Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НРАВСТВЕННО-МОРАЛЬНЫХ НОРМ НА СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ НРАВСТВЕННО-МОРАЛЬНЫХ НОРМ НА СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1255
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМЫ МОРАЛИ / ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ / ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / НОРМЫ НРАВСТВЕННОСТИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латыпова Эльвира Юрьевна, Гильманов Эдуард Магасумьянович, Абдуллина Алина Евгеньевна, Гильманов Руслан Эдуардович

В статье проведен анализ соотношения норм морали как регулятора существующих общественных отношений и уголовно-правовых норм путем исследования особенностей влияния моральных и нравственных установок на принципы уголовного права. Мораль со временем претерпевает некие изменения, общество начинает по-другому смотреть на те или иные явления, становится более толерантным, все это оказывает непосредственное влияние на нормативную регламентацию общественных отношений, также мы должны признать существующие противоречия между моральными ценностями и уголовным правом, чтобы сконцентрироваться на поиске этих проблем и нахождения оптимальных путей решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MORAL NORMS ON THE CONTENT OF CRIMINAL LAW NORMS IN THE CRIMINAL CODE OF RUSSIA

The article analyzes the correlation of moral norms as a regulator of existing social relations and criminal law norms by studying the peculiarities of the influence of moral and moral attitudes on the principles of criminal law. Morality undergoes some changes over time, society begins to look at certain phenomena differently, becomes more tolerant, all this has a direct impact on the regulatory regulation of public relations, and we must also recognize the existing shortcomings between moral values and criminal law in order to concentrate on finding these problems and finding optimal solutions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НРАВСТВЕННО-МОРАЛЬНЫХ НОРМ НА СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ РОССИИ»

УДК 343.01

Влияние нравственно-моральных норм на содержание уголовно-правовых норм

в Уголовном кодексе России

Латыпова Э.Ю.

Кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой уголовного права и процесса

Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова

Гильманов Э.М. Старший преподаватель, соискатель кафедры уголовного права и процесса Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова

Абдуллина А.Е. Магистрант кафедры уголовного права и процесса Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова

Гильманов Р.Э.

Лаборант кафедры уголовного права и процесса Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова

В статье проведен анализ соотношения норм морали как регулятора существующих общественных отношений и уголовно-правовых норм путем исследования особенностей влияния моральных и нравственных установок на принципы уголовного права. Мораль со временем претерпевает некие изменения, общество начинает по-другому смотреть на те или иные явления, становится более толерантным, все это оказывает непосредственное влияние на нормативную регламентацию общественных отношений, также мы должны признать существующие противоречия между моральными ценностями и уголовным правом, чтобы сконцентрироваться на поиске этих проблем и нахождения оптимальных путей решения.

Ключевые слова: нормы морали, принцип гуманизма в уголовном праве, принцип равенства перед законом, уголовный закон, нормы нравственности, нравственные ценности общества

Уголовно-правовые нормы и нормы морали представляют собой такие социальные нормы, которые регламентируют поведение человека в обществе, именно благодаря таким правилам люди могут

существовать друг с другом в гармонии. Нормы морали помогают человеку подобрать модель поведения в той или иной ситуации, так как такие нормы отвечают на вопрос, что есть хорошо, а что есть пло-

хо. Нормы уголовного права и нормы морали имеют общую основу и преследуют общие цели, в то же время они являются разными социальными регуляторами, но тесно связаны между собой, то есть право компенсирует недостатки морали, равно как и наоборот.

Соответствие норм права нормам морали - это весьма непростая задача для законодателя. В научной литературе существует прямая необходимость в анализе моральных положений, которые находят свое отражение в отечественном уголовном законодательстве. Нормы морали играют немаловажную роль в содержании, построении и понимании уголовного законодательства. Общество все чаще начинает говорить, что те или иные положения уголовного законодательства являются безнравственными или же они не в полной степени соответствуют морали [1, с. 49]. Когда нравственные ценности общества не совпадают с нравственными ценностями государства, то образуется некий диссонанс, который негативно сказывается на регулировании поведения, соответственно, законодателю стоит обратить свое должное внимание и предпринять определенные шаги для уменьшения разрыва между двумя категориями. Вышеизложенное демонстрирует актуальность заявленной проблемы, так как мораль является не застывшей категорий, а вечно изменяющейся, соответственно, мораль постоянно трансформируется и неизбежно оказывает влияние на принятие или же отмену новых законов, в том числе уголовно-правовых.

