Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА'

ИЗУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЛИЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ “БЕЗОПАСНЫЕ ПОКУПКИ В ИНТЕРНЕТЕ”

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтунина Варвара Викторовна, Кашпаров Дмитрий Витальевич, Лукьянова Наталия Юрьевна

Введение. Актуальная и сложная по своему масштабу проблема обеспечения личной финансовой безопасности решается в настоящее время различными способами, в том числе в форме различных обучающих мероприятий по финансовой грамотности, внедряемых в учебный процесс вузов. Цель исследования - анализ финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вуза, владения соответствующими компетенциями в области личной безопасности и Интернет-покупок. Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные анкетирования 427 студентов 3 и 4 курсов неэкономических направлений подготовки очной формы обучения, а также данные сплошного наблюдения успеваемости 693 студентов неэкономических направлений подготовки Балтийского федерального университета им. И. Канта (Российская Федерация), прошедших обучение в 2019-2022 гг. по финансовой безопасности в рамках изучения дисциплин по основам экономики и предпринимательства, в которые включен дистанционный курс “Деньги и управление ими”. Результаты. Анализ полученных в ходе анкетирования данных свидетельствует о востребованности у студентов неэкономических специальностей знаний и компетенций в области финансовой грамотности (более 60% опрошенных), демонстрирует устойчивое стремление к повышению ее уровня (90% опрошенных). В ходе исследования нашло подтверждение предположение об отсутствии у студентов, не прошедших обучение, системы знаний и компетенций в области личной финансовой безопасности и безопасных Интернет-покупок. Так 68% опрошенных не имеют даже общего представления о системе обеспечения финансовой безопасности россиян, большинство опрошенных не знают о существовании сервисов для проверки сайтов онлайн магазинов (96%), а 25% опрошенных вообще не задумываются о безопасности покупок через Интернет. Анализ мнений студентов позволил авторам актуализировать учебные материалы по теме исследования, дополнив их соответствующим содержанием. Заключение. Система обеспечения личной финансовой безопасности - важная составляющая экономической безопасности страны, которую должно поддерживать подрастающее поколение. Целесообразно выделение раздела по основам финансовой грамотности, включаемого в содержание дисциплин по основам экономики и предпринимательства, в отдельный учебный курс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алтунина Варвара Викторовна, Кашпаров Дмитрий Витальевич, Лукьянова Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING FINANCIAL LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS OF NON-ECONOMIC SPECIALTIES

Introduction. The urgent and complex issue of ensuring personal financial security is currently being addressed in a variety of ways, including in the form of various financial literacy training activities introduced in the educational process of higher education institutions. The aim of the research is the analysis of financial literacy of non-economic profile university students and their relevant competences in the field of personal security and online shopping. Materials and methods. The research material is represented by the questioning data obtained from 427 full-time 3rd and 4th year students of non-economic profile, as well as the data of continuous observation of academic performance of 693 non-economic profile students of Immanuel Kant Federal Baltic University (Russian Federation) trained in 2019-2022 in financial security within the framework of disciplines in basic economics and entrepreneurship which included a distance course “Money and its management”. Results. The analysis of data obtained in the course of the survey is evident of the demand for knowledge and competencies in financial literacy in the students of non-economic specialties (more than 60% of the respondents), demonstrates a sustainable aspiration to improve its level (90% of the respondents). The research confirmed the assumption that the students without special training have no due system of knowledge and competencies in the field of personal financial security and safe online shopping. In particular, 68% of the respondents did not have even a general idea about the system to ensure financial security in Russia; most of the respondents did not know about online shopping site checking services (96%) and 25% of the respondents did not think about online shopping security at all. The analysis of students’ opinions enabled the authors to update the materials on the subject of the research by adding relevant content. Conclusion. The system of personal financial security is an important component of the country’s economic security to be maintained by the younger generation. It is advisable to make separate training course on the basis of the financial literacy section included in the disciplines covering the fundamentals of economics and entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗА»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-02/ Дата поступления: 12.11.2022 Дата публикации: 30.04.2023

В. В. Алтунинд, Д. В. Кдшпдров, Н. Ю. Лукьянова

Изучение финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вуза

Введение. Актуальная и сложная по своему масштабу проблема обеспечения личной финансовой безопасности решается в настоящее время различными способами, в том числе в форме различных обучающих мероприятий по финансовой грамотности, внедряемых в учебный процесс вузов.

Цель исследования - анализ финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вуза, владения соответствующими компетенциями в области личной безопасности и Интернет-покупок.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные анкетирования 427 студентов 3 и 4 курсов неэкономических направлений подготовки очной формы обучения, а также данные сплошного наблюдения успеваемости 693 студентов неэкономических направлений подготовки Балтийского федерального университета им. И. Канта (Российская Федерация), прошедших обучение в 2019-2022 гг. по финансовой безопасности в рамках изучения дисциплин по основам экономики и предпринимательства, в которые включен дистанционный курс "Деньги и управление ими".

Результаты. Анализ полученных в ходе анкетирования данных свидетельствует о востребованности у студентов неэкономических специальностей знаний и компетенций в области финансовой грамотности (более 60% опрошенных), демонстрирует устойчивое стремление к повышению ее уровня (90% опрошенных). В ходе исследования нашло подтверждение предположение об отсутствии у студентов, не прошедших обучение, системы знаний и компетенций в области личной финансовой безопасности и безопасных Интернет-покупок. Так 68% опрошенных не имеют даже общего представления о системе обеспечения финансовой безопасности россиян, большинство опрошенных не знают о существовании сервисов для проверки сайтов онлайн магазинов (96%), а 25% опрошенных вообще не задумываются о безопасности покупок через Интернет. Анализ мнений студентов позволил авторам актуализировать учебные материалы по теме исследования, дополнив их соответствующим содержанием.

Заключение. Система обеспечения личной финансовой безопасности - важная составляющая экономической безопасности страны, которую должно поддерживать подрастающее поколение. Целесообразно выделение раздела по основам финансовой грамотности, включаемого в содержание дисциплин по основам экономики и предпринимательства, в отдельный учебный курс.

