Научная статья на тему 'Морально-нравственное содержаниезаконодательства Украины'

Морально-нравственное содержаниезаконодательства Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВАЯ НОРМА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамченко Н.В.

В статье предпринята попытка анализа морально-нравственного содержания законодательстваУкраины, влияния моральных норм и представлений о нравственности на содержание правовых норм,обосновываются предложения по совершенствованию актов законодательства путем приведения их всоответствии с требованиями морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морально-нравственное содержаниезаконодательства Украины»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 23 (62). № 1. 2010 г. С.35-42.

УДК 343.102

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ

Мамченко Н. В.

Симферопольский экономико-правовой факультет Одесской национальной юридической академии, Симферополь, Украина

В статье предпринята попытка анализа морально-нравственного содержания законодательства Украины, влияния моральных норм и представлений о нравственности на содержание правовых норм, обосновываются предложения по совершенствованию актов законодательства путем приведения их в соответствии с требованиями морали.

Ключевые слова: мораль, нравственность, правовая норма, законодательство.

В тексте Преамбулы Конституции говорится о том, что Верховная Рада принимала эту Конституцию, опираясь на базовые политико-правовые и социальные постулаты, - в том числе, «осознавая ответственность перед Богом, собственной совестью, предыдущими, нынешним и грядущими поколениями». То есть, в данном случае, речь идет о сугубо нравственной ответственности законодателя, которая должна пронизывать правотворчество, правоотношение и правоприменение. Понятно, что это не означает игнорирование конституционного деликта как особого вида правонарушения [1, с. 202-208]. Как известно, все права человека делятся на абсолютные права (неотчуждаемые права, которые не подлежат ограничению, например, право на жизнь, на личную неприкосновенность, свободу совести, мысли, творчества и др.) и относительные права (права, которые могут быть ограничены, например, право на жилье, право на достойное существование, на медицинскую помощь и др.) [2, с. 164-173]. Первые, в принципе, независимы от обязанностей, вторые, напротив, - прямо или косвенно с ними связаны.

Проблема оптимального соотношения права, морали и нравственности (то есть того, что нами определяется как континуум справедливости) имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав человека, ценности и достоинства человеческой личности. Важно, что в условиях реального сословного неравенства признаны ценность всеобщего правового и морального равенства людей, права и свободы каждого человека.

Соответствующие современные требования в этом плане нашли своё надлежащее выражение в статье 3 Конституции Украины, согласно которой человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. В то же время, проблема морально-нравственного содержания национального законодательства до настоящего времени не была достаточно исследована, что обусловливает вывод об актуальности этой проблемы.

Целью статьи является - в рамках «континуума справедливости» - анализ основных видов законодательных актов, начиная с Конституции и заканчивая пенсионным законодательством. Задача состоит в том, чтобы показать, что идеальным

условием для развития общества является максимальное соответствие (тождество) государства своей собственной Конституции.

Права и свободы человека являются высшей ценностью и каждому гарантируется свобода совести, свобода мировоззрения и вероисповедания (ст. 35 Конституции Украины), свобода мысли и слова, т.е. свободного выражения своих взглядов и убеждений, свобода массовой информации, право свободно искать, получать, передавать, использовать и распространять информацию любым законным способом (ст. 34 Конституции).

Закреплённый в ст. 24 Конституции принцип равноправия независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств касается всех сфер жизни.

В плане конституционно-правового закрепления моральной, нравственной, религиозной и в целом духовной свободы и автономии личности существенными являются также положения Конституции о защите государством достоинства личности (ст. 21), о запрете подвергать человека пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию (ст. 28), о праве каждого на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29) и т.д. В этом ряду следует отметить важное в моральном и нравственном отношении положение Конституции о том, что лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения относительно себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом (ст. 63).

Очевидно, что такое правовое (посредством Конституции и текущего законодательства) признание, закрепление и защита свободы личности в соответствующих областях общественной жизни (в сфере морали, нравственности, религии и т.д.) является необходимым условием нормального развития и функционирования не только всех этих правовых социальных норм и регуляторов, но и самой социальной регуляции права в общей системе социальных норм и данного общества.

В Гражданском кодексе Украины существенно отражены нормы морали и нравственности. Прежде всего, они нашли отражение в общих принципах (основных началах) гражданского законодательства, закрепленных в ст. 3 Гражданского кодекса: о недопустимости произвольного вмешательства в личную жизнь человека (ч. 1), недопустимости незаконного лишения права собственности (ч. 2), о свободе договора (ч. 3), о свободе предпринимательской деятельности в рамках закона (ч. 4), о судебной защите гражданского права и интереса (ч. 5); наконец, о принципах справедливости, добросовестности и разумности (ч. 6).