Проблемы соотношения норм морали и уголовно-правовых норм носят как объективный, так и субъективный характер. В науке уголовного права проблема моральных законов стоит довольно остро, данная тема - предмет исследования многочисленных ученых-правоведов, и научные дискуссии по данной теме ведутся до сих пор. Юридическая техника в уголовном законе характеризуется несовершенством в соотношении с моральными ценностями, некоторые уголовные нормы вступают в противоречие с моральными правилами. Однако юридическая техника любого закона далека от совершенства и необходимо прилагать усилия для того, чтобы минимизировать негативные эффекты от тех уголовных норм, которые в меньшей степени отвечают моральным представлениям общества, соответственно, в законах необходимо закреплять такие моральные правила, которое общество поддерживало бы добровольно, вне зависимости от места и времени.

На практике правоприменители испытывают определенные трудности с применением и пониманием тех или иных принципов и норм права, которые так или иначе содержат в себе нравственное содержание. Нормы морали включают в себя как социальные, так и личные ценности, касающиеся

поведения человека в обществе. Данные ценности основываются на культуре общества, в которой рос человек. Нормы морали и нравственность представляют собой синонимичные категории, они начали непосредственно складываться с момента зарождения общества, где нормы морали выполняли функцию по поддержанию порядка в определенном коллективе. В дальнейшем нормы морали также стали использовать правители для закрепления формальных правил в государстве [2, с. 46].

Общество не стоит на месте, а находится в постоянном развитии, то есть отношения между лицами постоянно видоизменяются и нуждаются в определенном универсальном урегулировании, таким универсальным регулятором выступают нормы права. На сегодняшнее время нормы морали находят свое отражение в различных источниках права и имеют свою специфику в зависимости от вида источника. Как известно, в теории права под источником права понимается способ и метод закрепления существующих норм права. Здесь стоит отметить, что термин «источник права» является условным в науке права, то есть он удобен в употреблении, а также тради-ционен не только для отечественной, но и мировой юриспруденции.

Религиозная догма представляет собой такой источник права, где встречается весьма большое количество норм морали, явным примером таковых являются десять заповедей. Стоит отметить, что некоторые запреты из десяти заповедей нашли свое отражение в законе и являются запрещенными под угрозой применении мер ответственности [3, с. 85].

Можно сделать вывод, что христианская нравственность породила определенные законы в современном обществе. Религиозная догма на начальном этапе формирования государства играла весомую роль, нормы нравственности, которые содержались в религиозной догме, носили обязательный характер, в случае нарушения таких норм для лица была угроза наказания не только от правителя, существовала также угроза «божьего суда». В настоящее время многие страны отказались от религиозной догмы как источника права, однако в некоторых странах религиозной правовой семьи религиозная догма по-прежнему признается в качестве официального источника права, то есть речь идет в основном о странах мусульманского мира. Религиозная норма рождается вне государства, государство может лишь придать таким религиозным нормам юридическую силу. Теологи утверждают, что религиозные нормы порождают истинные моральные ценности, соответственно, без норм религии невозможно представить себе существование нравственности, так как законы не могут проникнуть во все отношения, в то время как благодаря нравственным нормам, человек всегда находится под контролем и сдерживает свое поведение от аморального. В настоящее время

Ватикан является единственным христианским государством, где господствует каноническое право, то есть Библия служит официальным источником регулирования отношений между людьми, включая требования к нравственности.

Сегодня религиозные нормы, которые в том числе включают в себя нормы морали, весьма распространены в странах мусульманского мира [4, с. 96]. Религиозные нормы мусульманского мира содержатся в Коране и Сунне - их можно объединить в одну группу и обозначить «шариат». Характеризуя религиозные нормы в мусульманском мире, стоит отметить большое количество обязанностей человека, а также санкций за нарушение таких обязанностей. То есть мусульманские религиозные нормы содержат в себе требования совершать определенные действия, а также те действия, от которых стоит воздержаться. Мусульманские религиозные нормы содержат в себе также ответы на самые бытовые ситуации в жизни.

Правовой обычай представляет собой культурно-правовой феномен, который в своем содержании неизбежно отражает нравственность того или иного общества, его современные представления о добре и зле. Правовой обычай характеризуется своей дис-позитивностью - это означает, что его применение осуществляется на добровольной основе для сторон, то есть для лица отсутствует угроза применения наказания в случае невыполнения такого правила, т.е. применение обычая осуществляется на основе внутреннего нравственного побуждения.

