Научная статья на тему 'Влияние образовательных характеристик на отношение студентов к Интернету'

Влияние образовательных характеристик на отношение студентов к Интернету Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенчество / Интернет / профиль образования / курс / вуз / students / Internet / education profile / course / university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Григорьевич Ивченков, Мария Сергеевна Ивченкова

Актуальность и цели. Сегодня Интернет – самый распространенный источник информации и инструмент коммуникации. Однако при этом студенты относятся к нему не одинаково. Представлены результаты социологического исследования, проведенного методом анкетирования в Саратове в 2023 г. с целью уточнения факторов, влияющих на отношение и использование студентами Интернета. Материалы и методы. По вероятностной квотной выборке было опрошено методом анкетирования 580 студентов. Критерии отбора – пол, возраст, курс и обучение респондента в определенном вузе. Результаты обрабатывались в программе SPSS. Результаты. Исследование показало, что вид образования значимо влияет на отношение студентов к Интернету. Технарей чаще других привлекают быстрый доступ к информации. Использование Интернета для учебы и работы чаще всего наблюдается среди студентов технических и экономических специальностей. Они же чаще используют его для развлечений. Но они же чаще других недовольны наличием недостоверной информации и обилием рекламы. Гуманитарии чаще других используют Интернет для общения. Студенты-естественники чаще других прибегают к поиску информации. Но их чаще других отталкивают угрозы распространения компьютерных вирусов и мошенничества. Экономистов больше других привлекает простота использования Интернета. Их, как и естественников, чаще других привлекают новые возможности для работы, учебы, а также возможность дистанционных покупок, оплаты счетов. Выводы. Быстрый доступ к информации остается главным привлекающим свойством Интернета для всех студентов, кроме 4 курса. На 4 курсе студентов больше всего привлекает простота использования. С увеличением курса обучения студентов растет значимость простоты использования, возможности для работы, учебы и дистанционных покупок, оплаты счетов. В то же время снижается значимость широких возможностей общения между людьми. В студенческой среде доминирует мнение, что Интернет – это необходимость для современного студента. Особенно на этом настаивают студенты 2 курса. Студенты 1 курса чаще других ориентированы видеть в нем средство самообразования и дистанционного обучения. Третьекурсники чаще других воспринимают его как средство реализации своих потребностей. Студенты 4 курса чаще других говорили о нем как о способе заработка. На доминирующем мнении студентов об Интернете как необходимости особенно настаивали студенты Саратовской государственной юридической академии. Студенты Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А. чаще других воспринимают его как средство реализации своих потребностей или средство самообразования и дистанционного обучения. Только студенты Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского говорили о том, что для них все важно и что Интернет – это их жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Григорьевич Ивченков, Мария Сергеевна Ивченкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of education on the attitude of students to the Internet

Background. Today, the Internet is the most common source of information and communication tool. However, at the same time, students do not treat it equally. The article presents the results of a sociological study conducted by the questionnaire method in Saratov in 2023 in order to clarify the factors influencing students’ attitudes and use of the Internet. Materials and methods. According to the probability quota sample, 580 students were interviewed by the questionnaire method. The selection criteria are the gender, age, course and training of the respondent at a particular university. The results were processed in SPSS. Results. The study showed that the type of education has a significant impact on students' attitudes towards the Internet. Techies are more likely than others to be attracted to quick access to information. The use of the Internet for study and work is most often observed among students of technical and economic specialties. They are more likely to use it for entertainment. But they are also more likely than others to be dissatisfied with the presence of unreliable information and the abundance of advertising. Humanitarians are the most likely to use the Internet to communicate. Natural science students are more likely than others to search for information. But they are more likely than others to be repelled by the threat of the spread of computer viruses and fraud. Economists are more attracted than others to the ease of use of the Internet. They, like “naturalistsˮ, are more often than others attracted by new opportunities for work, study, as well as the possibility of remote purchases and payment of bills. Conclusions. Quick access to information remains the main attraction of the Internet for all students, except for the 4th year. In the 4th year, students are most attracted to ease of use. With the increase in the course of study of students, the importance of ease of use, the opportunity for work, study and remote shopping, paying bills increases. At the same time, the importance of wide opportunities for communication between people is decreasing. The prevailing opinion among students is that the Internet is a necessity for a modern student. This is especially insisted on by 2nd year students. 1st year students are more likely than others to see it as a means of self-education and distance learning. Third-year students are more likely than others to perceive it as a means of fulfilling their needs. 4th year students more often than others talked about it as a way to earn money. The attitude of the dominant opinion of students about the Internet as a necessity was especially insisted on by the students of SSLA. Students with SSTU more often than others perceive it as a means of fulfilling their needs or a means of self-education and distance learning. Only SSU students said that everything is important to them and that the Internet is their life.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательных характеристик на отношение студентов к Интернету»

УДК 316.353

doi: 10.21685/2072-3016-2023-4-2

Влияние образовательных характеристик на отношение студентов к Интернету

С. Г. Ивченков1, М. С. Ивченкова2

1 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия

2Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия 1ivchenkovsg@mail.ru, 2m.ivchenkova@gmail.com

