 62. ijun 2017 g./problemi upravlenija teorija i praktika/mit ina duhuei.pdf дата обращения: 25.03.2018); Митина Н.Н., Хао C. Государственное управление

потребления, стал преобладать в структуре ПИИ, начиная с 2005 года. Этот тренд продолжал усиливаться и достиг в 2014 году отметки в 30%57. К 2016 г. наибольший объем инвестиций пришелся именно на отрасль высоких технологий, хотя по сравнению с 2015 г. он сократился почти вдвое за счет роста спекулятивных сегментов, к которым относится недвижимость и индустрия развлечений (см. Рисунок 4).

Рисунок 4. ПИИ из Китая 2012-201658

Заключение

Очевидно, что комплекс мер, принятых в 2001-2017 гг. с целью реализации стратегии «Идти вовне», изменил структуру не только национальной, но и мировой экономики. Китай стал крупнейшим иностранным инвестором, который по количеству сделок в области слияний и поглощений обогнал США. Это произошло, в первую очередь, за счет последовательной и целенаправленной политики правительства КНР, в результате которой была преобразована институциональная структура иностранного инвестирования.

Во-первых, произошло поступательное упрощение взаимодействия с бюрократическими институтами, которые принимают участие в процессе утверждения

Национальной морской нефтегазовой корпорацией Китайской Народной Республики. // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 61. C. 19-35. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk 61. aprel 2017 g./problemi upravlenija teoriia i praktika/m itina sunhao.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

57 China Outlook 2016 // KPMG. [Электронный ресурс] 2016 URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/pdf/2016/03/china-outlook-2016.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

58 Источник: PwC M&A 2016 Review and 2017 Outlook // PwC [Электронный ресурс] 2017. URL: https://www.pwccn.com/en/mergers-and-acquisitions/ma-press-briefing-ian2017.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

заявок о намерении инвестировать за рубеж. С этой целью были подняты пороговые отметки и стандартизирован процесс подачи заявок. Во-вторых, были сняты ограничения на использование иностранной валюты и предприятиям было позволено реинвестировать прибыль. В-третьих, была создана система поддержки ПИИ, прежде всего в форме льготных займов и налоговых льгот. Китайский банк развития и Эксим Банк являются основными государственными институтами, предоставляющими финансовую поддержку.

Во-вторых, в связи с растущим объемом спекулятивных инвестиций, в результате которых отток капитала повлек за собой падение курса юаня, китайское правительство было вынуждено ограничить инвестиционные сферы для иностранного капиталовложения. В первую очередь, инвестиции в недвижимость, гостиницы, кинотеатры, развлекательные комплексы, спортивные клубы были признаны спекулятивными, что повлекло за собой ряд несостоявшихся сделок. С другой стороны, объем и темпы роста китайских ПИИ вызывают опасения в западных странах относительно того, что наличие иностранных экономических активов на их территориях станет инструментом политического давления со стороны Китая, равно как и предоставит китайским корпорациям доступ к технологиям, контроль над которыми представляет в странах-реципиентах национальный интерес.

Необходимо также обратить внимание внимание на то, что изменились цели китайских капиталовложений за рубежом. Если период до 2010 г. в целом отмечался инвестиционной деятельностью, направленной на приобретение ресурсов и технологий, а также на завоевание доли иностранных рынков, то последующие планы предполагали более масштабную экспансию. В то время как инвестиции в полезные ископаемые остаются константой зарубежного капиталовложения, изменилась целевая парадигма инвестирования — китайские инвесторы перешли от реализации отдельных проектов к созданию глобальных производственно-сбытовых цепей, в первую очередь в высокотехнологических областях. Помимо этого, можно говорить о том, что иностранное инвестирование, в том числе в инфраструктурные проекты, становится частью экспортной политики по продвижению китайских товаров, технологических стандартов и культурных ценностей.

Список литературы:

1. 13-я пятилетка (2016-2020 гг.) — важнейший этап построения в Китае общества малого благоденствия «сяокан» / Отв. ред. А.В. Островский; сост. П.Б. Каменнов. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2018.

