Д.Ф. Каюмова, М.Р. Бакирова, А.А Кошенкова АНАЛИЗ СПОСОБОВ ПЕРЕВОДА КОНЦЕПТА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ» ...
- Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп., М.: Флинта: Наука, 2010. - 520 с.
3. Коткина, В. Английский детектив: пер. с англ. -М.: Правда, 1983. - 704 с.
4. Комиссаров, В. Н. Теория перевода (лингвистические аспекты). - М.: Высшая школа, 2007 - 253 с.
5. Лисицкая, Е.П. Вербализация концепта Преступление в обыденной картине мира// Русская филология. Украинский вестник.- 2006.-№3-4(31). - C. 1015.
6. Латышев, Л. К., Семенов А. Л. Перевод: теория, практика и методика преподавания. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
7. Harris, Z. S. Methods in Structural Linguistics, Chicago; 2006, p. 15
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание. -Л.: Художественная литература, 1988. - 463 с.
2. Лесков, Н. С. Леди Макбет Мценского уезда; Повести и рассказы. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 688с.
3. Кинг, Стивен Ярость. Роман / Пер. с англ. В. Вебер - М.: ООО Изд-во АСТ, 1998. - 448 с.
4. Конан Дойл, Артур Приключения Шерлока Холмса. Собрание сочинений / Пер. с англ. З.Вольская -М.: ЗАО Изд-во Эксмо - Пресс, 2008. - 623с.
5. Конан - Дойл, Артур Приключения Шерлока Холмса. Собрание сочинений / Пер. с англ. Д. Лившиц
- М.: Астрель, 2009. - 344 с.
6. Кристи, Агата Восточный экспресс. Сборник произведений / Пер. с англ. Л. Беспалова - М.: Изд-во «Правда», 1991. - 704 с.
7. Brown, Dan The Da Vinci Code; USA, Doubleday,
2004. - 489 p.
8. Christie, Agatha Ten Little Niggers. Книга для чтения на английском языке. - СПб.: Антология, КАРО,
2005. - 256 p.
9. Conan Doyle, Arthur The adventures of Sherlock Holmes, Книга для чтения на английском языке. - СПб.: Антология, КАРО, 2003. - 230 p.
10. King, Stephen The long walk; USA, Signet, 1999,
- 384 p.
ANALYSIS OF TRANSLATION METHODS OF CONCEPT "CRIME" IN A LITERARY TEXT
© 2014
D.F. Kajumova, doctor of philological sciences, professor of the chair «Foreign Languages and Translating» Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia) M.R. Bakirova, candidate of philological sciences, associate professor of the chair «Philology» A.A. Koshenkova, candidate of philological sciences, associate professor of the chair «Philology»
Kazan (Volga Region) Federal University Branch in Naberezhnye Chelny
Annotation: Nowadays the work of the literary text translator plays an important role in intercultural communication. The art "to convey the author's idea and his style" to the reader is not only in the ability to transmit the text without breaking the rules of usual target language, but also with a maximum reflection of cultural (mental) features the original language.
Keywords: translation, concept, artistic text, implementation techniques of translational transformations, compensation, generalization, specification, various substitutions.
УДК [321.7:001.92]:35.078
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИИ
© 2014
А.Н. Мытко, кандидат политических наук, доцент кафедры международной информации
факультета международных отношений
Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк (Украина)
Аннотация: В статье указано, что исследование формирования общественного мнения в условиях информационной демократии умеет важное значение, поскольку на территории постсоветского политического пространства не образовались стойкие традиции демократических режимов. Исправить такую ситуацию может инфодемократия, использующая для принятия решений в политической системе информационно-коммуникационные инструменты.
Ключевые слова: государственные органы власти, информация, информационная демократия, общественное мнение, СМИ, гражданское общество.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Теория формирования общественного мнения (другое название - теория инструментализации), сформирована В. Шульцем, исходит из идеи несоответствия - разрыва между реальной политикой и представлениями о ней. Проявления этого несоответствия порождают недоверие к СМИ, а также вызывают обеспокоенность контроля над прессой, поскольку самоцензурой в СМИ ограничиться нельзя. Здесь на помощь может прийти власть разумной демократии, которую можно назвать научной элитой; она на научной основе отделяет факты от фикций и принимает правильные решения о тех, кто какие сообщения должен получать. Роль информационной демократии в этом процессе тяжело определить или переоценить, но анализировать необходимо.
