5. Зеленков, М.А. Информационные образы-«бренды» в структуре товара: специфика производства в постиндустриальном обществе / М.А. Зеленков, М.И. Туркина // Наука. Технологии. Инновации: материалы Всероссийской научной конференции молодых учёных в 7 частях. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. - Ч. 4. - С. 23-24.
M.A. ZELENKOV
INFLUENCE OF NEW SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS ON TOWN-ORGANIZATION PROCESES IN NOVOSIBIRSK
The change of town formation dominant leads to reconstruction processes in Novosibirsk. City center becomes the place of more active conflicts between social and private interests.
The increase of public needs, the development and improvement of production, the standard of living of population change the culture of society and raise a problem of formation of large-scale town construction systems for improving the environment and creation of favourable conditions for vital activity.
УДК 725.59/.62+725.826:791.83
Ю.М. РОБЕРТУС, аспирант,
ТГАСУ, Томск
АРХИТЕКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЖИВОТНЫХ В УСЛОВИЯХ ГОРОДА
В данной статье рассматриваются социально-экономические предпосылки формирования системы обслуживания животных в условиях городской среды и, как следствие, раскрытие новых перспектив в развитии архитектурной типологии. Выявляются проблемы проектирования, строительства, а также нормативно-правовые, затрагивающие малоизученное направление архитектуры - здания зоосферы.
Постепенное удаление человека от живой природы вследствие технического прогресса и урбанизации, ухудшающаяся экологическая обстановка и исчезновение редких видов животных определили повышение значимости роли домашних животных в жизнедеятельности людей.
По данным статистики, во всем мире наблюдается постоянный рост числа городских домашних животных, в англоязычных странах устоялся термин, обозначивший эту группу животных как urban animal [4]. В 2000 году популяция собак увеличилась на 12 %, кошек - на 14 %, по сравнению с началом 90-х годов. В разных странах сложились свои предпочтения относительно популярности тех или иных видов животных. Однако самой многочисленной группой среди домашних любимцев были и остаются собаки и кошки [2]. К 2000 году в России насчитывалось 7 млн собак и 10 млн кошек; в Великобритании 6,8 млн собак и 8 млн кошек; в Германии 5 млн кошек и 5 млн птиц и мелких животных; во Франции 7 млн птиц и 8,5 млн кошек. В настоящее
© Ю.М. Робертус, 2007
время Россия занимает второе, после США, место в мире по численности домашних животных.
Более детальную статистику можно рассмотреть на примере г. Томска, где количество лишь официально зарегистрированных домашних животных (собаки, кошки, голуби) в период с 1986 по 2005 гг. возросло на 84,4 % (рис. 1).
50 000 40 000 30 000 20 000 10 000
0
Рис. 1. График изменения общей численности домашних животных в г. Томске в период с 1986 по 2005 гг., включая официально незарегистрированных животных (согласно данным органов городского управления ветеринарии)
Даты, г.
1986 1992 2005
Цели содержания животных в условиях города различны, основные из них: для спорта и отдыха, для общения, для бизнеса, для детей (рис. 2). Опрос общественного мнения показал, что большинство людей заводят домашних животных для общения.
Рис. 2. Статистика целей содержания животных в условиях городской среды
Существенно расширилась сфера деятельности людей, связанная с домашними животными. Увеличение численности домашних животных отразилось на многих отраслях: экономике - развитие зообизнеса и сферы потребительских услуг для домашних животных и их владельцев (зоосервиса), ветеринария и переживает расцвет деятельности, расширились возможности в организации досуга людей с участием животных.
Кроме того, появились учреждения, оказывающие новые виды сервисных услуг - зоогостиницы, грумминг-центры, дрессировочные центры, кафе, ателье и брачные агентства для животных и т. д.
На период 1986 г. в Томске имелось 4 ветеринарных учреждения, 1 кинологическая организация, 2 организации, специализирующиеся на производстве и продаже товаров для животных. В 2005 г. количество ветеринарных учреждений выросло до 18, кинологических организаций - до 4, организаций, специализирующихся на производстве - до 5 и продаже товаров для животных - до 11. Появилось 3 гостиницы для животных, 2 зооцентра с салоном-парикмахерской, 3 организации, специализирующиеся на аквариумистике, 5 клубов любителей животных, не считая детских организаций, существенно выросла сеть торговли товарами для животных в не специализированных магазинах, существующая на уровне отделов практически во всех торговых центрах города (рис. 3).
>50
20
15
10
Даты, г.
ГТтТ
■I
0 1986
Условные обозначения:
Ж - Ветеринарные учереждения
- Торговые организации
- Производственные организации
- Сервисные организации
2005
□
□
XX - Клубь
>58
§
Г! ^ * 9 §
« а
¥
а
Рис. 3. График изменения общей численности учреждений и организаций, составляющих сферу зооуслуг г. Томска в период с 1986 по 2005 гг., включая официально незарегистрированных животных (согласно данным органов городского управления ветеринарии)
5
Многолетняя практика и опыт показывают, что домашние животные приносят огромную пользу в развитии детей и подростков, оказывают положительное влияние на физическое и психологическое состояние людей разных возрастов, а также инвалидов и людей с умственными отклонениями. Отвечая на эмоциональный комфорт, получаемый от общения с животным, человек старается выразить свою заботу через удовлетворение жизненных потребностей животного: обеспечивает максимально комфортные условия проживания, заботится о здоровье и питании и т. д.