2. ВиноградовА.О. Новый тип отношений и новый шелковый путь. К вопросу о внешнеполитических инновациях Китая // Китай в мировой и региональной политике. История и современность, 2015. Т. 20. № 20. С. 69-87.

3. Кандалинцев В.Г. Сравнительный анализ ПИИ Китая, Индии и Японии // Восточная аналитика. 2012. № 3. С. 96-100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sraYnitelnyy-analiz-pii-kitaya-indii-i-yaponii (дата обращения: 25.03.2018).

4. Митина Н.Н., Хао C. Государственное управление Национальной морской нефтегазовой корпорацией Китайской Народной Республики. // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 61. C. 19-35. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk 61. aprel_2017_g./problemi_upravlenija_te orija i praktika/mitina sunhao.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

5. Митина Н.Н., Хуэй Д. Перспективы развития нефтегазовой отрасти в Китайской Народной Республике // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 62. С. 41-55. URL: http://e-iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk 62. ijun 2017 g./problemi upravlenija te orija i praktika/mitina duhuei.pdf дата обращения: 25.03.2018).

6. Островский А.В. Китайский проект «Экономический пояс шелкового пути» как путь к международному экономическиому сотрудничеству // Азия и Африка сегодня, 2016. № 2 (703). С. 8-12.

7. Уняев С.В. Китайский проект «Один пояс — один путь»: концепция, план, сотрудничество с Россией // Проблемы Дальнего Востока, 2015. № 4. С. 8-21.

8. Anderlini J., Smyth J. West grows wary of China's influence game // Financial Times. [Электронный ресурс] 19.01.2017. URL: https://www.ft.com/content/d3ac306a-e188-11e7-8f9f-de 1c2175f5ce (дата обращения: 25.03.2018).

9. Bernasconi-Osterwalder N., Johnson L., Zhang J. Chinese Outward Investment: an Emerging Policy Framework // International Institute for Sustainable Development [Электронный ресурс] 2013. URL: http://www.iisd.org/pdf/2012/chinese outward investment.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

10. BirtlesB. China's curbs on overseas property deals could worsen Australian real estate drop-off // ABC News. [Электронный ресурс] 21.08.2017. URL: http://www.abc.net.au/news/2017-08-21/china-curbs-on-overseas-property-

deals/8828450 (дата обращения: 25.03.2018).

11. Blanchard J.M.F., Flint C. The Geopolitics of China's Maritime Silk Road Initiative // Geopolitics, 2017. Vol. 22. P. 223-245.

12. Bradsher K. After W$225 Billion in Deals Last Year, China Reins in Overseas Investment // The New York Times [Электронный ресурс] March 12.01.2017. URL: https://www.nytimes.com/2017/03/12/business/dealbook/china-deals-capital-controls-hollywood.html (дата обращения: 25.03.2018).

13. Buckley P. The Determinants of Chinese Outward Foreign Direct Investment // Journal of international business studies. 2007. Vol. 38. No. 4. P. 499-518.

14. Catalogue of Existing Laws and Regulations in Effect on Foreign Exchange Administration (as of the end of June 2011) // State Administration of Foreign Exchange [Official Site] URL: http://www.safe.gov.cn/wps/portal/!ut/p/c4/04 SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP0os3g PZxdnX293QwN f0tXA08zR9PgYGd3Yx8fE 2CbEdFAM9sw9Y!/?WCM GLOBAL CO NTEXT=/wps/wcm/connect/safe_web_store/state+administration+of+foreign+exchange/rules +and+regulations/d0abab804964ab3e873fe77846008a2c (дата обращения: 25.03.2018).

15. China 2017 Economic Report // Embassy of Switzerland in the People's Repbulic of China. [Электронный ресурс] June 2017. URL: http://www.sinoptic.ch/embassy/textes/eco/20170624_China_Annual.economic.report. pdf (дата обращения: 25.03.2018).

16. China becomes world's second-largest source of outward FDI: report // Xinhuanet.com. [Электронный ресурс] 08.06.2017. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2017-06/08/c 136350164.htm (дата обращения: 25.03.2018).

17. China Exim Bank lends more to help China firms go global // Xinhuanet.com. [Электронный ресурс] 29.01. 2017. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2017-01/29/c 136019897.htm (дата обращения: 25.03.2018).