Аннотация. Актуальность и цели. Сегодня Интернет - самый распространенный источник информации и инструмент коммуникации. Однако при этом студенты относятся к нему не одинаково. Представлены результаты социологического исследования, проведенного методом анкетирования в Саратове в 2023 г. с целью уточнения факторов, влияющих на отношение и использование студентами Интернета. Материалы и методы. По вероятностной квотной выборке было опрошено методом анкетирования 580 студентов. Критерии отбора - пол, возраст, курс и обучение респондента в определенном вузе. Результаты обрабатывались в программе SPSS. Результаты. Исследование показало, что вид образования значимо влияет на отношение студентов к Интернету. Технарей чаще других привлекают быстрый доступ к информации. Использование Интернета для учебы и работы чаще всего наблюдается среди студентов технических и экономических специальностей. Они же чаще используют его для развлечений. Но они же чаще других недовольны наличием недостоверной информации и обилием рекламы. Гуманитарии чаще других используют Интернет для общения. Студенты-естественники чаще других прибегают к поиску информации. Но их чаще других отталкивают угрозы распространения компьютерных вирусов и мошенничества. Экономистов больше других привлекает простота использования Интернета. Их, как и естественников, чаще других привлекают новые возможности для работы, учебы, а также возможность дистанционных покупок, оплаты счетов. Выводы. Быстрый доступ к информации остается главным привлекающим свойством Интернета для всех студентов, кроме 4 курса. На 4 курсе студентов больше всего привлекает простота использования. С увеличением курса обучения студентов растет значимость простоты использования, возможности для работы, учебы и дистанционных покупок, оплаты счетов. В то же время снижается значимость широких возможностей общения между людьми. В студенческой среде доминирует мнение, что Интернет - это необходимость для современного студента. Особенно на этом настаивают студенты 2 курса. Студенты 1 курса чаще других ориентированы видеть в нем средство самообразования и дистанционного обучения. Третьекурсники чаще других воспринимают его как средство реализации своих потребностей. Студенты 4 курса чаще других говорили о нем как о способе заработка. На доминирующем мнении студентов об Интернете как необходимости особенно настаивали студенты Саратовской государственной юридической академии. Студенты Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А. чаще других

© Ивченков С. Г., Ивченкова М. С., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

воспринимают его как средство реализации своих потребностей или средство самообразования и дистанционного обучения. Только студенты Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского говорили о том, что для них все важно и что Интернет - это их жизнь.

Ключевые слова: студенчество, Интернет, профиль образования, курс, вуз Для цитирования: Ивченков С. Г., Ивченкова М. С. Влияние образовательных характеристик на отношение студентов к Интернету // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 4. С. 17-31. doi: 10.21685/ 2072-3016-2023-4-2

The influence of education on the attitude of students to the Internet S.G. Ivchenkov1, M.S. Ivchenkova2

Saratov State University, Saratov, Russia 2Institute of Sociology of Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia :ivchenkovsg@mail.ru, 2m.ivchenkova@gmail.com

Abstract. Background. Today, the Internet is the most common source of information and communication tool. However, at the same time, students do not treat it equally. The article presents the results of a sociological study conducted by the questionnaire method in Saratov in 2023 in order to clarify the factors influencing students' attitudes and use of the Internet. Materials and methods. According to the probability quota sample, 580 students were interviewed by the questionnaire method. The selection criteria are the gender, age, course and training of the respondent at a particular university. The results were processed in SPSS. Results. The study showed that the type of education has a significant impact on students' attitudes towards the Internet. Techies are more likely than others to be attracted to quick access to information. The use of the Internet for study and work is most often observed among students of technical and economic specialties. They are more likely to use it for entertainment. But they are also more likely than others to be dissatisfied with the presence of unreliable information and the abundance of advertising. Humanitarians are the most likely to use the Internet to communicate. Natural science students are more likely than others to search for information. But they are more likely than others to be repelled by the threat of the spread of computer viruses and fraud. Economists are more attracted than others to the ease of use of the Internet. They, like "naturalists", are more often than others attracted by new opportunities for work, study, as well as the possibility of remote purchases and payment of bills. Conclusions. Quick access to information remains the main attraction of the Internet for all students, except for the 4th year. In the 4th year, students are most attracted to ease of use. With the increase in the course of study of students, the importance of ease of use, the opportunity for work, study and remote shopping, paying bills increases. At the same time, the importance of wide opportunities for communication between people is decreasing. The prevailing opinion among students is that the Internet is a necessity for a modern student. This is especially insisted on by 2nd year students. 1st year students are more likely than others to see it as a means of self-education and distance learning. Third-year students are more likely than others to perceive it as a means of fulfilling their needs. 4th year students more often than others talked about it as a way to earn money. The attitude of the dominant opinion of students about the Internet as a necessity was especially insisted on by the students of SSLA. Students with SSTU more often than

others perceive it as a means of fulfilling their needs or a means of self-education and distance learning. Only SSU students said that everything is important to them and that the Internet is their life.

Keywords: students, Internet, education profile, course, university

For citation: Ivchenkov S.G., Ivchenkova M.S. The influence of education on the attitude of students to the Internet. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2023;(4):17-31. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2023-4-2

Введение

Сегодня Интернет дает студентам многое, с его помощью можно найти работу, узнать последние новости, найти старых друзей, вести дела на расстоянии, не отходя от компьютера, зарабатывать деньги на различных интернет-сайтах. Некоторые даже строят личную жизнь в Интернете, и это лишь малая часть того, для чего можно использовать столь необычную и феноменальную технологию. По сути, это коллективный разум, помогающий решать много социальных проблем. Однако студенческое пользование им также способствует появлению новых вопросов и проблем, которые находятся в поле зрения социологов.

