Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МИРОВОГО УРОВНЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПОКАЗАТЕЛЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ'

УНИВЕРСИТЕТЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МИРОВОГО УРОВНЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПОКАЗАТЕЛЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНЫ РОССИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ МИРОВОГО УРОВНЯ / УНИВЕРСИТЕТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коростелева Лариса Юрьевна

В статье рассматривается сфера образования как одно из направлений политико-управленческих практик по развитию регионов. Оценивается значение образовательных организаций высшего образования в составе научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ), созданных в контексте реализации национального проекта «Наука». Возложенная на центры задача по активизации межрегионального взаимодействия, как предполагается, будет способствовать инновационному развитию субъектов Российской Федерации и экономико-технологической связанности территорий. В контексте поставленной задачи проанализированы данные с официальных сайтов НОЦ, данные международного рейтинга THE, московского международного рейтинга MosIUR за 2020 г., нормативные правовые акты, а также вторичные данные по исследуемой проблеме. Показано, что НОЦ стали своего рода надстройкой (конструкцией), объединившие под одной вывеской центра несколько групп акторов: университеты, научные организации, организации из реального сектора экономики, поддерживаемые субъектом Российской Федерации под личным контролем со стороны губернаторов. Особенностью таких центров стало не только объединение университетов с высокими международными рейтинговыми оценками из разных регионов, но и участие одного и того же университета в составе нескольких НОЦ. Такой организационный приём посредством стягивания севера и юга, запада и востока, включения одних и тех же университетов в состав разных НОЦ даёт основание предполагать, что это, с одной стороны, усиливает межрегиональное взаимодействие, увеличивает значения показателей деятельности участников проекта, но с другой - затрудняет объективную оценку самой деятельности НОЦ. На основании исследования высказывается гипотеза, что существующие подходы в оценке результативности НОЦ порождают множество имитационных форм деятельности, включая отчетность, и нуждаются в совершенствовании. Делается вывод, что деятельность НОЦ будет способствовать прорывному развитию тех регионов, на территории которых они образованы, но вместе с тем и усиливать межрегиональные диспропорции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITIES OF WORLD-CLASS SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTERS AND THEIR IMPORTANCE IN THE PERFORMANCE INDICATORS AND DEVELOPMENT OF REGIONS

The article considers the sphere of education as one of the directions of political and managerial practices for the development of regions. The importance of educational institutions of higher education as part of world-class scientific and educational centers (RECs) created in the context of the implementation of the national project “Science” is evaluated. The task assigned to the centers to activate interregional interaction, as expected, will contribute to the innovative development of the subjects of the Russian Federation and the economic and technological connectivity of the territories. In the context of the task, data from the official REC websites, data from the international rating THE, the Moscow international rating MosIUR for 2020, regulatory legal acts, as well as secondary data on the problem under study are analyzed. It is shown that RECs have become a kind of superstructure (construction), uniting several groups of actors under one sign of the center: universities, scientific organizations, organizations from the real sector of the economy, supported by the subject of the Russian Federation under the personal control of the governors. The peculiarity of such centers was not only the association of universities with high international ratings from different regions, but also the participation of the same university in several RECs. Such an organizational technique, by pulling together the north and south, the west and the east, the inclusion of the same universities in different RECs, suggests that this, on the one hand, strengthens interregional interaction, increases the values of the performance indicators of the project participants, but on the other hand, complicates the objective assessment of the REC activities themselves. Based on the study, the hypothesis is expressed that the existing approaches to assessing the effectiveness of REC generate a variety of imitation forms of activity, including reporting, and need to be improved. It is concluded that the activities of RECs will contribute to the breakthrough development of those regions on the territory of which they are formed, but at the same time strengthen interregional imbalances.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ МИРОВОГО УРОВНЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПОКАЗАТЕЛЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ»

Ш Региональная социология

DOI: 10.19181/snsp.2021.9.4.8618

университеты

научно-образовательных центров мирового уровня и их значение в показателях деятельности и развитии регионов

Л. Ю. Коростелева1

'Институт социологии ФНИСЦ РАН.

