УДК 159.9:37.015.3
Гаврилова Елена Владимировна
Доцент Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск.
влияние образовательной среды на формирование индивидуально-психологических особенностей учащихся и школьной мотивации
Аннотация. Рассматривается значение типа учебного заведения для формирования индивидуально-психологических особенностей младших школьников и школьной мотивации. Анализ, проведенный с помощью опросника «Большая пятерка» показал, что такие качества, как антагонизм, боязливость, преобладание отрицательных эмоций, застенчивость чаще формируются у детей, обучающихся в общеобразовательных школах и школах развития. Ученики лицея отличаются ориентацией на достижения, уступчивостью, интеллектом, сочувствием, организованностью. Школьная мотивация в большей степени выражена у учащихся лицея и связана с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
Ключевые слова: индивидуально-психологический особенности; пятифакторная модель личности, младший школьный возраст, школьная мотивация.
Gavrilova Elena Vladimirovna
Assistant professor of Novosibirsk state technical University, [email protected], Novosibirsk.
influence of the educational environment
on formation of individual - psychological features
of pupils and school motivation
Abstract. The article dwells upon the importance of the type of school for the formation of individual psychological characteristics of elementary school students and school motivation. The analysis, conducted with the help of a questionnaire «Big five» showed that qualities such as antagonism, timidity, the predominance of negative emotions, shyness often formed in children studying in General schools and the schools of development. The Lyceum's students are different orientation on achievement, acquiescence, intelligence, compassion, organization. School motivation largely pronounced among the students of the Lyceum and is connected with the individual psychological characteristics of the child.
Keywords: individual - psychological features; five-factorial model of the person, younger school age, school motivation.
На сегодняшний день, при большом количестве исследований, посвященных изучению влияния различных систем образования на личностное развитие ребенка, остается открытым вопрос о том, какие индивидуально-психологические особенности формируются у детей под влиянием разных типов образовательных учреждений и как особенности школы связаны с учебной мотивацией младших школьников.
Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. В последнее время наблю-
дается рост числа гимназий и лицеев. Так за 2012 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, число гимназий увеличилось на 0,6%, лицеев - на 2,2 %, при сокращении числа общеобразовательных школ на 3,0%.
Исследование проводилось в 2010-2011 гг. Выборку составили 400 учащихся младших классов различных образовательных учреждений в возрасте от 7 до 10 лет (средний возраст 8,27±0,9). Нами были выделены три группы: первую группу составили учащиеся младших классов общеобразовательных школ и гимназий (185 человек). Вторую
группу составили учащиеся младших классов лицея (160 человек). К третьей группе были отнесены учащиеся младших классов школы развития (55 человек).
Индивидуально-психологические особенности детей оценивались с помощью опросника «Большая пятерка», разработанного Р. МакКрае и П. Коста и предназначенного для оценки пяти факторов: экстраверсия, неуступчивость, сознательность, нейротизм, открытость опыту. Межкультурное исследование в США, Китае, Греции и России привело к выделению 15 шкал среднего уровня, образующих пятифакторную структуру [1]. Для оценки личностных особенностей в процессе развития был создан Список индивидуальных особенностей ребенка, СИОР (ГСГО) [5]. Опросник заполняли родители или близкие ребенку взрослые.
Учебную мотивацию изучали с помощью анкеты Н. Г. Лускановой, которая содержит 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению, и позволяет выявить 5 уровней школьной мотивации [2].
На рисунке 1 представлены различия выраженности эстраверсии, неуступчивости, сознательности, нейротизма и открытости опыту в школах разного типа.
Сравнение индивидуально-психологических особенностей учащихся младших классов различных образовательных учреждений показало, что у детей из общеобразовательной школы и школы развития достоверно более выражены неуступчивость
(3,27±0,78 - из общеобразовательной школы; 3,41±0,70 - из школы развития) и ней-ротизм (3,66±0,70 - из общеобразовательной школы; 3,79±0,80 - из школы развития), чем у учащихся лицея (2,94±0,82 - неуступчивость; 3,23±0,88 - нейротизм). Это может быть связано с тем, что школа развития предполагает высокий уровень трудности и решение нестандартных задач, что формирует тревожность не только у детей, но и у родителей, часто испытывающих трудности в процессе выполнения вместе с ребенком домашнего задания. Вместе с тем, соревновательный характер обучения влияет на проявления неуступчивости, упрямства и про-тестного поведения.
У детей, учащихся в лицее, достоверно более выражены сознательность (4,50±0,76) по сравнению с детьми, обучающимися в других учебных заведениях (4,23±0,65 - в общеобразовательной школе; 4,14±0,80 - в школе развития), и открытость опыту (4,98±0,79) по сравнению с общеобразовательной школой (4,75±0,82). Это может быть связано с тем, что в связи с конкурсным отбором в лицей дети были более подготовлены к школе родителями, выбирающими для детей более престижное учебное заведение и качественное образование. Открытость опыту детей также может быть связана со статусом родителей и возможностями семьи предоставить ребенку более насыщенную развивающую среду.