Ключевые слова: студенты неэкономических направлений, финансовая грамотность, личная финансовая безопасность, компетенция "безопасные покупки в Интернете"

Ссылка для цитирования:

Алтунина В. В., Кашпаров Д. В., Лукьянова Н. Ю. Изучение финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вуза // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 5065. с^: 10.32744/рБе.2023.2.3

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-02/ Accepted: 18 November 2022 Published: 30 April 2023

V. V. Altunina, D. V. Kashparov, N. Yu. Lukyanova

Studying financial literacy of university students of non-economic specialties

Introduction. The urgent and complex issue of ensuring personal financial security is currently being addressed in a variety of ways, including in the form of various financial literacy training activities introduced in the educational process of higher education institutions.

The aim of the research is the analysis of financial literacy of non-economic profile university students and their relevant competences in the field of personal security and online shopping.

Materials and methods. The research material is represented by the questioning data obtained from 427 full-time 3rd and 4th year students of non-economic profile, as well as the data of continuous observation of academic performance of 693 non-economic profile students of Immanuel Kant Federal Baltic University (Russian Federation) trained in 2019-2022 in financial security within the framework of disciplines in basic economics and entrepreneurship which included a distance course "Money and its management".

Results. The analysis of data obtained in the course of the survey is evident of the demand for knowledge and competencies in financial literacy in the students of non-economic specialties (more than 60% of the respondents), demonstrates a sustainable aspiration to improve its level (90% of the respondents). The research confirmed the assumption that the students without special training have no due system of knowledge and competencies in the field of personal financial security and safe online shopping. In particular, 68% of the respondents did not have even a general idea about the system to ensure financial security in Russia; most of the respondents did not know about online shopping site checking services (96%) and 25% of the respondents did not think about online shopping security at all. The analysis of students' opinions enabled the authors to update the materials on the subject of the research by adding relevant content.

Conclusion. The system of personal financial security is an important component of the country's economic security to be maintained by the younger generation. It is advisable to make separate training course on the basis of the financial literacy section included in the disciplines covering the fundamentals of economics and entrepreneurship.

Keywords: students of non-economic profile, financial literacy, personal financial security, "safe online shopping" competence

For Reference:

Altunina, V. V., Kashparov, D. V., & Lukyanova, N. Yu. (2023). Studying financial literacy of university students of non-economic specialties . Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 62 (2), 50-65. doi: 10.32744/pse.2023.2.3

_Введение

е основе современных мировых инициатив ООН в образовании лежит концепция устойчивого развития, одной из первостепенных задач которого является «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Получение образования закладывает основу для улучшения социально-экономических условий жизни людей и играет ключевую роль в формировании и развитии любого общества. В этой связи в современных социально-экономических условиях особую актуальность в контексте существующих и меняющихся задач личностного и общественного развития приобретает финансовая грамотность населения страны в целом и особенно подрастающего поколения, в частности, студентов вузов. Происходящие перемены в мировой экономике и экономике нашей страны обуславливают появление новых знаний и технологий для общества в его финансово грамотном поведении.

Исследование содержательных элементов финансовой грамотности для общества, вероятно, в среднесрочной перспективе уже не будет столь актуальным, как непосредственно само содержание обуславливающее понятие "финансово-грамотный человек". Важной характеристикой финансово грамотного человека является его способность проводить в жизнь финансово-экономические решения в соответствии со своими интересами в рамках действующего правового пространства, то есть обеспечивать свою финансовую безопасность [1, с. 67]. Предметом всестороннего изучения и транслирования соответствующего опыта в ближайшие годы, по мнению авторов, станут компетенции в области финансовой грамотности, особенно в области финансовой безопасности индивидов и домохозяйств, их взаимосвязи, обуславливающие соответствующие возможности и минимизирующие связанные с ними риски, а также методическая составляющая преподавания финансовой грамотности для различных возрастных категорий.

Проблема обеспечения финансовой безопасности домохозяйств и граждан актуальна сегодня как никогда. Согласно отчету ЦБ РФ только в 2021 году в РФ общий объем операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций, составил 13582,23 млн. руб. или 1035,01 тыс. ед. [2]. Основную часть таких операций составили несанкционированные физическими лицами CNP-транзакции (англ. Card not present transaction), в большинстве своем приходящиеся на онлайн-покупки в Интернете. Одним из аспектов решения вышеозначенной проблемы является обеспечение безопасности Интернет-покупок, поскольку покупки в новых формах, одной из которой является онлайн-покупка, в кратко и среднесрочной перспективе будут превалирующей формой удовлетворения покупательских потребностей в первую очередь среди молодежи и, в частности, среди студентов. Уже сейчас покупки через Интернет становятся одним из основных и быстро растущим способом покупок. Среднесуточный оборот покупок через Интернет в мире уже превысил миллиард долларов. «Развитие Интернета и электронной коммерции в значительной степени изменило привычки, поведение и предпочтения потребителей. Это динамичное и эффективное средство предоставления товаров смогло преодолеть многие препятствия, присущие офлайн-торговле. Особенно распространенным это стало в 2020 г. и не утрачивает своей актуальности в настоящее время в ситуации прецедента локдауна в мировом масштабе»

[3, с. 150]. Опасность в этом процессе - новый вызов, требующий анализа и учета для безопасности клиентов [4, с. 23; 5]. Производители продавцы расширили свое онлайн присутствие «...потребители теперь погрязли в киберпространстве, что вызывает особые опасения по поводу кибербезопасности и конфиденциальности» [6]. В то время как представители студенческой среды в условиях новых вызовов, даже в странах «третьего мира» сегодня в числе лидеров по активности в интернет-покупках [7], исследованию содержательных и методических аспектов повышения финансовой грамотности студентов в части безопасных онлайн-покупок через Интернет по оценкам авторов не уделено должного внимания.

С учетом отмеченного выше, авторами было выдвинуто несколько гипотез исследования. Одной из гипотез стало предположение востребованности у студентов неэкономических специальностей компетенций в области финансовой грамотности и, в частности, раздела курса по финансовой безопасности. Вторая гипотеза предполагала

V и и V I г"

недостаточный уровень знаний и компетенций в области личной финансовой безопасности у студентов. Третье предположение было связано с отсутствием у студентов системы знаний и компетенций в области безопасных Интернет-покупок и их востребованностью.

