ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.923
ЗНАЧЕНИЕ СТАТУСА СЕМЬИ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
М.В. Сафронова, Е.В. Гаврилова (Новосибирск)
Аннотация. Состояние психического здоровья подрастающего поколения связано с воспитательными ресурсами и статусом семьи. В статье делается попытка выявить значение многодетности и бедности многодетных семей для психического здоровья и индивидуально-психологических особенностей подростков. Анализ, проведенный с помощью опросника «Сильные стороны и трудности» (ССТ) Гудмана, а также методики «Список индивидуальных особенностей ребенка» (СИОР) показал, что подростки из многодетных семей имели больше проблем общения со сверстниками, у мальчиков было больше эмоциональных проблем и боязливости, у девочек - проблем поведения, наблюдалось снижение общительности, положительных эмоций и интеллекта. Сочетание многодетности и малообеспеченности формировало застенчивость, просоциальное поведение и снижало выраженность упрямства и открытости опыту.
Ключевые слова: психическое здоровье; статус семьи; эмоциональные и поведенческие проблемы; личностные особенности.
В современной России институт семьи подвергся глубинным трансформациям, что проявилось прежде всего в вытеснении желания иметь более одного ребенка другими, более социально престижными желаниями. Материально обеспеченная семья в общественном сознании представляется как имеющая более высокий статус. Расслоение общества привело к тому, что статус семьи с ребенком часто ассоциируется с неблагополучием. В современной литературе показано множество типологий семьи. Семьи разделяют в зависимости от социально-экономического статуса (материальное положение семьи), социокультурного (уровень образования родителей, общая культура семьи), социально-психологического (особенности внутрисемейных отношений) и социально-ролевого (взаимоотношения с детьми, отношение к детям и их проблемам). Статус многодетной может получить семья, в которой трое или более детей. Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности.
104
Психология здоровья. Клиническая психология
Семей, где воспитательные ресурсы недостаточны, становится все больше. Многодетная, малообеспеченная или неполная семья, к сожалению, частое явление в нашем обществе. Демографическая политика России направлена на то, чтобы изменить эту ситуацию. Рождение нескольких детей становится приоритетным с точки зрения государства. Однако общественные стереотипы таковы, что многодетность как явление и условие психосоциального развития детей оценивается неоднозначно. Многодетные семьи в современной России испытывают материальные трудности, жилищные проблемы и проблемы трудоустройства. По мере увеличения размера семьи снижается доход на каждого члена семьи, хуже питание, одежда, образование. Все это является фактором выраженности проблем психического здоровья семьи и особенно ребенка. Как и раньше, «многодетность» ассоциируется с бедностью [2]. Однако сейчас появились многодетные семьи, имеющие средний и высокий достаток.
Проблема многодетности как фактора риска или защиты психического здоровья и развития ребенка широко представлена в отечественной и зарубежной литературе [6]. Ученые выделяют как положительные, так и отрицательные личностные особенности, сформированные у ребенка, воспитывающегося в условиях многодетной семьи.
Показано, что при правильном воспитании дети из многодетных семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе [5]. В многодетных семьях, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность.
С другой стороны, у детей из многодетной семьи часто бывает занижена самооценка, потому что они воспринимают себя как часть большого коллектива и мало задумываются о ценности своего «я»
[3]. Такие дети менее пластичны, хуже ориентируются в неопределенных ситуациях, чаще проявляют конформизм, чем независимость. Сверстники не играют столь важной роли в жизни детей из многодетных семей, как сиблинги. В ряде работ рассматриваются особенности детей в зависимости от порядкового номера рождения и типа семьи [6, 7].
Некоторые ученые показывают влияние бедности на формирование психологических особенностей детей из многодетных семей. Чем выше социально-экономический статус семьи, тем меньшее влияние ее размер оказывает на IQ детей; снижение реальных доходов на каждого члена семьи увеличивает отрицательную связь интеллектуальных способностей с количеством детей. В семьях с низким статусом эта связь становится наиболее значимой [1].
105
№ 39
Сибирский психологический журнал
2011 г.
