УДК 711.4
М.А. ЗЕЛЕНКОВ, аспирант,
НГАХА, Новосибирск
ВЛИЯНИЕ НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ГРАДОФОРМИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ В НОВОСИБИРСКЕ
Смена градообразующей доминанты приводит к реконструкционным процессам Новосибирска. Городской центр становится местом наиболее активного столкновения общественных и частных интересов, последние из которых оказывают наиболее весомый вклад в его организацию и приводят к дальнейшему углублению конфликтов.
Расширение потребностей общества, развитие и совершенствование производства, изменив уровень жизни населения, кардинально изменяют культуру общества (особенно в массовом её проявлении), ставят проблему формирования крупных градостроительных систем в ракурсе оздоровления среды обитания, создания максимально благоприятных условий для жизнедеятельности.
Влияние новых социально-экономических условий на формирование города отражается в совершенствовании возможностей жителей в эффективном использовании материальных средств за счет улучшения качества взаимосвязей и коммуникаций с окружающим миром. Наряду с развитием массового производства и производства информации происходит развитие средств её распределения и потребления - информационных технологий и систем (электронные каналы связи, СМИ, РЯ-технологии и т.п.). С расширением сферы информационного воздействия поиск обществом нужной информации усложняется, а относительная скорость и качество обработки падает, в то время как результаты воздействия массовой информации на мир становятся всё более существенными. Человек-потребитель становится объектом направленного информационного воздействия, имеющего существенное влияние на развитие его личности.
В период развития постиндустриального информационного общества весьма существенно меняется качество городской среды. Произошедшая смена градообразующей функциональной доминанты с промышленного производства на «центр торговли и бизнеса» привела к реконструкционным процессам (тенденциям) всего Новосибирска путем задействования ранее неиспользуемых помещений подвальных и цокольных этажей, перепрофилировании под новые нужды нижних уровней жилых зданий и т.д. Основу городского пространства начинают составлять общественные информационно-развлекательные центры (направленные на производство и поддержку бренда). В связи с этим в городе появляются развлекательные торгово-выставочные объекты, обслуживающие брендовые товары (предприятия сбыта брендового товара: бутики, заведения быстрого питания, галереи современного искусства) и торговые общественные объекты (мини-, гипермаркеты, крупные подземные торговые пространства, благоустроенные рынки, и т.д.).
С развитием новых информационно-торгово-развлекательных функций происходит их интеграция, замещение и вытеснение сложившихся ранее городских функций. В городе с ранее развитой промышленностью производится
© М.А. Зеленков, 2007
экономически эффективная конверсия (приспособление к новым функциям) старых построек: неиспользуемые территории коммунально-складских зон, нефункционирующие промышленные предприятия приспосабливаются под крупные торгово-развлекательные и выставочные комплексы, а городские приречные предприятия - под новые многофункциональные центры, объединяющие в себе места для коммерческой деятельности и отдыха, офисы и галереи, гостиницы и жилые помещения. Новое строительство, исчерпав резерв пустующих участков и территорий и натолкнувшись на необходимость строительства в условиях реконструкции существующей городской структуры, начинает заполнять территории, не предназначенные под застройку: парки, скверы, территории жилых дворов, школ, детских садов.
Усиливающаяся эксплуатация городского пространства приводит к концентрации и расширению в местах активных людских потоков (транспортно-коммуникационных и транспортно-общественных узлах, магистралях, остановках, в первых этажах жилых зданий, выходящих на главные улицы, и т.п.), на открытых городских общественных пространствах (площадях, набережных, в скверах) элементов, оказывающих неблагоприятное воздействие на городское окружение: скопление людских потоков и транспорта, стоянки автомобилей, переизбыток рекламной информации.
В процессе изменения способа производства (с появлением новых производств и, соответственно, новой деятельности и новых потребностей) меняется социальная структура общества, его культурные ценности. Складывающиеся новые общественные отношения приводят к созданию принципиально новой среды города и специфики его территориально-пространственной организации, которые, в свою очередь, определяют образование социальнокультурных групп. Общество, таким образом, влияет на градостроительство, а динамически меняющийся город влияет на структуру общества.