Цель исследования - анализ финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вуза, владения соответствующими компетенциями в области личной безопасности и Интернет-покупок.

Задачи исследования:

1. Организация и проведение анкетирования студентов неэкономических специальностей, сплошного наблюдения за освоением компетенций. Сбор и первичная обработка данных.

2. Анализ уровня самооценки студентов в вопросах финансовой грамотности, безопасности покупок в Интернете, а также актуальности для студентов освоения соответствующих компетенций.

3. Оценка реального уровня владения студентами компетенциями финансово грамотного человека в контексте безопасных покупок через Интернет.

4. Оценка общего уровня освоения компетенций по личной финансовой безопасности до и после обучения для анализа эффективности реализуемых учебно-методических разработок.

5. Разработка рекомендаций по содержательному наполнению новой темы курса, посвященной безопасным Интернет-покупкам.

_Обзор литературы

Изучению роли, места финансовой грамотности в поступательном развитии общества, а также различных аспектов самой технологии повышения финансовой грамотности посвящены многие исследования по социальным проблемам, психологическим, методическим, организационно-управленческим и некоторым другим аспектам повышения финансовой грамотности. Особое внимание отводится повышению финансовой грамотности молодежи: школьников [11] и студентов вузов [9].

Обзор международной практики позволяет отметить широкий спектр инструментов, применяемый для повышения финансовой грамотности молодежи: деловые игры, практические эксперименты, конкурсы, тестирование, дистанционные образователь-

ные продукты (курсы) [13, с. 108-110; 14]. Этот список постоянно дополняется новыми инновационными инструментами способными эффективно достигать цели и решать задачи всех этапов повышения финансовой грамотности у разных целевых групп.

Актуальность включения в учебный процесс вузов основ финансовой безопасности отмечают различные российские исследования и практики. В частности, ряд исследователей указывают на целесообразность знакомить учащихся с системой финансовой безопасности россиян [9, с. 88; 13, с. 116], с различными аспектами личной финансовой безопасности [20, с. 5-7], в том числе с безопасным поведением в Интернете [11, с.142].

Однако вопросы методического обеспечения и содержательного наполнения такого раздела дисциплины по финансовой грамотности, как основы финансовой безопасности, по нашим наблюдениям, освещаются не регулярно и не комплексно. Связано это, в том числе и со значительным числом предметных областей и объектов обеспечения личной финансовой безопасности. Зарубежный опыт обучения молодежи в разных странах (Австралии, Бразилии, Англии, Японии, Малайзии, Нидерландах, Новой Зеландии, Северной Ирландии, Шотландии, Южной Африке и США) и Единая рамка компетенций по финансовой грамотности, разработанная в целях реализации "Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023" годы, позволяют выделить четыре основных области содержания финансовой грамотности:

• деньги и операции с ними;

• процесс планирования и управления личными финансами;

• риск и доходность;

• финансовая среда [21, с. 35; 22].

Авторы считают возможным использовать устоявшееся деление при актуализации содержательного наполнения раздела дистанционного курса по личной финансовой безопасности. Также авторы констатируют содержательную и методическую непроработанность в опубликованных на сегодняшний день исследованиях проблемы обеспечения безопасности Интернет-покупок.

_Материалы и методы

При проведении настоящего исследования использовались образовательные программы в области финансовой грамотности, разрабатываемые Министерством финансов РФ, федеральным сетевым методическим центром разработки и реализации программ повышения финансовой грамотности студентов (ФСМЦ) на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, в вузах-партнерах ФСМЦ, а также в ведущем вузе Калининградской области БФУ имени И. Канта. Учитывались результаты и опыт внедрения в учебный процесс разработанного и курируемого авторами дистанционного курса "Деньги и управление ими" [13], а также существующие современные разработки, положения и процедуры, способствующие обеспечению возможности реализации безопасной покупки через Интернет как результата поведения финансово грамотного студента и гражданина. В частности, имеющегося опыта анкетных опросов целевой аудитории - интернет-покупателей [7], опыта использования Интернет-ресурсов для формирования у обучающихся навыков по рациональному и безопасному поведению в сети, а также навыков практического поведения в сети [11, с. 142], существующих механизмов формирующих и поддерживающих доверие покупателей интернет-магазинов [23], в том числе улучшающих восприятие клиентом собственной

безопасности при совершении онлайн-покупки [24], особенностей различных типов платформ онлайн-магазинов [25] и др.

В исследовании были задействованы поисковый и графический методы, анкетный опрос, сплошное наблюдение, сравнительный анализ, а также методы систематизации и обобщения. Материалом исследования послужили данные анонимного анкетирования 427 студентов 3-4 курсов неэкономических направлений подготовки БФУ имени И. Канта посредством заполнения Google-форм, проведенного во второй половине 2021 - начале 2022 года. Анкета включала 17 вопросов для выяснения уровня самооценки студентов в области финансовой грамотности, актуальности развития компетенций в области личной финансовой безопасности и, в частности, совершения безопасных покупок в Интернете. Для оценки эффективности внедренных в учебный процесс методических разработок авторов использовалось сплошное наблюдение успеваемости 693 студентов неэкономических направлений подготовки БФУ имени И. Канта, прошедших обучение в области финансовой безопасности в рамках изучения дисциплин по основам экономики и предпринимательства, в состав которых входит дистанционный курс "Деньги и управление ими" в 2019-2022 гг. Для формулирования выводов и рекомендаций по итогам исследования были задействованы результаты статистической обработки анонимных ответов студентов, полученных в ходе анкетирования, и мониторинга успеваемости.

_Результаты исследования

Исследование включало три этапа. Первый и второй этапы проводились до изучения студентами дисциплин по финансовой грамотности. Третий этап исследования проводился до и после изучения дисциплины по финансовой грамотности. В ходе первого этапа, посвященного самооценке студентов в области финансовой грамотности и актуальности формирования соответствующих компетенций, по результатам анкетирования 427 студентов 3-4 курсов неэкономических направлений подготовки (обозначены на рисунках 1-2 как 2022 год) было выявлено, что более 60% опрошенных считают, что не обладают достаточным уровнем финансовой грамотности или затрудняются с ответом на этот вопрос. При этом около 90% опрошенных высказались в пользу повышения личной финансовой грамотности.

