Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУДТЕХ-ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУДТЕХ-ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУДТЕХ-ОТРАСЛЬ / ДОСТАВКА ЕДЫ / ЗАКАЗЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЛОЖЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обухова М. Р.

Исследование посвящено исследованию фудтех-отрасли в условиях пандемии. В результате проведенного анализа было выявлено, что фудтех-отрасль в период пандемии не пострадала, а, наоборот, показала рост, в том числе за счет использования инновационных технологий и инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EFFICIENCY OF THE FOOD TECHNOLOGY INDUSTRY IN THE PANDEMIC CONTEXT

The study is devoted to the study of the food technology industry in the context of a pandemic. As a result of the analysis, it was revealed that the food technology industry did not suffer during the pandemic, but on the contrary, showed growth, including through the use of innovative technologies and investments.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУДТЕХ-ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

Экономическая эффективность фудтех-отрасли в условиях пандемии / Economic efficiency of the food technology industry in the pandemic context М.Р. Обухова, Т.Г. Соболевская / M.R. Obukhova, T.G. Sobolevskaya

Том 10, № 1(2022) Business Strategies

DOI: 10.17747/2311-7184-2022-1-13-15

стр 13

Экономическая эффективность фудтех-отрасли в условиях пандемии

М.Р Обухова, студент,

Московский государственный университет пищевых производств (Москва, Россия) Научный руководитель: Т.Г Соболевская, к.э.н, доцент,

Московский государственный университет пищевых производств (Москва, Россия) [email protected]

Аннотация. Исследование посвящено исследованию фудтех-отрасли в условиях пандемии. В результате проведенного анализа было выявлено, что фудтех-отрасль в период пандемии не пострадала, а, наоборот, показала рост, в том числе за счет использования инновационных технологий и инвестиций. Ключевые слова: фудтех-отрасль, доставка еды, заказы, инновационные технологии, вложения, пандемия.

Economic efficiency of the food technology industry in the pandemic context

M.R. Obukhova, student, Moscow State University of Food Production (Moscow, Russia)

Academic supervisor: T.G. Sobolevskaya, cand. sci. (econ.),

associate professor, Moscow State University of Food Production (Moscow, Russia)

[email protected]

Abstract. The study is devoted to the study of the food technology industry in the context of a pandemic. As a result of the analysis, it was revealed that the food technology industry did not suffer during the pandemic, but on the contrary, showed growth, including through the use of innovative technologies and investments. Keywords: foodtech industry, food delivery, orders, innovative technologies, investments, pandemic.

Пандемия затронула абсолютно все сферы экономики и деятельности людей в целом, сложно представить такую отрасль, где кризис от эпидемиологической ситуации никак не сказался на работе организаций и их функционировании на рынке. Однако существует такое направление, как фудтех, которое в момент пандемии не только не пострадало, но и показало рост в обороте, числе платежей и чека (в среднем) у тех, кто предоставляет фудтех-услуги [4].

Фудтех - это интеграция цифровых технологий во все, что хоть как-то связано с индустрией общепита. Сегодня направление фудтех включает в себя все фирмы, где инновационные технологии встраиваются в отрасли, связанные с производством, приготовлением и доставкой еды (сервисы по доставке еды из ресторанов, по заказам продуктовых конструкторов, заказам на вынос, заказам столиков в интернете и т. д.) [4]. В нынешней эпидемиологической ситуации в мире фудтех является одним из самых востребованных направлений на рынке. Рассмотрим преимущества и слабые стороны фудтех-отрасли (табл. 1).

Таблица 1

Преимущества и слабые стороны фудтех-отрасли

Преимущества Слабые стороны

Экономия времени: когда человек заказывает готовую пищу в интернете или по телефону, он освобождает себя от необходимости после работы ходить по магазинам в поиске нужных продуктов, а тем более от готовки после тяжелого рабочего дня Отсутствие нужного количества логистических компаний для перевозки еды: рынку не хватает логистов, которые могли бы доставлять продукты с соблюдением санитарных норм, учетом температурных зон и других важных для сферы факторов, а большинство логистических компаний попросту не приспособлены и не решаются брать данный формат доставки

Экономия сил: люди покупают продукты чаще всего не на один день, а значит, при отсутствии личного транспорта все тяжелые покупки придется нести в руках, что сказывается в дальнейшем на эмоциональном и физическом состоянии «Взросление» потенциальных покупателей: для старшего поколения все еще непривычно совершать онлайн-покупки, так как есть страх быть обманутыми, получить некачественную продукцию, сложность использования интернета и т. д.