Сам город становится местом наиболее активного столкновения общественных и частных интересов, последние из которых оказывают наиболее весомый вклад в его организацию и приводят к дальнейшему углублению конфликтов. По мнению французского социолога М. Машино, «город - это неотъемлемая часть системы... Создание пространственной среды отвечает нуждам господствующей группы людей, оно отражает её интересы и раскрывает закон её развития. Города отражают требования и противоречия капиталистического способа производства. Следовательно, вопрос о городе - это, по существу, политический вопрос. Именно из этой очевидной истины следует исходить, если мы хотим понять, почему города становятся, как нам кажется, непригодными для жизни».
Смена идеологии в обществе влечет замещение одних культурных функций общества другими. Главной целью, на сегодняшний день, в архитектурной среде постиндустриального информационного общества становится увеличение дохода владельца архитектурного объекта от продажи информации, несомой средствами архитектуры этого объекта (происходит и фальсификация архитектурной среды: используя имеющийся бренд, создается символ, который оказывает нужное влияние на потребителя этой архитектуры).
В Новосибирске, крупном административно-деловом центре, появляются «архитектурные информационные образы» в виде крупных общественных объектов-символов, привлекающих потребителя этой архитектуры (например, банковских клиентов, туристов) и оказывающих на него нужное влияние. Особую актуальность получает строительство в городе деловых коммерческих центров, состоящих из комплекса высотных зданий, размеры которых информируют посетителя об экономической мощи, статусности, престижности владельца или собственника.
Информационный видеоряд в архитектурной среде проявляется как средство развития этого информационного канала: например, для передачи информации о появлении новой модели, нового товара производитель вынужден нагружать архитектурные элементы рекламными щитами или фигурами с уточняющими надписями для потребителей, недостаточно искушённых в этом новом направлении монументального искусства. Эти рекламные объекты появляются в местах активных людских потоков даже на пустом месте, наращиваясь впоследствии полевыми коммерческими объектами: лотками, киосками, закусочными под зонтиком, развиваясь в дальнейшем в мини-маркеты и далее. Перенасыщение архитектурной среды активной агрессивной коммерческой информацией ведёт к потере комфорта, вплоть до неврозов, что может вызвать обратный желаемому эффект - снижение посещаемости этого места и понижение спроса. Тогда, конечно, имеет место новая победа демократической общественности: ограничение или запрет рекламы в данном месте, исключая период выборов, когда психическим здоровьем потребителей никто не озабочен.
Затраты на создание архитектурного образа-бренда, особенно в центральной части города, окупаются за счет потребителей, фирм-арендаторов, а те, в свою очередь, получают признание и уважение, окупаемые в ходе их бизнеса. Такая архитектура несет престижность, которая имеет цену.
Огромную роль в формировании эстетических качеств архитектуры городского пространства начинает играть получивший широкое развитие дизайн архитектурной среды, поскольку появляется потребность в оформлении новых архитектурных объектов, прилегающих к ним территорий, входных уличных зон с особым изыском (для привлечения потребителя и обеспечения экономической выгоды от несомой объектом функции). Также в городской среде появляются информационные видеоряды - рекламные конструкции, отражающие экономическую структуру денежных и товарных потоков. Для организации и ускорения товарооборота городское пространство «колонизируется» рекламными щитами, плакатами и фигурами, целыми зданиями -брендами (чётко номинирующими экономических игроков на данном поле), перекрывающими и искажающими архитектурные элементы зданий прошлых культурных эпох, тротуары, общественные площади, а также такие значимые визуальные объекты, как ценные городские виды и панорамы.
Неорганизованное интегрирование застройки и функций в центральной зоне города, когда для размещения жилых, общественных, хозяйственных нужд привлекаются элементы кровель, технические, цокольные этажи, уровни подземного пространства, влечет за собой реконструкцию инженерных сетей,
транспортных коммуникаций, благоустройства и т.д., которые не всегда осуществимы в условиях сложившейся городской структуры. Развитие сферы услуг, приведшее к дифференциации городских функций, выявило нехватку городских пространств под появившиеся новые потребности общества. Разнообразие услуг растёт, интегрируется - обслуживающие предприятия постепенно захватывают центры крупных городов, делая их неудобными и малопригодными для жилья.
Работы по новым объектам, которые должны проводиться на основании изучения планировки и застройки предполагаемого района строительства, состояния территорий, коммуникаций, опираться на технико-экономические расчеты с разработанным оптимальным планом размещения жилищного и другого строительства, с учетом экономической целесообразности застройки на свободных и реконструируемых участках, зачастую игнорируют возможные последствия. Привлекательность нового объекта падает после первого посещения, когда посетитель сталкивается с отсутствием парковок, захламленностью проездов, пересекающих потоков людей.