Студенческая молодежь постоянно находится в центре внимания социологов (Н. Бабич, Н. Иващенкова [1], А. Зайцева [2], Д. Константиновский, Е. Попова [3], И. Кузнецов [4]). Специфика жизнедеятельности студенчества отражена в публикациях Н. Абрамовой [5], И. Малинского [6], А. Мозговой, А. Яишникова [7]. Анализ особенностей коммуникации, общения, идентичности и жизненных стратегий студенческой молодежи содержится в монографии В. Тишкова, Р. Бараш, В. Степанова [8], в работе А. Темницкого [9]. Здоровье студентов, их образ жизни находятся в поле зрения И. Аксариной [10], И. Журавлевой [11, 12], Н. Лакомовой [12], Г. Ивахненко [13]. Проблемы социальной активности студентов, ее типологический анализ, формы ее проявления проанализированы в работе Е. Грунт [14]. В силу того что студенты много времени проводят в Интернете, эти процессы не могли не мони-ториться исследователями (Л. Аллахвердиева, А. Гаспаришвили [15], Н. Са-щенко [16], Е. Семенов, Д. Соколов [17], И. Трофимова [18], И. Попова [19] и др.). Однако влияние образовательных характеристик на отношение студентов к Интернету исследовано недостаточно.

Материалы и методы

В 2023 г. в Саратове Центром региональных социологических исследований (ЦРСИ) Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (СГУ) был проведен опрос методом анкетирования, целью которого было выявление роли и значения Интернета в повседневной жизни студенчества. В исследовании использовалась вероятностная квотно-зональная выборка. Приняли участие 580 студентов четырех вузов. Критерии отбора - пол, возраст, курс и обучение респондента в определенном вузе. Результаты обрабатывались в программе SPSS.

Результаты

Анкетирование показало, что модальной группой среди опрошенных являются те, кто учится в СГУ, - это 32,5 %, за ней следует группа студентов, обучающихся в Саратовской государственной юридической академии (СГЮА), - 29 %. В Саратовском государственном техническом университете имени Ю. А. Гагарина (СГТУ) обучаются 20,5 %, в Саратовском государственном университете генетики, биотехнологии и инженерии имени Вавилова (СГАУ) - 18 %. При этом на 1 курсе обучается 22 % опрошенных, на 2 курсе - 35 % опрошенных, на 3 курсе - 33 %, на 4 курсе - 10 %. В ходе анализа все студенты были сгруппированы по профилю подготовки в 4 блока: гуманитарии (46 %), с техническим образованием (27,5 %), с естественнонаучным образованием (15 %) и экономисты (11,5 %).

На вопрос о том, каким устройством для входа в Интернет пользуются больше всего, 47 % студентов отметили мобильные устройства, 26 % - ноутбуки, 16,5 % используют персональный компьютер, 10,5 % - планшетное устройство. При этом большинство студентов (71 %) пользуются социальными сетями, поисковыми системами (67 %) и развлекательными порталами (64 %). В меньшей степени выбирали такие варианты, как образовательные порталы (40 %), электронные библиотеки (37 %), новостные сайты (33 %) и справочные каталоги (28 %). Таким образом, на первом месте у них - интернет-общение, а на втором - учеба и отслеживание новостей, на третьем - развлечения.

Однако на реализацию всех этих функций Интернета значимо влияет образование студентов (табл. 1).

Таблица 1

Влияние профиля образования респондента на цели использования Интернета в повседневной жизни, процент по виду образования

Профиль образования

й 1 8

Цели обращения йырн ра ийск 11 иксеч р о б

к сети Интернет | р и 1 -а «

ам уг в ё * омн § о оП

Для учебы/работы 33,7 34,5 33,3 34,8 34,0

Для развлечений 21,7 30,9 16,7 34,8 25,0

Для общения 23,9 18,2 20,0 17,4 21,0

Для поиска информации 16,3 14,5 30,0 8,7 17,0

Видеоигры - 1,8 - 4,3 1,0

Все вышеперечисленное 3,3 - - - 1,5

Для учебы и общения 1,1 - - - 0,5

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Так, среди опрошенных, имеющих гуманитарное образование, большая часть (33,7 %) заинтересована в использовании Интернета для учебы или работы, 23,9 % - для общения, 21,7 % - для развлечений, 16,3 % - для поиска информации, 3,3 % - для всех вышеуказанных причин, а 1,1 % - для учебы и общения совместно. Большинство респондентов, у которых техническое образование, ответили, что используют Интернет для учебы или работы (34,5 %), в меньшей степени - для развлечений (30,9 %), 18,2 % выбрали вариант «для общения», 14,5 % - «для поиска информации» и всего 1,8 % ответили «видеоигры». Среди тех, кто имеет естественно-научное образование, большинство также отметили учебу или работу основной причиной использования сети Интернет - 33,3 %, 30,0 % отметили в качестве основного мотива поиск информации, 20,0 % выбрали общение, а 16,7 % выбрали развлечения. Среди респондентов с экономическим образованием равное количество использует Интернет для учебы/работы и для развлечений - по 34,8 % опрошенных, для общения к Сети обращается 17,4 %, для поиска информации - 8,7 %, для видеоигр - 4,3 %. Таким образом, использование Интернета для учебы и работы чаще всего наблюдается среди студентов технических и экономических специальностей. Они же чаще используют его для развлечений. Гуманитарии чаще других используют его для общения. Студенты-естественники чаще других прибегают к поиску информации.