Понимание того, какими должны быть условия, обеспечивающие в равной степени комфортное проживание для животных и людей в современном урбанизированном пространстве, складывается из изучения животных и их потребностей; целей использования животных современным человеком; влияния животных на среду их пребывания в условиях города и изучения опыта содержания, питания, лечения и др.
Мировой опыт обеспечения совместной жизнедеятельности людей и животных в условиях города представлен объектами различной функциональной направленности: культурно-досуговые - здания, помещения и открытые площадки для зрелищных, спортивных мероприятий и выставок с участием животных, зоопарки, аквариумы, дельфинарии; здания зоосервиса - гостиницы для животных, грумминг-салоны, зооцентры, зооаптеки, брачные агентства, бюро находок пропавших животных, магазины по продаже товаров для животных и самих животных, здания ветеринарного сервиса и др.
В России деятельность по организации досуга и обслуживания животных и их владельцев является относительно новой, но активно развивающейся сферой в формировании жизненного уклада страны. Это объясняется многими факторами:
- стабилизацией экономики страны;
- повышением уровня культуры и экологической грамотности населения;
- переоценкой приоритетов в отношении к животным (признание уникальности и ценности животных, пользы для человека и экосистемы, прав на определенный объем благ и условий жизни);
- непрерывным ростом числа животных, находящихся на содержании городских жителей (2000 г. - 33,1 % российских семей содержали домашних животных, 2002 г. - их количество возросло до 44,6 %, 2004 г. - свыше 1/3 населения являются владельцами домашних животных).
Однако, несмотря на энергичное развитие зообизнеса, существует ряд проблем в области архитектурного проектирования, строительства и функционирования объектов зоосервиса и зоодосуга. Среди наиболее очевидных проблем выделяются следующие:
1. Предложение не удовлетворяет спрос:
- отсутствие необходимого количества зданий и помещений для зоосервиса и зоодосуга, удовлетворяющего спрос потребителей;
- недостаточное количество, а в некоторых городах полное отсутствие специально приспособленных зданий, помещений и территорий для проведения выставок, спортивных и зрелищных мероприятий с участием животных.
2. Отсутствие опыта проектирования и строительства:
- почти полное отсутствие опыта проектирования и строительства в России многих типов зданий зоосервиса и зоодосуга до середины 90-х гг. (опыт проектирования в основном составляют проекты цирков и зоопарков, имеющих отношение преимущественно к диким животным, а также типовые проекты ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих и птицеводческих предприятий);
- неравномерность распределения зданий и помещений для зоосервиса по территории города (большая часть зданий располагается на территории городских центров, они практически отсутствуют в районах массовый жилой застройки, где проживает наибольшее число потенциальных потребителей зооуслуг).
3. Низкое качество архитектурной среды для зоосервиса и зоодосуга:
- большая часть функционирующих учреждений зоосервиса располагается в реконструируемых или приспосабливаемых помещениях зданий с иным назначением;
- внешний облик и интерьер многих существующих зданий и помещений, оказывающих услуги зоосервиса, имеют низкий эстетический уровень;
- функциональная и архитектурно-планировочная организация этих зданий не всегда соответствует происходящей в них деятельности.
4. Несовершенство типологии и нормативно-правовой базы:
- типологическая и терминологическая путаница, отсутствие архитектурной типологии зданий и сооружений зоосферы;
- действующая нормативно-правовая база, регламентирующая проектирование и строительство зданий для досуговых мероприятий и обслуживания непродуктивных животных не охватывает весь типологический спектр появившихся новых зданий зоосферы (зооцентры, центры зоосервиса, грумминг-центры, здания организаций, занимающихся предоставлением ритуальных услуг для животных - организацией браков между животными и похорон, здания и помещения для дрессировки, проведения зрелищных, спортивных мероприятий и выставок с участием животных, дельфинарии, аквариумы и т.д. [1]);
- нормативные документы объединяют в единую типологическую группу архитектурные объекты, разные по функциональной направленности, технологическим процессам, протекающим внутри них, и специализации работников (например, введенные в действие с 01. 01. 2003 г. «Нормы технологического проектирования ветеринарных объектов для городов и иных населенных пунктов» НТП-АПК 1.10.07.002-02 под термином «ветеринарные объекты городов и иных населенных пунктов» объединяют в числе прочих парикмахерские и гостиницы для животных, а также кладбища домашних животных [3]).
Таким образом, в связи с высокими темпами развития сферы зооиндустрии, с одной стороны, и в то же время в связи с отсутствием опыта проектирования и строительства новых типов зданий зоосферы, охватывающих сферу обслуживания городских животных и их владельцев, а также организацию их досуга, несовершенством типологии и нормативно-правовой базы, с другой стороны, требуют разработки научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию архитектурной типологии, функциональной и архитектурно-
планировочной организации зданий зоосервиса, по улучшению их предметнопространственного наполнения и архитектурной среды в целом.