47%

40%

35%

29%

24% 24%

н е и ме ют до :таточ н огоур о в н я сч ита ют чтооблвдагатвысонии затруднягатся ответить

финансовой грамотности уровнемфинансовой грамотности

■ 2019 4022

Рисунок 1 Самооценка студентами сформированности личных компетенций по финансовой грамотности до изучения дисциплины

94%

ВЕЙ

™ 4% ™ пп-

считают, что необходимо повышать не видят необходимости повышать затруднились с ответом

свою финансовую грамотность саоюфиансовую грамотность

■ 2019 ■ 2022

Рисунок 2 Оценка студентами актуальности повышения уровня собственной финансовой грамотности до изучения дисциплины

Для сравнения на рисунках 1-2 приведены результаты опроса 254 студентов экономических направлений подготовки высшего образования Санкт-Петербургского Государственного экономического университета и других вузов в 2019 году.

В ходе второго этапа исследования (путем анкетирования 427 студентов 3-4 курсов неэкономических направлений подготовки), посвященного безопасности покупок в Интернете, актуальность проблемы была уточнена с помощью вопроса о частоте онлайн покупок данной аудиторией (см. рис. 3).

44%

37Х

«6

0 1-1 раза от3 до В от&до15 16 и более

Рисунок 3 Ответы студентов неэкономических направлений подготовки на вопрос «Сколько в среднем раз в году Вы осуществляете покупки через Интернет?»

Был также выявлен достаточно высокий уровень самооценки студентами своего уровня финансовой грамотности в части безопасных покупок через Интернет по десятибалльной шкале (см. рис. 4).

1234567В9 10

Рисунок 4 Самооценка студентами своего уровня финансовой грамотности в части безопасных покупок через Интернет по 10-ти бальной шкале

Оценка реального уровня компетенций финансово грамотного человека в контексте безопасных покупок через Интернет включала ряд общих вопросов, требующих конкретных ответов, и уточняющих вопросов, проверяющих фактическое наличие или отсутствие знаний и компетенций в исследуемой области. Варианты ответов студентов на открытый вопрос «Что Вы посоветуете другим для совершения безопасных покупок через Интернет?» обобщены в таблице 1. Конкретные ответы для совершения безопасной покупки в Интернет приводятся без купюр, а в общих ответах приведены характерные формулировки.

Таблица 1

Ответы на вопрос «Что Вы посоветуете другим для совершения безопасных покупок

через Интернет?»

Общие ответы (81%) Конкретные ответы (19%)

- Быть внимательным, внимательно изучать сайты, проверять сайты на которых планируется покупка, совершать покупки на проверенных сайтах, осознано совершать покупки. - Учиться. - Думать. - Перед покупкой убедиться в надежности интернет-магазина, убедиться в добросовестности продавца, убедиться в безопасности источника. - Прежде, чем что-то где-то покупать - проверить 100 раз на "фальшивость" продавца. - Хорошо подготовиться и изучить все вопросы, касающиеся этой темы. - Читать отзывы, и оценивать их критично, проверять отзывы, тщательно проверять информацию о магазинах и отзывы покупателей. - "Совершать покупки только на защищенных сайтах, оплачивать покупки через электронные кошельки". - "Внимательно ознакамливаться с условиями, которые предоставляет интернет-магазин, проверять отзывы, контакты, сроки доставки, описание товара, методы оплаты, службы доставки, процедуру возврата средств при несоответствии товара или его отсутствия". - "Не вводить свои персональные данные на подозрительных ресурсах". - "Не доверять только отзывам на сайте". - "Иметь виртуальную карту для оплаты покупок, завести специальную карточку для покупок через Интернет". - Выбирать оплату товара при получении с возможностью возврата. - Выключать ВПН при оплате покупок. - Даже в случае уверенности не покупать дорогие вещи в интернете, - "Следить за списанием средств". - "Подключить антивирус для интернета". -"Не приобретать товары на сайте с низкой активностью в социальных сетях, низким качеством дизайна и устаревшей информацией, проверять корректность названия сайта в адресной строке, не сохранять данные карт на каждом сайте, перед покупкой убедиться в наличии положительного чужого опыта покупки". - "Не держать много денег на карте, которой оплачивается покупка в интернете".

Ответы респондентов на открытый вопрос «Что Вы хотели бы узнать, чтобы обезопасить себя при покупках через Интернет?» были систематизированы по двум направлениям - это общие и конкретные формулировки вопросов, на которые студенты хотели бы получить ответы для повышения своего уровня финансовой грамотности. Общие ответы (например, "затрудняюсь ответить", "думаю я многого не знаю", "все интересно", "редко совершаю покупки в интернет-магазинах и поэтому в дополнительных знаниях не нуждаюсь", "доверяю отзывам", "не могу дать четкого ответа, что-нибудь новое", "понятия не имею", "любая информация будет полезна") дали 12% опрошенных. Большая часть респондентов (88%) представила конкретные ответы, приводимые ниже без купюр:

• "Работа с платежными системами, какие системы платежа использовать".

• "Как перед покупкой убедиться в надежности интернет-магазина, новые способы проверки продавцов".

• "Как выявить неофициальный сайт и ненадежного продавца, как отличать фи-шинговые сайты от настоящих, как убедиться в подлинности сайта, как понять,

что сайт (магазин) стоит доверия, как проверять существование продавца в реальности".

• "Основные приемы мошенничества, разновидности мошенничества, о схемах мошенничества".

• "Как защитить себя и свои интересы, если покупка была совершена, однако не была получена, закон о защите прав потребителя и его актуальность в РФ, куда обращаться в случае попадания на аферистов в сети Интернет, о каких-либо гарантиях при покупках в Интернет."

• "Способы защиты своих данных, как дополнительно защитить свои данные".

• "Какие сайты самые безопасные, какие площадки использовать чтобы обезопасить себя".