109544, Россия, Москва, ул. Большая Андроньевская, д. 5, стр. 1

Для цитирования: Коростелева Л. Ю. Университеты научно-образовательных центров мирового уровня и их значение в показателях деятельности и развитии регионов // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 4. С. 250—263. DOI: 10.19181/ snsp.2021.9.4.8618_

Аннотация. В статье рассматривается сфера образования как одно из направлений политико-управленческих практик по развитию регионов. Оценивается значение образовательных организаций высшего образования в составе научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ), созданных в контексте реализации национального проекта «Наука». Возложенная на центры задача по активизации межрегионального взаимодействия, как предполагается, будет способствовать инновационному развитию субъектов Российской Федерации и экономико-технологической связанности территорий. В контексте поставленной задачи проанализированы данные с официальных сайтов НОЦ, данные международного рейтинга THE, московского международного рейтинга MosIUR за 2020 г., нормативные правовые акты, а также вторичные данные по исследуемой проблеме. Показано, что НОЦ стали своего рода надстройкой (конструкцией), объединившие под одной вывеской центра несколько групп акторов: университеты, научные организации, организации из реального сектора экономики, поддерживаемые субъектом Российской Федерации под личным контролем со стороны губернаторов. Особенностью таких центров стало не только объединение университетов с высокими международными рейтинговыми оценками из разных регионов, но и участие одного и того же университета в составе нескольких НОЦ. Такой организационный приём посредством стягивания севера и юга, запада и востока, включения одних и тех же университетов в состав разных НОЦ даёт основание предполагать, что это, с одной стороны, усиливает межрегиональное взаимодействие, увеличивает значения показателей деятельности участников проекта, но с другой — затрудняет объективную оценку самой деятельности НОЦ. На основании исследования высказывается гипотеза, что существующие подходы в оценке результативности НОЦ порождают множество имитационных форм деятельности, включая отчетность, и нуждаются в совершенствовании. Делается вывод, что деятельность НОЦ будет способствовать прорывному развитию тех регионов, на территории которых они образованы, но вместе с тем и усиливать межрегиональные диспропорции. Ключевые слова: регионы России; территориальные неравенства; научно-образовательные центры мирового уровня, университеты; международные рейтинги университетов

Введение

Лидирующее положение России по величине территории с её особой геологической структурой, разнообразными климатическими условиями и природными ресурсами обеспечивает стране ключевое преимущество в геополитическом пространстве, но вместе с тем предопределяет серьезные межрегиональные различия. Аналитики едины во мнении, что «дифференциация российских регионов по социально-экономическому развитию и уровню жизни населения достаточно велика» [7, c. 5]. Так, «по степени неравенства регионов Россия занимает третье место в рейтинге стран Европы и Центральной Азии» [1, c. 57]. Диспропорции в развитии регионов, вопросы их пространственного неравенства вызывают серьёзную озабоченность на всех уровнях государственного управления, а специалисты разных сфер пытаются найти оптимальное решение для снижения межрегиональных неравенств.

Если ряд регионов имеет значительные конкурентные преимущества в силу наличия в них сырьевых и природных ресурсов, неотделимых от таких территорий, то человеческие ресурсы и человеческий потенциал может быть перераспределен таким образом, чтобы обеспечить экономический рост и развитие того или иного региона. Не случайно отмечается, что в период развития постиндустриального общества особую значимость в территориальном развитии имеет человеческая деятельность и человеческий капитал. Подтверждением этого является усиливающаяся роль новых технологий, интеллектуальных ресурсов и смещение акцента с чисто добывающих и обрабатывающих отраслей в науку и человеческий капитал с получением из этого объединения оптимальных перспектив. Роль современной инновационной среды теперь «заключается в развитии социальной системы и в необходимости воздействия на регион присутствия» [3, c. 244].

В качестве примера такого перехода от «экономики природной ренты» к высоким наукоемким технологиям и нового явления в социально-экономическом развитии страны, объединившего промышленность и человеческий капитал разных регионов, по праву можно считать научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ), созданные в рамках национального проекта «Наука». Во исполнение майских указов Президента Российской Федерации 2018 года было определено создание в стране до 2024 года сети из 15 научно-образовательных центров мирового уровня1. В целом, понятие НОЦ определяется как «поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики и осуществляющими деятельность в соответствии с програм-

1 Указ «Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». КонсультантПЛЮС: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 06.11.2021).

мой деятельности центра»1. Ключевая задача таких центров — развитие научной и научно-производственной кооперации. По сути, они являются сетью, объединившей несколько групп акторов (научные, образовательные и организации реального сектора экономики при поддержке со стороны субъекта федерации) со множеством организаций разных форм под общим названием «НОЦ», чьи совместные усилия непременно будут способствовать развитию регионов.

Научно-образовательные центры в России явление не новое, но если в начале постсоветского периода и в нулевых годах это были лаборатории институтов и университетов, т. е. «структурные подразделения внутри университетов, обеспечивающих через образование передачу знаний, основанных на исследова-ниях»2, то нынешние центры представляют несколько иную структуру, в корне отличаясь и по целям, и по масштабам, и по участникам.