Однако остается открытым вопрос о том, в какой степени многодетность может быть фактором риска психического здоровья ребенка и какие индивидуально-психологические особенности формируются у детей, воспитывающихся в многодетных семьях с разным уровнем достатка.
Большая часть исследований индивидуально-психологических особенностей посвящена измерению интеллекта, черт характера и темперамента. В последние годы появились данные о том, что личностные особенности могут быть описаны с помощью пятифакторной модели
[4]. Усилиями исследователей из разных стран разработан инструмент для оценки личностных особенностей в процессе развития - «Список индивидуальных особенностей ребенка» (СИОР), свободный от возраста и культуры. Он позволил выделить 15 шкал среднего уровня, образующих пятифакторную структуру.
Цель нашего исследования - показать значение многодетности и малообеспеченности семей для выраженности проблем психического здоровья и формирования индивидуально-психологических особенностей подростков.
Задачи исследования - определить значение многодетности для психического здоровья и индивидуально-психологических особенностей подростков; показать влияние бедности на формирование индивидуально-психологических особенностей подростков и выраженность проблем психического здоровья.
Исследование проводили в 2007-2008 гг. Выборка составила 1 025 подростков в возрасте от 11 до 17 лет (средний возраст 14,4±1,5). Выделены три группы: экспериментальную группу составили дети из многодетных (малообеспеченных) семей, проходящие по путевкам социальной защиты Новосибирской области курс реабилитации в лагере отдыха «Кедр» (88 человек, 44,3% мальчиков и 55,7% девочек). В первую контрольную группу включены подростки - учащиеся общеобразовательных школ, единственные дети в семье или имеющие одного сибса (885 человек, 45% мальчиков и 55% девочек). Во вторую контрольную группу вошли подростки - учащиеся общеобразовательных школ, имеющие двух (трех) сибсов, семьи которых имеют средний материальный достаток и не входят в группу малообеспеченных (52 человека, 50% мальчиков и 50% девочек).
Подростки заполняли анкету, включающую вопросы о составе и экономическом благополучии семьи. Психическое здоровье детей изучали с помощью опросника «Сильные стороны и трудности» Р. Гудма-на, предназначенного для оценки просоциального поведения, гиперак-тивности/нарушения внимания, эмоциональных проблем, отклонений в поведении и проблем общения со сверстниками. Общая оценка проблем включает в себя сумму последних четырех шкал [9].
Индивидуальные особенности детей изучали с помощью СИОР. Это инструмент для оценки индивидуальных особенностей детей в
106
Психология здоровья. Клиническая психология
когнитивной, социальной и эмоциональной сферах. Его могут заполнять родители, учителя и подростки с 10-11 лет. С его помощью оценивали 15 шкал: общительность, застенчивость, активность, положительные эмоции, антагонизм, упрямство, отрицательные эмоции, сочувствие, уступчивость, организованность, ориентация на достижения, отвлекаемость, боязливость, неуверенность, интеллект/обучаемость и открытость опыту.
Сравнение шкал психического здоровья детей из многодетных семей (экспериментальная группа) и учащихся школ, единственных детей или имеющих одного сиблинга (первая контрольная группа), представлено в таблице. Просоциальное поведение, являющееся фактором защиты личности и предполагающее высокий уровень эмпатии и альтруизма, более выражено у детей из многодетных семей. Гиперактивность и проблемы поведения также в большей степени выражены у единственных детей или подростков, имеющих одного сиблинга. Проблемы общения со сверстниками чаще беспокоят детей из многодетных семей.
Таким образом, полученные нами результаты о проблемах общения данной категории детей согласуются с данными предыдущих исследований [8].
Сравнение средних значений психического здоровья экспериментальной и контрольной групп
Показатель Экспериментальная группа (88) Первая группа контроля (885) Различия
М ± с М ± с t-критерий
Просоциальное поведение 7,90±2,12 6,96±2,02 5,00**
Гиперактивность 2,94±2,09 3,88±2,11 4,63**
Эмоциональные проблемы 2,80±2,20 3,19±2,33 Нд.
Проблемы с поведением 2,62±1,94 3,11±2,02 2,44*
Проблемы с общением 3,94±1,78 2,55±2,06 2,72*
Общее число проблем 11,94±5,19 11,72±5,39 Нд.