Принципы права также являются одним из источников права, где в своем содержании прослеживаются нормы морали. В юридической науке под принципами права понимают определенные идеи, которые находят свое подтверждение в фундаментальных понятиях правовой категории, отражают существующий уровень представлений о праве и задают направление развития права. Именно на основе принципов формируется политика государства [5, с. 111]. Стоит отметить, что принципы права отражаются во многих нормативных актах. В уголовном законодательстве принципы права содержатся в ст.ст. 3-7 УК РФ. Принцип равенства явно имеет нравственный контекст и означает равенство всех людей вне зависимости от пола, расы, занимаемой должности и т.д. [6, с. 343] Принцип справедливости означает, что наказание должно соответствовать тяжести совершенного преступления, конкретным обстоятельствам, особенностям личности преступника [7, с. 191]. По своей сути принцип справедливости является аккумулирующим относительно других принципов, то есть он является обобщающим.

Принцип гуманизма означает, что уголовная ответственность не преследует цель отомстить лицу, совершившему преступление, то есть речь идет о «человечном» отношении к лицу. Также принцип

гуманизма в уголовном законодательстве проявляется в наличии следующих институтов уголовного права: институт освобождения от уголовной ответственности, институт условного осуждения и т.д. [8, с. 357]. Так или иначе принципы уголовного права строились на моральных представлениях общества, что есть хорошо, а что плохо, именно поэтому они являются базисными в правовой системе. Таким образом, в принципах права закрепляются некие «идеальные» нормы, иными словами, речь идет о таком правовом образе действительности, к которому нужно стремиться: к справедливости, гуманизму, законности, правопорядку и т.д. Принципы права необходимы, чтобы обеспечить обществу достойное существование [9, с.73], содержание принципов свидетельствует о том, что в их основе находятся моральные представления общества. Соответственно, при толковании таких принципов осуществляется учет моральных ценностей того или иного общества. По своей сущности принципы права направлены на достижение правомерного поведения, которое будет реализовано не только тогда, когда существуют законы, а также тогда, когда люди под воздействием принципов испытывают глубокую приверженность морально-этическим ценностям общества.

В научной литературе под нормативным актом понимают официальный документ установленной формы, который принят уполномоченным органом и содержит общеобязательные правила поведения для общества. Современное нормотворчество невозможно без учета представлений общества о плохом и хорошем - именно это обуславливает введение уголовной ответственности за то или иное деяние, а также размер такой ответственности. Нормативно-правовой акт представляет собой весьма удобный инструмент для регулирования общественных отношений, так как благодаря такому инструменту общество имеет четкое представление об объеме своих прав и обязанностей, можно также сказать, что нормативно-правовой акт влияет на формирование поведения людей, то есть оказывает влияние на их нравственность [10, с. 27].

Нравственность в законах является зеркалом социума в тот или иной период времени. Содержание закона должно соответствовать нравственности всего общества [11, с. 278]. Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что нормы морали в чистом виде как источник права не существуют, однако нормы морали встречаются в каждом источнике права и имеют свою специфику. Стоит объективно признать, что нормы морали и нормы права взаимодействуют самым тесным образом. Потребность в создании первых социальных норм возникла при длительном взаимодействии людей, где впоследствии стали образовываться социумы со своими правилами, а также со своими моральными представлениями.

Социальные нормы выступают регулятором различных общественных отношений в социуме, они бывают разных видов, однако их совокупность образует иерархию, где каждый вид распределяется в зависимости от социальной значимости [12, с. 108]. Нормы морали и нормы права выполняют общие функции - они удерживают человека от необдуманных поступков, которые могут причинить другому человеку вред. То есть нормы морали и нормы права направляют людей на «правильное» поведение в обществе, которое учитывает как личные, так и общественные интересы.

Нормы права и моральные нормы - это все разновидности социальных норм, все эти нормы призваны регулировать общественные отношения, то есть они имеют общий предмет воздействия, где таковым выступает общество. Разница в моральных представлениях народов свидетельствует о том, что в одних государствах одно действие признается преступным, а в других не является таковым. К примеру, аборты в России разрешены [13, с. 365], однако аборты запрещены в некоторых мусульманских государствах, так как они имеют свои моральные представления. При осуществлении правотворчества берется в учет существующие представления общества о плохом и хорошем, отражаются потребности людей [14, с. 29].

