Научная статья на тему 'Личностные особенности школьников, обучающихся в специализированных классах с углубленным изучением предметов'

Личностные особенности школьников, обучающихся в специализированных классах с углубленным изучением предметов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1230
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОДРОСТКИ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАССЫ / ТРАДИЦИОННОЕ И РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / PERSONALITY CHARACTERISTICS / ADOLESCENTS / SPECIALIZED CLASSES / TRADITIONAL AND DEVELOPMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафронова Маргарита Викторовна, Сахарова Евгения Владимировна

Целью исследования являлось показать личностные особенности подростков, обучающихся в специализированных классах с углубленным изучением предметов. Для исследования личностных особенностей учащихся использовали опросник «Большая пятерка», который заполнили 328 школьников из 7 – 10 классов и их учителя. Своеобразие модели обучения взаимосвязано с личностными особенностями школьников. У учащихся из специализированных классов были достоверно больше выражены нейротизм, боязливость и застенчивость, а также оценки интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафронова Маргарита Викторовна, Сахарова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality characteristics of secondary school students enrolled in specialized classes with advanced study of some subjects

The aim of the study was to show the personal characteristics of adolescents enrolled in specialized classes with advanced study of some subjects. The «Big Five» questionnaire, used for the study of personality characteristics of the students, has been filled in by 328 students of 7 – 10 grades, and their teachers. The originality of the education model is interconnected with students’ personality characteristics. The adolescents who study in specialized classes showed significantly higher levels of neuroticism, fearfulness and shyness, as well as estimates of intelligence.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности школьников, обучающихся в специализированных классах с углубленным изучением предметов»

УДК 37.032; 159.923

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ

М. В. Сафронова, Е. В. Сахарова

PERSONALITY CHARACTERISTICS OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS ENROLLED IN SPECIALIZED CLASSES WITH ADVANCED STUDY OF SOME SUBJECTS

M. V. Safronova, E. V. Sakharova

Работа поддержана грантом РГНФ № 11-06-00517-а «Психическое здоровье и благополучное развитие детей и подростков: взаимодействие семейных и личностных факторов риска и защиты» и грантом РФФИ № 13-06-00156.

Целью исследования являлось показать личностные особенности подростков, обучающихся в специализированных классах с углубленным изучением предметов. Для исследования личностных особенностей учащихся использовали опросник «Большая пятерка», который заполнили 328 школьников из 7 - 10 классов и их учителя. Своеобразие модели обучения взаимосвязано с личностными особенностями школьников. У учащихся из специализированных классов были достоверно больше выражены нейротизм, боязливость и застенчивость, а также оценки интеллекта.

The aim of the study was to show the personal characteristics of adolescents enrolled in specialized classes with advanced study of some subjects. The «Big Five» questionnaire, used for the study of personality characteristics of the students, has been filled in by 328 students of 7 - 10 grades, and their teachers. The originality of the education model is interconnected with students’ personality characteristics. The adolescents who study in specialized classes showed significantly higher levels of neuroticism, fearfulness and shyness, as well as estimates of intelligence.

Ключевые слова: личностные особенности, подростки, специализированные классы, традиционное и развивающее обучение.

Keywords: personality characteristics, adolescents, specialized classes, traditional and developmental education.

Современная школа переживает период глобальных изменений. Инновации стали неотъемлемой частью в школах, которые находятся не просто в режиме функционирования, а развиваются. Это проявляется в расширении дополнительных образовательных услуг, нацеленности педагогов на поиск и освоение новых технологий обучения, также во внедрении экспериментальных проектов, например, индивидуальной траектории обучения, воспитания и развития учеников, специализированных классов с углубленным изучением предметов. Дифференциация в системе образования сегодня, в первую очередь, направлена не на решение проблемы благополучного развития детей, а на выполнение заказа семьи, определяющей программу и условия обучения своего ребенка.