* p < 0,01; ** p < 0,001.
Сравнение психического здоровья мальчиков и девочек из экспериментальной и первой контрольной групп показало, что у мальчиков из многодетных семей были достоверно более выражены эмоциональные проблемы (3,13±2,12) и проблемы общения со сверстниками (3,73±1,90), чем у мальчиков из однодетных и двухдетных семей (2,43±2,11; t = 2,42 при p = 0,016; 3,11±2,07; t = 2,42 при p = 0,029).
107
№ 39
Сибирский психологический журнал
2011 г.
У девочек из многодетных семей достоверно отличалось количество проблем с поведением по сравнению с девочками из обычных семей. У девочек из многодетных семей проблемы поведения (2,21±1,65) были достоверно менее выражены, чем у других девочек (2,69±1,52; t = 2,49 при p = 0,013).
Далее рассматривали значение социально-экономического статуса семьи. Сравнивали психическое здоровье детей из малообеспеченных многодетных семей (экспериментальная группа) и подростков из многодетных семей, не нуждающихся материально (вторая контрольная группа), учащихся общеобразовательных школ.
Сравнительный анализ показал, что фактор материального благосостояния семьи имеет значение для выраженности просоциального поведения, гиперактивности и проблем с поведением. Просоциальное поведение более выражено у подростков из многодетных малообеспеченных семей, чем у подростков второй контрольной группы (7,18±2,12; t = 3,15 при p = 0,002). Гиперактивность (3,56±1,72; t = 2,68 при p = 0,008) и проблемы поведения (2,86±1,94; t = 2,50 при p = 0,014) также более выражены у подростков из второй группы контроля.
Таким образом, психическое здоровье детей из многодетных семей связано с полом ребенка. Мальчики имеют больше проблем психического здоровья, чем девочки. Просоциальное поведение как фактор защиты, вероятно, более выражено в случае сочетания многодетности и малообеспеченности семьи. Проблемы общения со сверстниками испытывают все дети из многодетных семей, особенно мальчики, независимо от социально-экономического статуса семьи.
Индивидуально психологические особенности подростков изучали с помощью опросника СИОР. Мальчики отличались от девочек только по характеристике «застенчивость» (мальчики более застенчивы (3,95±1,48), чем девочки (3,31±1,14; t = 2,11 при p < 0,05).
В результате сравнения выраженности личностных черт подростков из многодетных и обычных семей нами выявлено, что у подростков из многодетных семей достоверно больше самооценки боязливости (3,50±1,68 из многодетных; 3,18±1,09 - из других семей; t = 2,78 при p < 0,05) и застенчивости (3,38±1,27 из многодетных; 3,09±1,07 - из других семей; t = 2,79 при p < 0,05). Самооценки по шкалам «открытость опыту» (4,58±1,11 из многодетных; 4,93±0,87 - из других семей; t = 4,08 при p < 0,001), «общительность» и «упрямство» (3,52±1,31 из многодетных; 4,14±0,83 - из других семей; t = 7,14 при p < 0,001) у детей из многодетных семей достоверно меньше.
Далее проводили сравнительный анализ выраженности индивидуально-психологических особенностей отдельно мальчиков и девочек из многодетных и обычных семей. Многодетность оказалась значимым фактором для выраженности боязливости, застенчивости и упрямства мальчиков. Самооценки боязливости и застенчивости мальчиков из
108
Психология здоровья. Клиническая психология
многодетных семей были достоверно больше, а самооценки упрямства - достоверно меньше, чем у мальчиков - единственных детей или имеющих одного сибса (рис. 1).
Рис. 1. Различия выраженности личностных черт мальчиков из разных семей
(* p < 0,05; ** p < 0,001)
О
У
Ж
лл'
S
Ж
O'
Ж
О'
а/
«р
/
Рис. 2. Различия выраженности личностных черт девочек из разных семей (* p < 0,05; ** p < 0,001)
Сравнение девочек из разных типов семей показало, что самооценки девочек из многодетных семей по таким шкалам, как «сочувствие», «интеллект», «открытость опыту», «положительные эмоции»,
109
№ 39
Сибирский психологический журнал
2011 г.
