боумием, шизофренией и умственной отсталостью. Из лиц, признанных невменяемыми, больные умственной отсталостью в 2007 году составили 51,6%, в 2008 - 67,0%, в 2009 - 58,4%. Лица с органическими психозами и (или) слабоумием составили в 2007 г. - 25,4%, в 2008 -15,9%, в 2009 - 18,3%. Подэкспертные страдающие шизофренией имели место в 2007 г. в 19,4% случаев, в 2008 - 10,6%, в 2009 - 21,1%. Все они признаны нуждающимися в применении принудительных мер медицинского характера. Наибольшее число правонарушений, совершенных психически больными и признанными невменяемыми, носят характер краж чужого имущества, хулиганских действий, вандализма, нанесении побоев. Данные виды преступлений, совершенных подэкспертными, признанными невменяемыми, в совокупности составили в 2007 году 83,0%, в 2008 - 74,4%, в 2009 - 83,1%.
Рассматривая клиникопсихопатологическую симптоматику, способствующую совершению правонарушения и выявленную в ходе экспертизы испытуемых, можно констатировать о наибольшем влиянии психопатологического сим-птомокомплекса. Большая часть агрессивных правонарушений, направленных против личности совершалась лицами с психотическими состояниями. В этой же нозологической группе преобладают и деликты связанные с хулиганскими действиями. У тех же лиц, которые совершили ООД вне психотического состояния, преобладали имущественные правонарушения, а также убийства. Меньший удельный вес имеют психические расстройства при совершении деликтов сексуального характера. Лица с интел-лектуально-мнестическим дефектом чаще совершают имущественные правонарушения.
В отношении лиц, совершивших уголовные преступления и признанных в результате амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы невменяемым, комиссия рекомендует принятие мер принудительного медицинского характера. Основной массе лиц, признанных невменяемыми, рекомендовалось принудительное лечение в психиатрических стационарах общего (2007 - 69,6%; 2008 - 82,9%; 2009 - 64,6%) и специализированного типов (2007 - 23,8%; 2008 - 12,7%; 2009 -24,5%), реже принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением (2007г. -5,0%, 2008г. - 2,2%, 2009г. - 9,4%) и амбулаторное принудительное лечение и наблюдение у врача психиатра (2007 г. - 1,6%; 2008 - 2,2%; 2009 - 1,5%) .
При решении вопроса о характере принудительного лечения учитывались: клинико - психопатологические расстройства, тенденция к повторным ООД, социально-бытовые условия испытуемого, возможность осуществления трудовой адаптации, наличие асоциальных тенденций, склонность к нарушению больничного ре-
жима и т.д. Представляется целесообразным применение амбулаторного принудительного лечения и наблюдения у врача психиатра, т.к. данная мера расширяет диапазон возможностей участковых психиатров в осуществлении профилактических мероприятий, повышает значимость их деятельности в глазах больного, его родственников, правоохранительных органов. Кроме того, при наличии показаний такая система мер позволяет ставить перед судом вопрос об изменении формы принудительного лечения и направлении пациента на принудительное лечение в стационар с различным типом нахождения.
Таким образом, для улучшения качества экспертной работы и профилактики общественно опасных действий психически больных необходимо учитывать индивидуальные клинико-социальные характеристики подэкспертных, определять ведущий синдромокомплекс, тип течения заболевания, психопатологический механизм, характер и кратность ООД, личностные и ситуационные факторы, возможность проведения лечебно - реабилитационных мероприятий.
Рост преступности несовершеннолетних требует при проведении экспертной работы более широкого привлечения психологов, наркологов, детских психиатров, сексологов. Важно осуществлять четко и слаженно работу по профилактике ООД совместно с педагогами, инспекторами детских комнат милиции, школьными психологами, представителями судебно-следственных органов, комитета по социальной защите детей, участковыми психиатрами и врачами судебно-психиатрическими экспертами.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ЭСТ В КИНЕМАТОГРАФЕ НА ВОСПРИЯТИЕ ЕГО НАСЕЛЕНИЕМ
А.В. Голенков, Д.Р. Биктагирова, Т.В. Попова
Чувашский ГУ им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары
С момента внедрения электросудорожной терапии (ЭСТ) в психиатрическую практику в 1938 г. и до настоящего времени об этом методе лечения существует множество мифов. Известно, что на их происхождение оказывают влияние средства массовой информации и кинематограф.
Проведенный нами опрос более 4000 человек (мужчин - 1822, женщин - 2193) в возрасте от 16 до 89 лет (средний - 35,4 ± 15,1 года) пока-
Тюменский медицинский журнал № 1, 2510
зал, что знали что-то об ЭСТ 1414 человек (35,2%). Лучшую осведомленность показали медики (врачи и медсестры) и люди в возрасте 19-50 лет. Главными источниками информации об ЭСТ явились зарубежные художественные фильмы (33,6%) и средства массовой информации (20,2%) (Голенков А.В., 2010).
