Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЦМУ НА СТРУКТУРУ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

ВЛИЯНИЕ НЦМУ НА СТРУКТУРУ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРА / ВЛИЯНИЕ / ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Манахов М. А.

Перед региональными хозяйственными комплексами появляются новые вызовы и перспективы развития, обусловленные влиянием таких факторов, как: военная агрессия, глубокий и затянувшийся экономический кризис, безработица, внешние и внутренние долговые обязательства, смена векторов межрегионального взаимодействия, частичный переход от точечного решения проблем к выработке системного подхода развития и планирования территорий, новая волна трудовой миграции с ощутимым давлением на государственные финансы и ухудшение деловой среды. Поэтому очевидно, что на ближайший период справедливо возникают задачи по содействию формированию единого государственного пространства, приоритетами которого определено устойчивое региональное развитие, межрегиональное сотрудничество и межрегиональные проекты, укрепляющие страну. Актуальность также приобретают вопросы социально-экономических взаимоотношений между отдельными регионами, решение социальных проблем граждан, институциональное обеспечение государственной региональной политики, обновление инструментов государственной региональной политики с целью достижения устойчивых параметров регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Манахов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF NCMU ON THE STRUCTURE OF REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT

Regional economic complexes are facing new challenges and development prospects due to the influence of such factors as: military aggression, deep and prolonged economic crisis, unemployment, external and internal debt obligations, change of vectors of interregional interaction, partial transition from point-based problem solving to the development of a systematic approach to development and planning of territories, a new wave of labor migration with tangible pressure on public finances and deterioration of the business environment. Therefore, it is obvious that in the near future there are rightly tasks to promote the formation of a single state space, the priorities of which are determined by sustainable regional development, interregional cooperation and interregional projects that strengthen the country. The issues of socio-economic relations between individual regions, solving social problems of citizens, institutional support of state regional policy, updating the instruments of state regional policy in order to achieve sustainable parameters of regional development are also becoming relevant.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЦМУ НА СТРУКТУРУ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

Влияние НЦМУ на структуру регионального инновационного развития

сч сч о сч

сч

о ш т

X

<

т о х

X

Манахов Максим Александрович

аспирант, кафедра «Управление проектами и программами», Государственный университет управления (ГУУ), 1shoters@mail.ru

Перед региональными хозяйственными комплексами появляются новые вызовы и перспективы развития, обусловленные влиянием таких факторов, как: военная агрессия, глубокий и затянувшийся экономический кризис, безработица, внешние и внутренние долговые обязательства, смена векторов межрегионального взаимодействия, частичный переход от точечного решения проблем к выработке системного подхода развития и планирования территорий, новая волна трудовой миграции с ощутимым давлением на государственные финансы и ухудшение деловой среды. Поэтому очевидно, что на ближайший период справедливо возникают задачи по содействию формированию единого государственного пространства, приоритетами которого определено устойчивое региональное развитие, межрегиональное сотрудничество и межрегиональные проекты, укрепляющие страну. Актуальность также приобретают вопросы социально-экономических взаимоотношений между отдельными регионами, решение социальных проблем граждан, институциональное обеспечение государственной региональной политики, обновление инструментов государственной региональной политики с целью достижения устойчивых параметров регионального развития.

Ключевые слова: регион, развитие, структура, влияние, центр.

Новосформированную конфигурацию ресурсов в НЦМУ с учетом, в том числе, децентрализационных процессов целесообразно рассмотреть как потенциал для структурной трансформации экономики регионов, стимул переформатирования территориального пространства, формирование новых центров регионального развития и перехода к инклюзивной модели развития регионов, сотрудничества между различными бизнес-структурами, станет возможным только по направленной на структурную модернизацию экономики, повышение конкурентоспособности базовых, увеличение доли альтернативных отраслей, реструктуризации занятости и создания новых рабочих мест, экологической реабилитации регионов и тому подобное. Результатом реализации этих мер и должно стать устойчивое развитие экономики регионов.

