Научная статья
УДК 316.334 + 316.442 ШЬ А14, 213
Б01 10.25205/2542-0429-2021-21-4-187-204
Изменение интернет-практик городской молодежи в условиях пандемии (на примере Новосибирска)
Василина Васильевна Иванова 1 Алексей Владимирович Шишкин 2
1 2 Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук Новосибирск, Россия
1 2 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Новосибирск, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2235-0576 2 [email protected]
Аннотация
Анализируется актуальная тема, посвященная изменению интернет-практик городской молодежи в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить изменения интернет-практик и их составляющих среди молодежи, проживающей в городе Новосибирске, в условиях пандемии. Актуальность, как и научная новизна, исследования вызвана таким явлением, как пандемия, в результате которой произошло изменение в предпочтениях использования Интернета среди молодежи. Говоря об актуальности, следует упомянуть, что в условиях пандемии Интернет дает основу для появления новых и трансформации старых интернет-практик. Кроме того, в последнее время увеличилось число социологических исследований, изучающих жизнь людей до и после пандемии и роль Интернета в изменившихся условиях жизни под влиянием пандемии, поскольку это одна из актуальных и важных тем для обсуждения в научном сообществе. На материалах опросов ВЦИОМ за 2018 и 2020 гг. был описан контекст изучаемой ситуации. Благодаря серии личных и онлайн-интервью (проведенных в 2021 г.) с молодежью в возрасте 18-24 лет, проживающей в Новосибирске, были выявлены наиболее подверженные изменению аспекты реализации интернет-практик в условиях пандемии. В результате проведенного исследования было выявлено изменение в структурных элементах интернет-практик после пандемии и появление новых целей использования Интернета. Результаты исследования подтверждают тезис о появлении «новой реальности» и показывают способы адаптации молодежи к ней.
Ключевые слова
Интернет, социальные практики, интернет-практики, пандемия, городская молодежь
Источник финансирования
Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект 5.2.1.3. (0260-2021-0001) «Акторы, драйверы, последствия социальных изменений в современном обществе: теория и эмпирика»
Для цитирования
Иванова В. В., Шишкин А. В. Изменение интернет-практик городской молодежи в условиях пандемии (на примере Новосибирска) // Мир экономики и управления. 2021. Т. 21, № 4. С. 187-204. БО! 10.25205/2542-0429-2021-21-4-187-204
© Иванова В. В., Шишкин А. В., 2021
Changing Internet Practices of Urban Youth during the Pandemic (On Example of Novosibirsk)
Vasilina V. Ivanova \ Alexey V. Shishkin 2
1- 2 Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Novosibirsk, Russian Federation
1 2 Novosibirsk National Research State University Novosibirsk, Russian Federation 1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2235-0576 2 [email protected]
Abstract
The article analyzes a topical topic dedicated to changing the Internet practices of urban youth in the context of the coronavirus pandemic. The purpose of the study is to identify changes in Internet practices and their components among young people living in the city of Novosibirsk in a pandemic. The relevance, as well as scientific novelty, of research is caused by such a phenomenon as a pandemic, as a result of which there has been a change in the preferences of using the Internet among young people. Talking about the relevance, it should be mentioned that in a pandemic, the Internet provides the basis for the emergence of new and transformation of old Internet practices. In addition, the number of sociological studies studying the life of people before and after the pandemic and the role of the Internet in the changed living conditions under the influence of the pandemic has increased recently, since this is one of the relevant and important topics for discussion in the scientific community. Based on the data from the RCSPO polls for 2018 and 2020, the context of the situation under study was described. Through a series of face-to-face and online interviews (conducted in 2021) with young people aged 18— 24 living in Novosibirsk, the most subject to change were identified aspects of the implementation of Internet practices in the context of the pandemic. The study revealed a change in the structural elements of Internet practices after the pandemic and the emergence of new goals for using the Internet. The results of the study confirm the thesis about the emergence of a "new reality" and show how young people adapt to it. Keywords
Internet, social practices, internet-practices, the pandemic, urban youth
Funding
The article was prepared according to the research plan of the IEIE SB RAS, the project 5.2.1.3. (02602021-0001) "Actors, drivers, consequences of social changes in modern society: theory and empirics"
For citation
Ivanova V. V., Shishkin A. V. Changing Internet Practices of Urban Youth during the Pandemic (On Example of Novosibirsk). World of Economics and Management, 2021, vol. 21, no. 4, pp. 187— 204. (in Russ.) DOI 10.25205/2542-0429-2021-21-4-187-204
Исследованиям всемирной сети Интернет посвящено огромное количество статей, которые рассматривают ее аспекты с различных сторон, применяя многие теории из классической социологии. Однако особенностям развития интернет-практик в российской научной социологической литературе уделяется мало внимания, в отличие от западной, где данная «проблематика достаточно полно и всесторонне исследовалась» [1, с. 4]. В России исследование практик является узконаправленным и фрагментарным, в основном изучаются практики использования социальных сетей. Дополнительным аспектом изучения интернет-практик становится пандемия, поскольку произошло значительное изменение интенсивности использования Интернета. Эти изменения сказались прежде всего на по-
вседневных практиках людей, которые были вынуждены подстраиваться под новую реальность. Безусловно, городская молодежь в возрасте 18-24 лет - одна из самых приспособленных групп населения к жизни в виртуальном пространстве. Однако в критических условиях пандемии ей также пришлось адаптироваться к новым реалиям жизни, осваивая постепенно появляющиеся и изменяющиеся типы интернет-практик. Интернет - виртуальное пространство, где возможна трансформация социальных практик из реальной жизни. Среди негативных последствий глобализации Гидденс выделяет неравномерность ее развития, в результате которой возникает «цифровой разрыв» [2, с. 27] между группами людей, имеющими разный доступ к капиталу и ресурсам.