Сравнивая нормы морали и нормы права, стоит отметить, что нормы морали, в отличие от правовых норм, не характеризуются точностью и определенностью, то есть нормы морали носят оценочный характер в отличие от правовых норм. Нормы морали намного шире по своему обхвату, так как нормы морали распространяют свою силу не только на объективные действия, но также и на мысли лица, то есть можно сказать, что мораль распространяет свою силу на всю жизнь человека [15, с. 37]. В то время как право имеет ограниченно действие, нормы права распространяют свою силу только на внешние действия, то есть, к примеру, невозможно признать преступными мысли человека, в то время как внутренняя мораль человека может осудить самого же себя за определенные мысли. То есть внутренняя мораль может осудить человека в случае зависти, однако существующие нормы не содержат правовых мер воздействия на такое лицо [16, с. 185].

Норма права, в отличие от нормы морали, содержит в себе конкретные права и обязанности. В теории права отмечают, что нормы права регулируют отношения между как минимум двумя субъектами, где в основе таких норм заложены нормы морали, то есть, иными словами, нормы права и нормы морали неразрывно связаны друг с другом, так как на основе морали были созданы и закреплены многие правовые формы. Тесную связь права и морали также подчеркивали и в ранние времена. Так, к примеру, древнегреческие философы говорили, что чело-

век является хорошим, если он выполняет законы. То есть на ранних этапах государства именно правители формируют мораль, то есть определяют, что есть хорошо, что есть плохо [17, с. 67]. В праве существует концепция справедливости, иными словами, закон должен быть справедливым; в основе многих протестов и революций в различных странах часто лежит древнеримский принцип lex iniusta non est lex - несправедливый закон не является законом.

Моральные представления непосредственным образом оказывают влияние на законотворчество, то есть моральные представления общества могут служить основанием для признания того или иного поведения преступным или же для повышения санкции для такого деяния.

Несмотря на тесную связь морали и права, полагаем, что имеют место быть случаи, когда нормы права и нормы морали не совпадают в своем значении. Существующие законы накладывают определенные ограничения на поведение человека, данные ограничения защищают как самих нас от воздействия других лиц, так и других лиц от нашего поведения, которое может причинить вред. Большинство существующих правовых норм отражает общественные ценности и общественную мораль. В теории права высказывают мысль, что право выражает публичную мораль, то есть кодифицирует основные моральные принципы поведения в обществе. Таким образом, право не только определяет правило поведения, которое приемлемо в современных условиях, право также направляет общество, дает представления о современных ценностях [18, с. 136].

Норма морали и правовые нормы все же имеют разное значение, так, к примеру, нормы морали призваны обеспечить человеку внутреннее, то есть духовное развитие, в то время как нормы права направлены на охрану существующего порядка, то есть именно нормы права предоставляют реальную возможность существовать в обществе и пользоваться нормами морали [19, с. 305]. Иногда определяют право как самый минимум объема нравственности. Право определяет границы личностной свободы человека, а также является неким инструментом для утверждения новых нравственных начал в обществе, то есть посредством права можно воспитать общечеловеческие нравственные ценности в обществе. Нормы права необходимы для поиска компромисса в обществе, а также для поддержки устойчивых социальных связей между людьми внутри социума. Анализ морали и права позволил нам сделать вывод, что закон носит более узкую направленность в отличие от морали, которая распространяет свое действие на все сферы жизни человека. На большинство вопросов, на которые нет ответов в нормах права, есть ответы в нормах нравственности. Уголовное законодательство не содержит в себе обязанность помогать лицу, которое находится в со-

стоянии, которое угрожает его жизни, то есть положения ст. 125 УК РФ применяются только в том случае, если такое лицо несет обязанность иметь о нем заботу либо само поставило его в опасное для жизни или здоровья состояние [20, с. 185]. То есть помогать или не помогать такому человеку зависит от моральных ценностей человека.

Несмотря на тесную связь правовых норм и норм морали, их нельзя отождествлять, так как правомерное поведение не всегда является этичным. То есть существующие законы устанавливают лишь базовый стандарт поведения, который необходим в первую очередь для функционирования всех институтов общества [11, с. 277].

Если рассматривать санкции в нормах права и нормах морали, то можно сделать следующие выводы. Санкции в правовых нормах включают в себя негативные последствия, они могут быть абсолютно разного характера: организационными, имущественными, личными неимущественными, а также носящими разовый психологический порицающий характер. Эти негативные последствия направлены на то, чтобы вызвать определенный нравственный сдвиг в сознании человека и побудить его совершать социально-правильные поступки в современном обществе. Санкции при нарушении моральных норм выражаются в социальном осуждении, осуществляемом со стороны общества либо речь идет про индивидуальную совесть лица, поступившего аморально.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что нормы морали находят свое непосредственное отражение во многих законах, а также в профессиональной деятельности юриста [21, с. 79], начиная от издания кодексов профессиональной этики. Мораль в чистом виде не существует как источник права, однако моральные нормы неизбежно находят свое отражение в каждом источнике права. Так, влияние христианской нравственности до сих пор отражается в некоторых нормативных положениях.

