Научная статья на тему 'Повышение правовой культуры и модель гражданского общества в Российской Федерации (на примере Нижегородской области)'

Повышение правовой культуры и модель гражданского общества в Российской Федерации (на примере Нижегородской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение правовой культуры и модель гражданского общества в Российской Федерации (на примере Нижегородской области)»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Н.А. Красильникова

Красильникова Наталья Александровна — руководитель аппарата комитета

Законодательное Собрание по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества

Повышение правовой культуры и модель гражданского общества в Российской Федерации (на примере Нижегородской области)

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодно обращается внимание на активную работу и взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества (см. таблицу 1).

Таблица 1

5 ноября 2008 года1 «И, ставя задачи нового этапа развития, мы должны обеспечить широкое участие граждан, политических партий и других общественных институтов в их решении». «Прошу предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций, Общественной палаты. Думаю, было бы полезным их обязательное участие в рассмотрении законопроектов, затрагивающих важнейшие для каждого человека вопросы: свободы человека, вопросы здоровья, вопросы собственности»

12 ноября 2009 года2 «Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры». «Задачей государства считаю создание условий для развития гражданского общества. Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений». «Но перемены к лучшему происходят лишь там, где есть возможность для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон». «Отмечаются проблемы в организации выборов, низкий уровень политической культуры, дефицит глубоко проработанных альтернативных предложений по конкретным вопросам социально-экономического развития»

30 ноября 2010 года3 «Нам необходимы... современные формы участия граждан в развитии своего города и села, их большее влияние на деятельность муниципальных органов». «Модернизируя систему государственных услуг, надо обратить особое внимание на социальные услуги населению. Считаю, что мы должны активнее подключать к их оказанию некоммерческие организации. Они зачастую лучше знают ситуацию на местах, чем даже органы власти, имеют уникальный опыт и помогают людям, которые попали в трудную ситуацию»

22 декабря 2011 года4 «России нужна демократия, а не хаос, нужна вера в будущее и справедливость. То, что общество меняется, а граждане все активнее высказывают свою позицию и предъявляют законные требования к власти, — это хороший признак, это признак взросления нашей демократии. Сегодня я скажу, какие меры предлагаю предпринять в самое ближайшее время, чтобы дать гражданам больше возможностей влиять на политику Российского государства, на принятие любых решений, затрагивающих их права и интересы». «Наше гражданское общество укрепилось и стало более влиятельным, существенно возросла социальная активность общественных организаций, это подтвердили и события последних недель. Считаю увеличение активности некоммерческих организаций одним из ключевых достижений последних лет»

1 URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/1968 (дата обращения: 30.10.2015).

2 URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979/work (дата обращения: 30.10.2015).

3 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/9637/work (дата обращения: 30.10.2015).

4 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/14088/work (дата обращения: 30.10.2015).

Юридическая техника. 2016. № 10

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

12 декабря 2012 года1 «Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Власть не должна быть изолированной кастой». «Мы должны уделить большее внимание развитию прямой демократии, непосредственного народовластия, в том числе речь о праве народной законодательной инициативы, я уже об этом говорил, вы знаете, когда идея, получившая гражданскую поддержку, в том числе в интернете, обязательна к рассмотрению в парламенте»

12 декабря 2013 года2 «Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны. В том числе мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни». «Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества. Как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы. Конечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде. И самое главное, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции»

4 декабря 2014 года3 «Мы будем и дальше поддерживать социально ориентированные некоммерческие организации. В такие НКО, как правило, объединяются люди, остро чувствующие свой гражданский долг, понимающие, как много значат милосердие, внимание, забота, доброта. Надо использовать их предложения и опыт, в том числе при реализации социальных инициатив. Мы должны исключить дискриминацию негосударственного сектора в социальной сфере, убрать для него все барьеры. Подчеркну, не только законодательные, которые в основном сняты, но и те, что еще сохраняются, имею в виду организационные, административные. Нужно обеспечить равный доступ негосударственного сектора к финансовым ресурсам». «Сейчас мы видим, насколько активно и конструктивно проявляют себя граждане. Они не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, в решении проблем. Понимают, что от их личных усилий многое зависит. Воля, поступки и великодушие этих людей формируют бесценный социальный гражданский потенциал страны»

В настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации понятия «гражданское общество» и производное от него «институт гражданского общества» применяются, на наш взгляд, не системно. Пока обоснование данным понятиям ищет научное сообщество, например: «гражданское общество является совокупностью формальных и неформальных организаций и правил (институтов), которые соединяют отдельного индивида или семью с государством и бизнесом. Отличительный характер входящих в него организаций — это их неприбыльный характер и добровольность участия граждан в этих организациях»4; «Основными институтами гражданского общества в современной России являются общественные организации и движения, политические партии, некоммерческие организации, общественное мнение, а его элементами — общественная экспертиза, СМИ, институт свободы слова, бизнес и др. Ресурсная база наиболее весома у политических партий и общественных организаций, менее политическими ресурсными являются СМИ, институт общественного мнения, общественной экспертизы, институт свободы слова и др.»5.

1 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17118/work (дата обращения: 30.10.2015).

2 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825/work (дата обращения: 30.10.2015).

3 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173/work (дата обращения: 30.10.2015).

4 Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 29.

5 Галкина Е.В. Гражданское общество в политическом пространстве современной России: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Краснодар, 2010. C. 22.

Красильникова Н.А. Повышение правовой культуры и модель гражданского общества...

591

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

В настоящей статье предложена попытка систематизации основных и широко распространенных форм институтов гражданского общества, не претендующая на исключительность и установление исчерпывающего перечня.

1. Самое распространенное понимание гражданского общества осуществляется через некоммерческие организации. «Сторонники стратегии гражданского общества утверждают, что финансировать некоммерческие организации дешевле и эффективнее, чем финансировать правительства, поскольку они теснее связаны с населением, которому оказываются услуги, действуют гибче и не так коррумпированы, как правительственные учреждения. Деятельность некоммерческих организаций усиливает ответственность властей, помогая людям более эффективно доносить свои требования до местных и национальных органов власти. Наконец, создание благоприятных условий для организаций гражданского общества позволяет людям больше делать для самих себя, приобретать необходимые для стабильной демократии умения и практику нахождения компромиссов для сотрудничества»1.

По данным Минюста России, в настоящее время зарегистрировано 227 445 некоммерческих организаций2, только в Нижегородской области на 2015 год — 4109 некоммерческих организации3. Помимо некоммерческих организаций в Нижегородской области действуют 67 региональных отделений политических партий, 662 религиозных организации и 4 казачьих общества4.

2. Ряд авторов5 относят к институтам гражданского общества местное самоуправление. Задачей местного самоуправления является решение вопросов местного значения. Формами непосредственного осуществления местного самоуправления выступают референдум, муниципальные выборы, сходы граждан, а также различают формы участия населения в решении вопросов местного (собрания граждан, конференции делегатов, опросы общественного мнения, правотворческая инициатива граждан, обращения, публичные слушания и др.). Органы местного самоуправления стремятся наладить с населением обратную связь, однако взаимодействие местной власти и жителей по факту не всегда осуществляется в достаточной мере и не всегда является эффективным6. Для этого муниципальные образования имеют право осуществлять межмуниципальное сотрудничество в различных формах, например, в Нижегородской области доказала свою эффективность Ассоциация представительных органов муниципальных районов и городских округов в Нижегородской области7.

3. Следующей разновидностью «институтов гражданского общества» является Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований.

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации8.

Федеральное законодательство предусмотрело возможность создания общественных палат субъектов Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации созданы данные организации.

С целью унификации деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации Советом законодателей Федерального Собрания Российской Федерации был разработан и утвержден 27 апреля 2015 года модельный закон субъекта Российской Федерации «Об общественной палате субъекта Российской Федерации»9.

1 Фролова Е.А. Социальная политика современной России: перспективы развития // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2003. № 5. С. 84.

2 URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 02.09.2015).

3 URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx/ (дата обращения: 02.09.2015).

4 URL: http://to52.minjust.ru/node/3048 (дата обращения: 02.09.2015).

5 Леньшин П.В. Местное самоуправление как институт гражданского общества // Научно-теоретический журнал. 2014. № 2. С. 117—119; Агибалов Ю.В., Агибалова О.Ю. Взаимодействие органов местного самоуправления и институтов гражданского общества : современное состояние и направления совершенствования // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 4 (27).