В 2020 г. весь мир столкнулся с новой угрозой - распространением корона-вирусной инфекции, в результате которого жизнь людей перешла в режим онлайн. Под пандемией мы будем понимать промежуток времени, начавшийся из-за распространения коронавирусной инфекции в марте 2020 г. и продолжающийся в настоящее время. Пандемия дала толчок для цифровизации населения, поскольку большинство сфер жизни перешло в виртуальное пространство. Однако дистанционные формы не возникли только из-за распространения корона-вирусной инфекции, и до пандемии существовали онлайн-обучение, службы доставки еды, интернет-магазины. По данным платформы по поиску работы HeadHunter, уже в начале 2019 г. «оказалось, что среди работающих соискателей 31 % работает удаленно» 1. Пандемия лишь ускорила процесс цифровизации общества, дала толчок для ускоренного внедрения и улучшения различных возможностей использования Интернета. По данным исследования Mail.ru Group, в условиях пандемии «люди стали чаще читать новости (70 %), учиться онлайн (58 %) и смотреть кино (58 %), 42 % опрошенных отметили, что в условиях самоизоляции стали чаще заказывать продукты питания, а 35 % - еду из кафе» 2 Помимо этого отмечается рост интереса к онлайн-образованию и экскурсиям по музеям, «пандемия Covid-19 серьезно усилила социальную функцию цифровых технологий и сервисов в нашей стране и во всем мире» [3, с. 23].
В современном обществе интернет-практики выступают в роли альтернативы привычным традиционным практикам. Мануэль Кастельс считает Интернет и процессы, происходящее в виртуальном пространстве, «фундаментом для возникновения новых форм социализации, нового образа жизни и новых форм социальной организации» [4, с. 158]. Концепция Кастельса подразумевает, что индивиды приспосабливают Интернет к своим целям, потребностям и интересам -люди сами создают Интернет, который им необходим. Поэтому многие типы практик получили новые условия для существования благодаря Интернету. Тем самым интернет-пространство трансформирует привычные всем повседневные практики в нечто новое. Такая трансформация происходит во всех сферах жизни человека в современном мире благодаря процессам виртуализации и компьюте-
1 Сколько у нас фрилансеров и где они работают: результаты опроса // HeadHunter. 2019. URL: https://spb.hh.ru/article/24036 (дата обращения 09.09.2021).
2 Исследование Mail.ru Group: как ведут себя пользователи рунета в период распространения ко-ронавируса // Advertology.Ru. 2020. URL: http://www.advertology.ru/article149030.htm (дата обращения 10.09.2021).
ризации общества. Таким образом, цель нашего исследования заключается в том, чтобы выявить изменения интернет-практик и их составляющих среди молодежи, проживающей в городе Новосибирске, в условиях пандемии. Под интернет-практиками мы понимаем вид деятельности человека в виртуальном пространстве, составляющий привычную основу повседневного образа жизни пользователя и реализуемый посредством различных технических устройств. Интернет-практики включают в себя различные элементы: цель использования Интернета, степень вовлеченности в реализацию данной цели, а также способы ее осуществления (технические устройства и используемые ресурсы) и количество проведенного времени.
Поскольку основной гипотезой исследования является предположение о том, что в условиях пандемии в большей степени произошло изменение структуры (элементов) существующих интернет-практик, а также изменилось количество социальных практик, перешедших в виртуальное пространство (среди молодежи в возрасте 18-24 лет, проживающей в Новосибирске), поэтому в исследовании сочетаются количественные и качественные методы. Используются две информационные базы: первая собрана методом интервью, вторая - нецелевые данные, собранные ВЦИОМ в 2018 и 2020 гг. Привлечение нецелевых данных необходимо для выявления спектра целей и частоты использования Интернета среди молодежи в возрасте 18-24 лет, проживающей в городах-миллионниках, и описания контекста изучаемой ситуации. Метод интервью используется для выявления и описания изменений использования интернет-практик и их элементов до и после пандемии, выявления мотивов его использования, а также установления причины замены повседневных действий на интернет-практики. В качестве эмпирического объекта выступает молодежь в возрасте 18-24 лет, проживающая в городе Новосибирске и использующая Интернет в различных целях. Выбор данного эмпирического объекта связан с тем, что возрастные границы включают в себя как учащуюся, так и работающую молодежь. Поэтому в исследовании мы способны выявить изменения в учебных и рабочих целях. Выбранный тип населенного пункта обоснован наличием более развитой инфраструктуры и большим проникновением сети Интернет в различные сферы жизни людей. Учитывая все основные критерии отбора респондентов, в ходе социологического исследования было опрошено 25 человек в возрасте от 18 до 24 лет, из них 12 девушек и 13 молодых людей. В силу возраста большая часть опрошенных не состоит в браке, они учатся или совмещают работу и учебу.
Изменение практик использования Интернета: описание контекста
Рассмотрим ситуацию использования Интернета, которую показывают результаты всероссийских опросов. За основу взяты данные телефонных опросов ВЦИОМ, которые проводились в 2018 и 2020 гг. (февраль, апрель, декабрь) На рис. 1 представлены данные использования Интернета молодежью в возрасте 18-24 лет, проживающей в городах с численностью жителей миллион и более человек.