Создание НОЦ мирового уровня

Современные научно-образовательные центры с дополнительной приставкой «мирового уровня» впервые были образованы в 2019 г., пополнились еще пятью центрами в 2020 г., а в июле 2021 г., по итогам конкурса, к десяти на тот момент существующим добавились ещё пять вновь образованных центров и, таким образом, поставленная Президентом РФ задача по созданию к 2024 г., 15 научно-образовательных центров мирового уровня выполнена с опережением.

Первый этап официально зафиксирован в 2019 г., когда без проведения конкурса на федеральном уровне сразу были образованы первые пять научно-образовательных центров мирового уровня:

• НОЦ мирового уровня «Техноплатформа 2035» (Нижегородская область);

• Пермский НОЦ мирового уровня «Рациональное недропользование» (Пермский край);

• НОЦ мирового уровня «Инновационные решения в АПК» (Белгородская область);

• Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ);

• НОЦ мирового уровня «Кузбасс» (Кемеровская область).

1 Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 537 «О мерах государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики» // Гарант.ру: [сайт]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72140532/ (дата обращения: 14.07.2021).

Ректор ТюмГУ: отправная точка НОЦ — это наличие научных исследований мирового уровня (Интервью В. Фалькова) // ТАСС: [сайт]. 14.12.2019. URL: https://nauka.tass.ru/ interviews/740 6881 (дата обращения: 14.07.2021).

Второй этап, несмотря на пандемию COVID-19, был успешно реализован в декабре 2020 г., и тогда по итогам конкурсного отбора были объявлены ещё пять НОЦ, получившие государственную поддержку1. В результате, в список второй очереди вошли:

• НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» (Самарская область, Пензенская область, Тамбовская область, Ульяновская область, Республика Мордовия);

• Уральский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы» (Свердловская область, Челябинская область, Курганская область);

• НОЦ мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» (Архангельская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ);

• НОЦ мирового уровня «ТулаТЕХ» (Тульская область);

• НОЦ мирового уровня «Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня» (Республика Башкортостан).

Наконец третий этап состоялся в июле 2021 г., когда по результатам отбора заявок по конкурсу были объявлены победители и общий список НОЦ дополнился ещё пятью центрами, куда вошли:

• НОЦ мирового уровня «Север: территория устойчивого развития» (Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область);

• НОЦ мирового уровня «Енисейская Сибирь» (Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва);

• НОЦ мирового уровня «Байкал» (Иркутская область, Республика Бурятия);

•НОЦ мирового уровня «МореАгроБиоТех» (Севастополь и Республика Крым);

• НОЦ мирового уровня «Юга России» (Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская область).

Перечисление всех 15-ти созданных НОЦ на территории 34 регионов страны, в которых они образованы, позволяет получить самое общее представление о масштабности проекта и даёт понимание о регионах, определённых правительством в качестве точек экономического роста. Не менее впечатляет и количество вузов в составе НОЦ. В проекте участвует 117 университетов, при этом восемь университетов входят в состав двух центров и три университета вошли в состав сразу трёх центров (табл. 1).

1 Правительство определило, какие центры получат господдержку // Российская газета: [сайт]. 03.12.2020. URL: https://rg.ru/2020/12/03/piat-nauchno-obrazovatelnvh-centrov-poluchat-grantv-ot-gosudarstva.html (дата обращения: 18.07.2021).

Таблица 1

Университеты в составе нескольких НОЦ мирового уровня

№ Университет НОЦ / год создания Наличие особого статуса университета

1 Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (СПб) Арктика (2020) -

МореАгроБиоТех (2021)

2 Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н. Э. Баумана) Арктика (2020) Национальный исследовательский университет (НИУ)

Север: территория устойчивого развития (2021)

3 Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского Инновационные решения в АПК (Белгород) (2019) -

Арктика (2020)

4 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Инновационные решения в АПК (Белгород) (2019) Участник проекта «5-100»

Енисейская Сибирь (2021)

5 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Инновационные решения в АПК (Белгород) (2019) -

Тульский (2020)

6 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет Арктика (2020) -

МореАгроБиоТех (2021)

7 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова Инженерия будущего (Самара) (2020) Участник проекта «5-100»

Енисейская Сибирь (2021)

8 Севастопольский государственный университет Арктика (2020) -

МореАгроБиоТех (2021)

9 Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» Инновационные решения в АПК (Белгород) (2019) -

Инженерия будущего (Самара) (2020)

Тульский (2020)

10 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Западно-Сибирский (2019) Участник проекта «5-100»

Инженерия будущего (Самара) (2020)

Тульский (2020)

11 Южно-Российский государственный политехнический университет им. М. И. Платова (ЮРГПУ)» Инженерия будущего (Самара) (2020) -

Тульский (2020)

Юга России (2021)

Примечание: составлено автором по материалам сайтов: Научно-образовательные центры мирового уровня. URL: https:// ноц.рф/; Национальный исследовательский университет в России URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/НациональньIЙ исследовательский университет России; 5/100. Проект повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. URL: https://www.5top100.ru/universities/.