• "Как обезопасить карту от списаний, насколько безопасно передавать онлайн-магазинам данные своих банковских карт".

• "Какие существуют актуальные риски, как обезопасить себя при покупке".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• "Четкий план действий при покупке через интернет, о процедуре заказов из-за границы, процедуре, сборах таможни и их правах".

• "Как вернуть деньги в случае попадания на мошенников".

• "Влияние VPN при покупках".

• "Сейчас больше волнует, как рассчитываться с зарубежными странами".

• - "Криптовалюты и их использование в интернет покупках".

Второй этап исследования также позволил сложить представление об уровне знаний студентов и самом процессе совершения ими покупок через Интернет в контексте их безопасности. В частности, на рисунке 5 представлены ответы на вопрос о том, регламентирует ли «Закон о защите прав потребителей» действия, связанные с покупками через Интернет.

1ЭТРУДНЧЮ;Ь OTBETT-ITh

скорее все го Нет

Нет

скорее всего Да

Да

Рисунок 5 Ответы студентов неэкономических направлений подготовки на вопрос «Закон о защите прав потребителей регламентирует покупки через Интернет?»

На вопрос «Какими Вы пользуетесь сайтами Whois-сервиса?» подавляющее большинство студентов (96%) ответили: "никакими не пользуюсь", "затрудняюсь ответить", "не пользуюсь", "не понимаю о чем Вы спрашиваете", "не знала о существовании таких" и т.п. То есть студенты не знают о существовании и не понимают назначение сервисов, предназначенных для проверки доменов, в том числе для проверки сайтов Интернет-магазинов.

Ответы на открытый вопрос «На что Вы обращаете внимание, готовясь к безопасным покупкам через Интернет?» так же были систематизированы по двум направле-

ниям - это общие и конкретные формулировки. Общие ответы (например, "отзывы", "ассортимент", "защищенность сайта", "на сам сайт", на "все аспекты") представили 72% опрошенных. Конкретные ответы дали 28% опрошенных, они были сгруппированы по направлениям, представляющим интерес для исследования:

• рейтинг продавца, ответственность продавца, рейтинг доверия;

• качество товара;

• количество заказов у продавца;

• безопасность источника;

• возможность оплаты после получения товара, механизм и формы оплаты, способ оплаты;

• адрес сайта, домен;

• доставку, условия возврата, процедура возврата средств, процесс оплаты и доставки, время доставки, готов ли мне сайт отправить квитанцию на почту о совершении платежа, какими платежными системами пользуются;

• сооИеэ;

• качество фотографий товара;

• наличие безопасного подключения;

• простота процесса оформления покупок, понятный интерфейс;

• грамотность написания текстов на сайте интернет-магазина, отсутствие грамматических ошибок;

• возможности обратной связи.

более 15-20 мин.

10 ■ 15 мин. трачу в прецелан5 минут нет, не трачу гремя

0% 5% 10% 15% 10% 25% 30% 35% 40%

Рисунок 6 Ответы студентов неэкономических направлений подготовки на вопрос «Тратите ли Вы время на подготовку к безопасной покупке через Интернет, если да,

то какое?»

Результаты опроса свидетельствуют, что около четверти студентов вообще не тратят время на подготовку к безопасной покупке через Интернет.

Третий этап исследования позволил оценить общий уровень финансовой грамотности студентов неэкономических направлений подготовки в разрезе личной финансовой безопасности, на основе тестирования по теме "Система обеспечения финансовой безопасности россиян" дистанционного курса "Деньги и управление ими" до и после изучения дисциплины. В частности, тестирование в первой половине 2022 года контрольной группы из 77 студентов до изучения соответствующей темы выявило недостаточный уровень знаний по проблеме, оцениваемый по десятибалльной системе (рисунок 7). В выборку попали студенты неэкономических специальностей очной формы обучения случайным бесповторным методом отбора. Большинство опрошенных

продемонстрировали слабое понимание самого термина "финансовая безопасность индивида (домохозяйства)" как системной категории. Кроме того, студенты часто давали некорректные ответы на вопросы связанные с деятельностью Агентства по страхованию вкладов, Службы финансового уполномоченного, корректным финансовым поведением в кризис. Студенты не всегда ориентируются в видах финансовых мошенничеств, плохо осведомлены о том, как их личную финансовую безопасность поддерживает государство.

Удовлетворительно Медиана Диапазон

Баллов: 3,97 и? "Ю Бал.поэ 4Ш0 Баллов: от 1 до9

Распределение баллов

123456789 10

Рисунок 7 Результаты тестирования контрольной группы студентов по теме "Система обеспечения финансовой безопасности россиян" дистанционного курса "Деньги и управление ими" до изучения дисциплины

Мониторинг успеваемости (сплошное наблюдение в течение 2019-2022 учебных годов за успеваемостью студентов, прошедших обучение) продемонстрировал значительное повышение уровня финансовой грамотности студентов в части личной финансовой безопасности по сравнению с контрольной группой.

График количества студентоа, получивших оценки в диапазонах.

: и

I

п

|

||

ш я

»¡Р »Р ,!Р -41Р *ГР чГР -г!£ Ц.0Р -а. (Я

^ ^ ^ ьР' тР5' »РР" »Р"

Оцма

Рисунок 8 Результаты тестирования студентов по теме "Система обеспечения финансовой безопасности россиян" дистанционного курса "Деньги и управление ими" после изучения дисциплины

В частности, на рисунке 8 представлены результаты тестирования всех 693 студентов по теме "Система обеспечения финансовой безопасности россиян", изучивших дистанционный курс "Деньги и управление ими". Результаты тестирования свидетельствуют об успешном освоении темы.

_Обсуждение результатов

В ходе проведенного исследования авторы выявили востребованность у студентов неэкономических специальностей знаний и компетенций в области финансовой грамотности, а также устойчивое стремление к повышению ее уровня, не изменившееся за период проведения исследования (см. рис. 1, 2).

Сплошное наблюдение в течение 2019-2022 учебных годов за успеваемостью студентов, прошедших обучение основам финансовой безопасности на базе дистанционного курса "Деньги и управление ими", подтвердило эффективность реализации обучающих мероприятий по повышения финансовой грамотности в этой области (см. рис. 7, 8).