6 Развитие гражданской инициативы и общественного контроля на местном уровне: материалы социологического исследования. URL: http: www.vsmsinfo.ru

7 Положение об Ассоциации представительных органов муниципальных районов и городских округов в Нижегородской области при Законодательном Собрании Нижегородской области, принятое постановлением Законодательного Собрания области от 27 мая 2010 г. № 2097-IV. URL: http://www.zsno.ru/ru/association/16283/ (дата обращения: 10.05.2015).

8 Об Общественной палате Российской Федерации: федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ (ст. 2) // Российская газета. 2005. 7 апреля.

9 Стенограмма заседания Совета законодателей Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://szrf.km.duma.gov.ru/site.xp/051052052124052052057.html/ (дата обращения: 07.09.2015).

Юридическая техника. 2016. № 10

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»1 определил необходимость создания на уровне муниципальных образований общественных палат (советов). Данные палаты (советы) должны быть созданы для осуществления общественного контроля (общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы и общественных обсуждений).

4. В настоящее время сформированы общественные советы при органах исполнительной власти2. Данные общественные советы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»3 являются субъектами общественного контроля. Статья 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» называет 7 основных задач общественного контроля. Однако анализ задач общественных советов, сформированных при исполнительных органах государственной власти Нижегородской области (см. таблицу 2), показывает их несогласованность как между собой, так с задачами, установленными статьей 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Таблица 2

Рейтинг задач, установленных для общественных советов

№ п/п Задачи Общественных советов Общественные советы Всего

14 25 36 47 58 69 710 811

1 Повышение информированности общественности + + + + + 5

2 Подготовка предложений по совершенствованию гос.политики(по отрасли) + + + + 4

3 Проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов + + + + 4

4 Совершенствование механизма учета общественного мнения + + + + 4

5 Выдвижение и обсуждение общественных инициатив + + 2

6 Развитие взаимодействия с общественными объединениями + + 2

7 Рассмотрение важных вопросов (по отрасли) + + 2

8 Анализ деятельности (по отрасли) + 1

9 Разработка предложений по награждению претендентов + 1

10 Обеспечение соблюдения законодательства + 1

1 URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.07.2014).

2 См., например: О создании общественных советов при органах исполнительной власти Нижегородской области: распоряжение Губернатора Нижегородской области от 12 февраля 2015 г. № 215-р. URL: http://government-nnov.ru/?id=164905 (дата обращения: 30.10.2015).

3 URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.07.2014).

4 Общественный совет при министерстве строительства Нижегородской области. См.: Приказ министерства строительства Нижегородской области от 31 марта 2014 г. № 12/од.

5 Общественный совет при министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области. См.: Приказ министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области от 29 декабря 2014 г. № 311-05-11-219/14.

6 Общественный совет при министерстве финансов Нижегородской области. См.: Приказ министерства финансов Нижегородской области от 7 июля 2014 г. № 82.

7 Общественный Совет при министерстве промышленности и инноваций Нижегородской области. См.: Приказ министерства промышленности Нижегородской области от 30 мая 2014 г. № 98п.

8 Общественный совете при министерстве сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.

9 Общественный совет при министерстве здравоохранения Нижегородской области. См.: Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 7 апреля 2015 г. № 1428.

10 Общественный совет при министерстве информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области. См.: Приказ министерства информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области от 2 февраля 2015 г. № 8-од.

11 Общественный совет при министерстве жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.

Красильникова Н.А. Повышение правовой культуры и модель гражданского общества...

593

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

11 Оптимизация взаимодействия с гражданским обществом + 1

12 Рассмотрение вопросов развития конкуренции в Нижегородской области + 1

13 Создание благоприятных условий развития средств массовой информации + 1

14 Реализация стратегии развития Нижегородской области на период до 2020 г. + 1

15 Рассмотрение плана по противодействию коррупции + 1

Тем не менее в рамках требований федерального законодательства, на мой взгляд, в деятельности ряда общественных советов не хватает плановой работы по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, развитию гражданских инициатив, а также разработки предложений по повышению эффективности деятельности органа власти.

5. Своеобразными институтами гражданского общества являются коллегиальные консультативные органы. Данные формирования создаются правовым актом органа власти и существуют либо самостоятельно либо «при» органах власти. Например, в Нижегородской области созданы и функционируют Благотворительный совет Нижегородской области1, Научно-консультативный совет при Законодательном Собрании Нижегородской области 2, Молодежный парламент при Законодательном Собрании Нижегородской области3 и действующие при нем Общественная комиссия и Межнациональный совет.