Затем мы рассмотрели пятифакторную модель по 15 шкалам для более точной оцен-
Рисунок 1 — Различия выраженности индивидуально-психологических особенностей учащихся различных учебных заведений (*р<0,05)
ки индивидуальных особенностей детей в когнитивной, социальной и эмоциональных сферах. Сравнение полученных результатов показало, что у детей из общеобразовательной школы, по сравнению с детьми из лицея, достоверно более выражены антагонизм (2,81±1,02 - школа; 2,31±1,12 -лицей), боязливость (3,97±0,88 - школа; 3,52±1,07 -лицей), отрицательные эмоции (3,77±1,20 -школа; 3,18±1,25 - лицей), застенчивость (3,26±0,93 - школа; 2,99±1,05 - лицей), упрямство (3,97±1,05 - школа; 3,59±0,99 -лицей). Это может быть связано с тем, что школа ориентирована на выполнение в большей степени государственно заказа на образование, а в лицее - школа выполняет, прежде всего, заказ родителей. От этого зависит отношение учителя, стиль его общения, установки.
У детей из лицея, по сравнению с детьми из общеобразовательной школы, достоверно более выражены ориентация на достижения (4,60±0,91- лицей; 4,33±0,87 -школа), уступчивость (4,84±0,83- лицей; 4,58±0,78 - школа), интеллект (4,92±0,91 -лицей; 4,50±0,96 - школа); по сравнению с детьми из школы развития - сочувствие (5,08±0,93 - лицей; 4,69±0,82 - школа развития), организованность (4,39±0,94 - лицей; 3,97±0,88 - школа развития).
У детей, обучающихся в школе развития, по сравнению с детьми из лицея, достоверно более выражены антагонизм (3,08±1,04), боязливость (3,93±0,83), отрицательные эмоции (3,86±1,13), застенчивость (3,58±0,77). Возможно, это определяется особенностями
общения между учениками и учителями, непредсказуемостью, связанной с проблемным обучением.
Далее мы посмотрели уровень школьной мотивации при помощи анкеты Н. Г. Луска-новой в различных образовательных учреждениях. Полученные результаты представлены на рисунке 2.
При сравнении уровня школьной мотивации учеников общеобразовательной школы, лицея и школы развития было выявлено, что у детей, обучающихся в лицее достоверно выше уровень школьной мотивации и учебной активности, чем у детей из общеобразовательной школы. Это может быть связано с установкой родителей на получение детьми хорошего образования, и их большую вовлеченность в образовательный процесс ребенка.
По выявленным корреляциям индивидуально-психологических особенностей и уровня школьной мотивации определены 2 значимые корреляции:
1. Отрицательная корреляция между уровнем школьной мотивации и нейротиз-мом среди всех образовательных учреждений (г=-0,147 при *р<0,05) показывает, что низкая чувствительность ребенка к стрес-согенным ситуациям, повышает уровень школьной адаптации и учебной активности.
2. Отрицательная корреляция между уровнем школьной мотивации и открытостью опыту в школе развития (г = -0,638 при *р<0,05) означает, что открытость, восприимчивость к знаниям, любознательность отрицательно влияют на школьную адаптацию. Таким детям сложнее выполнять все
Рисунок 2 - Сравнение средних значений школьной мотивации учащихся различных образовательных учреждений
Примечание -*р<0,05
предъявляемые школой требования и четко следовать указаниям учителя.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что тип учебного заведения влияет на формирование индивидуально-психологических особенностей младших школьников и школьную мотивацию.
Такие индивидуально-психологические качества, как антагонизм, боязливость, преобладание отрицательных эмоций, застенчивость чаще формируются у детей, обучающихся в общеобразовательных школах, гимназиях и школах развития. У детей, учащихся в лицее в большей степени проявляется ориентация на достижения, уступчивость, интеллект, сочувствие, организованность, по сравнению с учениками других образовательных учреждений.
Тип учебного заведения так же влияет на отношение ребенка к школе и обучению. Наиболее высоким уровнем школьной мотивацией и учебной активностью отличаются ученики лицея. При этом на уровень школьной мотивации влияет чувствительность ребенка к стрессогенным ситуациям: чем ниже тревожность, тем успешнее ребенок адаптируется к школе. Наименьший уровень
школьной адаптации отмечается в общеобразовательной школе.
В школе развития на адаптацию влияет не тревожность детей, а их открытость, восприимчивость к знаниям и любознательность. Таким ученикам сложнее выполнять предъявляемые школой требования.
Библиографический список
1. Князев Г. Г., Слободская Е. Р. Пятифактор-ная структура личности у детей и подростков (по данным родителей и самооценки) // Психологический журнал. -2005. - №6. - С. 69-77.
2. Кукушин В. С. Педагогика начального образования.- М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 592 с.
3. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. - М.: Фолиум, 1999. - 64 с.
4. Сафронова М. В., Хлызова Е. В. Особенности мотивации учебной деятельности школьников, обучающихся в условиях различных образовательных подходов// Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №8. - С. 222-224.
5. Halverson C. F., Havill V. L., Deal J., Baker S. R., Victor J., Pavlopoulos V., Besevegis E., Wen L. Personality structure as derived from parental ratings of free descriptions of children: The Inventory of Child Individual Differences // Journal of Personality. 2003. V.71 (6). P. 995-1026.