Действующее законодательство устанавливает соответствующие пределы осуществления гражданских прав. В соответствии со ст. 13 ГК (о пределах осуществления гражданских прав) не допускаются действия граждан и юридических лиц, если они совершаются с намерением нанести вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Несоблюдение моральных норм, выраженных в использовании права в противоречии с его назначением, может повлечь за собой отказ в защите права именно потому, что такого рода последствия указаны в законе.

ГК особо выделяет гарантию и регламентацию так называемых неимущественных прав физических лиц: права на жизнь, права на здравоохранение, права на безопасную для здоровья окружающую среду, права на свободу и личную неприкосновенность и т.д. (ст. 270 и др.). Гражданин (физическое лицо) имеет право на индивидуальность, т.е. на сохранение своей национальной, культурной, религиозной, языковой самобытности, а также право на свободный выбор форм и способов проявления своей индивидуальности, если они не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества (ст. 300).

К числу высоконравственных регламентаций ГК следует отнести право физических лиц на тайну о состоянии здоровья (ст. 286) и, в особенности, обязанность с уважением относиться к умершему человеку, его телу и месту его погребения (ч. 1 и 2 ст. 298). Таким образом, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Тесную связь с общепринятыми нормами морали и нравственности имеют нормы семейного права. Регулирование семейных отношений осуществляется СК Украины с целью: укрепления семьи как социального института и как союза конкретных лиц; утверждения чувства долга перед родителями, детьми и другими членами семьи; построения семейных отношений на паритетных основах, на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и поддержки; обеспечение каждого ребенка семейным воспитанием, возможностью духовного и физического развития (ч. 2 ст. 1 СК).

Семейные отношения в принципе регулируются на основах справедливости, добросовестности и разумности, в соответствии с моральными основами общества (ч. 9 ст. 7 СК) и лишь в той части, в которой это является допустимым и возможным с точки зрения интересов их участников и интересов общества (ч. 3 ст. 7 СК).

Из соображений высокой нравственности п. 2 ст. 110 СК оберегает беременную женщину и ее ребенка, запрещая мужу без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Отвечает требованиям справедливости и дифференцированный подход к порядку расторжения брака в зависимости от желания (нежелания) прекратить семейные отношения, наличия или отсутствия совместных несовершеннолетних детей, различного рода разногласий, связанных с прекращением брака, и т.п. (ст. 19-23 СК). Признание брака недействительным, его правовые последствия, предусмотренные ст. 30 СК, есть реакция государства на обман (ч. 5). В области семейных отношений, касающейся несовершеннолетних детей, имеет место правовое оформление норм сугубо нравственного порядка, идет ли речь о праве ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей либо о праве на уважение его человечес-

кого достоинства, праве на общение не только с родителями, но и с другими родственниками, а также о праве на защиту своих прав и интересов и т. д.

Содержание своих несовершеннолетних детей, а также нуждающихся в помощи нетрудоспособных членов семьи - это не только правовая обязанность родителей и других членов семьи. Налицо одна из разновидностей обязанностей нравственного свойства, правовая интерпретация которых находит свое отражение в правилах, посвященных алиментным обязательствам родителей, супругов, бывших супругов, других членов семьи.

Права и обязанности родителей, затрагивают ли они семейное воспитание, защиту прав ребенка или ответственность за его духовное, нравственное развитие, своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением как родительских прав, так и родительских обязанностей дело обстоит благополучно. Вместе с тем зафиксированные в СК правила относительно осуществления родительских прав основываются также на заповеди «не сотвори зла» - особенно ребёнку.

Морально-нравственные нормы нашли своё отражение и в трудовом праве, в первую очередь, в принципах трудового права.

В главе 3 Кодекса законов о труде Украины закреплены принципы запрещения принудительного труда, свободы труда, свободы трудового договора. В главе 11 КЗоТ - право работников на здоровые и безопасные условия труда. Особое значение имеют нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью.

В целях фактического обеспечения равноправия женщин, гарантированного Конституцией Украины, КЗоТ в гл. 12 устанавливает дополнительные специальные нормы для работающих женщин, учитывающие физические и физиологические особенности женского организма, социальную роль женщины в семье и особую охрану труда в связи с материнством.

В соответствии со ст. 174 КЗоТ запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры (ст. 175 КЗоТ). Облегченные условия труда выражаются в запрещении привлекать женщин к работе в ночное время, к сверхурочным работам (со дня установления беременности), работам в выходные дни, направлять в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (ст. 176 КЗоТ); ст. 178 КЗоТ гарантирует перевод на более легкий труд беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет и детей-инвалидов, нельзя привлекать к сверхурочным работам или направлять в командировки без их согласия (ст. 177 КЗоТ). Повышенные гарантии установлены при приеме на работу и увольнении беременных женщин и женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, а одино-

кой матери - ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до - 16 лет). Увольнение таких женщин по инициативе работодателя не допускается (ст. 184 КзоТ).