Вид образования студентов влияет и на восприятие привлекательных характеристик Интернета (табл. 2).

Таблица 2

Влияние профиля образования студента на привлекательные свойства Интернета, процент по виду образования

Профиль образования

Привлекательные свойства Интернета « и & ё и Л s ;хнический ;тественно-научный й кс е S о н По выборке

fr н ес ок m

Широкие возможности общения между людьми 21,7 10,9 6,7 13,0 15,5

Развлечение, новые формы проведения досуга 17,4 21,8 20,0 17,4 19,0

Быстрый доступ к информации 29,3 45,5 26,7 26,1 33,0

Новые возможности для работы, учебы 10,9 3,6 16,7 13,0 10,0

Возможность дистанционных покупок, оплаты счетов 9,8 7,3 23,3 17,4 12,0

Простота использования 10,9 10,9 6,7 13,0 10,5

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Среди тех, кто имеет гуманитарное образование, 29,3 % опрошенных отметили как привлекающий фактор быстрый доступ к информации, 21,7 % указали на широкие возможности общения между людьми, 17,4 % выбрали развлечения, новые формы проведения досуга. Равные доли студентов выделили новые возможности для работы, учебы, простоту использования (по 10,9 %); 9,8 % выбрали возможность дистанционных покупок, оплаты счетов.

Среди тех, кто имеет техническое образование, 45,5 % отметили быстрый доступ к информации, развлечения и новые формы проведения досуга (21,8 %). По 10,9 % опрошенных выделили широкие возможности общения между людьми и простоту использования; 7,3 % нравится возможность дистанционных покупок, оплаты счетов; 3,6 % указали на новые возможности для работы, учебы. Студенты с естественным образованием в большинстве своем отмечали как привлекающий фактор использования сети Интернет быстрый доступ к информации (26,7 %). 23,3 % считают удобной возможность дистанционных покупок, оплаты счетов, 20,0 % отметили в качестве привлекающей характеристики развлечение, новые формы проведения досуга. 16,7 % нравятся новые возможности для работы, учебы. По 6,7 % выделили широкие возможности общения между людьми и простоту использования. Большинство из тех респондентов, которые имеют экономическое образование, также отметили быстрый доступ к информации (26,1 %). По 17,4 % опрошенных отметили развлечение, новые формы проведения досуга и возможность дистанционных покупок, оплаты счетов. По 13,0 % студентов нравятся широкие возможности общения между людьми, новые возможности для работы, учебы.

Таким образом, широкие возможности общения между людьми больше всего нравятся гуманитариям. Технарей чаще других привлекают развлечения и быстрый доступ к информации. Естественников и экономистов чаще других привлекают новые возможности для работы, учебы, а также возможность дистанционных покупок, оплаты счетов. Экономистов больше других привлекает простота использования.

Профиль образования влияет и на раздражающие студентов свойства Интернета (табл. 3). Так, среди опрошенных, у которых гуманитарное образование, 32,6 % студентов отметили, что им не нравится наличие недостоверной информации в Сети. 23,9 % не довольны чрезмерными затратами времени. 21,7 % не хотели бы видеть в Интернете рекламу, 10,9 % - мошенничество, 9,8 % опасаются распространения компьютерных вирусов, 1,1 % волнуют все вышеуказанные пункты.

Среди респондентов с техническим образованием 36,4 % раздражены наличием недостоверной информации; 30,9 % не нравится присутствие в Интернете спама и рекламы; 12,7 % огорчены наличием мошенничества, 10,9 % - слишком большими затратами времени, 9,1 % - распространением компьютерных вирусов.

Большая часть студентов, имеющих естественно-научное образование, видят среди негативных характеристик Интернета мошенничество (26,7 %),

обилие рекламы, распространение компьютерных вирусов и наличие недостоверной информации (по 23,3 %). 3,3 % студентов жаловались, что Интернет отнимает слишком много времени.

Таблица 3

Влияние профиля образования студентов на отталкивающие свойства Интернета, процент по виду образования

Профиль образования

Отталкивающие свойства 1 Й о 1 о В 's о 8 а о ю

Интернета if S b Ü в в 1 1 а (D S S m Л « о с

Наличие недостоверной информации 32,6 36,4 23,3 34,8 32,5

Много рекламы 21,7 30,9 23,3 26,1 25,0

Отнимает много времени 23,9 10,9 3,3 17,4 16,5

Мошенничество 10,9 12,7 26,7 13,0 14,0

Распространение компьютерных вирусов 9,8 9,1 23,3 8,7 11,5

Все вышеперечисленное 1,1 - - - 0,5

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Среди респондентов с экономическим образование 34,8 % не довольны наличием недостоверной информации, 26,1 % - обилием рекламы. 17,4 % опрошенных раздражены слишком большими затратами времени. 13,0 % назвали самым отталкивающим свойством Интернета мошенничество, 8,7 % -распространение компьютерных вирусов.