«общительность» и «упрямство», достоверно меньше, чем самооценки девочек из однодетных и семей с двумя детьми (рис. 2).
□ Подростки из многодетных малообеспеченных семей
□ Из многодетных обычных семей
Рис. 3. Различия выраженности личностных черт подростков из многодетных малообеспеченных семей и многодетных семей со средним достатком (* p < 0,05; ** p < 0,001)
При сравнении самооценки личностных черт подростков из малообеспеченных многодетных семей и многодетных семей, имеющих средний достаток, было выявлено, что у подростков из малообеспеченных многодетных семей достоверно больше оценки застенчивости и меньше самооценки по шкалам «открытость опыту» и «упрямство» (рис. 3).
Таким образом, у подростков из многодетных семей индивидуально-психологические особенности связаны с полом. У мальчиков чаще формируется боязливость, у девочек достоверно меньше выражены положительные эмоции, общительность, способность к сочувствию, ниже интеллект. Такие личностные особенности, как открытость опыту, застенчивость и упрямство, появляются у детей при условии сочетания многодетности и малообеспеченности. В малообеспеченных многодетных семьях у подростков более выражена застенчивость, менее - открытость опыту и упрямство, чем у детей из многодетных семей со средним достатком и из обычных семей.
На основании проведенного исследования можно сделать выводы: у подростков из многодетных семей больше проблем общения со сверстниками; у мальчиков более выражены эмоциональные проблемы, а у девочек - поведенческие. Сочетание бедности и многодетности является фактором просоциального поведения. Гиперактивность и проблемы поведения детей реже проявляются в малообеспеченных многодетных семьях, чем в многодетных семьях со средним достатком.
110
Психология здоровья. Клиническая психология
Такие индивидуально-психологические качества, как боязливость у мальчиков, преобладание отрицательных эмоций, низкая способность к сочувствию, необщительность и более низкий интеллект -у девочек чаще формируются в семьях, имеющих статус многодетных. У детей из многодетных и бедных семей в большей степени проявляется застенчивость и в меньшей - упрямство и открытость опыту по сравнению с детьми из многодетных семей со средним достатком.
Литература
1. Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной
семье: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.
2. Григорьева Г.В. Многодетная семья: взгляд не со стороны // Социальный потенци-
ал семьи / Отв. ред. А.И. Антонов. М., 1988. С. 53-58.
3. Думитрашку Т.А. Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодет-
ной семье: Дис. ... канд. психол. наук. M., 1992. С. 117-161.
4. Князев Г.Г., Слободская Е.Р. Пятифакторная структура личности в процессе разви-
тия // Психол. журн. 2007. № 5. C. 47-52.
5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1998. 208 с.
6. Силина Е.А., Баландина Л.Л. Какие они, дети из многодетных семей? Пермь, 2005.
161 с.
7. Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Д. Клииз. М.: Класс, 1995. С. 200-205.
8. Трефилова Т.Н. Особенности речевого развития у детей из многодетных семей: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 163 с.
9. Goodman R., Meltzer H., Bailey V. The Strengths and Difficulties Questionnaire: A pilot
study on the validity of the self-report version // European Child and Adolescent Psychiatry. 1998. Vol. 7. P. 125-130.
VALUE OF FAMILY STATUS FOR MENTAL HEALTH AND PERSONALITY
TRAITS OF CHILDREN
Safronova M.V., Gavrilova E.V. (Novosibirsk)
Summary. The mental health of the younger generation is associated with educational resources and the status of the family. This article attempts to identify the value of large families and poverty of large families for mental health and individual psychological characteristics of adolescents. Mental health was evaluated with the Goodman 'Strengths and difficulties questionnaire» (SDQ), personality traits were assessed with the questionnaire «Children’s Individual Differences» (ICID). The analysis showed that family with many children is a risk factor for problems of communicating with peers, emotional problems and anxiety in boys. Behavioral problems, reduced sociability, positive emotions and intellectual ability were reduced in girls. The combination of large and needy families forms shyness, prosocial behavior, and reduces the severity of stubbornness and openness of experience.
Key words: mental health; status position in society of families; emotional and behavioral problems; personality traits.
111