Предположение, связанное с отсутствием у студентов системы знаний и компетенций в области безопасных Интернет-покупок и их востребованностью, также нашло подтверждение. В частности, было установлено, что почти половина опрошенных более 16 раз за год что-либо приобретают через Интернет. При этом, несмотря на то, что свой уровень финансовой грамотности в части безопасных покупок через Интернет студенты оценили высоко (правда максимальную оценку не поставил никто), проблема обеспечения собственной финансовой безопасности в этом процессе для них остается весьма актуальной (см. рис. 3, 4).

Оценка уровня финансовой грамотности в контексте безопасных покупок через Интернет, показала, что большая часть студентов дает лишь общие ответы на вопросы, за которыми не стоит реальное владение соответствующими компетенциями (см. табл. 1). Даже конкретные ответы студентов (как их рекомендации при безопасных покупках через Интернет) отражают лишь узкий перечень из числа возможных рекомендаций.

Выявленные в процессе исследования актуальные вопросы обеспечения безопасности покупок через Интернет использованы авторами при разработке содержания новой темы раздела дисциплины по повышению финансовой грамотности студентов. Обобщая результаты исследования, существующие рекомендации и мнения профессиональных участников онлайн-продаж, был сформулирован перечень вопросов, которые предлагается включить в обучающие мероприятия по обеспечению безопасных онлайн покупок:

• Поиск товаров и услуг.

• Изучение отзывов других покупателей о товарах (услугах), а также о процессах сопряженных с выбором и приобретением на сайте продавца.

• Изучение информации о продавце на сайте магазина.

• Наличие разных вариантов оплаты и возможность ими воспользоваться.

• Актуальность платежных систем.

• Проверка имени сайта продавца.

• Параллельное изучение сайта и мобильного приложения продавца.

• Проверка наличия SMS-информирования по операциям с банковской карты.

• Описание на сайте (платформе, в приложении) и понимание потенциальным покупателем процедур возврат товара и денег.

• Обратная связь «покупатель-продавец».

• Проверка качества и авторство сайта продавца.

• Пробная покупка «мелочи».

Обозначенное содержание, способствующее повышению уровня безопасности покупок через Интернет, согласуется и дополняет исследование авторов Г.Г. Гарипо-вой и Ю.Ю. Сабиряновой, в которой авторы формулируют критерии эффективности педагогического управления процессом формирования у обучающихся финансовой культуры и навыков финансового поведения с использованием виртуальной сети [11].

В итоге предлагается актуализировать тематическое содержание раздела "Жизненный цикл индивида и финансовая безопасность россиян", разработанного Н.Ю. Лукьяновой в рамках дистанционного курса "Деньги и управление ими" [13, с.116]. В частности, его содержание планируется дополнить новой темой "Актуальные вопросы личной финансовой безопасности", который авторы предполагают вести совместно, как новостную рубрику.

Кроме того, анализ объема востребованных студентами неэкономических направлений подготовки знаний и компетенций только в области личной финансовой безопасности, по мнению авторов, свидетельствует о целесообразности внедрения в учебный процесс самостоятельного курса по финансовой грамотности.

Заключение

Настоящей публикацией авторы начали серию статей, посвященных особенностям преподавания основ экономической безопасности в ведущем вузе Калининградской области БФУ имени И. Канта, в частности, такого важного аспекта проблемы финансовой грамотности населения как система обеспечения личной финансовой безопасности.

Проведенное авторами в течение 2019-2022 гг. исследование позволило проверить выдвинутые гипотезы, обозначить новые содержательные элементы актуальные для повышения уровня подготовки в области финансовой безопасности студентов неэкономических специальностей. В частности, нашло подтверждение предположение о востребованности у студентов неэкономических специальностей знаний в области финансовой грамотности и о недостаточном уровне компетенций в области личной финансовой безопасности.

Было актуализировано тематическое содержание раздела, посвященного личной финансовой безопасности, разработанного при участии авторов и внедренного с 2019 года в учебный процесс БФУ имени И. Канта в рамках дистанционного курса "Деньги и управление ими". В частности, авторами был предложен перечень приемов и действий по обеспечению безопасных покупок в Интернете рекомендуемый для включения в образовательные программы повышения экономической культуры, финансовой грамотности и безопасности в контексте освоения компетенций, связанных с поведением в сети Интернет.

Представленное в статье исследование и его результаты апробированы авторами на онлайн-семинарах по финансовой грамотности в апреле-мае 2022, проводимых БФУ имени И. Канта совместно с Федеральным сетевым методическим центром по финансовой грамотности в вузах и МГУ имени М. Ломоносова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хоминич И.П., Зарецкий С.А. Финансовая безопасность населения // Региональная экономика: теория и практика. 2003. № 1. С. 60-69

2. Обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций в 2021 году /Отчет ЦБ РФ. 11 апреля 2022 года. Режим доступа: https://www.cbr.ru/analytics/ib/operations_survey_2021/ (дата обращения: 12.09.2022)

3. Мамедли З.А. Оглы. Особенности нарушения прав потребителей при интернет-торговле // Правовая парадигма. 2021. Т. 20. № 3. С. 149-154. DOI: 10.15688/lc.jvolsu.2021.3.22

4. Wei Huang, Ying-Hui Yang, Heng-Yue Jia, Cryptanalysis and improvement of a quantum communication-based online shopping mechanism // Quantum Information Processing. 2015. № 14. Р. 2211-2225. D0I:10.48550/ arXiv. 1410.5079

5. Maqsood Hussain Junaidi, Mohammad Saleh Miralam, Online Buying Behavior among University Students: A Cross Cultural Empirical Analysis // Journal of Information Technology Managemen. 2020. Vol.12, №2. Р. 27. DOI: 10.22059/jitm.2020.75789

6. Jiankun Gong, Fareyha Said, Hiram Ting, Amira Firdaus, Iffat Ali Aksar, Jinghong Xu. Do Privacy Stress and Brand Trust still Matter? Implications on Continuous Online Purchasing Intention in China // Current Psychology. 2022. Feb.19. P.1-13. DOI: 10.1007/s12144-022-02857-x