Университеты в структуре НОЦ

Если обратиться к структуре НОЦ, то основными стейкхолдерами таких центров являются отечественные университеты, научные организации и организации из реального сектора экономики.

В общемировой практике научно-исследовательские и научно-образовательные центры функционируют в основном как внутриуниверситетские формы объединения исследователей и построены они на концепции excellence, т. е. превосходства [9]. Зарубежные центры нацелены на высокий уровень исследований, их продуктивность основана на привлечении лучших из лучших специалистов и концентрации всех сверх ресурсов (человеческого капитала, оборудования, приборов, реактивов и т. п.) в одной точке.

В России научно-образовательные центры также подразумевают высокий уровень фундаментальных и прикладных исследований лучшими высококвалифицированными научными кадрами и трансфер технологий в реальную экономику. Образовательные организации НОЦ — вузы и институты — занимают лидирующие позиции не только на российском, но и мировом уровне. Так, в числе вузов — участников НОЦ отмечены национальные исследовательские университеты (НИУ), опорные университеты, участники Проекта «5-100», а также университеты — участники международных рейтингов. Усиливает позиции НОЦ и то, что ими привлечены не только региональные, но и авторитетные столичные университеты Москвы и Санкт-Петербурга, имеющие высокие оценочные показатели, включая высокие рейтинговые позиции, а в ряде случаев и особый статус, как например, МИФИ, МГТУ, СПбГУ, МИСиС и другие.

Каким же образом уровень вуза отражается на деятельности НОЦ и как это способствует достижению мирового уровня? Дело в том, что экономическая эффективность НОЦ определяется разными показателями, которые обобщены в три группы1:

1. Научно-исследовательский, экономический (инновационный), кадровый и инфраструктурный потенциал.

2. Вовлеченность субъекта в деятельность центра.

3. Научно-технологический потенциал.

Первая группа показателей включает такие, как: количество статей в научных изданиях, индексируемых в международных базах данных «Web of Science» и «Scopus», доля исследователей до 39 лет, количество иностранных обучающихся и т. д. Эти же показатели используются и рейтинговыми агентствами для оценки вузов, включая международные рейтинги THE, QS, отечественный рейтинг RAEX и Московский международный MosIUR — «Три миссии университета».

1 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 23 сентября 2020 года № 1227 «Об утверждении критериев отбора программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. URL: https://do cs.cntd.ru/do cument/5 65935961 (дата обращения: 06.11.2021).

Таким образом, можно небезосновательно предположить, что упомянутые выше, а также другие индикаторы и механизмы хозяйственной деятельности способствуют НОЦ в достижении ими мирового уровня.

Мировой уровень НОЦ, по мнению некоторых исследователей «понимается, с одной стороны, как новый уровень консолидированных взаимоотношения представителей науки, бизнеса и органов власти, с другой — как высокотехнологичная продукция, востребованная и узнаваемая как внутри страны, так и за её пределами» [2, с. 117].

Сравнительный анализ вузов — участников научно-образовательных центров мирового уровня и российских вузов в рейтинге Мо8ШЯ за 2020 г. позволил зафиксировать 43 из них на разных рейтинговых позициях. Места первой сотни в рейтинге занимают Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (21-е место; входит в НОЦ МореАгроБиоТех) и Санкт-Петербургский государственный университет (40-е место; входит в Самарский НОЦ «Инженерия будущего»). Далее в рейтинге Мо8ШЯ расположен НИЯУ «МИФИ» (161-е место; НОЦ Арктика) и другие университеты — участники НОЦ (табл. 2).

Таблица 2

Позиции университетов НОЦ в рейтинге Мо8ШЯ в 2020 году

№ Место в рейтинге MosIUR Университет Аффилиация университета с НОЦ

1 21 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова МореАгроБиоТех

2 40 Санкт-Петербургский государственный университет» Инженерия будущего (Самара)

3 161 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Арктика

4 286 Уральский Федеральный Университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина Передовые производственные технологии и материалы (Уральский)

5 301-350 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Инновационные решения в АПК (Белгород) + Енисейская Сибирь

6 301-350 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Инженерия будущего (Самара) + Западно-Сибирский + ТулаТЕХ

7 351-400 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н. Э. Баумана) Север: территория устойчивого развития + Арктика