В соответствии с п. 4 Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня, включая международные математические центры, центры геномных исследований, а также научные центры мирового уровня, выполняющие исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 538 "О мерах государственной поддержки создания и развития научных центров мирового уровня":

Предоставление грантов на осуществление государственной поддержки создания и развития математических центров осуществляется по результатам отбора, проводимого в форме конкурса совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации советом по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, - в отношении центров по приоритетным направлениям. Перечень приоритетных направлений научно-технологического развития, по которым создаются соответствующие центры, определяется указанным советом.

Новые вызовы требуют новых решений. Особенно такие серьезные и глобальные, как пандемия, цифрови-зация экономики и энергопереход с упором на зеленые технологии. Чтобы своевременно и эффективно проводить фундаментальные исследования, необходимые для решения возникающих задач, и активно вовлекать в этот процесс молодежь, в 2019 году Министерство науки и высшего образования РФ запустило программу создания научных центров мирового уровня (НЦМУ). Она реализуется в рамках национального проекта «Наука и университеты» [4].

Большинство НЦМУ сформировано на базе ведущих российских научных и образовательных учреждений. При этом жестких рамок по организационным формам

государство им не ставит. Поэтому ученые могут подбирать наиболее удобную для них и порой уникальную модель объединения [8-10].

В России к разработкам приступили уже 17 таких центров: четыре международных математических (2019 год), три по геномным исследованиям (2019 год) и 10 для работ по приоритетам научно-технологического развития (2020 год). Всего приоритетов семь, и каждому соответствует один более масштабный вызов:

1) Цифровые технологии, искусственный интеллект и новые материалы. Он подразумевает переход к соответствующим производственным методам, включая роботизированные системы, а также к способам формирования систем обработки больших объемов данных и машинного обучения. Большим вызовом в данном случае считается снижение сырьевой зависимости страны в условиях мирового тренда на использование возобновляемых источников энергии и плавное подключение к глобальной цифровой революции. Таким образом, чтобы возможности экономического роста России не оказались внезапно исчерпаны.

2) Переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в частности за счет более рационального применения лекарственных препаратов. Большим вызовом тут становится демографический переход. Продолжительность жизни людей увеличивается, население стареет, а это создает новые социальные и медицинские проблемы. Например, угрозу глобальных пандемий, повышенный риск возврата уже побежденных или появления еще неизвестных инфекций.

3) Эффективное взаимодействие человека, природы и технологий. Оно должно противостоять возрастанию антропогенных нагрузок на окружающую среду до уровня, который может угрожать воспроизводству природных ресурсов, их истощению и ухудшению экологии. А также способствовать снижению рисков для жизни и здоровья, которые связаны с неэффективным использованием этих ресурсов [7].

4) Рациональное агро- и аквахозяйство, защита экологии, безопасные продукты питания. Это связано с повышением продуктивности и внедрением систем рационального использования средств химической и биологической защиты. Реализация такого подхода будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности России, конкурентоспособности наших продуктов на мировом рынке и снижению технологических рисков в агропромышленном комплексе.

5) Экологически чистая и ресурсосберегающая энергетика и новые источники энергии. Пункт включает повышение эффективности добычи и переработки углеводородного сырья, внедрение альтернативных источников, способов транспортировки и хранения энергии. В перспективе это должно помочь качественно изменить характер глобальных и локальных энергосистем, увеличить объемы выработки, сохранения и передачи энергии [3].

6) Противодействие угрозам национальной и индивидуальной безопасности, а именно их техногенным, биогенным и социокультурным проявлениям, терроризму, идеологическому экстремизму, кибератакам и другим источникам опасности. В рамках большого вызова особое внимание обращается на внешние угрозы нацбезопасности, которые обусловлены нарастанием

международной конкуренции, конфликтности и нестабильности, а также на их взаимосвязь с внутренними угрозами.