18. China Going Global Investment Index 2017 // Economist Intelligence Unit [Электронный ресурс] 2017. URL: http://pages.eiu.com/rs/753-RIQ-438/images/ODI in China 2017 English.pdf?mkt tok=eyJpIioiTlRiNE5EWTFZakZoTlRkb CIsInQiQiJ4TW1tUHRFV09ielNXN1hlXC9HMTQ0WkwYzVUTkpxMigraVZFUEZ4Y2g wTXJYYmV6QVwvSiBQNEFFVUxteU9KOWJyeTI1S2M1UzZoWXFMSzF3biNBTERaV nVQZHV2bk5KWEdzTGdyYlF5K0FVdHlkamZCWUZCYnhuNEJVWXhmMmRJIn0%3D (дата обращения: 25.03.2018).

19. China Outlook 2016 // KPMG. [Электронный ресурс] 2016 URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/pdf/2016/03/china-outlook-2016.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

20. China Takes Global Number Two Outward FDI Slot: Hong Kong Remains the Preferred Service Platform // HKTDC Research. [Электронный ресурс] 11.11.2016. URL: http://service-industries-research.hktdc.com/business-news/article/Legal-Services/China-Takes-Global-Number-Two-Outward-FDI-Slot-Hong-Kong-Remains-the-Preferred- S ervi ce-Platform/rp/en/1/1 X3 LVXCX/1X0A804W. htm (дата обращения: 25.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. China's Outbound Investment Slumped in 2017 as Deals Scrutinized // Bloomberg News. [Электронный ресурс] 16.01.2018. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-01-16/china-s-outbound-investment-slumped-in-2017-as-deals-scrutinized (дата обращения: 25.03.2018).

22. Chinese Investment Tripled in US in 2016, Doubled in Europe // Baker McKenzie. [Электронный ресурс] 06.02.2017. URL: https://www.bakermckenzie.com/en/newsroom/2017/02/chinafdi (дата обращения: 25.03.2018).

23. Chung C.P., Voon T.J. China's Maritime Silk Road Initiative // Asian Survey, 2017. Vol. 53. No. 3. P. 416-449.

24. Coase R., Wang N. How China became capitalist. London: Palgrave Macmillan, 2013.

25. Cometh the dragon // The Economist online. [Электронный ресурс] 12.11.2010. URL: https://www.economist.com/blogs/dailychart/2010/11/foreign_direct_investment (дата обращения: 25.03.2018).

26. Demystifying Chinese Investment in Australia // KPMG, University of Sydney. [Электронный ресурс] May 2017. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/au/pdf/2017/demystifying-chinese-investment-in-australia-may-2017.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

27. Dunning J. Trade, Location of Economic Activity and the Multinational Enterprise: A Search for an Eclectic Approach // ed. by P.O. Hesselborn, B. Ohlin, M. Wijkamn, The International Allocation of Economic Activity. London: Palgrave Macmillan, 1997. P. 395418.

28. Fontanella-Khan J. Euronet claims security risks in Ant-MoneyGram bid // Financial Times. [Электронный ресурс] 09.04.2017. URL: https://www.ft.com/content/37dc5b3a-1bca-11e7-a266-12672483791a (дата обращения: 25.03.2018).

29. Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock, annual, 1970-2016 // UNCTADSTAT Data Center [Official Site]. URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=96740 (дата обращения: 25.03.2018).

30. Hu Y.W. Management of China's Exchange Reserves: a case study on the State Administration of Foreign Assets // Economic Papers 421. European Commission. [Электронный ресурс] July 2010. URL: http://ec.europa.eu/economy finance/publications/economic paper/2010/pdf/ecp421 e n.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

31. Hua J., Xu W., WillsK. Sinopec signs $3,5billion deal for Galp's Brazil oil asset // Reuters. [Электронный ресурс] 11.11.2011. URL: https://www.reuters.com/article/us-galp-brazil-sale/sinopec-signs-3-5-billion-deal-for-galps-brazil-oil-asset-idUSTRE7AA0ZF20111111 (дата обращения: 25.03.2018).