Анализ последних исследований и публикаций. В научных школах Европы и США формированию общественного мнения, его влиянию на принятие решений органами власти, информационной демократии уделено большое внимание, особенно в вопросах разработки национальных стратегий и тактик перехода к новой циви-
лизации. Разрабатываются специальные ресурсы (сайты, информационные киоски и т.п.), выходят печатные издания, однако из-за лингвистических барьеров и недостаточного внимания ученых переходных государств к этому вопросу, постсоветское научное пространство практически не знаком с этими достижениями. В этом видим новизну и актуальность нашего исследования.
Цель статьи - проанализировать пути и способы влияния общественного мнения на принятие решений органами власти в условиях новой формы демократии -информационной.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Сегодня необходима структура, состоящая из интеллигенции и находящаяся над правительством, оценивающая информацию и распределяющая ее между властью и народом, запрещая выпуск вредной, той, которую лучше не знать. В таком ракурсе рассмотрены информационные институты, которые должны стать структурами, с функционированием высококвалифицированных специалистов по имиджелогии, паблик рилейшнз и медиа-сфере [1].
А.Н. Мытш гуманитарное
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ... направление
Представитель Анненберзькои школы Д. Гербнер в трактате «Массовые средства и теория связи людей» также обращает внимание на влияние такого атрибута демократии как общественное мнение. Указывая на место и роль СМИ в обществе, он отмечает: «Народное самоуправление возможно лишь в том случае, если люди, выступая как граждане, коллективно создадут альтернативные политику ... и частные системы «познания и взглядов» будут трансформированы в общественные системы» [2].
Учитывая возрастающую роль СМИ в демократическом обществе, доступность средств массовой информации, стала основой для идей нового современного вида демократии - информационной, суть которой заключается в обеспечении политической коммуникации общества и власти. В процессе становления информационной демократии наблюдаются как прогрессивные процессы, так и проблемы ее функционирования, связанные с принципиально новым подходом к пониманию значения информации и власти. Констатируя управление политикой качественно новыми формами организации власти, можно наблюдать продвижение новой эпохи в развитии политической системы, когда на уровне с другими сферами жизнедеятельности демократического общества существенно возрастает значение политико-коммуникативной составляющей [3].
Нарастание объемов информации социальной, экономической и политической значимости, не учитываются и не аргументируются государственной властью при принятии решений частных, корпоративных интересов граждан и институциональных структур гражданского общества, что создает угрозу потери социально-политической стабильности и устойчивости политической системы. Эта угроза значительно усиливается, когда государственные решения реально или только мысленно ограничивают определенные личные и групповые интересы, а государственная власть игнорирует необходимость разъяснять обществу смысл и содержание своих решений и действий, обосновывать их приоритетность для достижения общенациональных, общезначимых целей развития.
Для предотвращения этой угрозы в демократических политических системах параллельно с основной политической целью реализуется постоянно действующий контур информационно-коммуникационных взаимодействий между гражданским обществом и государственной властью, который можно определить как контур инфокоммуникационной стабилизации политической системы.
Контур инфокоммуникационной стабилизации политической системы образуют каналы коммуникаций «общество - власть» и «власть - общество». Функционирование канала коммуникаций «общество - власть» обеспечивают механизм общественного мнения и механизм лоббирования, а канала коммуникаций «власть - общество» - механизм связей с общественностью или «риЫюгеМюш» и механизм консультативного взаимодействия. Все перечисленные механизмы функционируют в тесном взаимодействии и реализуются фактически параллельно с использованием аналогичных методов и средств инфокоммуникаций [4].