Название органа Задачи

Благотворительный совет Нижегородской области Основными задачами Совета являются: 1) популяризация и пропаганда благотворительной деятельности, формирование позитивного общественного мнения о деятельности благотворителей; 2) анализ благотворительной деятельности в Нижегородской области, содействие в проведении исследований, направленных на определение приоритетных направлений оказания благотворительной помощи и выявление наиболее значимых социальных проблем, решение которых возможно в рамках осуществления благотворительной деятельности; 3) содействие в организации системы выявления и учета лиц и организаций, нуждающихся в благотворительных пожертвованиях, помощи добровольцев, иной поддержке, и предоставлении информации о них потенциальным благотворителям; 4) информационная и методическая поддержка благотворительных организаций, некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность

Научно- кон сул ьтати вн ы й совет при Законодательном Собрании Нижегородской области Основными задачами совета являются: 1) экспертиза законов Нижегородской области и постановлений Законодательного Собрания Нижегородской области, проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания; 2) участие в прогнозировании и планировании законотворческой деятельности Законодательного Собрания Нижегородской области, в разработке предложений по совершенствованию законов области и постановлений Законодательного Собрания; 3) выявление возможных негативных социальных, экономических, экологических и других последствий

Молодежный парламент при Законодательном Собрании Нижегородской области Основными задачами парламента являются: 1) повышение интереса молодежи к нормотворческой деятельности Законодательного Собрания; 2) анализ и подготовка предложений по совершенствованию законодательства Нижегородской области по вопросам защиты прав и законных интересов жителей Нижегородской области;

1 Положение о Благотворительном совете Нижегородской области, утвержденное постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 22 апреля 2004 г. № 923-III // Правовая среда. 2004. 19 мая.

2 О принятии положения о Научно-консультативном совете при Законодательном Собрании Нижегородской области: постановление от 25 июня 2009 г. № 1595-IV // Правовая среда. 2009. 29 августа.

3 Положение о Молодежном парламенте при Законодательном Собрании Нижегородской области, принято постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 31 января 2013 г. № 754-V. URL: http://www. zsno.ru/ru/convocation5/mpno/16404/ (дата обращения: 10.05.2015).

Юридическая техника. 2016. № 10

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

3) участие в формировании концепции региональной молодежной политики;

4) приобретение опыта нормотворческой деятельности;

5) формирование у молодежи правовой и политической культуры;

6) теоретическая и практическая подготовка молодежи к общественной деятельности;

7) взаимодействие с молодежью и молодежными общественными объединениями Нижегородской области для вовлечения молодежи в процессы социально-экономического, политического и культурного развития Нижегородской области;

8) развитие сотрудничества с молодежными организациями при федераль-

ных органах государственной власти, молодежными парламентами субъектов Российской Федерации, молодежными палатами муниципальных образований в Нижегородской области, а также с молодежными органами при иных органах местного самоуправления муниципальных образований___________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные формирования создаются для проведения научной экспертизы проектов актов, представительства интересов различных социальных групп населения (молодежи, научного сообщества и других экспертов), повышения эффективности взаимодействия органа власти с институтами гражданского общества при реализации своих полномочий, учета потребностей и интересов граждан и прав общественных объединений при формировании и проведении государственной политики, а также осуществления общественного контроля.

Также для решения вопроса межнационального и гражданского согласия, урегулирования возникающих конфликта между органами местного самоуправления и населением при органах местного самоуправления, главах администрации создаются совещательные, консультативные органы1. Каждое муниципальное образование накапливает свой собственный опыт работы названных советов, формирования планов работы, реализация проектов и перечня вопросов, рассматриваемых на заседаниях данных советов. Перспективы существования совещательных органов туманны. Вероятно, первые результаты реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» предопределят их дальнейшую судьбу.

6. При отдельных коммерческих организациях создаются советы работающей (трудовой) молодежи (например, в Арзамаском муниципальном районе Нижегородской области эффективно функционируют 4 совета трудовой молодежи при крупных предприятиях2. Данные советы созданы для представительства интересов работающей молодежи, а также реализации различных социальных проектов на определенной территории.