32. Kennedy S., Johnson C.K. Perfecting China, Inc. // Centre for Strategic and International Studies. [Электронный ресурс] May 2016. URL: https://csis-prod.s3.amazonaws .com/s3fs public/publication/160521 Kennedy PerfectingChinaInc Web.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

33. Keqiang L. Report on the Work of the Government // The Wall Street Journal. [Электронный ресурс] URL: http://online.wsi.com/public/resources/documents/NPC2016 WorkReport English.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

34. Khurana G.S. China, India and „Maritime Silk Road": Seeking a Confluenc. Maritime Affairs: Journal of the National Maritime Foundation of India, 2015. Vol. 11 No. 1 P. 19-29.

35. Khurana G.S. China's Maritime Silk Road: Beyond Economics // Sakhuja, V.(ed.) Maritime Perspecitvs [Электронный ресурс] 2015. URL: http://www.maritimeindia.org/View%20Profile/Maritime%20Perspective%2015.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

36. Liao S., Zhang Y. A new context for managing overseas direct investment by Chinese state-owned enterprises // China Economic Journal. 2014. Vol. 7. No. 1. P. 126-140.

37. Luo Y., Xue Q., Han B. How Emerging Market Governments Promote Outward FDI: Experience from China // Journal of World Business. 2010. No 45 (1). P. 68-79.

38. McCaffrey C.R How Chinese FDI will Transform the Global Economy // The Diplomat. [Электронный ресурс] 16.12.2017. URL: https://thediplomat.com/2017/12/how-chinese-fdi-will-transform-the-global-economy/ (дата обращения: 25.03.2018).

39. McLannahan B. US doubts on China investments sink Ant Financial-MoneyGram deal // Financial Times. [Электронный ресурс] 03.01.2017. URL: https://www.ft.com/content/b893d7e0-f012-11e7-b220-857e26d1aca4 (дата обращения: 25.03.2018).

40. McLannahan B., Donnan S. Delays and suspicions dog China-US investments // Financial Times. [Электронный ресурс] 11.12.2017. URL: https://www.ft.com/content/386c3fbc-dc67-11e7-a039-c64b1c09b482 (дата обращения: 25.03.2018).

41. Meunier S. Why China's Direct Investment Poses Political Challenges in Europe and the United States // ed. by J. Chaisse. China's Three-proning Investment Strategy: Bilateral, Regional and Global Tracks, London: Oxford University Press, 2018. URL: https://scholar.princeton.edu/sites/default/files/smeunier/files/meunier beware of chin ese bearing gifts 100517.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

42. MOFCOM Department Official of Outward Investment and Economic Cooperation Comments on China's Outward Investment and Cooperation in 2016 // Ministry of Commerce People's Republic of China [Official Site]. URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/newsrelease/policyreleasing/201701/20170102503 092.shtml (дата обращения: 25.03.2018).

43. Official of the Department of Outward Investment and Economic Cooperation of the Ministry of Commerce Comments on China's Outward Investment and Economic Cooperation in 2015 // Ministry of Commerce People's Republic of China [Official Site]. URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/newsrelease/policyreleasing/201602/20160201251 488.shtml (дата обращения: 25.03.2018).

44. Pei C., Zheng W. China's Outbound Foreign Direct Investment Promotion System. Heidelberg: Springer Verlag, 2015.

45. PwC M&A 2016 Review and 2017 Outlook // PwC [Электронный ресурс] 2017. URL: https://www.pwccn.com/en/mergers-and-acquisitions/ma-press-briefing-jan2017.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

46. Report on the Implementation of the 2015 Plan for National Economic and Social Development and on the 2016 Draft Plan for National Economic and Social Development // The Wall Street Journal. [Электронный ресурс] URL: http://online.wsi.com/public/resources/documents/NPC2016 NDRC English.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

47. SalidjanovaN. Going Out: An Overview of China's Outward Foreign Direct Investment // USCC Staff Research Report. [Электронный ресурс]. March 2011. P. 19-23. URL: https://www.uscc.gov/sites/default/files/Research/GoingOut.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

48. Salladin A. It is time to update the US's inward investment review process // Financial Times. [Электронный ресурс] 16.01.2017. URL: https://www.ft.com/content/07a53b 18-ca1f-11 e7-ab 18-7a9fb7d6163e (дата обращения: 25.03.2018).