Несколько раз в неделю Ежедневно, менее 4 часов в день К | 1,6 ^тш 14,7 Н 7,6 10,4 11,2
Более 4 часов ежедневно
^■ 88,8
0 20 40 60 80 100 ■ 2018 ■ Февраль 2020 Апрель 2020 ■ Декабрь 2020
Примечание: составлено на основе данных, полученных в результате проведения исследований «Просторы интернета: для работы или развлечений?», сентябрь 2018 г.; «Цифровой детокс: зачем, как и почему?», февраль 2020 г.; «Сеть как спасение», апрель 2020 г.; «Жизнь онлайн: потребление, пользование, развлечения», декабрь 2020 г.; ВЦИОМ.
Рис. 1. Частота использования Интернета среди молодежи в возрасте 18-24 лет, проживающей в городах-миллионниках (2018 и 2020 гг.), в % Fig. 1. Frequency of Internet use among young people aged 18-24 living in cities with a population of one million (2018, 2020), in %
В 2020 г. увеличилась доля тех, кто использует Интернет более 4 часов ежедневно (см. рис. 1). Вероятно, это вызвано изменением привычного уклада жизни. Мы также видим постепенное уменьшение доли тех, кто пользуется Интернетом несколько раз в неделю. По данным ВЦИОМ (см. таблицу и рис. 2), доля тех, кто использует Интернет для общения, значительно увеличилась в 2020 г. Вероятно, коммуникация в условиях пандемии была необходима респондентам, поскольку существенно сократились личные контакты и присутствовал страх заразить или заразиться самому. Также Интернет на протяжении 2020 г. стали чаще использовать для получения новостей. Увеличение доли тех, кто в феврале и в апреле отметил, что следит за новостями, можно объяснить тем, что первое упоминание о заражениях вирусом в Китае произошло в конце 2019 г., а распространение пришлось на март 2020 г. В то время как уменьшение доли к декабрю связано потерей интереса к различным новостным материалам.
На рис. 2 представлен спектр целей использования Интернета среди молодежи в возрасте 18-24 лет, проживающей в городах-миллионниках, в декабре, апреле и феврале 2020 г.
Интернет в 2020 г. используют как средство для общения, способ быть в курсе актуальных новостей. В 2018 г. большинство опрошенных респондентов прослушивают музыку, читают книги и просматривают фильмы, в 2020 г. мы замечаем рост по этому показателю, который можно объяснить появлением бесплатных пробных периодов ранее платных подписок. Совершение покупок в 2020 г. представлено в виде двух отдельных целей: покупка товаров и услуг длительного пользования и покупка повседневных товаров. Но относительно 2018 г. процент оказался выше, так как под покупками подразумевались как повседневные товары, так и товары длительного пользования. Однако в течение 2020 г. наблюдается уменьшение доли тех, кто использует Интернет с данными целями. Скорее всего, это связано с особенностями эмпирического объекта -молодежь в возрасте 18-24 лет, среди которых не все имеют постоянный доход и работу. Поведение пользователей в течение 2020 г. значительно изменилось в совершении банковских операций, достигнув максимума в декабре, а также в сфере обучения, что, скорее всего, вызвано переходом на дистанционный формат обучения и возможностью бесплатного прохождения множества онлайн-курсов.
Изменения интернет-практик молодежи в возрасте 18-24 лет, проживающей в Новосибирске, и их структуры в условиях пандемии
Пандемия - это новый вызов, кардинально изменивший жизнь современного человека, вынудив его длительное время находиться дома. Закрытие границ и большого числа публичных мест, переход на дистанционные формы учебы и занятости отразились на использовании Интернета в различных целях.
После анализа собранных интервью был выявлен спектр целей использования Интернета, который имеет небольшие пересечения с набором целей всероссийских опросов населения (ВЦИОМ). Среди опрошенной городской молодежи
Спектр целей использования Интернета среди молодежи в возрасте 18-24 лет, проживающей в городах-миллионниках (2018 г.), в % The range of goals for using the Internet among young people aged 18-24 years living in cities with a population of one million (2018), in %
Цели использования Интернета Практически ежедневно Несколько раз в неделю Несколько раз в месяц Эпизодически, но не менее 1 раза в полгода Не совершаю / не пользуюсь Затрудняюсь ответить Всего
Слежу за новостями 21,9 39,5 19,9 6,3 9,6 2,8 100,0
Использую Интернет для работы/учебы 70,3 19,1 5,4 0,0 5,2 0,0 100,0
Пользуюсь электронной почтой 57,5 19,2 10,2 4,6 8,5 0,0 100,0
Музыка, фильмы, книги 81,7 13,7 4,6 0,0 0,0 0,0 100,0
Играю в игры 13,2 26,4 14,7 0,0 41,1 4,6 100,0
Просматриваю эротические сайты 2.3 11,6 4,3 10,1 65,1 6,6 100,0
Общение 61,0 21,0 9,7 0,0 8,3 0,0 100,0
Ищу друзей, людей близких по интересам 2,3 20,5 18,5 14,9 43,8 0,0 100,0
Совершаю покупки онлайн 4,3 12,3 31,6 26,2 25,6 0,0 100,0
Ищу информацию, расширяю кругозор 53,2 21,1 23,4 0,0 2,3 0,0 100,0
Веду блог (интернет-дневник) 14,6 6,0 5,7 2,3 71,4 0,0 100,0
Ищу, скачиваю программное обеспечение 0,0 8,1 38,4 18,7 34,8 0,0 100,0
Примечание: составлено на основе данных, полученных в результате проведения исследований «Просторы интернета: для работы или развлечений?», сентябрь 2018 г.; ВЦИОМ.