Нравственные нормы содержатся и в положениях, касающихся труда несовершеннолетних. В интересах охраны труда несовершеннолетних, т.е. моложе 18 лет, запрещается применение их труда на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах (ст. 190 КзоТ). Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, а также предельные нормы поднятия и перемещения тяжелых вещей лицами моложе восемнадцати лет утверждаются Министерством здравоохранения Украины по согласованию с Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда.

Морально-нравственные нормы, как это ни странно, наиболее широко представлены в уголовном законодательстве Украины. На наш взгляд, рассмотрение характера морально-правовой ответственности наиболее оптимально именно на примере уголовной ответственности, представляющей собой наиболее выраженную и тяжкую степень ответственности, связанной с жизнью и смертью, достоянием и достоинством человека.

Прежде всего, видимо, следует отметить, что сама система украинского уголовного права, построена на законодательной квалификации в качестве преступлений тех деяний, которые одновременно оцениваются обществом как однозначно негативные, противоречащие морали и нравственности. Так, достаточно перечислить некоторые из положений правовых норм раздела 2 особенной части УК «Преступления против жизни и здоровья личности», рассматривающего преступления против личности, включающего убийство, убийство матерью новорожденного ребенка, доведение до самоубийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, побои, истязание, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, другие деяния, чтобы отметить, что каждое из этих деяний воспринимается обществом как противоречащее морали и нравственности.

Раздел 3 особенной части УК, имеющий показательное название «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», содержит санкции, которые также следует признать непосредственно связанными с защитой морально-нравственных ценностей.

Однако с позиций нашего подхода п. 2 ст. 50 УК, фиксированный в такой редакции: «Наказание имеет целью не только наказание, но и исправление осужденных, а также предотвращение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами» - следует дополнить указанием на то, что целью наказания является также и восстановление справедливости. Поскольку этим будет устранена некая моральная асимметрия между обществом и преступником: мотивация меры наказания без указания на высокую общественную цель (восстановление справедливости) может быть воспринята осужденным как некое пренебрежение к нему. А в этом случае нельзя не согласиться с тезисом Лукаса Дж. о том, что «наказание переводит пренебрежение со стороны общества в систему ценностей преступника» [3, р. 234].

Отсутствие такой мотивации наказания можно объяснить влиянием традиции: категория справедливости определялась во времена СССР с точки зрения марксистской теории, сводившей ее к экономическим аспектам, неприменимым в широкой

области уголовного права и несоответствовавшим устоявшимся в обществе нормам и воззрениям на справедливость, как морально-нравственную категорию. Ведь помимо всего сказанного, механизм восстановления социальной справедливости в обществе включает в себя не только экономические аспекты, но и социально-психологические, проявляющиеся в том, что граждане убеждаются в способности государственных органов осуществить наказание преступника, причем наказание осуществляется на основе принципов законности. Особо важным морально-психологическим фактором в этом отношении является ст. 45 УК об освобождении от криминальной ответственности лиц, совершивших нетяжкие преступления, в связи с их действенным раскаянием. Уголовный кодекс нередко проявляет, можно сказать, великодушие, освобождая, например, от наказания по причине болезни (ст. 84 УК), тем самым, усиливая морально-нравственный компонент, внося в правовые нормы установления, отражающие позитивные моральные стандарты общества, в данном случае, проявление снисхождения к отдельным категориям людей в силу их незащищенности, особой жизненной ситуации.

Естественно, что факт тяжелой болезни не изменяет самого факта совершения противоправного действия и не служит основанием для снятия ответственности. Значит, освобождение от отбывания наказания производится по соображениям морального характера, поскольку отбывание наказания в этом случае противоречило бы принципам гуманности как основе всей системы морали и нравственности.

УК Украины включает некоторые нормы патерналистского характера, которые прямо направлены на защиту общественной морали и нравственности. Так, ст. 300 пресекает ввоз, изготовление или распространение произведений, которые пропагандируют культ насилия и жестокости. Уголовно наказуемы и такие деяния, как ввоз, изготовление, сбыт и распространение порнографических предметов (ст. 301 УК), создание или содержание мест разврата и сводничества (ст. 302) и т.п.

Таким образом, уже само содержание правовых норм украинского законодательства может восприниматься как преломление моральных и нравственных воззрений законодателей (которые, в свою очередь, должны выполнять волю избирателей, отражая их морально-нравственные нормы), а потому целиком восприниматься как отражение норм морали и нравственности.

Вообще, рассмотрение характера ответственности и вариантов превалирования одной из форм ответственности удобно рассматривать именно на примере уголовной ответственности, представляющей собой наиболее выраженную и тяжкую степень ответственности.