В современной системе образования существуют разные подходы в обучении школьников: традиционное образование - классно-урочная технология передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений подрастающему. В отличие от традиционной, эмпирической системы, развивающая модель образования построена на дедуктивном методе и развитии теоретического мышления учащегося. Развивающее обучение стимулирует изменения в культуре и социальной среде, реакции на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека и общества [2]. Некоторые школы работают в рамках одной модели образования, но все чаще появляются школы, в которых обучение ведется по различным образовательным системам, что и создает тенденцию индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

В ряде школ города Новосибирска в целях реализации основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» созданы специализированные математические и естественнонаучные классы. Эти классы формируются с целью обеспечения условий выявления, поддержки и развития наиболее способных и одаренных детей. Углубленная подготовка по предметам математического и естественнонаучного профилей создает благоприятные условия для развития творческого потенциала, навыков исследовательской деятельности с учетом индивидуальных способностей подростков. Особенностью специализированных - «губернаторских» -классов является тъюторское сопровождение, гибкие формы обучения и воспитания, использование здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий, сочетание традиционной и нетрадиционной моделей обучения, личностно-ориентированная направленность, предполагающая изучение индивидуальных особенностей детей. Обучение в специализированном классе осуществляется на учебном материале повышенной трудности, в связи с чем необходим квалифицированный отбор детей и индивидуальная психолого-педагогическая поддержка

специалистами психологической службы. Однако, перед специалистами, оказывающими психолого-педа-гогическую помощь школьникам из специализированных классов встает вопрос о необходимости разработки уникальных программпсихолого-педагогиче-ского сопровождения с учетом личностных особенностей учащихся.

Также возникает вопрос о критериях и механизмах формирования классов с углубленным изучением предметов. Знание личностных особенностейи возможностей школьников имеет большое значение не только в работе с учащимися, но и грамотном консультировании родителей, выбирающих для ребенка ту или иную модель обучения.

Личностные особенности определяют склонности растущего человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения. Сегодня школа определенно формирует такие личностные особенности учащихся, как самосознание и Я-концепцию, волевые качества, потребность в самоутверждении, деятельности, имеющей личностный смысл, ответственность и самостоятельность.

К личностным особенностям относят черты, имеющие отношение к социальным характеристикам, присущим только человеку, и формирующиеся в более зрелом возрасте [9]. В последнее время понятие личность считают принципиально сходнымс понятием темперамент, так как оба охватывают устойчивые особенности поведения и эмоционального реагирования, проявляющиеся в различных ситуациях, имеющие биологическую природу, в значительной степени обусловлены генетически и достаточно стабильные на протяжении жизни [5].

Большая часть исследований индивидуальных особенностей поведениядетей и подростков проводилась в рамках теорий о темпераменте. При этом индивидуально-психологические особенности в процессе развития оценивали с помощью разных методов, не сопоставимых друг с другом. Большинство родительских опросников темперамента детей и методик, направленных на изучение самооценки предназначено для определенного возрастного этапа и не позволяют сравнивать данные [4].

В настоящее время наиболее популярная методика, описывающая личность, - это «Большая пятерка», включающая пять суперфакторов [1; 6]. Авторы дают следующие названия факторов «Большой пятерки»: экстраверсия (Extraversion); нейротизм (Neuroticism); уступчивость (Agreableness) или дружелюбие; сознательность (Conscientiousness) или стремление к достижениям и открытость опыту (Openness to Experience) или интеллект [8]. Каждый из этих суперфакторов включает ряд более частных свойств, позволяя, таким образом, провести детальное описание личности в рамках иерархической пятифакторной модели.

Усилиями исследователей из разных стран разработан инструмент для оценки личностных особенностей в процессе развития - Список индивидуальных особенностей ребенка, СИОР (ICID). Межкульту-ральное исследование в США, Китае и Греции привело к выделению 15 шкал среднего уровня, образующих пятифакторную структуру. Это такие шкалы, как: общительность, застенчивость, активность, положительные эмоции, антагонизм, упрямство, отрицательные эмоции, сочувствие, уступчивость, организованность, ориентация на достижения, отвлекаемость, боязливость, неуверенность, интеллект (обучаемость) и открытость опыту. Четыре фактора - экстраверсия, уступчивость, сознательность и нейротизм - были

сходны, а пятый отличался меньшим постоянством, характеризуя в разных странах либо открытость, либо активность [4]. Использование этого инструмента на российской выборке родителей детей от 3 до 18 лет и подростков от 10 до 18 лет показало, что шкалы среднего уровня обладают достаточной надежностью, а пятифакторная модель хорошо соответствует эмпирическим данным [3].