Цель: изучить кинематографический образ ЭСТ и его влияние на зрителей.
Материал и методы.
Проанализированы 35 кинематографических сюжетов 1948-2008 гг. (27 фильмов, 5 сериалов и 2 мультфильма). 27 фильмов было снято кинокомпаниями США, три - Франции, по одному -России, Германии и Южной Корее; в одном сериале («Доктор Хаус») ЭСТ встречалась два раза.
Результаты исследования. ЭСТ применялась без наркоза и миорелаксантов в 22 случаях (пациенты находились в сознании, во время процедуры были конвульсии); в 13 - ЭСТ представлялась как болезненная процедура (об этом судили по отзывам пациентов и косвенно: во время сеанса ЭСТ пациенты находились в сознании, пытались вырваться, кричали). В семи случаях ЭСТ применялась для наказания агрессивных и непослушных больных; в пяти - вызывала повреждения мозга (приводила к кататонии, амнезии, слабоумию, припадкам). В четырех сюжетах ЭСТ проводилась вне специального кабинета (в подвале, тюрьме, домашних условиях); в трех - ЭСТ использовалась для убийства. Только в двух случаях перед процедурой с пациентом оформлялось информированное согласие на такое лечение.
Целью применения ЭСТ было лечение психических расстройств (галлюцинаций, МДП, шизофрении, асоциального поведения и прочей патологии) в 19 случаях. Однако лишь в двух сюжетах было показано, что ЭСТ предпочтительней психофармакотерапии (лечебный эффект наступал быстрее). Метод использовался для наказания непослушных и агрессивных больных (после драки с персоналом больницы, к пациентам, нарушающим больничный распорядок) в 10 фильмах, для стирания памяти - в трех и для убийства - в трех.
Самыми известными фильмами, демонстрирующими ЭСТ, являются «Пролетая над гнездом кукушки» (США, 1975) и «Реквием по мечте» (США, 2000). Оба фильма - обладатели премии «Оскар». Единственным сюжетом, снятым в России был сериал «Клетка» (2003). В нем ЭСТ применяется в качестве наказания непослушной больной, проводится без наркоза и миорелаксан-тов, выглядит как очень болезненная процедура. В мультсериале «Симпсоны» (США, 1989), признанным журналом «Time» в 1998 г. лучшим телесериалом ХХ века, ЭСТ используется для лечения галлюцинаций.
С 1948 по 2008 гг. образ ЭСТ был представлен положительным только в пяти (14,3%) случаях (после лечения состояние пациентов улучшилось), в девяти (25,7%) - неопределенным, т. к. невозможно составить однозначное мнение, и в 21 (60%) случаях - отрицательным (ЭСТ использовалась для наказания, вызывала повреждение мозга, была болезненной, опасной и смертельной процедурой).
Как показало наше предыдущее исследование (Голенков А.В., 2010), негативные эмоции и оценки ЭСТ указали 63,3% респондентов. Считали ЭСТ эффективным методом лечения ПР -40,7%, дали бы согласие на проведение ЭСТ в случае болезни своего родственника - 21,9%.
Положительное отношение к ЭСТ имели респонденты, получившие сведения о методе из книг (р<0,05), считающие ее эффективной процедурой (р<0,01) и согласившие на ее проведение своим родственникам (р<0,01). Негативные и неопределенные оценки имели респонденты, почерпнувшие сведения об ЭСТ из фильмов (р<0,01).
Выводы. Образ ЭСТ в кинематографе далек от реальности, т.к. данная процедура чаще всего используется не в медицинских целях. Как правило, перед курсом проведением ЭСТ больной не знакомится в доступной форме с особенностями такого лечения, не оформляется информированное согласие. Процедура проводится без анестезии и миорелаксантов, вне специализированного кабинета (отделения) и необученным персоналом. Внимание зрителей акцентируются на глубоких и необратимых повреждениях мозга, что опровергается результатами современных научных исследований. Кинематограф преимущественно формирует у зрителя впечатления об ЭСТ как о брутальном и шокирующем методе лечения, вызывая резко отрицательные оценки и сверхсильные эмоции. Процедура представляется мучительной и болезненной. Кинематографисты, используя сцены ЭСТ, как экстремальное зрелище, определено, преследуют в первую очередь коммерческие и прочие цели, зарабатывают рейтинги популярности и скандальности, не заботясь о правдоподобности и последствиях такого показа для зрителей. Понятны эмоции и оценки ЭСТ зрителями таких фильмов.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АКАТИНОЛ-МЕМАНТИНА В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ ПЕРВЫЙ ПСИХОТИЧЕСКИЙ ЭПИЗОД
А.А. Маргушин, О.В. Молина Тюменская ОКПБ
№31, 2010 Тюменский медицинский журнал