8 351-400 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва) НОЦ Юга России

Продолжение таблицы 2

№ Место в рейтинге MosIUR Университет Аффилиация университета с НОЦ

9 401-450 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Техноплатформа 2035

10 701-800 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова Инженерия будущего (Самара) + Енисейская Сибирь

11 701-800 Южный федеральный университет НОЦ Юга России

12 801-900 Дальневосточный федеральный университет МореАгроБиоТех

13 801-900 Сибирский федеральный университет Енисейская Сибирь

14 901-1000 Белгородский государственный национальный исследовательский университет Инновационные решения в АПК (Белгород)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 901-1000 Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ НОЦ Юга России

16 901-1000 Пермский национальный исследовательский политехнический университет Рациональное недропользование (Пермский)

17 901-1000 Южно-Уральский государственный Унивеситет ЮУрГУ (НИУ) Передовые производственные технологии и материалы (Уральский)

18 1001-1100 Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ Евразийский

19 1001-1100 Московский государственный технологический университет «СГАНКИН» Инновационные решения в АПК (Белгород) + Инженерия будущего (Самара) + ТулаТЕХ

20 1001-1100 Тульский государственный университет ТулаТЕХ

21 1001-1100 Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта МореАгроБиоТех

22 1001-1100 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ Инженерия будущего (Самара)

23 1101-1200 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева Инженерия будущего (Самара)

24 1101-1200 Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» Арктика

25 1101-1200 Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ им. М. К. Аммосова) Север: территория устойчивого развития

26 1101-1200 Тюменский индустриальный университет Западно-Сибирский

27 1201-1300 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва Инженерия будущего (Самара)

28 1201-1300 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Инновационные решения в АПК (Белгород) + ТулаТЕХ

Окончание таблицы 2

№ Место в рейтинге MosIUR Университет Аффилиация университета с НОЦ

29 1201-1300 Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ Инженерия будущего (Самара)

30 1201-1300 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет Арктика + МореАгроБиоТех

31 1201-1300 Уфимский государственный нефтяной технический университет Евразийский

32 1301-1400 Башкирский государственный университет Евразийский

33 1301-1400 Волгоградский государственный технический университет НОЦ Юга России

34 1301-1400 Пермский государственный национальный исследовательский университет Рациональное недропользование» Пермский

35 1301-1400 Тамбовский государственный технический университет Инженерия будущего (Самара)

36 1301-1400 Южно-Российский государственный политехнический университет им. М. И. Платова (ЮРГПУ) Инженерия будущего (Самара) + ТулаТЕХ + Юга России

37 1301-1400 Пензенский государственный университет Инженерия будущего (Самара)

38 1401-1500 Донской государственный технический университет НОЦ Юга России

39 1401-1500 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева Техноплатформа 2035

40 1401-1500 Самарский государственный технический университет Инженерия будущего (Самара)

41 1401-1500 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) Арктика

42 1401-1500 Уральский государственный медицинский университет Минздрава России Передовые производственные технологии и материалы (Уральский)

43 1401-1500 Белгородский технологический университет им. В.Г. Шухова Инновационные решения в АПК (Белгород)

Примечание: составлено автором по материалам сайтов: Научно-образовательные центры мирового уровня. URL: Ьйр8://ноц.рф и Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета», 2021 год MosIUR. URL: https://mosiur.org/ranking/.

Из университетов НОЦ, занявших места в рейтинге «Три миссии университета» — Мо8ШЯ, наибольшее число (12) принадлежит Самарскому НОЦ «Инженерия будущего» общее число вузов которого — 20.

В «НОЦ Юга России» входят семь университетов с рейтинговыми позициями из Мо8ШЯ. По пять университетов из рейтинга в составе НОЦ «Арктика» и «Белгород». В «Тульский» и «МореАгроБиоТех» входят по четыре университета

из рейтинга. НОЦ «Евразийский», «Передовые производственные технологии и материалы» (Уральский) и «Енисейская Сибирь» в своём составе имеют по три университета с рейтинговыми значениями, а «Западно-Сибирский», «Север: территория устойчивого развития», «Рациональное недропользование» (Пермский) и «Техноплатформа 2035» (Нижегородская обл.) по два. Университеты НОЦ «Кузбасс» и «Байкал» не обнаружены в рейтинге MosIUR за 2020 год.

Таким образом, предварительный анализ позволяет утверждать, что 13 научно-образовательных центра мирового уровня из 15 созданных подкрепляют свои позиции не без помощи университетов, имеющих оценки, сопоставимые с мировым уровнем. Причём лидирует в этом, судя по количеству вузов из рейтинга MosIUR (см. табл. 2), Самарский НОЦ «Инженерия будущего» и «Юга России» Как было отмечено, университеты входят в несколько НОЦ и таким образом усиливают позиции сразу нескольких центров, поскольку оцениваются, как выше отмечалось, по схожим показателям.