Таким образом, наличие недостоверной информации и обилие рекламы в Интернете чаще других не нравится студентам с техническим и экономическим образованием. Гуманитариев и экономистов больше огорчает чрезмерная затрата времени. Естественников чаще других отталкивают угрозы распространения компьютерных вирусов и мошенничества.

Курс обучения студентов влияет на привлекательность Интернета (табл. 4). Так, среди респондентов, обучающихся на 1 курсе, 29,5 % отметили, что им нравится быстрый доступ к информации. По 18,2 % привлекают широкие возможности общения между людьми и развлечения, новые формы проведения досуга. 13,6 % отметили возможность дистанционных покупок, оплаты счетов, 11,4 % - простоту использования, 9,1 % - новые возможности для работы, учебы. Такие данные возможно связаны с тем, что первокурсники только адаптируются к обучению в вузе и осторожничают с использованием интернет-информации.

Среди представителей 2 курса 40,0 % студентов в Интернете привлекает быстрый доступ к информации. 21,4 % отметили развлечения, новые формы

проведения досуга, 15,7 % - широкие возможности общения между людьми, 8,6 % - возможность дистанционных покупок, оплаты счетов. По 7,1 % выделили в качестве привлекательных свойств новые возможности для работы, учебы и простоту использования. Возможно это связано с тем, что второкурсники в основном адаптированы к учебному процессу и доступ к информации становится для них наиболее важным.

Таблица 4

Влияние курса обучения на привлекательные свойства Интернета, процент по курсу обучения

Привлекательные свойства Интернета Курс обучения По выборке

1 2 3 4

Быстрый доступ к информации 29,5 40,0 36,4 5,0 33,0

Развлечение, новые формы проведения досуга 18,2 21,4 18,2 15,0 19,0

Широкие возможности общения между людьми 18,2 15,7 16,7 5,0 15,5

Возможность дистанционных покупок, оплаты счетов 13,6 8,6 12,1 20,0 12,0

Простота использования 11,4 7,1 6,1 35,0 10,5

Новые возможности для работы, учебы 9,1 7,1 10,6 20,0 10,0

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Большинство третьекурсников тоже отметили быстрый доступ к информации (36,4 %) в качестве привлекательных свойств Интернета, 18,2 % -развлечения, новые формы проведения досуга, 16,7 % - широкие возможности общения между людьми, 12,1 % - возможность дистанционных покупок, оплаты счетов, 10,6 % - новые возможности для работы, учебы, 6,1 % - простоту использования.

Среди тех, кто обучается на 4 курсе, 35,0 % выделили простоту использования Интернета. По 20,0 % опрошенных отметили новые возможности для работы, учебы и дистанционных покупок, оплаты счетов, 15,0 % респондентов отметили развлечения, новые формы проведения досуга. По 5,0 % студентов нравятся широкие возможности общения между людьми и быстрый доступ к информации. Это связано во многом с тем, что эти студенты трудятся уже над выпускными работами и задумываются о месте своей будущей работы.

Таким образом, быстрый доступ к информации остается главным привлекающим свойством Интернета для всех студентов, кроме 4 курса. На 4 курсе студентов больше всего привлекает простота использования.

С увеличением курса обучения студентов растет значимость простоты использования, возможности для работы, учебы и дистанционных покупок, оплаты счетов. В то же время снижается значимость широких возможностей общения между людьми.

Среди опрошенных, которые обучаются на 1 курсе, большая часть отметили необходимость сети Интернет для современного студента (36,4 %). 22,7 % оценивают Интернет как возможное средство реализации своих потребностей (табл. 5). Для 20,5 % студентов Интернет является средством самообразования и дистанционного обучения. 13,6 % воспринимают его как вид заработка.

Таблица 5

Влияние курса обучения на оценку студентами значения Интернета, процент по курсу обучения

Оценка значения Интернета в наши дни Курс обучения По выборке

1 2 3 4

Это необходимость для современного студента 36,4 42,9 40,9 10,0 37,5

Это возможное средство реализации своих потребностей 22,7 24,3 25,8 15,0 23,5

Это средство самообразования и дистанционного обучения 20,5 11,4 13,6 15,0 14,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это вид заработка 13,6 11,4 13,6 20,0 13,5

Затрудняюсь ответить 6,8 8,6 4,5 40,0 10,0

Интернет - моя жизнь - 1,4 - - 0,5

Все вышеперечисленное - - 1,5 - 0,5

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Большинство студентов 2 курса (42,9 %) также оценили Интернет как необходимость для студента нашего времени. 24,3 % считают, что Интернет -это возможное средство реализации своих потребностей. По 11,4 % студентов воспринимают Интернет как средство самообразования, дистанционного обучения и как вид заработка.

40,9 % третьекурсников продолжили тенденцию и оценили необходимую роль Интернета в жизни студента. 25,8 % придерживаются мнения, что это возможное средство реализации своих потребностей. По 13,6 % опрошенных сходно полагают, что это средство самообразования или вид заработка.

Среди представителей 4 курса 40,0 % затруднились оценить значение Интернета в их жизни, что, видимо, связано с очень интенсивной работой над

выпускными квалификационными работами. Для 20,0 % он является источником заработка. По 15,0 % полагают, что это возможное средство реализации своих потребностей или средство самообразования и дистанционного обучения. 10,0 % считают его необходимостью для современного студента.