Правовые принципы также неизбежно имеют нравственный окрас. Под принципами права стоит понимать идеи, выраженные в фундаментальных правовых понятиях, отражающих существующий уровень представлений о праве. В правовых принципах отражаются общесоциальные ценности, к таковым можно отнести принципы добросовестности, справедливости, гуманности и т.д. Сами законы пропитаны нравственностью того или иного общества, так как законы являются зеркалом нравственных ценностей.

Нормы морали и нормы права выполняют общие функции - они удерживают человека от необдуманных поступков, которые могут причинить другому человеку вред. Нормы морали и нормы права направляют людей на «правильное» поведение в обществе, которое учитывает как личные, так и обще-

ственные интересы. Правовая норма представляет собой продукт общества на конкретной ступени его развития, то есть его содержание неизбежно зависит от потребностей того или иного общества, от моральных ценностей общества. Моральные представления непосредственным образом оказывают влияние на законотворчество, то есть моральные представления общества могут служить основанием для признания того или иного поведения преступным или же для повышения санкции для такого деяния.

Нормы морали берут свое происхождение с момента зарождения первобытного общества и прошли свой долгий путь становления, где претерпели многочисленные изменения. Именно первые уголовно-правовые нормы зародились на основе моральных представлений в обществе: не красть, не убивать, не изменять в браке и т.д.

Основное сходство норм морали и норм уголовного права - это то, что они выступают социальными нормами, которые направлены на регламентацию общественных отношений между субъектами. Нормы морали и уголовно-правовые нормы способствуют интеграции общества, так как такие нормы содержат в себе запреты, которые могут причинить вред и неудобства при совершении тех или иных деяний, соответственно, под угрозой применения наказания лицо воздерживается от совершения противоправного поведения.

Сходство норм морали и уголовно-правовых норм заключается в том, что данные социальные нормы говорят о том, что в каждом конкретном случае существуют определенные модели поведения, и во избежание негативных ситуаций, который могут причинить вред другому индивиду или же всему обществу, нужно придерживаться желаемого поведения. Разница между нормами морали и уголовно-правовыми нормами заключается в механизме воздействия в случае совершения негативного поступка. Так, механизм воздействия в уголовно-правовых нормах весьма сложен, в УК РФ закрепляется закрытый перечень применяемых наказаний, в УПК РФ предусматривается механизм применения данных видов наказаний и т.д. - все это отсутствует при применении наказания в случае нарушения норм нравственности, как правило, виновное лицо лишь подвергается социальному осуждению со стороны общества.

Взаимосвязь норм морали и уголовно-правовых норм можно проследить на примере норм, которые посвящены уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, которые содержатся в главе 14 УК РФ, которая носит название «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Анализ содержащихся норм позволяет сделать вывод, что данные нормы наиболее благосклонны по сравнению с общими положениями - все это свидетельствует о нравственности обще-

ства, так как оно считает, что будет неправильно применять чересчур строгие меры ответственности к несовершеннолетним лицам.

К сожалению, приходится констатировать, что в последнее время нормы морали все меньшее влияние оказывают на формирование норм уголовного права и учитываются при формировании новых положений уголовного законодательства в весьма усеченном виде. Указанное не должно пониматься как некая «аморальность» уголовного законодательства, однако наличие моральных противоречий может трактоваться отдельными представителями общественности как несправедливость, а в крайних случаях приводить к самосуду или внутреннему неприятию обвинительного приговора как самим осужденным, так и потерпевшим или иными лицами в силу его несоответствия моральным установкам данных людей. К сожалению, моральные установки у отдельных граждан могут значительно отличаться, что может быть связано с влиянием различных внешних факторов. Поэтому считаем целесообразным продолжение исследования морального и нравственного содержания и наполнения уголовно-правовых норм с учетом их исключительного влияния на формирование общественной морали.

Литература:

1. Балафендиев А.М., Рыбушкин Н.Н., Гарайши-на Г.М. Нравственно-правовые и криминологические аспекты проблемы ответственности несовершеннолетних за жестокое обращение с животными // Вестник экономики, права и социологии. - 2021. - № 3. - С. 49-53.