В дополнение отметим, что 19 университетов НОЦ представлены в международном рейтинге Times Higher Education World Reputation Rankings (THE). За 2020 г. в список лучших вошли МГУ им. М. В. Ломоносова (189-е место), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (группа 401—500), Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого (501—600), Национальный университет науки и технологий МИСиС, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (601—800) [5]. В группу рейтинга (позиции 1001—1400) вошли: Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Южно-Уральский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В.И. Ульянова «ЛЭТИ», Уральский Федеральный Университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина, Волгоградский государственный технический университет, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Башкирский государственный университет, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Дальневосточный федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева — КАИ, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Эти университеты уже в ближайшее время могут улучшить свои позиции в ежегодном рейтинге THE, пополнив список первой тысячи и одновременно усилить показатели НОЦ, в которые они входят.

Для попадания в рейтинговые позиции первой тысячи университетов необходимо 1000 публикаций в Scopus, при этом «в рейтинге THE две трети баллов начисляется за цитирование, доходы от исследований, долю иностранных студен-

тов»1. В оценке деятельности НОЦ используются эти же значения — количество публикаций, иностранных студентов и т. д. Возникают проблемы определения критериев, по которым можно оценить на сколько эффективен или неэффективен НОЦ, что ранее обсуждалось учеными ещё в 2019 г. под руководством тогдашнего ректора Тюменского государственного университета (ныне министр науки и высшего образования РФ) В. Н. Фалькова, когда были образованы первые пять НОЦ. Учёными были обозначены недостающие показатели регионального инновационного развития к существующим критериям экономической эффективности НОЦ, под которой подразумевается «коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, производства и увеличения объёма новой и усовершенствованной высокотехнологической продукции» [8, с. 25]. О проблеме критериев оценки деятельности НОЦ косвенно можно судить и по числу обновлений методических рекомендаций по формированию программ деятельности научно-образовательных центров мирового уровня и рекомендаций по подготовке отчётов, неоднократно пересматривавшихся.

Заключение

Оценка эффективности НОЦ осуществляется на основе достижения целевых показателей результативности в соответствии с программой деятельности центра, т. е. при создании НОЦ заявляет те показатели, по которым он, как планируется, достигнет определённых результатов, и эти показатели идут в зачёт эффективности его же деятельности. При этом, как отмечает В. В. Печаткин, оценить социально-экономический эффект как для страны в целом, так и для каждого региона представляет определённую сложность, ведь единой методики его расчёта в методических рекомендациях по формированию программ деятельности НОЦ мирового уровня не предложено [4, с. 3081].

Неизбежно при этом возникает вопрос: каким образом можно всё же выделить достижения мирового уровня того или иного НОЦ, если в его состав входит несколько университетов с высокими рейтинговыми позициями? Как выделить публикации в Scopus и WoS, принадлежащие перу конкретных ученых, преподавателей, обучающихся и сотрудников и аффилированных с конкретной образовательной организацией (иногда, по совместительству, имеющих несколько таких аффилиа-ций), для каждого из научно-образовательных центров, куда входит два-три университета? Как выявить публикационную активность конкретного университета в том или ином НОЦ, если для подготовки программы при создании центра учитываются наукометрические показатели за три года? Так, Национальный исследовательский

1 Якорева А. Проплаченные статьи и псевдоконференции: как вузы пытаются повысить свои рейтинги // Ведомости: [сайт]. 09.09.2019. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2019/09/09/810746-proplachennie-stati-i-psevdokonferentsii-kak-vuzi-pitavutsva-povisit-svoi-reitingi (дата обращения: 18.07.2021).

технологический университет «МИСиС» присутствует в составе утвержденного в 2019 г. НОЦ «Инновационные решения в АПК» (Белгород), а в 2021 г. вошёл и в состав НОЦ «Енисейская Сибирь». Это означает, что в заявке на создание НОЦ «Енисейская Сибирь» учитывались показатели МИСиС за три года, включая период с 2019 г., когда этот вуз уже был в составе другого НОЦ и усиливал его мировые позиции. Существуют открытые вопросы и по численности обучающихся (в т. ч. иностранных), учитываемой при оценке деятельности НОЦ, ведь эта категория также относится к университетским показателям, которые дважды или трижды учитываются разными НОЦ по одному и тому же университету из их состава.