Эффективным демократическим механизмом влияния гражданского общества на государственную власть является механизм общественного мнения. Общественное мнение - это реальное социальное явление, наиболее динамичное и вариабельное состояние общественного сознания, однако для этого явления до сих пор не существует общепризнанного определения. Для того, чтобы при формировании общественного мнения предотвратить такую угрозу как манипулирование ним, необходимо множество альтернативных источников информации и свобода доступа к ним для всех граждан и институциональных структур гражданского общества
151_
22
Концепцию «спирали молчания» разработала исследовательница Э. Ноэль-Нойманн, основавшая в 1947 г. первый в Германии институт исследования общественного мнения в г. Алленсбах [6]. Проанализировав многолетний опыт проведения социологических опросов, она заметила систематическое расхождение между показателями опросов и результатами выборов. Теория «спирали молчания» основана на предположении, которое позже получило безоговорочное подтверждение в исследованиях относительно конформизма и поведения общественных групп: если индивид осознает, что его взгляды совпадают со взглядами большинства, он выражает их неизмеримо охотнее. И наоборот, если он противоположное чувство, то пытается хранить молчание относительно своих взглядов, уклоняясь от опросов, или банально врет. Таким образом, взгляды, относящиеся к «mainstream», чаще становятся публичными и получают большую огласку, что, собственно, и фиксируются в опросах общественного мнения. Однако фактическое состояние этой «мысли» остается вне опроса. Э. Ноэль-Нойманн подчеркивает, что «молчание» обязательно надо тоже учитывать как форму артикуляции общественного мнения, поскольку иногда оно может становиться решающим.
Одним из самых мощных источников контроля значимой социальной, политической и экономической информации является система органов государственной власти. В гражданском обществе его институциональные структуры выступают в роли не только потребителей, но и источников первичной информации. В достаточной мере консолидированное групповое мнение может быть сформировано только при наличии свободы коммуникаций и обмена информацией на межличностном и групповом уровне [7].
Для того, чтобы общественное мнение стало реальным и влиятельным фактором общественной жизни, необходима свобода публичного выражения мнения, как в различных формах распространения и представления информации, так и в различных формах проведения массовых акций (собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетов и т. п.).
Основной функцией механизма общественного мнения является интеграция общества на основе базовых для него норм и ценностей. Реализация этой функции обеспечивает поддержку целостности и стабильности общества. Механизм общественного мнения выполняет и другие функции, например, такие, как социализация личности, легитимация властно-принудительных отношений, мобилизация социальной и политической активности и т. п. Механизм общественного мнения обеспечивает как становление и развитие самого гражданского общества, так и его взаимодействие с государственной властью.
В аспекте стабилизации политической системы наибольшее значение имеет функционирование механизма общественного мнения в режиме общественного контроля, при котором объектом общественного мнения становится деятельность институтов и должностных лиц государства. Общественный контроль - это систематический мониторинг и общественная экспертиза институциональными структурами гражданского общества деятельности институтов и должностных лиц государства с целью выявления и пресечения различных видов злоупотребления властью. Для осуществления эффективного общественного контроля необходимо, прежде всего, наличие достаточно полной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти, конечно, за исключением информации, составляющей государственную тайну; умение институциональных структур гражданского общества в сфере их компетенции профессионально осуществлять мониторинг деятельности органов государственной власти и получать объективные и значимые в правовом и юридическом смысле результаты; умение организовывать основатель-Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1
А.Н. Мытко
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ...
ное публичное представление результатов мониторинга и собственных позиций [8].
В условиях постиндустриального развития новейшие информационно-коммуникационные технологии и созданные на их основе сети и системы проникают во все сферы жизнедеятельности общества и государства и трансформируют не только непосредственно информационную среду, но и социальную структуру общества, которая приобретает сетевой характер. Происходит интенсивное смещение социальной активности в качественно новую информационную среду, инфокоммуни-кационные инфраструктура которой становится преобладающей сетевой формой самоорганизации и расширения такой активности. Это требует адекватного ответа в поле политики и, прежде всего, в сфере государственного управления.
Одним из действенных механизмов взаимодействия государственной власти с гражданским обществом, обеспечивает повышение доверия общества к решениям и действиям власти, механизм консультативного взаимодействия. Суть этого механизма, предназначенного для осуществления проблемно-ориентированных взаимодействий, заключается в привлечении органами государственной власти для взаимных консультаций и обсуждений представителей профессиональных сообществ, и авторитетных специалистов негосударственного сектора.