В то же время, следует отметить, что справедливость в правовой области может быть описана, как определенный уровень соотношений прав и обязанностей человека, что позволяет считать любое нарушение права нарушением справедливости и наоборот.

Особо интересным примером влияния морально-нравственных норм на нормы законодательства является отделение преступных деяний от не преступных - именно по моральным основаниям в условиях, когда сама физическая составляющая деяния совершенно одинакова. Так, в некоторых случаях деяние, хотя и имеющее некоторые формальные признаки преступности (например, подобное деяние в иных

обстоятельствах может быть запрещено уголовным законом под угрозой наказания), не может являться преступлением в силу того, что обстоятельства, при которых оно совершено, предусмотрены уголовным законодательством, как исключающие преступность деяния. В то же время причины, по которым такие деяния, хотя и сходные с преступлениями, вынесены за рамки преступлений, являются, по сути, причинами морального характера.

В действующем в настоящее время УК Украины дан ряд обстоятельств, исключающих преступность деяния. Прежде всего, таким обстоятельством является необходимая оборона, т.е. действия, совершенные с целью защиты охраняемых законом прав и интересов обороняющегося лица или другого лица, а также общественных интересов и интересов государства от общественно опасного посягательства путем причинения тому, кто посягает, вреда, необходимого и достаточного в данной обстановке для немедленного отвлечения или прекращения посягательства, если при этом не было допущено превышение границ необходимой обороны (ч. 1 ст.36 -39).

Особо следует подчеркнуть важность взаимной ответственности государства и личности. Разумеется, для реализации этого нравственно насыщенного украинского законодательства, являющегося системной основой для построения правового государства и гражданского общества потребуется моральное и правовое воспитание личности украинца как гражданина. И здесь человеческий фактор будет играть решающую роль. В этой связи Костенко А. М. развивает идею о том, что теория права должна иметь свой «основной вопрос», каковым, по его мнению, является именно человеческий фактор [4, с. 25-35].

Таким образом, проведенный системный анализ ныне действующего украинского законодательства дает основания для вывода о высокой морально-нравственной насыщенности нашего законодательства. Однако в нем можно обнаружить и некоторые погрешности. Так, например, п. 2 ст. 50 УК, фиксированный в такой редакции: «Наказание имеет целью не только наказание, но и исправление осужденных, а также предотвращение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами» - следовало бы дополнить указанием на то, что целью наказания является также и восстановление справедливости.

Разумеется, для построения правового и легитимного государства важно, во-первых, придерживаться фундаментального принципа - максимального соответствия государства своей собственной Конституции, а во-вторых, осуществлять моральное и правовое воспитание личности украинца как гражданина. И здесь человеческий фактор будет играть решающую роль.

Список литературы

1.Слободян Н. М. Стввщношення конституцшного делжту з шшими видами правопорушень / Н. М. Слободян. // Держава i право. Збiрник наукових праць. - 2005. - Випуск 27 - С. 234-241.

2. Гасанов К., Стремоухов А. Абсолютные права человека и ограничения прав / К. Гасанов, А. Стремоухов //Правоведение. - 2004. - № 1(252). - С. 164-173.

3. Lucas J. L. On Justice / Lucas J. R. - Oxford : The Clarendon Press, 1980. - 325 р.

4. Костенко О. М. Природт i людсью фактории у npaBi: Дослщження з позицп сощального нату-pani3My / О. М. Костенко // Вюник НАН Украши. - 2005. - № 8. - С. 25-35.

Мамченко Н. В. Моральний змкт законодавства Укра'ши / М. В. Мамченко// Учет записки Тавршського национального ушверситету iM. В. I. Вернадського. Серiя : Юридичш науки. - 2010. - Т. 23 (62). № 1. 2010. - С. 35-42.

У статп здшснюеться спроба aнaлiзу морального змгсту законодавства Укра1ни, впливу мораль-них норм i уявлення про них на змкт правових норм, обгрунтовуються пропозицп щодо вдосконалення акпв законодавства шляхом приведення 1х у вщповщтсть з вимогами морaлi.

Ключовi слова: мораль, правова норма, законодавство.

Mamchenko N. Moral and ethic matter of the legislation of Ukraine/ N. Mamchenko // Scientific Notes of Tavrida National V. I. Vernadsky University. - Series : Juridical sciences. - 2010. - Vol. 23 (62). № 1. 2010. - P. 35-42.

This article presents an attempt to analyse the moral and ethic matter of the legislation of Ukraine, the influence of moral standards on the matter of legal norms; proposals for the perfection of the legislative actions by means of bringing them to conformity with the moral requirements are grounded in the article.

Keywords: morality, legal norm, legislation.

НадШшла до редакцИ' 21.04.2010 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.