Оплата счетов
Банковские операции
Государственные у слуги
Обучение, самообразование
Развлечения
Слежу за новостями
Покупка повседневных товаров
Покупка товар ов и услуг длительного пользования
40 60
дек вапр "фев
Примечание: составлено на основе данных, полученных в результате проведения исследований «Цифровой детокс: зачем, как и почему?», февраль 2020 г.; «Сеть как спасение», апрель 2020 г.; «Жизнь онлайн: потребление, пользование, развлечения», декабрь 2020 г.; ВЦИОМ.
Рис. 2. Спектр целей использования Интернета среди молодежи в возрасте 18-24 лет,
проживающей в городах-миллионниках (2020 г.), в % Fig. 2. The range of Internet use goals among young people aged 18-24 years living in cities with a population of one million (2020), in %
до пандемии реализовывался достаточно разнообразный спектр целей использования Интернета: от запроса в поисковой системе до совершения банковских операций и покупок в интернет-магазинах. Акцентируем внимание на том, что, хоть спектр целей и является обширным, многие из них были не такими популярными до пандемии. Обобщая все цели использования Интернета, можно выделить основные из них: развлечение, общение, учеба и работа. Но изменения необходимо искать не только в количественном, но и в качественном аспекте реализации различных интернет-практик. Интернет-практики включают в себя различные элементы: цель использования Интернета, степень вовлеченности в реализацию данной цели, а также способы ее осуществления (технические устройства и используемые ресурсы) и количество проведенного времени. Поэтому изменения стоит рассматривать прежде всего внутри структуры самих целей, в способах осуществления той или иной цели, а также в аспекте затрачиваемого времени.
Временные характеристики как элемент интернет-практик
Перед описанием реализации целей использования Интернета рассмотрим временные характеристики интернет-практик. Стоит сказать, что определение временных границ для многих информантов является «каким-то сложным вопросом что ли» (информант 11, ж, 21) 3. Это связано, как отмечали информанты, с использованием Интернета в конкретных целях. Поля реального и виртуального пространств настолько плотно и сильно сливаются в единое целое в жизни пользователей, что порой трудно отделить время нахождения в Интернете и вне его: «почти постоянно в Интернете он у меня включен на постоянной основе» (информант 8, ж, 24). Интернет пронизывает многие сферы жизни человека и интегрируется в них, и отделить их становится достаточно трудно. Однако, со слов опрошенных, проведенное время в Интернете в среднем за один сеанс его посещения варьируется «от 5 минут до 3 часов» (информант 17, ж, 21).
Время, проводимое в Интернете во время пандемии, значительно увеличилось: «Ястал больше использовать вообще Интернет... <... > Раньше это было не настолько часто» (информант 13, м, 22). Однако «сейчас больше сидишь в Интернете, не потому что там что-то изменилось, а потому что тебе никуда не надо ехать» (информант 15, м, 21). Максимальное значение реализации интернет-практик во время пандемии стало достигать в среднем 6-8 часов: «Я постоянно нахожусь в интернете, что-то делаю, так не было раньше никогда. Учеба, работа, нас перевели на удалёнку. Теперь работаешь не до 18 часов, а до 22-23 вечера бывает...» (информант 7, ж, 23). Количество же проведенного времени в Интернете за день можно определить в промежутке от 7 до 10, а в некоторых случаях и до 15 часов.
Далее рассмотрим подробнее, на что же информанты тратят свое время, какие ресурсы используют для реализации интернет-практик. Это поможет нам
3 Особенности орфографии и пунктуации высказываний информантов сохранены. В скобках указан номер информанта, его пол и возраст.
в дальнейшем детальнее изучить, в каких из них произошли изменения в условиях пандемии и в чем именно они состоят.
Учебные интернет-практики
Учебные интернет-практики реализуются прежде всего посредством посещения сайтов университета, например, Moodle, el, ИОС. Также активно используются поисковые системы и социальные сети. Например, ВКонтакте, который используется «для того чтобы общаться с одногруппниками, чтобы они мне если что помогли там что-то подсказали по какой-то работе» (информант 14, м, 21). Кроме того, посредством социальных сетей и мессенджеров реализуется и поддерживается связь с преподавателями. Или же сами преподаватели отправляют студентам методические материалы, загружая их на сайт университета или в облачные хранилища. При написании различных работ в рамках учебного процесса используются сервисы электронных библиотек, например, КиберЛенинка, eLibrary. Но учебные практики не ограничиваются получением основного образования, они включают в себя и прохождение различных онлайн-курсов. Безусловно, популярность и востребованность онлайн-курсов пришлась именно на период пандемии.
Бесспорно, изменения в учебной сфере произошли из-за перехода в онлайн-режим. Полностью меняются формат и организация учебного процесса. «Поскольку учебу перевели в дистанционный формат, я намного чаще стал пользоваться различными интернет-ресурсами» (информант 14, м, 21). В качестве ресурсов выступают сайты вузов, где публикуют материалы, платформы для видеоконференций, где проходят занятия. Увеличивается и частота использования почты, поскольку раньше «ты приходишь в университет и все у препода можешь спросить, тут же приходилось ему писать на почте» (информант 1, ж, 20). Во время пандемии многие сервисы начинают предлагать бесплатные пробные периоды своих продуктов. Хотя информанты и отмечают, что с сервисами онлайн-курсов они знакомы давно, а вот «первый опыт это из-за бесплатных курсов» (информант 22, м, 24).