Для реализации такого механизма при органах власти создаются постоянные или временные общественные консультативно-экспертные советы, или комиссии, специализированные по важнейшим проблемам направлений деятельности в зоне ответственности этих органов. Такие консультативные структуры формируются, как правило, на трехсторонней основе из ответственных должностных лиц органов власти, представителей негосударственных профессиональных объединений и научных организаций, и авторитетных специалистов-экспертов.
Основная задача деятельности таких структур заключается в выявлении наиболее острых профессионально-ориентированных проблем, волнующих общество, объективном выяснении отношения профессиональной и широкой общественности к решениям и действиям власти по их решению, причин такого отношения и в определении зон возможных компромиссов и наименее конфликтных подходов к решению возникающих противоречий.
Для того, чтобы консультативные структуры могли продуктивно решать свою основную задачу, субъекты консультативной деятельности должны соблюдать определенные правила. Представители государственной власти не должны априори негативно воспринимать жесткие и, возможно, неприятные дискуссии и ставить перед собой задачу максимально «сгладить острые углы» в ходе обсуждений. Со своей стороны, представители негосударственных объединений и организаций и специалисты-эксперты не должны воспринимать свое участие в работе консультативных структур как непосредственное «вхождение во власть» и использовать такое участие для лоббирования и решения отдельных проблем своих организаций и как трибуну для выражения политических страстей и саморекламы [9].
Современные информационно-коммуникационные технологии и принципиально новые возможности массовой коммуникации, предоставляющих Интернет-сервисы Web 2.0 - социальные медиа - становятся все более весомым фактором влияния на жизнь и развитие человечества. Преимуществами этого вида медиа является невиданная ранее оперативность, лабильность, доступность, емкость, а самое главное - интерактивность и сетевая архитектура, делает и даже стимулирует неограниченный рост их аудитории. Достаточно сказать, что социальные медиа стали самым центром, самой популярной составляющей современного Интернета, ко-
торым в мире пользуются сейчас более 2 млрд человек. Более 60 % этих людей являются активными пользователями интерактивных сервисов Web 2.0. Сегодня из 100 самых посещаемых сайтов в мире 20 - это классические социальные сети и еще 60 - в той или иной степени используют Web 2.0, то есть социализированными. Более 80 % компаний по всему миру используют социальные сети в работе. Около 78 % людей доверяют сообщению по социальным сетям, и значительно меньший процент -традиционным источникам информации и рекламе. Уже сейчас потенциал социальных медиа является достаточным, чтобы с их помощью устроить полномасштабный социальный катаклизм («блогерные революции» в Египте, Тунисе, Йемене), общенациональную акцию, преимущественно виртуальными средствами организовать общественное или политическое движение и т.д.
Одной из иллюстраций того, как с помощью современных технологий и новейших трендов в социальных сетях можно реализовывать гражданские политические проекты, соответствующие принципам облачной демократии, является проект DalSlovo.Ru [10]. Это сервис мониторинга обещаний публичных персон, построенный на принципах краудсорсинга, то есть сбора и верификации информации неограниченным кругом лиц, всем сообществом Интернет-пользователей. Весь контент, который появляется в проекте, заносится туда самими пользователями. Этот подход принято называть Web 2.0. Логической единицей, которой оперирует проект, объективно проверяется обещание - публичное высказывание политика, содержащее конкретные сроки выполнения.
Теперь любой желающий может занести такое обещание в проект DalSlovo.Ru, сделав такое обещание объектом пристального внимания со стороны тысяч участников проекта. Конечно, обещание обязательно должно быть обеспечено пруфлинк - действительной ссылкой на один, а лучше на несколько источников. После этого пользователь автоматически подписывается на информацию об обновлении. Подписаться на рассылку могут и все желающие, которых это обещание заинтересует. Подписка дает возможность получать информацию о новостях.