Огромный ассортимент продуктов питания: в онлайн-магазинах можно найти все что угодно, на любой вкус Технологическая неразвитость: цифровизация на зарубежном фудтех-рынке достигла достаточно высокого уровня по сравнению с РФ

Экономия денежных средств: продукты питания, заказанные в интернет-магазине, стоят дешевле, чем в обычном магазине Низкое инвестирование по сравнению с западными стартапами

Фудтех-рынок почти не восприимчив к кризисным влияниям

БИЗНЕСА Том 10, № 1(2022)

Business Strategies

электронный научно-экономический журнал стр 14

Экономическая эффективность фудтех-отрасли в условиях пандемии / Economic efficiency of the food technology industry in the pandemic context М.Р. Обухова, Т.Г. Соболевская / M.R. Obukhova, T.G. Sobolevskaya

В отличие от многих отраслей данная сфера экономики в 2020 году показала колоссальный рост в момент пандемии: это объясняется тем, что люди, которые были вынуждены сидеть дома в самоизоляции, начали заказывать еду и товары из интернета намного чаще. У населения изменилась модель потребительского поведения, и теперь заказы в интернете становятся новой привычкой для многих покупателей: онлайн-доставка позволяет сэкономить денежные средства, намного продуктивнее проводить свободное время, к тому же предоставляет огромный ассортимент продуктов, который сможет удовлетворить вкусовые потребности абсолютно любого человека [10].

Фудтех-компании за этот год выросли в десятки, а то и в сотни раз, увеличилось количество компаний, предоставляющих фудтех-услуги, появилось много новичков в данной сфере, хотя буквально год назад фудтех все еще считался экзотичной и совсем неизведанной отраслью бизнеса. Причиной такого роста стало то, что в сравнении с прошлыми годами, когда фудтех-индустрия не пользовалась популярностью и нуждалась в инвестировании, 2020 год стал пиком вложений инвесторов в данную сферу, так как именно фудтех с каждым месяцем пандемии увеличивал количество клиентов и свою востребованность в жизни людей.

Рис. 1. Рейтинг крупнейших продуктовых онлайн-ритейлеров

пшма Рейтинг INFOLinc Russia TOP online food retail

И^'УПнЕЙШИС ПИОДун TCftWt 'внАА^«

По рейтингу Forbes наибольшее количество заказов приходится на такие онлайн-магазины, как Ozon.ru (в категории food) и «Самокат», второе место занимает «Яндекс.Лавка». Но наибольший оборот денежных средств приходится на группу X5 Retail Group (2,37 млрд руб. с НДС), в которую входят Perekrestok.ru, «Перекресток Быстро» и «Доставка Пятерочка». «Сбермаркет» занимает второе место по обороту денежных средств (2,028 млрд руб. с НДС). Первое место по среднему чеку занял «Утконос» - 6450 руб. с НДС [5].

В карантин самыми востребованными и популярными стали такие приложения, как доставка еды, доставка продуктов/алкоголя и ритейл-шопинг (если сравнивать период до начала пандемии, то самыми популярными сервисами считались приложения по контролю финансов, ритейл-шопинг и каршеринг) (рис. 2).

Рис. 2. Рейтинг скачанных приложений

КQB часто мы пользуетесь приложениями, которые вы скачали ш-эа недавних изменений образа жизни, •ыионных COVIO-19?

РмтеилШОПЫНГ

Дослоька

ЧРОЛГКТО! самого*»

Доставка *ль>

Интересным является тот факт, что и старшее поколение, отличительной чертой которого является достаточный консерватизм в отношении пользования различными цифровыми технологиями, также начало пользоваться данным каналом общения [5]. Что послужило причиной? Люди старше 65 лет больше всего подвержены опасности заражения коронавирусом; чтобы минимизировать риски от внешних угрожающих факторов, они стали искать альтернативные варианты покупки продуктов, сокращая походы по магазинам.

Лидирующими потребительскими каналами, в особенности для тех людей, кто крайне чувствителен к стоимости товаров и услуг, становятся именно онлайн-сервисы: они предлагают наиболее привлекательные цены, а самое важное - предоставляют возможность их сравнить, не выходя из дома. Большее предпочтение люди, пользующиеся приложениями по доставке продуктов и блюд, отдают бесплатной доставке и низким ценам, а также быстрой доставке и наличию интересующих товаров (рис. 3) [5].