7. M Hasan Parvez, Mohammed Masum Iqbal. Attitude towards Online Buying Behaviors of People in Dhaka City in Bangladesh during Covid-19 Pandemic // International Journal of Special Education. 2022. Vol.37, No.1. Р. 19-29. DOI: 10.52783/ijse.v37i1.2

8. Susan J. Crain. Are Universities Improving Student Financial Literacy? A Study of General Education Curriculum // Journal of Financial Education. 2013. Vol 39. № 1-2 (spring/summer 2013). P 1-18

9. Степнова О. В., Старчикова И. Ю. Финансовая грамотность студентов технических вузов: анализ мнений и перспективы развития // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 80-91. D0I:10.32744/ pse.2021.1.6

10. Егорова А.О., Курылева О.И., Курылев А.И., Плесовских Г.А. Повышение уровня финансовой грамотности у студентов в ВУЗЕ: проблемы и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10 (ч.1). С. 388-395

11. Гарипова Г.Г., Сабирянова Ю.Ю. Интернет-технологии в формировании финансовой грамотности обучающихся // Педагогическое образование и наука. 2018. № 5. С. 139-143

12. Кашпаров Д.В., Толстель М.С. Инновационные подходы к управлению региональным представительством повышения финансовой грамотности студентов // Вопросы инновационной экономики. 2020. №2. С. 699-710

13. Лукьянова Н. Ю., Зонин Н. А., Щепкова И. В., Тищук М. О. Инновационный подход к повышению финансовой грамотности студентов неэкономических специальностей вузов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2020. № 1. С. 107-118

14. Сергейчик С.И., Сергейчик М.С., Максимова А.А. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения // Вестник ТГПУ. 2015. №5 (158). С.35-41

15. Махмудова Г.Р., Исмагилова Г.Н., Сафиуллин Л.Н. Становление и развитие теории потребительского поведения в условиях неполной информации // Экономика в меняющемся мире. IV Всероссийский экономический форум: сборник научных трудов. Казань. 2020. С. 139-143

16. Сахбиева А.И. Влияние цифровых рисков на потребительское поведение //Современные научные взгляды в эпоху глобальных трансформаций: проблемы, новые векторы развития. Материалы XLII Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2021. С. 1096-1099

17. Демидова С.Е. Риски финансовой системы в условиях цифровой трансформации экономики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 2 (41). С. 5-14 DOI:10.18323/2221-5689-2020-2-5-14

18. Bhagyashree G. Bhongade1, Ashwini V. Zadgaonkar. A Semi-supervised Approach for Opinion Mining using Online Product Review // International Journal of Engineering & Technology. 2018. № 7 (4.5). Р. 143-146. D0I:10.14419/ ijet.v7i4.5.20031

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Lawrence T. Lama,b, Mary K. Lamb. The association between financial literacy and Problematic Internet Shopping in a multinational sample // Addictive Behaviors Reports. 2017. № 6. Р. 123-127. DOI: 10.1016/j.abrep.2017.10.002

20. Пугач В. Н., Каранина Е.В. Развитие образования и профессиональных компетенций в сфере финансовой и экономической безопасности: роль Вятского государственного университета // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 1. № 9. С. 4-10

21. Ковалева Г.С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1. № 2 (37). С.31-43

22. Единая рамка компетенций по финансовой грамотности. Федеральный сетевой методический центр МГУ им. М.В. Ломоносова // Мои финансы. Режим доступа: https://моифинансы.рф/ (дата обращения: 12.09.2022)

23. Цао Цзыин. Механизмы формирования доверия онлайн-потребителей в сфере электронной розничной торговли на примере Китая и России // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2018. №4. С. 72-91 DOI:

10.24866/2311-2271/2018-4/72-91

24. Gull, H., Saeed, S., Iqbal, S.Z., Bamarouf, Y.A., Alqahtani, M.A., Alabbad, D.A., Saqib, M., Al Qahtani, S.H., Alamer, A. An Empirical Study of Mobile Commerce and Customers Security Perception in Saudi Arabia // Electronics. 2022. № 11 (3). P. 293. DOI: 10.3390/electronics11030293

25. Hana Kim, Daeho Lee, Min Ho Ryu. An Optimal Strategic Business Model for Small Businesses Using Online Platforms // Sustainability. 2018. № 10 (3). P. 579. DOI: 10.3390/su10030579

REFERENCES

1. Khominich I.P., Zaretsky S.A. Financial security of the population. Regional Economy: Theory and Practice, 2003, no. 1, pp. 60-69. (in Russ.)

2. Review of transactions made without the consent of clients of financial organizations in 2021 / Report of the Central Bank of the Russian Federation. April 11, 2022. Available at: https://www.cbr.ru/analytics/ib/operations_ survey_2021/ (accessed 12 September 2022) (in Russ.)

3. Mammadli Z.A. Ogly. Peculiarities of violation of consumer rights in Internet commerce. Legal Paradigm, 2021, vol. 20, no. 3, pp. 149-154. DOI: 10.15688/lc.jvolsu.2021.3.22 (in Russ.)

4. Wei Huang, Ying-Hui Yang, Heng-Yue Jia, Cryptanalysis and improvement of a quantum communication-based online shopping mechanism. Quantum Information Processing, 2015, no. 14, pp. 2211-2225. DOI: 10.48550/ arXiv. 1410.5079

5. Maqsood Hussain Junaidi, Mohammad Saleh Miralam, Online Buying Behavior among University Students: A Cross Cultural Empirical Analysis. Journal of Information Technology Management,2020, vol. 12, no. 2, p. 27. DOI: 10.22059/jitm.2020.75789

6. Jiankun Gong, Fareyha Said, Hiram Ting, Amira Firdaus, Iffat Ali Aksar, Jinghong Xu. Do Privacy Stress and Brand Trust still Matter? Implications on Continuous Online Purchasing Intention in China. Current Psychology, 2022, Feb.19, pp. 1-13. DOI: 10.1007/s12144-022-02857-x

7. M Hasan Parvez, Mohammed Masum Iqbal. Attitude towards Online Buying Behaviors of People in Dhaka City in Bangladesh during Covid-19 Pandemic. International Journal of Special Education, 2022, vol. 37, no. 1, pp. 19-29. DOI: 10.52783/ijse.v37i1.2

8. Susan J. Crain. Are Universities Improving Student Financial Literacy? A Study of General Education Curriculum. Journal of Financial Education, 2013, vol 39, no. 1-2 (spring/summer 2013), pp. 1-18.