Таким образом, в студенческой среде доминирует мнение, что Интернет - это необходимость для современного студента. Особенно на этом настаивают студенты 2 курса. Студенты 1 курса чаще других ориентированы видеть в нем средство самообразования и дистанционного обучения. Третьекурсники чаще других воспринимают его как средство реализации своих потребностей. Студенты 4 курса чаще других говорили о нем как о способе заработка.

Анализ показал, что на студенческую оценку Интернета оказывает влияние вуз обучения (табл. 6). Среди тех, кто обучается в СГУ, 36,9 % отметили, что сеть Интернет является необходимостью; 20,0 % респондентов отметили, что это возможное средство реализации своих потребностей. По 13,8 % опрошенных полагают, что это средство самообразования и источник заработка.

Таблица 6

Влияние вуза студентов на оценку значения Интернета, процент по вузу

Вуз

Оценка значения Интернета в наши дни СГУ СГТУ СГАУ СГЮА По выборке

Интернет - это необходимость для современного студента 36,9 36,6 36,1 39,7 37,5

Интернет - это возможное

средство реализации своих потребностей 20,0 31,7 27,8 19,0 23,5

Интернет является средством

самообразования и дистанци- 13,8 19,5 11,1 13,8 14,5

онного обучения

Интернет является видом заработка 13,8 9,8 13,9 15,5 13,5

Затрудняюсь ответить 12,3 2,4 11,1 12,1 10,0

Интернет - моя жизнь 1,5 - - - 0,5

Все вышеперечисленное 1,5 - - - 0,5

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

36,6 % респондентов, обучающихся в СГТУ, также в своем большинстве отметили, что Интернет - это необходимость для современного студента. 31,7 % оценивают Сеть как возможное средство реализации своих потребностей. Для 19,5 % Интернет является средством самообразования и дистанционного обучения, для 9,8 % он выступает как способ заработка.

36,1 % студентов СГАУ оценивают Интернет как необходимость. 27,8 % оценивают его как возможное средство реализации своих потребностей. Для 13,9 % он является видом заработка. 11,1 % студентов считают его средством самообразования и дистанционного обучения.

Среди студентов СГЮА также лидирует мнение, что Интернет - это необходимость для современного студента (39,7 %). 19,0 % оценивают Интернет как возможное средство реализации своих потребностей, 15,5 % считают его одним из видов заработка, для 13,8 % он является средством самообразования и дистанционного обучения.

Таким образом, среди современных студентов доминирует оценка Интернета как необходимости. Особенно на этом настаивали студенты СГЮА. Студенты СГТУ чаще других воспринимают его как средство реализации своих потребностей или средство самообразования и дистанционного обучения. Только студенты СГУ говорили о том, что для них все важно и что Интернет - это их жизнь.

Заключение

Таким образом, образование значимо влияет на нюансы отношения студентов к Интернету (вуз, профиль обучения, курс). При этом важное значение имеет вузовская специфика. На доминирующем мнении студентов об Интернете как необходимости особенно настаивали студенты СГЮА. Студенты СГТУ чаще других воспринимают его как средство реализации своих потребностей или самообразования и дистанционного обучения. Только студенты СГУ говорили о том, что для них все важно, так как Интернет - это их жизнь.

Технарей чаще других привлекают быстрый доступ к информации. Использование Интернета для учебы и работы чаще всего наблюдается среди студентов технических и экономических специальностей. Они же чаще используют его для развлечений. Но они же чаще других недовольны наличием недостоверной информации и обилием рекламы. Гуманитарии чаще других используют Интернет для общения. Их, как и экономистов, больше огорчает чрезмерная затрата времени. Естественники чаще других прибегают к поиску информации. Но их чаще других отталкивают угрозы распространения компьютерных вирусов и мошенничества. Экономистов больше других привлекает простота использования Интернета, новые возможности для работы, учебы, а также возможность дистанционных покупок, оплаты счетов.

Исследование показало, что быстрый доступ к информации остается главным привлекающим свойством Интернета для всех студентов, кроме 4 курса. На 4 курсе важнее простота использования. В студенческой среде

доминирует мнение, что Интернет - это необходимость для современного студента. Особенно на этом настаивают студенты 2 курса. Студенты 1 курса чаще других ориентированы видеть в нем средство самообразования и дистанционного обучения. Третьекурсники чаще других воспринимают его как средство реализации своих потребностей. Студенты 4 курса чаще других говорили о нем как о способе заработка. Таким образом, курс обучения также значимо предопределяет восприятие студенчеством Интернета. С увеличением курса обучения студентов растет значимость простоты использования, возможности для работы, учебы и дистанционных покупок, оплаты счетов. В то же время снижается значимость широких возможностей общения между людьми. Эти нюансы полезно учитывать для понимания специфики влияния Интернета на разные образовательные группы студенчества.