49. SauvantK., SauvantK., Chen V. China's Regulatory Framework for Outward Foreign Direct Investment // China Economic Jouranl. 2014. Vol. 7. No. 1. P. 141-162.

50. Seaman J., Otero-Iglesias M., Huotari M. Sizing up Chinese Investments in Europe // The Diplomat [Электронный ресурс] 01.03.2018. URL: https://thediplomat.com/2018/03/sizing-up-chinese-investments-in-europe/ (дата обращения: 25.03.2018).

51. Smyth J. Australia to tighten foreign investment rules amid China concerns // Financial Times [Электронный ресурс] 01.02.2018. URL: https://www.ft.com/content/308ca8d6-06f6-11e8-9650-9c0ad2d7c5b5 (дата обращения: 25.03.2018).

52. Statistics of FDI in China in January-July 2017 // Ministry of Commerce People's Republic of China [Official Site] URL: http://english.mofcom.gov.cn/article/statistic/foreigninvestment/201612/201612021658 31.shtml (дата обращения: 25.03.2018).

53. Stuart E. Chinese investors pull out of Melbourne apartment market // ABC News. [Электронный ресурс] 25.05.2017. URL: http://www.abc.net.au/news/2017-05-25/chinese-investors-pull-out-of-melbourne-apartment-market/8557182 (дата обращения: 25.03.2018).

54. The 13th Five-Year Plan for Economic and Social Development of the People's Republic of China // National Development and Reform Commission [Official Site] URL: http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201612/P020161207645765233498.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

55. Wenbin H., WilkA. Analysis of China's overseas investment policies. Working Paper 79 // Center for International Foresty Research. [Электронный ресурс] 2011. P. 2. URL: http://webdoc.sub.gwdg.de/ebook/serien/yo/CIFOR_WP/WP79.pdf (дата обращения: 25.03.2018).

56. Wong J., Chan S. China's outward direct investment: Expanding worldwide. // China: An International Journal, 2003. Vol. 1 No. 2. P. 273-301.

57. Xiaoxi Z., Daly K. The Determinants of China's Outward Foreign Direct Investment // Emerging Markets Review, 2011. Vol. 12. No. 4. P. 389-398.

58. Zhang Y. China's emerging global businesses: Political economy and institutional investigations. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2003.

59. («Уведомление Министерства коммерции и Министерства иностранных дел о выходе «Каталога-руководства отраслей государств (территорий) для осуществления инвестиций» // Ministry of Commerce People's Republic of China [Official Site]. URL: http://www.mofcom.gov.cn/article/fgsjk/200407/20040702649684.shtml (дата обращения: 25.03.2018).

60. ^^и^^ФШ^^^ШШШШП/тШШтШ^ // The Central People's

Government of the People's Republic of China [Official Site]. URL: http://www.gov.cn/gzdt/2006-09/10/content_383663.htm (дата обращения: 25.03.2018).

61. ^ЖШШ^ШШШ («Пятилетний план относительно промышленной реформы и

модернизации») // Ministry of Commerce People's Republic of China [Official Site]. URL: http://www.gov.cn/zwgk/2012-01/18/content 2047619.htm (дата обращения: 25.03.2018).

Belousova M. V.

Reform of the Institutional Framework for OFDI in China: Focus and

Dynamics

Marina V. Belousova — postgraduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, the Russian Federation. E-mail: marina.belousova@web. de

Annotation

The article discusses the reform of the institutional framework of outward foreign direct investment that was launched in order to implement the strategy "Going out" aimed at supporting Chinese enterprises investing abroad. In the process of reform, a set of measures has been taken to simplify the interaction of Chinese companies with state institutions, as well as to establish a system of support for outward FDI, primarily in the form of soft loans and tax incentives. Investment activities are consistent with the macroeconomic objectives of the Chinese government. While the period up to 2010 was generally marked by investment activities aimed at acquiring resources and technologies, as well as gaining a share of foreign markets, the subsequent five-year plans suggest a larger presence of Chinese capital abroad.

Keywords

China, foreign direct investment, «Going out» strategy, state capitalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.