2. Анощенкова С.В. Механизм легитимации норм морали (уголовно-правовой аспект) // Lex Russica. - 2019. - № 2. - С. 44-49.

3. Бабайлова Д.Л. Права человека в аспекте взаимоотношений права и морали // Философия права и права человека. - 2016. - № 2. - С. 81-87.

4. Бялт В.С. Право и мораль в системе социального регулирования // Ленинградский юридический журнал. - 2019. - № 1. - С. 94-100.

5. Сидоров Б.В. Системный подход к решению проблем противодействия коррупции // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 1. -С. 109-117.

6. Латыпова Э.Ю. Принцип равенства и принцип гуманизма и их особенности в уголовном праве // Конституция Российской Федерации и развитие правовой системы государства: общетеоретические и отраслевые аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. -Казань: Отечество, 2019. - С. 341-345.

7. Сидоров Б.В. Принцип справедливости: его место в системе принципов и норм уголовного права и вопросы совершенствования уголовного права // Вестник экономики, права и социологии.

- 2016. - № 4. - С. 189-194.

8. Латыпова Э.Ю., Нечаева Е.В. Спорные вопросы содержания принципа гуманизма в уголовном праве // Вестник юридического института МВД России. - 2019. - № 3 (37). - С. 355-360.

9. Ибрагимова А.Н. К вопросу о структуре и содержании конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации // Вестник экономики, права и социологии. - 2021. - № 4.

- С. 73-75.

10.Козаченко И.Я., Новоселов Г.П. Уголовное право. Общая часть: учеб. для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. дом Юрайт, 2016. - 344 с.

11. Кондрашова Т.В. Соотношение норм уголовного права и норм морали // Нравственные основы уголовной ответственности: обзор XIV Международной научно-практической конференции памяти М.И. Ковалёва. - Екатеринбург, 2017. -С. 276-281.

12. Ленская Л.О. Социальные нормы в догосудар-ственно организованном обществе // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2016. - № 17. - Ст. 106-109

13. Гильфанова А.Ш., Латыпова Э.Ю. Расширение круга субъектов уголовной ответственности за искусственное прерывание беременности // Правовые и нравственные аспекты обеспечения безопасности личности и государства на современном этапе политических и экономических санкций. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Н.В. Хураськина (отв. редактор). - Чебоксары, 2016. - С. 364-366.

14. Внукова Е.А. Некоторые проблемы принципов уголовной ответственности // Эпомен. - 2018. -№ 16. - С. 28-31.

15. Латыпова Э.Ю. Некоторые аспекты уголовной ответственности за деяния, посягающие на неприкосновенность частной жизни // Oeconomia et Jus. - 2019. - № 2. - С. 35-45.

16. Коновальчук М.В. Понятие принципа справедливости в уголовном праве // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2017. -№ 3(55). - С. 184-189.

17. Григорян М.Г. О моральном критерии уголовно-правовых норм // Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 1. - С. 65-69.

18. Цечоев В.К. Право и мораль: источник и природа, их роль в деятельности юриста // Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - № 3. - С. 134-140.

19. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: 25000 слов: [современное написание]. - М.: АСТ, Lingua, 2016. - 305 с.

20.Бикеев И.И., Латыпова Э.Ю. О необходимости криминализации насилия в отношении лиц,

осуществляющих медицинскую помощь //Уголовное право: стратегия развития в XXI веке : материалы XVII Международной научно-практической конференции. - М.: РГ-Пресс, 2020. -С.183-186.

21.Дидикин А.Б. Трансформация духовно-нравственных ценностей молодежи в современном Российском обществе // Социально-гуманитарные науки. - 2019. - № 3. - С. 79-83.

The Influence of Moral Norms on the Content of Criminal Law Norms

in the Criminal Code of Russia

Latypova E.Yu., Gilmanov E.M., Abdullina A.E., Gilmanov R.E. Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov

The article analyzes the correlation of moral norms as a regulator of existing social relations and criminal law norms by studying the peculiarities of the influence of moral and moral attitudes on the principles of criminal law. Morality undergoes some changes over time, society begins to look at certain phenomena differently, becomes more tolerant, all this has a direct impact on the regulatory regulation of public relations, and we must also recognize the existing shortcomings between moral values and criminal law in order to concentrate on finding these problems and finding optimal solutions.

Key words: moral norms, the principle of humanism in criminal law, the principle of equality before the law, criminal law, moral norms, moral values of society

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.