7) Связанность территории РФ. Ее необходимо обеспечить за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, занятия и удержания лидирующих позиций в создании международных логистических систем. Большой вызов - эффективное освоение и использование пространства, в частности преодоление диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны, укрепление наших позиций в экономическом, научном и военном освоении космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

Создание научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития с участием российских и зарубежных ведущих ученых

™ 9 9

■I ■ ■

■ План (нарастающим итогом) ■ Получили поддержку (нарастающем итогом)

Рисунок 1. Динамика НЦМУ

Государственная политика реализации социально-экономических региональных программ, их формирования и механизм обеспечения должно согласовываться с реальными, объективно определенными потребностями, учитывая динамические тенденции регионального развития, структурную характеристику, компонентный подбор инструментов и средств [6]. Базовой сущностью реализации социально-экономической региональной политики и основным механизмом в этом процессе служит многовекторная система субъектов общества (институциональных и неинституциональных), когда их сотрудничество и взаимодействие обеспечивает возможность фактического осмысление, представление интересов общества, населения, бизнеса, органов власти различного уровня, разработки эффективной стратегии и практической реализации скоординированных действий государственных и местных органов власти, институтов гражданского общества и населения на основе существующей и усовершенствованной в процессе нормативно-правовой базы [5].

Реализация приоритетов регионального развития должна происходить через отбор и такой механизм, которые в обязательном порядке учитывают реальные и существующие потребности и требования общества, меру их удовлетворения (текущую и перспективную) и, безусловно, прогнозирования такого развития с учетом всех названных составляющих.

Конечным и желанным социально-экономическим результатам регионального развития должно предшествовать критериальный отбор приоритетов, целей таких приоритетов, включая гибкие и эффективные методы управления, механизмы развития и создавать определенную базовую концепцию развития с планированием конкретных действий и достижением определенных и поставленных целевых ориентиров [2].

Безусловно, в приоритезации обеспечения устойчивого экономического развития лежит благосостояние общества, территориальных общин, оздоровление

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

сч сч о сч

сч

о ш Ш X

<

m о х

X

населения, интеллектуальный и образовательно-культурный уровень, достойные и качественные условия жизни, социальная удовлетворенность граждан. Именно качественный подход к оценке жизненного уровня в регионе является отражением удовлетворенности населения, что давно нашло отклик в мировом научном сообществе, а потому Мировым банком рассчитывается и публикуется ежегодное издание, в котором содержится группа показателей, отражающая параметры материальных и духовных благ населения, комфортность и удобство проживания, продолжительность жизни и качество жизни населения в целом.

Человеческий фактор в постиндустриальном мире является тем приоритетом, который определяет цель и условия обеспечения устойчивого развития. Основным источником устойчивого социально-экономического развития должен стать модернизационный потенциал экономики, увеличение доли новых технологий.

Создание устойчивых параметров социально-экономического развития регионов - это определенная траектория, в плоскости которой могут и должны решаться региональные задачи, касающиеся социального, экономического, финансового, административного, организационного и др. развития и решения которых предусматривает достаточность ресурсов и тех факторных условий (наличие ресурса не на нулевом уровне, взаимозаменяемость ресурсов, плавность и интенсивность развития экономики региона не должна нарушаться кризисными внешними воздействиями), которые определяются оптимальными временными параметрами и закрепленными полномочиями в системе принятия региональных управленческих решений.

Равновесность региональной системы может быть нарушена, что приводит к кризисным проявлениям в системе регионального саморегулирования, но при этом может выявить слабые места, определенные граничные рамки развития, что даст возможность и мотивацию в будущем направлять усилия региональной власти на создание нового баланса равновесности в системе обеспечения равновесного устойчивого регионального развития.

Региональные социально-экономические системы и их пространственное развитие с помощью НЦМУ должно также учитывать внутренние сущностные свойства комплексности, функциональной структурности, интеграционные параметры и взаимосвязи, которые проявляются в формировании компонентной взаимодействия, согласованности, связи. Избежать кризисности возможно только в условиях создания незыблемых параметров таких взаимосвязей, обосновав целесообразность, эффективность, без потери компетентности отдельных элементов такой системы [1].