Список литературы

1. Бабич Н. С., Иващенкова Н. В. Информированность как фактор успешности выбора образовательной траектории // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 2 (82). С. 19-27. ао1: 10.24158^рр.2021.2.2

2. Зайцева А. А. Академическая мобильность студентов: ценности, установки и социальные практики на Юге России // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 137-154. ао1: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-10

3. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодежи // Россия реформирующаяся : ежегодник: вып. 20 / отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. М. : Новый Хронограф, 2022. С. 379-399. ао1: 10.19181/е7Ье&2022.14

4. Кузнецов И. С. Доверие студентов и их образовательная траектория после окончания вуза // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 1. С. 110-129. 10.31992/0869-3617-2023-32-1-110-129

5. Абрамова Н. В. Оценочные исследования в социологии: история, методология и перспективы применения в сфере образования : автореф. дис. ... канд. социол. наук // Официальный портал ИС РАН. 2017. иКЬ: http://www.isras.ru/ риЪШшШа=4980 (дата обращения: 01.09.2023).

6. Малинский И. Г., Ситникова С. В. Инструментальный характер образовательных стратегий учащейся молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2013. Т. 13, № 3. С. 25-28.

7. Мозговая А. В., Яишников А. Ю. Институциональные и личностные факторы и риски вузовской социализации (по материалам социологического исследования) // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. иКЬ: Шр:/Мош-hors.ru/nauchniy-zhurnal-obschestvo-sociologiya-psihologiya-pedagogika/ (дата обращения: 01.09.2023).

8. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / под ред. В. А. Тишкова, Р. Э. Бараш, В. В. Степанова. М. : ИЭА РАН, 2014. 342 с.

9. Темницкий А. Л. Возможности повышения уровня адекватности понимания в современных коммуникациях студентов // Коммуникология. 2016. Т. 4, № 6. С. 223-240.

10. Аксарина И. Ю., Аксарина Я. С., Аксарин И. В. Особенности современного образа жизни студентов в период обучения в вузе // Современное образование в России и

за рубежом: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 31 декабря 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. С. 159-162.

11. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И. В. Журавлева ; Институт социологии РАН. М., 2012. 252 с.

12. Журавлева И. В., Лакомова Н. В. Социальная политика в сфере здоровья студентов // Молодежь в современном обществе: проблемы и перспективы : монография / науч. ред. А. Б. Лымарь. М. : РУДН, 2014. С. 40-53.

13. Ивахненко Г. А. Отношение к здоровью студентов Москвы и Минска: сравнительный анализ // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 8. С. 74-81.

14. Грунт Е. В. Зайко А. П. Типологический анализ социальной активности студентов колледжей в трансформирующейся России // Дискуссия. 2016. № 1 (64). С. 86-92.

15. Аллахвердиева Л. М., Гаспаришвили А. Т. Современные тенденции формирования цифровой инфраструктуры российского образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 4. С. 10-13. doi: 10.20339/AM.04-22.010

16. Сащенко Н. П. Цифра, социальные представления о России и проблема идентичности // Вторые декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Российское социальное государство и гражданское общество в 2020 году: реализация национальных проектов в условиях постпандемической реальности : материалы науч.-практ. конф. (г. Москва, 10 декабря 2020 г.) / отв. ред. О. П. Новоженина ; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2020. C. 107-113. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Kak_zhivesh_Rossiya_dekabr_chteniya_2020_final. pdf (дата обращения: 01.09.2023).

17. Семенов Е. В., Соколов Д. В. Цифровизация высшего образования: возможности и риски // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 4. Ч. 1. С. 137-153.

18. Трофимова И. Н. Подготовка современных специалистов: цифровые компетенции и возможности // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития : XV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Санкт-Петербург, 20 апреля 2022 г.). СПб. : СПбГУП, 2022. С. 23-24.

19. Попова И. П. Дистанционное обучение в самооценках работников // Интеллигенция в новой реальности : сб. ст. XXII Междунар. теоретико-метод. конф. (г. Москва, 30 сентября - 1 октября 2021 г.) / под общ. ред. Ж. Т. Тощенко ; ред.-сост. Е. А. Колосова ; РГГУ, Социологический факультет, Центр социологических исследований. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2021. С. 148-158.

References

1. Babich N.S., Ivashchenkova N.V. Awareness as a factor in the success of choosing an educational path. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: sociology, psychology, pedagogy. 2021;(2):19-27. (In Russ.). doi: 10.24158/spp.2021.2.2

2. Zaytseva A. A. Academic mobility of students: values, attitudes and social practices in the South of Russia. Nauchnyy rezul'tat. Sotsiologiya i upravlenie = Scientific result. Sociology and management. 2022;8(3):137-154. (In Russ.). doi: 10.18413/2408-93382022-8-3-0-10

3. Konstantinovskiy D.L., Popova E.S. New nature of educational and professional trajectories of youth. Rossiya reformiruyushchayasya: ezhegodnik: vyp. 20 = Russia reforming: yearbook: issue 20. Moscow: Novyy Khronograf, 2022:379-399. (In Russ.). doi: 10.19181/ezheg.2022.14

4. Kuznetsov I.S. Students confidence and their educational trajectory after graduation. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2023;32(1):110-129. (In Russ.). doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-110-129

5. Abramova N.V. Evaluation research in sociology: history, methodology and prospects for application in education. PhD abstract. (In Russ.). Available at: http://www.isras.ru/ publ.html?id=4980 (accessed 01.09.2023).

6. Malinskiy I.G., Sitnikova S.V. The instrumental nature of educational strategies for students. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya = Proceedings of Saratov University. New series. Series: Sociology. Polit-ology. 2013;13(3):25-28. (In Russ.).