9. Stepnova O. V., Starchikova I. Yu. Financial literacy of students of technical universities: analysis of opinions and prospects for development. Perspectives of science and education, 2021, no. 1 (49), pp. 80-91. DOI: 10.32744/ pse.2021.1.6 (in Russ.)

10. Egorova A.O., Kuryleva O.I., Kurylev A.I., Plesovskikh G.A. Increasing the level of financial literacy among students at the university: problems and prospects. Economics and Entrepreneurship, 2017, no. 10 (part 1), pp. 388-395. (in Russ.)

11. Garipova G.G., Sabiryanova Yu. Internet-technologies in the formation of financial literacy of students. Pedagogical Education and Science, 2018, no. 5, pp. 139-143 (in Russ.)

12. Kashparov D.V., Tolstel M.S. Innovative approaches to the management of the regional representation of improving financial literacy of students. Innovative Economy Issues, 2020, no. 2, pp. 699-710 (in Russ.)

13. Lukyanova N. Yu., Zonin N. A., Schepkova I. V., Tishchuk M. O. Innovative approach to improving financial literacy of students of non-economic specialties of universities. Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Philology, pedagogy and psychology, 2020, no. 1, pp. 107-118 (in Russ.)

14. Sergeychik S.I., Sergeychik M.S., Maximova A.A. World experience in implementing projects in the field of financial education and improving financial literacy. Bulletin of TPSU, 2015, no. 5 (158), pp. 35-41 (in Russ.)

15. Makhmudova G.R., Ismagilova G.N., Safiullin L.N. Formation and development of the theory of consumer behavior under conditions of incomplete information. Economics in a changing world. IV All-Russian economic forum: collection of scientific works. Kazan, 2020, pp. 139-143 (in Russ.)

16. Sakhbieva A.I. Influence of digital risks on consumer behavior. Modern scientific views in the era of global transformations: problems, new vectors of development. Materials of XLII All-Russian Scientific and Practical Conference. Rostov-on-Don, 2021, pp. 1096-1099 (in Russ.)

17. Demidova S.E. Risks of the financial system in the digital transformation of the economy. Vector of Science of Togliatti State University. Series: Economics and Management, 2020, no. 2 (41), pp. 5-14. DOI:10.18323/2221-5689-2020-2-5-14 (in Russ.)

18. Bhagyashree G. Bhongade1, Ashwini V. Zadgaonkar. A Semi-supervised Approach for Opinion Mining using Online Product Review. International Journal of Engineering & Technology, 2018, no. 7 (4.5), pp. 143-146. DOI: 10.14419/ ijet.v7i4.5.20031

19. Lawrence T. Lama,b, Mary K. Lamb. The association between financial literacy and Problematic Internet Shopping in a multinational sample. Addictive Behaviors Reports, 2017, no. 6, pp. 123-127. DOI: 10.1016/j.abrep.2017.10.002

20. Pugach V. N., Karanina E. V. Development of education and professional competencies in the field of financial and economic security: the role of Vyatka State University. Economics and Management: problems, solutions, 2018, vol. 1, no. 9, pp. 4-10. (in Russ.)

21. Kovaleva G.S. Financial literacy as a component of functional literacy: the international context. Domestic and foreign pedagogy. 2017, vol. 1, no. 2 (37), pp. 31-43. (in Russ.)

22. Unified framework of competences in financial literacy. Federal Network Methodological Center of Lomonosov Moscow State University. My Finance. Available at: https://ivioM$MHaHCbi.p$/ (accessed 12 September 2022). (in Russ.)

23. Cao Ziying. Mechanisms of Building Online Consumer Confidence in E-Retail Trading using China and Russia as an Example. FEFU Proceedings. Economics and Management, 2018, no. 4, pp. 72-91 DOI: 10.24866/2311-2271/20184/72-91 (in Russ.)

24. Gull H., Saeed S., Iqbal S.Z., Bamarouf Y.A., Alqahtani M.A., Alabbad D.A., Saqib M., Al Qahtani S.H., Alamer A. An Empirical Study of Mobile Commerce and Customers Security Perception in Saudi Arabia. Electronics, 2022, no. 11 (3), p. 293. DOI: 10.3390/electronics11030293

25. Hana Kim, Daeho Lee, Min Ho Ryu. An Optimal Strategic Business Model for Small Businesses Using Online Platforms. Sustainability, 2018, no. 10 (3), p. 579. DOI: 10.3390/su10030579.

Информация об авторах Алтунина Варвара Викторовна

Information about the authors Varvara V. Altunina

(Russia, Kaliningrad) Associate Professor, Dr. Sci. (Educ.), Director of the Higher School of Business and Entrepreneurship Immanuel Kant Baltic Federal University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-2167-5213 Scopus Author ID: 57220835920

(Россия, г. Калининград) Доцент, доктор педагогических наук, директор высшей школы бизнеса и предпринимательства Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-2167-5213 Scopus Author ID: 57220835920

Кашпаров Дмитрий Витальевич

(Россия, г. Калининград) Кандидат экономических наук, доцент образовательно-научного кластера «Институт

управления и территориального развития» Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4298-3300

Dmitrii V. Kasparov

(Russia, Kaliningrad) Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of Educational and Scientific Cluster "Institute of Management and Territorial Development" Immanuel Kant Baltic Federal University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4298-3300

Лукьянова Наталия Юрьевна

(Россия, г. Калининград) Доцент, кандидат экономических наук, доцент образовательно-научного кластера «Институт

управления и территориального развития» Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-5294-348X Scopus Author ID: 57208794194

Natalia Yu. Lukyanova

(Russia, Kaliningrad) Associate Professor, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of Educational and Scientific Cluster "Institute of Management and Territorial Development" Immanuel Kant Baltic Federal University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-5294-348X Scopus Author ID: 57208794194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.