В ближайших планах по развитию проекта - тесная интеграция с новостными сайтами и лентами информационных агентств, чтобы обещание попадало на сайт DalSlovo.Ru «одним кликом», подобно тому, как сейчас можно автоматически поместить новость на своей странице в Facebook или Twitter.
Кроме того, проект позволяет делать и другие вещи, например, составлять рейтинги тех, кто больше всех замечен в невыполнении своих обещаний. Однако главное в проекте - мягкое принуждение к большей честности и ответственности. Конечная же цель - трансформация политической реальности: сейчас политик заранее знает, что он может говорить все что угодно, и никто в это не проверит. Новая реальность, создаваемая проектом DalSlovo.Ru посредством социального объединения, интересующаяся общественной жизнью людей и методами коллективной сетевой работы, - это реальность, где политик знает, что каждое данное им обещание запоминается и его нужно выполнять.
На сегодняшний день в проекте DalSlovo.Ru (он был запущен в марте 2011 г.) ведется мониторинг уже более двух сотен обещаний, данных политиками разных уровней. В этом общественном мониторинге участвует несколько тысяч активистов-подписчиков или «общественных корреспондентов» проекта DalSlovo.Ru.
Информация всегда влияла на обновление жизни, развитие общества, в том числе на политическую жизнь, обусловливая поиск новых подходов, решений. Истории известно немало ситуаций, когда под непосредственным влиянием распространенной СМИ информации (дезинформации) властные структуры, ответственные долж-
А.Н. Мытко
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ .
ностные лица меняли свою позицию, принимали серьезные политические решения. Но распространенным и значимым является их косвенное влияние на взгляды, настроения, убеждения широкой общественности граждан, на формирование общественного мнения. Сегодня роль средств массовой информации с каждым годом повышается.
Повышение влияния гражданского общества на социальные отношения связано с демократизацией жизни, повышением культурного и образовательного уровня населения, процессами глобализации и т.п. К гражданскому обществу можно отнести политические партии, общественные организации, независимые СМИ [11].
Основными каналами проявления общественного мнения считаются: референдум, опрос населения, сборы, манифестации, всенародные обсуждения, но в то же время общественное мнение сама формируется под влиянием многих факторов как стихийно (во время общения, освоение индивидуального и коллективного опыта), так и целенаправленно. В современных обществах общественное мнение подвергается информационно-психологического воздействия многих социальных институтов.
Интересным примером реализации сетевых электронных механизмов принятия решений является запущенный в Екатеринбурге весной 2011 г. проект общественной организации «Добровольческое движение». С одной стороны, это юридически состоятельная и сформирована структура: организация зарегистрирована в Минюсте, он имеет свой устав и порядок членства. С другой стороны, это практический, прикладной эксперимент в области облачной демократии.
По уставу «Добровольческого движения» все решения принимаются путем электронного голосования, более того, введен избирательный ценз. Все участники движения делятся на членов и сторонников по критерию уплаты ими членских взносов. Сторонники никак не ограничены в доступе к информации, они получают все рассылки и могут участвовать во всех проектах, которые проводит организация. Однако выдвигать новые проекты и участвовать в голосованиях за проекты, связанных с расходами аккумулированных за счет членских взносов средств, могут только члены движения. Таким образом, реализуется некая «демократия налогоплательщиков». Входные барьеры в виде небольших членских взносов способствуют наполнению фонда, из которого движение финансирует свою деятельность.
Что еще важно в «добровольческом движении», так это то, что для электронных голосований предусматривается реализация полностью электронной площадки для обсуждения: члены движения общаются онлайн. Кроме того, впервые механизм принятия решений отличается от схемы «50 % плюс 1 голос». Схема «50 % плюс 1 голос», унаследованная с бизнес-практики акционерных обществ, нам не кажется действительно демократической и пригодной для принятия решений в рамках политической деятельности. В самом деле, если решение принимается 50 % и один голос, то это значит, что голосующие расслаиваются в отношении этого решения на две равные части, что свидетельствует об опасной ситуации. Некоторые робкие попытки осознать и преодолеть эту проблему предпринимались и продолжают предприниматься. Например, устав Евросоюза предусматривает принятие всех решений в Европарламенте усиленным большинством в 55 % и более голосов. Референдум по поводу независимости Черногории в 2006 г. также требовал 55 % голосов, чтобы его результаты были признаны мировым сообществом.