7. Mozgovaya A.V., Yaishnikov A.Yu. Institutional and personal factors and risks of university socialization (by the sociological research materials). Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika = Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016;(1). (In Russ.). Available at: http://dom-hors.ru/nauchniy-zhurnal-obschestvo-sociologiya-psihologiya-pedagogika/ (accessed 01.09.2023).

8. Tishkov V.A., Barash R.E., Stepanov V.V. (eds.). Rossiyskoe studenchestvo: iden-tichnost', zhiznennye strategii i grazhdanskiy potentsial = Russian students: identity, life strategies and civic potential. Moscow: IEA RAN, 2014:342. (In Russ.)

9. Temnitskiy A.L. Possibilities for increasing the level of adequacy of understanding in modern student communications. Kommunikologiya = Communicology. 2016;4(6):223-240. (In Russ.)

10. Aksarina I.Yu., Aksarina Ya.S., Aksarin I.V. Features of the modern lifestyle of students during their studies at the university. Sovremennoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom: teoriya, metodika i praktika: materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Cheboksary, 31 dekabrya 2016 g.) = Modern education in Russia and abroad: theory, methodology and practice: proceedings of the 5th International scientific and practical conference (Cheboksary, December 31, 2016). Cheboksary: Interaktiv plyus, 2016:159-162. (In Russ.)

11. Zhuravlev I.V. (resp. ed.). Zdorov'e studentov: sotsiologicheskiy analiz = Student health: sociological analysis. Moscow, 2012:252. (In Russ.)

12. Zhuravleva I.V., Lakomova N.V. Social policy in the field of student health. Molodezh' v sovremennom obshchestve: problemy i perspektivy: monografiya = Youth in modern society: problems and prospects: monograph. Moscow: RUDN, 2014:40-53. (In Russ.)

13. Ivakhnenko G.A. Attitudes to health of students in Moscow and Minsk: a comparative analysis. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya = Scientific review: humanities research. 2015;(8):74-81. (In Russ.)

14. Grunt E.V. Zayko A.P. Typological analysis of social activity of college students in transforming Russia. Diskussiya = Discussion. 2016;(1):86-92. (In Russ.)

15. Allakhverdieva L.M., Gasparishvili A.T. Modern trends in the formation of the digital infrastructure of Russian education. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly) =Alma mater (bulletin of Higher School). 2022;(4):10-13. (In Russ.). doi: 10.20339/AM.04-22.010

16. Sashchenko N.P. Digital, social ideas about Russia and the problem of identity. Vtorye dekabr'skie sotsial'no-politicheskie chteniya «Kak zhivesh', Rossiya?». Rossiyskoe sot-sial'noe gosudarstvo i grazhdanskoe obshchestvo v 2020 godu: realizatsiya natsion-al'nykh proektov v usloviyakh postpandemicheskoy real'nosti: materialy nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, 10 dekabrya 2020 g.) = Second December socio-political readings "How are you, Russia?". Russian social state and civil society in 2020: implementation of national projects in a post-pandemic reality: proceedings of scientific and practical

conference (Moscow, December 10, 2020). Moscow: FNISTs RAN, 2020:107-113. (In Russ.). Available at: https://www.isras.ru/files/File/publ/Kak_zhivesh_Rossiya_dekabr_ chteniya_2020_final.pdf (accessed 01.09.2023).

17. Semenov E.V., Sokolov D.V. Digitalization of higher education: opportunities and risks. Idei i idealy = Ideas and ideals. 2022;14(4):137-153. (In Russ.)

18. Trofimova I.N. Training of modern specialists: digital competencies and capabilities. Distantsionnoe obuchenie v vysshem obrazovanii: opyt, problemy i perspektivy razviti-ya: XV Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (g. Sankt-Peterburg, 20 aprelya 2022 g.) = Distance learning in higher education: experience, problems and development prospects: the 15th All-Russian scientific and practical conference with international participation (Saint Petersburg, April 20, 2022). Saint Petersburg: SPbGUP, 2022:23-24. (In Russ.)

19. Popova I.P. Distance learning in employee self-assessments. Intelligentsiya v novoy real'nosti: sb. st. XXII Mezhdunar. teoretiko-metod. konf. (g. Moskva, 30 sentyabrya -1 oktyabrya 2021 g.) = Intelligentsia in the new reality: proceedings of the 22n International theoretical and methodological conference (Moscow, September 30 - October 1, 2021). Moscow: Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniya i marketinga, 2021:148-158. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Сергей Григорьевич Ивченков доктор социологических наук, профессор кафедры социологии молодежи, декан социологического факультета, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83)

E-mail: ivchenkovsg@mail.ru

Sergey G. Ivchenkov Doctor of sociological sciences, professor of the sub-department of sociology of youth, dean of the faculty of sociology, Saratov State University (83 Astrakhanskaya street, Saratov, Russia)

Мария Сергеевна Ивченкова кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5)

E-mail: m.ivchenkova@gmail.com

Maria S. Ivchenkova

Candidate of sociological sciences, senior

researcher, Institute of Sociology

of Federal Center of Theoretical

and Applied Sociology of the Russian

Academy of Sciences (building 5,

24/35, Krzhizhanovskogo, Moscow, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 10.09.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 23.10.2023 Принята к публикации / Accepted 01.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.