Проведенные исследования отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства зданий, связанных с содержанием, обслуживанием и демонстрацией животных в городских условиях, позволили выявить значительное разнообразие форм этих учреждений. В соответствии с существующей архитектурной типологией предлагается их распределение на следующие группы и типы объектов (рис. 4).
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Т ▼ ▼ ▼ ▼
'У. 3
А ?Я
= ц £1
£ К X — I х — - II |е Е с £
а 2 = 2 ьо £ =
▼
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
КМШКІІГР
Рис. 4. Типологическая схема
В результате сложившейся структуры и разделения архитектурных объектов на три группы: объекты ландшафтной архитектуры; общественные здания, сооружения, комплексы и производственные здания, здания и сооружения зоосферы можно классифицировать следующим образом:
Под категорию объектов ландшафтной архитектуры подходят: зоопарки как специализированные городские парки; открытые площадки для соревнований, выставок, дрессировки и выгула животных как объекты городского благоустройства; территории кладбищ для животных как озелененные территории специального назначения.
Наибольшее число объектов зоосферы подходят под категорию общественных зданий, сооружений и комплексов:
- здания для школ юных натуралистов, ветеринарных техникумов и училищ, зоологических вузов как здания для образования, воспитания и подготовки кадров;
- здания органов управления ветеринарии, научных центров, НИИ, кинологических и фелинологических организаций как здания для научноисследовательских учреждений, общественных организаций и управления;
- здания ветеринарных клиник, лабораторий и аптек как здания и сооружения для здравоохранения;
- здания спортивных клубов для животных, дрессировочные центры, ипподромы как спортивные здания и сооружения;
- здания клубов любителей животных, зоологических музеев, цирков, дельфинариев и аквариумов как здания культурно-просветительских и зрелищных учреждений;
- здания зоосервиса - магазины по продаже товаров для животных и самих животных, салоны-парикмахерские (грумминг-центры), ателье, брачные агентства, зооцентры, гостиницы для животных, птичьи рынки и т. д. как здания для предприятий торговли и бытового обслуживания;
- здания агентств ритуальных услуг и крематории для животных как здания траурного назначения.
К категории производственных зданий и сооружений можно отнести здания зооиндустрии:
- здания для производства и ремонта товаров и кормов для животных;
- здания питомников кинологических организаций;
- здания питомников для клубов служебного собаководства и коневодства.
Исследование существующего положения типологической структуры
объектов зоосферы показало наличие большого потенциала в направлении объектов зоосервиса и зоодосуга. Универсальной и наиболее популярной формой синтеза объектов зоосервиса и зоодосуга может являться многофункциональный зооцентр, имеющий в своем составе следующие функции:
- консультативно-торговую;
- услуги салона-парикмахерской (грумминг-центра);
- ветеринарную;
- услуги страхования;
- услуги «бюро находок»;
- услуги брачного агентства;
- ателье;
- гостиницы для животных;
- дрессировочного центра;
- клуба любителей животных;
- зрелищную;
- в отдельных случаях может присутствовать функция оказания похоронных услуг.
На сегодняшний день такие зооцентры имеются практически во всех крупных и некоторых малых городах, но они имеют в основном ограниченное количество функций, и их архитектурный облик не всегда отвечает функциональному назначению. Архитектура зданий существующих зооцентров не выражает их индивидуальности, некоторые не вписываются в среду размещения.
В связи с этим сегодня существует необходимость в создании научно обоснованных принципов архитектурного проектирования этих учреждений, формировании нормативно-правовой базы и разработке моделей архитектурно-планировочных решений зданий зооцентров.
Это направление раскрывает новые перспективы в развитии архитектурной типологии, позволяет реализовать возрастающие с каждым днем возможности зообизнеса и зооиндустрии, а главное, поможет удовлетворить потребности 2/3 городского населения РФ, являющимся владельцами домашних животных.
Библиографический список
1. Социально-правовые основы зооветеринарной деятельности в России: сборник нормативных актов и образцов документов / Сост. В.Т. Кумков, А.В. Коробов. - М. : КолосС, 2003. - 455 с.
2. Пилюгин, В.В. Собака в XXI веке. 1000 ответов на вопросы собаководов / В.В. Пилюгин, В.В. Гриценко, С.Ю. Гурьева. - М. : ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004. - 560 с.
3. Нормы технологического проектирования ветеринарных объектов для городов и иных населенных пунктов: НШ-АпК 1.10.07.002-02.
4. www.urbananimal.net
J.M. ROBERTUS
ARCHITECTURAL AND TYPOLOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF SERVICE FACILITIES FOR ANIMALS IN URBAN ENVIRONMENTS
The article is devoted to social and economic preconditions of organization of service facilities for animals within urban environment and the discovery of some new trends of architectural typology. The problems of designing, construction as well as the legal standards concerning the poorly studied directions of architecture, known as zoosphere buildings are revealed.