Здания с разделенными функциями по вертикали, жилье с торговыми и общественными функциями в первых этажах, многоцелевые полифункцио-нальные комплексы возводились и ранее, на предшествующих этапах пространственного развития города. Предыдущий опыт доказал необходимость интенсивного использования подземного пространства, что обеспечивает высокий уровень комплексности застройки, повышение плотности жилого фонда и более рациональное использование территории центральной части города. Также интегрирование функций позволяет значительно снизить энергозатраты, что немаловажно в сложных климатических условиях Сибири.
Расширение структуры потребностей общества, развитие и совершенствование производства существенно изменили уровень жизни населения. Кардинально изменившаяся культура общества (особенно в массовом её проявлении) ставит проблему формирования крупных градостроительных систем в ракурсе оздоровления среды обитания, создания максимально благоприятных условий для жизнедеятельности. С этой целью необходимо проводить программу упорядоченного использования городских земельных ресурсов с привлечением современных технологий по формированию структур пространственного развития города и восстановления экологического равновесия.
Библиографический список
1. Блинков, В.П. Некоторые вопросы территориально-пространственного развития селитебных зон крупнейших городов Сибири / В.П. Блинков // Тезисы докладов профессорско-преподавательского состава НАРХИ. - Новосибирск, 1991.
2. Блинков, В.П. Новосибирск на этапе центростремительных тенденций реконструкции / В.П Блинков // ARCHITECTON. Сер. Известия вузов. - Екатеринбург, 1999.
3. Гутнов, А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов. - М., 1984. - 256 с.
4. Зеленков, М.А. Формирование информационных образов-«брендов» как основа производства в постиндустриальном обществе / М.А. Зеленков, М.И. Туркина // Пути совершенствования архитектурно-художественного образования в Сибири: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск : Maker, 2005. - С. 52.
5. Зеленков, М.А. Информационные образы-«бренды» в структуре товара: специфика производства в постиндустриальном обществе / М.А. Зеленков, М.И. Туркина // Наука. Технологии. Инновации: материалы Всероссийской научной конференции молодых учёных в 7 частях. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. - Ч. 4. - С. 23-24.
M.A. ZELENKOV
INFLUENCE OF NEW SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS ON TOWN-ORGANIZATION PROCESES IN NOVOSIBIRSK
The change of town formation dominant leads to reconstruction processes in Novosibirsk. City center becomes the place of more active conflicts between social and private interests.
The increase of public needs, the development and improvement of production, the standard of living of population change the culture of society and raise a problem of formation of large-scale town construction systems for improving the environment and creation of favourable conditions for vital activity.
УДК 725.59/62+725.826:791.83
Ю.М. РОБЕРТУС, аспирант,
ТГАСУ, Томск
АРХИТЕКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЖИВОТНЫХ В УСЛОВИЯХ ГОРОДА
В данной статье рассматриваются социально-экономические предпосылки формирования системы обслуживания животных в условиях городской среды и, как следствие, раскрытие новых перспектив в развитии архитектурной типологии. Выявляются проблемы проектирования, строительства, а также нормативно-правовые, затрагивающие малоизученное направление архитектуры - здания зоосферы.
Постепенное удаление человека от живой природы вследствие технического прогресса и урбанизации, ухудшающаяся экологическая обстановка и исчезновение редких видов животных определили повышение значимости роли домашних животных в жизнедеятельности людей.
По данным статистики, во всем мире наблюдается постоянный рост числа городских домашних животных, в англоязычных странах устоялся термин, обозначивший эту группу животных как urban animal [4]. В 2000 году популяция собак увеличилась на 12 %, кошек - на 14 %, по сравнению с началом 90-х годов. В разных странах сложились свои предпочтения относительно популярности тех или иных видов животных. Однако самой многочисленной группой среди домашних любимцев были и остаются собаки и кошки [2]. К 2000 году в России насчитывалось 7 млн собак и 10 млн кошек; в Великобритании 6,8 млн собак и 8 млн кошек; в Германии 5 млн кошек и 5 млн птиц и мелких животных; во Франции 7 млн птиц и 8,5 млн кошек. В настоящее
© Ю.М. Робертус, 2007