Обобщая все эти подсчёты в анализе деятельности НОЦ возникает всё больше вопросов и это на фоне того обстоятельства, что сам НОЦ не имеет статуса юридического лица, а грантовая поддержка выделяется на управляющие компании центров со статусом АНО (автономная некоммерческая организация). В результате количество обучающихся, публикаций и цитируемость растёт, множится декларируемая эффективность НОЦ, что на самом деле приобретает скорее имитационные формы отчётности, перетекающие из одного проекта в другой.

Остаётся добавить, что, поскольку проект пока новый и инструменты оценки его деятельности окончательно не сформированы, поэтому и сложно делать какие-то однозначные выводы. Налицо лишь то, что для «прорыва» определены регионы с богатыми сырьевыми ресурсами (нефть, уголь, плодородные почвы и т. д.) и выходом к морским путям на границе страны. Моделируется ситуация, когда в то время, как треть регионов уже нацелена на «прорывное развитие» через проект «НОЦ» и начала движение в этом направлении, две трети субъектов страны остаются в роли наблюдателей социально-экономического развития регионов-соседей.

Список литературы

1. Бондаренко Н. Е., Губарев Р. В. Проблема регионального неравенства в социально-экономическом развитии России // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2020. Т. 17, № 5 (113). С. 56-68. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-5-56-68

2. Журавлева Е. В. Достижение мирового уровня научно-образовательными центрами — тренды, механизмы, результаты / Е. В. Журавлева, Т. Н. Воробьева, Д. А. Захарова, В. П. Жабинская // Достижения науки и техники АПК. 2020. Т. 34, № 9. С. 112—118. D0I:10.24411/0235-2451-2020-10919.

3. Наукоёмкие производства в системе взаимодействия институтов: монография / М. В. Арсентьев, И. Г. Дежина [и др.]; отв. ред. Г. А. Ключарев. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. 352 с.

4. Печаткин В. В. Формирование научно-образовательных центров мирового уровня в регионах России как инструмент повышения конкурентоустойчивости территорий // Экономические отношения. 2019. Т. 9, № 4. С. 3075—3086. D0I:10.18334/eo.9.4.41267.

5. Рейтинг вузов Times Higher Education 2020 // ПроВУЗ.ру : [сайт]. URL: https://www. provuz.ru/rating/times-higher-education-2020/ (дата обращения: 06.11.2021).

6. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития : [монография] / М. А. Абрамова [и др.] ; отв. ред. Р. С. Гринберг, П. В. Савченко. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : ИНФРА-М, 2021. 596 с. DOI: 10.12737/1087982.

7. Столицы и регионы в современной России: мифы и реальность пятнадцать лет спустя. Информационно-аналитическое резюме по итогам общенационального социологического исследования / М. К. Горшков [и др.]. М. : ФНИСЦ РАН, 2018. 44 с.

8. Фальков В. Н. О возможностях совершенствования оценки эффективности научно-образовательных центров (НОЦ): индикативный подход / В. Н. Фальков, А. В. Толстиков, А. С. Латышев, А. Г. Барабашев // Управление наукой : теория и практика. 2019. Т. 1, № 2. С. 15-37. DOI: 10.19181/smtp.2019.1.2.1.

9. Borlaug S. B. Moral hazard and adverse selection in research funding: centers of excellence in Norway and Sweden // Science and Public Policy. 2016. Vol. 43, № 3. P. 352-362. DOI: 10.1093/ scipol/scv048.

Сведения об авторе

Коростелева Лариса Юрьевна — кандидат социологических наук,

старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия.

E-mail: larisa_55@rambler.ru

Author ID РИНЦ: 776234

Дата поступления в редакцию: 30.08.2021. Принята к печати: 01.11.2021. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.4.8618

Universities of World-Class Scientific and Educational Centers and Their Importance in the Performance Indicators and Development of Regions

Larisa Yu. Korosteleva1

institute of Sociology of FCTAS RAS.

5, b.1, Bol'shaja Andron'evskaja str., Moscow, Russia, 109544

For citation: Korosteleva L. Yu. (2021). Universities of world-class scientific and educational centers and their importance in the performance indicators and development of regions. Sociologicheskaja nauka isocial'najapraktika. Vol. 9, № 4. P. 250-263. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.4.8618