Рабочие интернет-практики
Всем информантам задавался следующий вопрос: «Вы использовали Интернет для поиска работы?», по ответам на который их можно условно поделить на три группы: 1) искали «на самых популярных [сайтах] это HH [HeadHunter], Зарплата.ру» (информант 9, м, 21); 2) искали через социальные сети и мессенд-жеры: «в мессенджерах это WhatsApp <...> вот ну мы в основном общаемся там, и заказы я там получаю. А нашла я все это в Instagram, чисто случайно попала на трансляцию» (информант 7, ж, 23); 3) фрилансеры, которые используют различные ресурсы для поиска работ, например, kwork и Яндекс.работа. Среди интернет-ресурсов, которые используются по работе и для работы, достаточно трудно выделить общие. Многие отмечали использование мессенджеров для общения с коллегами «изначально мы использовали мессенджеры, т. е. WhatsApp, Telegram и почту для коммуникации» (информант 23, ж, 19). В част-
ных случаях из-за специфики работы используются и другие социальные сети. Для того чтобы узнать свой график работы, сотрудники используют сервисы Google: «через Google таблицы написан мой график со скольки я работаю и до скольки» (информант 12, м, 22). Пандемия открыла новые возможности для организации рабочего времени: «из-за пандемии дистанционный формат [работы] сохранился» (информант 24, м, 23). Помимо перевода сотрудников на удаленный формат работы, пандемия позволяет информантам уйти в сферу самозанятости: «за счет пандемии я ушла в сферу самозанятой, потому что естественно это сказалось на зарплате, когда я работала менеджером в кафе» (информант 11, ж, 21). Многие компании стали предоставлять работу удаленно при трудоустройстве: «я работаю удаленно с самого начала моей работы, я устроилась на работу весной 2020 года» (информант 23, ж, 19).
Рассмотрев две основные сферы жизни информантов - учебу и работу, уже можно говорить о том, что структура интернет-практик многогранна и включает в себя большое количество используемых интернет-ресурсов и инструментов для их реализации. Далее опишем использование досуговых интернет-практик.
Досуговые интернет-практики
Рассмотрим, какими социальными сетями и для каких целей пользуется молодежь в возрасте 18-24 лет, проживающая в Новосибирске. Уточним, что под целями будут подразумеваться повседневное использование приложений, не связанных с рабочей или учебной сферами информантов.
Обычные время и условия посещения каждой социальной сети: либо «в основном от скуки» (информант 3, ж, 24) из-за наличия свободного времени, которое нужно как-то «скоротать, развлечься и что-то новое для себя подчерп-нуть» (информант 2, м, 18), либо «как просыпаюсь, проверяю личные сообщения, отвечаю» (информант 11, ж, 21), а также «по обстоятельствам, т. е. если мне кто-то напишет, я отвечу» (информант 16, ж, 20). За каждой из используемых социальных сетей стоят свои характерные цели реализации интернет-практики. Например, «Тикиток я смотрю, чтобы найти годное аниме, либо приколы какие-нибудь, приколдесы. Потом Instagram. Ну типа просто интересно там же выкладывают типа свои личные фотографии, свою жизнь и интересно у кого, что происходит все дела. Вот. Ну, там тоже приколдесы всякие бывают» (информант 13, м, 22), «либо Instagram для самовыражения мысли» (информант 2, м, 18). Telegram используется для многих целей: для общения, отправления видео, просмотра фильмов, прослушивания музыки, покупки и поиска различных предметов потребления. ВКонтакте используется для общения, поиска новостей и прослушивания музыки. Однако наблюдается тенденция постепенного изменения использования ВКонтакте и Instagram. Уже сейчас видно, что Instagram используется больше для потребления контента, чем для публикации своих постов, ВКонтакте - для учебы, там создаются чаты и беседы для студенческих групп, WhatsApp и Telegram - для общения с коллегами и по работе.
Изучив среднее значение времени нахождения в социальных сетях, можно сказать, что «если я хочу посидеть потратить время то я могу и 3 часа там просидеть пока зарядка на телефоне от 100 % до 0 не снизится» (информант 1,
ж, 20) или преимущественно в ночное время. Время нахождение во ВКонтакте и Instagram: «ВК от двух минут, допустим, ну и вот до полутора часов» (информант 13, м, 22); «наверное, Instagram больше всего времени занимает около тех же 3 часов» (информант 2, м, 18). Соответственно общение происходит в виде «написал - ответил» (информант 10, ж, 22), поэтому определить, сколько времени уходит на общение, составляет большую трудность для информантов. Заметны и особенности использования гаджетов для посещения социальных сетей. Например, «зачастую это телефон, потому что всегда мобильность, всегда под рукой и удобно отвечать» (информант 2, м, 18). Однако если нужно посмотреть какие-то фильмы или видео через социальную сеть YouTube, то используется ноутбук или компьютер.
В завершение рассмотрим ресурсы для потребления контента, к которому можно отнести прослушивание музыки, просмотр фильмов, игры и чтение книг. Прослушивание музыки, пожалуй, является практикой, которую ежедневно используют все информанты. Обычно до пандемии для прослушивания музыки как платно, так и бесплатно использовались приложения BOOM или непосредственно музыка во ВКонтакте. Фильмы или сериалы большинство опрошенных просматривает ежедневно. Однако работающая молодежь просматривает фильмы «в основном по выходным» (информант 22, м, 24). Среди ресурсов, которые используются для реализации интернет-практики, выступают платные подписки на «Кинопоиск, Netflix, Premier» (информант 1, ж, 20), через поисковые запросы в браузерах, а также через YouTube. С помощью YouTube информанты просматривают как документальные, научно-популярные, развлекательные фильмы, сериалы и видео игровой тематики, так и каналы блогеров. Практика чтения книг через Интернет и различные гаджеты применяется относительно малым количеством опрошенных. Также среди использования Интернета в развлекательных целях была выявлена такая интернет-практика, как онлайн-игры. Из-за перехода в дистанционный режим информанты не тратят время на дорогу, а во время пробок это около 1,5-2 часов, поэтому «появилось больше свободного времени, а в свободное время мне нечем заняться, поэтому я сижу в Интернете» (информант 14, м, 21). Использование Интернета для потребления развлекательного контента также связано и со способом осуществления данного вида практики. Во время пандемии рост числа досуговых интернет-практик обусловлен появлением бесплатных периодов использования ранее платных ресурсов: «у меня была подписка на кинопоиск, OKO и ivi, они были бесплатными, я ни разу за них не платила» (информант 17, ж, 21); «я использовал бесплатные периоды Apple Music, BOOM и вот я использую подписку на Spotify» (информант 18, м, 20).