Целью нашего исследования было показать личностные особенности подростков, обучающихся в специализированных классах с углубленным изучением предметов.

Гипотезы исследования:

1) школьники, обучающиеся в условиях разных образовательных моделей, имеют личностные особенности;

2) учащиеся классов с углубленным изучением предметов физико-математического и естественнонаучного направлений имеют более высокие оценки интеллекта и нейротизма;

3) личностные особенности детей и социальноэкономическое состояние и установки семьи взаимосвязаны и опосредованы учебным заведением, так как семья определяет условия обучения ребенка.

Организация и методы исследования

В исследовании приняло участие 328 учащихся 7 - 10 классов в возрасте от 13 до 16 лет. В специализированных классах с углубленным изучением предметов обучались 107 человек. 67 подростков учились по системе развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина. 73 школьника - в непрофильных классах общеобразовательных школ с традиционной системой обучения и 81 человек обучался в профильных классах лицея. Опросник также заполняли классные руководители подростков.

Для выявления личностных особенностей учащихся использовали «Список индивидуальных особенностей ребенка» (СИОР или 1СГО), разработанный на основе опросника «Большая пятерка» Р. МакКрае и П. Коста.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью дисперсионного (Б-критерий Фишера) и корреляционного анализа.

Результаты

Для выявления достоверности данных о личностных особенностях подростков нами было проведено корреляционное исследование результатов оценивания шкал «Большой пятерки» учителями и подростками.

В результате анализа мы выяснили, что оценки, данные разными респондентами экстраверсии (г = 0,27; р < 0,05) и открытости опыту подростков (г = 0,40; р < 0,001), были достоверно взаимосвязаны.

Далее мы провели корреляционный анализмежду данными разными респондентами оценками 15 шкал опросника. В результате мы получили, что учительские и подростковые оценки ориентации на достижения (г = 0,27; р < 0,05), активности (г = 0,40; р < 0,001), интеллекта (г = 0,34; р < 0,001), сочувствия (г = 0,50; р < 0,001) также тесно коррелировали между

собой, что подтверждает достоверность нашего исследования.

Далее мы проводили дисперсионный анализ, сравнивая оценки по шкалам «Большой пятерки», в результате которого были выявлены различия в выраженности личностных особенностей школьников, обучающихся в условиях различных образовательных моделей (рис.).

Оценки по шкале интеллекта были достоверно больше у школьников, обучающихся по программе с

углубленным изучением предметов, по сравнению с лицеистами (Б = 0,44; р = 0,008), учащимися из шко-лыразвития (Б = 0,38; р = 0,031) традиционной школы (Б = 0,35; р = 0,040). Именно хорошая успеваемость и обучаемость по дисциплинам физико-математической направленности, а следовательно, и интеллектуальные способности стали критерием отбора в специализированные классы, в связи с чем полученные нами различия подтвердили обоснованность формирования этих классов._____

Интеллект

Боязливость

3,5

Застенчивость

Нейротизм

З,4,2

4,3

|зд

2,9

т?,8

3,1

4,6

ЕВ Профильные классы лицея

□ Развивающее обучение И Т радиционное обучение

□ Специализированные классы

2

Рис. Выраженность личностных особенностей школьников, обучающихся в условиях различных образовательных моделей

Также у подростков из специализированных классов по данным самооценки была достоверно более выражена такая особенность личности, как нейротизм (Б = 3,39; р = 0,018). Максимально различались самооценки нейротизма у школьниковиз специализированных классов и подростков из школы с развивающим обучением (Б = 0,46; р = 0,002).

Полученные нами данные соотносятся с выводами, сделанными Г. Айзенком о том, что нейротизм связан с успехами в школе. По его мнению, у более одаренных школьников нейротизм может быть связан с мотивацией к обучению и способностями [7].

В результате факторного анализа, проведенного в предыдущих исследованиях, нейротизм включал в себя боязливость, застенчивость и отрицательные эмоции [4].