В рамках «Добровольческого движения» эта идеология отточена еще сильнее: процент голосов, необходимый для принятия решений, ранжируется в зависимости от объемов средств, которые планируется выделить на тот или иной проект, то есть в зависимости от суще-
ственности проекта для движения. Допустим, если мы хотим потратить сразу половину всех аккумулированных средств, то необходимо практически единогласное решение: «за» должны проголосовать не менее 85 % участников движения. Если мы планируем потратить около 30 % всех средств фонда, то требуется согласие 3/4 участников и т.д. [12].
На данный момент можно считать, что «Добровольческая движение» - это всего лишь пилотный проект: состоялась лишь пара голосований, собрана лишь пара десятков тысяч рублей, и осуществления серьезных проектов только впереди. Тем не менее, уже можно говорить о том, что модель информационной демократии для принятия решений в России прошла первую обкатку на примере этой маленькой общественной организации.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Работа консультативного механизма взаимодействия может оказывать положительное влияние на процесс достижения взаимопонимания и партнерских отношений между государственной властью и гражданским обществом в решении даже сложных для общего понимания профессионально-ориентированных проблем только при условии, что такая работа является открытой и информационно прозрачной для общества и ее результаты объективно и публично освещаются.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Shultz A. TheoriederRelevanz. Frankfurt am Mein, 1981. 211 s.
2. Gerbner G. Mass Media and human communication theory // Sociology of Mass Media Communicators; Ed. by D. McQuail. P. 38.
3. Митко А. Концепт шформацшно1 демократ у сучаснш полиичнш наущ // Сучасна укранська политика. Политики та политологи про не1. Кив, 2011. Вип. 24. С.15-24.
4. Нисневич Ю. О. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. № 1 (6). С. 68-80.
5. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1966.
6. Ярош О. ЗМ1 як дзеркало громадсько1 думки. Проблеми коректно1 презентацп результапв соцюлопчних опитувань [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ucipr.kiev.ua/publications/ zmi-iak-dzerkalo-gromadskoii-dumki-problemi-korektnoii-prezentatciii-rezultativ-sotciologichnikh-opituvan.
7. Нисневич Ю. О. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. № 1 (6). С. 68-80.
8. Волков Л., Крашенинников Ф. Облачная демократия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// sidenotes.ru/Book/Annotation/18.
9. Гришнякова К. Г., Зуев К. О. Вплив засобiв масово1 шформацп на формування громадсько1 думки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rusnauka.com/14_NPRT_2011/Politologia/7_87191.doc. htm.
10. Волков Л., Крашенинников Ф. Облачная демократия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// sidenotes.ru/Book/Annotation/18.
А.Н. Мытко
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ ...
INFLUENCE OF PUBLIC OPINION ON THE DECISION MAKING OF THE AUTHORITIES IN CONDITIONS OF INFORMATION DEMOCRACY
© 2014
A.N. Mytko, candidate of Political Sciences, Associate Professor of International Information Department of International Relations
Lesya Ukrainka Eastern National University, Lutsk (Ukraine)
Annotation: This paper presents the study of public opinion formation in an information democracy is of great importance. As the persistent traditions of democratic regimes are not formed the post-Soviet political space. This situation can be changed with infodemocracy that uses information and communication tools for decision making in the political system.
Keywords: government agencies, information, information democracy, public opinion, media, civil society.
УДК 811.161.1'367
О СЕМАНТИКЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ОБОБЩЕННО-УСТУПИТЕЛЬНОГО ТИПА
С ФОРМАМИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ
© 2014
Е.В. Плотникова, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных
и социально-правовых дисциплин
Филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
Чебоксары (Россия)
Аннотация: Среди высказываний обобщенно-уступительного типа выделяются конструкции, придаточная часть которых выражена формами имени прилагательного. В статье анализируются условия употребления кратких и полных форм прилагательных в качестве предиката зависимой части высказывания.