Abstract. The article considers the sphere of education as one of the directions of political and managerial practices for the development of regions. The importance of educational institutions of higher education as part of world-class scientific and educational centers (RECs) created in the context of the implementation of the national project "Science" is evaluated. The task assigned to the centers to activate interregional interaction, as expected, will contribute to the innovative development of the subjects of the Russian Federation and the economic and technological connectivity of the territories. In the context of the task, data from the official REC websites, data from the international rating THE, the Moscow international rating MosIUR for 2020, regulatory legal acts, as well as secondary data on the problem under study are analyzed. It is shown that RECs have become a kind of superstructure (construction), uniting several groups of actors under one sign of the center: universities, scientific organizations, organizations from the real sector of the economy, supported by the subject of the Russian Federation under the personal control of the governors. The peculiarity of such centers was not only the association of universities with high international ratings from different regions, but also the participation of the same university in several RECs. Such an organizational technique, by pulling together the north and south, the west and the east, the inclusion of the same universities in different RECs, suggests that this, on the one hand, strengthens interregional interaction, increases the values of the performance indicators of the project participants, but

on the other hand, complicates the objective assessment of the REC activities themselves. Based on the study, the hypothesis is expressed that the existing approaches to assessing the effectiveness of REC generate a variety of imitation forms of activity, including reporting, and need to be improved. It is concluded that the activities of RECs will contribute to the breakthrough development of those regions on the territory of which they are formed, but at the same time strengthen interregional imbalances. Keywords: regions of Russia; territorial inequalities; world-class scientific and educational centers, RECs, universities; THE international university rating; the rating "Three Missy universities" MoslUR

References

1. Bondarenko N. E., Gubarev R. V. (2020). Problema regional'nogo neravenstva v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii Rossii. [The problem of regional inequality in the socioeconomic development of Russia]. Vestnik REUim. G. V. Plekhanova. Vol 17, № 5 (113). P. 56—68. DOI: 10.21686/2413-2829-2020-5-56-68 (In Russ.).

2. Zhuravleva E. V., Vorob'eva T. N., Zakharova D. A., Zhabinskaya V. P Dostizhenie mirovogo urovnya nauchno-obrazovatel'nymi tsentrami - trendy, mekhanizmy, rezul'taty (2020). [Achievement of the world level by scientific and educational centers-trends, mechanisms, results]. Dostizheniya nauki i tekhniki APK. Vol. 34, № 9. P. 112-118. DOI: 10.24411/0235-2451-2020-10919 (In Russ.).

3. Naukoyomkie proizvodstva v sisteme vza imodejstviya institutov: [monografiya] (2021). [Knowledge-intensive production in the system of interaction of institutions]. Ed. by G. A. Klyucharev. M. : FNISC RAN publ. 352 p. (In Russ.).

4. Pechatkin V. V. (2019). Formirovanie nauchno-obrazovatel'nyh tsentrov mirovogo urovnya v re-gionakh Rossii kak instrument povysheniya konkurentoustojchivosti territory. [Formation of world-class scientific and educational centers in the regions of Russia as a tool for increasing the competitiveness of territories]. Ekonomicheskie otnosheniya. Vol. 9, № 4. P. 3075-3086. DOI: 10.18334/eo.9.4.41267 (In Russ.).

5. Rejting vuzov Times Higher Education 2020. URL: https://www.provuz.ru/rating/times-higher-education-2020/ (data obraschenija: 06.11.20210. (In Russ.).

6. Rossijskaya sotsial'no-ekonomicheskaya sistema: realii i vektory razvitiya: monografiya (2021). [The Russian socio-economic system: realities and vectors of development]. Ed. by R. S. Grinberg, P. V. Savchenko. M. : INFRA-M publ. 596 p. DOI: 10.12737/1087982 (In Russ.).

7. Stolitsy i regiony v sovremennoj Rossii: mify i real'nost'pyatnadtsat' letspustya (2018). [Capitals and regions in modern Russia: myths and reality fifteen years later]. FNISC RAN publ. 44 p. (In Russ.).

8. Fal'kov V. N., Tolstikov A. V., Latyshev A. S., Barabashev A. G. (2019). O vozmozhnostyah sovershenstvovaniya otsenki effektivnosti nauchno-obrazovatel'nyh tsentrov (NOC): indikativnyj podhod. [On the possibilities of improving the evaluation of the effectiveness of scientific and educational centers (REC): indicative approach]. Upravlenie naukoj: teoriya ipraktika. T. 1. № 2. P. 15-37. (In Russ.).

9. Borlaug S. B. Moral hazard and adverse selection in research funding: centers of excellence in Norway and Sweden. Science and Public Policy. 2016. Vol. 43, № 3. P. 352-362. DOI: 10.1093/ scipol/scv048

Information about the authors

Korosteleva Larisa Yur'evna, Candidate of Sociology, Senior Researcher,

Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia.

E-mail: larisa_55@rambler.ru

ORCID ID: 0000-0002-3815-8677

ResearcherID: J-4870-2018

Scopus Author ID: 57207940709

The article was submitted on August 30, 2021. Accepted on November 01, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.