Досуговые интернет-практики составляют большую часть используемого информантами времени, поскольку они имеют множество целей, и эти цели могут сочетаться в одном посещении Интернета.
Банковские операции как интернет-практика
По результатам опросов ВЦИОМ (см. рис. 2), реализации банковских операций существенно увеличились в 2020 г. Анализ интервью показал, что реализация интернет-практики банковских операций осуществляется по двум сценари-
ям: 1) «если это что-то государственное, то через госуслуги, но опять же покупка идет через банковскую карту» (информант 24, м, 23). К «государственному» можно отнести заказ справок, оплата налогов и штрафов и т. п. ; 2) практика включает использование мобильного банка: «перевод средств с карты на карту, на другой какой-то банк пополнение счета» (информант 14, м, 21) и «оплата ЖКХ, оплата мобильных устройств, оплата Интернета, оплата [пауза] учебы» (информант 12, м, 22). Помимо этого приложения банков используются, для того чтобы проверить баланс и бонусные рубли, «отслеживание <... > структуры покупок» (информант 9, м, 21), «открытие / закрытие вкладов» (информант 15, м, 21), а также для инвестирования. Что касается совершения переводов денежных средств, то чаще всего переводят друзьям, знакомым, коллегам.
Совершение покупок в интернет-магазинах
Далее рассмотрим и опишем такую интернет-практику, как совершение покупок в интернет-магазинах. Информантами отмечается удобство и простота в совершении покупок в интернет-магазинах, а также экономия своего времени: «Я в принципе не люблю ходить по магазинам. В интернете это как-то все проще» (информант 1, ж, 20). Однако некоторые категории товаров, например, вещи, лучше покупать в обычных магазинах: «те же самые вещи я предпочитаю приходить и видеть глазами, трогать» (информант 2, м, 18). К заказу вещей через интернет-магазин прибегают в том случае, «если тебе понравилась вещь в магазине, и ее нет, то ты можешь ее заказать» (информант 17, ж, 21). Именно поэтому некоторым проще сделать предзаказ товара и приехать самому, посмотреть и оценить его. Каждый из опрошенных совершает покупки онлайн хотя бы 1-2 раза в 3 месяца, но, как отмечают информанты, с начала пандемии число покупок значительно возросло. Но стоит учесть тот факт, что некоторые воспринимают любой процесс списания денежных средств как покупку в интернет-магазине: «Но тут нужно уточнить, онлайн покупка это приобретение какого-то товара или услуги тоже? Например, оплата той же самой подписки это тоже по факту покупка» (информант 9, м, 21). Среди магазинов, в которых чаще всего совершаются покупки, можно выделить «Алиэкспресс, Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет» (информант 10, ж, 22). Одним из преимуществ выбора интернет-магазинов является то, что они зачастую «предлагают услугу доставки бесплатно по адресу» (информант 9, м, 21). Также доступность пункта самовывоза является одним из критериев для выбора способа доставки. При выборе товара информанты обращают внимание на соотношение положительных и отрицательных отзывов и визуальное представление товара на сайте. Помимо этого информанты стараются «выждать идеальный момент для заказа, то есть если я понимаю, что цена уже ниже не станет, то тогда уже заказываю» (информант 2, м, 18). Таким образом, данный вид интернет-практики стал более используемым во время пандемии.
Заказ доставки еды и продуктов
Помимо совершения покупок в интернет-магазинах, также реализуется заказ доставки еды, в условиях пандемии добавились и сервисы доставок продуктов. Частота заказов доставки еды варьируется от 3-4 раз в месяц до эпизодических:
«если большая компания собралась, то удобнее заказать. Если ты один, то в принципе ничего нет сложного прогуляться» (информант 17, ж, 21). Также заказ доставки продуктов связан как с тендерным признаком - «я одна как бы живу, и мне будет не очень удобно тащить с собой большие пакеты» (информант 8, ж, 24), так и с экономией времени и денег - «ты ну как бы экономишь и время, и <... > деньги; <...> ты абсолютно не переплачиваешь те же самые деньги, что я бы потратил на бензин, на машину и время, которое в пути» (информант 9, м, 21). Среди сервисов, которые информанты используют для заказа доставки еды, лидирующую позицию, безусловно, занимает Delivery Club, на втором месте Яндекс.Еда. Но помимо специализированных ресурсов также используются и «какие-то частные сайты определенных компаний» (информант 23, ж, 19), например, заказы из суши-баров, пиццерий и KFC. Говоря про использование ресурсов по заказу продуктов, заметим, что немногие пользуются данными сервисами, отмечая чаще всего, что «магазин у меня находится прям под домом я не нахожу смысла заказывать продукты» (информант 19, м, 18). Те, кому все же хоть раз приходилось заказывать продукты из магазинов, говорят о таких сервисах, как «приложения СберМаркет и Ленточка» (информант 25, м, 24), а также доставка от магазинов «Добрянка», «Ярче» и «Магнит». Однако говорить про удобство и простоту использования сервисов доставки еды довольно трудно, поскольку, как отмечают сами информанты, «это, наверное, немножко разные цели, <... > если это поход в кафе там просто посидеть в приятной атмосфере, покушать, не заморачиваясь с готовкой» (информант 25, м, 24). В ходе исследования были опрошены респонденты, для которых эта цель стала новой. В результате они переосмысливают свои действия и формируют для себя новый тип интернет-практики, который закрепляется в их естественной установке. С начала пандемии «участилась доставка еды, и если прям ноль была доставка продуктов, то она тоже поднялась» (информант 9, м, 21). Именно заказ доставки еды и продуктов спасал информантов в период пандемии. Увеличение количества заказов доставки можно объяснить страхом заразиться коронавирусной инфекцией, в дальнейшем данная интернет-практик закрепилась и для многих стала типичной.