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление

электронный научно-экономическии журнал

Экономическая эффективность фудтех-отрасли в условиях пандемии / Economic efficiency of the food technology industry in the pandemic context М.Р. Обухова, Т.Г. Соболевская / M.R. Obukhova, T.G. Sobolevskaya

Том 10, № 1(2022) Business Strategies

Рис. 3. Рейтинг причин выбора потребителями онлайн-сервисов

Также важно отметить тот факт, что даже после отмены режима самоизоляции фудтех-рынок не приостановил свое дальнейшее развитие: пользователи привыкли к удобству сервисов и продолжили заказывать еду онлайн. Можно предположить, что сфера фудтех продолжит развиваться за счет индивидуализации предложений, ориентированности на локальные товары, продукты, блюда и кухни, а также внедрения в другие лайфстайл-сер-висы.

Таким образом, данная сфера экономики, как фудтех-рынок, очень стойко выдерживает кризисное влияние, подстраиваясь под необходимые условия и предпринимая необходимые решения, при этом продолжая расти и совершенствоваться, набирая популярность, а значит, все стремительнее завоевывает свое место на российском рынке. Сегодня развитие этого сегмента не только актуально, но крайне важно и необходимо для предотвращения закрытия различных организаций, а также сегмента общепита в целом.

https://vodovoz.ru/article/vse_pljusy_ // VC.ru. URL: https://vc.ru/

Использованные источники

1. Все плюсы доставки продуктов питания на дом // Вовоз.ру. URL: dostavki_produktov_pitanija_na_dom/.

2. Девять перспективных фудтех-направлений с точки зрения инвесторов food/60964-devyat-perspektivnyh-fudteh-napravleniy-s-tochki-zreniya-investorov.

3. Диванная революция: как самоизоляция вывела службы доставки на сверхскорости // Ведомости.ру. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2020/06/17/832457-divannaya-revolyutsiya.

4. Доставляй и властвуй: каким будет российский фудтех // Harvard Business Review Россия. URL: https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/p25121.

5. Онлайн-потребление в 2020 году: тренды и прогнозы // Retail.ru. URL: https://www.retail.ru/articles/onlayn-potreblenie-v-2020-godu-trendy-i-prognozy/.

6. Жоголева М.В. Заставьте интернет работать на ваш ресторан // Ресторанные ведомости, 2016. С. 266.

7. Коробкова Е. Ресторанный бизнес вне ресторана. 48 бизнес-кейсов, 152 лайфхака от ведущих лидеров индустрии // Ресторанные ведомости. 2017. С. 224.

8. Соболевская Т.Г. Влияние цифровизации экономики на систему менеджмента современного предприятия // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 10-1. С. 165-171.

9. Соболевская Т.Г. Информационные системы автоматизации процессов управления человеческими ресурсами компании в цифровой экономике // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей Межрегиональной научно-практической конференции. 2019. С. 164-167.

10. Соболевская Т.Г. Развитие электронной коммерции как драйвер экономического роста России // Устойчивое развитие экономики России: стратегии и тактики перехода к новому качеству экономического роста: монография. Самара: ПНК, 2021. С. 47-62.

11. Karpunina E.K., Butova L.M., Sobolevskaya T.G., Badokina E.A., Pliusnina O.V. The impact of the COVID-19 pandemic on the development of Russian national economy sectors: Analysis of dynamics and search for stabilization measures // Innovation management and information technology impact on global economy in the era of pandemic. Cordoba: IBIMA, 2021. P. 1213-1226.

12. Karpunina E.K., Isaeva E.A., Galieva G.F., Sobolevskaya T.G., Rodin A.Yu. E-commerce as a driver of economic growth in Russia // Modern global economic system: Evolutional development vs. revolutionary leap: Lecture notes in networks and systems. 2021. Vol. 198. P. 1622-1633.

13. Karpunina E.K., Konovalova M.E., Titova E.V., Kheyfits B.I., Sobolevskaya T.G. New paradigm of the strategy of advanced development in the digital economy: Prerequisites, contradictions and prospects // Education excellence and innovation management: A 2025 vision to sustain economic development during global challenges. Seville: IBIMA, 2020. P. 2270-2292.

стр 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.