Саморегуляция и эффективное управление создает основы устойчивого развития и устойчивости социально-экономической системы региона.

Основными проблемами на пути к обеспечению устойчивого развития регионов в настоящее время является недостаточно эффективное использование внутреннего резервного потенциала и ресурсов в регионах, что обусловлено необеспеченностью объективности анализа и оценки такого резерва, их роли в потенциальных возможностях перспективного развития, а также несоответствием управленческих воздействий принципам, по крайней мере, стратегического среднесрочного планирования. При этом стоит заметить, что внутренний

резерв региона - это комплексность отношении в траектории структурности, функциональности и интеграционных процессов. В то же время главной приоритетной целью обеспечения устойчивости социально-экономического развития регионов должно быть население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и культуры, интеллектуальный потенциал, направленный на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В дальнейшем весомым аспектом исследований должна стать выработка конкретизированных подходов к оценке настоящего и перспективного обеспечения устойчивости регионального развития с использованием НЦМУ.

Литература

1. Бурмицкая, П. С. Цели создания и особенности научно-образовательных центров мирового уровня / П. С. Бурмицкая, Е. К. Чиркунова // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития : сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х томах, Курск, 30 декабря 2019 года / Ответственный редактор А.А. Горохов. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 155-159.

2. Достижение мирового уровня научно-образовательными центрами - тренды, механизмы, результаты / Е. В. Журавлева, Т. Н. Воробьева, Д. А. Захарова, В. П. Жабинская // Достижения науки и техники АПК. - 2020. -Т. 34. - № 9. - С. 112-118. - DOI 10.24411/0235-24512020-10919.

3. Журавлева, Е. В. Научно-образовательный центр мирового уровня и его значение для города и региона / Е. В. Журавлева, О. В. Федосеева // Управление городом: теория и практика. - 2020. - № 3(37). - С. 36-39.

4. Золотарев, Д. В. Расчет объема финансирования научных центров мирового уровня в зависимости от объема выполненных работ / Д. В. Золотарев, Ф. Д. Белов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2019. - Т. 27. - № 4. - С. 636644. - DOI 10.22363/2313-2329-2019-27-4-636-644.

5. Кузнецова, Е. А. Научно-образовательные центры мирового уровня как показатель экономического развития региона / Е. А. Кузнецова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2021. - № 1(133). - С. 157-168. - DOI 10.17308/meps.2021.1/2521.

6. Печаткин, В. В. Формирование научно-образовательных центров мирового уровня в регионах России как инструмент повышения конкурентоустойчивости территорий / В. В. Печаткин // Экономические отношения. -2019. - Т. 9. - № 4. - С. 3075-3086. - DOI 10.18334/eo.9.4.41267.

7. Применение нейронной сети для оптимизации проектирования структурной деятельности научно-образовательного центра мирового уровня / Р. О. Самсонов, А. В. Кузнецов, М. А. Воронина, Э. А. Кочарова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2019. - Т. 21. - № 4(90). - С. 5-15.

8. Совершенствование механизмов привлечения иностранных ученых в научные центры мирового уровня: практический аспект / Ф. Д. Белов, В. С. Бильчак, А. А. Малютин, А. В. Смирнова // Управление наукой и наукометрия. - 2020. - Т. 15. - № 3. - С. 270-306. - DOI 10.33873/2686-6706.2020.15-3.270-306.

9. Тяглов, С. Г. Совершенствование эколого-эконо-мической политики угледобывающих регионов в рамках

формирования научно-образовательных центров мирового уровня / С. Г. Тяглов, М. А. Скворцова // Финансовые исследования. - 2020. - № 3(68). - С. 99-108.

10. Шкарупета, Е. В. Научно-образовательные центры мирового уровня: этапы реализации / Е. В. Шкарупета // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития : сборник научных статей Межрегиональной научно-практической конференции, Курск, 14-15 ноября 2019 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. - С. 497-501.

The impact of NCMU on the structure of regional innovative development Manakhov M.A.