Технические устройства для реализации различных интернет-практик
Для реализации интернет-практик важен выбор технических устройств. Информанты утверждают, что на выбор того или иного гаджета влияют многие факторы. Например, «телефон можно использовать, когда ты идешь куда-то, слушать музыку, либо если ты находишься вне дома и у тебя нет ноутбука» (информант 13, м, 20). Но когда нужно совершить «какое-то дело, допустим <... > обширный поиск информации для проведения какого-то исследования или выполнения задания, то тогда уже нужна техника посерьезнее - ноутбук или компьютер» (информант 2, м, 18). Помимо этих двух основных гаджетов информанты говорят о планшете и телевизоре, которые используются в более узких и специализированных целях. Например, планшет используется для того,
чтобы «книги читать, заходить на какие-нибудь страничики типа рецепты посмотреть» (информант 1, ж, 20).
Во время пандемии было выявлено замещение использования телефона на ноутбук. Если «перед пандемией вообще не нужен был компьютер, в том плане, что мне хватало планшета или телефона» (информант 1, ж, 20), то из-за перехода в дистанционный формат планшета и телефона становится недостаточно. Вместе с тем «намного дольше проводишь время за монитором компьютера, чтобы сидеть на парах и плюсом добавляется еще какой-то поиск информации для сдачи домашних заданий» (информант 20, м, 23). Это связано с изменением привычного уклада жизни, поскольку жизнь перешла в режим онлайн, и поэтому молодежь осваивала новые возможности использования Интернета, например для работы и учебы, для которых нужна техника более удобная и подходящая для длительного использования.
Заключение
Подведем итоги. Пандемия является одной из самых актуальных и обсуждаемых тем за последние два года. Она повлияла на многие сферы, которые были вынуждены экстренно искать пути решения и направлять все силы на решение данной проблемы. Безусловно, пандемия затронула и сферу 1Т-технологий, поскольку одно из решений минимизации взаимодействия между людьми и уменьшения распространения вируса заключалось в изменении своих повседневных действий на альтернативные в онлайн-среде. Это позволило ускорить процесс цифровизации общества, повлияло на развитие существующих интернет-практик и на появление новых их видов. Интернет настолько плотно проникает в жизнь людей, что становится неотъемлемой ее частью. Кажется, что Интернет способен полностью заменить многие повседневные действия людей, которые уже постепенно переходят в виртуальное пространство. Именно поэтому в исследовании делается акцент на ту группу населения, которая уже имеет большой опыт использования Интернета в повседневной жизни для достижения более глубинных и детальных целей. Таким образом, в исследовании было изучено, как изменились интернет-практики городской молодежи в возрасте 1824 лет в условиях пандемии. В качестве примера рассмотрены жители Новосибирска.
Поскольку в исследовании сочетаются количественные и качественные методы, то для описания контекста ситуации изменения целей использования Интернета 2020 г. был использован анализ данных ВЦИОМа, результаты которого сравнивались с 2018 г. Так, мы выяснили, что пандемия повлияла на изменение использования финансовых и учебных практик. Коммуникационные интернет-практики претерпевают значительные изменения во время пандемии и в 2020 г. оказались более популярными, чем в 2018-м: «во время пандемии и как следствие больше коммуникации стало, каких-то созвонов, переписок» (информант 3, ж, 24). Это вызвано вынужденным нахождением дома и необходимостью поддержания связи с родственниками и коллегами. Поэтому в общении произошли изменения как в используемых интернет-ресурсах, так и в самих способах общения. В результате проведения интервью мы смогли выделить наиболее часто
используемые интернет-практики. До пандемии молодежь чаще всего использовала Интернет для развлечения, общения и учебы. Это три основные цели, которые отмечают информанты. Поэтому не удивительно, что в ходе проведения интервью не были выявлены существенные изменения в использовании Интернета в новых целях, лишь в единичных случаях: например, онлайн-тренировки, а также продвижение в социальных сетях. Однако уже на этапе анализа данных начинают проявляться значимые изменения. Например, изменение в использовании интернет-ресурсов, которые существовали ранее, но не использовались лично информантами. Во время пандемии молодежь не только продолжает активно использовать Интернет в тех же целях, что и до нее, но и осваивает новую практику - заказ доставки еды. Помимо этого время, проводимое в Интернете, в условиях пандемии увеличилось в несколько раз. Во-первых, это вызвано изменением уклада жизни - экономия времени в дороге, а потому возможность заниматься личным развитием и развлекаться. Во-вторых, предоставление пробных периодов платных ресурсов также повлияло на изменении использования Интернета. В плане использования технических устройств было выявлено замещение телефона на компьютер. Это связано с тем, что телефон используется преимущественно вне дома, а поскольку обучение перешло в дистанционный формат, и выйти из дома помимо магазина было некуда, то использование технических устройств было ограничено компьютером.