Ключевые слова: высказывания обобщенно-уступительного типа, имя прилагательное в краткой форме, полная форма имени прилагательного.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Любые явления, события действительности, находящие отражение в языке, могут квалифицироваться с позиции ожидания говорящего как отражающие «естественный» ход событий или «неестественный». Отражение неестественного хода событий находит выражение в синтаксических конструкциях уступительного типа.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованию сложноподчиненных предложений уступительной семантики посвящены работы многих известных лингвистов, таких как Б.В. Лавров,
A. В. Богомолова, Н.Д. Шмелев, Л.Н. Константинова, Л.С. Эстрина, Р.М. Гречишникова, Ю.Д. Апресян, Л.Е. Осипова, М.В. Ляпон, Н.П. Перфильева, Р.М. Теремова,
B.С. Храковский, Л.Н. Оркина, К.Кару, Г.А. Мусатова и др. Однако высказывания обобщенно-уступительного типа с формами имени прилагательного в придаточной части не становились объектом подробного анализа на предмет условий употребления кратких или полных форм прилагательных в качестве предиката зависимой части синтаксической конструкции.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является анализ высказываний обобщенно-уступительного типа с формами имени прилагательного в придаточной части.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Способы выражения антецедентной (термин взят из логики, так как высказывания уступительного типа базируются на логической структуре строгой импликации: А
В («если А, то В»), которая отражает однонаправленный характер отношений между ситуациями - семантический гипотаксис; в структуре сложного предложения с обобщенно-уступительными отношениями позицию основания (антецедента) занимает придаточная часть, следствия (консеквента) - главная предикативная часть) части высказываний обобщенно-уступительного типа разнообразны. Это могут быть:
а) спрягаемая форма глагола или инфинитив, например: Как ни ноет незаживающая рана честолюбия, все-таки Фике остается девочкой и занимается тем, чем должна заниматься: играет со сверстницами... (Н.
Дубов. Колесо Фортуны); Как ни считать, как ни прикидывать, двадцать, двадцать пять рублей надо было во что бы то ни стало добыть на каждый месяц для самой скромной жизни студента (П. Нилин. Интересная жизнь); Как ни боялась утонуть, оставаясь в тарантасе, она <жена пристава> сначала как будто не решалась отдаться им (М. Михайлов. Кукушка);
б) глагол в форме императива или конъюнктива: Какой порядок ни затей, Но если он в руках бессовестных людей, Они всегда найдут уловку, Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку (И. Крылов. Мирская сходка); Как бы хорошо ни проводилась эта воспитательная работа, всегда будет опасность что-то упустить и никогда не будет опасности «пересолить» (В. Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека);
в) именные формы (имя прилагательное, категория состояния, краткое страдательное причастие): Как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело (Л. Толстой. Детство. Отрочество. Юность); Только как мне ни жаль вас, господа, а должен я сказать, что вы проехали (А. Грин. Сто верст по реке); Как ни был притуплен рассудок алмазоискателей нуждой и усталостью, все же они поняли, что предлагают им, - и похолодели от ужаса (А. Грин. Гатт, Витт и Редотт).
Среди именных форм большая часть представлена именем прилагательным (подробнее об аспектуаль-но-темпоральной характеристике высказываний обобщенно-уступительного типа (Е. Плотникова [1], Е. Плотникова [2]).
Имя существительное в качестве предиката зависимой части анализируемых синтаксических структур выступает крайне редко. Например, возможно употребление существительного с оценочной семантикой в сочетании с местоименным словом какой: Но Войцеховский, какой он ни был стяжатель и ловкач, обладал, однако, бесспорным оперативным чутьем (А. Адамов. Болотная трава) или: Но какая ни морока, Правда правдой, ложью ложь (А. Твардовский).
Высказывания типа Что ни пятница, то бал (А. Чехов) нами не рассматриваются, так как частица ни имеет здесь только усилительное значение, а не уступительное.
Конструкции с формами имени принадлежат квалитативной разновидности высказываний обобщенно-уступительного типа, которая характеризуется общим