Молодые российские граждане призваны стать активными партнерами в диалоге государства и общества. Поэтому молодежные объединения как важнейшие институты гражданского общества должны:

— содействовать обеспечению прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти;

— реализовывать свои права и законные интересы;

— разрабатывать и реализовывать молодежные социальные проекты;

— принимать участие в осуществлении общественного контроля;

— принимать участие в оценке регулирующего воздействия проектов правовых актов органов государственной власти и действующих актов;

— принимать участие в разработке проектов правовых актов.

7. При проведении различных спортивных мероприятий или при осуществлении пожаротушения стал активно развиваться институт волонтерства (добровольчества). В настоящее время правовое регулирование данной деятельности отсутствует. Тем не менее ведется активная работа по разработке универсального проекта федерального закона, который будет осуществлять правовое регулирование

1 Об общественном Совете при Главе администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области: постановление администрации Балахнинского района Нижегородской области от 29 мая 2015 г. № 118 // Официальный интернет-сайт Балахнинского муниципального района. URL: http://www.balakhna.nn.ru (дата обращения: 03.06.2015); О создании Общественного совета при администрации города Нижнего Новгорода: постановление администрации г. Н. Новгорода от 5 августа 2011 г. № 3115 (ред. от 13.10.2014) // День города. Нижний Новгород. 2011. 12 августа; О создании Общественного совета при Главе города: постановление главы г. Дзержинска Нижегородской области от 3 июля 2013 г. № 67 // Дзержинские ведомости. 2013. 19 июля; О создании Общественного совета при Мэре города Дзержинска Нижегородской области: постановление администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 25 ноября 2011 г. № 4373 // Дзержинские ведомости. 2011. 16 декабря и т. д.

2 ОАО «Арзамазский машиностроительный завод», «ОАО “Арзамазский приборостроительный завод имени П.И. Пландина”» и т. д.

Красильникова Н.А. Повышение правовой культуры и модель гражданского общества...

595

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

различных форм волонтертсва и добровольчества. Можно отметить, что в последние годы было разработано несколько проектов законов в сфере добровольчества и волонтерства, в том числе проект федерального закона № 300326-6 «О добровольчестве (волонтерстве)» (внесен членами Совета Федерации А.А. Борисовым, Ю.Л. Воробьевым, В.В. Рязанским, О.Е. Пантелеевым, депутатами Государственной Думы ФС РФ В.В. Ивановым, М.А. Кожевниковой, В.М. Кононовым, А.В. Ильтяковым; 4 июля 2013 года рассмотрен Советом Государственной Думы, включен в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2013 года; не принят/.

Данный проект федерального закона предусматривал возможность ведения электронной карты добровольца, а также поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности. Тем не менее до настоящего времени отсутствует четкое разграничение между волонтером и добровольцем, критерии системности данной деятельности, а также другие гарантии. В процессе научных дискуссий высказываются мнения об излишней правовой регламентации желания человека сделать добро. Введение формы различной оплаты данной деятельности может привести к трансформации добровольчества в простую коммерческую деятельность. Именно поэтому правовое регулирование данного вопроса пока остается только на уровне субъектов Российской Федерации2. Опыт законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации в части принятия базовых законов о добровольческой (волонтерской) деятельности весьма ограничен: к настоящему времени законы о добровольческой (волонтерской) деятельности приняты только в 4 субъектах Российской Федерации3.

8. Жители государства и организации различных форм собственности взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления по различным вопросам. Восприятие обратной связи со стороны органов власти осуществляется с помощью средств массовой информации (печатные, электронные средства массовой информации, телевидение и радио). Уровень развития институтов гражданского общества, на мой взгляд, сильно связан с тем, насколько компетентно освещаются в СМИ проблемные вопросы и пути их решения, насколько повышается уровень правовой культуры и правосознания населения. При системной работе по разъяснению принятых нормативных правовых актов, проектов правовых актов, причин их разработки и принятия и т. д. у населения формируется понимание ситуации и обстоятельств, которые легли в основу принятых решений. Таким образом, с целью повышения качества журналистского материала по вопросам принятия проектов нормативных правовых актов в Нижегородской области при Законодательном Собрании действует клуб парламентских журналистов.

9. Адвокатура как самостоятельный, независимый институт всегда была одним из важнейших показателей развития общества, то есть фактором не только юридическим, но и социальным, политическим, культурным. Федеральный закон от 31 марта 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»4 предоставил широкие полномочия для адвокатов, а также лег в основу дальнейшего развития гражданского общества. Адвокатура является исключительным правовым институтом гражданского общества, сочетающим в себе как публично-правовые, так и частно-правовые начала5.