В рамках данного исследования был поставлен вопрос об изучении трансформации интернет-практик: что вызвала пандемия: трансформацию или изменение интернет-практик? Начнем с того, что в ходе исследования было показано, что интернет-практика состоит из структурных элементов: цель, степень вовлеченности молодежи в реализацию данной цели, способы ее осуществления (технические устройства и используемые ресурсы) и количество проведенного времени в Интернете. Для того чтобы определить критерии трансформации интернет-практики, эти структурные компоненты были рассмотрены и изучены по отдельности. Некоторые информанты отмечали, что они начали заменять повседневные действия на интернет-альтернативы. К примеру, для онлайн-трени-ровок, которые реализуются через просмотр видео на YouTube или непосредственно через общение онлайн с тренером. Также совершение различных операций - «я билеты онлайн на поезд покупаю» (информант 16, ж, 20), и внедрение новых технологий для работы. Поскольку повседневная жизнь изменилась, то это была «такая вынужденная перспектива - перехождение на это не очень охотно, потому что ну понятно это как выход из зоны комфорта что-то привычное какие-то там в реальном времени» (информант 9, м, 21). Но, несмотря на это, можно выявить и личные мотивы замены повседневных действий интернет-практиками: например, «готовить допустим не хотелось ничего вот и тогда уже доставка выручала» (информант 5, ж, 24). Помимо этого климатические условия также сказывались на использовании услуг доставки еды и продуктов: «когда погода холодная, вообще было лень идти куда-либо, приходилось заказывать» (информант 1, ж, 20). Также присутствовал страх заразиться и нежелание находиться в местах большого скопления людей. Однако замена повседневных действий хотя и «была вынужденной в тот момент, когда была пандемия, а потом ты понимаешь что это удобно, и поэтому начинаешь использовать
это в повседневной жизни, когда уже по сути ослабли вот эти вот меры принятые во время пандемии» (информант 23, ж, 19). Таким образом, изучив изменение структуры реализации целей интернет-практик, можно сказать, что альтернативная замена повседневных практик с помощью предлагаемых интернет-ресурсов не возникает спонтанно, как и сами практики. В России до пандемии уже существовал формат удаленной работы, в некоторых вузах применялись технологии для дистанционного обучения. Кроме того, онлайн-курсы, которые набирали популярность среди молодежи во время пандемии, существовали также и до принятия ограничительных мер. Поэтому практики реализации учебного и рабочего процесса в условиях пандемии просто приобрели массовый характер из-за экстренных мер. Что уж говорить про другие интернет-практики, например развлечения или заказ доставки еды. До пандемии молодежь активно использовала Интернет в развлекательных целях, однако в условиях пандемии увеличилась частота совершения данной интернет-практики, а также изменились предпочтения в использовании различных ресурсов. По аналогии произошли и изменения, связанные с заказом доставки еды. Со слов информантов, основные структурные изменения произошли в сфере образования, развлечений и заказа доставки еды. О трансформации интернет-практик можно говорить, если практика перешла в привычное повседневное использование, например использование электронных ресурсов по работе, видеоконференции. В других же случаях стоит говорить о проявлении изменения форм и способов реализации практики. В условиях пандемии произошли изменения в основном в структурных единицах практик, повлекшие за собой появление новых форм проявления практик в виртуальном пространстве. Но также мы заметили и трансформацию интернет-практик, которые в большей степени проявились в личном опыте отдельных людей.
Список литературы
1. Радкевич А. Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества: Автореф. дис. ... канд. социол. наук / Моск. гуманит. ун-т. М., 2009. 24 с.
2. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь: Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2004. 120 с.
3. Зарубина Е. В. и др. Уроки пандемии: социально-философский анализ повседневности // Образование и право. 2020. № 11. С. 19-25.
4. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева, под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. 328 с.
References
1. Radkevich A. L. Social Internet practices of Russians in the formation of an information society. Thesis abstract for the degree of candidate of sociological sciences. Moscow, Moscow University for the Humanities, 2009, 24 p. (in Russ.)
2. Giddens E. The Elusive World: How Globalization Changes Our Lives. Trans. from English. Moscow, Ves' Mir Publ., 2004, 120 p. (in Russ.)
3. Zarubina E. V. et al. Lessons from a pandemic: a socio-philosophical analysis of everyday life. Education and Law, 2020, no. 11, pp. 19-25. (in Russ.)
4. Castells M. Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business and Society. Trans. from English by A. Matveev, ed. by V. Kharitonov. Ekaterinburg, At the Factory (with the participation of the Humanitarian University publishing house), 2004, 328 p. (in Russ.)
Информация об авторах
Василина Васильевна Иванова, младший научный сотрудник, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; старший преподаватель, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Scopus Author ID 57219482985 WoS Researcher ID C-3281-2018 SPIN 698911
Алексей Владимирович Шишкин, магистрант, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет; инженер, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН
Information about the Authors
Vasilina V. Ivanova, Junior Researcher, Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS; Senior Lecturer, Novosibirsk National Research State University
Scopus Author ID 57219482985 WoS Researcher ID C-3281-2018 SPIN 698911
Alexey V. Shishkin, Undergraduate Student, Novosibirsk National Research State University; Engineer, Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS
Статья поступила в редакцию 14.10.2021; одобрена после рецензирования 26.11.2021; принята к публикации 26.11.2021 The article was submitted 14.10.2021; approved after reviewing 26.11.2021; accepted for publication 26.11.2021