State University of Management

JEL classification: D24, D41, D84, D92, O11, O12, O31, O32, O34

Regional economic complexes are facing new challenges and development prospects due to the influence of such factors as: military aggression, deep and prolonged economic crisis, unemployment, external and internal debt obligations, change of vectors of interregional interaction, partial transition from point-based problem solving to the development of a systematic approach to development and planning of territories, a new wave of labor migration with tangible pressure on public finances and deterioration of the business environment. Therefore, it is obvious that in the near future there are rightly tasks to promote the formation of a single state space, the priorities of which are determined by sustainable regional development, interregional cooperation and interregional projects that strengthen the country. The issues of socio-economic relations between individual regions, solving social problems of citizens, institutional support of state regional policy, updating the instruments of state regional policy in order to achieve sustainable parameters of regional development are also becoming relevant.

Keywords: region, development, structure, influence, center.

References

1. Burmitskaya, P. S. The goals of creation and features of world-class

scientific and educational centers / P. S. Burmitskaya, E. K. Chirkunova // Research of the innovative potential of society and the formation of directions for its strategic development: a collection of scientific articles of the 9th All-Russian scientific and practical conference with international participation. In 3 volumes, Kursk, December 30, 2019 / Managing editor A.A. Gorokhov. - Kursk: Southwestern State University, 2019. - P. 155-159.

2. Zhuravleva E. V., Vorobieva T. N., Zakharova D. A., Zhabinskaya V. P.

Achieving the world level by scientific and educational centers - trends, mechanisms, results // Achievements of science and technology of the APK. - 2020. - T. 34. - No. 9. - P. 112-118. - DOI 10.24411/0235-24512020-10919.

3. Zhuravleva, E. V. A world-class scientific and educational center and its

significance for the city and the region / E. V. Zhuravleva, O. V. Fedoseeva // City management: theory and practice. - 2020. - No. 3(37).

- S. 36-39.

4. Zolotarev, D. V. Calculation of the volume of funding for world-class

research centers depending on the amount of work performed / D. V. Zolotarev, F. D. Belov // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Economy. - 2019. - T. 27. - No. 4. - S. 636-644. - DOI 10.22363/2313-2329-2019-27-4-636-644.

5. Kuznetsova, E. A. World-class scientific and educational centers as an

indicator of the economic development of the region / E. A. Kuznetsova // Modern economy: problems and solutions. - 2021. - No. 1 (133). - S. 157-168. - DOI 10.17308/meps.2021.1/2521.

6. Pechatkin, V. V. Formation of world-class scientific and educational centers

in the regions of Russia as a tool to increase the competitiveness of territories / V. V. Pechatkin // Economic relations. - 2019. - T. 9. - No. 4.

- S. 3075-3086. - DOI 10.18334/eo.9.4.41267.

7. Samsonov R. O., Kuznetsov A. V., Voronina M. A., Kocharova E. A.

Application of a neural network to optimize the design of the structural activity of a world-class scientific and educational center // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. -2019. - T. 21. - No. 4 (90). - P. 5-15.

8. Belov F. D., Bilchak V. S., Malyutin A. A., Smirnova A. V. Improving the

mechanisms for attracting foreign scientists to world-class scientific centers: a practical aspect // Management of science and scientometrics.

- 2020. - T. 15. - No. 3. - S. 270-306. - DOI 10.33873/26866706.2020.15-3.270-306.

9. Tyaglov, S. G. Improving the environmental and economic policy of coal-

mining regions in the framework of the formation of world-class scientific and educational centers / S. G. Tyaglov, M. A. Skvortsova // Financial research. - 2020. - No. 3(68). - S. 99-108.

10. Shkarupeta, E. V. World-class scientific and educational centers: stages of implementation / E. V. Shkarupeta // Digital economy: problems and development prospects: collection of scientific articles of the Interregional scientific and practical conference, Kursk, November 1415, 2019 . - Kursk: Southwestern State University, 2019. - P. 497-501.

X X

о го А с.

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го m

о

2 О

м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.