Электронная демократия позволяет упростить формат общения институтов гражданского общества между собой и с органами государственной власти. В свою очередь, Л.Ю. Г рудцына относит электронную демократию к институту гражданского общества, которая представляет собой общественные структуры (объединившиеся по социальному, профессиональному и другим признакам), деятельность которых, во-первых, порождает правовые отношения, направленные на осуществление и защиту гражданами своих прав и свобод, решение общих задач в сфере экономики, культуры, политики и других областях общественной жизни, во-вторых, способна влиять на государственные институты и ограждать людей от необоснованного вмешательства данных институтов в общественную жизнь6.

1 URL: http://www.duma.gov.ru/systems/law/ (дата обращения: 26.10.2015).

2 Ст. 121 Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 г. № 70-З «О молодежной политике в Нижегородской области» предусматривает поддержку добровольчества (волонтерства) в сфере молодежной политики // Правовая среда. 1997. 7 мая.

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области в связи с совершенствованием государственной поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности: закон Ульяновской области от 24 декабря 2012 г. № 220-ЗО (ред. от 04.03.2014); О добровольческой деятельности (волонтерстве): закон Воронежской области от 11 марта 2013 г. № 02-ОЗ (ред. от 05.05.2015); О государственной поддержке благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания граждан: закон Забайкальского края от 31 марта 2015 г. № 1149-ЗЗК; О развитии добровольчества (волонтерства) в Пермском крае: закон Пермского края от 8 декабря 2014 г. № 410-ПК.

4 Парламентская газета. 2002. 5 июня.

5 См.: Мирзоев Г.Б., Ланская Д.Ш. Адвокатура как правовой институт гражданского общества // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 3 (34). С. 5.

6 См.: ГрудцынаЛ.Ю. Государство и гражданское общество: монография / под ред. С.М. Петрова. М., 2010. С. 19.

Юридическая техника. 2016. № 10

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Наиболее распространенными среди механизмов электронной демократии являются коммуникации граждан с помощью электронных сетей для обсуждения социальных, общественных и политических вопросов и проблем в режиме on-line.

В настоящее время многие представители органов государственной власти и местного самоуправления имеют персональные странички в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook» и т. д. Данный формат общения с населением не подпадает под действие Федерального закона «О работе с обращениями граждан Российской Федерации», но, безусловно, может быть полезен.

Наиболее активные граждане создают сайты, посвященные той или иной социально значимой проблеме или с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет реализуют социальные проекты. Например, Нижегородский проект «Я-Город», на рекламных конструкциях размещаются плакаты, призывающие соблюдать правила дорожного движения1, или интернет-сообщество «Белый Бим», участники которого помогают бездомным животным найти своих хозяев2.

Таким образом, институты гражданского общества можно классифицировать по следующим признакам:

Критерии классифи- кации Разновидности Примеры

По субъекту участия Индивидуальные Г раждане

Коллективные Некоммерческие организации, Молодежные объединения, Общественная палата и т. д.

По целям создания Предоставления профессиональной юридической помощи Адвокатура, некоммерческие организации

Решение вопросов местного значения Народные дружины

Решение общей социальной проблемы Волонтеры, некоммерческие организации

Решение политических вопросов Политические партии, экспертные сообщества, СМИ

По степени оформления (регистрация) Зарегистрированные Некоммерческие организации

Созданные правовым актом Общественные советы

Созданные внутренним актом Совет работающей молодежи

Неформальные объединения Объединения молодежи, группы в социальных сетях

По форме участия Непосредственное участие граждан Публичные слушания, выборы

Самоорганизация Некоммерческие организации, адвокатская палата

Организованное органами власти, другими организациями Общественные советы, клуб парламентских журналистов, молодежные парламенты, советы молодых специалистов и т. д.

С использованием сети Интернет Интернет-сообщества, социальные сети, сайты

1 URL: http://progorodnn.ru/news/view/78123 (дата обращения: 28.10.2015).

2 URL: http://beliy-bim.ru/ (дата обращения: 28.10.2015).

Красильникова Н.А. Повышение правовой культуры и модель гражданского общества...

597

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.