Боязливость учащихся из специализированных классов была достоверно больше по сравнению с выраженностью боязливости ушкольников из лицея (Б = 0,38; р = 0,027) и школы с развивающим обучением (Б = 0,63; р = 0,001).

Застенчивость также была более выражена у учащихся классов, обучающихся по программе с углубленным изучением предметов, по сравнению с уча-

щимися из школы с развивающим обучением (Б = 0,45; р = 0,009).

В школе, работающей по программе развивающего обучения, у учащихся формируется чувство уверенности и эмоциональная уравновешенность как личностная характеристика, умение регулировать и контролировать свои эмоциональные проявления. В силу созданных в ней условий для самовыражения ребенка и ведения диалога ученик-учитель в образовательном пространстве подростки в меньшей степени стесняются выражать свое видение ситуации и показывать приобретенные знания. Дети из специализированных классов постоянно находятся в ситуации конкуренции и завышенных родительских ожиданий, высокий уровень тревожности так же часто связан с перфекционизмом, свойственным одаренным учащимся.

Выводы

Таким образом, полученные данные позволяют сделать выводы о том, что своеобразие школы и программы обучения взаимосвязаны с личностными особенностями учащихся.

Школьники из специализированных классов обладают достоверно более выраженными интеллектом, нейротизмом, застенчивостью и боязливостью.

С одной стороны, происходит влияние образовательной среды на личность ребенка, формирование определенных качеств характера, с другой стороны, школьники, а главное, родители, выбирают условия обучения ребенка, наиболее соответствующие его индивидуально-психологическим особенностям.

Специалистам, занимающимся психолого-педа-гогическим сопровождением детей, обучающихся в условиях различных образовательных моделей, целесообразно разрабатывать программы психологической помощи с учетом личностных особенностей школьников. В частности, подросткам из специализированных классов с углубленным изучением предметов рекомендуется коррекциятревожности, страхов и застенчивости.

Литература

1. Голдберг, Л. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка» факторов в английском и русском языках / Л. Голдберг, А. Г. Шмелев // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 4. -С. 32 - 39.

2. Карпова, Ю. А. Введение в социологию инноватики / Ю. А. Карпова. - СПб., 2004.

3. Князев, Г. Г. Пятифакторная структура личности у детей и подростков (по данным родителей и самооценки) / Г. Г. Князев, Е. Р. Слободская // Психологический журнал. - 2005. - № 6. - С. 69 - 77.

4. Слободская, Е. Р. Соотношение личностных моделей «большой пятерки» Г. Айзенка и Дж. Грея / Е. Р. Слободская, М. В. Сафронова, О. А. Ахметова // Психологический журнал. - М., 2007. - № 3. - Т. 28. -С. 65 - 71.

5. Caspi, A. Temperament and personality / A. Caspi, R. L. Shiner // Rutter M., Bishop D., Pine D., Scott S., Stevenson J., Taylor E., Thapar A. (Eds.). Rutter’s child and adolescent psychiatry (5th edition). - London: Blackwell, 2008. - P. 182 - 198.

6. Costa, P. T. Jr. Four ways five factors are basic / P. T. Jr. Costa, R. R. McCrae // Personality and Individual Differences. - 1992. - V. 13. - P. 653 - 665.

7. Eysenck, H. J. Personality and the experimental study of education / H. J. Eysenck // European Journal of Personality. - 1996. - V. 10. - P. 427 - 439.

8. Mаcrae, R. R. Personality trait structure as a human universal / R. R. Macrae, P. T. Costa // American Psychologist. - 1997. - V. 52(5). - P. 509 - 516.

9. Strelau, J. Temperament: A psychological perspective / J. Strelau. - New York: Plenum, 1999. - 467 p.

Информация об авторах:

Сафронова Маргарита Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии Новосибирского государственного технического университета, 8-913-712-43-50, safronova-rita@ mail.ru.

Margarita V. Safronova - Сandidate of Psychology, Assistant Professor at the Department of Social Work and Social Anthropology, Novosibirsk State Technical University.

Сахарова Евгения Владимировна - преподаватель кафедры практической психологии Новосибирского гуманитарного института, 8-913-783-92-70, [email protected].

Evgenia V. Sakharova - Lecturer at the Department of Applied Psychology, Novosibirsk Institute of Humanities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.